Появление налогового консультирования в россии обусловлено

Опубликовано: 12.05.2024

Чем занимается налоговый консультант? Налоговые консультанты являются экспертами в области налогового права, планирования и соблюдения нормативных требований, вопросами наследования, благотворительностью и другими сложными налоговыми ситуациями. Они обслуживают как юридических, так и частных лиц, следя за новым налоговым законодательством и помогая налогоплательщикам оптимизировать налогообложение в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Часто эти консультанты проходят подготовку в области налогового права или бухгалтерского учета.

Чем занимается налоговый консультант?

Чем занимается налоговый консультант

Налоговые консультанты – это профессионалы, специализирующиеся на налоговом праве и консультировании по финансовым вопросам. Они знают все о государственных и федеральных правилах, которые компании и частные лица должны соблюдать при подаче налоговой декларации. Когда вы нанимаете консультанта, он проконсультируют вас по телефону или лично о вариантах подачи документов.

Аспекты, которые они охватывают, включают

  • Сбор, систематизацию и подготовку налоговых документов и деклараций;
  • Оценка финансовых и юридических обстоятельств клиента для определения налоговых обязательств;
  • Помощь клиентам в налоговых вопросах во время и после значительного изменения жизни, такого как брак, развод, смерть супруга или рождение ребенка;
  • ряд финансовых вопросов, включая трасты, имущество и пенсионные налоги;
  • Вычеты для снижения налогового бремени;
  • Работа с налогами на доход от аренды недвижимости

Помимо предоставления клиентам полезных советов по налогообложению, налоговые консультанты также несут ответственность за то, чтобы оставаться в курсе последних налоговых требований как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне.

Кроме того, в их обязанности может входить поездка к клиенту для консультации или помощи в сокращении налоговых обязательств.

Одна из ключевых характеристик налогового консультанта отличные письменные и устные коммуникативные навыки.

Консультант должен быть в состоянии включить текущие выводы налогового законодательства и исследования своего клиента в налоговую стратегию, которая будет легка для понимания клиентом. Эти атрибуты имеют решающее значение, когда речь идет о том, чтобы клиенты полностью понимали налоговую стратегию.

Налоговые эксперты обычно работают в

  • финансовых консалтинговых фирмах;
  • аудиторских фирмах;
  • государственных учреждениях;

Также они могут работать независимо и работать онлайн. Клиенты варьируются от отдельных лиц и семей до организаций и корпораций.

Требования, чтобы стать налоговым консультантом

У налоговых консультантов нет официального процесса сертификации.

Большинство налоговых консультантов имеют степень бакалавра в области

  • бухгалтерского учета;
  • финансов;
  • налогового права;
  • или другой смежной области

Гонорары налогового консультанта

Гонорары налоговых консультантов варьируются в зависимости от нескольких факторов

  • Местоположение играет важную роль: цены достигают пика там, где самая высокая стоимость жизни.
  • Сложность и масштаб вашей налоговой ситуации. Как правило, чем больше вовлечены ваши финансы, тем больше вам придется платить.
  • Если ваша ситуация требует узкоспециализированных знаний о налоговом кодексе, гонорар налогового консультанта будет соизмерим с его квалификацией.

Основные причины, по которым вам следует обратиться к налоговому консультанту
Консультация по налогам
  • Он может поддержать вас, легко определив эти потенциальные вычеты в течение года и посоветуя вам, как принимать стратегические решения относительно вычетов в конце года.
  • Квалифицированный и опытный налоговый консультант может порекомендовать вам эффективные способы сэкономить на налогах, не создавая проблем и не усложняя ваше финансовое положение. Например, налоговый консультант может найти значительные вычеты или налоговые льготы, которые вы могли пропустить. Это поможет вам сэкономить значительную сумму за сравнительно небольшую плату.
  • Экономите свое время. В среднем, сбор данных, проверка списаний, а также двойная проверка всех квитанций может занять много времени, прежде чем вы сможете начать оформлять налоговую декларацию.
  • Постоянный советник. Вы сможете постоянно запрашивать обновления или советы по мере необходимости.
  • Налоговый консультант против налогового программного обеспечения. Налоговое программное обеспечение становится все более популярным в последние годы. В результате многие платят налоги самостоятельно. К сожалению, программное обеспечение не заменяет профессионально подготовленного налогового консультанта. Он не может узнать вас и ваше финансовое положение на личном уровне, чтобы убедиться, что вы пользуетесь всеми возможными вычетами и кредитами. Это также не может обеспечить вам уверенность в том, что ваши налоги были поданы правильно. Все это и многое другое может предложить налоговый консультант.
  • Это всегда безопасно и законно. Наем налогового консультанта для проверки вашей налоговой отчетности всегда безопасно и законно. А что может быть лучше, чем помощь профессионала?

Хотите принимать более разумные финансовые решения, когда придет время уплаты налогов, но не совсем уверены, с чего начать? Лучшим решением может стать налоговый консультант.

Налоговое консультирование - необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Но оно относится не только к последней, но и является неотъемлемой частью всей системы налоговых правоотношений. Давно получив широкое распространение в западных странах, в России налоговое консультирование зародилось с серьезным опозданием. Оно было вызвано к жизни настоятельными потребностями российских налогоплательщиков.

В конце 1980-х годов в соответствии с принятым к тому времени законодательством в стране стали создаваться кооперативы, развивалась индивидуальная трудовая деятельность. Затем экономика страны твердо встала на путь рыночных реформ.

Налоги, носившие до этого характер скрытых отчислений в бюджет, постепенно заняли подобающее им ведущее место в формировании доходов страны. Предприниматели и финансовые службы организаций начали осваивать новое для них поле деятельности - налогообложение. В первые годы им помогали инструкции Минфина России и Государственной налоговой службы, но с введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая - с 1 января 1999 г. и часть вторая - с 1 января 2001 г.) его главы стали законами прямого действия. Налогоплательщик, зачастую слабо подготовленный в вопросах финансового порядка, остался с законом «один на один».

В условиях многократного роста числа предприятий и иных организаций разнообразных форм собственности ощущалась острейшая нехватка финансовых и бухгалтерских работников. Кроме того, далеко не все даже из числа опытных специалистов этих профилей уверенно чувствовали себя в новых рыночных условиях. Ведь внедрявшиеся налоги в корне изменяли финансовую систему страны, а потому и бухгалтерскую деятельность.

Может быть, это кому-то покажется парадоксальным, но в какой-то период новейшей российской истории налогоплательщики получали основную помощь от Государственной налоговой службы.

В 1990-е годы в налоговой сфере государству пришлось решать одновременно несколько крупномасштабных взаимосвязанных между собой задач, из которых назовем:

  • формирование и развитие самой налоговой системы России в целом;
  • создание специальной структуры, обеспечивающей налоговое администрирование;
  • воспитание налогового правосознания граждан;
  • борьба с организациями мафиозного толка, сознательно уклоняющимися от налогообложения.

Решение таких задач осложнялось тем, что оно проходило в условиях всеобщего кризиса народного хозяйства страны, вызванного так называемой перестройкой, а затем углубившегося резким переходным характером, который переживала российская экономика. Тем не менее в сравнительно короткие сроки в России была создана вертикаль государственной налоговой службы с рациональной, высокоэффективной трехзвенной системой управления.

Основной задачей, которую ставили российские законодатели перед налоговой службой страны, являлось обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов. В задачу налоговой службы, по крайней мере в виде прямой обязанности, не входило разъяснение налогового законодательства, а уж тем более консультирование налогоплательщиков. Хотя надо отметить, что во многих развитых странах налоговые службы выполняли и выполняют и такие функции.

В условиях нестабильности формирующейся налоговой системы страны, в частности нехватки квалифицированных кадров налоговой службы, сравнительно легко было осуществлять лишь чисто фискальные (карательные) функции: штрафовать, приостанавливать счета, арестовывать имущество организаций и т.п. Многочисленные налоговые правонарушения совершались не только умышленно с целью сокрытия доходов от налогообложения, но во многом просто и из-за незнания и неумения налогоплательщиков правильно исчислять и уплачивать налоги. Профессиональный опыт подсказывает, что неумышленных нарушений было никак не меньше 30% от общего числа налоговых правонарушений. В результате возникали значительные возможности доначисления огромных сумм налогов, пени, штрафов. Тем более, что некоторые налоги, как, например, налог на добавленную стоимость, вообще не имели своих прототипов в нашей стране, а потому и не было какого бы то ни было опыта их взимания.

Правда, легкие и крупные суммы указанных доначислений отнюдь не означали чьего бы то ни было финансового благополучия. Просто стремительно росла недоимка организаций по платежам в бюджет, а их финансовое положение столь же быстро ухудшалось. Адекватно такой ситуации в 1992 г. Государственная налоговая инспекция по г. Москве выдвинула лозунг: «Взимать налоги, а не штрафы», что, кстати говоря, оказалось гораздо эффективнее и с точки зрения наполнения бюджета.

Налогоплательщики не знают, как платить налог на добавленную стоимость? Вскоре пришло осознание того, что их надо не столько штрафовать за это, сколько обучать. Именно тогда и был начат процесс обучения и консультирования налогоплательщиков работниками налоговых инспекций. Затем стало ясно
и то, что такая практика годится лишь в качестве начальной ступени сложного процесса выстраивания цивилизованных взаимоотношений между налоговыми службами и налогоплательщиками.

В 1993 г. при Государственной налоговой инспекции по г. Москве был создан «Учебно-информационный центр», в обязанности которого сначала вменялось, во-первых, повышение квалификации налоговых инспекторов и, во-вторых, обучение налогоплательщиков основам исчисления налогов. Центр действовал на хозрасчетной основе, хорошо вписался в рыночную инфраструктуру, быстро приобрел популярность у налогоплательщиков, способствовал улучшению имиджа налоговой службы. Деятельность центра выявила огромную потребность и настоятельную необходимость в налоговом консультировании предприятий и иных организаций Москвы, всей страны.

Спустя несколько лет была предпринята попытка государственного регулирования налогового консультирования в стране. Так, по инициативе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам 4 августа 2000 г. постановлением № 57 Министерства труда и социального развития Российской Федерации новая специальность «Консультант по налогам и сборам» была введена в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В то же время при МНС России была организована «Центральная консультационная служба» с отделениями в ряде регионов. Понятно, что эта деятельность не могла входить в число основных видов деятельности данного министерства, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации подобная задача налоговой службе не предписывалась. Министерство по налогам и сборам выступило лишь застрельщиком создания налогового консультирования в России. По его инициативе возникла структура, которая вписывалась в картину профильного мирового опыта.

В сентябре 2000 г. пять российских вузов в Москве начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. За 2000-2001 учебный год квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов. А в настоящее время в России работают более 7 тысяч аттестованных налоговых консультантов и их численность с каждым годом увеличивается.

Как же организована подготовка налоговых консультантов? Сегодня более 80 образовательных организаций по всей России реализуют программы по подготовке консультантов по налогам и сборам.

Базовая программа для экономистов и юристов с высшим образованием и со стажем работы по специальности рассчитана на 380 часов. Дополнительно разработаны программы, ориентированные на различные категории слушателей. Для практикующих аудиторов реализуется программа на 180 часов, а специалисты с непрофильным образованием обучаются по значительно удлиненной программе в 540 часов.

Разработаны специализированные программы обучения для налоговых консультантов, работающих с участниками рынка ценных бумаг и фондового рынка, а также для налоговых консультантов, специализирующихся по кредитным вопросам.

Практика последних шести лет показала, что рынку нужны не только консультанты по налогам и сборам, но и иные специалисты в сфере налогообложения. В связи с этим подготовлены и реализуются программы, ориентированные на выпускников вузов, не имеющих стажа работы, по налогообложению бизнеса - по специализациям «Организация и ведение налогового учета» и «Налоговый юрист».

Очень важно, чтобы рассматриваемое обучение осуществлялось повсеместно по единым базовым программам, хотя при этом возможен и необходим учет и региональных, и отраслевых особенностей. Так, консультанту, действующему в крупном городе, не так важно знать все тонкости, связанные с исчислением и взиманием, скажем, единого сельскохозяйственного налога.

По единым программам должны готовиться и специалисты, оказывающие услуги по внешнему и внутрифирменному налоговому консультированию. Ведь такие специалисты должны руководствоваться одними и теми же правилами и стандартами консультирования, хорошо понимать друг друга.

Внутрифирменное налоговое консультирование приобретает все большее распространение. Сегодня всякая солидная фирма, любой крупный банк или иная значительная организация уже создали или создают налоговые подразделения, которые плотно взаимодействуют с финансовыми и бухгалтерскими службами. Правомерен вопрос: не сужает ли подобная ситуация поле деятельности внешних консультантов, которые работают в специализированных консалтинговых фирмах или выступают в качестве лиц «свободных профессий»? Следует подчеркнуть, что внешний консультант ценен прежде всего и больше всего именно тем, что он максимально административно независим в своих профессиональных суждениях и может видеть задачу (проблему), которую следует решить, «со стороны».

Совершенствование учебных программ и литературы, прежде всего для отражения в них новаций меняющегося налогового законодательства и научных достижений, и контроль за качеством обучения налоговых консультантов в вузах, расположенных в разных краях и областях нашей страны, осуществляет сегодня Палата налоговых консультантов, межрегиональная общественная организация образованная в 2002 г.

Деятельность указанной организации направлена на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие профессионального налогового консультирования в России;
  • защита интересов и информационная поддержка налоговых консультантов, а через них и налогоплательщиков;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов;
  • объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

Для достижения указанных целей рассматриваемая организация:

  • проводит научно-исследовательскую работу по проблемам гармонизации налогового законодательства;
  • участвует в проведении налоговой реформы в России с целью, в частности, установления разумного равновесия между фискальными интересами государства и интересами налогоплательщиков;
  • осуществляет информационную поддержку процесса реформирования налоговой системы;
  • содействует созданию и развитию сети структур, функционирующих в сфере профессионального налогового консультирования (учебных центров, налоговых консультаций и т.п.);
  • разрабатывает правила, стандарты профессионального налогового консультирования;
  • участвует в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов всех уровней российской власти, которые так или иначе затрагивают интересы налоговых консультантов и налогоплательщиков;
  • обеспечивает защиту прав и интересов налогоплательщиков в различных допустимых законодательством формах;
  • ведет образовательную деятельность, включая подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации не только самих налоговых консультантов, но и тех, кто обучает последних (заметим в скобках: ежегодно в сентябре проводится конференция преподавателей более 80 вузов страны, в которых обучаются налоговые консультанты, с целью наиболее адекватного отражения новаций налогового законодательства, теоретического и методического характера в учебных программах и литературе).

В Москве создан и действует Общероссийский центр налогового консультирования и стажировки, где специалисты могут приобрести практические навыки и налогового консультирования.

Налоговые консультанты могут получить профильную методологическую и информационную помощь не только в столице. Большую роль играет в этом развитие сети региональных отделений Палаты налоговых консультантов. По состоянию на 2008 г. уже активно функционируют региональные отделения в Республиках Татарстан и Мордовия, в Пермском крае, в семи российских областях, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Еще шесть краевых и областных региональных отделений откроются в следующем году.

С октября 2003 г. издается журнал «Налоговые споры» - официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов, важная площадка открытого профессионального обмена мнениями.

Для обмена опытом проводятся конференции, «круглые столы», иные собрания профессионального сообщества. Эксперты последнего постоянно принимают участие в общероссийских и международных встречах с аудиторами, экономистами, бухгалтерами, налоговиками.

Только что на конференции Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) в Мадриде Палата налоговых консультантов России получила статус её Наблюдателя.

Сегодня система налогов в любой развитой стране становится все более и более разветвленной, сложной. И, скажем, вопросы исчисления налогов все в большей мере становятся преимущественно делом профессионально подготовленных людей. Поэтому во многих странах мира стало общепринятой практика, когда рассчитывать налоги гражданам и организациям, предвидеть последствия тех или иных налоговых их поступков помогают налоговые консультанты. Все это становится привычным и для России - роль налоговых консультантов в нашей стране возрастает, сегодня они востребованы как никогда.

Вместе с тем следует отметить, что у некоторых работников государственной службы порой возникает настороженное отношение к деятельности налоговых консультантов. Особенно в тех случаях, когда речь идет о вопросах оптимизации налоговой нагрузки и налогового планирования, помощь клиентам по которым является одной из функций налоговых консультантов.

Формула «оптимизация налоговых платежей», широко распространенная в западных странах, достаточно нова для российской деловой жизни. Она почти не разработана отечественной экономической мыслью. Более того, оптимизацию налогов у нас нередко путают с незаконной минимизацией налогов, с уклонением от налогообложения, хотя эти вещи имеют между собой мало общего.

Между тем оптимизация налоговой нагрузки, на наш взгляд, является важнейшей задачей экономической науки, государства. Политическая зрелость здесь должна выразиться в том, чтобы через налоговую систему, построенную разумно, в том числе и с учетом экономических интересов налогоплательщиков, то есть практически всего активного населения, стимулировать расширение налоговой базы, обеспечивая тем самым перспективные потребности государственного бюджета, а отнюдь не в том, чтобы, максимизируя налоговые поступления сейчас, удовлетворить сиюминутные бюджетные потребности, как, к сожалению, нередко происходит на деле.

Нередко отождествляют оптимизацию налогов в масштабе организации с минимизацией налогов. Это неверно в принципе. Дело в том, что сокращение уплаты по одним налогам и сборам может быть сопряжено с увеличением уплаты по другим налогам и сборам. Подобно тому, как в масштабе всей страны или региона увеличение поступлений по одним налогам может привести к снижению поступлений по другим налогам, а в конечном счете - даже к общему сокращению доходов бюджета.
Отсюда следует, что государству выгодно все-таки иметь оптимально функционирующую налоговую систему, в формировании которой в ходе налоговой реформы могут оказать огромную помощь налоговые консультанты. А организациям при этом целесообразно не пытаться уменьшать отдельные виды налоговых платежей, а строить рациональную систему управления финансовыми потоками, добиваясь оптимизации налогов применением, в частности, методов налогового планирования.

В чьих же интересах действует налоговый консультант - государства или налогоплательщика? Представляется, что нет антагонистического противоречия между интересами государства и интересами налогоплательщика, ибо в конечном счете задача правильной и своевременной уплаты налоги - это и есть задача каждого добросовестного налогоплательщика. Все заинтересованы в увеличении собираемости налогов, в максимальном выводе бизнеса из теневого сектора, в сокращении издержек налогоплательщиков при исполнении ими обязанностей по уплате налогов. Реализация же подобных целей требует повышения правовой культуры налогоплательщиков, воспитания у них потребности и готовности к взаимодействию с государственными налоговыми органами. Этими вопросами также занимаются налоговые консультанты.

Каждый налогоплательщик заинтересован в том, чтобы росла экономическая мощь России, чтобы решались социальные проблемы. А средств, кроме налогов, у государства для этого нет.

Естественно, что каждый налогоплательщик заинтересован меньше платить налогов, в рамках закона минимизировать свою налоговую базу и не переплачивать государству.

Но это, по нашему мнению, в интересах и государства. Последнее отнюдь не заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики переплачивали, ухудшая тем самым свое финансовое положение. Ибо национальное богатство страны создается налогоплательщиками - физическими и юридическими лицами, хозяйствующими субъектами. Должна быть гармонизирована система взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Как бы то ни было, действительные интересы и государства, и налогоплательщиков в конечном счете все же толкают обе стороны к выстраиванию партнерской модели взаимоотношений заинтересованных сторон в налоговой сфере. Именно в направлении формирования таких взаимоотношений работает сообщество профессиональных консультантов.

Профессиональное сообщество налоговых консультантов, как представляется, может и должно активно участвовать в процессе проведения налоговой реформы. Следует признать, что сегодня голос налогоплательщика не очень слышен при решении тех или иных налоговых вопросов. Мы считаем, что указанное сообщество может и должно обобщать имеющиеся результаты исследовательской наработки и накопленный опыт квалифицированных специалистов в области налогообложения, доводить их в консолидированном виде до сведения профильных федеральных министерств и ведомств, правительства, палат российского парламента, чтобы таким образом активно повлиять на проведение в стране налоговой реформы.

На наш взгляд, следовало бы законодательно закрепить принцип сотрудничества в налоговой сфере в качестве основополагающего принципа правовых взаимоотношений между государственными налоговыми органами, налогоплательщиками и налоговыми консультантами. Такая идея, по сути дела, просматривается и в обнародованных основных направлениях налоговой политики в Российской Федерации в настоящее время и на ближайшую перспективу.

Д. Г. Черник, президент Палаты налоговых консультантов России,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист Российской Федерации

Вопрос выбора налогового консультанта, способного предложить оптимальное решение «цена-качество», всегда актуален.

При принятии решения о выборе налогового консультанта можно выделить следующие области неэффективности:

  • клиент переплачивает за решение простых или типовых задач, работая со специалистами с избыточными компетенциями;
  • клиент привлекает для решения сложной задачи налогового консультанта без опыта оказания определенных услуг или без достаточного знания отрасли клиента, в результате чего мнения консультанта может быть ошибочным (иначе говоря, клиент получает услуги ненадлежащего качества).
Чтобы избежать таких ситуаций, нужно корректно соотносить тип задачи, стоящей перед компанией-клиентом, и требования к квалификации и опыту налогового консультанта. Расскажем, как это сделать.

Какую задачу решает налоговый консультант?

Привлекая внешних налоговых консультантов, компании решают два вида задач:

  • Рутинные задачи – обеспечение качественного выполнения рутинных процедур (таких как расчет, начисление и уплата налогов, подготовка налоговой отчетности);
  • Мозговые задачи – выражение мнения в отношении налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций и помощь с решением сложных вопросов применения налогового законодательства.
Первый вид задач решают проекты налогового комплаенса, а второй – налогового консультирования. Налоговый комплаенс и налоговое консультирование различаются не только по характеру решаемых задач, но и по требованиям к специалистам, а также по уровню их почасовых ставок (см. Таб.1).

Таблица 1. Классификация налоговых услуг



СОВЕТ: составляйте отдельный бюджет на решение задач в области налогового комлаенса и налогового консультирования, имейте в виду, что далеко не всегда компания-провайдер услуг налогового комплаенса может оказать качественные консультационные услуги и наоборот - компания, которой вы доверяете оказание услуг по налоговому консультированию, может быть не самым лучшим провайдером услуг налогового комплаенса.

Когда знание отраслевой специфики клиента критично?

Знание отрасли может иметь критически важное значение для выражение мнения по налоговым вопросам в том случае, если для бизнеса клиента характерны те хозяйственные операции и бизнес-процессы, которые являются источниками отраслевой специфики. К примеру, в различных отраслях могут существенно отличаться взаимодействие с покупателями (фармацевтика, продажа товаров населению), ценообразование (естественные монополии иные отрасли с регулированием цен на государственном уровне), процесс создания добавленной стоимости (промышленное производство, добыча и переработка полезных ископаемых) и др.

Однако в некоторых случаях отраслевая специфика оказывает на деятельность компании-клиента минимальное влияние. Для работы с такими компаниями налоговые консультанты должны скорее понимать особенности определенных бизнес-процессов, нежели чем специфику отрасли. Например, стартап в области информационных технологий будет иметь схожие налоговые риски и расходы, что и стартап занимающийся разработкой новой технологии добычи полезных ископаемых.

СОВЕТ: прежде чем ограничивать круг компаний, с которыми вы готовы работать по налоговым вопросам, теми, кто имеет существенный опыт работы с клиентами в вашей отрасли, оцените оказывает ли отраслевая специфика существенное влияние на бизнес вашей компании и (или) анализируемой хозяйственной операции (процесса).

Как выбрать фирму-консультанта?

Налоговый консультант, способный оказать услугу надлежащего качества, должен обладать комбинацией компетенций, как в области налогообложения, так и бизнеса клиента. При этом комбинация компетенций, которые являются критичными для оказания качественных услуг, различаются от проекта к проекту. Для упрощения процесса выявления ключевых компетенций можно воспользоваться матрицей, приведенной ниже (см. Рис.1).

Рисунок 2. Матрица специализации налоговых консультантов



Руководствуясь матрицей, приведенной выше, можно условно выделить следующие четыре вида услуг, качественное оказание которых требует различный набор компетенций:

1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – услуги по выполнению рутинных задач в отношении хозяйственных операций, связанных с бизнес-процессами, которые характерны для компаний, работающих во всех отраслях. Отраслевая специфика не оказывает влияние на особенности оказания услуг универсального комплаенса или такое влияние минимально. Услуги универсального налогового комплаенса могут качественно оказывать небольшие фирмы-провайдеры, поддерживающие приемлемый уровень технических (в области налогообложения) знаний работников и не обладающие глубокими знаниями отраслевой специфики. Примерами проектов универсального налогового комплаенса является оказание услуг по расчету социальных взносов и НДФЛ и составлению налоговой отчетности по этим налогам, а также оказание услуг по составлению деклараций по НДФЛ физическим лицам, заявляющим налоговые вычеты в отношение расходов на приобретение жилья или обучение.

2. ОТРАСЛЕВОЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – это выполнение рутинных задач в отношении хозяйственных операций, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику. Компания-провайдер услуг в области отраслевого налогового комплаенса должна поддерживать у работников не только приемлемый уровень технических, но и отраслевых знаний. Такие знания могут быть получены за счет работы преимущественно с клиентами в определенной области и (или) наличия у компании-провайдера услуг налоговой консультационной практики, специалисты которой имеют глубокую отраслевую экспертизу и могут проконсультировать коллег, занимающихся комплаенс-проектами. Примером отраслевого налогового комплаенса может стать составление расчета налога на добычу полезных ископаемых или расчета налога на прибыль в отношении сделок с производными финансовыми инструментами.

3. КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, связанных с определением налоговых последствий хозяйственных операций, на которые оказывает существенное влияние отраслевая специфика компании-налогоплательщика. Иначе говоря, это консультирование по вопросам, предполагающим, что налоговый консультант не только отлично знает действующее законодательство, позицию контролирующих органов и последние тренды судебной практики, но и отраслевую специфику клиента. Компания-провайдер услуг в области корпоративного налогового консультирования должна нанять компетентных работников, а также иметь достаточную практику консультирования клиентов в определенной отрасли. Примеры корпоративного налогового консультирования – выражение мнения относительно порядка налогообложения убытков от недостач, возникающих в торговых залах розничных магазинов, или определение правильности применяемой компанией методологии расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении полиметаллических руд.

4. ТРАНЗАКЦИОННОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, которые связаны с хозяйственными операциями, обусловленными процессами, на которые отраслевая специфика не оказывает влияние или ее влияние минимально. Для успешного транзакционного налогового консультирование у консультанта должны быть отличные технические знания, но знания отраслевой специфики клиента не являются решающими. Примеры транзакционного налогового консультирования – выражение профессионального мнения по вопросам применения пониженных ставок по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, определение налоговых последствий корпоративной реструктуризации.

Оговоримся, что приведенная выше классификация не является жестко определенной: некоторые проекты могут быть «пограничными». Например, для успешного ведения проектов налогового дью дилидженса консультанты должны не только специализироваться на транзакционном консультировании, но и обладать глубокими знаниями отраслевой специфики компании-объекта инвестиций.

СОВЕТ: чтобы обеспечить оптимальное соотношение «цена-качество» при выборе компании-провайдера налоговых услуг обратите внимание на следующее:

2. Сэкономить на аутсорсинге отраслевого налогового комплаенса, как правило, сложнее: услуги могут не только дорого стоить, но и не оправдать ожиданий по качеству. Поэтому, если отраслевая специфика имеет значение для вашей компании, наймите в штат компании руководителя налоговой функции (главного бухгалтера или налогового менеджера) со знанием лучших практик отрасли.

3. Для получения качественной услуги в области корпоративного налогового консультирования следует привлекать либо крупную компанию, имеющую отраслевую специализацию в рамках налоговой практики, либо «нишевого» игрока, специализирующегося на работе исключительно с компаниями вашей отрасли. При этом нужно быть готовым, что цены на такие услуги будут не самыми демократичными. А вот попытки сэкономить на таких проектах, привлекая компанию-консультанта без необходимой отраслевой экспертизы, – однозначно плохая идея.

Выбирая налогового консультанта для транзакционного налогового консультирования обращайте большее внимание на опыт налогового сопровождения аналогичных сделок и меньше - на индустриальный опыт. Поскольку у штатных налоговых специалистов может не быть достаточного опыта работы с нерутинными сделками (операциями), по возможности привлекайте внешнего налогового консультанта.

Свой бизнес: налоговое консультирование

Многие предприятия предпочитают решать некоторые свои вопросы за счёт обращения в сторонние компании. Эта практика называется передачей бизнес-процессов в ведение специальной организации, которая выступает в качестве аутсорсера. Наиболее часто обращаются за помощью в бухгалтерской сфере, это особенно актуально для небольших компаний, которые не могут держать свой штат бухгалтеров; это же касается юристов и налоговых консультантов.

С последними вообще особая ситуация – несмотря на довольно серьёзную задачу, в России правовая база касательно работы налоговых консультантов остаётся непроработанной, сейчас не имеется каких-либо стандартов, правда, в этом направлении ведутся разработки и определённый прогресс есть. Но вот требования рынка намного опережают действия правительства, потребность в налоговых консультантах возникает не только на маленьких предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, но и в крупных организациях. Кто-то решается взять в свой штат такого специалиста, но это зачастую оказывается невыгодно, поэтому предложение аутсорсинга в данной сфере является очень перспективным видом бизнеса.

В настоящее время редкий налоговой консультант работает именно по профессии, которая так и прописывается в трудовой книжке. Обычно это юристы или адвокаты без адвокатской лицензии, которые разбираются в налоговых вопросах и зарабатывают этим на жизнь. В любом крупном городе можно найти не одну организацию, которая занимается налоговым консалтингом, но обычно это те фирмы, которые занимают сразу несколько областей, то есть являются многопрофильными. То есть это юридические конторы, для которых налоговой консалтинг – только одно направление деятельности, обычно даже не основное. Есть ещё и частные специалисты (вроде тех же адвокатов), да и любой юрист за нормальную цену готов заняться налоговыми вопросами. Предложение на рынке есть, только не всегда можно найти контору, которая выбрала консалтинг по этому направлению основным (и единственным) направлением своей деятельности, поэтому говорить о действительно качественном и всестороннем решении вопроса не всегда приходится. Фирма, которая нуждается в поддержке налогового консультанта, вполне может столкнуться с ситуацией, когда тот или иной вопрос у специалиста оказывается «непрофильным».

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Шансы у новичка на завоевание своей части рынка, безусловно, есть, только нужно сразу ответить на вопросы: чем лучше своё предложение, чем у конкурентов? какова цена на их услуги и почему? насколько качественно конкуренты выполняют свою работу? насколько велик риск того, что появится новая контора, которая предложит более выгодные условия, и если появится, то как с этим бороться? Иными словами, SWOT-анализ в помощь.

В этой сфере очень много тонкостей, разобраться в них всех – достаточно сложная задача, и нужно сразу определиться, есть ли смысл открывать целую контору, работающую только в сфере налогового консультирования, ведь потребители могут быть заинтересованы не в налоговом консалтинге, а в юридической помощи вообще (которая и включает в себя де-факто налоговое консультирование, если анализировать практику многих специалистов). Человек, которые сам является специалистом налогового консультирования и желает на этом зарабатывать, может со спокойной душой устроиться на работу в юридическое агентство, а если есть желание работать исключительно «на себя», то стать частнопрактикующим специалистом с небольшим кабинетом. Трудности есть в любом начинания, свои недостатки и преимущества не всегда очевидны, поэтому прежде чем становиться предпринимателем, нужно оценить рынок, на котором придётся работать. Тут же, на этом этапе, выбирается и формат своей работы.

Пожалуй, бессмысленно в этой статье описывать процесс регистрации субъекта предпринимательской деятельности, человек, который желает открыть контору по налоговому консультированию явно знает в этом вопросе больше, чем какой-то журналист-теоретик. Однако есть предприниматели, которые не собираются заниматься налоговым консультированием самостоятельно, то есть предпочитают открыть фирму и нанять специалистов в неё, чтобы они уже в свою очередь выполняли эту работу. Это относится к тем людям, которые сами не обладают соответствующим образованием и просто хотят открыть своё дело.

Если нет желания работать как индивидуальный предприниматель, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, а как следует из названия, и налоговая отчётность по ней гораздо проще, но главное – величина перечислений в пользу государства, которая составляет 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Больше подробностей и консультацию по вопросу, какой тип отчётности выбрать, можно получить у своих же работников, потому что решается этот вопрос в зависимости от формата работы. Нужно также отметить, что такая деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 69.2 Услуги в области бухгалтерского учёта; по проведению финансового аудита; по налоговому консультированию.

Что касается получения специальной лицензии, то тут потребуются сертификаты (и, конечно, дипломы или иные документы о высшем образовании) у сотрудников, которые они получают самостоятельно. Но вот обязательного лицензирования для компании, которая занимается налоговым консультированием, и юридической деятельностью вообще, на настоящий момент не требуется. Выше уже было замечено, что в этом вопросе ведутся какие-то разработки, и можно ожидать, что даже в ближайшее время законодательство изменится, и придётся узаконивать свою деятельность. Однако юристы узнают об этом в первую очередь.

Важный момент в организации своего предприятия – обустройство офиса. Чтобы контора по налоговому консультированию имела достаточно клиентов, располагаться нужно в центральных и деловых кварталах города. Учитывая, что работники немало времени будут проводить на предприятии клиента, проще всё-таки им ездить в определённую точку города, чем расположиться конторе на окраине и ждать, пока к ней приедут клиенты. Первичные переговоры ведутся только в деловых кварталах, располагающаяся тут фирма уже имеет важное преимущество хотя бы за счёт того, что платит за помещение по несколько завышенной арендной ставке, а значит, (в сознании потребителя) представляет собой серьёзную контору. Однако слишком большой офис не требуется, работа действительно по большей части офисная – разбираться в бумагах, назначать встречи, вести переговоры, налоговые консультанты часто будут находиться в разъездах, поэтому слишком большое рабочее пространство – ненужные траты.

Стоимость аренды сильно зависит от множества факторов – репутация бизнес-центра, расположение в городе (да и сам город), первоначальное состояние офиса (и его размеры, конечно же) и так далее и тому подобное. Начинается стоимость аренды за 30-40 м 2 примерно с 25-30 тысяч рублей, но это в небольших городах и не в слишком «хорошем» месте, в городах федерального значения даже за скромное во всех смыслах помещение почти наверняка придётся отдавать в несколько раз больше. Здесь в помощь приходят агенты недвижимости, если предприниматель сам не отказывается от решения своих вопросов чужими силами.

Далее нужно выделить немало средств на непосредственно оборудование офиса. Здесь ничего особенно не требуется, в помещении должна царить рабочая атмосфера, иными словами – это обычный офис, только светлый, приветливый, строгий и минималистично, но со вкусом обустроенный. Если есть какие-либо грамоты, сертификаты, награды и прочие «полуофициальные» бумаги, их можно развесить в комнате переговоров или над головой руководителя (когда нет комнаты переговоров), на клиентов это оказывает очень хороший эффект, доверие растёт, лояльность к компании повышается, уверенность в своём выборе крепнет с каждой такой бумажкой. Из остального, более важного – отделка стен, обустройство технических помещений, ведь уборные нужны, закупка компьютеров и периферийной техники, мебели. При желании в 100 тысяч рублей можно уложиться, если не покупать каждому сотруднику кожаное кресло и ручки «Parker». Хотя иногда стоит это сделать, если контора рассчитывает на работу именно с крупными предприятиями, которые немало внимания уделяют «богатству» партнёра.

Далее начинается непосредственно поиск клиентов. О себе информацию обязательно нужно предоставить в средствах массовой информации, газетах, журналах, местном радио и телевидении, создать собственный сайт, на котором будут все сведения о компании (нельзя забыть выложить сканы своих сертификатов и наград), о предоставляемых услугах, заслугах лично каждого налогового консультанта (ибо заслуг самой компании пока не имеется), стоимости и сроках, за которые выполняется та или иная операция.

Свой сайт – очень важное решение, он позволит привлекать очень большое количество клиентов, но при работе большого количества конкурентов может быть сложно держаться на первых строчках в поисковых системах. Но и это не проблема, если есть деньги, студий SEO-оптимизации сегодня достаточно, чтобы найти наиболее подходящую и дать им задачу вывести себя в топ поиска. Но да, услуга не бесплатная, даже порою очень дорогая, цена создания и раскрутки сайта может доходить до 100 тысяч рублей, благо сумма эта растягивается на первые несколько месяцев работы.

Можно начать продвигать себя также через социальные сети, но контингент там явно в большей степени не заинтересован в налоговом консультировании, потому что всё понятие о налогах у простых людей сводится к «у меня ежемесячно отбирают кровно заработанные 13 процентов». В основном налоговые консультанты в России работают непосредственно с предприятиями, причём крупными организациями, у которых большая отчётность и неутомимое желание хоть как-то на налогах сэкономить. Учитывая, что не каждый предприниматель знает, что такое амортизация и что её можно считать, вполне законно кстати, несколькими способами, работы у консультантов будет немало, а результат виден сразу. Впрочем, это ближе всё-таки к бухгалтерии, совсем неграмотных людей в больших организациях не держат.

Перспективное направление, пожалуй, индивидуальные предприниматели, потому что ими становятся люди, которые просто хотят «попробовать своё». А что и как лучше делать – не знают. Тут им на помощь и приходят юристы, налоговые консультанты, бухгалтеры. Таким образом, начинающая компания может заработать себе имя, работая с неопытными предпринимателями, но хорошие прибыли будут идти именно от процветающих корпораций, которые сами дошли до того, что дешевле вести налоговый учёт по аутсорсингу, чем держать свой штат налоговых консультантов. Средние предприятия обычно пытаются справляться своими силами, перекладывая вопросы налогового учёта на бухгалтеров, финансистов и руководителя.

Также нужно отметить, что в Европе услуги налогового консультанта востребованы и у частных лиц, потому что там и налоги больше, и люди свои деньги считать привыкли, в России же, пока всё сводится к уплате процентов к зарплате, никто и не подумает тратить дополнительные средства на налогового консультанта. Частные лица обращаются в такую контору только в случае действительно сложных вопросов – купля-продажа недвижимости, вступление в право наследства, дарение, сделки на крупные суммы, выигрыши в лотерею, но и даже тогда обычно все вопросы решаются самостоятельно либо через косвенных специалистов, например, агентов по недвижимости. То есть в этом направлении вряд ли удастся заработать.

Основа деятельности конторы – грамотные и опытные специалисты. Некоторые юристы проходят специальные курсы, по итогам которых им выдают сертификат и в теории исчерпывающие знания о налогах. Поэтому неплохо найти работников, которые помимо теории немало времени потратили на практику, опыт играет очень большую роль. Налоговые консультанты будут забирать себе значительную часть от сделки, точные проценты трудно назвать – как удастся договориться. Можно заниматься выращиванием специалистов, привлекая молодые перспективные кадры в качестве помощников уже опытных налоговых консультантов. Число таких сотрудников в штате определяется в зависимости от планируемого объёма работы, один консультант может вести дела нескольких предприятий одновременно, но в зависимости от сложности задания кому-то одному, может быть, придётся сконцентрироваться только на работе с одной организацией. Далее следует нанять работника по организаторским и административным вопросам, впрочем, этим заниматься может и сам предприниматель, особенно в первое время. Остальные бизнес-процессы лучше передать на аутсорсинг, хотя в данном направлении нужны дополнительно бухгалтеры, но с таким-то штатом сотрудников эти вопросы можно решить и собственными силами. Охрана офиса почти наверняка будет обеспечивать самим бизнес-центром, в котором проходит работа, и беспокоиться об этом вопросе не придётся.

Контора по налоговому консультированию предлагает достаточно широкий спектр услуг, но всё можно условно разделить на долгосрочное обслуживание и единоразовые вопросы. Крупные предприятия заинтересованы в контракте на долгое время, им нужен комплексный подход, для них важно, чтобы вопрос с налогами решался аутсорсером оперативно, максимально качественно и без излишнего вмешательства в работу самой компании. То есть просто чтобы за них решались проблемы. Частные лица и мелкие предприятия чаще обращаются за помощью либо один раз, либо периодически, и контракт здесь заключать не нужно. В общей форме предприятие работает по следующим направлениям:

Текущее консультирование. Это как раз разрешение общих вопросов, выбор оптимальной системы налогообложения, подготовка документации, нахождение способов экономии (легальных) и тому подобные процедуры, которые нужны каждой без исключения фирме.

Консультации по налоговому планированию и оптимизации. Относится только к долгосрочным договорам, то есть нахождение путей развития компании в данном направлении, к примеру, перевод отдельных сотрудников в филиал компании для снижения издержек и сохранения упрощённой системы налогообложения; это частный случай, вообще вариантов может быть очень много.

Юридическая экспертиза хозяйственных операций. Иными словами – насколько законна деятельность организации и что можно ещё предпринимать в рамках закона. А если есть какие-то сомнения, то как эти законы обойти и представить всё в выгодном свете. Легально, это забывать нельзя.

Разработка оптимальных схем взаимодействия с зарубежными партнёрами. Также международное налоговое планирование. Вообще международные взаимоотношения представляют собой очень сложные процессы, и сюда вовлекаются не только налоговые консультанты, но и юристы, экономисты, финансисты, таможенные брокеры и ещё большое количество специалистов. Компания должна либо держать в штате таких сотрудников, либо иметь соглашения с другими аутсорсерами. В крайнем случае, иметь возможность порекомендовать клиенту тут или иную фирму, которая занимается определёнными, не относящимися к налогам, вопросами.

Юридическая поддержка в налоговых спорах с государственными контролирующими органами. Это уже ближе к непосредственно самим юристам и адвокатам. Причём это направление очень важное, потому что нередко в компанию приходят инспекторы, которые очень тщательно проверяют деятельность компании. Если они что-то смогли найти, клиент должен быть уверен в том, что компания-партнёр всецело поможет ему в этом вопросе. Это вообще сфера права, но к налоговым консультантам предъявляют и эти требования.

Деятельность конторы по налоговому консультированию – очень перспективное направление собственного бизнеса, особенно если сам предприниматель обладает соответствующим образованием. Эта сфера вообще пока только в России развивается, поэтому есть много возможностей для своего роста.

ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РФ

Мишенина Марина Сергеевна, ГОУВПО ТО ТГАМЭУП

За рубежом налоговое консультирование возникло в начале 20 столетия не как самостоятельный вид консалтинга, а как часть управленческого консультирования, постепенное развитие которого привело к выделению налогового консультирования в самостоятельное направление. В период плановой экономики в СССР не было потребности в каком-либо виде консультирования, поэтому развитие налогового консалтинга в России началось с появлением рыночных отношений.

Частые изменения, вносимые в налоговое законодательство в 90-е годы 20 века – период становления налоговой системы России, требовали от налогоплательщиков определенных знаний, недостаток которых приводил к налоговым правонарушениям. В связи с этим воз­никла потребность в консультационных услугах информационного характера. Таким образом, первый этап развития налогового консультирования в РФ характеризовался появлением спроса на налоговое консультирование, которое осуществлялось специалистами экономического профиля либо аудиторами.

Второй этап развития налогового консультирования в России начался с введением первой части Налогового кодекса, что привело к привлечению внимания юристов к налоговому законодательству. С появлением юристов, специализирующихся по вопросам налогообложения, налоговое консультирование в РФ вышло на совершенно новый уровень, когда услуги только информационного и разъяснительного характера заменяются налоговым консультированием как процессом, позволяющим специалистам давать комплексные советы по налогообложению.

В процессе дальнейшего развития налоговой системы РФ государство предприняло попытку создать институт налогового консультирования, сформировав в 1999 году центральную комиссию по налоговому консультированию (ЦКНК) МНС России. Комиссия была создана для обеспечения высокого уровня налогового консультирования, а также в целях координации работы системы налоговых органов в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов, уполномоченных учебных центров, средств массовой информации. Таким образом, третий этап развития налогового консультирования в РФ можно охарактеризовать совмещением государством контролирующей и консультативной функции.

Следующий этап развития налогового консультирования характеризуется попыткой урегулировать сферу налогового консультирования на государственном уровне, и начался он с введением в 2000 году новой квалификации - «Консультант по налогам и сборам», которая включена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Таким образом, официально получили юридическое закрепление термин и должность «консультант по налогам и сборам», открыт путь широкой подготовки через учебные заведения разного уровня лиц, желающих работать консультантами по налогам и сборам. Одновременно возникла не только потребность, но и право налогоплательщиков - юридических лиц приглашать на работу консультантов по налогам и сборам, включать их в штат, организовывать налоговое консультирование и налоговое планирование через создаваемые отделы и другие структурные подразделения.

Приказом Министерства образования России от 02 марта 2000 года №686 была утверждена специальность «Налоги и налогообложение», началась подготовка специалистов по налогообложению в высших учебных заведениях.

В сентябре 2000 года пять российских вузов в Москве начали подготовку сертифицированных налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам. За 2000-2001 учебный год квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов.

Последний этап в развитии налогового консультирования в РФ, длящийся по сей день, - развитие института налогового консультирования по пути саморегулирования. Он начался, когда для содействия процессу подго­товки законодательных основ и не­обходимых условий деятельности ин­ститута налогового консультирования в 2002 году была зарегистрирована Палата налоговых консультантов России (ПНК) в форме некоммерческого партнерства (с 2005 года – Межрегиональная общественная организация «Палата налоговых консультантов»). По сути, предшественницей ПНК была ЦКНК МНС России, но, в данном случае, произошло отделение института налогового консультирование от государства.

В настоящее время к основным целям деятельности Палаты налоговых консультантов России можно отнести: развитие профессионального налогового консультирования в России, защита интересов и информационная поддержка налогоплательщиков, подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов (их в России уже более 7 тысяч); объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

Налоговые консультанты в РФ ждут начала следующего этапа - законодательного регулирования деятельности по налоговому консультированию в РФ. Проект закона «О налоговом консультировании» с 2001 года находятся на рассмотрении, периодически перерабатывается, но не принят и по сей день.

Читайте также: