Налоговые штрафы в период пандемии коронавируса

Опубликовано: 17.05.2024

Антивирусный закон: перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и отмена проверок в период пандемии

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи налоговой отчетности, а также приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие послабления получит бизнес на время борьбы с пандемией.

Перенос сроков уплаты налогов

В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

На 6 месяцев переносятся сроки уплаты:

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • налогов и авансов по ним, за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на март и I квартал 2020 года;
  • единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН за 2019 год.

Шпаргалка по статье для тех, у кого нет времени

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции.

Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам.

Новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

До 1 июня 2020 года остановлены мероприятия налогового контроля.

Временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. Уже начатое производство по таким нарушениям осуществляться не будет.

На 4 месяца переносятся сроки уплаты:

  • налогов, кроме НДС, уплачиваемых за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года

На 3 месяца переносятся сроки уплаты:

  • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей.

На 30 октября 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года.

На 30 декабря 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за второй квартал 2020 года.

Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года.

Для кого перенесут сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.

В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19 . Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.

Такие организации и ИП определяются по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП .

Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

На 3 месяца перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.

До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

На 20 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

На 10 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день.

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика КоАП РФ


О важных событиях периода пандемии в части ответственности — в этом материале.

За нарушение санэпидправил установлены многомиллионные санкции и тюремный срок

Закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ с поправками к Уголовному кодексу РФ ввел огромные штрафы и тюремный срок за рассылку ложных новостей о коронавирусной пандемии и нарушение санэпидтребований.

В УК РФ появилась новая статья 207.1, согласно которой распространение неправдивой информации о ЧС, включая эпидемии, под видом достоверных сведений наказывается штрафом от 300 до 700 тыс. рублей. Кроме того, могут присудить тюремное заключение на срок до 3 лет. В данном случае речь идет о распространении информации, являющейся угрозой для жизни и здоровья людей.

Также в кодекс введена новая ст. 207.2, устанавливающая наказание за распространение ложных социально значимых сведений, которое привело к тяжким последствиям. За такое преступление придется заплатить 700 тыс. — 1,5 млн рублей либо отбыть в заключении до 3 лет.

Если же в результате совершенного преступления погибнет человек или наступят другие, признаваемые тяжкими последствия, преступника накажут штрафом на сумму от 1,5 до 2 млн рублей. Свободы могут лишить уже на пятилетний срок.

Кроме того, ужесточено наказание за нарушение СанПиН. Если такой проступок станет причиной массового отравления или заболевания людей либо появится угроза таких последствий, штраф с 80 тыс. рублей возрастет до 500- 700 тыс. рублей. Наказание в виде ограничения свободы будет применяться не на год, а на два, и появляется лишение свободы на такой же срок.

А если в результате нарушения санэпидтребований погибнет человек, денежная санкция составит 1 — 2 млн рублей. Также смогут применить ограничение свободы на 2 — 4 года или тюремное заключение на 3 — 5 лет.

Максимальный по этой статье срок, от 5 до 7 лет, придется отбыть в тюрьме за последствия в виде смерти двух или более лиц.

Во всех указанных случаях в качестве альтернативного наказания допускается применять исправительные и принудительные работы.

Принят закон об ответственности за нарушение карантина

В КоАП РФ внесены поправки, определяющие санкции за несоблюдение карантина и иных санитарно-эпидемиологических правил.

Статью 6.3 КоАП РФ о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения дополнили двумя новыми составами. По первому предусмотрены наказания, если нарушение совершено в период режима ЧС, или при возникновении угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, или во время ограничительных мероприятий (карантина). По этому же составу ответственность грозит тем лицам, которые не выполнили в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Штрафы составят:

  • для физлиц — от 15 до 40 тыс. рублей;
  • для должностного лица и предпринимателя — от 50 до 150 тыс. рублей;
  • для компаний — от 200 до 500 тыс. рублей.

Помимо этого, новшества предусматривают в качестве наказаний для ИП и компаний заморозку бизнеса на три месяца.

Если рассмотренные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением, то санкции ужесточатся. Так, физлиц оштрафуют на сумму до 300 тыс. рублей, директора ? до полумиллиона либо дисквалифицируют на три года, юрлицам и ИП придется перечислить в бюджет штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей, а также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Новшества устанавливают также ответственность за ложные новости о пандемии. Здесь санкции в разы строже: штраф для юрлиц — до 10 млн рублей.

Как уйти от штрафов по КоАП, если в нарушении виновата пандемия

Минфин рассказал, как избежать штрафов по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП, если причиной правонарушения стал новый коронавирус.

Речь идет о невыполнении обязанности по возвращению в РФ денег, уплаченных за сорванные поставки из-за рубежа. А также в случае неполучения денег за отгруженные нерезидентам товары. Если это произошло из-за ограничительных мер иностранных государств, предприятие не будет считаться виновным в нарушении валютного законодательства. Для принятия решения о привлечении к ответственности за такое правонарушения наличие вины обязательно.

Для того чтобы избежать штрафа необходимо представить в суд (или госорган, рассматривающий дело) доказательства невиновности, обращают внимание чиновники. В том числе, подтверждения того, что фирма всеми возможными способами попыталась соблюсти установленные законом обязанности. Чиновники заверили, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств по делу.

ТПП выдаст свидетельство о форс-мажоре далеко не всем

Торгово-промышленная палата (ТПП) заявила, что будет строго проверять всех кандидатов на получение свидетельства о форс-мажоре. Напомним, что наличие такого свидетельства освобождает от гражданской ответственности за нарушение договора. Претенденту нужно будет доказать, что его деятельности помешали именно указы Президента РФ № 206 и 239, а не что-то другое. Поэтому региональные ТПП будут запрашивать следующие документы:

  • подтверждение того, что претендент не входит в перечень организаций, которым указами президента разрешено работать. Речь идет о медицинских компаниях, непрерывно действующих организациях и т.д.;
  • документ, подтверждающий, что власти региона ограничили работу кандидата;
  • локальные нормативные акты предприятия, которые устанавливают режим работы в период действий указов № 206 и 239;
  • планы производства, графики работы и другие подобные документы.

Организации, которые не представят доказательства, не смогут получить свидетельство и сослаться на коронавирус как форс-мажор. При этом ТПП напомнила, что сами по себе потеря денег от перевода работников на дистанционную работу или уменьшение заказов не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

Что будут учитывать суды в период пандемии

Верховный Суд ответил на частые вопросы, которые в условиях пандемии возникают у судов. Высшая инстанция рассмотрела проблемы судопроизводства, спорные моменты уголовной и административной ответственности, нюансы применения гражданского права в период распространения инфекции.

Перечислим самые существенные выводы:

  • если процессуальные сроки или сроки исковой давности заканчиваются с 30 марта по 30 апреля, то они не переносятся;
  • пропущенные сроки можно восстановить, ссылаясь на коронавирус;
  • по части 2 ст. 6.3 КоАП РФ (штраф от 15 тыс. рублей) разрешается наказывать не любое лицо, а лишь определенные категории, представляющие риск для окружающих, например, тех, кто недавно вернулся из другой страны или у кого подозревают коронавирус. По данной статье составлять протоколы имеют право только сотрудники полиции или органов санитарного надзора. Обычные граждане, которые вышли на улицу без предусмотренных законом оснований, могут быть привлечены к ответственности по ч. 20.6.1 КОАП РФ (предупреждение или штраф от 1 тыс. рублей). Следует чаще наказывать предупреждением и соразмерно подходить к наказанию за это нарушение;
  • сторона договора может ссылаться на форс-мажор, только если есть причинно-следственная связь между коронавирусом и невозможностью выполнить обязательство. В суд также нужно представить заключение или свидетельство о форс-мажоре;
  • суд вернет заявление о банкротстве должника, в отношении которого действует мораторий о банкротстве. Но это не мешает кредитору подать обычный иск, по которому можно получить исполнительный лист.

Новые разъяснения Верховного Суда о периоде пандемии

Например, высшая инстанция сделала следующие выводы:

  • разъяснения из первого обзора ВС РФ о противокоронавирусных мерах применимы и к майским дням, которые были объявлены Владимиром Путиным нерабочими;
  • неуплата платежей по кредиту в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 не будет считаться просрочкой по кредиту. Однако после 03.04.2020 платежи по кредитам должны вноситься вовремя, так как банки не останавливали свою работу в течение апреля. ВС РФ напомнил, что физические лица могут обратиться к кредитору с заявлением о предоставлении кредитных каникул;
  • отсрочку по арендной плате нужно считать предоставленной с момента начала режима повышенной готовности или ЧС в регионе. Это правило действует даже в ситуации, когда арендатор и арендодатель подписали допсоглашение позднее. Если в итоге выяснится, что арендатор на самом деле не пострадал от коронавируса и продолжил работу, то суд признает отсрочку по аренде недействительной;
  • за неоплаченные услуги ЖКХ не начисляются пени с 06.04.2020 и до 01.01.2021, даже если в регионе не вводили режим повышенной готовности или ЧС;
  • после того как мораторий на банкротство снимут, кредитору придется повторно подать заявление о банкротстве, если он уже получил отказ во время заморозки процедур несостоятельности;
  • с должников, в отношении которых действует заморозка банкротных процедур, нельзя взыскать деньги и в рамках исполнительного производства даже путем предъявления исполнительного документа напрямую в банк;
  • за распространение фейковых новостей о коронавирусе можно привлечь к уголовной ответственности только в том случае, если распространитель знал, что новость является ложью;
  • в период пандемии коронавируса допускается проводить разбирательства по уголовным делам, используя видеоконференцсвязь;
  • водитель освобождается от административной ответственности за вождение с просроченными правами, если их срок действия закончился до 15 июля 2020 года.


Срок представления документов по требованиям

По камеральным, встречным проверкам, а также по предпроверочным мероприятиям налоговые органы вправе направлять требования о представлении документов и (или) информации. Срок представления материалов по таким требованиям составляет 5 и 10 рабочих дней.

В случае если вы получили требование от инспекции в период с 1 марта по 30 июня 2020 года, срок на ответ увеличивается. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409 срок представления материалов по таким требованиям продлен на 10 рабочих дней при камеральной проверке НДС и на 20 рабочих дней — в остальных случаях.

Вроде бы все тут должно быть понятно. Но жизнь оказалась намного интереснее. Появилось две точки зрения. Одни восприняли увеличение сроков так: нужно прибавить к существующим в Налоговом кодексе срокам новые (5 10, 10 20). Другие посчитали, что Правительство, по сути, увеличило срок, установив новый период для ответа на требование (вместо 5 рабочих дней — 10, вместо 10 рабочих дней — 20). Во втором варианте прочтения срок оказывался меньше на 5 и 10 рабочих дней, чем в первом. Понятно, что большая часть сторонников не сильно увеличившихся сроков оказалась сотрудниками налоговых инспекций.

На мой взгляд, все-таки более либеральное прочтение постановления Правительства является правильным. Буквально указано, что срок продлевается на некоторое количество рабочих дней. Очевидно, что это должно означать суммирование дополнительных дней к установленному в кодексе сроку. В противном случае правильнее было бы написать в постановлении Правительства, что срок продлевается до 10 или 20 рабочих дней.

Почему это важно сейчас. Вас не могут оштрафовать по статье 126 НК за непредставление документов и сведений, если срок истек до 30 июня. Но, во-первых, освобождение действует только в части указанной статьи 126 НК, но не других норм. А ведь есть еще статья 129.1 НК, которая предусматривает ответственность за непредставление пояснений на вопросы налогового органа при камеральной проверке.

Во-вторых, вместо штрафа по статье 126 НК инспекция может просто отказать в принятии к вычету или расходам определенных сумм по декларации. Хотя это не такая быстрая процедура (вынесение акта, возражения и пр.). Наверняка налогоплательщик успеет передать запрошенные у него документы и пояснения даже с учетом того срока, который он считает правильным.

В-третьих, правильный расчет срока представления документов и пояснений важен по требованиям, которые получены до 30 июня, но срок исполнения приходится уже на период после этой даты. Налоговый орган вправе вас оштрафовать даже по статье 126 НК. То есть в этих ситуациях также применяется увеличенный период ответа на требования. Вывод — срок должен быть больше, чем иногда говорят в инспекции.

Предпроверочные мероприятия как замена выездных

До ограничительных мер по осуществлению налогового контроля плательщики часто обвиняли налоговые органы в том, что в рамках предпроверочных мероприятий запрашивается огромное количество документов и информации. Конечно, это противоречит налоговому законодательству. Правовое регулирование этой процедуры довольно скромное — только некоторые пункты статьи 93.1 НК. Но и из этой нормы можно без затруднений сделать вывод, что запросы в рамках предпроверочных мероприятий могут касаться только конкретной сделки. Это значит, что не может инспектор запрашивать документы или информацию, например, обо всех сделках за один или три года. Такое требование ошибочно, оно не предполагает точечную предварительную проверку подозрительных для налоговиков операций, оно рассчитано на выявление этих подозрительных сделок. Хотя, на мой взгляд, смысл данной процедуры именно в том, что инспекция уже имеет часть информации о сделке, по которой есть нехорошие ощущения, и ей нужны дополнительные сведения, чтобы понять, идти на проверку или нет.

Проблема всегда была не только в объеме запрашиваемых документов и их конкретизации, но и в том, что иногда запрашивались документы, как минимум прямо не связанные с исследуемой сделкой. Конечно, в каких-то случаях можно было оправдать инспекцию в запросе протоколов совета директоров или исторических документов о приватизации имущества, например, если продавалось имущество, права на которое появились в результате приватизации, и эта сделка утверждалась на совете директоров. Однако совсем нет никаких оправданий, когда запрашивались корпоративные документы, вовсе не связанные со сделкой.

В указанных случаях налогоплательщик мог законно отказать в представлении документов и информации. Предпроверочные мероприятия не должны заменять собой выездную проверку. Хотя, конечно, на практике всегда приходится взвешивать все «за» и «против». Ведь инспекция, как правило, согласно внутренним регламентам в случае отказа налогоплательщика имела повод назначить выездную проверку.

Почему это важно сейчас. В условиях запрета проведения выездной проверки до 30 июня налоговый орган был лишен этой альтернативы. Видимо, в связи с этими ограничениями количество жалоб плательщиков на злоупотребления при проведении предпроверочных мероприятий значительно увеличилось. Объем и круг запрашиваемых документов, информации явно стал показывать, что по факту инспекция проводит запрещенную до 30 июня выездную проверку без выхода в офис компании. Конечно, такие требования являются незаконными и по ним есть все основания оспорить взимание штрафов за непредставление материалов. Только вот желание инспекции получить эти документы все равно может быть удовлетворено — сейчас выездные налоговые проверки можно назначать.

Контрольные мероприятия до подачи налоговой декларации

В числе мер государственной поддержки бизнеса в период пандемии было объявлено об увеличении сроков подачи налоговых деклараций по большинству налогов. Зачастую это сопровождалось продлением сроков уплаты налогов. Иногда — нет (НДС). Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2019 год продлили до 29 июня 2020 года. Возникает вопрос: мог ли налоговый орган проводить предпроверочные мероприятия по налогу на прибыль за 2019 год до момента подачи годовой налоговой декларации участниками сделки?

С одной стороны, положения пункта 2 статьи 93.1 НК прямо никак не ограничивают инспекторов.

С другой — налоговые органы должны контролировать корректность исчисления налогов, сборов и их полноту, своевременность их уплаты в бюджет. Об этом указано в пункте 1 статьи 30 Налогового кодекса. О порядке расчета и исчисленной сумме налога плательщик сообщает в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК). Значит, если декларация еще не подана в инспекцию, то есть срок не пропущен, то любая форма налогового контроля будет выглядеть странно. Зачем проверять какие-то сделки, если еще нет ясности, будет ли их результат влиять на исчисление налога. Получается, что по тем периодам, по которым увеличены сроки подачи деклараций или расчетов, проводить предпроверочные мероприятия налоговики не могут. Конечно, если декларация не была подана раньше срока.

Почему это важно сейчас. Эти рассуждения актуальны и для камеральных проверок. По ним даже все проще. Камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций (п. 1 ст. 88 НК).

Сложнее ситуация по НДС. Особенно если речь идет о плательщиках из тех отраслей, которые были обязаны обеспечивать нашу с вами жизнедеятельность (продуктовые магазины, аптеки и пр.).

Ведь у них срок уплаты НДС не был продлен. Внести налог нужно было до 27 апреля. А вот срок подачи налоговой декларации всем продлили до 15 мая.

Если камеральные проверки до момента подачи декларации нельзя было проводить, то можно ли было инспекторам направлять требования в рамках предпроверочных мероприятий?

Вроде бы, как я уже писал выше, налоговые органы могут проверять, всю ли сумму налога вы заплатили в бюджет. Но ведь всем очевидно, что прежде чем заплатить налог, надо его рассчитать, то есть по факту подготовить налоговую декларацию. Правительство при этом признало, что в силу исключительных обстоятельств, связанных с пандемией, сделать такой расчет можно позднее обычного срока.

Получается, что уплаченная без переноса срока сумма НДС без налоговой декларации носит некий предварительный характер расчетов с бюджетом. Это даже не аванс в его классическом понимании. До подачи декларации плательщик вправе скорректировать сумму налога к доплате, заметив, что им при расчете не были учтены какие-то операции. Тогда смысла проводить предпроверочные мероприятия по таким «рабочим» расчетам сумм налога нет. И негативных последствий в виде штрафа по статье 122 НК в этой ситуации быть не должно. Вина в совершении ошибки в расчетах налога до представления декларации отсутствует.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала ситуацию с распространением COVID-19 как пандемию и призвала все страны принимать меры, направленные на предотвращение распространения инфекции. Последнее время в средствах массовой информации регулярно встречаются сообщения о необходимости сократить или отменить санкции в условиях пандемии. С призывом о снятии санкций Генеральный секретарь ООН обращался к странам G20. На фоне пандемии Россией был подготовлен проект декларации о солидарности в борьбе с коронавирусом, предусматривающий отказ от торговых войн и применения односторонних санкций. Проект был предложен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, однако не был принят. Известно, что многие сферы государственного управления и общественной жизни прекратили свою деятельность, однако открытым остается вопрос о работе механизма односторонних санкций в карантин: продолжают ли они действовать или же существует тенденция к их постепенной отмене для смягчения последствий вируса?

Предоставление гуманитарной помощи в условиях режима санкций

Распространение COVID-19 затронуло все без исключения сферы общественной жизни, заставило государственные органы всех стран действовать с учетом сложившейся обстановки. Исключением не стала и деятельность иностранных государственных органов, администрирующих экономические санкций.

Основная цель экономических санкций сводится к воздействию на неприемлемое поведение другого государства через его юридических и физических лиц с целью изменения его политики или поведения. Риск возникновения социальных издержек при введении санкций – главная причина установления исключений для гуманитарных целей. Для борьбы с пандемией COVID-19 особое значение имеет возможность доставлять гуманитарную помощь в любую точку мира независимо от включения страны-получателя, правящего в ней режима или формального получателя в определённый санкционный список. Для понимания, как обеспечиваются гуманитарные цели в условиях пандемии, предлагаю обратиться к опыту США.

Влияние COVID-19 на санкционную политику США

13 марта 2020 года Президент США объявил в стране чрезвычайное положение. Как известно, за администрирование и обеспечение соблюдения экономических санкций США отвечает Управление по контролю за зарубежными активами Министерства финансов США (OFAC). В связи с распространением COVID-19 OFAC были подготовлены разъяснения по вопросам предоставления гуманитарной помощи в рамках администрируемых OFAC санкционных программ в отношении: Ирана, Венесуэлы, Кубы, Северной Кореи, а также – санкций в отношении России в связи с ситуацией на Украине.

Главная мысль, содержащаяся в этих разъяснениях, заключается в следующем: при направлении гуманитарной помощи в страну, в отношении которой действуют односторонние санкции США, необходимо ознакомиться с действующим разрешительным порядком совершения внешнеторговых операций и номенклатурой товаров, оборудования и программ, операции с которыми не запрещены. В практике OFAC это называется лицензиями на совершение действий или операций, при отсутствии которых совершение таковые действия или операции считалось бы запрещёнными законом.

Такие лицензии бывают двух видов: общие, действуют в отношении всех операции определенного вида[1], и специальные, выдаются по запросу заинтересованного лица для конкретного случая[2]. Кроме того, в силу статьи 2b(2) профильного Закона IEEPA под запреты и ограничения по гуманитарным соображениям не могут подпадать пожертвования, поставки продовольствия, гуманитарных грузов, медикаментов.

Таким образом, возможны ситуации, когда нет необходимости в каком-либо взаимодействии с OFAC. Например, не требуется получение лицензии организациям без государственного участия на экспорт в Иран лекарств и медицинских изделий (включая средства индивидуальной защиты, используемые в связи с COVID-19, например, медицинские халаты и защитные очки, медицинские перчатки и защитные маски для лица), поскольку такой экспорт попадает под исключения, установленные общей лицензией[3]. Однако общей лицензией, регулирующей экспорт и реэкспорт в Иран медицинских товаров и изделий[4], предусмотрен перечень таких товаров и изделий (например, кислородные концентраторы, дезактивирующие души, аэрозольное ингаляционное оборудование, полнолицевые респираторы и др.), экспорт и реэкспорт которых в Иран требует получения специальной лицензии.

В связи с санкциями США в отношении России из-за ситуации на Украине не получится на основании общей лицензии осуществить закупку лекарств и медицинских изделий из США или у лиц, чьим личным законом является право США, для их последующего использования на территории Крыма, если конечным пользователем является военный или правоохранительный орган, а также если OFAC установлено ограничение на экспорт соответствующего лекарства на территорию Крыма (такие ограничение установлены, например, для наркотических лекарственных средств)[5].

Мы видим, что существующая в США система применения экономических санкций обеспечивает учет гуманитарных нужд, поскольку допускает исключения в отношении ряда товаров при их поставке для гуманитарных целей. Требование специального разрешения в отдельных случаях обосновано желанием государства убедиться, что под видом гуманитарной помощи «запрещенный» товар не будет использован в других целях.

Взаимодействие с государственными органами США и Англии во время пандемии

Проблемным является вопрос о способах взаимодействия с органами, ответственными за администрирование экономических санкций, в условиях пандемии. В первую очередь проблемы возникают у лиц, обязанных направлять отчеты о соблюдении установленных ограничений. Такая обязанность существует у субъектов, чьим личным законом является закон США. В частности, они обязаны направлять в OFAC отчеты об ограничении операций с их собственностью, а также иные отчеты в соответствии с законодательством США и нормативно-правовыми актами OFAC.

OFAC готов пойти на встречу тем лицам, кто в связи с глобальной пандемией столкнулся с невозможностью предоставления в срок необходимых отчетов. В таком случае в первую очередь следует связаться с OFAC.

Борьба с вызванными коронавирусом проблемами может потребовать перераспределение ресурсов организации таким образом, что меньше ресурсов будет уделяться вопросам санкционного комплаенса. Необходимость принятия мер для борьбы с COVID-19 будет учитываться OFAC при принятии решения по конкретному случаю. Каждый такой случае подлежит индивидуальному рассмотрению.

Аналогичного подхода придерживается Служба по применению финансовых санкций Министерства финансов Соединенного Королевства (OFSI), которая также не намерена приостанавливать свою деятельность в период пандемии. OFSI на основании индивидуального обращения может продлить сроки ответа на запросы о предоставлении информации, если своевременный ответ невозможен в связи с распространением COVID-19.

В условиях пандемии OFSI взаимодействует с юридическими и физическими лицами посредством электронной почты и не требует «мокрой» подписи на документах, направляемых в OFSI. О приоритете электронного общения сообщает и OFAC. И английский, и американский органы, отвечающие за применение санкций, не были замечены в уведомлении общественности о приостановлении своей деятельности по отслеживанию нарушителей законодательства о санкциях. Более того, их правоприменительная практика указывает на отсутствие намерений приостанавливать свою деятельность. Так OFAC с начала года вынес 4 штрафа на общую сумму $ 9,2 миллиона, последний из которых, был вынесен в отношении компании BIOMIN America, Inc. 06 мая 2020 года, то есть уже после введения на территории США чрезвычайного положения. Сумма штрафа, определенная на основании мирового соглашения с компанией, составила $ 257 862, что также свидетельствует об отсутствии у OFAC намерений на приостановление своей деятельности.

В качестве заключения. Dura lex sed lex в период пандемии

Нормативные разъяснения и действия OFAC и OFSI наглядно свидетельствуют об отсутствии тренда на приостановление или ослабление режима односторонних санкций, несмотря на участившиеся сообщения в СМИ с призывами об обратном. Крупным организациям, действующим на международном товарном или финансовом рынке, в своей деятельности следует учитывать ответственность за нарушение законодательства об односторонних ограничительных мерах, принимаемых США, Европейским Союзом и Соединенным Королевством.

В ином случае велик риск, что контрагент, может отказаться от исполнения договора, опасаясь введения в отношении него первичных санкций, например, если контрагент подчинен праву государства-инициатора санкций или вторичных санкций, применяемых в отношении контрагентов из другого государства, чем государство-инициатор санкций[6]. Сама организация также может столкнуться с негативными последствиями из-за нарушения установленных ограничений, что случилось, например, с корейским банком Industrial Bank of Korea, который согласился выплатить штраф в размере 86 миллионов долларов США по обвинению в содействии совершению лицами, включенными в санкционный список транзакций на сумму 1 миллиард долларов США[7].

Таким образом, существующее в регулирование и практика его применения свидетельствуют об отсутствии какой-либо индульгенции за нарушение санкционного законодательства. Иными словами, даже в период кризиса, вызванного распространением коронавирусной инфекции, необходимо обеспечить максимально возможный уровень выполнения требований санкционных регламентов.

Если же деятельность компании в период пандемии не соответствует таким требованиям, то ей надо быть готовой привести обоснование, как COVID-19 препятствует соблюдению такой компанией требований санкционного законодательства. В ином случае придется столкнуться с последствиями в виде штрафов или включения в санкционный список.

[3] Iranian Transactions and Sanctions Regulations. 31 C.F.R. Part 560 (далее – ITRS), General License E.

[4] ITRS. General License 31

[5] Executive Order 13685 of December 19, 2014. Blocking Property of Certain Persons and Prohibiting Certain Transactions With Respect to the Crimea Region of Ukraine General License No. 4 Authorizing the Exportation or Reexportation of Agricultural Commodities, Medicine, Medical Supplies, and Replacement Parts. 79 FR 77357.

[6] Возможность применения вторичных санкций предусмотрена многими законами Конгресса и указами президента США; в том числе законом CAATSA и законом США о Военном Бюджете на 2020 год, статья 7503 которого допускает введение вторичных санкций в отношении иностранных лиц, предоставивших или способствовавших предоставлению судов для строительства газопроводов Северный Поток-2 и Турецкий Поток.

Алексей Смирнов

Из-за пандемии COVID-19 многие компании не могут выполнить обязательства по договорам. Одни приостановили работу, другие не могут собрать поставку, потому что нет комплектующих, третьи не могут сделать работу, потому что объект просто-напросто закрыт. Можно ли пересмотреть условия сделки? Правомерны ли штрафы и пени? На эти и другие «договорные» вопросы ответил Верховный Суд РФ в Обзоре от 21.04.2020 № 1.

Коронавирус — форс-мажор?

Основной вопрос, который возникает у бизнеса в текущей ситуации, — является ли коронавирус обстоятельством непреодолимой силы, или форс-мажором.

Форс-мажор — это всегда чрезвычайные и непредотвратимые события (ст. 401 ГК РФ).

При этом чрезвычайность означает, что обстоятельства исключительные и выходят за рамки обычных в конкретных условиях. А говорить о непредотвратимости можно, если ни один участник гражданского оборота, ведущий такую же деятельность, не может этих обстоятельств избежать (Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, далее — Постановление № 7).

Поэтому отсутствие денег не форс-мажор: есть ли они, напрямую зависит от предпринимателя. Если контрагент нарушает обязательства или недобросовестно действуют представители самой компании, это тоже нельзя назвать форс-мажором (п. 8 Постановления № 7).

Но коронавирус внёс в это толкование свои коррективы. В Обзоре Президиума ВС РФ от 21.04.2020 № 1 (далее — Обзор № 1), кроме чрезвычайности и неотвратимости, значится ещё одна характеристика форс-мажора — относительность. Одно и то же обстоятельство для одних может быть форс-мажором, для других — нет.

А значит, обстоятельством непреодолимой силы может быть и отсутствие денег — если это следствие ограничений, введённых из-за пандемии.

Столовая лишилась выручки, потому что была принудительно закрыта из-за коронавируса. В этой ситуации никакой разумный и осмотрительный предприниматель не избежал бы финансовых потерь. А значит, отсутствие денег не зависит в данном случае от воли организации, а вызвано ограничительными мерами, которые ввело государство для борьбы с пандемией.

Выводы Верховного Суда:

  1. Сам по себе коронавирус не может считаться форс-мажором для всех без исключения.
  2. Решая, стал ли вирус обстоятельством непреодолимой силы, нужно учитывать, чем занимается компания, как работает в условиях ограничительных мер, в чём суть обязательства и когда компания должна его исполнить.
  3. Учитывается также, насколько разумно и добросовестно ведёт себя должник.

Доказывать форс-мажор должен должник. Для этого можно использовать официальные документы:

  • заключения и свидетельства уполномоченных органов и организаций, которые подтверждают обстоятельства непреодолимой силы, — например свидетельства Торгово-промышленной палаты;
  • нормативные акты субъектов РФ, в которых говорится о форс-мажорном характере пандемии (например, п. 20.1 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Кроме того, нужно будет доказать причинно-следственную связь между ограничительным мероприятием и неисполнением обязательства по договору.

В регионе запретили проводить массовые мероприятия, поэтому у ИП, который организует командообразующие выезды, мизерная выручка за II квартал. Из-за этого предприниматель не может оплатить поставленное ему верёвочное снаряжение.

В регион запретили въезжать транспорту из других областей, кроме машин экстренных служб. Из-за этого производитель фермерского оборудования не смог вовремя собрать заказ: в регионе не было нужных комплектующих, а привезти их из соседнего региона не было возможности.

А если форс-мажор, то можно не платить?

Предположим, факт форс-мажора подтвердился или кредитор его не оспаривает. Значит ли это, что должник освобождается от обязательств по сделке и может не платить по кредиту или не поставлять товары? Верховный Суд говорит: нет (п. 9 Постановления № 7).

Форс-мажор означает лишь, что должник не должен платить пени и штрафы за нарушение сроков, которые зафиксированы в договоре. Нельзя взыскать с должника и убытки, если они возникли из-за того, что он заплатил или поставил товар невовремя (п. 3 ст. 401 и п. 2 ст. 405 ГК РФ).

Производитель ламп для маникюрных салонов не может заплатить своему поставщику вовремя, потому что салоны закрыты и новые лампы никто не заказывает. В договоре с поставщиком прописано, что за каждый день просрочки начисляется пеня, но из-за форс-мажора они не начисляются.

Что касается самого обязательства, нужно проверять, можно ли его исполнить, когда форс-мажор прекратится. А если можно, то будет ли кредитор по-прежнему в этом заинтересован.

Кредитор вправе вообще отказаться от договора, если вызванная форс-мажором просрочка сводит на нет всю выгоду от договора (Постановление № 7).

Сделать это можно в любой момент, в том числе не дожидаясь окончания форс-мажора.

Компания сдаёт в аренду насосное оборудование. Из-за пандемии арендатор приостановил работы и не платит по договору. Арендодатель вправе потребовать оборудование обратно. Но когда пандемия кончится, арендатор должен будет заплатить за время, пока оборудование было у него.

Можно ли отказаться от договора в связи с изменением обстоятельств?

Кроме форс-мажора, есть ещё один механизм, который позволяет избежать ответственности за неисполнение обязательств по договору. Это существенное изменение обстоятельств.

Любая из сторон вправе отказаться от договора, если появились обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договора, а если бы могли, то не заключали бы сделку или заключили бы её на других условиях (ст. 451 ГК РФ).

Ситуация с COVID-19 под это определение подпадает идеально. Предвидеть масштаб карантинных мер было невозможно даже в феврале 2020 года, не говоря уж про более ранние периоды. А если бы стороны знали о таких мерах, то внесли бы в договор новые условия или вообще не заключали бы его. Верховный Суд подтвердил этот вывод и признал: расторгать договоры из-за коронавируса можно (вопрос 8 Обзора № 1).

Основной сценарий в такой ситуации — именно расторжение, а не изменение договора. Изменить условия договора можно только в исключительных обстоятельствах:

  • если расторжение договора противоречит общественным интересам;
  • если ущерб от расторжения договора значительно превысит затраты на его исполнение в изменившихся условиях.

Но из этого правила есть исключения. Они могут быть установлены в самом договоре или в специальных законах.

Договор аренды нежилого помещения заключён до того, как были приняты ограничительные меры. Из-за коронавируса арендатор не может платить по договору. Основной сценарий для таких ситуаций — изменение, а не расторжение договора (ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

Арендатор может требовать изменить договор: внести условие по отсрочке или рассрочке платежа или снизить плату за период, когда арендатор не мог использовать помещение (Обзор № 1).


Из-за нерабочих дней срок исполнения обязательств переносится?

Судьи считают, что переносить срок выполнения обязательств на первый рабочий день (ст. 193 ГК РФ) можно только из-за выходных и нерабочих праздничных дней по ТК РФ.

Нерабочие дни, которые объявил президент, — это санитарно-эпидемиологические меры. Их нельзя считать нерабочими в том смысле, который придаётся этому термину в ст. 193 ГК РФ.

А значит, если дедлайн по договору приходится на эти «карантинные» нерабочие дни, оснований для переноса сроков нет (вопрос 5 Обзора № 1).

Такой вывод основан на двух обстоятельствах, говорится в Обзоре.

  • Нерабочие дни по указам — не всеобщие. Могла ли компания продолжать работу, зависело от отрасли и региона.
  • Если бы сроки по всем обязательствам сдвинулись, это бы затормозило исполнение всех без исключения гражданских обязательств на долгий период, а власти в этом не заинтересованы.

Сроки исковой давности

Течение сроков исковой давности с 30 марта по 12 мая не прерывается и не приостанавливается автоматически. Каждый случай нужно рассматривать отдельно — с учётом ограничений в регионе (вопросы 5 и 6 Обзора № 1). При этом суды должны выяснять, насколько эти меры мешали компании обратиться в суд в установленный срок.

Если последний день срока давности приходится на нерабочий период, он тоже не переносится (вопросы 5 и 6 Обзора № 1).

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: