Налоговые щиты проблемы налогообложения в туризме

Опубликовано: 17.05.2024

Опыт ведущих дестинаций показал, что не все так просто.


  • 13 августа 2019 10:47

Налоги на туристов часто рассматриваются как наиболее действенное решение проблемы с избыточным туризмом. Только в этом году Япония, Новая Зеландия, Бали, Венеция, Эдинбург, Амстердам и другие крупные туристические центры приняли либо сообщили о планах принять новые налоги на своих гостей. Неслучайно большинство этих дестинаций первыми приходят на ум, когда речь заходит об овертуризме.

Портал Skift опубликовал большой материал на тему опыта внедрения туристических налогов в различных городах мира и проанализировал, насколько сборы помогают решить проблемы, которые стали поводом для их принятия. Мы переводим наиболее важные тезисы.

Безусловно, налоги на проживание гостей крупных городов появились уже достаточно давно, но все новые туристические сборы имеют одну новую черту. Их больше не рассматривают как способ пополнения маркетингового бюджета на продвижение дестинации. Напротив, налоги на туристов чаще всего стали называть ответом на овертуризм, теперь это способ снизить нагрузку на городскую инфраструктуру. Более того, как в случае с Эдинбургом, для местных властей это способ дать понять местным жителям, которые уже порядком устали от обилия туристов, что они делают что-то продуктивное для решения этой проблемы.

Налоги на потребительские товары — алкоголь, сигареты, напитки — часто рассматриваются как сдерживающий фактор. Если что-то даже немного дороже, то, по логике, некоторые люди, скорее всего, скажут «нет, спасибо». Однако для большинства дестинаций задачи отвадить туристов не стоит, по крайней мере, пока.

Продвигать или ограждать?

Возникает логичный вопрос: зачем облагать приезжих налогами, если продвигать дестинацию смысла нет, а турпоток они не сдерживают? По мнению властей большинства туристических центров, одно другому не мешает.

Уменьшение количества туристов не обязательно должно стать итогом внедрения туристических налогов. Скорее, речь идет о заложении основы эффективно управляемой, устойчивой и прибыльной индустрии туризма.

Например, в Новой Зеландии в июле вступил в силу международный сбор для туристов. Налог включен в стоимость визы или сбора за въезд в страну для граждан стран, с кем действует безвизовый режим.

Иэн Коссар, генеральный менеджер Министерства по туризму, сказал Skift, что цель налога не в том, чтобы отвадить путешественников от приезда, а скорее в том, чтобы «улучшить впечатления для путешественников и для местных жителей, помогая финансировать критически важную инфраструктуру, помогая дестинации» поддерживать биоразнообразие и защитить окружающую среду. Это признак усиливающейся тенденции менеджемента дестинации.

Анна Лиск, профессор управления туризмом в Эдинбургском университете Нейпир, которая участвовала в общественных консультациях Эдинбурга по городскому налогу, говорит, что такой сдвиг происходит в широком масштабе.

«Структура организаций по маркетингу дестинаций (DMO) очень сильно меняется», — заявила Лиск, отметив, что многие DMO становятся все более ориентированными на управление турпотоками, а не на привлечение большего числа гостей. Так что введение новых налогов в этом смысле никак не противоречит маркетинговым целям.

Фактически, если конечной целью является устойчивая индустрия туризма, менеджмент дестинации — это лучшая стратегия, чем прямое сдерживание туристов. В опубликованной в июне статье «Актуальные проблемы туризма», посвященной дебатам в Макао по поводу налога на туризм, отмечается: «существует мнение, что туристический налог в Макао сам по себе не является средством противодействия растущим объемам массового туризма в городе. Напротив, более важными становятся такие факторы, как стратегия брендинга города».

Гленн Маккартни, сотрудник факультета бизнеса Университета Макао и автор этой статьи, объяснил, что отсутствие в Макао стратегии согласованного брендинга привела к тому, что в город приезжает слишком много туристов со слишком разными ожиданиями. Чиновники от туризма продвигают город как историческую дестинацию, но это в конечном счете не то, что приносит реальные деньги.

«Городской бренд должен быть актуальным и правдоподобным, особенно в нашу эпоху социальных сетей, где посетители могут сразу делиться изображениями, отправлять сообщения и т. д., — сообщил Маккартни. — Опять же, хотя у Макао есть история, именно курортная индустрия на улице Котай и их развлечения приносят большую часть доходов».

Элси ван Вюрен, представитель по связям с общественностью NBTC Holland Marketing, сказала Skift, что поддерживает идею налогов на туризм, если они идут на «развитие дестинации», а не только на маркетинг. Хотя Амстердам может и не нуждаться в помощи в привлечении гостей, в других регионах страны такая необходимость есть. Поэтому подобные сборы могут быть направлены на маркетинг тех мест, где это необходимо. Тогда как в других городах их можно использовать для улучшения сервиса и инфраструктуры.

Новые налоги приводят к излишней нагрузке на бизнес

Как и с любым налогом, не все будут в восторге. Например, поставщики услуг размещения часто страдают сильнее, потому что ответственность за фактический сбор налога — и, следовательно, за последующее повышение цены — обычно ложится на них. Особенно это касается случаев, когда налог вводится быстро, без достаточного времени для бизнеса, чтобы учесть его в ценообразовании.

Кроме того, хотя на поездки существует довольно неэластичный спрос, увеличение налогов все равно приводит к негативным последствиям. В том же Амстердаме суточный налог на круизные лайнеры, появившийся в начале 2019 года, мгновенно привел к падению заходов круизных лайнеров в город.

Тим Фэйрхерст, генеральный секретарь некоммерческой Европейской туристической ассоциации (ETOA), говорит, что успех налога в значительной степени зависит от особенностей его применения: «Первоначальная реакция ETOA заключается в следующем: не облагать налогом людей, которые являются источником для заработной платы. Но это довольно упрощенно. Мы думаем, что если люди рассматривают налогообложение туристов как способ внести вклад в местную инфраструктуру, услуги или что-то еще, тогда нужен действительно продуманный процесс внедрения».

По словам Фейрхерста, лучшая практика включает в себя адекватное уведомление (в идеале и прозрачный процесс общественных консультаций. В качестве такого примера он привел общественный слушания по налогу в Эдинбурге. Он добавил, что единый налог, в отличие от процента от стоимости номера, сопряжен с высоким риском регрессии, поскольку это ставит в невыгодное положение путешественников и поставщиков жилья в более бюджетном сегменте. Более того, многие СМИ в отношении этих налогов говорят, что они предназначены для привлечения путешественников с более высокими расходами, однако это ошибочно.

«Я считаю, что это своего рода опасно элитарный путь, — говорит Фэйрхерст. — Кажется, комментаторы предполагают, что нам нужен лучший вид туризма, и это своего рода механизм контроля, который делает это более вероятным. Но на практике я не вижу никаких подтверждений этому тезису».

От туристов ничего не зависит?

Возможно, самая большая проблема налога на туризм — обеспечение прозрачности его использования. В то время как правительство Эдинбурга четко заявило, что доходы от туристического налога будут строго направляться на услуги, которые приносят пользу как местным жителям, так и туристам, Лиск отмечает, что была некоторая обеспокоенность тем, что деньги пойдут на латание дыр в бюджете и на покрытие ежедневных потребностей города.

Фейрхерст приводит еще один довод: «Если деньги просто уходят в общий котел, потому что местные бюджеты трещат, а туристы просто рассматриваются как источник легких денег, то это не разумный путь. И я не думаю, что это устойчивый подход к государственным финансам».

И вместо того, чтобы обманом заставить туриста заплатить налог или скрыть его в цену, гораздо правильнее — привлечь его на свою сторону, говорит Маккартни.

«Знает ли посетитель, почему он платит дополнительную „копейку“? Например, чтобы поддерживать историческое место соответствующим образом, чтобы местные и иностранные посетители могли и дальше пользоваться им, или собирать больше мусора с пляжей. При правильном представлении, например, об уровне устойчивости, будет меньше возражений и отказов, — заявил Маккартни. — Тогда маркетинговые усилия могут привлечь посетителей, которые знают, что налоги расходуются на цели управления туризмом».

И, наконец, ключевую роль играет частный бизнес, отмечает Фэрхерст, поскольку именно от него зависит развитие индустрии. Эксперт предлагает спросить у стойки регистрации при выезде, как используется налог на проживание. Это будет своего рода лакмусовая бумажка настроения частного сектора.

Только важное. Только для профи.​

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в туризме

Туристическая деятельность в России сегодня регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Причем, впервые туристическую деятельность регулирует правовой документ, обладающий второй после Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) юридической силой и являющийся стержнем правовой системы такой сферы деятельности, как туризм.

На туризм в полной мере оказывают регулирующее воздействие нормы различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особое место отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения, напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1 ГК РФ звучит так:

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности на туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частные предприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческие организации.

Статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских прав отнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельность по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.

Туристическая деятельность предусматривает заключение договора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связана с договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги сторонних организаций.

Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время, расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все это отличительные элементы туризма. В целом туризм - многоцелевой феномен, одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества граждан.

Туристская деятельность делится на туроператорскую; турагентскую; клубный отдых.

На практике они могут носить любое название - от туристического бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристические агентства и туристических операторов.

Что означают эти термины, в чем их основные различия и особенности?

Туристический продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, азартных мероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.

Комплектацией туристического продукта в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются турооператоры.

Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический вид туристического бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.

Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.

Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.

Турагенты и тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

по принадлежности туристического продукта.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.

В повседневной практике бывает трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О туристической деятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам, одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов.

По виду деятельности туроператоры бывают:

операторами массового рынка – продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;

специализированными операторами – специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специалированные операторы подразделяются на туроператоров:

специального интереса (например, организация сафари в Африке);

специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);

определенной клиентуры (бизнес-туры, молодежные и семейные туры и т.д.);

специальных мест назначения (например турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

местными (внутренними) – ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

выездными ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

операторами на приеме – базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга;

Классические инициативные туроператоры формируют из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту) сложные туры, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно и организуют предоставление внутримаршрутного транспорта. К ним относятся выездные и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Туроператоры имеют право самостоятельно определять дату реализации путевок туристам:

в момент передачи туристу путевок и полного комплекта документов;

в день окончания тура.

Если турфирма применяет кассовый метод определения доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы – когда они фактически оплачены (пункт 1 статьи 273 НК РФ).

ООО «Маридиан» продает туры на горнолыжные курорты Алтая. На январь 2003 года был заключен договор купли-продажи на продажу индивидуального тура. Начало тура - 18 января, окончание - 5 февраля. Цена индивидуального туристического пакета - 19 215 руб., в том числе налог с продаж – 915 руб., НДС – 3050 руб.

Учетной политикой туроператора предусмотрено: выручка от реализации индивидуального тура определяется в день передачи туристу путевки и всех необходимых документов.

В декабре 2002 года турист подписал договор и внес в кассу ООО «Меридиан» предоплату в размере 100% стоимости. тура.

Затраты на формирование тура у ООО «Меридиан» в декабре 2002 года:

– проживание и проезд – 12 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб.;

– питание – 3000 руб., в том числе НДС – 500 руб.

В январе 2003 года заказчику были переданы документы, в том числе и туристская путевка.

Для целей налогообложения прибыли ООО «Меридиан» определяет доходы и расходы методом начисления:

декабрь 2002 года

Дебет 50 Кредит 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 19 215 руб. – получен аванс по договору на индивидуальный тур;

Дебет 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 68/субсчет «Расчеты по НДС» – 3050 руб. – начислен НДС с аванса;

Дебет 20 Кредит 60 – 10 000 руб. (20 000 – 2000) – отражена стоимость проживания и проезда;

Дебет 19 Кредит 60 – 2000 руб. – учтен НДС по проживанию и проезду;

Дебет 20 Кредит 60 – 2500 руб. (3000 – 500) – отражена стоимость питания;

Дебет 19 Кредит 60 – 500 руб.– учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 15 000 руб. (12 000 + 3000) – оплачены расходы по формированию тура;

Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 2500 руб. – сумма НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 43 Кредит 20 – 12 500 руб. – сформирована стоимость тура;

январь 2003 года

Дебет 62 Кредит 90-1 – 19 215 руб. – отражена выручка от реализации тура в день передачи путевки и всех необходимых документов;

Дебет 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 – 19 215 руб. – зачтен аванс, полученный от покупателя;

Дебет 68/субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62/субсчет «Расчеты по авансам полученным» – 3050 руб. – восстановлена сумма НДС с аванса;

Дебет 90-2 Кредит 43 – 12 500 руб. – списана на реализацию стоимость тура;

Дебет 90-4 Кредит 68/субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 915 руб. – учтен налог с продаж;

Дебет 90-3 Кредит 68/субсчет «Расчеты по НДС» – 3050 руб. – учтен НДС;

Дебет 90-9 Кредит 99 – 5500 руб/ (19215-915-3050-12500) – отражена прибыль от реализации тура.

Момент передача туроператору путевок реализацией не признается. Моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Выручка от реализации отражается на основании ваучера, который подтверждает оказание услуг.

Момент реализации турпродукта можно отражать в учете туроператора на основании отчета турагента о продаже путевок на день передачи ее туристу.

В учетной политике туристской фирмы необходимо закрепить порядок определения выручки, как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

Если в налоговом учете туроператор рассчитывает доходы и расходы методом начисления, то днем получения дохода является дата продажи путевки, указанная в отчете комиссионера (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Если же учет доходов и расходов ведется кассовым методом, то выручку от реализации в целях налогового учета нужно отражать в том месяце, когда на расчетный счет туроператора поступят деньги от турагента.

Основные задачи турагентства:

полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.

продвижение этой информации с помощью рекламы;

организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:

чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения;

транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортных билетов.

С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.

при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;

при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.

Предварительная оплата туров также считается выручкой.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

На предприятиях туристической сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах 25—80 %. На макроуровне принято считать, что лучшим инструментом определения степени налогового бремени является кривая Лаффера. Ее суть заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов.

В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов к доходам от реализации (с учетом сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета используется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. В первом случае показатель налоговой нагрузки (номинальная нагрузка) отражает фискальный потенциал действующей налоговой системы; во втором (реальная налоговая нагрузка) — характеризует уровень оставшегося налогового давления на плательщика. Балансирующей статьей между этими показателями является величина задолженности по платежам в бюджет.

Для оценки налогового давления на микроуровне должна действовать целая система обобщающих и частных показателей (по примеру Российской Федерации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут отражать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых платежей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести показатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

В рамках проводимого периодически исследования делового климата среди туристических предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль — 67 % респондентов, НДС — 42 %; от выручки — 32 %; из фонда оплаты труда — 30 %; подоходный — 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить количество платежей. Наивысший балл по шкале "проблема" получили:

· частые изменения в налоговой отчетности;

· сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;

· запутанное и часто меняющееся законодательство;

· отсутствие единого источника налоговых платежей;

· чрезмерное регулирование цен.

Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформирования налоговой системы.

Жесткая система налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирование, основанное на активном использовании налогового щита — инструмента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения.

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:

· организационно-правовая форма хозяйствования;

· место размещения и регистрации налогоплательщика;

· виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемые от налогов;

· воздействие на налогооблагаемый доход;

· содержание учетной политики туристического предприятия;

· использование налогового кредита и других льгот;

· создание специальных налоговых щитов.

Определение основных финансовых потребностей коммерческой организации и сущность финансового планирования.

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Внутренний финансовый анализ - анализ, который необходим для удовлетворения собственных потребностей предприятия, - направлен на определение ликвидности фирмы или на строгую оценку ее результатов в последнем отчетном периоде, в том случае, например, когда руководство фирмы и ее финансовый аналитик хотят знать, может ли предприятие позволить себе выделение средств на планируемую производственную экспансию (расширение производства) и как отразятся на нем дополнительные расходы.

Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия.

Потребность в финансировании представляет собой:

Финансовые потребности = Запасы сырья и готовой продукции + Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность.

Финансовое планирование — выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Методы финансового планирования:

1) Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

2) Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;

3) Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

Обычно при обобщённом финансовом прогнозировании в рыночной экономике учитываются:

4) инвестиционно-кредитные возможности;

5) уже имеющийся опыт финансово-хозяйственной деятельности;

6) известные заранее с большой степенью вероятности будущие входящие и исходящие финансовые потоки, характерные для определённых задач.

Процесс планирования должен осуществляться при использовании таких принципов как:

гибкость(постоянная адаптация к изменениям среды функционирования предприятия, для чего необходима корректировка плана при различных изменениях внешней и внутренней среды), непрерывность, коммуникативность, участие, адекватность, комплексность, многовариантности,итеративность(неоднократная увязка уже составленных разделов плана(итерации), что обусловливает творческий характер процесса планирования).

Планирование классифицируется по следующим признакам:

- долгосрочное (на срок от 5 лет и более);

- среднесрочное (на срок от 1 года до 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

по степени охвата

- частное (отдельные сферы деятельности);

- общее (деятельность всего предприятия);

- стратегическое (поиск новых возможностей);

- тактическое (создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей);

по предмету планирования

- целевое (определение целей);

- планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы);

- программное (программы производства и реализации);

- планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

59. Анализ финансового состояния организации: имущества, источников образования, финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности.

Финансовый анализ представляет собой исследование финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его эффективности.

Анализ финансовых коэффициентов позволяет повысить надежность определения тенденций в динамике финансового состояния независимо от того, носят они позитивный или негативный характер.

Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности туристических предприятий подразделяется на 4 группы:

· показатели качества управления капиталом и деловой активности;

· показатели платежеспособности (ликвидности);

· показатели финансовой устойчивости и гибкости предприятия.

Налоговая система РФ, на первый взгляд, незначительно отличается от любой другой. Поэтому так часто упоминается, что тот или иной налог соответствует мировой практике. В то же время каждая страна по-своему стимулирует посредством налогов приоритеты социального и экономического развития. Действующая в настоящее время налоговая система не только очень сложна, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.

Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристской сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах от 25 до 80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действительности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет высказываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активности фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.

Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализации продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.

Расширенный способ определения налоговой нагрузки на конкретного плательщика оставляет за бортом аналитического исследования проблему выручки: фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль и др. А определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеугольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента. Поэтому для оценки налогового давления на микроуровне должна действовать целая система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут опережать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых платежей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести показатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта.

Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристские предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимулирование работающего персонала, что противоречит сущности прибыли как экономической категории и стимулирующей функции налогов.

В рамках проведенного в 2006 г. исследования делового климата среди туристских предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль — 67 % респондентов, НДС — 42 %; от выручки — 32 %; из фонда оплаты труда — 30 %; подоходный — 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить количество платежей. Наивысший балл по шкале "проблема" получили:

♦ частые изменения в налоговой отчетности;

♦ сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;

♦ запутанное и часто меняющееся законодательство;

♦ отсутствие единого источника налоговых платежей;

♦ чрезмерное регулирование цен.

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:

♦ организационно-правовая форма хозяйствования;

♦ место размещения и регистрации налогоплательщика;

♦ виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемые от налогов;

♦ воздействие на налогооблагаемый доход;

♦ содержание учетной политики туристского предприятия;

♦ использование налогового кредита и других льгот

♦ создание специальных налоговых щитов.

Действенность налогового щита в туристских фирмах возможна при условии квалифицированного менеджмента.

1. Экономическими расчетами обоснуйте тяжесть налогового бремени для туристской организации. Выработайте рекомендации и предложения для оптимизации налогового бремени в рамках существующего законодательства.

2. В чем состоит смысл налогообложения туристской деятельности?

1. Что представляет собой налоговая система:

а) совокупность налогов и налоговых платежей, принципов, форм и методов их установления;

б) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством;

в) совокупность элементов всей системы налогообложения?

2. Назовите способы взимания налогов:

а) кадастровый, декларативный;

3. Сущность налогов проявляется посредством:

4. Группировка налогов по различным признакам осуществляется с целью:

а) организации рационального управления налогообложением;

б) расчетов и составления отчетности;

в) пополнения республиканского и местного бюджетов.




5. Обязательными элементами системы налогообложения являются:

а) субъекты, объекты;

б) источники уплаты;

в) ставка, льготы, санкции;

6. Особенности налогообложения в системе туризма заключаются в:

а) порядке налогообложения;

б) структуре элементов системы налогообложения;

в) особенностях состава затрат;

г) субъектах и объектах налогообложения.

7. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы:

а) налоговые щиты;

б) налоговое планирование;

в) налоговый кредит;

г) организационно-правовая форма туристской организации.

8. Главной целью налогового планирования выступает:

а) оптимизация суммы налоговых расходов предприятия;

б) минимизация суммы налоговых расходов предприятия;

в) максимизация суммы налоговых поступлений в бюджет.

Тема 6. Ценообразование в туризме

1.Сущность цены как экономической категории

2.Ценовая политика в туризме

3.Порядок ценообразования в туризме

4. Методика расчета цены туристского продукта

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: