Налоговый кредит это выведение из под налогообложения отдельных объектов

Опубликовано: 03.05.2024

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку оплаты налогов. В период его действия фирма получает право уменьшать налоговые платежи. Остаток будет превращаться в кредит и проценты. Хоть налоговый кредит и отличается особой спецификой, он практически аналогичен стандартному кредитованию. Сходства касаются срочности, платности и принципов возврата. Заем предоставляется компании, которая имеет право на такую льготу на основании пункта 1 статьи 67 НК РФ.

На каких условиях выдается кредит

Кредитование предоставляется фирмам, которые выплачивают налог на прибыль или региональный налог. Заем предоставляется не всем фирмам. Выдается он только при наличии этих условий (пункт 1 статьи 67 НК РФ):

  • Главной сферой деятельности фирмы является осуществление конструкторских и исследовательских работ. Также это может быть техническое переоснащение, выполняемое для обеспечения новых рабочих мест.
  • Компания использует инновационные технологии, которые нужны для создания материалов и сырья с новыми свойствами.
  • Фирма исполняет особый заказ. Он способствует развитию конкретного региона, нужен для оказания услуг первой важности населению.
  • Исполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
  • Исполнение заказа для решения социально-экономических задач.
  • Специализация на оборонных заказах от правительства страны.
  • Фирма является резидентом зону территориального развития.

То есть для получения ИНК фирма должна заниматься деятельностью, важной для государства.

Для того чтобы получить кредитование, субъект может специализироваться на техническом переоборудовании, направленном на выполнение этих целей:

  • Создание рабочих мест.
  • Очистка промышленных отходов.

Важно! Если купленная техника предназначена для этих целей, то фирма может претендовать на кредит в объеме 30% от стоимости оборудования.

Особые правила кредитования могут устанавливаться, согласно пункту 7 статьи 67 НК РФ, следующими субъектами:

  • Власти субъектов страны относительно фирм, уплачивающих налог на прибыль.
  • Муниципалитеты относительно фирм, уплачивающих местные налоги.

Основанием выдачи займа могут быть и федеральные, и региональные нормы.

Основные особенности кредита

Как происходит кредитование? Компания получает кредит на определенную сумму. На протяжении всего действия программы фирма может выплачивать налог по сниженной ставке. Выплаты по кредиту производятся до тех пор, пока уплаченная сумма не достигнет суммы, прописанной в договоре. Именно рассматриваемое соглашение определяет порядок уменьшения платежей. В нем же содержится условие – фирма не имеет права передавать залоговое имущество третьим лицам в период действия программы. Если с фирмой заключается несколько соглашений, размер кредита устанавливается по каждому из них.

Продолжительность кредитования составляет от 1 года до 5 лет:

  • От 1 до 5 лет — для общих случаев.
  • От 1 до 10 лет — для резидента зоны территориального развития.

Целью программы является стимулирование важных направлений деятельности. С ее помощью можно максимально отсрочить срок выплаты налогов. Еще одно важное преимущество – возможность самостоятельно выбирать сумму уменьшения платежей. Сумма выбирается та, которая поможет достигнуть максимального инвестиционного результата.

Что нужно сделать для получения кредита

Получить кредит могут ЮЛ. Основанием для получения средств является заявление и соглашение, составленное по определенной форме. Форма эта утверждена Приказом ФНС №ММВ-7-8/683 от 16 декабря 2016 года. Для получения средств необходимы эти документы:

  • Заявка от плательщика налогов.
  • Бизнес-план проекта.
  • Сведения о длительности кредитования и сроках погашения займа.
  • Расчет налоговых платежей.
  • Перечень собственности, которая будет являться залогом.
  • Баланс о прибылях и убытках.
  • Справка об отсутствии долгов по налогам.
  • Документы плательщика налогов.
  • Определение уровня эффективности от реализации проекта.

Кредит можно получать на несколько инвестиционных проектов. Однако в этом случае придется на каждый из них составлять отдельный бизнес-план. Этот план считается главным документом для предоставления именно инвестиционного кредита. То есть для увеличения шансов на получение средств нужно со всей внимательностью отнестись к составлению бизнес-плана. Желательно, чтобы оформлением его занимались профессионалы.

В каких случаях в кредитовании отказывают

В инвестиционном кредите отказывают, как правило, при наличии этих обстоятельств:

  • Фирма нарушила Налоговый кодекс, вследствие чего на ее руководителя завели уголовное дело.
  • В отношении руководителя возбуждено административное дело.
  • Фирма планирует скрыть часть своего имущества с целью ухода от обложения налогами.

То есть кредит не предоставляется в том случае, если фирма уклоняется от налогов в различных формах.

Подготовка к предоставлению кредитования

Кредитованию предшествуют эти действия:

  • Подготовка бухгалтерской отчетности, улучшенного структурного баланса.
  • Выплата всех долгов по налогам.
  • Разработка и утверждение бизнес-плана.
  • Сбор нужного перечня документов.
  • Подписание соглашения о кредитовании.
  • Формирование раздельного налогового учета для инвестиционных объектов.

Для совершения всех этих действий можно обратиться к специалисту.

Составление соглашения на инвестиционный кредит

Соглашение между ФНС и налогоплательщиком должно содержать существенные условия, оговоренные в пункте 6 статьи 67 НК РФ. Рассмотрим эти условия:

  • Порядок применения кредитования.
  • Размер кредита и процентов. Проценты не могут быть меньше ½ и не больше ¾ от ставки ЦБ. Если кредит берется фирмой, осуществляющей деятельность в зоне развития, ставка равна нулю.
  • Продолжительность действия договора.
  • Порядок покрытия займа и процентов по нему.
  • Вид обеспечения по кредиту (к примеру, залоговое имущество).
  • Ответственность сторон договора.
  • Условие о том, что в период действия соглашения нельзя передавать залоговое имущество третьим лицам.

В соглашении также могут быть дополнительные условия:

  • Порядок согласования графика покрытия долга по налогам до подписания соглашения.
  • Основания выдачи займа.
  • Отчетность перед ФНС об использовании займа.
  • Порядок досрочного завершения действия документа между сторонами.

Также в бумаге могут быть указаны дополнительные нюансы, которые важны для обеих сторон.

Максимальный размер кредита

Кредит выдается на сумму, не превышающую стоимость техники, приобретенной для НИОКР, или инвестиций в энергетическую эффективность. Основание – пункт 2 статьи 67 НК РФ. Объем кредитования может быть следующим:

  • Не более размера трат в капитальные вложения в объекты в области территориального развития.
  • Сумма, указанная в соглашении о налоговом кредите.

Программа позволяет снизить налог на эту сумму:

  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении отчетного периода.
  • Не больше 50% от налога, начисленного на протяжении года.

Исключением является кредит для резидента области территориального развития. Размер снижения налоговой нагрузки в этом случае будет устанавливаться соглашением.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на определенный срок и при определенных условиях.

Сроки предоставления кредита

В налоговом законодательстве предусмотрено поэтапное сокращение и уменьшение срока для уплаты налога для организации, с последующей выплатой сокращенной суммы в течение определенного периода.

Называется такое сокращение – инвестиционный налоговый кредит. При этом подразумевается не только сокращение суммы и срока, но и начисление процентов, которые так же будет необходимо уплатить.

Регулируется такая норма, как инвестиционный налоговый кредит, Налоговым кодексом, статьями 66, 67, 68.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется как по налогу на прибыль, так и по региональным и местным налогам. Сроки предоставления составляют:

  • от 1 года до 5;
  • от 1 года до 10.

При этом увеличенный срок предоставляется только тем юридическим лицам, которые включены в реестр резидентной зоны, предусмотренной для территориального развития. Для всех остальных организаций действуют общие условия срока предоставления – от 1 года до 5 лет.

Условия предоставления кредита

В рамках налогового законодательства предусмотрены особые условия, при соблюдении которых инвестиционный кредит может быть предоставлен. К таким условиям, согласно статье 67 Налогового кодекса, относятся следующие:

  • оборонный государственный заказ. Если организация выполняет такой заказ, то ей может быть предоставлен инвестиционный кредит. При этом срок остается неизменным – от 1 года до 5 лет;
  • предоставление услуг населению из разряда особо важных, а также развитие региона в социально-экономическом плане. При выполнении такого заказа организация может получить сокращение срока по выплате налога с получаемого дохода;
  • получение или создание новых видов сырья, а также инновационная деятельность. При осуществлении такой деятельности организация может рассчитывать на инвестиционный налоговый кредит на общих условиях;
  • научно-исследовательская деятельность, повышение уровня охраны окружающей среды, опытно-конкурсные работы, новые рабочие места для инвалидов – все это позволяет получить организации налоговый кредит с отсрочкой по выплате налога.

Даже при выполнении одного из этих условий организация может получить инвестиционный налоговый кредит. Данное право предусмотрено статьей 67 Налогового кредита. При этом этой же статьей регулируется порядок предоставления.

Порядок предоставления кредита

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита прописаны в статье 67 Налогового кодекса, а также в Приказе ФНС № MMB-7-8/469@. В рамках действия этих нормативно-правовых актов предусмотрен следующий порядок действий со стороны организаций, которые рассчитывают получить отсрочку или рассрочку по выплате налогов, и со стороны налоговых органов:

1. Подача документов и заявления представителем организации.

2. Рассмотрение документов, определение выполнения одного из условий.

3. Принятие решения со стороны налоговых органов, которое составляется в течение 30 календарных дней.

4. Уведомление организации-заявителя о решении.

5. Инвестирование в энергетическую эффективность создаваемых объектов.

Для каждого из оснований (условий) существует свой определенный перечень документов, которые организация должна предоставить на рассмотрение.

Так, организации, которые осуществляют выполнение государственного заказа в вопросах обороны, обязаны представить в налоговый орган следующие документы:

  • справку о выполнении такого заказа, которая выдается государственным органом власти, регулирующим вопрос выполнения оборонных заказов;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Те организации, которые предоставляют особо важные услуги населению или повышают социальный и экономический уровень региона, представляют следующие документы:

  • справка от уполномоченного органа власти, которая подтверждает выполнение заказа в данном направлении;
  • документы-доказательства о соответствии основаниям.

Организации, осуществляющие инновационную деятельность, представляют в налоговый орган вместе с заявлением следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организация, осуществляющая научно-исследовательскую деятельность, представляет в налоговый орган документы:

  • бизнес-план;
  • документы, которые подтверждают, что организация приобрела за свои средства оборудование, необходимое для осуществления своей прямой деятельности;
  • документы-доказательства соответствия основаниям.

Организации, которые осуществляют инвестирование, представляют в налоговый орган следующие документы:

  • бизнес-план;
  • документы-основания для получения кредита.

Примечательно, что если между организацией и налоговым органом уже заключено инвестиционное соглашение по одному из существующих оснований, не запрещается заключение ее одного договора о предоставлении кредита по другому основанию. При этом организация ни в коем случае не освобождается от уплаты налога и процентов, которые начисляются по одному кредиту, в счет нового кредита.

Сумма кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации только на определенные Налоговым кодексом суммы. Так, предусмотрены следующие суммы кредитования:

  • 100% стоимость оборудования, которое необходимо для создания энергетически эффективных объектов, а так же осуществления научно-исследовательской деятельности;
  • определенная договором сумма при остальных основаниях.

Так, уполномоченный орган, который регулирует ту или иную деятельность организации, и сама организация заключают инвестиционный договор, в котором прописывается сумма и срок предоставления инвестиционного кредита.

Организация вправе досрочно погасить сумму задолженности в тот налоговый период, в котором у нее есть на это возможность, лишние проценты за это начислены не будут. Каждый налоговый период документы-отчеты сдаются в налоговый орган, который определяет, насколько были выполнены условия инвестиционного налогового договора.

Права организации

Организация, которая получила отсрочку или рассрочку по выплатам налогов, имеет право на протяжении действия всего договора уменьшать сумму выплат. При этом на конец периода организация обязана в полном объеме погасить, как саму рассрочку, так и проценты, которые были по ней насчитаны.

Кроме того, организация, получившая отсрочку или рассрочку, может уменьшать сумму до тех пор, пока не останется равной сумме кредита, прописанной в договоре.

Одним из прав организации является уменьшение суммы налога до 50%, но не более того.

Так или иначе, налоги и сборы организации, получившие отсрочки и рассрочки, обязаны уплачивать установленные к ним налоги, хотя и в меньшем объеме.

Примечательно, что заключить договор на инвестиционное налоговое кредитование на уплачиваемые сборы невозможно, поскольку это не предусмотрено налоговым законодательством РФ, договоры заключаются исключительно на налоги, а не сборы.

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Законодательное определение налоговых льгот закреплено в ст. 56 Налогового кодекса РФ: "Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере".

    Налоговые льготы традиционно относят к факультативным элементам налогообложения, их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Конституционный Суд РФ в Определении от 07.02.2002 г. N 37-О указал, что "льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения. льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях".

    Следует отметить позицию, согласно которой налоговые льготы некорректно рассматривать как отдельный (факультативный) элемент налога. Поскольку они имеют отношение к разным элементам налога, это его (налога) структурная характеристика [7, с. 34].

    Значительное количество авторов учебной и научной литературы, рассматривая правовую категорию налоговых льгот, цитирует законодательную формулировку налоговой льготы [13, с. 191; 3, с. 56; 9, с. 153; 4, с. 70].

    Многие определения, существующие в научной и учебной литературе и отличающиеся от законодательной формулировки, исходят из нее и, по сути, являются перефразированными ее вариантами. Например, В.В. Коровкин определяет налоговые льготы как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов), которые позволяют им сократить размер своих налоговых обязательств по сравнению с другими налогоплательщиками [2, с. 148].

    В то же время ряд авторов отмечают "высокую степень абстракции" [12, с. 19], "неконкретность и расплывчатость" [14, с. 9] законодательного определения налоговой льготы, отсутствие в нем "необходимых признаков данной экономической категории" [8, с. 213].

    И.А. Майбуров и А.М. Соколовская указывают, что общим недостатком встречающихся в специальной литературе определений налоговых льгот является очень широкая их трактовка, перечисление авторами действительных, но не исчерпывающих характеристик (признаков) налоговых льгот, следствием чего является невозможность их идентификации. Авторы предлагают следующее определение: налоговая льгота - это предусмотренное законодательством о налогах и сборах отклонение от нормативных требований налогообложения, позволяющее отдельным категориям налогоплательщиков получить преимущества, состоящее в полном или частичном освобождении их от уплаты налога (сбора) или в освобождении от выполнения отдельных обязательств и правил [11, с. 128-129].

    На необходимость устранения законодательной неточности определения налоговой льготы, позволяющей ее широкое толкование и не дающее возможности отделить действительно налоговые льготы от схожих механизмов снижения налогового бремени, обращалось внимание и другими авторами. Так, Н.А. Соловьева предлагает определить налоговую льготу как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, заключающиеся в возможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Для иных механизмов снижения налогового бремени автор предлагает использовать понятие налоговые преференции, т.е. способы изменения исполнения обязанности по уплате налогов, заключающиеся в возможности изменения порядка и сроков уплаты налога, а также в отмене или снижении размера санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах [10, с. 190-191].

    Действующее законодательство о налогах и сборах содержит большое количество налоговых льгот, хотя и не именует их таковыми в статьях Налогового кодекса РФ. В результате отнести тот или иной механизм снижении налогового бремени к налоговым льготам можно лишь исходя из признаков, содержащихся в законодательном определении налоговых льгот. В подобной ситуации особое значение приобретает классификация налоговых льгот.

    Наиболее известной и часто применяемой является классификация налоговых льгот на налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые освобождения в зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлена налоговая льгота [13, с. 192; 2, с. 149; 6, с. 121].

    Налоговые изъятия - это выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения, несмотря на наличие у них всех предусмотренных законом признаков объекта налогообложения по данному налогу [2, с. 148]. Налоговыми изъятиями, в частности, являются доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (ст. 217 НК РФ), операции, не подлежащие налогообложению НДС (ст. 149 НК РФ) и акцизами (ст. 183 НК РФ) и некоторые другие.

    Налоговые скидки определяют как "льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы" [13, с. 192], как "льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки" [5, с. 61] и как "установление определенного необлагаемого минимума налоговой базы либо уменьшение налоговой базы на сумму определенных расходов, понесенных налогоплательщиком" [2, с. 150]. К налоговым скидкам можно отнести стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ.

    В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика) [6, с. 121].

    Налоговые освобождения в учебной и научной литературе трактуются различно. Так, налоговые освобождения понимают как "льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы" [13, с. 192] и как "льготы, направленные на уменьшение налогового обязательства в процессе исчисления подлежащей уплате суммы налога, а также изменение порядка исполнения налогового обязательства" [2, с. 151].

    В рамках данной классификации следует упомянуть и такой вид налоговой льготы как налоговый кредит, не используемый действующим налоговым законодательством РФ, но широко применяемый в законодательстве зарубежных стран. Налоговый кредит представляет собой уменьшение подлежащей уплате суммы налога. Налоговые кредиты используются как форма личных налоговых льгот, так и для стимулирования инвестиционной активности (в этом случае налоговый кредит, как правило, предоставляется в размере определенного процента инвестиций). Последние могут быть как возмещаемые, т.е. допускают возврат налогоплательщику суммы налогового кредита, превышающей сумму уменьшаемого налога, так и невозмещаемые, т.е. те налоговые кредиты, которые ограничены суммой уменьшаемого налога [15, с. 298, 422, 474].

    Высказывалось мнение о том, что поскольку используемые в специальной литературе определения не позволяют однозначно отнести те или иные льготы (например, пониженные налоговые ставки)к налоговым скидкам или освобождениям, постольку возможно проводить разграничение налоговых скидок и налоговых освобождений по моменту использования налоговой льготы относительно применения ставки налога. В случае использования налоговой льготы до момента применения ставки такая налоговая льгота является налоговой скидкой. Если налоговая льгота представляет собой пониженную налоговую ставку или используется после применения налоговой ставки к налоговой базе, то такая льгота является налоговым освобождением [10, с. 74].

    Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога может быть постоянным (как в трех вышеуказанных случаях) и временным. Рядом автором освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от какого-либо налога на определенный период времени именуется налоговыми каникулами [1, с. 186; 3, с. 57].

    Существуют иные классификации налоговых льгот. Так, Н.А. Соловьева на основании анализа механизма получения преимуществ при использовании налоговых льгот, а также материальных последствий их применения, разделяет налоговые льготы на прямые и косвенные. Критерием данного деления является форма экономической выгоды, получаемой налогоплательщиками в результате использования налоговых льгот, которая может быть исчисляемой и условной [10, с. 79-81].

    Исчисляемая экономическая выгода - сумма денежных средств, которую налогоплательщик не уплатил в результате использования налоговой льготы, либо сумма, которая была ему возвращена. Соответственно, прямые налоговые льготы - это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате предоставленной возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере и представляющие собой суммы денежных средств, которые налогоплательщики не уплатили в результате использования налоговой льготы либо суммы, которые были им возвращены. Такими льготами, например, являются налоговые изъятия в виде стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

    Условную экономическую выгоду нельзя исчислить в момент получения самой налоговой льготы, а возможно, она вообще не может быть точно исчислена. При получении условной экономической выгоды обязанность налогоплательщиков по уплате налога в денежном выражении не изменяется, она лишь откладывается. Таким образом, косвенные налоговые льготы - это преимущества, получаемые определенными категориями налогоплательщиков в результате изменения порядка исполнения обязанности по уплате налога, экономическая выгода от получения которых не может быть исчислена в момент предоставления налоговой льготы, а может отсутствовать вообще. К косвенным налоговым льготам можно отнести налоговые освобождения в виде отсрочки или рассрочки по уплате налога, инвестиционного налогового кредита.

    По уровню предоставления налоговые льготы можно разделить на федеральные, региональные и местные. Данная классификация частично совпадает с группировкой налоговых льгот, определенной Налоговым кодексом РФ. В п. 3 ст. 56 упомянуты льготы по федеральным, региональным и местным налогам и закреплено право законодательных органов субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований устанавливать льготы по региональным и местным налогам соответственно.

    При этом данная группировка налоговых льгот не идентична их делению на федеральные, региональные и местные. Это обусловлено тем, что Налоговый кодекс РФ допускает делегирование права предоставления налоговых льгот по налогам высших уровней органам власти более низкого уровня в части налога, начисляемого в бюджет последних. Так, в настоящий момент по налогу на прибыль организаций, являющемуся федеральным налогом, органам субъектов РФ представлено право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, до размера 13,5% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Таким образом, в соответствии с Налоговым кодексом РФ такая льгота будет являться льготой по федеральному налогу, однако устанавливаться субъектом РФ и уменьшать налоговые поступления именно в региональный бюджет. Соответственно, с точки зрения уровня предоставления налоговой льготы, эта льгота будет региональной.

    По субъекту предоставления все налоговые льготы можно разделить на льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам, льготы, предоставляемые физическим лицам, либо предоставляемые тем и другим субъектам. Профессор И.А. Майбуров отмечает, что подобная классификация позволяет разграничить их в соответствии с природой дохода: на льготы, предоставляемые юридическим и физическим лицам при получении ими предпринимательского дохода, и на льготы, предоставляемые физическим лицам при получении ими трудового дохода [5, с. 64].

    1. Демин А.В. Налоговое право России: учеб. Пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. - 424 с.

    2. Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: учеб. Пособие. М.: Экономистъ, 2006. - 576 с.

    3. Миляков Н.В. Налоговое право: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 383 с.

    4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 400 с.

    5. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

    6. Налоговое право: учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. - 591 с.

    7. Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления "Финансы и кредит" / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 487 с.

    8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 680 с.

    9. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 8-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. - 939 с.

    10. Соловьева Н.А. Налоговые вычеты и налоговые льготы: проблемы соотношения и законодательного закрепления: монография. М.: КНОРУС, 2012. - 216 с.

    11. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / И.А. Майбуров, А.М. Соколовская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 591 с.

    12. Титова М.В. Налоговые льготы: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 2004. - 33 с.

    13. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. - 528 с.

    14. Хрешкова В.В. Льготы в финансовом праве: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2007. N 2. С. 8-11.

    15. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. revised 6th edition. - 550 p.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

    Авторы материалов сборника

    Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

    Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

    Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

    Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

    государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

    Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

    Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

    Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

    Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

    Читайте также: