Налоговый аудит список литературы 2019

Опубликовано: 16.05.2024

Список литературы по налогам и налогообложению

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - ст. 7344.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 28.04.2017) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 44. - 03.11.2008.
5. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 № 4090) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 10.- 10.03.2003.
6. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Экономика и жизнь. - № 35. - 1999.
7. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 23. - 14.09.1998.
8. Алимирзоева М.Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 7. - С. 563 - 573.
9. Аннамамедов М.О. Влияние учетной политики организации на налогообложение и формирование конечного финансового результата // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 13 - 17.
10. Боброва А.В. Факторная оценка оптимизации налогов // Финансы и управление. - 2016. - № 4. - С. 181 - 190.
11. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. - Ростов на/Д: Феникс, 2016. - 544 с.
12. Василенко М.Е., Алексеева Л.Ф., Малышева В.В. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - № 1. - С. 41 - 44.
13. Гасанов М.Г. Учетная политика организации в системе налогового планирования // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6. - С. 858 - 862.
14. Гираев В.К. Влияние налогов на механизм формирования прибыли // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 4. - С. 31 - 50.
15. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. - М.: АБАК, 2016. - 832 с.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Налоги и налогообложение, список литературы

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Библиографический список по налогам и налогообложению

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - ст. 3340.
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (ред. от 31.12.2016) «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на терри-торию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» // Собрание законодательства РФ. - 12.10.2015. - № 41 (часть II). - ст. 5655.
4. Кежун Л.А. Социальные отчисления во внебюджетные фонды: эффекты перманентных изменений // European Research. - 2016. - № 12. - С. 46 - 47.
5. Крохина Ю.А. Налоги и налогообложение. - М: Юрайт, 2017. - 300 с.

Подобрать список литературы по налогам и налогообложению ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Бетина Т.А. Причины несовершенствования налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации // Налог. вестн. - 2002. - N 11. - С.11-16.

Блок А.Ю. О налоговом учете // Налог. вестн. - 2002. - N 4. - С.117-123; N 5. - С.123-127; N 6. - С.107-110.

Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации // Рос. юстиция. - 2016. - N 4. - С.52-54. 01

Вечернин Д. Налоговый контроль // Законность. - 1999. - N 8. - С.7-11.

Волошина А.Н. Налоговый учет // Налог. вестн. - 2003. - N 7. - С.77-90.; N 9. - С.79-88.; N 10. - С.92-95.; N 11. - С.66-69.

Горленко И.И. Формы проведения налогового контроля // Налог. вестн. - 2003. - N 3. - С.155-159.

Грищенко А.В. Роль налогового контроля в Российской Федерации на современном этапе реформирования системы / Грищенко А.В., Александров А.В. // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 2. - С.24-30.

Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право. - 2002. - N 1. - С.29-35.

Демидов А.В. Налоговый контроль: обзор изменений за 2012-2013 годы и перспективы развития до 2020 года // Некоммерческие организации в России. - 2013. - N 6. - С.40-48.

Зуйков И.С. Налоговый контроль в условиях перехода к рыночным отношениям: автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 1996. - 22c. А96-5940

Зуйков И.С. Налоговый контроль через декларирование приобретений // Финансы. - 1993. - N 12. - С.28-32.

Кобзарь-Фролова М.Н. Роль и значение налогового контроля и учета налогоплательщиков в предупреждении налоговой деликатности // Финанс. право. - 2010. - N 7. - С.18-22.

Королева Т.Н. Формы налогового контроля // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - N 6. - С.101-107.

Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 10. - С.34-39.

Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финанс. право. - 2013. - N 4. - С.46-48.

Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008. - N 3. - С.30-32.

Малис Н.И. Новые направления налогового контроля и доходная база бюджетов всех уровней / Н.И.Малис, Л.П.Грундел // Финансы. - 2014. - N 10. - С.45-50.

Малявкина Л.И. Организация налогового учета // Бух. учет. - 2002. - N 10. - С.24-36.

Мигачева Е.В. Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления налогового контроля // Финанс. право. - 2016. - N 12. - С.37-39. 01

Мосин Е.Ф. Налоговый контроль за соответствием расходов граждан их доходам. - М.; СПб.: Герда, 2000. - 212с. Г2000-9160 01

Налоговый контроль: сборник. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Приор, 1997. - 172с. Г97-4304 01

Орешкин И.А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие // Финансовое право. - 2001. - N 1. - С.39-44.

Орлова Е.В. Фирменный стиль организации: бухгалтерский и налоговый учет // Налог. вестн. - 2003. - N 9. - С.118-127.

Повышение эффективности налогового контроля по выявлению экономических преступлений в сфере налогообложения / Т.В.Бодрова, Н.Б.Морозова, М.А.Мартынова, Н.С.Потемкина // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2019. - N 5. - С.90-95. 01

Пономарева Н.В. Вопросы налогового контроля / Н.В.Пономарева, В.А.Пыркин // Финансы. - 2014. - N 6. - С.8-12.

Попонова Н.А. О факторах и тенденциях в развитии налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 6. - С.41-47.

Разгулин С.В. Процедуры и формы проведения налогового контроля // Финансы. - 2018. - N 2. - С.26-30. 01

Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов // Финанс. право. - 2012. - N 7. - C.25-29. Дается определение понятию налогового контроля, на основе характеристики его признаков и раскрывается содержание налогового контроля как особой формы деятельности налоговых органов, которая заключается в проведении контрольных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и привлечение к ответственности.

Садыков Р.Р. Введение в налоговый учет // Новое в бух. учете и отчетности. - 2002. - N 3. - С.48-51.

Сазонова И.М. Анализ современного состояния налогового контроля при применении упрощенной системы налогообложения // Аспирант и соискатель. - 2016. - N 5. - С.14-15.

Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации // Экономика и жизнь. - 2001. - Дек. (N 52). - С.9-18. - (Бух. прилож.).

Смирнова Е.Е. Налоговый контроль в цифровой экономике // Финансы. - 2017. - N 11. - С.32-34. 01

Смирнова С.А. Концепция налогового учета. Практические советы по ведению регистров налогового учета // Новое в бух. учете и отчетности. - 2002. - N 4. - С.56-64..

Чулкова Л. Результаты налогового контроля // Налог. вестник. - 2014. - N 6. - C.102-108.

Шавшина В.П. Налоговый контроль в деятельности таможенных органов // Налог. вестн. - 2003. - N 7. - С.128-132.

Шаповалов Н.А. Налоговый контроль и трансфертное ценообразование // Финанс. право. - 2012. - N 9. - С.28-31.

Анищенко А. Рецептура для налоговой проверки // Налог. вестник. - 2019. - N 7. - С.45-48. 01

Атучин А. Налоговая проверка: когда и на основании каких документов проводится; проверяемые документы и порядок их изъятия // Юрид. бюл. предпринимателя. - 1998. - N 9. - С.51-55.

Беликова Г. Общее руководство по подготовке к выездной налоговой проверке // Финансы и закон. - 2011. - N 19. - С.59-63.

Брызгалин А.В. Налоговая проверка предприятия. Порядок проведения // Налоги. - 1995. - N 13. - С.2, 7; N 14. - С.4.

Долгополов О.И. О налоговых проверках // Налог. вестник. - 2009. - N 3. - С.159-163.

Еремина С.А. Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налог. вестн. - 2003. - N 9. - С.56-61.

Капустин К.Н. Налоговая экспертиза // Финансы. - 2005. - N 1. - С.30-32.

Карзаева Р.Р. Налоговые споры: признание обязательств по результатам налоговых проверок // Бух. учет. - 2010. - N 8. - С.37-40.

Ковалевская Д.Е. Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. - М.: Финансовая газ., 2003. - 47с. У9(2Р)2-К561 НО

Коровкин В.В. Подготовка к налоговой проверке / В.В.Коровкин, Г.Г.Кузнецова. - М., 1995. - 143с. Х6-К681 НО

Коршунова М.В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. - 2011. - N 10. - С.34-39.

Космынина Е. Камеральная налоговая проверка // Налог. вестник. - 2012. - N 4. - С.48-64.

Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки: Содержание и последствия. - М.: Финансовая газета, 2008. - 47с. Х622-Л49 НО

Макарьева В.И. Как правильно подготовиться к налоговой проверке / В.И.Макарьева, В.Р.Захарьин, В.В.Сашичев. - М.: Налоговый вестн., 2000. - 349с. - (Бух. учет в целях налогообложения). Г2000-3819 01

Методика налоговых проверок: Пособие для налогоплательщиков и контролирующих органов. - М.: Приор, 1997. - 255с. Г97-11284 01

Митрофанов Р.А. Налоговая проверка компаний, ведущих бизнес через оффшоры // Налог. вестник. - 2009. - N 5. - С.22-30.

Налоговая проверка. Ответственность за совершение налоговых правонарушений. Обжалование актов налоговых органов / сост. В.В.Калинин. - М., 2002. - 340с. У9(2Р)2-Н235 НО

Не так страшна налоговая проверка, как кажется // Экономика и жизнь. - 1999. - Окт. (N 44). - С.2-3. - (Вопрос-ответ).

Прасолова Т. Выездные налоговые проверки: "срочный" вопрос // Финансы и закон. - 2011. - N 1-2. - С.122-126.

Разгулин С.В. Налоговые проверки: изменения с 2007 года // БиНО: Бюджет. учреждения. - 2007. - N 1. - С.63-85.

Семешкин С. Выездные проверки. Несколько советов налогоплательщику // Финансы и закон. - 2011. - N 13-14. - С.74-77.

Степанова Л.А. Выездная налоговая проверка // Бух. учет. - 2011. - N 10. - С.106-110.

Тарасов И.А. Налоговая проверка. - М.: ФБК-Пресс, 1997. - 58с. - (Рекомендации налогоплательщику). У9(2)-Т191 НО

Тяжких Д.С. Налоговая проверка предприятия: практ. пособие для руководителей, фин. менеджеров и бухгалтеров предприятий. - СПб., 1997. Ч.1: . методика проведения. - 381с.; Ч.2: . учетная политика и вопросы налогообложения. - 382с. Г97-6796/1-2 01

«Бесконтактная система» как инструмент повышения эффективности налогового администрирования «Contactless System» / Е.Н.Егорова, Е.М.Крюкова, Д.Р.Макеева, И.В.Мухоморова // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 5. - C.35-43. 01

Гоголев А.М. Основные направления государственной политики в области налогового администрирования // Финанс. право. - 2013. - N 5. - С.28-33.

Гурова И.Н. О некоторых проблемах налогового администрирования // Финансы. - 2010. - N 2. - С.74-76.

Курочкин В.В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления / В.В.Курочкин, М.К.Басиев // Финансы. - 2010. - N 1. - С.28-32.

Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 252с. У9(2Р)2-М716 НО

Пайзулаев И.Р. Налоговое администрирование субъектов малого предпринимательства // Актуал. пробл. совр. науки. - 2012. - N 4. - С.15-23.

Перонко И.А. Методы и формы налогового администрирования / И.А.Перонко, И.А.Перонко, С.И.Межерицкий // Налог. вестн. - 2000. - N 11. - С.19-20.

Перонко И.А. Налоговое администрирование / И.А.Перонко, В.А.Красницкий // Налог. вестн. - 2000. - N 10. - С.22-25.

Брежнев О.В. Основные юридические признаки налоговых платежей // Ваш налоговый адвокат. - 1998. - Вып.4. - С.65-70.

Брызгалин А.В. К вопросу о применении ответственности в виде пени за неуплату авансовых налоговых платежей / А.В.Брызгалин, В.Р.Берник // Налоги. - 1995. - N 10. - С.3.

Букина Г.Н. Как минимизировать налоговые платежи // ЭКО. - 1999. - N 11. - С.16-35.

Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов // Эпиграф. - 2003. - Сент. (N 35). - С.7.

Звоновский В.Б. Уклонение от уплаты налогов: отношение населения / В.Б.Звоновский, Н.В.Пышкова // СОЦис: Социол. исслед. - 2003. - N 4. - С.51-57.

Колодина И. Налоги по электронной почте // Рос. бизнес - газ. - 2003. - 13 мая. - С.4.

Колодина И. Налоги через Интернет // Рос. бизнес - газ. - 11 нояб. - С.1, 5.

Кулеш В.А. Законные способы снижения налоговых платежей в 1995 г. - СПб., 1995. - 205с. У9(2)-К901 НО

Макарьева В.И. О штрафах, пенях, неустойках // Налог. вестн. - 2004. - N 1. - С.92-100.

Орлова Е.В. Уплата таможенных платежей с использованием таможенных карт // Налог. вестн. - 2004. - N 11. - С.127-133.

Порядок уплаты налогов в 2006 году // Эпиграф. - 2006. - 8 апреля (N 13). - С.2-3. Продолжение. По материалам онлайн-конференции главы ФНС России А.Сердюкова. Начало в N 12.

Родионов А. Время не платить налоги // Коммерсантъ-Власть. - 2004. - N 7. - С.45-47. С 2004 г. изменились правила начисления большинства основных налогов.

Список литературы содержит монографии, учебные и практические пособия по бухгалтерскому учету, опубликованные в 2019-2021 гг. При составлении списка использована актуальная информация электронных библиотечных систем и официальных сайтов ведущих российских издательств.

  1. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 1. Бухгалтерский учет : учебник для вузов / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 273 с.
  2. Агеева, О. А. Бухгалтерский учет и анализ в 2 ч. Часть 2. Экономический анализ : учебник для вузов / О. А. Агеева, Л. С. Шахматова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
  3. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Отдельные виды обязательств : учебное пособие для вузов / Г. И. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 238 с.
  4. Алексеева, Г. И. Бухгалтерский финансовый учет. Расчеты по оплате труда : учебное пособие для вузов / Г. И. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 214 с.
  5. Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. С. Алисенов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 471 с.
  6. Аудит : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Казакова [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Казаковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
  7. Бердичевская, В. О. Учет затрат на производство и реализацию продукции и калькулирование себестоимости продукции : учебное пособие для вузов / В. О. Бердичевская. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 159 с.
  8. Бухгалтерский (финансовый) учет : учебно-практическое пособие / Н. Т. Лабынцев, Е. Н. Макаренко, И. А. Кислая [и др.]. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 1032 с.
  9. Бухгалтерский учет : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. Ф. Дятлова, Е. Н. Колесникова, В. А. Бородин [и др.] ; под ред. Ю. А. Бабаева, В. И. Бобошко, А. Ф. Дятловой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 623 с.
  10. Бухгалтерский учет в условиях антикризисного управления : учебное пособие / под ред. проф. В. Э. Керимова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 312 с.
  11. Бухгалтерский учет и отчетность. Практикум : учебное пособие / Н.Н. Хахонова, И. В. Алексеева, А. В. Бахтеев [и др.] ; под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 450 с.
  12. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса : учебное пособие для вузов / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева ; под редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 229 с.
  13. Бухгалтерский учет. Сборник задач, ситуаций и тестов : учебное пособие / под общ. ред. Н.Г. Гаджиева. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 283 с.
  14. Бухгалтерский финансовый учет : учебник для вузов / Л. В. Бухарева [и др.] ; под редакцией И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 490 с.
  15. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Сигидова, Г.Н. Ясменко. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 367 с.
  16. Василенко, М. Е. Бухгалтерский учет в государственных учреждениях (казенных, бюджетных, автономных) : учебное пособие / М.Е. Василенко, Т.А. Полещук. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. – (Высшее образование). – 201 с.
  17. Волкова, О. Н. Управленческий учет : учебник и практикум для вузов / О. Н. Волкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 461 с.
  18. Воронченко, Т. В. Бухгалтерский финансовый учет. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Т. В. Воронченко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 353 с.
  19. Воронченко, Т. В. Бухгалтерский финансовый учет. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Т. В. Воронченко. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 354 с.
  20. Воронченко, Т. В. Теория бухгалтерского учета : учебник и практикум для вузов / Т. В. Воронченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 283 с.
  21. Герасимова, Л. Н. Психология и этика профессиональной деятельности бухгалтера : учебник для среднего профессионального образования / Л. Н. Герасимова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 318 с.
  22. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет с основами МСФО : учебник и практикум для вузов / И. М. Дмитриева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 319 с.
  23. Дмитриева, О. В. Бухгалтерский учет, анализ и аудит операций с ценными бумагами : учебное пособие / О.В. Дмитриева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 268 с.
  24. Карпова, Т. П. Бухгалтерский учет: упражнения, тесты, решения и ответы : учебное пособие / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. – 328 с.
  25. Каспина, Р. Г. Бухгалтерский учет и налогообложение внешнеэкономической деятельности организаций : учебник / Р. Г. Каспина, Л. А. Плотникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 420 с.
  26. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) : учебник / Н.П. Кондраков. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА–М, 2020. – 584 с.
  27. Лупикова, Е. В. Бухгалтерский учет. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие для вузов / Е. В. Лупикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 245 с.
  28. Малис, Н. И. Налоговый учет и отчетность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. И. Малис, Л. П. Грундел, А. С. Зинягина ; под редакцией Н. И. Малис. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 407 с.
  29. Мельникова, Л. А. Бухгалтерский учет финансовых резервов и оценочных обязательств : монография / Л.А. Мельникова, А.М. Петров. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. – 96 с.
  30. Мизиковский, Е. А. Бухгалтерский учет и экономический анализ бизнес–процессов : учебное пособие / Е. А. Мизиковский, И. Е. Мизиковский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. – 216 c.
  31. Миршук, Т. В. Бухгалтерский учет: теория и практика : учебник / Т. В. Миршук. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 168 с.
  32. Нечаев, А. С. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности : учебник / А.С. Нечаев, А.В. Прокопьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА–М, 2020. – 368 с.
  33. Николенко, П. Г. Бухгалтерский учет в организациях общественного питания : учебник и практикум для вузов / П. Г. Николенко, А. М. Терехов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 409 с.
  34. Поленова, С. Н. Бухгалтерский учет и отчетность : учебник для бакалавров / С. Н. Поленова. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 402 с.
  35. Солодова, С. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : учебник для вузов / С. В. Солодова, А. В. Глущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 322 с.
  36. Сунгатуллина, Л. Б. Бухгалтерский управленческий учет расходов на вознаграждения работников: Монография / Сунгатуллина Л.Б. – М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
  37. Сысоева, Г. Ф. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности : учебник для вузов / Г. Ф. Сысоева, И. П. Малецкая, Е. Б. Абдалова ; под редакцией Г. Ф. Сысоевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 308 с.
  38. Фельдман, И. А. Бухгалтерский учет : учебник для вузов / И. А. Фельдман. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 287 с.
  39. Цыденова, Э. Ч. Бухгалтерский и налоговый учет : учебник / Э. Ч. Цыденова, Л. К. Аюшиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 399 с.
  40. Шадрина, Г. В. Бухгалтерский учет и анализ : учебник и практикум для вузов / Г. В. Шадрина, Л. И. Егорова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 429 с.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

О том, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту, мы писали в статье «Обязательный аудит в 2020 году».


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Читайте также: