Реализация имущества находящегося в налоговом залоге днр

Опубликовано: 17.05.2024

95.1. Контролирующий орган осуществляет за налогоплательщика и в пользу государства меры по погашению налогового долга такого налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - путем продажи имущества такого налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

95.2. Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не ранее чем через 60 календарных дней со дня направления (вручения) такому плательщику налогового требования.

95.3. Взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, и со счетов налогоплательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, открытых в центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, осуществляется по решению суда , которое направляется к исполнению контролирующим органам, в размере суммы налогового долга или его части.

Контролирующий орган обращается в суд о предоставлении разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге.

Решение суда о предоставлении указанного разрешения является основанием для принятия контролирующим органом решения о погашении всей суммы налогового долга. Решение контролирующего органа подписывается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа и скрепляется гербовой печатью контролирующего органа. Перечень сведений, которые указываются в таком решении, устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

95.4. Контролирующий орган на основании решения суда осуществляет взыскание средств в счет погашения налогового долга за счет наличности, принадлежащей такому налогоплательщику. Взыскание наличных средств осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

95.5. Исключены в соответствии с настоящей статьей наличные средства вносятся должностным лицом контролирующего органа в банк в день их взыскания для перечисления в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд в счет погашения налогового долга налогоплательщика. В случае невозможности внесения указанных средств в течение того же дня их необходимо внести в банк на следующий рабочий день. Обеспечение сохранности указанных средств до момента их внесения в банк осуществляется соответствующим контролирующим органом.

В случае если налоговый долг возник в результате неуплаты денежного обязательства и / или пени, определенных налогоплательщиком в налоговой декларации или уточняющем расчете, что подается контролирующему органу в установленные настоящим Кодексом сроки, взыскание средств за счет наличности, принадлежащей такому налогоплательщику, и / или средств со счетов такого плательщика в банках осуществляется по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа без обращения в суд при условии если такой налоговый долг превышает 5 моль ионов гривен и не уплачивается в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем ​​предельного срока его уплаты, и отсутствуют обязательства государства по возврату такому налогоплательщику ошибочно и / или излишне уплаченных им денежных обязательств.

В таких случаях:

решение о взыскании средств со счетов такого налогоплательщика в банках является требованием взыскателя к должнику, подлежащего немедленному и обязательному исполнению путем инициирования перевода в платежной системе по правилам соответствующей платежной системы;

решение о взыскании наличных средств вручается такому налогоплательщику и является основанием для взыскания.

Взыскание наличных средств осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

95.6. В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, превышает сумму его денежного обязательства и налогового долга, разница перечисляется на счета такого налогоплательщика или его правопреемников.

95.7. Продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах и / или через торговые организации.

Продажа имущества налогоплательщика на публичных торгах осуществляется в следующем порядке:

95.7.1. имущество, которое может быть сгруппировано и стандартизировано, подлежит продаже за средства исключительно на биржевых торгах, проводимых биржами, которые созданы в соответствии с законом и определенные контролирующим органом на конкурсной основе;

95.7.2. ценные бумаги - на фондовых биржах в порядке, установленном Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке";

95.7.3. другое имущество, объекты движимого или недвижимого имущества, а также целостные имущественные комплексы предприятий подлежат продаже за средства исключительно на целевых аукционах, организуемых по представлению соответствующего контролирующего органа на указанных биржах.

95.8. Имущество, быстро портится, а также другое имущество, объемы которого достаточны для организации публичных торгов, подлежат продаже за средства на комиссионных условиях через организации торговли, определенные контролирующим органом на конкурсной основе.

Имущество должника, относительно обращения которого установлено ограничение законом, продается на закрытых торгах, проводимых на условиях состязательности. В таких закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законодательством могут иметь указанное имущество в собственности или на основании иного вещного права.

95.9. В случае если продажи подлежит целостный имущественный комплекс предприятия, имущество которого находится в государственной или коммунальной собственности или если согласно законодательству по вопросам приватизации для отчуждения имущества предприятия необходимо предварительное согласие органа приватизации или иного государственного органа, уполномоченного осуществлять управление корпоративными правами, продажа имущества такого предприятия организуется государственным органом приватизации по представлению соответствующего контролирующего органа с соблюдением законодательства по вопросам приватизаций и. При этом другие способы приватизации, кроме денежной, не разрешаются.

Государственный орган приватизации обязан организовать продажу целостного имущественного комплекса в течение 60 календарных дней со дня поступления представления контролирующего органа.

95.10. С целью реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, проводится экспертная оценка стоимости такого имущества для определения начальной цены его продажи. Такая оценка проводится в порядке, определенном Законом Украины "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине".

95.11. Не проводится оценка имущества, которое может быть сгруппировано или стандартизировано имеет курсовую (текущую) биржевую стоимость и / или находится в листинге товарных бирж.

95.12. Налогоплательщик вправе самостоятельно осуществить оценку путем заключения договора с оценщиком. Если налогоплательщик самостоятельно не осуществляет оценку в течение двух месяцев со дня принятия решения о реализации имущества, контролирующий орган самостоятельно заключает договор о проведении оценки имущества.

95.13. При продаже имущества на товарных биржах контролирующий орган заключает соответствующий договор с брокером (брокерской конторой), которая совершает действия по продаже такого имущества по поручению контролирующего органа на условиях наилучшего ценового предложения.

95.14. Покупатель имущества, находящегося в налоговом залоге, приобретает право собственности на такое имущество в соответствии с условиями, определенными в договоре купли-продажи, заключаемому по результатам проведенных торгов.

Договор купли-продажи имущества, заключаемого по результатам проведенных торгов, обязательно должен быть подписан налогоплательщиком - должником, имущество которого было продано на торгах.

В случае отказа должника от подписания договора купли-продажи такой договор подписывается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа, по поручению которого осуществлялась продажа имущества, в присутствии не менее двух понятых.

95.15. Порядок увеличения или уменьшения начальной цены продажи имущества налогоплательщика определяется Кабинетом Министров Украины, кроме случаев, определенных пунктом 95.9 настоящей статьи, регулируются законодательством о приватизации.

95.16. Информация о составе имущества налогоплательщиков, предназначенного для продажи, обнародуется соответствующей биржей. Компенсация расходов, связанных с организацией и проведением торгов по продаже имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, и оплата банковских услуг за перечисление средств в соответствующий бюджет осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, за счет средств, полученных от реализации такого имущества, за счет взысканных средств.

95.17. Информация о времени и условиях проведения публичных торгов имуществом налогоплательщиков обнародуется соответствующей биржей.

95.18. Информация, указанная в пункте 95.17 настоящей статьи, и порядок ее обнародования определяются Кабинетом Министров Украины.

95.19. Налогоплательщик или любая другая лицо, осуществляющее управление имуществом налогоплательщика или контроль за их использованием, обязаны обеспечить по первому требованию беспрепятственный доступ налогового управляющего и участников публичных торгов к осмотру и оценке имущества, предлагаемого для продажи, а также беспрепятственное приобретения прав собственности на такое имущество лицом, которое приобрело их на публичных торгах.

95.20. Если налогоплательщик в любой момент до заключения договора купли-продажи его имущества полностью погашает сумму налогового долга, контролирующий орган отменяет решение о проведении его продажи и принимает меры по остановке торгов.

95.21. Операции по продаже определенного в этой статье имущества на биржевых торгах, аукционах не подлежат нотариальному удостоверению.

95.22. Контролирующий орган обращается в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на контролирующие органы, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика. Сумма средств, поступающая в результате взыскания дебиторской задолженности в полном объеме (но в пределах суммы налогового долга) зачисляется в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд в счет погашения налогового долга налогоплательщика. Сумма дебиторской задолженности взыскана сверх суммы налогового долга, передается в распоряжение налогоплательщика.

95.24. В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, недостаточна для погашения налогового долга налогоплательщика, налоговый управляющий осуществляет дополнительное описание имущества в налоговый залог в порядке, определенном статьей 89 настоящего Кодекса.

Налоговый залог — один из способов обеспечения погашения плательщиком налогов обязательства по их уплате. Этот инструмент, в свое время введенный законом №2181, нашел свое отражение и в тексте НКУ. Заложенное имущество считается обремененным, с соответствующими последствиями и ограничениями, установленными законом. Выясним особенности регулирования налогового залога по НКУ.

Основания налогового залога и порядок его применения

Согласно п. 88.1 НКУ, с целью обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязательств, определенных этим Кодексом, имущество плательщика, имеющего налоговый долг, передается в налоговый залог. Таким образом, ключевым основанием для возникновения налогового залога является наличие налогового долга.

Применение налогового залога органами ГНС регулирует Порядок №1273.

Налоговый долг и налоговый залог в НКУ

Налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), но не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства.

Подпункт 14.1.175 НКУ

Налоговый залог — способ обеспечения уплаты налогоплательщиком денежного обязательства и пени, не уплаченных таким плательщиком в срок, определенный НКУ. Налоговый залог возникает на основаниях, установленных НКУ. В случае неисполнения налогоплательщиком денежного обязательства, обеспеченного налоговым залогом, орган взыскания в порядке, определенном НКУ, обращает взыскание на имущество такого плательщика, являющееся предметом налогового залога.

Подпункт 14.1.155 НКУ

Источники погашения налогового долга

В соответствии со ст. 87 НКУ, источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные денежные средства, в т. ч. полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества, выпуска ценных бумаг, в частности корпоративных прав, полученные в качестве займа (кредита) и из других источников, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты. Уплатить денежные обязательства или погасить налоговый долг налогоплательщика по соответствующему платежу можно также за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и/или излишне уплаченных сумм по другим платежам (на основании заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.

Обратим внимание: в налоговый долг включаются и штрафные санкции, а значит, активы плательщика, не уплатившего в определенный законом срок штраф, начисленный ему по решению налогового органа, также будут находиться в налоговом залоге (пример 1).

Источниками погашения налогового долга налогоплательщика, согласно упомянутой статье, является любое имущество такого налогоплательщика с учетом ограничений, определенных НКУ, а также другими законодательными актами.

Пример 1 Налогоплательщику начислен штраф за повторное после применения соответствующих санкций несвоевременное представление декларации по НДС в сумме 1020 грн. Налоговое уведомление-решение получено 18.04.2012 г. Штраф в установленный срок (не позже 28 апреля) не уплачен. С 29 апреля активы предприятия на соответствующую сумму находятся в налоговом залоге.

Возникновение налогового залога

Право налогового залога возникает в силу закона. Так, в соответствии со статьей 89 НКУ, право налогового залога возникает в случае неуплаты в установленные сроки суммы денежного обязательства:

1) самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации — со дня, следующего за последним днем установленного срока;

2) самостоятельно определенной контролирующим органом — со дня возникновения налогового долга.

Согласно пунктам 1.8 и 1.11 Порядка №1273, день возникновения права налогового залога определяется на основании данных автоматизированной информационной системы, которая ведется органами ГНС в соответствии с законодательством. Сообщение о возникновении права налогового залога содержится в налоговом требовании, которое направляется налогоплательщику согласно требованиям ст. 59 НКУ.

Оформление залога

Как и в ранее действовавшем Законе №2181, в НКУ остались две, на первый взгляд, взаимоисключающие нормы по оформлению налогового залога.

Так, согласно п. 88.2 НКУ, право налогового залога возникает согласно НКУ и не требует письменного оформления.

В то же время в соответствии с п. 89.3 НКУ имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи, в который включается ликвидное имущество, выступающее в качестве возможного источника погашения налогового долга. Пункт 89.8 НКУ предусматривает обязанность налогового органа безвозмездно зарегистрировать налоговый залог в соответствующем государственном реестре. Кроме того, согласно ст. 15 Закона о залоге, обязанности государственных налоговых органов по регистрации распространяются на возникновение и изменение прав налогового залога с учетом требований налогового законодательства.

Данная коллизия означает: даже если налоговый орган не примет меры по описи, оформлению или регистрации налогового залога, такое имущество все равно будет считаться заложенным с применением соответствующих правовых последствий (см. в связи с этим пример 3).

Опись имущества

Согласно п. 89.3 НКУ, акт описи имущества, на которое распространяется право налогового залога, составляет налоговый управляющий в порядке и по форме, утвержденным ГНАУ. Пунктом 2.1 Порядка №1273 предусмотрено, что опись имущества в налоговый залог осуществляется на основании решения руководителя налогового органа об описи имущества в налоговый залог. Это решение предоставляется налогоплательщику, имеющему налоговый долг. Формы решения и описи установлены упомянутым Порядком.

Согласно п. 2.5 Порядка №1273, в акт описи, в первую очередь, включают ликвидное имущество, которое возможно использовать в качестве источника погашения налогового долга.

Недопуск управляющего к описи

Если налогоплательщик не допускает налогового управляющего к описи своего имущества в налоговый залог и/или не подает документы, необходимые для описи, то согласно п. 89.4 НКУ налоговый управляющий составляет акт отказа налогоплательщика от описи имущества в налоговый залог. В таком случае налоговый орган имеет право обратиться в суд по поводу приостановления расходных операций на счетах налогоплательщика, запрета отчуждения таким налогоплательщиком имущества и обязанности такого плательщика допустить налогового управляющего к описи имущества в налоговый залог (пп. 20.1.16 НКУ).

На какое имущество распространяется залог

В соответствии с п. 89.2 НКУ, право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, которое находится в его собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) в день возникновения такого права и балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга налогоплательщика.

Если же на момент составления акта описи имущество отсутствует или его балансовая стоимость меньше суммы налогового долга, то согласно п. 89.5 НКУ право налогового залога распространяется на другое имущество, на которое налогоплательщик приобретет право собственности в будущем до погашения налогового долга в полном объеме. Тогда налогоплательщик обязан не позже рабочего дня, следующего за днем приобретения права собственности на любое имущество, сообщить в налоговый орган о наличии такого имущества (в дальнейшем оно включается в опись). Поскольку на это новое имущество распространяется право налогового залога, налогоплательщик не имеет права отчуждать его до соответствующего решения налогового органа (п. 89.5 НКУ).

Согласно п. 89.6 НКУ и п. 2.10 Порядка №1273, если имущество налогоплательщика неделимое (т. е., к примеру, речь идет о принадлежащем плательщику здании, транспортном средстве и пр.) и его балансовая стоимость больше суммы налогового долга, такое имущество подлежит описи в налоговый залог в полном объеме.

Налогоплательщик сохраняет право пользования имуществом, находящимся в налоговом залоге, если иное не предусмотрено законом (см. пример 2).

Пример 2 Предприятие владеет грузовым автомобилем-тягачом с полуприцепом Volvo. В результате возникновения налогового долга по НДС в сумме 170200 грн налоговый управляющий составил акт описи имущества, находящегося в налоговом залоге, в который включил указанный автомобиль. В результате этого автомобиль не изымается у предприятия. Предприятие продолжает использовать его в хозяйственной деятельности.

Прекращение залога

Основания для прекращения налогового залога определены в ст. 93 НКУ. Имущество налогоплательщика освобождается из налогового залога (при наличии соответствующего документа) со дня:

1) получения налоговым органом подтверждения полного погашения суммы налогового долга в установленном законодательством порядке (внимание: закон говорит не об уплате долга, а именно о получении документа. Что это должен быть за документ, — пока не определено);

2) признания налогового долга безнадежным;

3) принятия соответствующего решения судом в рамках процедур, определенных законодательством по вопросам банкротства;

4) получения налогоплательщиком решения соответствующего органа об отмене ранее принятых решений о начислении суммы денежного обязательства или его части (пени и штрафных санкций) в результате проведения процедуры административного или судебного обжалования.

В соответствии с п. 5.1 Порядка №1273, об освобождении имущества налогоплательщика из-под налогового залога ему направляется уведомление установленной формы.

Согласование операций с имуществом

В соответствии с Законом о залоге, залогодатель сохраняет право распоряжения заложенным имуществом, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом он может отчуждать заложенное имущество только по согласию залогодержателя.

Да и согласно ст. 92 НКУ налогоплательщик может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только при согласии налогового органа, а также в случае, если орган ГНС на протяжении десяти дней (не уточняется: календарных или рабочих) с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не дал ему ответ о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Из этого правила есть исключение: если в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы, налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия налогового органа за деньги по ценам не меньше обычных и при условии что средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме на выплату зарплаты, уплату ЕСВ и/или погашение налогового долга. Правда, отдельных санкций за направление денежных средств на другие цели законодательство не предусматривает.

Согласно п. 92.2 НКУ, в случае отчуждения или аренды (лизинга) имущества, находящегося в налоговом залоге, налогоплательщик по согласию органа ГНС обязан заменить его другим имуществом такой же или большей стоимости. Уменьшение стоимости замененного имущества допускается только по согласию органа ГНС при условии частичного погашения налогового долга.

Стоит добавить, что согласно ст. 657 ГКУ отчуждение недвижимого имущества, находящегося в налоговом залоге, с 2011 г. не требует нотариального удостоверения и госрегистрации.

Ответственность за отчуждение имущества без согласия

Пунктом 92.3 НКУ предусмотрено, что в случае осуществления операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законом.

Согласно п. 124.1 НКУ, отчуждение налогоплательщиком имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия налогового органа, если получение такого согласия является обязательным в соответствии с НКУ, — влечет за собой наложение штрафа в размере стоимости отчужденного имущества.

В то же время поскольку, как и было указано, налоговый залог распространяется на имущество, балансовая стоимость которого соответствует сумме налогового долга (т. е. не на все имущество), в случае осуществления операций с имуществом до проведения его описи — может возникнуть вопрос о законности операций по отчуждению имущества вообще (учитывая упомянутую выше коллизию по оформлению права налогового залога).

Пример 3 Предприятие не уплатило налог на прибыль за IV кв. 2011 г. на сумму 3000 грн (срок уплаты согласованного НО истек 17.02.2012 г.). Это значит, что имущество плательщика с 20.02.2012 г. находится в налоговом залоге. Даже несмотря на непроведение налоговым органом описи имущества, находящегося в налоговом залоге (а налоговые органы, как свидетельствует практика, в большинстве случаев не успевают это сделать с мелкими суммами налогового долга), отчуждать имущество предприятию все же не стоит. Ведь в ходе проверки налоговики могут попытаться привлечь плательщика к ответственности за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге. Причем это возможно даже в случаях, когда стоимость имущества, остающегося у плательщика, значительно больше.

Итак, при осуществлении операций по отчуждению активов (кроме товаров в обороте) на значительные суммы предприятию может быть целесообразно получить справку об отсутствии у него налогового долга.

Налоговый управляющий

Как видно из вышеприведенного, основные полномочия по осуществлению операций с имуществом, находящимся в налоговом залоге, возлагаются на налогового управляющего. Порядок назначения и освобождения, а также функции и полномочия налоговых управляющих установлены Порядком №1035.

Основные функции и полномочия налоговых управляющих по налоговому залогу определены в разделе III Порядка №1035.

Проверки сохранности имущества

В соответствии с п. 91.3 НКУ, налоговый управляющий имеет право проверять состояние сохранности имущества, находящегося в налоговом залоге. Проведение таких проверок регулируется Положением №1039 (см. «ДК» №5/2011).

Эти проверки не отнесены ни к плановым, ни к внеплановым налоговым проверкам. Осуществляются они не на основании приказа руководителя налогового органа, а в соответствии с уведомлением, форма которого предусмотрена вышеупомянутым приказом. Уведомление, согласно п. 3.2 Положения №1039, подписывается руководителем налогового органа и должно быть зарегистрировано в этом органе (форма уведомления предусматривает также наличие печати). Такую проверку осуществляет только налоговый управляющий, и для нее достаточным основанием является представление самого налогового управляющего о необходимости ее проведения.

Согласно п. 3.7 Положения №1039, по результатам проверки составляется акт определенной формы, причем если налогоплательщик не согласен с фактами, указанными в акте проверки, он может на отдельном листе высказать свои замечания, являющиеся неотъемлемой частью данного акта. Налогоплательщик также имеет право:

1) не допустить налогового управляющего к проведению проверки в случае несоблюдения им требований, предусмотренных Положением №1039;

2) сообщить о факте нарушения руководителя соответствующего налогового органа или обжаловать действия налогового управляющего согласно действующему законодательству.

Нормативная база

  • Закон о залоге — Закон Украины от 02.10.92 г. №2654-XII «О залоге».
  • Порядок №1273 — Порядок применения налогового залога органами ГНС, утвержденный приказом Минфина от 11.10.2011 №1273.
  • Порядок №1035 — Порядок назначения и увольнения, а также функции и полномочия налоговых управляющих, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1035.
  • Положение №1039 — Положение о проведении проверок состояния сохранности имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утвержденное приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1039.

Орган ГНС осуществляет за налогоплательщика и в пользу государства меры по погашению налогового долга такого налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - путем
продажи имущества такого налогоплательщика, находящегося в налоговом
залоге.

Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не ранее чем через 60 календарных дней со дня направления (вручения) такому плательщику налогового требования.

Орган государственной налоговой службы обращается в суд относительно предоставления разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Решение суда о предоставлении указанного разрешения является основанием для принятия органом государственной налоговой службы решения о погашении всей суммы налогового долга.

Орган ГНС на основании решения суда осуществляет взыскание средств в счет погашения налогового долга за счет наличных, принадлежащий такому налогоплательщику.

Извлечённые наличные средства вносятся должностным лицом органа ГНС ​​в банк в день их взыскания для перечисления в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд в счет погашения налогового долга налогоплательщика.

В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, превышает сумму его денежного обязательства и налогового долга, разница перечисляется на счета такого налогоплательщика или его правопреемников.

Продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах или через торговые организации.

Имущество должника, относительно оборота которого установлены ограничения законом, продается на закрытых торгах, проводимых на условиях состязательности. В таких закрытых торгах принимают участие лица, которые согласно законодательству могут иметь указанное имущество в собственности или на основании иного вещного права.

В случае если продаже подлежит целостный имущественный комплекс предприятия, имущество которого находится в государственной или коммунальной собственности, или если согласно законодательству по вопросам приватизации для отчуждения имущества предприятия необходимо предварительное согласие органа приватизации или иного государственного органа, уполномоченного осуществлять управление корпоративными правами, продажа имущества такого предприятия организуется государственным органом приватизации по представлению соответствующего органа государственной налоговой службы с соблюдением законодательства по вопросам приватизации. При этом другие способы приватизации, кроме денежной, не разрешаются.

Государственный орган приватизации обязан организовать продажу целостного имущественного комплекса в течение 60 календарных дней со дня поступления представления органа ГНС.

С целью реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, проводится экспертная оценка стоимости такого имущества для определения начальной цены его продажи. Не проводится оценка имущества, которое может быть сгруппировано или стандартизировано или имеет курсовую (текущую) биржевую стоимость и / или находится в листинге товарных бирж.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно осуществить оценку путем заключения договора с оценщиком. Если налогоплательщик самостоятельно не осуществляет оценку в течение 2 месяцев со дня принятия решения о реализации имущества, орган ГНС самостоятельно заключает договор о проведении оценки имущества.

Орган ГНС обращается в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика. Сумма средств, которая поступает в результате взыскания дебиторской задолженности, в полном объеме (но в пределах суммы налогового долга) зачисляется в соответствующий бюджет или государственного целевого фонда в счет погашения налогового долга налогоплательщика. Сумма дебиторской задолженности, взимаемая сверх суммы налогового долга, передается в распоряжение налогоплательщика.

В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, недостаточно для погашения налогового долга налогоплательщика, налоговый управляющий осуществляет дополнительное описание имущества в налоговый залог.

| следующая лекция ==>
Стратегия максимизации прибыли. Основные пути сокращения издержек | Административный арест имущества

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Орган ГНС осуществляет за налогоплательщика и в пользу государства меры по погашению налогового долга такого налогоплательщика путем взыскания средств, находящихся в его собственности, а в случае их недостаточности - путем
продажи имущества такого налогоплательщика, находящегося в налоговом
залоге.

Взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не ранее чем через 60 календарных дней со дня направления (вручения) такому плательщику налогового требования.

Орган государственной налоговой службы обращается в суд относительно предоставления разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Решение суда о предоставлении указанного разрешения является основанием для принятия органом государственной налоговой службы решения о погашении всей суммы налогового долга.

Орган ГНС на основании решения суда осуществляет взыскание средств в счет погашения налогового долга за счет наличных, принадлежащий такому налогоплательщику.

Извлечённые наличные средства вносятся должностным лицом органа ГНС ​​в банк в день их взыскания для перечисления в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд в счет погашения налогового долга налогоплательщика.

В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, превышает сумму его денежного обязательства и налогового долга, разница перечисляется на счета такого налогоплательщика или его правопреемников.

Продажа имущества налогоплательщика осуществляется на публичных торгах или через торговые организации.

Имущество должника, относительно оборота которого установлены ограничения законом, продается на закрытых торгах, проводимых на условиях состязательности. В таких закрытых торгах принимают участие лица, которые согласно законодательству могут иметь указанное имущество в собственности или на основании иного вещного права.

В случае если продаже подлежит целостный имущественный комплекс предприятия, имущество которого находится в государственной или коммунальной собственности, или если согласно законодательству по вопросам приватизации для отчуждения имущества предприятия необходимо предварительное согласие органа приватизации или иного государственного органа, уполномоченного осуществлять управление корпоративными правами, продажа имущества такого предприятия организуется государственным органом приватизации по представлению соответствующего органа государственной налоговой службы с соблюдением законодательства по вопросам приватизации. При этом другие способы приватизации, кроме денежной, не разрешаются.

Государственный орган приватизации обязан организовать продажу целостного имущественного комплекса в течение 60 календарных дней со дня поступления представления органа ГНС.

С целью реализации имущества, находящегося в налоговом залоге, проводится экспертная оценка стоимости такого имущества для определения начальной цены его продажи. Не проводится оценка имущества, которое может быть сгруппировано или стандартизировано или имеет курсовую (текущую) биржевую стоимость и / или находится в листинге товарных бирж.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно осуществить оценку путем заключения договора с оценщиком. Если налогоплательщик самостоятельно не осуществляет оценку в течение 2 месяцев со дня принятия решения о реализации имущества, орган ГНС самостоятельно заключает договор о проведении оценки имущества.

Орган ГНС обращается в суд о взыскании с дебиторов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, сумм дебиторской задолженности, срок погашения которой наступил и право требования которой переведено на органы государственной налоговой службы, в счет погашения налогового долга такого налогоплательщика. Сумма средств, которая поступает в результате взыскания дебиторской задолженности, в полном объеме (но в пределах суммы налогового долга) зачисляется в соответствующий бюджет или государственного целевого фонда в счет погашения налогового долга налогоплательщика. Сумма дебиторской задолженности, взимаемая сверх суммы налогового долга, передается в распоряжение налогоплательщика.

В случае если сумма средств, полученная в результате продажи имущества налогоплательщика, недостаточно для погашения налогового долга налогоплательщика, налоговый управляющий осуществляет дополнительное описание имущества в налоговый залог.

| следующая лекция ==>
Стратегия максимизации прибыли. Основные пути сокращения издержек | Административный арест имущества

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые органы используют инструмент налогового залога в качестве средства, позволяющего обеспечить выполнение обязательства должника перед бюджетом. Иногда же налоговый залог применяется как способ шантажа и давления на бизнес. Надо отметить, что налоговый залог является достаточно агрессивным инструментом в сфере налогообложения предприятий в Украине.

Право фискалов на применение инструмента налогового залога установлено в положениях ст.88.1 Налогового кодекса.

Налоговый долг: согласно ст.14.1.175 НКУ - это совокупность денежных обязательств плательщика (включая штрафные санкции и пеню), которые были согласованы, но не оплачены в законодательно установленные сроки.

Налоговый залог – один из способов обеспечения такой уплаты (НКУ, ст.14.1.155).

По состоянию на сегодняшний день использование инструмента налогового залога регламентируется следующими нормативными актами:

 Закон «О залоге» (№2654-ХII от 2/10/92 года);
 Налоговый кодекс (ст.88-93)
 Закон «Об обеспечении требований кредиторов» (№1255-IV от 18/11/20013 года);
 Порядок назначения и увольнения налогового управляющего (утвержден Приказом №578 Миндоходов от 10/10/13 года);
 Порядок применения налогового залога (утвержден приказом Миндоходов №572 от 10/10/13 года).

Следует обратить внимание на тот факт, что положения Порядка 572 распространяются как на юридических и физических лиц, являющихся субъектами предпринимательства, так и на физических лиц, которые таковыми не являются. Это означает, что инструмент налогового залога может быть применен и к простым гражданам, которые, например, не представили налоговую декларацию.

Условия возникновения

Хороших налогов не бывает /Уинстон Черчилль/. Клиенты нашего отдела услуг бухгалтера платят налоги в разумных пределах.

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Право налогового залога, исходя из положений ст.89 НКУ, не требует обязательного оформления в виде письменного документа и возникает при образовании налогового долга (по всем видам налогов в Украине) при следующих обстоятельствах:

1. При неуплате должником обязательств, которые были определены плательщиком самостоятельно (в налоговой декларации) в установленные сроки.
2. При неуплате должником обязательств, которые были определены налоговым органом.

Налоговый залог распространяется на следующие виды имущества плательщика:

 Все виды имущества, являющегося собственностью должника, стоимость которого соотносима с размерами налогового долга.
 Прочие виды имущества, права на которое могут возникнуть у плательщика в будущем (при условии, что стоимость уже имеющего имущества меньше, чем сумма существующего налогового долга).

Если имущество плательщика представляет собою неделимый имущественный комплекс, стоимость которого превышает сумму налогового долга, описи подлежит все такое имущество.

Согласно положениям ст.89 НКУ, к категории залога не могут относиться следующие виды имущества (они определены в Законе 2654):

1. Культурные ценности, которые находятся в коммунальной либо государственной собственности и числятся (подлежат внесению) в Государственном реестре национального культурного достояния.
2. Не подлежащие приватизации достопримечательности, которые числятся (подлежат внесению) в Перечень достопримечательностей культурного наследия.
3. Объекты, находящиеся в собственности государства, и приватизация которых запрещена.
4. Ипотечные активы, находящиеся в собственности эмитента, служащие обеспечением ипотечных сертификатов до момента исполнения эмитентом своих обязательств по выпуску ипотечных сертификатов, имеющих фиксированную доходность.
5. Состав ипотечного покрытия до исполнения в полном объеме обязательств эмитента по выпуску ипотечных облигаций.

Акцентируем внимание читателей на том, что при возникновении налогового долга, в обязанности налогового органа входит обязательство уведомить об этом плательщика путем направления ему налогового требования. невозможно применить право налогового залога, если сумма налогового долга не превышает 340 грн. (20-ть необлагаемых минимальных доходов).

Налоговый управляющий, его обязанности и полномочия

К полномочиям налогового управляющего относятся:

1. Проведение описи имущества, подлежащего налоговому залогу.
2. Согласование с плательщиком операций с имуществом, которое находится в налоговом залоге.

Налоговый управляющий назначается руководителем налогового органа по месту регистрации плательщика из числа должностных лиц. Порядок назначения и перечень полномочий налогового управляющего определены в Порядке 578.

К полномочиям налогового управляющего относятся:

1. Производить опись имущества плательщика.
2. Осуществлять проверку его состояния и наличия.
3. Получать информацию относительно имущества, предназначенного для отчуждения; в случае отчуждения без предварительного согласования такого имущества – требовать объяснений.
4. При реализации имущества, находящегося в залоге – получать документы, подтверждающие право собственности на него.

Согласно положениям ст.89.3 НКУ, на имущество, на которое распространяется налоговый залог, составляется акт описи, включающий в себя перечень всего ликвидного имущества, которое может быть использовано для погашения налогового долга. Опись имущества производится на основании решения руководителя территориального органа ГФС по месту регистрации плательщика.

Оформление акта описи осуществляется налоговым управляющим по форме, утвержденной в Порядке 572 с дальнейшей его регистрацией в соответствующем журнале.

Акцентируем внимание на том, что отказ должника от подписания акта описи не освобождает его от налогового залога на описанное имущество. В подобных случаях опись производится в присутствии понятых (не менее 2-х человек).

Согласно положениям ст.89.8 НКУ, регистрация налогового залога в государственном реестре производится налоговым органом на безоплатной основе:

Согласно ст.14 Закона 1255, зарегистрированные обременения имеют более высокий приоритет, нежели незарегистрированные.

Важно: если имущество должника до момента наступления налогового долга было передано в другой зарегистрированный залог, оно не может быть использовано в качестве налогового залога. Поэтому главный налоговый орган требует от своих подчиненных подачи заявления о регистрации права на налоговый залог в день возникновения налогового долга.

На сегодняшний день понятие «налоговый приоритет» отсутствует, поскольку каждый из обременителей имеет одинаковые права на удовлетворение обязательств.

Порядок согласования операций относительно заложенного имущества

Если противное не установлено законом, должник сохраняет за собой право на распоряжение заложенным имуществом. Тем не менее, для его отчуждения необходимо заручиться согласием налогового органа (если на протяжении 10 дней налоговый орган не предоставил ответ на запрос должника – имущество может быть отчуждено и без такого согласия).

Не требуется согласие налогового органа и при реализации товаров и готовой продукции при следующих условиях:

1. Цена реализации – не ниже обычной.
2. Реализация производится за денежные средства.
3. Вырученные средства направляются на выплату зарплаты, ЕСВ либо на погашение налогового долга.

Ответственность при осуществлении операций по отчуждению имущества, находящегося в налоговом залоге без согласования с налоговым органом:

 Согласно ст.124.1 НКУ – штраф в размере 100% от стоимости отчужденного имущества.
 Наложение административного ареста на имущество.
 Привлечение к уголовной ответственности согласно ст.212 Уголовного кодекса.
 Административная ответственность на основании положений ст.163(3) КУоАП.

Основания для прекращения налогового залога

Согласно положениям ст.93.1 НКУ, имущество должника освобождается от налогового залога с момента:

 Представления документа, подтверждающего уплату долга.
 Признания безнадежной задолженности плательщика.
 Принятия судебного решения при рассмотрении дела о банкротстве должника.
 Если должником инициирована процедура административного, либо судебного обжалования действий налогового органа.

Таким образом, в качестве основания для освобождения своего имущества из налогового залога, должник должен представить в налоговый орган любой документ, свидетельствующий об окончании приведенных выше событий (НКУ, ст.93.2).



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1071. Для оценки необходима авторизация. 24.01.2021

Читайте также: