Налоговый кредит в рб

Опубликовано: 12.05.2024

Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) установлены следующие формы изменения срока уплаты налогов:

- отсрочка с единовременной уплатой налогов (далее - отсрочка);

- рассрочка с поэтапной уплатой задолженности налогов (далее - рассрочка);

- отсрочка с последующей рассрочкой;

- налоговый кредит с единовременной либо поэтапной уплатой налогов в период его действия (далее - налоговый кредит) (п. 1, 2 ст. 48 НК).

Условием пользования любой формой изменения срока уплаты налогов является уплата:

- текущих платежей в бюджет в установленный срок;

- платежей в погашение отсроченной (рассроченной) задолженности по налогам, платежей в погашение налогов, по которым предоставлен кредит, и процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом - в срок по решению об их предоставлении (ч. 1 п. 3 ст. 48 НК).

Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой

Согласно п. 1 ст. 49 НК отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой предоставляются организации или ИП на сумму задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням на срок не более одного года каждая при наличии одного из следующих оснований:

- угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;

- задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;

- в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Налоговый кредит

Налоговый кредит - это перенос на более поздний срок установленного срока уплаты налогов, приходящихся на период действия кредита (п. 1 ст. 50 НК). Налоговый кредит не предоставляют по налогам, срок уплаты которых уже наступил (ч. 2 п. 1 ст. 50 НК).

Основание для предоставления налогового кредита - угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налогов. Его срок - от 1 до 3 лет, включает срок погашения кредита (п. 3 ст. 50 НК).

Как получить отсрочку, рассрочку, налоговый кредит

Индивидуальным предпринимателям и организациям в индивидуальном порядке могут изменить срок уплаты налогов местные Советы депутатов либо по их поручению соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы на основании поданного ими заявления об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (далее – заявление) по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и в порядке, установленном ст. 51 НК.

Справочно: форма заявления установлена приложением 34-4 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов».

В частности, по налогам, полностью зачисляемым в бюджет г.Витебска (налог при упрощенной системе налогообложения, земельный налог, налог на недвижимость) заявление подается индивидуальными предпринимателями и организациями, которые не находятся в подчинении или ведении (не входит в состав) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь в Витебский городской исполнительный комитет.

Справочно: организации, которые находятся в подчинении или ведении (входит в состав) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Совету Министров Республики Беларусь, подают заявление в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь.

К подаваемому заявлению прилагаются:

- справка на последнюю отчетную дату об основных экономических показателях по форме, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь;

- годовая и (или) промежуточная индивидуальная отчетность за последний отчетный период, составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности. Предоставляется плательщиками, в отношении которых обязанность составления такой отчетности установлена законодательством;

- экспертные заключения уполномоченного органа (организации) о стоимости причиненного организации или индивидуальному предпринимателю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также стоимости возмещения этого ущерба (в случае изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней по соответствующему основанию) (подп. 2.1 п. 2 ст. 51 НК).

Более подробная информацию по изменению установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней установлена главой 5 НК. Справочно-консультационную информацию по данным вопросам можно получить в инспекции МНС по Первомайскому району г. Витебска по телефонам: 60-44-07 и 60-44-62.

Отдел информационно-разъяснительной работы ИМНС по Первомайскому району г. Витебска

Организации, применяющей общую систему налогообложения, предоставлен налоговый кредит по уплате НДС, исчисленного по реализованным товарам, работам, услугам, сроком на два месяца с 01.07.2018 по 31.08.2018.

Сумма НДС, подлежащая уплате в июле — 2000 руб., за август — 1500 руб.

Вся сумма НДС в размере 3500 руб. и проценты (200 руб. (условно)) за пользование налоговым кредитом уплачены 31.08.2018.

Как следует отразить в бухгалтерском и налоговом учете предоставление и погашение налогового кредита, а также начисление и уплату процентов по нему?

Общие положения

Налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок .

Налоговый кредит может быть предоставлен:

— на срок от 1 года до 3 лет — при угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога, сбора (пошлины);

— на срок от 1 месяца до 1 года — если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения .

Размер налогового кредита не должен превышать суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит .

Поэтому для определения суммы налогового кредита следует исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом организация должна уплатить проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом.

Исчисление процентов за пользование налоговым кредитом производится с суммы платежа, подлежащего внесению в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, а также исходя из количества дней в периоде, за который осуществляется такой платеж.

Проценты за пользование налоговым кредитом уплачиваются одновременно с уплатой платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит .

Бухгалтерский учет

Расчеты по полученным организацией краткосрочным (на срок не более 12 месяцев) кредитам, в том числе налоговым кредитам, а также начисленным и уплаченным по ним процентам учитываются на субсчете 66-1 «Расчеты по краткосрочным кредитам» счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» .

Расчеты с бюджетом по НДС отражаются на субсчете 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» .

Сумма оформленного (предоставленного) краткосрочного налогового кредита по НДС, исчисленному по реализованным товарам, работам, услугам в порядке, установленном законодательством (за исключением НДС, подлежащего уплате в республиканский бюджет при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь), отражается:

Д-т субсчета 68-2 — К-т субсчета 66-1 .

При получении налогового кредита и его использовании с единовременной или поэтапной уплатой сумм НДС в период действия этого кредита в бухучете организации (кредитополучателя) формируются следующие записи :

— Д-т субсчета 68-2 — К-т субсчета 66-1 — на оформленную (предоставленную) сумму налогового кредита;

— Д-т субсчета 66-1 — К-т 51 «Расчетные счета» — на сумму погашенного налогового кредита.

При начислении и перечислении процентов за пользование налоговым кредитом по НДС формируются следующие бухгалтерские записи :

— Д-т счета 08 «Вложения в долгосрочные активы», субсчета 91-4 «Прочие расходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы» — К-т счета 68 — на сумму начисленных процентов за пользование налоговым кредитом по НДС.

С учетом того что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета, учет процентов по налоговому кредиту целесообразно вести на отдельном от учета налога субсчете счета 68, например на субсчете 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», или же ввести дополнительный свободный субсчет, к примеру: 68-6 «Проценты по налоговым кредитам», 68-7 и т.д. ;

— Д-т субсчета 68-6 — К-т счета 51 — на сумму перечисленных в бюджет процентов.

Проценты, подлежащие уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаются в бухгалтерском учете расходами ежемесячно .

Однако с учетом того, что порядок уплаты и исчисления процентов за пользование налоговым кредитом установлен НК, то, по мнению автора, начисление процентов по налоговому кредиту в бухучете отражается на дату погашения сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит .

Проценты, подлежащие уплате за пользование организацией налоговым кредитом, как и проценты за пользование другими кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), включаются в состав расходов по финансовой деятельности .

Налог на прибыль

Проценты за пользование кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаваемые в бухучете расходами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), если иное не установлено ст. 131 и 131-1 НК .

Проценты по просроченным займам и кредитам при налогообложении не учитываются .

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованными затратами, определяемыми на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст. 30-1 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) .

Следовательно, так как иное не предусмотрено НК, проценты по предоставленному налоговому кредиту, за исключением процентов по просроченному налоговому кредиту, учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) на дату их начисления.

Таблица бухгалтерских записей

Подпунктом 2.1. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ №143) определены некоторые особенности предоставления отсрочки, рассрочки по оплате налоговых платежей и налогового кредита в связи с неблагоприятным влиянием эпидемиологической обстановки на экономику.

Как получить отсрочку, рассрочку по налогам

Чем отличаются отсрочка, (рассрочка) оплаты налоговых платежей от налогового кредита?

Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой предоставляются на сумму задолженности по налоговым платежам или пеням, а налоговый кредитом является перенос срока уплаты налога, который еще не наступил.

На какие платежи распространяется?

Указом № 143 установлено, что отсрочка, рассрочка, налоговый кредит распространяются на налоги (сборы), пошлины, полностью уплачиваемые в местные бюджеты, а также арендную плату за находящиеся в государственной собственности земельные участки. Срок уплаты указанных платежей — с 1 апреля по 30 сентября 2020 г.

Перечень налогов (сборов), пошлин, которые полностью уплачиваются в местные бюджеты, установлен в ст. 32, 34, 36 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

При каких условиях можно получить?

Указ № 143 устанавливает альтернативные правила предоставления отсрочки, рассрочки и налогового кредита. Это значит, что местные органы власти не должны учитывать условия предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, установленные в Налоговом кодексе, при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита на основании Указа № 143.

Подпунктом 2.1. п. 2 Указа № 143 установлено, что претендовать на получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита могут организации и ИП при соответствии одному из критериев:

  • основной вид экономической деятельности юрлица или ИП должен быть включен в перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (утвержден Указом № 143);
  • заявитель является арендодателем (ссудодателем), предоставившим недвижимое имущество (находящиеся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц) юрлицам и ИП (если их вид деятельности включен в Перечень либо если они оказывают бытовые услуги населению), если арендодатели (ссудополучатели) предоставили отсрочку в предусмотренном в подп. 6.1 и 6.2 Указа № 143 порядке. Речь идет о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы.

Кроме того, условием пользования отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом является своевременная уплата:

  • текущих налоговых платежей;
  • иных обязательных платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами;
  • в установленный срок налоговых платежей, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка.

На какой период предоставляется?

Налоговые платежи, по которым предоставлена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, должны уплачиваться ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 г.

Куда обращаться за предоставлением отсрочки, рассрочки по оплате налоговых платежей и налогового кредита?

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы. Определить нужный государственный орган можно следующим образом:

  • сначала определить налоговые платежи, в отношении которых будет запрошена отсрочка, рассрочка, налоговый кредит;
  • затем определить, в бюджет какого уровня уплачиваются данные платежи.

Например, в бюджет города Минска в полном объеме налог зачисляется налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории г. Минска (подп. 1.7. п. 1 ст. 36 Бюджетного кодекса). Следовательно, обращаться за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом в отношении указанного налога следует в Минский городской совет депутатов либо в Мингорисполком (если рассмотрение документов поручено Мингорисполкому Советом депутатов).

Какие документы нужно предоставить?

Указом № 143 не установлен перечень документов, которые необходимо предоставить в местные органы власти для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Однако такой перечень документов установлен в НК (хотя НК устанавливает иные основания для предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита). Полагаем, что перед подачей документов следует уточнить в местном органе власти, какие документы должны быть приложены к заявлению.

При подготовке документов опираться можно на список, установленный в Налоговом кодексе:

  • заявление, об изменении установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней организации (индивидуального предпринимателя) по форме, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14;
  • годовая и (или) промежуточная индивидуальная отчетность за последний отчетный период, если обязанность составления такой отчетности для плательщика установлена законодательством;
  • справка на последнюю отчетную дату об основных экономических показателях по форме, утв. постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20.06.2016 № 42.

Какой срок на рассмотрение документов?

Опять же, Указ № 143 не устанавливает срок на рассмотрение документов. В НК такой срок составляет 13 рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов. В это срок входит запрос о состоянии расчетов плательщика с бюджетом, подготовка заключения о целесообразности предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, а также подготовка проекта соответствующего решения.

С 2015 года деньги взятые в долг физическим лицом являются объектом для подоходного налога.

Основная задача, которую решает государство взимая «налог на долги», как его иногда еще называют, исключить теневые доходы населения, которые прикрывают расписками о долгах.

Рассмотрим подробно порядок исчисления подоходного налога с займов и кредитов, взятых физическими лицами с примерами. Кто? За что? Когда?

Порядок исчисления подоходного налога с доходов в виде займов и кредитов с 01 января 2015 года определен статьей 178 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Кто платит – физическое лицо.

За что платит – сумма денежных средств, полученная и не возвращенная в виде займа или кредита.

Дата возникновения обязательства – день представления по требованию налогового органа декларации о доходах и имуществе либо пояснений об источниках доходов.

В каких случаях могут потребовать представить декларацию или пояснения об источниках дохода:

— отсутствие постоянного источника дохода в течение продолжительного периода времени;

— дорогостоящие приобретения (недвижимость, техника, земельные участки, иные ценности);

— предоставление займов физическим и юридическим лицам.

Пример 1. В налоговую инспекцию поступили данные, что гражданин Цыбуля М.М. приобрел дорогостоящее жилое помещение. В ходе предварительной проверки налоговыми органами установлено, что последние несколько лет названный гражданин работы не имел. На данном основании в адрес гражданина направлено требование о представлении декларации об источниках доходов за последние 10 лет. Гражданин Цыбуля М.М. пояснил, что денежные средства получены им в долг от другого физического лица- гражданина Зайца А.П.

С суммы денежных средств, полученных в долг, налоговой инспекцией исчислен подоходный налог. В адрес же гражданина Зайца А.П. направлено предписание представить декларацию о доходах за последние 10 лет.

Пример 2. В ходе выездной налоговой проверки предприятия «С» установлено, что директор и учредитель предприятия «С» гражданин Тикач П.П. представил займы предприятию «С» на сумму 600 млн.руб. Налоговой инспекцией по окончании проверки вынесено предписание в адрес гражданина Тикача П.П. о представлении декларации о доходах за последние 5 лет. Гражданин Тикач П.П. в декларации представил информацию, что денежные средства он взял в долг по договору займа у своего отца. Аналогично примеру 1, налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах и у отца гражданина Тикача П.П.

Ситуации, когда налог с заемных средств не начисляется или исчисляется частично:

  • В случае, если займ возвращен. Если займ возвращен частично, сумма налога исчисляется с разницы.

Пример 3. Гражданин Матвеев С.С. в 2014 году заключил договор строительства жилого помещения (квартиры) на сумму 1 200 млн. рублей. Налоговой инспекцией в адрес названного гражданина направлено требование представить пояснения об источниках дохода. Гражданин Матвеев С.С. представил в налоговую инспекцию сведения о доходах (данные о заработной плате на сумму 200 млн.руб.). Часть суммы в размере 1 000 млн. рублей он получил в долг от своего товарища. Часть суммы заемщик вернул, что подтверждается распиской на сумму 500 млн.руб. На невыплаченную сумму долга в размере 500 млн.руб. налоговой инспекцией начислен подоходный налог. Аналогично примерам 1 и 2, налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах и имуществе от товарища заемщика.

  • В случае, если заемные средства получены от лиц, состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства или свойства.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся: родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги.

К лицам, состоящим в отношениях свойства, относятся близкие родственники другого супруга, в т.ч. умершего.

Пример 4. Гражданка Савицкая Н.Г. приобрела валюту на сумму эквивалентно 200 тысячам долларов. По требованию налоговой инспекции, она представила декларацию о доходах и имуществе. Согласно данным декларации названная гражданка получила займ на совершение сделки от родного брата, что подтверждается договором займа. Требований со стороны налоговой об уплате налога не будет, поскольку сделка совершена между близкими родственниками. Однако, налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах и имуществе у родного брата заемщика.

  • Налог на заемные средства не исчисляется с доходов в виде займов, кредитов, полученных белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) при осуществлении ими предпринимательской (нотариальной, адвокатской) деятельности. То есть, фактически названные лица имеют статус физического лица, но на них распространяется порядок, аналогичный порядку, установленному для юридических лиц.

  • С сумм микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется. Данная норма установлена Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций».

Возврат уплаченного подоходного налога

По своей сути подоходный налог с денежных средств, взятых в долг, является залогом возврата долга. При полном погашении займа, подоходный налог с физических лиц, уплаченный по требованию налогового органа, подлежит возврату (или зачету в счет другого налога) плательщику, уплатившему налог.

Для того, чтобы инициировать возврат подоходного налога, необходимо написать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации и приложить документы, подтверждающие факт расчета по долгам. Таким документом может служить расписка подписанная должником и заемщиком, если расчет происходил наличными денежными средствами, или кассовый ордер, если расчет происходил через кассу.

Однако, если долг возвращен за счет денежных средств, взятых в долг, то перерасчет и возврат подоходного налога происходит только в том случае, если денежные средства получены от лиц, состоящих с заемщиком в отношениях близкого родства или свойства. То есть, при возврате долга, налоговая инспекция опять может спросить у заемщика, откуда он взял денежные средства на возврат долга.

Налоговый кредит: налоговый и бухгалтерский учет

Одной из налоговых льгот, предоставляемых плательщикам , является возможность отсрочить по времени уплату налогов и сборов. Данный вид льгот появился не так давно и при отражении в бухгалтерском учете иногда вызыва е т трудности у учетных работников.

Нормативно-правовое регулирование

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты учета и отчетности операций с налоговым кредитом, значителен. Основными из них являются:

- Закон от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З);

- Налоговый кодекс (далее – НК);

- Инструкци я по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденная постановлением Минфина от 31.10.2011 № 112 (далее – Инструкция № 112);

- Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина от 29 .06. 2011 № 50 (далее – Инструкция № 50);

- Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина от 30.09. 2011 № 102 (далее – Инструкция № 102);

- Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина от 30 .04. 2012 № 25 (далее – Инструкция № 25);

- Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина от 30 .04. 2012 № 26 (далее – Инструкция № 26) и др.

Общие вопросы

Согласно п. 1 ст. 48-3 НК налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок.

Важно отметить тот факт, что налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, сборов (пошлин) в отношении всей либо части их суммы (п. 2 ст. 48-3 НК).

В зависимости от причин, положенных в основу предоставления налогового кредита, в т . ч . для отражения в бухгалтерском учете и отчетности , различают (п. 3 ст. 48-3 НК):

1) долгосрочный кредит – на срок от одного года до трех лет – при угрозе экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты налога, сбора (пошлины);

2) краткосрочный кредит – на срок от одного месяца до одного года – если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Советом Министров.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения.

Размер налогового кредита не должен превышать суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым кредитом уплачиваются проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования На ц банка, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом (п. 4 ст. 48-3 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом уплачиваются одновременно с уплатой платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит.

Исчисление процентов за пользование налоговым кредитом производится с суммы платежа, подлежащего внесению в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, а также исходя из количества дней в периоде, за который осуществляется такой платеж.

Налоговый учет

В соответствии с п. 1 и подп. 2.8 п. 2 ст. 130 НК при налогообложении прибыли проценты за пользование кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством), признаваемые в бухгалтерском учете расходами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), если иное не установлено ст . 131 и 131-1 НК.

К инвестиционным активам относятся долгосрочные активы, в т.ч. основные средства, нематериальные активы, инвестиционная недвижимость и др.).

Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).

Отметим особо, что налоговый кредит предоставляется в любом случае для целей, связанных с производственной деятельностью коммер че ской организации. Однако необходимо учитывать некоторые особенности формирования информации для организации налогового учета.

Так, по общему правилу при налогообложении не учитываются проценты по просроченным займам и кредитам ( подп. 1.20 п. 1 ст. 131 НК).

Таким образом, для целей налогового учета проценты за пользование налоговым кредитом не подлежат учету при налогообложении прибыли ни в составе затрат, ни в составе внереализационных расходов ( п. 3 ст. 131 НК) в следующих случаях:

1) в бухгалтерском учете проценты относятся на стоимость инвестиционных активов ( подп. 2.8 п. 2 ст. 130 , подп. 1.13 ст. 131 НК);

2) проценты начисляются по просроченным займам (кредитам) ( подп. 1.20 ст. 131 НК).

Бухгалтерский учет

С принятием Закона № 57-З в основу организации бухгалтерского учета наряду с другими был положен принцип начисления. Принцип начисления означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним (п. 4 ст. 3 Закона № 57-З). При отражении в бухгалтерском учете операций по налоговому кредиту должен быть соблюден принцип начисления.

Согласно п. 13 Инструкции № 112 получение и использование налогового кредита с единовременной или поэтапной уплатой сумм налогов в период действия этого кредита отражаются в бухгалтерском учете:

- по дебету сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам учета налогов) и кредиту сч . 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на оформленную (предоставленную) сумму налогового кредита;

- по дебету сч . 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту счетов учета денежных средств, расчетов – на сумму погашенного налогового кредита.

Начисление процентов за пользование налоговым кредитом отражается в бухгалтерском учете по дебету сч . 08 «Вложения в долгосрочные активы», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Следует обратить внимание на следующие аспекты:

1) в соответствии с п. 10 Инструкции № 26 первоначальная стоимость приобретенных основных средств определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:

- с тоимость приобретения основных средств;

- таможенные сборы и пошлины;

- проценты по кредитам и займам;

- затраты по страхованию при доставке;

- затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Как видим, проценты по кредитам и займам, исчисленные до принятия основных средств к бухгалтерскому учету , включаются в первоначальную стоимость основных средств. Это значит, что если предоставление налогового кредита носило целевой характер (предполагало использование высвободившихся от отсрочки уплаты налогов и сборов средств именно на приобретение конкретных основных средств), то суммы исчисленных процентов включаются в стоимость приобретенного объекта основных средств и в бухгалтерском учете отражаются по дебету сч . 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам» ;

2) в соответствии с п. 13 Инструкции № 25 первоначальная стоимость приобретенных нематериальных активов определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:

- стоимость приобретения нематериальных активов;

- таможенные сборы и пошлины;

- проценты по кредитам и займам;

- затраты на услуги других лиц, связанные с приведением нематериальных активов в состояние, пригодное для использования;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Как видим, при использовании налогового кредита на приобретение нематериальных а к тивов определен подход, аналогичный подходу к приобретению основных средств.

Пунктом 15 Инструкции № 102 определено, что в состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на сч . 91 «Прочие доходы и расходы», включаются проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством).

Перечисление процентов за пользование налоговым кредитом отражается в бухгалтерском учете по дебету сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счетов учета денежных средств, расчетов (п. 13 Инструкции № 112).

Согласно п. 53 Инструкции № 50 сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам.

К сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты субсчета:

- 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 68-3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)»;

- 68-4 «Расчеты по подоходному налогу»;

- 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

На субсчете 68-1 «Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются расчеты по налогам, сборам и иным обязательным отчислениям, относимым в соответствии с законодательством на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг.

На субсчете 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются расчеты по НДС , акцизам и другим налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-3 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на прибыль и доходы и другим налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода) организации в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-4 «Расчеты по подоходному налогу» учитываются расчеты по подоходному налогу, исчисляемому в соответствии с законодательством.

На субсчете 68-5 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» учитываются расчеты по прочим платежам в бюджет.

Причитающиеся к уплате в бюджет суммы налогов, сборов и иных платежей отражаются по дебету сч . 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» и других счетов и кредиту сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В соответствии с п. 70 Инструкции № 50 сч . 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с текущей деятельностью организации, а также для определения финансового результата по ней.

На сч . 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» отражаются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, управленческие расходы, расходы на реализацию, прочие доходы и расходы по текущей деятельности.

К сч . 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» могут быть открыты субсчета:

- 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг»;

- 90-5 «Управленческие расходы»;

- 90-6 «Расходы на реализацию»;

- 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»;

- 90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности»;

- 90-9 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности»;

- 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»;

- 90-11 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

На субсчете 90-2 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются суммы начисленного НДС , исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

На субсчете 90-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» учитываются суммы начисленных налогов и сборов, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством (кроме НДС ).

На субсчете 90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» учитываются суммы начисленного НДС , исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности в соответствии с законодательством.

Начисление НДС , исчисленного от прочих доходов по текущей деятельности, отражается по дебету субсчета 90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» и кредиту сч . 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На субсчете 90-9 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности» учитываются суммы начисленных налогов и сборов, исчисляемые от прочих доходов по текущей деятельности в соответствии с законодательством (кроме НДС ).

Согласно п. 71 Инструкции № 50 сч . 91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о доходах по инвестиционной и финансовой деятельности (далее – прочие доходы), а также о расходах по инвестиционной и финансовой деятельности (далее – прочие расходы).

К сч . 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты субсчета:

- 91-1 «Прочие доходы»;

- 91-2 «Налог на добавленную стоимость»;

- 91-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов»;

- 91-4 «Прочие расходы»;

- 91-5 «Сальдо прочих доходов и расходов».

На субсчете 91-2 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы начисленного НДС , исчисляемые от прочих доходов в соответствии с законодательством.

На субсчете 91-3 «Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов» учитываются суммы начисленных налогов и сборов, исчисляемые от прочих доходов в соответствии с законодательством (кроме НДС ).

Бухгалтерский учет операций по налоговому кредиту представлен ниже.

Содержание хозяйственной операции

Начислены налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг

20, 23, 25, 26, 44 и др.

Исчислен НДС по реализованным продукции, товарам, работам, услугам

Исчислены прочие налоги и сборы из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством (кроме НДС)

Исчислен НДС от прочих доходов по текущей деятельности

Исчислены прочие налоги и сборы от прочих доходов по текущей деятельности в соответствии с законодательством (кроме НДС)

Исчислен НДС от прочих доходов в соответствии с законодательством

Исчислены прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов в соответствии с законодательством (кроме НДС)

Исчислены налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода) организации в соответствии с законодательством

Удержан подоходный налог у работников организации

Начислены другие налоги и сборы, включаемые в стоимость имущества и др.

07, 08, 10, 41 и др.

Предоставлен налоговый кредит по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг

Предоставлен налоговый кредит по налогам, исчисляемым из выручки

Предоставлен налоговый кредит по налогам, исчисляемым из прибыли (дохода) организации в соответствии с законодательством

Предоставлен налоговый кредит по подоходному налогу

Предоставлен налоговый кредит по прочим налогам и сборам

Начислены проценты за пользование налоговым кредитом

Погашен налоговый кредит

Погашены проценты за пользование налоговым кредитом

Читайте также: