Налоговый контроль научная статья

Опубликовано: 22.09.2024

АНО ВО Российский новый университет, налоговый институт

Макарова Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры налогового администрирования и правового регулирования Российского нового университета, Российский новый университет

УДК 33

Актуальность исследования заключается в том, что, для исполнения государством своих функций необходимы денежные средства, которые поступают в бюджет государства в виде налогов и сборов. Налогообложение это сложный механизм, который адаптируется к новому уровню производительных сил и меняющейся практике хозяйствования. Для того, чтобы налогоплательщики исполняли свои обязанности по исчислению и уплате налогов и сборов необходимо осуществлять налоговый контроль.

Целью исследования является анализ существующей практики налогового контроля в Российской Федерации на примере камеральных (ст.88 НКРФ) и выездных налоговых проверок (ст.89 НКРФ).

Для исследования использованы методы сравнительного анализа.

Согласно Конституции Российской Федерации статьи 57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Для соблюдения главного закона страны необходимо иметь в распоряжении те органы контроля, которые могли бы отслеживать исполнение данного закона.

Поэтому Государственная дума принимает 16 июля 1998 года и Совета Федерации одобряет 17 июля 1998 года принятие Налогового кодекса Российской Федерации части первой от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.11.2020).

Налоговый контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области налогов и сборов и ее территориальные органы, а так же Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России) в части налогов, уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (НДС, акцизы).

Полномочия ФНС России закреплены Постановлением Правительства РФ от 30сентября 2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службы».

Главной задачей ФНС является осуществление контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенций.

В случаях, предусмотренных в НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают при решении вопросов, отнесенных НК РФ к их компетенции:- таможенные органы; - финансовые органы;- органы внутренних дел.

На основании статьи 71 Конституции РФ таможенное регулирование и федеральные налоги являются самостоятельными сферами правового регулирования.

В своей деятельности таможенная служба руководствуется Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 № 459 «О Федеральной таможенной службы».

В соответствии со статьей 82 (части 1) НК РФ под «налоговым контролем» понимается «деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом».

В НК РФ (п.1 ст.82 НК РФ) установлены следующие формы налогового контроля:

- камеральные налоговые проверки (ст.88 ч.1 НК РФ);

- выездные налоговые проверки (ст.89 ч.1 НК РФ)

- налоговый мониторинг (ст. 105.29 НК РФ)

Камеральные налоговые проверки (ст.88 ч.1 НК РФ) имеют основные цели, такие как контроль над правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и своевременностью уплатой налогов. В период поведения камеральных проверок происходит отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Данная проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогового органа.

Результаты поверки оформляются актом в двух экземплярах.

Выездные налоговые проверки (ст.89 ч.1 НК РФ) позволяют одновременно осуществлять контроль над соблюдением налогового законодательства: предупреждать нарушения налогового законодательства; привлекать к ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

Для проведения выездной налоговой проверки требуется решение руководителя налогового органа. Данная проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика.

В непредвиденных ситуациях может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Результаты поверки оформляются актом в двух экземплярах.

С 01 января 2015 года в Налоговый кодекс Российской Федерации введена новая форма налогового контроля, проводимая в отношении отдельных организаций – налоговый мониторинг.

Актуальностью введения налогового мониторинга является большой поток документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и сборов и других операций.

Предметом налогового мониторинга является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет государства. С одной стороны – налогоплательщику предоставляется возможность устранения ошибок при исчислении и уплате налогов и сборов. С другой для налоговой службы качественный контроль налогоплательщика на предмет соблюдения полного и своевременного исчисления и последующей уплаты налога.

Налоговый мониторинг имеет положительные стороны:

- проверке подвергаются налоговые риски;

- налоговые органы не запрашивают подтверждающие документы;

-компания запрашивает мотивированное мнение у налогового органа, и исходя из него строит свою финансово-хозяйственную деятельность.

Воспользоваться налоговым мониторингом могут только компании с оборотом 3 млрд. руб. и активами 3 млрд. руб. и суммой уплаченных налогов за предыдущий год не менее 300 млн. руб.

Для изучения и анализа работы налоговых органов в Российской Федерации была использована статистическая отчетность сайта ФНС России Форма 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» (сведения о проведении камеральных и выездных проверок).

Количество тысяч единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени) (тыс. руб.)

Из них выявившие нарушения

Всего выездные проверки организаций и физических лиц

Из них выявившие нарушения

Как следует из данных, приведенных в таблице №1, количество камеральных проверок за 2018 год составило 67.890,0 тысяч единиц, за соответствующий период 2019 года 62.802,1, что на (67.890,0-62.802,1) 5.087,9 тысяч единиц меньше или снижение составило 7,5%.

Одновременно за данный период времени наблюдается снижение камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения на (9,1-13,8) 4,7 тысяч единиц или на 30,7%.

В результате проведенных камеральных проверок дополнительно начислено платежей, налоговых санкций и пени за 2018 год 55.612,3 тысяч рублей, а за 2019 год 37.743,3 тысяч рублей. Уменьшение составляет (55.612,3-37.743,3) 17.869,0 тысяч рублей или 32,1%.

Результативность одной камеральной проверки составляет за 2018 год(3530,2:67802,1) х100=5,2%., а за 2019 год (2447,6:62802,1)х100=3,9%. Снижение составляет (5,2%-3,9%) 1,3%.

Эффективность одной камеральной налоговой проверки за 2018 год составляет (55612.3:3530,2) 15,8 тысяч рублей. За 2019 год (37743,3:2447,6) 15,4 тысяч рублей со снижением на 0,4 тысячи рублей.

Такая ситуация может быть объяснена значительным увеличением аналитической работы налоговых органов и частым добровольным или добровольно-принудительным исполнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

В 2018 году в целом по РФ было проведено 14,2 тысячи единиц выездных налоговых проверок, из них результативные оказались 13,9 тысячи единиц. За 2019 год количество выездных налоговых проверок уменьшается по сравнению с 2018 годом на (9,3-14,2) 4,9 тысячи или снижение на 34,5%.

По результатам выездных налоговых проверок дополнительно начислено платежей, налоговых санкций и пени за 2018 год 314.722,1 тысяч рублей, а за 2019 год 298.523,8 тысяч рублей. Уменьшение составило (298.523,8-314.722,1) 16.198,3 тысячи рублей или 5,2%.

Результативность одной выездной проверки за 2018 год составляет (13,9:14,2)х100=97,9%, за 2019 год (9,0:9,3)х100=96,8%. Снижение 1,1%.

Эффективность одной выездной налоговой проверки составляет за 2018 год (314.722,1:13,9)х100=22,6 тысячи рублей, а за 2019 год (298.523,8:9,0) 33,2 тысячи рублей. Рост составил (33,2-22,6) 10,6 тысяч рублей.

Из проведенного анализа следует вывод, что налоговые инспекторы стали чаще вызывать налогоплательщиков для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Результативность камеральных налоговых проверок за 2019 год составляет 3,9%, что на 1,3 % ниже 2018 года. В сложившейся ситуации есть и положительная сторона. В ходе проверки инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от уплаты налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Однако не следует игнорировать тот факт, что 96,1% этих проверок проводятся безрезультативно.

Несмотря на снижение количества проверок, отнимается много времени налогоплательщиков на их прохождение, что закономерно вызывает недовольство налогоплательщиков. Размеры доначислений по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 0,4 тысячи рублей на одну проверку.

Результативность выездных проверок остается высокой и по итогам 2019 года и составляет 96,8%, что на 1,1 % меньше, чем за предыдущий год. В тоже время эффективность одной выездной проверки имеет тенденцию к росту и составляет 10,6 тысяч рублей по отношению к предыдущему периоду.

Перед принятием решения о назначении выездной налоговой проверки проводится анализ налогоплательщика, по итогам которого выносятся рекомендации о добровольно-принудительной корректировке налоговых обязательств, но только в сторону увеличения суммы налога. Данные мероприятия позволили снизить количество проверок с одновременным снижением затрат как денежных средств, так и временных.

Предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики дополнительно доплатили более 130, 0 млрд. руб. за 2019 год без штрафных санкций.

Основным документом для выбора налогоплательщиков, подпадающих под выездную налоговую проверку, является «Концепция планирования выездных налоговых проверок», утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № MM-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012).

В приказе ФНС России от 14.10.2008 № MM-3-2/467@ предусматривается 12 критерий для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, ведение финансово-хозяйственной деятельности у которых осуществляется с высоким налоговым риском.

К данным критериям относятся:

- расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности. Налоговая нагрузка рассчитывается как отношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) по данным Федеральной службы государственной статистики;

- отражение в бухгалтерском или налоговом учете убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

- отражение в налоговом учете значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- выплаты среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, представляющих право применять специальные налоговые режимы;

- отражение ИП суммы расхода максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;

- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых организациях налогоплательщика в связи с изменением места нахождения;

- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Используя все критерии для анализа, и платя во время все налоговые платежи, налогоплательщик не попадет в список на выездную налоговую проверку.

Налоговая система России постоянно совершенствуется. В настоящее время особое внимание уделяется улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и контролирующими органами. Большой объем информации становится препятствием на данном этапе совершенствования налоговой системы. Поэтому на новый уровень выходит цифровизация всех сторон общества. Планируется постоянно увеличивать количество компаний, которые будут взаимодействовать с налоговыми органами онлайн.

Цифровизация будет способствовать выводу экономики на другой уровень и обязательно сделает более эффективным налоговый мониторинг, который уменьшит налоговые риски и приведет к сокращению количества выездных налоговых проверок и как результат – сокращение расходов.

Никонова Ольга Петровна
Выжитович Александр Михайлович
1. студент. Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2. научный руководитель кафедры общественных финансов, доцент, к.э.н.

Nikonova Olga Petrovna
Vyzhitovich Alexander Mikhailovich

1. student. Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"
2. Scientific Director of the Department of Public Finance, Associate Professor, Ph.D.

Аннотация: Данная статья посвящена определению теоретических и организационных основ налогового контроля. В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства. В работе применяются специальные методы научного познания: анализ литературы, методы табличного отображения данных.

Abstract: This article is devoted to the definition of theoretical and organizational bases of tax control. In modern conditions, tax control is of great importance in the General system of state financial control, since taxes are the main fiscal and regulatory measures of the market economy. The paper uses special methods of scientific knowledge: literature analysis, methods of tabular data display.

Ключевые слова: камеральная проверка, налоговый контроль, выездные проверки, налогоплательщики

Keywords: cameral check, tax control, exit checks, taxpayers.

В современных условиях большое значение в общей системе ведения государственного финансового контроля имеет налоговый контроль, так как налоги являются главными фискально-регулирующими мерами рыночного хозяйства.

Ведущей и самой результативной формой налогового контроля становятся налоговые проверки, которые могут проводиться как в налоговом органе (камеральная проверка), так и по фактическому месту нахождения налогоплательщиков (выездная проверка). Камеральная проверка является процедурой, проводимой налоговыми органами относительно определенного лица и состоит из несколько последовательных операций.

Вопросы, которые касаются осуществления налоговых проверок становятся весьма значительными, так как на сегодняшний день ни один налогоплательщик не застрахован от налоговых проверок. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его эффективности зависит благополучие и экономическая безопасность страны [8].

Для юридической науки актуальным является проведение систематизации накопленных теоретических и практических знаний в области организации налоговых проверок и формулировка предложений по повышению результативности их проведения.

Изучение нормативного регламентирования налоговых проверок стало относительно новой темой для отечественной правовой науки. Совокупных исследований, которые были бы связаны с данным вопросом, в российской юридической науке за последние 5 лет не осуществлялось. Ученые разных направлений юридической науки всегда уделяли большое внимание институту налогового контроля. В последние годы исследованием вопросов налогового контроля занимались авторы Бельский К. С., Брызгалин А. В., Винницкий Д. В., Гаджиев Г. А., Горбунова О. Н., Захарова Р. Ф. и др.

Однако, в результате внесения в Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ изменений в Налоговый кодекс, работы данных авторов в существенной мере утратили свою актуальность. Постоянное изменение в налоговом законодательстве требует непрерывного научного исследования [2].

Ученые рассматривают налоговый контроль с 3-ех точек зрения, например, как: специфическую деятельность представительных государственных органов по соблюдению налогового законодательства; совокупность мероприятий, способов проверки соблюдения налогового законодательства; систему организационно-методических и технических точек зрения.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль» представлен в таблице 1.

Сравнительный анализ понятий «налоговый контроль»

АвторОпределение
Подунай О. А. [11]Налоговый контроль рассматривает как функцию или звено государственного управления экономикой, как специфическую работу по выполнению налогового законодательства
Булатов С. Р. [3]Налоговый контроль является специализированным (лишь относительно налогов и сборов) надведомственным (вне рамок ведомств) государственным контролем
Макаренко О. [9]Подразумевает под налоговым контролем «работу должностных лиц налоговых органов в границах своей компетенции и формах, которые предусмотрены НК РФ, с целью проведения проверки точности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также установления и устранения налоговых правонарушений и причин, которые их порождают, выполнения законодательства о налогах и сборах».
НК РФ (ст. 82) [1]Характеризует налоговый контроль как деятельность представительных органов по контролю за выполнением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, который установлен НК РФ
Нестеренко А. С. [10]Полагает налоговый контроль как составную часть формируемого страной организационно-правового механизма управления, который представляет собой особый вид деятельности специально представительных органов, в ходе которой гарантируются установленное нормами налогового права выполнение должностных обязанностей лиц в области налогообложения, анализ и выявление основ для проведения принудительного налогового изъятия в бюджетную систему, а также определение оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений
Кочкаров А. А. [5]Налоговый контроль — это установленная законодательством совокупность мер и инструментов руководства компетентных органов, которые обеспечивают выполнение налогового законодательства и точность определения, полноту и уместность внесения налогов в бюджет или внебюджетные фонды
Чеканова В. И. [12]Характеризуют налоговый контроль как обеспечение полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами налогов и иных обязательных платежей

Изучение основных понятий и сущности налогового контроля позволило определить, что под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [7].

Налоговыми органами используется несколько форм налогового контроля, среди которых основополагающими являются налоговые проверки, которые подразделяются на выездные и камеральные. Разница и сходство выездных и камеральных проверок представлена в таблице 2.

Разница и сходство выездных и камеральных проверок [6]

Выездные проверкиКамеральные проверки
Сходство
Проводятся одним и тем же государственным ведомством
Изучаются документы
Разница
Осуществляется на территории проверяемого предприятияОсуществляются по месту работы государственных инспекторов
Исследуется значительный перечень документов, а также содержание разных хозяйственных операцийИсследуются только отчетные документы

Камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

В ходе налогового контроля необходимо проверять вопросы обоснованной налоговой выгоды при изменении моделей бизнеса юридических лиц, в связи с чем важно учитывать доказательную базу экономической обоснованности произведенных расходов для целей налогообложения [4].

Внедрение современных информационных компьютерных технологий, способствующих реализации реформы цифровой экономики, в деятельность государственных органов позволяет: ускорить и оптимизировать процесс принятия управленческих решений; упростить процедуры подачи и получения необходимой информации и документов гражданами и организациями; оптимизировать деятельность государственных органов, снизить численность работников и сократить бюджетные расходы на государственный аппарат.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что налоговые проверки в системе налогового контроля, представляют собой комплекс процессуальных действий налоговых органов по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов с соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые проверки призваны способствовать формированию налоговых доходов государства, а также соблюдению законодательства о налогах и сборах. В процессе развития общества необходим постоянный процесс совершенствования организации налоговых проверок.

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом налоговый контроль, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 12 за период c 2007 по 2019 год).

1. Строителева В.А.
Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. (№ 10 / 2019).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее сложных в теоретическом и практическом аспекте. Поэтому, этот налог довольно часто подвергается законодательным изменениям с целью полной реализации его функциональных обязательств. Актуальность исследуемой темы заключается в фискальном значении налога на добавленную стоимость для формирования доходов федерального бюджета РФ с четом особенностей его администрирования на практике. В исследовании использовался системный анализ структуры налоговых платежей за 2016-2018 гг. НДС как косвенный налог, можно считать ключевым инструментом государственного регулирования рыночного равновесия. С целью предотвращения незаконного возмещения налога в работе рассматриваются направления совершенствования его администрирования с помощью новых автоматизированных программных комплексов контроля за правильностью исчисления, взимания и возмещения НДС.

Строителева В.А. Фискальное значение налога на добавленную стоимость в доходах бюджета России и особенности его администрирования // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – с. 2095-2106. – doi: 10.18334/ce.13.10.41240.

2. Ефремова Т.А.
Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2018).
В статье рассматриваются возможности налогового администрирования в обеспечении экономической безопасности страны. Автором подробно исследуются угрозы экономической безопасности, сопряженные с соблюдением налогового законодательства, функционалом системы налогового администрирования, организацией процессов общения налоговых органов с налогоплательщиками. Дается оценка современной структуре налоговых органов РФ, эффективности организации и проведения камеральных и выездных налоговых проверок, видам выявляемых налоговых правонарушений, применению современных цифровых технологий в налоговом администрировании. Новизна исследования обусловлена поиском направлений развития фискальной и сервисной составляющих налогового администрирования. Доказывается целесообразность внедрения в практику налогового администрирования комплекса цифровых и информационных технологий: АСК «НДС–2», АСК «ККТ», АИС «Маркировка», ФГИС «ЕГР ЗАГС». Обосновывается необходимость разработки направлений, нацеленных на повышение уровня обслуживания налогоплательщиков, в том числе и через расширение применения альтернативной формы налогового контроля – налогового мониторинга.

Ефремова Т.А. Эффективное налоговое администрирование – залог экономической безопасности государства // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – с. 2519-2530. – doi: 10.18334/rp.19.9.39346.

3. Шмакова А.В.
Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. (№ 8 / 2017).
В статье рассматриваются вопросы системного анализа в технологиях налоговых органов при определении объекта для проведения самой сложной формы контроля — выездной налоговой проверки.

Шмакова А.В. Новые технологии налогового администрирования: системный анализ в налоговом контроле // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 8. – с. 899-908. – doi: 10.18334/ce.11.8.38221.

4. Шмакова А.В.
Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. (№ 7 / 2017).
В статье рассматриваются инновационные подходы к организации контрольной работы налоговых органов, связанных с получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, деятельности налоговых органов по сбору доказательной базы факта возникновения необоснованной налоговой выгоды у налогоплательщика. На конкретных примерах делаются выводы о работе налоговых органов и формулируются предложения, позволяющие усилить доказательства в совокупности, которые позволят налоговым органам добиться успехов в привлечении недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Шмакова А.В. Инновационные подходы к организации налогового контроля // Креативная экономика. – 2017. – Том 11. – № 7. – с. 771-780. – doi: 10.18334/ce.11.7.38199.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

5. Башарова О.Г., Пантелеева О.В.
Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2014).
В статье рассматривается опыт применения горизонтального налогового мониторинга в зарубежных странах, а также определяются возможности внедрения данной практики в российских условиях. Разработан порядок организации взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговой службой при горизонтальном мониторинге. Сформулированы преимущества механизма горизонтального налогового мониторинга.

Башарова О.Г., Пантелеева О.В. Проблемы и перспективы развития горизонтального налогового мониторинга: будущее или реальность? // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – с. 41-47. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8570.

6. Якупов З.С.
Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. (№ 7 / 2013).
В статье рассмотрено налоговое администрирование и возможные пути его модернизации с точки зрения институциональной теории. Предлагается новый механизм налогового администрирования в виде частичной передачи функций по налоговому контролю на аккредитованные аудиторские и консалтинговые организации. Такая мера рассматривается как развитие идей «дружественного партнерства», как метода взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – с. 53-57. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8083.

7. Мазорук Е.С.
Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. (№ 16 / 2012).
С 1 января 2012 года в России вступили в действие новые правила налогового контроля цен. В статье раскрывается ряд недостатков нового законодательства, которые могут повлиять на эффективность работы налоговых органов и вызвать дополнительные затраты со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. Даны рекомендации по изменению действующей редакции Налогового кодекса РФ в части подхода к определению рыночного интервала рентабельности.

Мазорук Е.С. Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: нововведения и проблемы // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – с. 135-140. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7667.

8. Смирнова Е.Е.
Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. (№ 09 / 2012).
В статье рассматриваются проблемы формирования регионального бюджета (на примере города Москвы) путем зачисления налога на доходы физических лиц, определены направления повышения механизма исчисления и уплаты этого налога.

Смирнова Е.Е. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 09. – с. 174-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/7494.

9. Валеева А.В.
Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2010).
В статье на основе имеющейся информации о налоговых спорах проведен анализ практики осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России.

Валеева А.В. Практика налогового контроля за трансфертным ценообразованием в России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – с. 178-184. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6395.

10. Васюченкова Л.В.
О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
Субъекты налогового контроля – это его участники (стороны). В научной литературе их традиционно подразделяют на контролирующие, контролируемые и вспомогательные (факультативные) субъекты налогового контроля.

Васюченкова Л.В. О составе субъектов налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 176-179. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2641.

11. Ефремова Т.А.
Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2008).
В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

Ефремова Т.А. Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 3. – с. 185-189. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2643.

12. Корень А.В.
Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. (№ 9 / 2007).
Российская налоговая система традиционно является предметом всевозможных споров и разногласий, что можно наблюдать уже хотя бы по количеству поправок, вводимых в новую редакцию Налогового Кодекса. Тем не менее, в настоящее время законодательство содержит в себе потенциально опасный пробел, связанный с отсутствием чёткого механизма налогообложения электронной коммерции. Не меньшие проблемы создают электронные платёжные системы, позволяющие проводить расчёты, закрытые от любой формы финансового контроля.

Корень А.В. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 9. – с. 94-99. – url: https://creativeconomy.ru/lib/2271.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Продолжить поиск в библиотеке по запросу «налоговый контроль»?

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.


Одним из важнейших инструментов государственного регулирования является налоговый контроль. Он представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение фискальных интересов страны. Налоговый контроль проводится, прежде всего, в целях проведения эффективной финансовой политики государства [1].

Необходимость налогового контроля во многом определяется степенью уклонения от уплаты налогов. Существует большое количество способов ухода от налогов, из-за которых бюджет теряет значительные суммы потенциальных налоговых доходов. В последнее время особенно вырос процент налоговых правонарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий. Наиболее эффективной мерой в борьбе с налоговыми правонарушениями является направление требований об уплате непосредственно по адресу налогоплательщиков [2].

Главное место среди основных форм контроля занимают налоговые проверки. Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной, а также фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налоговых платежей налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые проверки делятся на камеральные и на выездные налоговые проверки. Первый вид проверок связан с проверкой документооборота, второй представляет собой фактическую проверку, осуществляемую по месту ведения основной деятельности налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится в целях проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно подал в налоговую инспекцию, а также документов, имеющихся у налогового органа [3].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Данный вид налогового контроля предназначен для всех налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки охватывает лишь 20–25 % налогоплательщиков. При этом каждый налогоплательщик подвергается камеральной налоговой проверке практически каждый квартал. Для наиболее крупных налогоплательщиков камеральная проверка может проводиться один раз в месяц [4].

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. Если в ходе камеральной налоговой проверки были установлены нарушения, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием внести изменения в декларацию, предоставить необходимые документы или пояснения. Когда налоговый орган просит налогоплательщика предоставить пояснения, как правило, это связанно с тем, что в первичной декларации и банковской выписке операций по счетам могли быть выявлены:

1) расхождения между доходами и расходами,

2) экономическая необоснованность проводимых операций;

3) операции, проводимые с целью личной выгоды (выдача беспроцентных займов, кредитов родственникам).

Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

1) заявлен НДС к возмещению,

2) заявлены льготы;

3) заявлены имущественные, профессиональные или социальные вычеты;

4) предоставлена отчетность по НДПИ или связанные с использованием природных ресурсов;

5) предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе:

1) истребование документов у налогоплательщика,

2) истребование документов контрагентов;

3) привлечение переводчика или эксперта;

4) проведение налоговой экспертизы;

5) устроить допрос свидетелей [7].

Еще одной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Эта форма подразумевает проверку правильности уплаты налогов и сборов, проводимую непосредственно по месту осуществления основного вида деятельности.

Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели [5]. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

1) информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

2) на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

3) налогоплательщик не представил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом заключается ещё одно отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников [7].

За последние годы сильно изменился подход к организации налоговых проверок. Основной акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что влечет за собой переход к проверкам, основанным на критериях риска. Это предусматривает новый подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок. В силу всех принятых во внимание факторов Федеральной налоговой службой была разработана концепция планирования налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 [10].

Суть концепции состоит в том, что планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс для лучшего понимания законодательства о налогах и сборах самим налогоплательщиком. Данная концепция придерживается следующих целей:

1) создать единую систему выездных налоговых проверок;

2) обеспечить рост доходов государства за счет добросовестных налогоплательщиков;

3) повысить налоговую грамотность налогоплательщиков;

4) информировать налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок [8].

Таким образом, главной целью камеральной и выездной налоговой проверки является выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, в настоящее время не прекращает увеличиваться важность оценки эффективности налоговых проверок.

Методика оценки эффективности налоговых проверок является составляющей частью общей методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Эта методика была утверждена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В ней приведены расчеты показателей результативности и различных коэффициентов доначислений на одного сотрудника [6].

Для того чтобы наглядно продемонстрировать показатели оценки эффективности камеральных и выездных налоговых проверок, рассмотрим таблицу.

Результативность выездных налоговых проверок в среднем за год приближена к максимальной. Несмотря на то, что в 2014 году результативность по выездным налоговым проверкам снизилась, приведенные в таблице данные говорят об эффективном отборе налогоплательщиков для этого вида налоговых проверок и тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям. Результативность камеральных налоговых проверок значительно ниже и в среднем за исследуемый период составила 4,35 %.

Необходимо добавить, что в строке «камеральные проверки, выявившие нарушения» учтены данные только тех проверок, по окончанию которых налогоплательщик так и не исправил установленные нарушения. Тем не менее, показатель 4,35 % – это лишь средний уровень результативности. Это связанно с ограниченным количеством запрашиваемых документов, а также с большим объемом документации для обработки налоговыми органами. Проводимая работа по камеральным проверкам удовлетворительна.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговая система России нуждается в постоянной доработке. Эффективность налоговых проверок напрямую зависит налогового законодательства и условий, в которых проводятся эти проверки [11].

Анализ результативности выездных и камеральных налоговых проверок, проводимых ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за 2013–2014 годы


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Читайте также: