Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

Опубликовано: 19.09.2024

Курьянов Александр Александрович

+7(926)475-26-16

Даже скрупулезное соблюдение законодательства — еще не панацея от возможного конфликта с налоговыми службами, влекущего за собой налоговые споры. Поводами могут стать излишне начисленные платежи, ошибки, закравшиеся в расчеты налогов, оспаривание привлечения к ответственности, несогласие с выводами проверки и масса других случаев.

Важно в этих случаях добиваться пересмотра решений налоговиков. Если же восстановить справедливость в досудебном порядке не удалось, то действовать необходимо через суд. И стоит предварительно заключить договор с квалифицированным адвокатом по налоговым преступлениям, специализирующимся на подобных тяжбах.

Что такое налоговые споры

Под термином «налоговые споры» понимают юридические разногласия между принадлежащими государству фискальными службами и облагаемыми сборами гражданами или организациями. Поводами таких разногласий становятся несогласие с исчислением и уплатой налогов.

Предмет налогового спора

Любые разногласия по поводу обязательных отчислений государству — это налоговые споры. Но само участие в разбирательстве налоговых служб еще не причисляет спор к упомянутым выше.

Предметом спора в данном случае являются либо права, указанные в ст. 21 НК РФ, либо обязанности, указанные в п. 1 ст. 23 НК РФ, если инициатором являются налоговые органы.

Признаки и основание налогового спора

Любому фискальному сбору присущи определенные признаки. Среди них можно выделить следующее:

  • Состав субъектов. В споре с одной стороны участвуют государственные службы (налоговые), с другой — плательщики налогов (юридические лица).
  • Характер. Налоговым считается только такое разбирательство, которое следует из налогового законодательства РФ.
  • Неравенство сторон. Фискальные органы — государственная структура.
  • Установленное законом ведение дел. Конфликт разрешается строго в прописанных законом формах, которые включают досудебное и судебное урегулирование.

Основная часть споров инициируется налоговыми органами, а не налогоплательщиками. Но не стоит думать, что суды идут на поводу фискалов. На самом деле иски со стороны налоговиков удовлетворяются примерно в одной трети случаев. Фискальными учреждениями в основном подаются иски по поводу взысканий, относящихся к обязательным платежам и другим санкциям.

Предприниматели чаще пытаются оспорить ненормативные акты со стороны фискальных служб, неправильно начисленные налоги и неоснованные на законе действия инспекторов. Этот вид разбирательств оканчивается достаточно часто выигрышем в суде.

Фактически, оснований для начала налогового конфликта всего два: либо неправомочное действие налоговиков, либо бездействие. Фискалы могут действовать вполне в рамках закона, но налогоплательщик не всегда с этим согласен.

Сбор доказательств упрощается тем, что любая операция налоговиков оформляется документально. Среди них:

  • требование по выплате сборов или налогов;
  • официальные решения (привлечь налогоплательщика к ответственности, отказ вернуть переплату, приостановление проведения операций по банковским счетам, проведение выездной проверки и др.);
  • требование предоставить какие-либо документы;
  • приход извещения или уведомления, например, об аннулировании решения о рассрочке уплаты и т. п.;
  • вынесение постановления (например, о выемке документов или др.).

С бездействием хуже, так как оно обычно после себя задокументированных следов не оставляет. Исключение составляют отписки на законные требования организации. Но такое бывает редко, поэтому разбираться с бездействием в суде сложнее.

В любом случае, если возник конфликт интересов, нужно тщательно рассмотреть ситуацию и проконсультироваться со специалистами. Если явно правы фискальные органы, то разумное действие — более аккуратно относиться к обязанностям.

Но в случае неправомерных действий налоговых служб, обжаловать их следует обязательно, потому что отказ от защиты приводит к безнаказанности.

Процессуальная форма налогового спора

Для налоговых споров применимы две процессуальные формы:

  • внесудебная, реализуемая путем подачи жалобы в вышестоящие налоговые органы;
  • судебная форма, при которой спор решается в гражданском суде.

Нужно учитывать, что сразу подать иск в судебные органы нельзя. Обязательным этапом является досудебное урегулирование.

Налоговые споры и способы защиты прав налогоплательщиков

Не всегда решения налоговых органов правомерны. В их действие может вкрасться ошибка. В налоговом кодексе предусматривается порядок урегулирования споров с налоговыми органами. Эти положения описаны в статье 138 и разделе VII НК РФ.

Основные претензии налогоплательщиков возникают по следующим вопросам:

  • завышенная сумма налогов;
  • беспричинный штраф;
  • приостановка проведения операций по банковскому счету юридического лица;
  • отказ возвратить переплату налогов;
  • отказ возместить НДС.

Кто вправе оспорить действия и решения налоговой службы

Право оспорить решения фискальных служб имеет любой налогоплательщик. Это относится к юридическим и физическим лицам. На практике граждане спорят с налоговиками редко и обычно предмет спора — это чрезмерно насчитанная сумма платежей.

Основное количество споров принадлежит организациям. У них больше причин для конфликтов, речь идет о более крупных суммах. Кроме того, спор с налоговым органом неравноценен, так как противник — государственная служба. Это требует тщательной подготовки претензий и наличия опытного юриста. Либо же нужно обращаться к налоговому адвокату.

Что представляют собой налоговые досудебные споры

Досудебное урегулирование по отношению к налоговым спорам — это обращение в налоговые органы. Истец просит в своем заявлении разобраться и пересмотреть ранее вынесенное решение, предъявляя свои аргументы.

Формы досудебного обжалования

Есть две формы досудебного урегулирования.

Первая — это подача возражения на акты, вынесенные налоговой инспекцией в тот же орган, что их вынес. Там жалоба и рассматривается.

Для подачи возражения после получения документа есть месяц. Срок отсчитывается, начиная с дня вручения акта, который указан плательщиком в расписке о вручении. При отправке документа по почте время отсчитывается с момента отправки, но прибавляют к 30 дням еще 6 суток.

Возражения будут рассмотрены с вынесением одного из трех решений:

  • налоговики снимают свои претензии;
  • возражения не принимаются;
  • назначаются дополнительные мероприятия по проведению контроля.

Если добиться пересмотра решения не удалось, то пора переходить ко второму этапу — подаче апелляции.

Она подается в вышестоящий налоговый орган. Это Управление ФНС по региону. Срок на подачу — 30 дней. Также можно подать и обычную жалобу, если этот срок прошел. Максимальное время обжалования в данном случае — 1 год.

Для апелляции и жалобы содержание документа одинаковое. Оно регламентируется пунктом 2 статьи 139.2 НК. В возражении должна содержаться следующая информация:

  • наименование и адрес регистрации организации, оспаривающей решение налоговой инспекции, а гражданин указывает полное ФИО и адрес, где он проживает;
  • номер акта, по которому имеется жалоба;
  • полное наименование налоговой инспекции, к которой имеется претензия;
  • суть жалобы на решение ФНС;
  • какие требования выдвигает налогоплательщик, должно быть конкретно указано, что он хочет: отменить штраф, пересчитать сумму налога, прекратить блокировку счетов и т. п.;
  • в каком виде должен быть отправлен ответ — это может быть обычное или электронное письмо, сообщение в личном кабинете налогоплательщика.

Желательно приложить к жалобе дополнительные документы, обосновывающие позицию жалобщика и доказывающие нарушение его прав.

Если жалоба направляется организацией, то она должна быть подписана законным представителем. Как правило, это гендиректор или при его отсутствии другой уполномоченный руководитель. Документ может подать уполномоченный представитель. Но в этом случае он должен действовать по доверенности. Она обязательно прикладывается к жалобе.

Подается документ в местную инспекцию. Она выполняет проверку, составляет акт и в течение 3 дней передает в региональное Управление ФНС.

Заявителю могут отказать рассматривать его жалобу. Основания указаны в статье 139.3 НК РФ. Например, причинами могут быть превышение разрешенного срока обжалования или же документ не содержит необходимые сведения. Это не лишает права обращаться с жалобой повторно, если нарушения можно устранить.

Судебная стадия рассмотрения

Если пришел отказ или жалоба осталась без рассмотрения за этот срок, можно обращаться в суд.

Юрлица и ИП должны подавать заявление в арбитраж, физические лица в районный суд.

Чтобы оспорить дело в суде, иск требуется подать не позже 3 месяцев со дня получения решения по жалобе. В исковом заявлении указываются следующие сведения:

  • наименование, реквизиты судебного органа;
  • название организации, ее юридический адрес, ИП указывает место госрегистрации, гражданин — ФИО и адрес места жительства;
  • данные акта и решения, оспариваемого истцом, с указанием номера, наименования и даты принятия;
  • какие права нарушены этим решением;
  • аргументы заявителя со ссылками на законы;
  • требование отменить решение фискальной службы.

Лучше, если документ составит опытный юрист, так как от убедительности аргументации зависит исход дела. К иску прикладываются:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копия оспариваемого акта;
  • копия решения из вышестоящего регионального акта, доказывающее прохождение досудебной стадии;
  • если жалобу не рассмотрели, то подтверждение ее принятия;
  • для юрлица — свидетельство о регистрации;
  • для уполномоченного представителя — копия доверенности;
  • если исковое заявление содержит ссылки на какие-либо документы, то они тоже должны быть.

Подать иск можно в печатном виде и в электронном. Также необходимо отослать его копию с прилагаемыми документами в налоговую службу.

Рассмотрение вопроса в суде займет 3 месяца. Если случай сложный, слушания могут продлить до 6 месяцев.

Как предупредить конфликты с налоговыми органами

Помочь в этом вопросе может только доскональное знание законодательства и отслеживание всех изменений в нем. Но большинство людей, даже руководителей компаний, не имеют юридического образования. Единственное решение в данном случае — это обращение в юридическую компанию.

Можно даже рассматривать вариант абонентского обслуживания, что приемлемо даже для малого бизнеса, не имеющего возможности тратить много денег на привлечение специалистов.

Как работает адвокат по налоговым спорам

Задача адвоката по налоговым спорам заключается в подготовке претензий, оформлении документов, ведение дела в суде. Он берет на себя все хлопоты по досудебному и судебному урегулированию. Также он может выступить уполномоченным представителем, сберегая время руководителя фирмы.

Консультация с клиентом

Первое, что нужно сделать — это проконсультироваться с юристом по своему делу. Этап важный. Адвокат должен понять суть дела и есть ли перспектива его выиграть. Возможно, что клиент неправ в своих возражениях или оспаривание акта налоговой не принесет никакого выигрыша — такое бывает. Только в случае, если специалист поймет, что право клиента действительно нарушено и шанс на пересмотр есть, стоит начинать процесс урегулирования.

Подготовка письменных возражений на акт налоговой проверки

Сроки для возражений достаточно небольшие, поэтому чем быстрее получиться их оспорить, тем лучше. Самостоятельное решение дела человеком, не имеющим правового образования, может привести только к усугублению положения. А за нарушение налогового законодательства ответственность предусмотрена вплоть до уголовной.

Чем быстрее произойдет обращение к юристу, тем больше у него будет времени на составление обоснованной жалобы.

Подготовка иска или возражений на иск в суд

Желательно, чтобы документ подготавливал тот же юрист, который занимался досудебным урегулированием. Он уже находится в курсе дела и ему не придется вникать в него снова.

Для юридического лица бывает полезно выдать доверенность адвокату для ведения дела в суде. Это сэкономит время руководителю, ему не нужно будет отвлекаться для посещения судебных заседаний.

Формирование доказательственной базы

Важная часть спора с налоговыми органами — сбор доказательной базы. Юрист должен найти нарушения в действиях инспекторов, подкрепить их ссылками на законодательные акты. Также адвокат должен проверить не было ли нарушений в ходе проведения фискальными службами налоговых проверок, экспертиз, выемок, других действий. От количества и полноты доказательной базы зависит выигрыш дела.

Досудебное урегулирование

В ФНС стараются доводить до суда как можно меньше дел, поэтому в вышестоящих органах рассматривают поступающие к ним жалобы скрупулезно. При наличии убедительных доводов шансы добиться отмены акта, вынесенного на уровне инспекции, достаточно велики.

Поэтому не стоит пропускать досудебный уровень, считая его нерезультативным. Мало того, не придавая значения этой стадии, налогоплательщик снижает свои шансы в суде. К иску прикладываются те же документы, что и к досудебной жалобе, поэтому если доказательная база будет сформирована небрежно, то в суде также ожидает поражение.

По этой же причине важно, чтобы уже на стадии подачи жалобы в УФНС ее подготовил опытный юрист, досконально разбирающийся в налоговом праве.

Представление интересов клиента в суде

Роль адвоката не ограничивается составлением жалоб, судебных исков и пакетов документов. Он обязательно должен представлять интересы клиенты на судебных заседаниях. Целесообразно налогоплательщикам в виде юридического лица предоставить адвокату доверенность на ведение дел в суде.

Не нужно забывать, что решением первичного суда дело не ограничивается. Можно попытаться оспорить его в апелляционном или кассационном порядке.

Помощь в разблокировке счетов

Приостановка операций по счетам предусмотрена в случае неуплаты налогов, других санкций, но только в пределах этих сумм. Также блокировка возможна при просрочке более 10 дней предоставления расчетов НДФЛ или декларации.

Но арест может быть наложен и по непредусмотренным законодательством основаниям. В подобных случаях помощь также окажут юридические фирмы, заставив прекратить фискальные органы нарушать закон.

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.


Налоговые споры: как правильно защитить интересы организации?

В процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности организации постоянно сталкиваются с негативными последствиями проверок налоговых органов и иных контрольных мероприятий, а также действий или бездействия должностных лиц, затрагивающих интересы компании. При этом устранение допущенных налоговым органом нарушений часто возможно только в суде.

По данным ФНС России, в 2014 году было проведено 35,8 тыс. налоговых проверок, что на 15,5% меньше, чем в 2013 году (41,3 тыс. проверок). В то же время, общая сумма доначисленных в 2014 году налогов по сравнению с 2013 годом возросла – с 132 млрд до 151 млрд руб. (включая пени и штрафы). Учитывая этот факт, а также то, что проверяющие и налогоплательщики нередко по-разному трактуют положения налогового законодательства, результатом проверки становится обращение в вышестоящий налоговый орган или в суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, а также действий или бездействия налоговиков, нарушающих интересы организации.

Практика показывает, что значительную часть претензий к налоговым органам организациям удается признать обоснованными (особенно это касается судебной защиты), однако процедура обжалования четко регламентируется законодательством, и ее нарушение может повлечь за собой невозможность защиты нарушенных прав.

Рассмотрим, какие процедурные нюансы следует учесть для разрешения конфликта с налоговой инспекцией в свою пользу.

Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов

Налоговое законодательство в качестве одной из мер для защиты прав налогоплательщиков предусматривает право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 НК РФ).

В 2013 году законодатель разграничил понятия "жалоба" и "апелляционная жалоба" (ст. 138 НК РФ, Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ). Оба этих понятия подразумевают обращение налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган в случаях, если он считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Различие заключается в правовом статусе принятых актов.

Жалоба подается на уже вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц). Предметом же апелляционной жалобы является не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). Ранее, до августа 2013 года этот срок составлял 10 дней.

Следует иметь в виду, что по общему правилу досудебный порядок обжалования решений налогового органа является обязательным и его несоблюдение лишает налогоплательщика возможности защитить свои права в суде (п. 2 ст. 138 НК РФ). Напомним, что до 1 января 2014 года обязательное досудебное обжалование было предусмотрено только для решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, однако вскоре законодатель распространил обязательную досудебную процедуру на все акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ). После этого предварительное обжалование в вышестоящем налоговом органе любого акта, а также действия/бездействия стало обязательным условием для реализации возможности обращения в суд.

Принятие обеспечительных мер при обращении в суд

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора часто не приносит желаемого результата. Проверяющие могут не согласиться с доводами, изложенными налогоплательщиком в жалобе как руководствуясь разъяснениями Минфина и ФНС России, так и исходя из своего внутреннего убеждения, которое часто подкрепляется желанием сохранить уровень доначислений по проведенной проверке. Однако в этом случае не стоит опускать руки: как показывает практика, довольно часто компаниям удается отстоять свою правоту в суде.

Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Последнее уточнение появилось почти два года назад, в августе 2013 года (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ), и позволило налогоплательщикам защитить свои права, если налоговый орган не торопится с вынесением решения по жалобе.

При этом затягивать с обращением в суд не стоит: как только решение инспекции вступит в законную силу (по общему правилу, это происходит после принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика в соответствии со ст. 101.2 НК РФ) инспекция в течение 20 дней направит требование об уплате задолженности, которое является самостоятельным ненормативным правовым актом. По сути, это начальный этап процесса принудительного взыскания. Если организация не исполнила это требование (в соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ это необходимо сделать в течение в течение восьми рабочих дней, если только в самом требовании не установлен другой срок), инспекция имеет право перейти к следующим этапам принудительного взыскания. В частности, задолженность может быть взыскана за счет денег на банковских счетах компании или ее электронных денежных средств (для этого налоговая инспекция направляет в банк соответствующее требование), а при их отсутствии – за счет другого имущества (решение о погашении задолженности направляется судебным приставам для исполнения).

Таким образом, сразу после того, как стало известно о принятии решения по жалобе (или если истек срок на принятие налоговым органом решения по жалобе), нужно начинать готовить документы для обращения в суд. При этом, в случае если в оспариваемом акте речь идет о доначислении и предложении уплатить сумму недоимки и штрафных санкций, одновременно с подачей заявления о признании ненормативного акта налогового органа недействительным целесообразно также подать заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налоговой инспекции. Это позволит приостановить проведение инспекцией процедуры принудительного взыскания задолженности.

Дело в том, что суд должен рассмотреть такое заявление не позднее следующего дня за днем его поступления (п. 1.1 ст. 93 АПК РФ). Инспекция же вынуждена выждать почти месяц прежде чем наложить арест на счета налогоплательщика: в течение 20 дней после вступления в силу решения направляется требование об уплате налога и, как правило, восемь дней дается налогоплательщику для его добровольного исполнения. Таким образом, если незамедлительно подать в суд заявление о приостановлении исполнения решения налоговиков, есть шанс предупредить блокировку своих счетов.

При подаче заявления о принятии обеспечительных мер необходимо учитывать следующее: согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта или решения. Принятие обеспечительных мер допускается на любой стадии арбитражного процесса в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, случае если непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта, а также если непринятие обеспечительных мер может сделать невозможным исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 90 АПК РФ, п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 55).

В качестве обстоятельств, свидетельствующих о необходимости принятия обеспечительных мер, судами могут приниматься следующие неблагоприятные для общества последствия:

  • невозможность уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, платежей в кредитные организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 мая 2014 г. по делу № А21-10053/2013);
  • невыплата заработной платы работникам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2014 г. по делу № А21-8561/2013).

Арбитражным судам рекомендовано удовлетворять ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого ненормативного акта при предоставлении встречного обеспечения. ВАС РФ в свое время указал: "Если заявитель ходатайствует о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения о взыскании с него денежной суммы или изъятии иного имущества и нет убедительных оснований полагать, что по окончании разбирательства по делу у заявителя будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемого акта или решения, арбитражному суду рекомендуется удовлетворять ходатайство только при условии предоставления заявителем встречного обеспечения" (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").

Также следует иметь в виду, что в обеспечении не может быть отказано, если лицо, ходатайствующее об обеспечении, предоставило встречное обеспечение (ч. 4 ст. 93 АПК РФ). Одной из форм встречного обеспечения по заявлению о предоставлении обеспечительных мер является предоставление банковской гарантии (ч. 1 ст. 94 АПК РФ). В настоящее время судебная практика преимущественно исходит из того, что предоставление банковской гарантии на спорную сумму в полном объеме, является надлежащим встречным обеспечением в рамках рассмотрения споров о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов (см., например, постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2010 г. № КА-А40/7181-10 по делу № А40-175895/09-20-1371).

Обжалование актов налогового органа в суде

Что касается непосредственно обжалования в судебном порядке актов инспекции, при составлении заявления в суд необходимо учитывать следующие особенности: смысловой основой заявления должны стать доводы, изложенные в возражениях налогоплательщика и жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган. В случае, если на момент обращения в суд у компании имеются дополнительные доводы и доказательства в подтверждение своей позиции, их также необходимо отразить в тексте заявления. В сущности, арбитражный суд, рассматривая поданное заявление, повторно исследует материалы проверки вкупе с доводами и доказательствами налогоплательщика. При этом выводы суда могут оказаться прямо противоположными позиции налогового органа.

Особое внимание необходимо обратить на процедурные нарушения, допущенные в ходе проведения проверки, а также при процедуре обжалования акта и вынесения решения. Напомню, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 14 ст. 101 НК РФ). К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

При составлении заявления чрезвычайно важно подготовить все приложения, необходимость наличия которых предусмотрена действующим арбитражно-процессуальным законодательством. Помимо документов, относящихся к оспариваемому ненормативному акту налогового органа (акт, решение, возражения и жалоба налогоплательщика, требование и т. д.), а также письменных доказательств, подтверждающих доводы компании, необходимо представить процессуальные документы, отсутствие которых в соответствии со ст. 128 АПК РФ может послужить основанием для оставления заявления без движения до момента устранения допущенных недочетов. К таким документам, в частности, относятся:

  • оригинал платежного поручения на уплату госпошлины за рассмотрение заявления в суде с отметкой о списании средств с расчетного счета компании, доверенность лица, подписавшего заявление (оригинал или нотариально заверенная копия), или копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление (устав, решение и приказ о назначении на должность);
  • копия свидетельства о государственной регистрации заявителя, выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, полученная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления или ее нотариально заверенная копия;
  • выписка из ЕГРЮЛ в отношении налоговой инспекции с аналогичным сроком действия или иной документ, содержащий информацию о месте нахождения инспекции. Иным документом в смысле п. 9 ч. 1 ст. 126 АПК РФ может являться в том числе распечатанная на бумажном носителе и заверенная подписью истца или его представителя копия страницы официального сайта регистрирующего органа, содержащей сведения о месте нахождения юридического лица и дату их обновления, либо распечатанные на бумажном носителе сведения, предоставляемые в электронном виде посредством доступа к федеральной базе данных ЕГРЮЛ, при условии, что факт получения этих сведений удостоверяется подписью лица, имеющего доступ к указанной информации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12);
  • подтверждение направления копии заявления ответчику (входящий штамп канцелярии или почтовая квитанция);
  • документы, подтверждающие соблюдение заявителем претензионного порядка и т. д.

Если эти требования не будут выполнены, суд вынесет определение об оставлении заявления без движения, которое не позднее дня, следующего за его вынесением, должно быть направлено заявителю. Подчеркну, что при определении судом продолжительности срока на оставление искового заявления без движения должно учитываться время, необходимое для устранения упомянутых обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции (Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").

Когда заявление и все необходимые приложения к нему готовы, их можно подавать в арбитражный суд. Сделать это можно как лично (через канцелярию суда), так и дистанционно (отправив заявление по почте). Кроме того, уже много лет большой популярностью пользуется сервис электронной подачи документов в арбитражный суд через сайт my.arbitr.ru, использование которого позволяет существенно сократить время на направление в суд документов, а также на обработку полученных документов адресатом. Правда, чтобы воспользоваться этим сервисом, необходимо будет отсканировать подписанное заявление и необходимые процессуальные приложения, речь о которых шла выше. Остальные приложения, а также оригиналы документов, направленных в электронном виде, можно будет приобщить к материалам дела уже в судебном заседании или подать через канцелярию суда, когда делу будет присвоен номер.

После того, как заявление принято судом к рассмотрению и назначено предварительное судебное заседание, начинается непосредственно рассмотрение дела, во время которого компании предстоит в состязании с представителями налогового органа доказать суду, что представленные доводы и доказательства являются достаточным основанием для признания оспариваемого акта налогового органа несоответствующим действующему законодательству и недействительным.

С учетом этих рекомендаций вы можете самостоятельно осуществлять оспаривание актов налогового органа в судебном порядке. Однако если спор является принципиальным для вашей компании или связан с возможностью наступления негативных последствий в случае возможного отказа в удовлетворении заявленных требований, имеет смысл обратиться к юристам-профессионалам, для которых сопровождение подобных споров является повседневной задачей.

Права, которые налогоплательщикам гарантирует законодательство, распространяются и на плательщиков сборов.

Понятие защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Виды защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Исходя из положений статьи 137 НК РФ налогоплательщик, и налоговый агент имеет право обжаловать:

  • ненормативные акты, которые издает налоговая;
  • действия, которые совершили ее должностные лица;
  • бездействие должностных лиц налоговой;
  • налогоплательщик, также может обжаловать действия должностных лиц налоговой во время налоговой проверки.

Законодательство не исключает возможность и других видов защиты прав налогоплательщиков.

Способы защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

НПА РФ, в зависимости от различий, которые определены материальными нормами и процессуальным порядком, устанавливают такие способы защиты прав налогоплательщиков:

  • административный;
  • судебный.

Закон также не запрещает самозащиту прав и президентский способ, в случаях, когда обжалуются решения Федеральной службы по вопросам финансовых рынков.

В случае применения административного способа защиты, либо восстановления нарушенного права, обращаться нужно к вышестоящему органу по отношению к тому, который принял незаконное решение, либо выполнял незаконные действия.

Также защита прав налогоплательщиков в административном порядке не исключает возможность последующего обращения за урегулированием этого же спора и защиты своих интересов в судебные органы.

При применении судебного порядка обжалования необходимо соблюдать два условия:

1. Обжалуемый ненормативный акт, или действия налоговой, должны, исходя из понимания заявителя, нарушать его права.

2. Все НПА, которые принимаются налоговым органом, нужно обжаловать в порядке, который устанавливает не НК РФ, а другое Федеральное законодательство.

Обжаловать можно и решения вышестоящей налоговой, касаемо вопросов рассмотрения заявлений, по жалобе на неправомерность действий или акты нижестоящих налоговых.

Нельзя обжаловать в административном и судебном порядке акты, фиксирующие налоговую проверку, поскольку такой документ не содержит какого-либо обязательного предписания, для его выполнения налогоплательщиком, влекущего юридические последствия.

В налоговом праве применение административного порядка обжалования не является досудебной процедурой, поскольку не исключает возможность одновременной подачи жалобы в суд.

Административный порядок обжалования предполагает, что жалоба должна подаваться письменно и в установленный налоговыми нормами срок. В том случае если налогоплательщик отзывает свою жалобу в вышестоящую налоговую, он не сможет повторно ее подать в ту же налоговую.

Когда применяется судебная защита прав налогоплательщиков заявитель должен обращаться с иском в компетентный суд.

Способ защиты предполагает:

  • конституционное обращение;
  • признание судом закона субъекта РФ, противоречащим ФЗ;
  • признание арбитражным либо общим судом нормативного или ненормативного акта налоговой незаконным, если изданный документ противоречит закону, либо нарушает права налогоплательщика;
  • отмена недействительного нормативного либо ненормативного акта налоговой, по тем же основаниям;
  • принуждение налогового органа к исполнению установленных законом обязанностей, если от их исполнения этот орган уклоняется и т. д.

Вышеуказанные способы судебной защиты являются одновременно и предметом исковых требований.

Порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Право обжаловать решения или действия налоговой можно в порядке ГПК или АПК России, либо в административном порядке, (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Это право является одним из важнейших в системе законодательства РФ, и обеспечивает возможность реализовать порядок защиты прав налогоплательщиков, прописанный в законах. Порядок и условия, для реализации административного способа защиты, устанавливает раздел VII НК РФ.

Также обеспечению гарантии установления общего порядка и условий на судебную защиту прав налогоплательщиков посвящены положения ст. 46 Конституции РФ, а также нормы закона РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Более конкретно вышеуказанные положения отражены в ГПК, если налогоплательщик, является физлицом. Арбитражно-процессуальное законодательство устанавливает порядок обжалования, когда заявителем является плательщик либо индивидуальный предприниматель.

Необходимо также знать, что порядок и все вышеописанные условия, гарантирующие защиту прав и законных интересов налогоплательщику, исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе и на налоговых агентов.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Ответственность за неисполнение обязанностей по защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В ракурсе применения ответственности к налоговым органам за неисполнение их обязанностей, необходимо указать на существующую взаимосвязь ст. 22 НК РФ с положениями статьи 35 НК РФ. Согласно правил, прописанных в этих нормах, налоговая несет прямую ответственность за все причиненные налогоплательщику убытки, которые стали последствием ее действий (решений).

Довольно часто встречаются доводы налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит норм, которые обязывают их возмещать расходы налогоплательщикам, возникшие в связи с обжалованием актов налоговых органов. Такие доводы в апелляционном порядке признаны Определением ВАС РФ от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10 несостоятельными.

Напротив, положениями пункта 2 статьи 103 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщику убытки, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета должны быть возмещены в полном объеме. Зачастую содействие и помощь в предоставлении актуальной судебной практики, на которую можно ориентироваться по возмещению убытков, оказывает федерация защиты прав налогоплательщиков

Также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 11 2009 года N А68-80/09-18/17 подтверждает общие положения законодательства о налогах и сборах, которые обязывает в случае нанесения убытков налоговым органом налогоплательщику возмещать последнему убытки, а также понесенные им расходы.

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам
    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three
    -->
  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

Защита прав налогоплательщиков




защита прав налогоплательщиков, судебная защита прав налогоплательщиков, налоговые юристы, налоговые споры в суде
Налоговые права и обязанности предусмотрены Налоговым кодексом РФ. Однако в настоящее время, несмотря на тщательно расписанную законодательством процедуру исполнения своих прав и обязанностей, сделать это не так-то и просто. Зачастую налоговые органы, подстраховываясь, выписывают требования на куда большую сумму по налогам, нежели этого требует сам закон. Связано это с подотчетностью фискальных органов вышестоящим инстанциями, которые в свою очередь при анализе прошлых лет не хотят верить в истину упадка российского рынка, а в связи с этим и сокращение количества уплаченных налогов.

Защита прав налогоплательщиков: основные принципы и механизмы

принципы защиты прав налогоплательщиков
Сама защита прав налогоплательщиков начинается с момента создания юридического лица: уже тогда стоит подумать о системе налогообложения, которая лучше всего подойдет для той или иной организации. Защита прав налогоплательщиков при разном режиме налогообложения осуществляется по-разному.

Основные принципы защиты прав налогоплательщиков базируются на фундаменте базовых прав и свобод человека и юридического лица. Среди них такие принципы:
- равенство всех перед законом и судом. Данный принцип означает, что защита прав налогоплательщиков осуществляется для всех в одинаковом порядке, а практике минувших дел должна быть учтена (хотя не обязательна) при разрешении дел настоящих;
- принцип экономической обоснованности защиты прав налогоплательщиков. Данный принцип позволяет лицам, которые не в состоянии оплатить услуги государства по судопроизводству отложить либо рассрочить эту оплату (ст. 64 НК РФ);
- принцип справедливости. Этот принцип закрепляет справедливое административное и судебное производство налоговых дел, с учетом требований российского и международного законодательства. Кроме того, этот принцип дает право оспаривающему действия налоговых органов пользоваться возможностью не доказывать факт нарушения закона со стороны таких органов.

Административная защита прав налогоплательщиков

защита прав налогоплательщиков в административном порядке
Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать действия органа либо должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган. Это право закреплено статьей 138 НК РФ. В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Стоит также учесть, что в соответствии со ст. 141 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налогым Кодексом.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Судебная защита прав налогоплательщиков

судебная защита прав налогоплательщиков
В соответствии со ст. 138 налогоплательщик имеет право обратиться непосредственно в суд за защитой своих прав. Если налогоплательщик является простым гражданином (не индивидуальным предпринимателем), то заявление (жалоба) подается в суд общей юрисдикции по правилам ГПК РФ. Если же податель жалобы – ИП либо юридическое лицо, то жалоба подается в арбитражный суд по правилам территориальной подсудности (по месту нахождения налогового органа).

Судебная защита прав налогоплательщиков осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренных для оспаривания действий должностных лиц или органов власти (раздел III АПК РФ, глава 25 подраздела III раздела II ГПК РФ).

В соответствии с процессуальным законодательством возможна судебная защита прав налогоплательщиков через представителей, коими могут быть адвокаты и юристы по налоговым спорам. Данная возможность законодательством предусмотрена не случайно, ибо сама процедура судебного оспаривания незаконных действий органов и должностных лиц налоговой является сложной и кропотливой, требующей специальных знаний. Налоговые юристы фирмы «Мадрок» будут рады содействию по защите прав в арбитраже или суде общей юрисдикции. При защите налоговых прав в суде необходимо соблюсти все требования закона с самой подачи заявления в суд. Во-первых, стоит отметить, что в суд общей юрисдикции и арбитражный суд по налоговым спорам подается заявление, а не иск.

Чаще всего налоговые споры возникают в следующих случаях:
- излишнее начисление налогов;
- возмещение экспортного и внутреннего НДС;
- оспаривание привлечения к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки;
- необоснованный арест расчетного счета;
- необоснованное списание средств с расчетного счета организации по инкассовому требованию и др.

Имея хорошие знания и большой опыт работы в налоговых спорах, юристы фирмы «Мадрок» быстро, качественно и надежно окажут всю необходимую юридическую помощь и осуществят полную защиту прав налогоплательщиков.

  • Все услуги
  • оспаривание договора
  • взыскание долга по договору
  • юристами по взысканию дебиторской задолженности
  • медиация
  • взыскание убытков в случае неисполнения обязательств по договору
  • взыскание убытков во внедоговорном порядке
  • арбитражные споры
  • взыскание упущенной выгоды
  • понуждение к исполнению обязательств по различным договорам
  • взыскание неустойки по договору
  • юристы по неустойке
  • налоговые споры
  • защита прав налогоплательщиков
  • оспаривание вопросов налоговой выгоды
  • таможенные споры
  • взыскание задолженности
  • взыскание упущенной выгоды
  • акционерные споры (оспаривание эмиссии ценных бумаг, реализация прав акционеров)
  • защита деловой репутации компаний
  • защита интеллектуальной собственности компании
  • защита товарного знака бренда, средства индивидуализации юридических лиц, логотип, фирменное наименование, коммерческое обозначение, торговая марка
  • представительство в суде по интеллектуальным правам
  • юридическая защита от рейдерских захватов
  • исполнительное производство
  • оспаривание решений арбитражного суда (апелляционная инстанция, кассационная инстанция, надзорная инстанция)
  • услуги юриста по вопросам жкх
  • международный коммерческий арбитраж
  • cоставление искового заявления в арбитражный суд
  • выкуп нежилых коммерческих помещений у города арендатором через суд
  • исключительное право на приватизацию земельного участка
  • истребование имущества из незаконного владения
  • оспаривание сноса незаконных построек
  • оспаривание в суде результатов аукциона в связи с несоответствием товара (имущества) аукционной (конкурсной) документации
  • защита персональных данных
  • услуги эскроу-агента
  • услуги англоговорящего юриста


Гаджи Гаджиев

Юристы по налогам - специалисты, знающие не только теорию, но и практику защиты налоговых прав. Наша задача - осуществить защиту налоговых прав результативно и добиться нужного положительного результата.

Защита прав налогоплательщика – направление нашей деятельности. На сегодняшний день российское налоговое законодательство сложно и разнообразно, а налоговые споры – одно из наиболее востребованных обращений за помощью.


Порядок защиты прав налогоплательщиков

Сегодня идет осуществление выплат на местном, федеральном и региональном уровне. В каждом регионе и области России имеется своя собственная система налоговых наложений, что позволяет устанавливать размеры собственных пошлин и налоговых платежей. Часто налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями фискальных органов, особенно при анализе проведенной в организации пути оптимизации налогообложения организаций, что приводит к необходимости защиты прав налогоплательщика.

Полным каталогом налогообложений можно считать Налоговый Кодекс РФ, где внесены все виды существующих налогов и их обстоятельств. Также существует отельная база налогового обложения, куда входят НДС, НДФЛ, полезные ископаемые и их добыча, транспорт, земля и игорный бизнес. Из полученных налоговых выплат формируется основной государственный бюджет страны.

Внимание : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Согласно Налоговому кодексу РФ, что свидетельствуется статьей 137, каждый налогоплательщик России, не согласный с действиями или бездействиями соответствующих органов, вправе обжаловать акты ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, подобные акты, действия или бездействие нарушают его права.

Существует два вида обжалования — административный и судебный (статья 138 НК РФ). Жалобу можно подавать как в вышестоящий налоговый орган, так и в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа. Повторное обращение не исключается. В последнее время налоговое законодательство идет по пути урегулирования налогового спора в досудебном порядке и уже после судебное разбирательство по делу. Наш налоговый адвокат не только поможет отстоять Ваши интересы в вышестоящем органе или суде (подробнее про оспаривание решений налоговых органов по ссылке), но и предложит комплексное сопровождение Вашей предпринимательской деятельности.

Лицо, подавшее жалобу, может ее отозвать в течение одного календарного месяца на основании собственного письменного заявления. Жалобы рассматриваются не позднее 30 дней с момента подачи. По итогам рассмотрения, налоговый орган делает заключение, о котором сообщат в течение трех дней со дня его. Что характерно, ранее налоговое законодательство не предусматривало таких действий со стороны налогоплательщика.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как составить любую жалобу, советы адвоката

Административная защита прав налогоплательщиков

В случае нарушения прав налогоплательщика со стороны налоговых органов при исчислении, уплате, зачете налоговых платежей, а также иных налоговых правоотношений, в ряде случаем достаточно эффективным является административная защита прав налогоплательщика без обращения в судебные органы.

Данный порядок заключается в подаче жалобы вышестоящему должностному лицу, в подчинении которого находится сотрудник или органы принявший оспариваемое решение или правовой акт, в ряде случаев обжалованию подлежит и бездействие должностного лица.

При этом возможны различные проблемы защиты прав налогоплательщиков, по подготовке и подаче данного обращения. Для решения данных вопрос и подготовке надлежащего документа необходимо соблюсти ряд условий:

  • определить надлежащего адресата документа;
  • отразить данные о заявителе;
  • подробно изложить суть требований заявителя;
  • приложить подтверждающие документы;
  • правильно сформулировать требования к вышестоящему должностному лицу.

Для правильного и наиболее эффективного составления жалобы обращайтесь к нашим опытным адвокатам, которые в подготовят документ для достижения наиболее благоприятного для доверителя результата.

Судебная защита прав налогоплательщиков

Помимо обращения к вышестоящему должностному лицу существуют и иные способы защиты прав налогоплательщиков, к которым в частности относиться защита прав в области налоговых правоотношений в судебной инстанции.

Данный порядок защиты прав налогоплательщика предполагает обращение в суд с исковым заявлением, в данном случае следует обратить внимание, что налогоплательщику в зависимости от обстоятельств нарушения его прав следует готовить два вида заявлений:

  1. Административное исковое заявление, в данном случае если оспаривается конкретное действие или бездействие должностного лица налогового органа или правовой акт, которым тем или иным образом нарушаются права;
  2. Исковое заявление в случае если требование направлено на взыскание убытков, причиненных налоговым органом или в иных предусмотренных законодательством РФ случаях.

Дополнительно стоит отметить, что налоговое законодательство РФ при определенных обстоятельствах предусматривает необходимы до обращения в органы суда порядок обжалования решения органа налоговой системы посредством подачи жалобы вышестоящему лицу, и только в случае отказа возможно обращение за защитой своих прав в суд.

Адвокат по защите прав налогоплательщика в Екатеринбурге

В целом, граждане РФ, организации и индивидуальные предприниматели в своем большинстве придерживаются предписаний закона и регулярно выплачивают налоги. Но все же среди народных масс доминирует негативное отношение к налоговой системе страны, в особенности ее тарификации, а у бизнеса постоянно возникает потребность по налоговому консультированию, которое может быть оказано с нашей стороны.

Налогом считается фиксированный платеж в государственную казну, обязательной формы выплат и безвозмездный. Он взимается с частных лиц, а также различного рода коммерческих организаций. Таким методом государство автоматически облагает налогом всех предпринимателей за то, что предоставляет право ведения «своего дела», и получает прибыль от деятельности каждого бизнесмена на всей территории страны. В коем роде, так создаются налогово-таможенными отношениями между государством и плательщиками налогов, без грамотного налогового анализа в данном направлении не получить прибыли и не провести оптимизации расходов.

Читайте еще о работе налогового адвоката:

Составление налоговой декларации при помощи адвоката


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Читайте также: