Налоговый контроль за расходами физических лиц

Опубликовано: 14.05.2024

На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) появился новый сервис “Мои чеки онлайн”. Там россияне смогут посмотреть свои покупки, оплаченные банковскими картами.

Что такое “Мои чеки онлайн”?

17 февраля 2021 года глава ФНС Даниил Егоров рассказал о планах объединить «Личный кабинет налогоплательщика» с данными онлайн-касс. В результате получился сервис “Мои чеки онлайн”. Именно благодаря этой “связке” планируется показывать “по одному клику” все траты граждан.

Как мне посмотреть мои чеки?

Чтобы зарегистрироваться в сервисе “Мои чеки онлайн” нужно ввести номер своего телефона и код, который на него придёт. Затем сайт просит привязать e-mail, и на почту приходит письмо для подтверждения учётной записи. Переходить по ссылке в письме не обязательно — вся информация о тратах открывается автоматически после входа.

Сейчас на сайте показаны лишь некоторые траты за последние 3 года. Среди них есть информация о мобильных платежах, оплатах такси и доставках еды. По задумке туда будут попадать все траты граждан, по банковской карте.

Зачем это нужно?

Получается, налоговая будет знать обо всех моих тратах?

Потенциально эту систему можно будет использовать для контроля за расходами граждан. Сразу после появления сервис стали критиковать. По мнению экспертов, ФНС может использовать данные для контроля за расходами граждан.

Политолог, руководитель Фонда развития региональной политики Илья Гращенков в своём telegram-канале высказал недовольство новой системой. Вот его мнение:

  • Налоговая мониторит покупки, после чего, возможно, укажет на разницу между доходами и расходами.
  • Если трат больше, чем заработка, человека могут попросить объяснить разницу или заплатить её. Тем, у кого явный перерасход по сравнению с доходами, к примеру, предложат зарегистрироваться как самозанятому и платить 7% с расходов.
  • Таким образом налоговики начнут забирать “последнее” у обычных граждан, “кто ещё хоть что-то может себе купить, кроме масла и сахара по фиксированной цене”.

Разве возможно контролировать все операции в России?

И да, и нет. Налоговая уже давно пытается это делать. Отслеживать операции стало возможным, в том числе, благодаря внедрению тех самых онлайн-касс, которые планируют “связать” с “Личным кабинетом налогоплательщика”.

  • Онлайн-кассы позволяют передать информацию о платежах оператору фискальных данных (ОФД), а он отправляет данные в налоговую службу. Разница с обычными кассами в том, что обычные только печатают чек и сохраняют данные об операции в специальной базе данных.

Можно отследить частичную хронологию внедрения онлайн-касс:

  • С 1 февраля 2017 года в налоговой можно зарегистрировать только онлайн-кассы.
  • До 1 июля 2017 года на них перешли организации и индивидуальные предприниматели (ИП), которые раньше использовали кассовую технику.
  • До 1 июля 2018 года — организации и некоторые ИП (с трудоустроенными работниками) в сфере торговли и общественного питания.
  • С 1 июля 2019 года на применение онлайн-касс перешли предприниматели малой торговли, где нет трудоустроенных работников, а также сферы услуг.
  • Остальные категории должны будут применять контрольно-кассовую технику с 1 июля 2021 года.

Переход на онлайн-кассы в некотором роде облегчил работу предпринимателей, поскольку стало меньше бумажной отчётности и налоговых проверок. Кроме того, теперь можно отследить все продажи и контролировать сотрудников.

Теперь же данные с онлайн-касс будут также отображаться в налоговом кабинете россиян.

Стоп, а если я буду платить только наличкой?

Попадать в сервис “Мои чеки онлайн”, будут только покупки, оплаченные банковскими картами. Возможно, при покупке наличными завести чек в систему можно будет самостоятельно. Этот механизм не проработан.

Однако стоит понимать, что уже долгое время в России идёт активный переход от наличных денег к безналичным.

По оценке лаборатории СберИндекс, больше половины платежей (54,1%) за весь 2020 год оказались безналичными. По мнению экспертов, рост мог был вызван пандемией. Процесс ухода от наличных в целом продолжается, даже несмотря на существенный рост объёма бумажных денег в обращении (+2,8 трлн руб. до 13,4 трлн руб.).

Сервис собирает очень много личной информации, а как она будет защищаться?

На этот вопрос ответить не так просто.

В ФНС рассказали, что электронные чеки будут храниться в “облаке” только по желанию граждан и не будут содержать информацию о картах.

Как на самом деле будет работать сервис станет видно только на практике.

Такая система выгодна только государству? Почему её не критикуют банки?

На самом деле безналичное общество выгодно не только государству, банки получают контроль над финансами своих клиентов и большие возможности для заработка (комиссии, платы за обслуживание счёта, кредитные линии). Более того, они смогут продавать большие данные и аналитику другим компаниям.

Получается, что спрятать от государства свои доходы не получится?

Государство стремиться к этому. Ещё 5 лет назад запуск такой системы был невозможен, но с развитием цифровых технологий у налоговой появились нужные инструменты.

Один из самых проблемных для сбора налогов — НДФЛ.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Сейчас это главный тип прямых налогов (подробнее про ставки можно прочитать здесь). Обычно все расчёты по НДФЛ ведёт работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за работников и выдает зарплату уже за вычетом НДФЛ.

Не все граждане хотят платить налоги, а потому прибегают к разным способам экономии. До сих пор очень распространена зарплата “в конверте”. Наличные деньги сложнее отследить, и они не облагаются налогами.

  • Теневая экономика — это нелегальная или “скрытая” экономическая деятельность, доходы от которой официально не учитываются при уплате налогов. Любая прибыль, скрываемая от налоговой службы, считается теневой.
  • Более 30% граждан получают зарплату “в конверте”, а общий объём неофициальных зарплат в стране превышает 10 трлн руб. ежегодно.
  • В «теневую» занятость в России вовлечено 25 млн граждан — порядка 32,5% экономически активного населения. В итоге бюджет страны недополучает около 3 трлн рублей.

Огромные суммы, которые проходят “в тени”, невыгодны государству, потому их стремятся отследить и обложить налогами. Чем больше “несостыковок” найдётся, тем больше денег от граждан в бюджет будет получено.

11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица

Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного имущества. Целью данного государственного контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных расходов доходам, полученным гражданином.

Объектом контроля со стороны государства в лице налоговых органов может быть приобретение следующего имущества:

– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;

– механические транспортные средства;

– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

– золото в слитках.

Важно отметить, что объектом налогового контроля выступает переход права собственности относительно названных объектов, а не соответствие цены имущества его реальной стоимости.

Законодательство о налогах и сборах не устанавливает нижнего предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического лица с его расходами за определенный налоговый период.

Основным методом осуществления налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права на это имущество. Гарантией обеспечения деятельности налоговых органов по контролю ха расходами физических лиц служит установленная налоговым законодательством обязанность регистрирующих органов или лиц сообщать сведения о регистрации смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.

Полученное требование возлагает на подконтрольное физическое лицо обязанность в течение 60 дней представить в налоговый орган специальную декларацию, в которой указываются все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов.

Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений.

Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам является начисление с выявленной разницы налоговой задолженности по налогу на доходы физических лиц, а также пени за неуплату этого налога.

При наличии достаточных оснований физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль Глава 13. Налоговая декларацияСтатья 80. Налоговая декларация(((1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным

Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании

Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица

33. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика – организации и налогоплательщика – физического лица В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль Глава 13. Налоговая декларацияСтатья 80. Налоговая декларация1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам

Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании

Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в

58. Налоговый контроль: общие положения

58. Налоговый контроль: общие положения Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений.Налоговый контроль — это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности

Глава 14. Налоговый контроль

Глава 14. Налоговый контроль Статья 83. Учет организаций и физических лиц (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) 1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту

3.1. Дополнительный налоговый контроль

3.1. Дополнительный налоговый контроль Составной частью института налогового контроля является определенный комплекс дополнительных налоговых мероприятий. Смысл дополнительных мероприятий налогового контроля заключается в сборе достаточной совокупности

Лекция 11. Налоговый контроль

Лекция 11. Налоговый контроль 11.1. Понятие и значение налогового контроля Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за

Пример 11. Корректировка исчисления налога на доходы физического лица – иностранного работника

Пример 11. Корректировка исчисления налога на доходы физического лица – иностранного работника До момента увольнения иностранный работник рассчитывал провести в РФ менее 183-х дней в календарном году. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ такое физическое лицо не является

Пример 7. Организация арендует у физического лица имущество. На сумму арендной платы бухгалтерией начислен ЕСН

Пример 7. Организация арендует у физического лица имущество. На сумму арендной платы бухгалтерией начислен ЕСН В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты (в том числе в натуральной форме) и иные вознаграждения, начисляемые

Приложение 11 СПРАВКА о соответствии (несоответствии) изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц

Приложение 11 СПРАВКА о соответствии (несоответствии) изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических

2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование

2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование Несомненно, уровень контроля над региональными финансами и бюджетного планирования в регионах не на высоте. Предстоит решить, в какой мере подобное состояние является следствием недостатка контроля сверху, а в какой

4.4. Налоговый контроль

4.4. Налоговый контроль Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также

9.3. Трансфертное ценообразование и налоговый контроль

9.3. Трансфертное ценообразование и налоговый контроль Трансфертное ценообразование является одним из самых распространенных способов минимизации налогов. Им пользуются как крупные промышленные и торговые компании, так и малые предприятия.Актуальность вопроса о

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ

Налоговый контроль за расходами физических лиц

Ведущий юрист ООО "Юридическая компания "V&B"
Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 11, оф. 1,
тел. (812) 325-31-25, 567-72-34
www.vandb.spb.ru

В настоящее время мы все чаще становимся посетителями налоговой инспекции: либо добровольно, либо получив уведомление. Для человека, никогда не сталкивавшегося с налоговыми органами, эта ситуация становиться причиной повышенного беспокойства и мучительного поиска истины в ответе на вопросы: должен ли он оплатить начисленный налог, какие документы необходимо представить, в какие сроки, как можно обжаловать неправомерные действия и решения налоговых органов.

В этой статье мы хотели бы прояснить волнующие Вас вопросы.

Прежде всего, необходимо ответить себе на два вопроса: были ли у Вас в текущем году крупные покупки и имели ли Вы иные источники дохода, кроме заработной платы по основному месту работы. Если да, то Вам необходимо знать следующее.

Цель налогового контроля - установление соответствия крупных расходов физических лиц его доходам.

Налоговому контролю подлежат расходы граждан России, приобретших в собственность имущество (недвижимое имущество, механические транспортные средства, акции и иные ценные бумаги, культурные ценности, золото в слитках).

Даже если Вы не представили в налоговые органы сведения о Ваших крупных расходах и всех полученных доходах, то органы, осуществляющие регистрацию сделок с недвижимостью, нотариусы и т.п. в течение 15 дней должны уведомить налоговые органы о фактах регистрации и заверения сделок, зарегистрированных ими. Помимо этого, структуры, осуществляющие учет недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговые органы в течение 10 дней после регистрации о недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах.

Таким образом, после совершения сделки налоговые органы будут иметь сведения, подлежащие налоговому учету.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы , заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период , или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица, то ими составляется акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направляется физическому лицу требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

------------------------------------
налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом в налоговый орган по месту жительства. Налоговый период - это календарный год.
------------------------------------

Итак, Вы получили требование явиться в налоговую инспекцию. В течение 60 дней после получения уведомления физические лица обязаны представить специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

Вы вправе (но не обязаны) приложить к декларации копии документов, подтверждающих указанные в ней сведения.

Налоговые органы вправе затребовать подлинники приложенных Вами документов.

Если Вы по какой-либо причине не смогли выполнить свои обязанности по представлению налоговой декларации, то необходимо будет оплатить следующие штрафы:

1.Непредставление в налоговые органы в установленный законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% суммы налога и не менее 100 рублей.

Непредставление декларации в течение 180 дней - штраф в размере 30% суммы налога и 10% суммы налога за каждый месяц, начиная со 181 дня;

2. Непредставление в установленный срок документов, затребованных налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый непредоставленный документ;

3.Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

4.Неправомерное несообщение лицом сведений в налоговый орган повлечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

Необходимо знать, что при наличии хотя бы одного смягчающегося ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит снижению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

В случае если Вы в добровольном порядке не оплатили налоги либо штрафы, то данные суммы будут взысканы с Вас в судебном порядке.

Если Вы не согласны с решением налоговых органов и Ваше мнение опирается на нормы права, то Вы можете обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Ваша жалоба должна быть рассмотрена не позже одного месяца. Решение вышестоящего органа высылается в течение трех дней в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган Вы можете подать аналогичную жалобу в суд. Если же Вы решили сначала дождаться ответа на Ваше обращение от вышестоящего налогового органа, но ответ Вас не удовлетворил, то за Вами сохраняется право подачи жалобы в суд.

К сожалению, подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Поэтому только после признания жалобы правомерной вы сможете требовать возврата излишне взысканных с Вас средств.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многих граждан в нашей стране волнует вопрос о том, какие суммы переводов на банковские карты могут заинтересовать налоговую инспекцию. Огромное количество людей ежедневно переводят деньги, ведь пользоваться картами удобно, но этот доход не облагается налогами, и он может быть расценен как доход от нелегальной трудовой деятельности.

Налоговая может заинтересоваться в том случае, если ваши расходы не соответствуют заявленным расходом. Например, официально безработный гражданин неожиданно получает переводы на крупные суммы денег, имеет дорогую машину и квартиру. Информация об объектах движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных на граждан приходит в налоговую службы и по этим объектам потом в ФНС определяется налог на имущество физических лиц.

Также в налоговую службу информацию о гражданах может направлять служба Финансового мониторинга, если проводятся денежные операции на счетах свыше шестисот тысяч рублей.

Внимание банков и налоговой инспекции может привлечь следующее:

  • Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
  • Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
  • Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
  • Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
  • В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.

Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.

Контроль за финансовыми операциями россиян уже начался ?!

В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.

В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.

Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.

Что говорит налоговая служба ?!

Еще с прошлого 2018 года ходили слухи о вводимом с первого июля 2018 года контроле о поступлениях денежных средств на дебетовые карты физических лиц. Некоторые новостные порталы опубликовали эту новость, но при этом без официального подтверждения. Что говорит на этот счет законодательство нашего государства? Вообще контроль за движениями денег и операциями, связанными с продажей или покупкой гражданами движимого и недвижимого имущества осуществляется налоговой службой и банковскими организациями уже давно.

По мнению юристов, специализирующихся на налоговых правонарушениях интерес ФНС может быть выявлен случайно или в ходе налоговой проверки. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Поэтому пока можно не переживать, так как каких-то законодательных норм, жестко регламентирующих транзакции граждан не имеется.

Также представители Федеральной налоговой службы обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банковской организации о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг и это просто не доказуемо.

Тем не менее в группе риска люди, получающие неофициальный доход или самозанятые граждане. Это риелторы, фрилансеры, люди получающие доходы в качестве рантье. На основании 86 статьи Налогового кодекса Российской Федерации представители налоговой службы могут запрашивать при необходимости сведения от банков о состоянии счетов, если лицо не является ИП или юридическим лицом. Судебная практика в нашей стране по привлечению физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки по своей воле не обязаны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента.

Читайте также: