Федеральные налоги устанавливает президент россии с утверждением в государственной думе

Опубликовано: 14.05.2024

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

ПРАВО. Конституция РФ с поправками 2020 г.

Государственная Дума Российский Федерации.

Глава 5. Статьи 94-109.

1.Что такое Государственная Дума РФ?

Государственная Дума РФ – это нижняя палата парламента РФ, представительного законодательного органа РФ – Федерального Собрания.

2.Сколько всего депутатов Государственной Думы?

3.На какой срок избирается Государственная дума?

4.Каковы требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы?

Депутатом Государственной Думы может быть избран:

  • гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации,
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  • депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

5.Как формируется Государственная Дума?

Государственная Дума избирается:

  • 225 человек – по пропорциональной системе,
  • 250 – по мажоритарной системе.

6.Может ли депутат Государственной Думы занимать иные должности во власти?

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7.Является и деятельность депутатов Государственной Думы профессиональной?

Да, депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

8.Могут ли депутатов Государственной Думы находиться на государственной службе?

Нет, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы могут заниматься:

  • преподавательской,
  • научной.
  • иной творческой деятельностью.

8.Обладают ли депутаты Государственной Думы личной неприкосновенностью?

Да, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

9.Когда Государственная Дума собирается на первое заседание и кто его открывает?

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

10.Когда прекращаются полномочия прежнего состава Государственной Думы?

Полномочия прежнего состава Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

11.Как заседают палаты Федерального Собрания?

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно:

для заслушивания посланий Президента Российской Федерации

12.Какова структура Государственной Думы?

Структура Государственной Думы:

  • Председателя Государственной Думы — ведает внутренним распорядком палаты,
  • заместители Председателя Государственной Думы — ведают внутренним распорядком палаты,
  • комитеты и комиссии — проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Государственная Дума принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

13.Что относится к ведению Государственной Думы?

Статья 103.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РоссийскойФедерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности;
  • Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

14.Имеет ли Государственная Дума право на законодательную инициативу?

Да, имеет.

15.Каков порядок принятия законов в РФ?

  • Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  • Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  • Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  • Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  • В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

16.Какие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации?

Следующие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации:

  • о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,
  • о выпуске государственных займов,
  • об изменении финансовых обязательств государства,
  • другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

17.Какие законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

Это следующие федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

Какова процедура утверждения федерального закона?

  • Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
  • Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
  • Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.
  • Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
  • Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

18.В каких случаях Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статьи 111, 112, 117.

  • После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (статья 111).
  • После трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу (статья 112).
  • Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (статья 117).

19.В каких случаях Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статья 117.

Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:

  • в течение года после ее избрания;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

20.Как избирается новая Государственная Дума в случае роспуска прежнего состава?

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Госдума разъяснила, как инициатива становится законом
robuart / Depositphotos.com

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

СТ 164 БК РФ

  • Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
  • Президент Российской Федерации;
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство;
  • абзац восьмой утратил силу;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
  • главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
  • абзац четырнадцатый утратил силу;
  • главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 164 Бюджетного кодекса РФ

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ содержится перечень участников бюджетного процесса.

1. Президент РФ. Глава государства обладает рядом полномочий, позволяющих определить его как участника бюджетного процесса на федеральном уровне. Так, например, Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные отношения (ст. 3 БК РФ), распоряжается средствами резервного фонда Президента РФ (ст. 82 Бюджетного кодекса РФ), направляет Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (ст. 170 Бюджетного кодекса РФ) и др.

2. Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Участие данных органов в бюджетном процессе на федеральном уровне определяется прежде всего тем, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

Палаты Федерального Собрания РФ рассматривают и утверждают федеральные бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органа, осуществляющего контроль за исполнением федерального бюджета (Счетная палата РФ). Аналогичные полномочия законодательный орган осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.

На этапе рассмотрения и утверждения проекта бюджета законодательный орган облекает федеральный бюджет в требуемую правовую форму.

Соответствующие полномочия Федерального Собрания РФ закреплены в Конституции РФ (ст. 101 (п. 5), 106 и др.), Бюджетном кодексе РФ (ст. 153). Нормы, регулирующие порядок участия Федерального Собрания РФ в бюджетном процессе на федеральном уровне, содержатся также в регламентах обеих палат.

3. Правительство РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Более подробно полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной политики регламентированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ. В соответствии со статьей 15 этого Закона Правительство РФ:

- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

- разрабатывает и реализует налоговую политику;

- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

- принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

4. Министерство финансов РФ. В бюджетном процессе на федеральном уровне оно является органом, ответственным за составление и исполнение федерального бюджета.

Полномочия Министерства финансов РФ в бюджетном процессе скрупулезно перечислены в статье 165 Бюджетного кодекса РФ.

5. Федеральное казначейство. В федеральном бюджетном процессе оно является органом, осуществляющим казначейское исполнение федерального бюджета.

В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт - Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Казначейство подчиняется министру финансов Российской Федерации.

На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление средствами на счетах казначейства;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации.

6. Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета.

К числу таких органов относятся:

а) налоговые органы - Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (п. 1 ст. 30 Налогового кодекса РФ);

б) таможенные органы - Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (ст. 8 Таможенного кодекса РФ).

Банк России в качестве участника бюджетного процесса (ст. 155 Бюджетного кодекса РФ):

а) разрабатывает совместно с Правительством РФ и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно - кредитной политики;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России.

8. Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Задачами Счетной палаты являются (ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ):

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово - кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

9. Государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ).

10. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Перечень главных распорядителей определяется ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).

Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 Бюджетного кодекса РФ).

11. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 года N 990 Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет следующие функции, прямо или опосредованно связанные с бюджетным процессом и бюджетным регулированием:

- принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно - кредитной, валютно - кредитной и таможенно - тарифной политики Российской Федерации;

- разрабатывает сводный финансовый баланс по Российской Федерации, в том числе по субъектам и регионам Российской Федерации, предложения об основных показателях федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации, участвует в разработке совместного заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ о среднесрочной стратегии и экономической политике;

- подготавливает с участием Министерства финансов РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ и других федеральных органов исполнительной власти проект Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год и обеспечивает эффективное использование средств Бюджета развития Российской Федерации;

- участвует в разработке экономического обоснования бюджетной политики, отдельных разделов и подразделов расходов федерального бюджета, а также обеспечивает подготовку экономического обоснования и формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

- вносит в установленном порядке предложения по формированию показателей проекта федерального бюджета в части финансирования федеральных целевых программ, включая программы, государственным заказчиком которых является Министерство экономического развития и торговли РФ;

- разрабатывает с участием Министерства финансов РФ и других федеральных органов исполнительной власти и представляет в Правительство РФ адресную федеральную инвестиционную программу, осуществляет на ее основе формирование годовых лимитов государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- проводит с участием федеральных органов исполнительной власти анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и совместно с Министерством финансов РФ обеспечивает финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых (гарантируемых) из Бюджета развития Российской Федерации;

1. О Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2035 года

Целью разработки Генеральной схемы является определение экономически обоснованных направлений развития нефтяной отрасли. В схеме конкретизируется целевое видение перспективного развития нефтяной отрасли Российской Федерации, заложенное в Энергетической стратегии на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства от 9 июня 2020 года №1523-р.

Решение Правительства:
Одобрить проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2035 года.


2. О Генеральной схеме развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2035 года

Целью разработки Генеральной схемы является определение экономически обоснованных направлений развития газовой отрасли для обеспечения надёжного газоснабжения существующих и перспективных потребителей, выполнения обязательств по межправительственным соглашениям и заключённым контрактам на поставку природного газа, а также реализации мероприятий по расширению новых экономически эффективных поставок газа на внешний рынок. В схеме конкретизируется целевое видение перспективного развития газовой отрасли Российской Федерации, заложенное в Энергетической стратегии на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 года №1523-р.

Решение Правительства:
Одобрить проект Генеральной схемы развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2035 года.


3. О текущем статусе реализации мероприятий по восстановлению прав граждан и завершению строительства проблемных объектов, а также о реализации указанных мероприятий на плановый период 2021–2022 годов

В докладе представлена оценка текущего статуса реализации мероприятий по восстановлению прав граждан – участников долевого строительства и завершению строительства проблемных объектов, а также о реализации таких мероприятий в плановом периоде 2021–2022 годов. В материалах, в частности, представлены основные показатели работы публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (ключевым направлением деятельности фонда является реализация механизмов, позволяющих восстанавливать права граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков) за период с 2018 года по I квартал 2021 года. Отмечается, что за этот период восстановлены права 74,3 тысячи человек.

Решение Правительства:
Принять к сведению доклад Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина по данному вопросу.


4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 21 апреля 2021 года, предложений Федерального Собрания Российской Федерации и Счётной палаты Российской Федерации по оптимизации порядка формирования и рассмотрения бюджетной отчётности, а также срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», доработав в части возможности предоставления Минфином России в 2021 году бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для погашения обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, без учёта показателя уровня расчётной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”»

Законопроект направлен на повышение эффективности валютного контроля за осуществлением валютных операций с использованием бюджетных средств, а также упрощение требований валютного контроля в отношении экспортёров.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроектом, в частности, предусмотрено расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, вводится новая реабилитационная процедура – реструктуризация долгов для восстановления хозяйственной деятельности и платёжеспособности должника и сохранения рабочих мест. Исключается ряд неэффективных процедур банкротства.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принятие проекта федерального закона позволит регламентировать ряд востребованных участниками документооборота процедур, в том числе перевод документов на материальном (бумажном или аналогичном) носителе в электронный вид и наоборот (создание электронных или материальных дубликатов), смену формата электронных документов (конвертация), а также порядок хранения электронных документов (в том числе электронных архивных документов).

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


8. О внесении изменения в Положение о Федеральной службе государственной статистики

Проектом предусматривается дополнить Положение о Федеральной службе государственной статистики положением о том, что служба определяет методики исчисления медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. В настоящее время такие полномочия у Росстата отсутствуют.

Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


9. О выделении Минэкономразвития России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке, в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Проект распоряжения направлен на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


10. О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации

Проектом постановления вносятся изменения в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года №450, предусматривающие наделение Минсельхоза России полномочиями по утверждению особенностей создания зданий, строений, сооружений в целях осуществления пчеловодства и требований к размещению пасек.

Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


11. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”»

Законопроектом предусматривается внесение изменений, направленных на совершенствование законодательного регулирования в области противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований. В частности, законопроектом определяется содержание «конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта» и «инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта», а также механизмы противодействия им.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


12. О внесении изменений в Положение о Министерстве спорта Российской Федерации

Проект постановления, в частности, предусматривает уточнения в части полномочий Минспорта России по принятию следующих нормативных правовых актов: порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий (в том числе значимых международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий) в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, порядка финансирования за счёт средств федерального бюджета и норм расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (в том числе значимых международных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включённых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, порядка разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта в Российской Федерации, а также положения о присвоении, лишении, восстановлении почётных спортивных званий.

Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


13. О выделении Минспорту России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на подготовку и проведение крупных международных спортивных мероприятий на территории Российской Федерации

Проект распоряжения предусматривается выделение средств на организацию и проведение в 2022 году в Российской Федерации чемпионата мира по волейболу FIVB, подготовку и проведение в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и финального матча Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/22 годов, организацию и проведение XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в Екатеринбурге, организацию и проведение чемпионата мира FIFA по пляжному футболу 2021 года в Москве, подготовку и проведение первых Игр стран Содружества Независимых Государств в 2021 году.

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


14. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 42 Федерального закона “О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Законопроект направлен на совершенствование нормативного правового регулирования вопросов прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 42 Федерального закона “О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


15. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о Совместной (объединённой) системе связи вооружённых сил государств – участников Содружества Независимых Государств»

Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Соглашение о Совместной (объединённой) системе связи вооружённых сил государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанное в Москве 29 мая 2020 года. Положениями Соглашения создаётся правовая основа повышения устойчивости управления вооружёнными силами государств – участников Содружества Независимых Государств, выполнения требований к организации связи между ними, установления механизма финансирования этой системы связи, а также согласованного её обеспечения и развития при совместном решении задач с учётом приоритетного оснащения войск (сил) современными и перспективными средствами связи.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации Соглашения о Совместной (объединённой) системе связи вооружённых сил государств – участников Содружества Независимых Государств» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


16. О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Проектом постановления предусматривается наделение ведомства полномочиями по согласованию в пределах своей компетенции документов территориального планирования муниципальных образований и правил землепользования и застройки муниципальных образований в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.

Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


17. О направлении Ростуризму бюджетных ассигнований, предусмотренных Минфину России по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, для предоставления в 2021 году субсидий на государственную поддержку туроператоров для обеспечения прироста внутренних туристических потоков

Проект распоряжения направлен на оказание государственной финансовой поддержки организациям, осуществляющим туроператорскую деятельность, в целях снижения стоимости и повышения конкурентоспособности внутрироссийского туристского продукта.

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.


18. О выделении Ростуризму в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидии акционерному обществу «Национальная система платёжных карт» для реализации программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги

Проект распоряжения направлен на оказание государственной финансовой поддержки реализации программы доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение 50% стоимости 357 тыс. оплаченных туристских услуг, связанных с поездками в организации отдыха детей и их оздоровления.

Решения Правительства:

1. Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

2. Ростуризму (З.В.Догузовой), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минпросвещения России (С.С.Кравцову) до 19 мая 2021 года внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платёжных карт» для реализации программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги.

Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю.Григоренко обобщить предложения депутатов Государственной Думы, прозвучавшие в рамках выступления Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина с отчётом Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за 2020 год, и представить проект перечня соответствующих поручений, направленных на повышение качества жизни граждан и их благополучия, для его утверждения Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным.

Читайте также: