Налоговый контроль в системе налогового администрирования курсовая работа

Опубликовано: 26.04.2024

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования выступает налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ.
Цель работы - теоретико-методологическое раскрытие сути организации налогового контроля и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности налогового контроля на современном этапе.
Методы исследования: общенаучные методы исследования (наблюдение, логический и структурно-функциональный анализ, экономический анализ, комплексность), специальные приемы и процедуры (сравнение и обобщение, выборка и группировка).

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы организации налогового контроля в России 9
1.1 Понятие, цели, задачи, формы, виды налогового контроля 9
1.2 Права и обязанности органов налогового контроля, виды налоговых
правонарушений и ответственность за их совершение 22
1.3 Правовое регулирование налогового контроля в России 27
2 Анализ действующей практики организации налогового контроля
(на примере ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) 32
2.1 Оценка организационной структуры налоговой инспекции 32
2.2 Исследование технологии организации и проведения контрольной
деятельности 40
2.3 Анализ результатов проведения контрольной работы 45
3 Основные направления совершенствования налогового контроля и
повышение его результативности 52
3.1 Разработка рекомендаций по улучшению организации проведения налогового контроля в системе налогового администрирования в
России 52
3.2 Развитие автоматизации процесса проведения налогового контроля 59
3.3 Зарубежный опыт организации налогового контроля и возможности
его использования в отечественной практике 63
Заключение 70
Список использованных источников 73

Содержимое работы - 1 файл

налоги 2.doc

Таким образом, проведенное исследование основных направлений контрольной деятельности ИФНС по Ленинскому району по мобилизации налогов и сборов в бюджет показало, что в настоящее время осуществляется налоговый контроль на достаточно высоком профессиональном уровне. Это подтверждается результатами налоговых проверок и мероприятиями по взысканию дополнительно начисленных в результате их проведения платежей. Тем не менее, налоговые органы республики сталкиваются в процессе своей деятельности с рядом проблем, осложняющих их работу. В частности, до сих пор не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией, необходимой для формирования перечня налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю. Большая часть налоговых отчетностей продолжает поступать в инспекции на бумажных носителях, что увеличивает затраты времени на ввод и обработку полученной информации, сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры выездного налогового контроля. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения, так как лишь при их устранении возможно существенное повышение результативности налогового контроля и обеспечения соответствия деятельности налоговых органов республики современным требованиям.

2.3 Анализ результатов проведения контрольной работы

Существует ряд показателей, характеризующих качество проводимой контрольной деятельности налоговых органов. Анализ этих показателей показывает, насколько результативно налоговые органы осуществляют свою деятельность. К таким показателям относятся:

  • коэффициент собираемости налогов, с учетом задолженности;
  • коэффициент недоимки;
  • коэффициент доначислений по результатам налоговых проверок;
  • коэффициент взысканий по доначислениям;
  • коэффициент доначислений на 1 работника, осуществляющего выездные проверки;

- коэффициент доначислений на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки;

  • коэффициент количества проверок на одного сотрудника;
  • коэффициент нагрузки на одного специалиста;
  • коэффициент результативности проверок;

- уровень добровольно уплаченных плательщиками налогов. Результативность работы ИФНС по Ленинскому району по сбору

налоговых доходов в бюджет и по выявлению налоговых правонарушений характеризуют коэффициент собираемости и коэффициент доначислений по результатам налоговых проверок. Данные представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Динамика коэффициента собираемости и коэффициента доначислений

Наиболее результативным в плане сбора налогов является год со значением коэффициента собираемости наиболее приближенным к 1. В 2009 году коэффициент собираемости наиболее высокий по сравнению с предыдущими годами. По коэффициенту доначислений в настоящее время существуют тенденция к снижению. В 2007 году он составлял 0,12, а в 2009 году уже 0,04, что связано с превышением сокращения доначислений по результатам налоговых проверок по сравнению с объемом налоговых поступлений. Низкое значение рассматриваемого показателя не является свидетельством неэффективной работы налоговых органов, а объясняется повышением ответственности налогоплательщиков и сокращением нарушений налогового законодательства.

Проанализировать результативность работы отдельных сотрудников ИФНС по Ленинскому району позволяют коэффициенты доначислений на 1 работника, осуществляющего выездные проверки и на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки (таблица 2.5).

Таблица 2.5 - Показатели сумм доначислений на 1 работника по результатам камеральных и выездных проверок

доначислений на 1

работника, тыс. руб.

Доначислено, тыс. руб. Численность работников, осуществляющих выездные проверки Коэффициент

доначислений на 1

работника, тыс. руб.

Как показывают данные таблицы 2.5, за исследуемый период произошло резкое сокращение доначислений на 1 работника, осуществляющего камеральные проверки. Столь резкое снижение объясняется сокращением общей суммы доначислений по результатам камеральных проверок в связи с увеличением доли законопослушных налогоплательщиков.

По доначислениям, приходящимся на 1 работника, проводящего выездные проверки, сильных колебаний за исследуемый период не наблюдается.

На фоне сокращения доначислений, приходящихся на 1 работника, проводящего камеральные проверки, наблюдается рост показателей, характеризующих нагрузку на специалистов. Об этом свидетельствуют данные таблицы 2.6.

Таблица 2.6 Динамика показателей нагрузки на специалистов ИФНС, проводящих камеральные и выездные проверки

За исследуемый период коэффициент количества камеральных проверок, приходящихся на 1 специалиста, постепенно возрастает, что связано с количеством, проводимых камеральных проверок. По выездным проверкам наблюдается сокращение значений коэффициента количества проверок, приходящихся на 1 специалиста. Сокращение количества проверок, проводимых 1 специалистом, связано с переносом приоритета в налоговом контроле на камеральные проверки и, как следствие, с уменьшением общей доли выездных проверок. За исследуемый период наблюдается увеличение нагрузки на 1 специалиста. Это связано с увеличением количества налогоплательщиков.

Реальную результативность работы налоговых органов в плане контроля за соблюдением налогового законодательства позволяет оценить коэффициент взысканий по доначислениям, показывающий какая доля доначисленных по результатам налоговых проверок платежей была фактически взыскана и перечислена в бюджет. Значения данного показателя находятся на довольно низком уровне, особенно в плане выездных налоговых проверок (таблица 2.7)

Таблица 2.7 - Показатели соотношения доначисленных и взысканных сумм налогов по результатам камеральных и выездных проверок по ИФНС по Ленинскому району

Анализируя данные таблицы 2.7, за исследуемый период суммы взысканных платежей значительно отстают от суммы доначислений, особенно по выездным налоговым проверкам. Такое несоответствие объясняется тем, что часть проводимых проверок приходится на организации, не имеющие достаточных средств на счетах в банке для погашения своей задолженности и пользующиеся отсрочкой уплаты начисленных налогов. Но, несмотря на это за исследуемый период времени наблюдается увеличение доли взысканий в общей сумме доначислений и по камеральным, и по выездным налоговым проверкам.

Показателем, комплексно характеризующим результативность работы ИФНС по Ленинскому району, является коэффициент добровольной уплаты налогов, значения которого представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Динамика коэффициента добровольной уплаты налогов

экономические науки

  • Ильина Александра Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Сазонов Сергей Петрович , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Волгоградский государственный технический университет
  • ПРОВЕРКА
  • АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • КОНТРОЛЬ
  • НАЛОГ

Похожие материалы

  • Формы и методы налогового контроля
  • Совершенствование методологии контроля и ревизии снабженческо-заготовительной деятельности
  • Эффективность налогового контроля при формировании плана социально-экономического развития муниципалитета на примере Волгоградской области
  • Интернет-маркетинг, основные инструменты и понятия
  • Обзор существующих и перспективных систем и методов мониторинга техносферной безопасности

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований [2.,c.9].

Налоговый контроль — это мероприятие, которое осуществляется уполномоченными лицами налоговых органов с помощью налоговых проверок и налоговых агентов. На сегодня налоговый контроль выполняет важную функцию в осуществлении государственного финансового контроля, потому что за счет налогов и сборов осуществляется пополнение бюджета.

Налоговый контроль является частью налогового администрирования. Налоговое администрирование — это эффективное управление налоговым контролем, который осуществляется на государственном уровне.

Налоговый контроль в системе налогового администрирования сильно отличается от остальных систем финансового контроля по таким параметрам как: по объекту контроля, по методам осуществляющих налоговый контроль. Налоговый контроль это один из важных элементов работы всей налоговой системы. Данное его свойство характеризуется тем, что с его помощью проводится дополнительные проверки налогоплательщиков, которые намеренно скрывают свои доходы.

Налоговый контроль подразделяется на такие проверки как: камеральная и выездная налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка характеризуется тем, что данная проверка осуществляется налоговым инспектором в здании налоговой службы. Такаю проверку производят на основании полученных от налогоплательщиков налоговых деклараций.

Выездная налоговая проверка — это проверка, которая осуществляется налоговым инспектором и представляет собой проверку в которой отражается полнота и достоверность информации от налогоплательщика, а также правильность расчетов по налогам, которые необходимо уплатить. Такая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, данная проверка проводится по решению главного руководителя налогового органа.

Проводя исследование по выездным и камеральным проверкам и начисленным, на основании проверок, налогам, можно рассмотреть следующий рисунок 1.

Рисунок 1 — Начислено налогов по камеральной и выездной налоговой проверки по Волгоградской области

Источник: авторский, по материалам [5].

На данном рисунке отражается сумма налогов выявленных в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок по Волгоградской области. Из данного рисунка видно как меняется сумма перечисленных налогов в бюджет. Как мы видим, больше всего налоговых нарушений выявлено в результате выездных налоговых проверок. Это связано в первую очередь с тем, что выездные налоговые проверки чаще всего направлены на проверку разных организаций как крупных, так и мелких, следовательно, налог с них взимается больше, чем с физических лиц, отсюда следует, что и прибыль в бюджет от них больше [5].

Налоговые проверки осуществляются согласно нормативно-правовой базе налогового контроля. Налоговые инспекции осуществляют налоговый контроль на основе нормативно-правовых актов регулирующих отношение между налогоплательщиком и исполнительным органом. Из-за постоянного изменения налогового законодательства налогоплательщику сложно отслеживать и разбираться во всех тонкостях налогового процесса, поэтому налоговому инспектору необходимо не только проверять полученные документы, но и в случае неправильного оформления и заполнения декларации сообщать об этом налогоплательщику, что бы он подал уточненную декларацию с правильными суммами [4].

Нормы, которые прописаны в Конституции РФ по регулированию налоговых отношений на территории Российской Федерации, а также здесь определено: что выступает субъектом налогообложения. Основным законом налогового контроля в системе налогового администрирования является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в нем подробно прописаны все налоги и то, как они должны рассчитываться и в какой период [1].

Таким образом, налоговый контроль является одним из важнейших элементов в системе налогового администрирования, потому что за счет налогового контроля обеспечивается своевременное поступление денежных средств в бюджет РФ. Система налогового администрирования обеспечивает дальнейшее поступление денежных средств в федеральный бюджет страны.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

    Статья просмотрена: 2094 раза

    Библиографическое описание:

    Ницевич, Т. В. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования / Т. В. Ницевич, В. К. Докальская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24494/ (дата обращения: 21.05.2021).

    Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

    Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщик, уклонение от налогов.

    Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового администрирования. Решение этой проблемы является приоритетным направлением налоговой политики государства [2].

    Налоговое администрирование преимущественно рассматривается как комплекс мер по реализации важнейшей задачи налоговых органов — обеспечению поступлений налоговых платежей в бюджет в том объеме, который необходим для финансирования государственных расходов. Для решения этой задачи необходима четко отлаженная и эффективно действующая организация налогового контроля.

    Эффективность системы налогового контроля, по мнению авторов, определяется, с одной стороны, полнотой поступления налогов в бюджет государства, а с другой — уровнем налоговых издержек, т. е. затрат государства на содержание своего фискального аппарата. В идеале функционирование системы налогового контроля должно способствовать созданию запаса прочности бюджета для снижения налогового бремени, которое, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики [4].

    В процессе налогового контроля, безусловно, возможно столкновение интересов налогоплательщиков и государства. Как составной элемент системы управления налоговый контроль является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль — это не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов.

    Так, целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

    В рамках рассматриваемой темы необходимо выделить и конкретизировать следующие функциональные задачи налогового контроля:

     обеспечение налогового законодательства;

     неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

     обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;

     предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей.

    Указанные функциональные аспекты налогового контроля надлежит рассматривать неразрывно, в едином комплексе, что позволит обеспечить его эффективность в области мер целенаправленного воздействия системы государственного финансового контроля на все сферы социально-экономической действительности.

    В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок: камерных и выездных. Официальных определений данных форм Налоговый кодекс не содержит, в виду чего возможны дискуссии и имеет место в связи с этим необходимость четкости формулировки и введения соответствующих определений в законодательство. Камерная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводимого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [3]. В отличие от выездной проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

    Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камерной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра или выемки документов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

    Таким образом, налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, категорий налогоплательщиков, территорий.

    Общий уровень налоговый дисциплины в России на сегодняшний день, характер применяемых схем уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками заставляют серьезно поставить вопрос о резервах повышения эффективности налогового контроля. Одним из стратегических направлений изыскания данного резерва можно отметить внедрение в практику форм и методов налогового контроля, основанных на передовых и аналитических технологиях, то есть комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

    Значимость налогового контроля бесспорна, и заключается, таким образом, в достижении упорядоченности налоговых отношений, проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявления допущенных правонарушений.

    В свою очередь, следует заметить, что цели налогового контроля, определяемые при его осуществлении, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство налоговой системой в целом. При этом развитие налоговой системы предполагает активизацию налогового контроля и повышение его результативности, сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах налоговых нарушений. Однако как самостоятельный аспект развитие налогового контроля не может дать того эффекта, который ожидает государство в области увеличения налоговых доходов. Усилия налогового администрирования будут безрезультатны без решения проблемы взаимной ответственности налогоплательщика и государства, и, разумеется, без согласования их интересов. Поэтому эффективность налогового контроля может быть обеспечена безусловным соблюдением базовых принципов налогообложения, а также осуществлением налоговой политики с учетом бюджетных приоритетов и упорядочения государственных расходов.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

    1.1 Содержание налогового контроля и его место в системе налогового администрирования….

    1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля: правовые и организационные основы ее проведения….

    1.3 Методические подходы к оценке результативности контрольной работы налоговых органов….

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ МРИФНС ПО Г. МАХАЧКАЛА РД

    2.1 Организационная структура и краткая характеристика МРИФНС по г. Махачкала РД…

    2.2 Анализ динамики налоговых поступлений и задолженности по налогам и сборам….

    2.3 Оценка эффективности камеральных и выездных налоговых проверок…

    ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

    3.1 Совершенствование методики проведения налоговых проверок….

    3.2 Разработка и обоснование рекомендаций повышения эффективности и качества налоговых проверок…

    3.3 Применение информационных технологий – направление эффективного развития налоговых органов…

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …

    Актуальность темы исследования. Налоги являются основным источником доходов государства. На сегодняшний день можно констатировать наличие в нашей стране вполне сформировавшейся налоговой системы и административного аппарата ее управления – налоговых органов.Цель исследования – научное обоснование и разработка методики комплексной оценки эффективности камеральных и выездных налоговых проверок как основных форм налогового контроля.

    Достижение цели исследования требует решения следующих основных задач:

    1. Исследовать содержание и место налогового контроля в системе налогового администрирования;

    2. Рассмотреть правовые и организационные особенности проведения камеральных и выездных налоговых проверок;

    1.3 Методические подходы к оценке результативности контрольной работы налоговых органов

    Понятие термина «результативность налогового контроля», определяется как количественная и/или качественная характеристика, отражающая эффект от проведения контрольной работы, а также меру достигнутой ею эффективности. Результативность налогового контроля может проявляться в максимизации налоговых поступлений в бюджет, снижении издержек проведения налогового контроля и прочих результатах.

    Данное определение также позволяет разрешить проблему соотношения понятий эффективности и результативности применительно к налоговому контролю. В связи с тем, что результативность налогового контроля включает в себя как уровень достигнутых результатов налогового контроля (эффект), так и характер понесенных затрат на его проведение (эффективность), то совокупность показателей результативности включает в себя также показатели, определяющие эффективность контрольной деятельности. [29, с.8-10]

    Разделение сферы применения понятий результативности и эффективности налогового контроля позволило провести анализ существующих способов оценки результатов проведения налогового контроля с целью создания их классификации, а также выявления аналитических показателей, применяемых при анализе результативности налогового контроля.

    На сегодняшний день в экономической теории и финансовой практике прослеживаются разные методические подходы к оценке налогового контроля. Их обобщение позволило систематизировать теоретические аспекты оценки результатов налогового контроля, сформулировать основные оценочные показатели и классифицировать методики оценки в зависимости от источников их формирования (Таблица 1.2.).

    В ходе написания дипломной работы, а также в период прохождения преддипломной практики были изучены общие вопросы государственного налогового контроля, принципы его осуществления, цели и задачи его проведения, место и роль налогового контроля в налоговом администрировании. Описана организация контрольной работы налоговых органов, изучена нормативно-правовая база вопроса. Рассмотрены проблемы и предложены методы совершенствования налогового контроля как составляющая налогового администрирования.

    Проведенный анализ и изученная теоретическая база вопроса позволила сделать следующий вывод по вопросу организации контрольной работы налоговых органов.

    1. Нормативные правовые акты

    1. Аналитический материал: отчеты за 2012-2013 годы 1-НМ, 2-НМ, 2-НК, 1-УЧ, 4-НМ;

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - Москва: Омега-Л, 2013. - 442с. - (Кодексы Российской Федерации);

    2. Научная и учебная литература

    Борисов, А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практ. Рекомендации / А.Н.Борисов. - \"Юстицинформ\", 2012. - 208 с.

    Брызгалин, А.В., Берник, В.Р., Головкин А.Н. Комментарий к изменениям ч. II Налогового кодекса РФ, внесенным Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ. Анализ проекта Федерального закона о налоговом контроле за ценами / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник, А.Н. Головкин.- \"Налоги и финансовое право\", 2013. - 120 с.

    Читайте также: