Эластичность спроса на бензин и акцизный налог кейс

Опубликовано: 25.04.2024

Экономическая сфера находится в непрерывном развитии. Предприниматели постоянно разрабатывают новые маркетинговые планы для роста бизнеса, в которых подробно расписывают каждый шаг, при этом уделяется особое внимание пункту ценообразования. Вопрос является одним из сложнейших и наиболее актуальных, так как необходимо вывести предприятие к хорошей прибыли за счет увеличения продаж и покрытия всех издержек, а также учесть возможные расходы в будущем на совершенствование технологического процесса. Решающими в описанной ситуации будут законы спроса потребителя и предложения товаров, в статье мы рассмотрим основные факторы в экономике, влияющие на их формирование, изменение величины, приведем актуальные примеры.

факторы влияющие на спрос потребителя

Определение

Термин можно описать как потребность граждан в покупке тех или иных продуктов и услуг с последующей оплатой, а его величина — количество, которое будет приобретено в зависимости от платежеспособности покупателей и установленных цен. Такая способность выражается в денежной форме и напрямую зависит от доходов клиента. Именно он является одним из важнейших звеньев при определении текущего состояния рынка.

В случае отсутствии потребностей у человека, уровень продаж снижается, а значит разработка новых коммерческих предложений становится бессмысленной.

Закон

Взаимосвязь цен и количества приобретаемых единиц имеет обратно пропорциональную зависимость: на бюджетные модели спрос возрастает. Эластичность ценового фактора демонстрирует уменьшение среднего чека по мере повышения ценника. В этом случае можно наблюдать снижение реального дохода потребителя при росте стоимости и одновременном сохранении стабильности заработка. Покупательская способность сокращается, что в итоге снижает интерес. В то же самое время, увеличивающиеся расценки на отдельные категории делают бюджетные аналоги более привлекательными.

Экономические причины изменения

Основным признаком, влияющим на степень заинтересованности, является стоимость, ее корректировка, актуальность, а также платежеспособность покупателя. То есть это переменная величина, которая зависит от :

  • объема, где переменной является только актуальные расценки на продукцию;
  • характера, который может меняться при смене внешних условий, имевших ранее постоянное значение.

Для объяснения причин изменения спроса необходимо определить, от каких факторов он зависит:

  • здравый смысл покупателя и наблюдение. То есть при снижении размера среднего чека на некоторые вещи востребованность в них возрастает. Цена для покупателя — своеобразный барьер, который становится препятствием для приобретения желаемого. Проще говоря, высокие ценники отбивают всякое желание тратить деньги на товары/услуги, даже если они желанны;
  • в рассматриваемый период времени каждый последующий аналогичный продукт принесет меньше удовлетворения или выгоды от единицы. То есть второй, третий и каждый последующий торт уже не будет столь желанным, как первый;
  • эффект замещения бюджетными аналогами. Сегодня покупатель всегда ищет выгоду и покупает дешевые варианты с идентичными свойствами у конкурента.

Хотите внедрить «Магазин 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Какие неценовые факторы влияют на формирование и величину спроса

Вне зависимости от установки высокой или низкой цены человек может проявлять большее или меньшее внимание, именно поэтому выделяют отдельные причины необходимости приобретения определенных вещей.

от каких факторов зависит спрос

Доходы потребителей

При увеличении среднего заработка в регионе или стране, индексации заработной платы и других составляющих прибыли происходит повышение востребованности в реализуемых продуктах. При этом предпринимателям необходимо учесть, что существует вероятность изменения структуры потребления, а значит отдельные категории не подчиняются общей закономерности. Так покупка низкокачественных или б/у-товаров снижается: при увеличении дохода отпадает необходимость их приобретения в связи с появлением возможности найти более качественный и актуальный вариант. В этом случае происходит разделение всей продукции на низшие, нормальные и высшие категории.

Для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, легко отслеживать любые изменения в работе и четко фиксировать полученные результаты, используйте специализированное ПО и оборудование. Так, компания «Клеверенс» предлагает решения для предпринимателей в самых разных сферах деятельности. С помощью нашего софта можно автоматизировать товароучетные операции, отслеживать движения товаров и материальных ценностей, предоставлять информацию о продукции покупателям и многое другое.

Что влияет на величину спроса: вкусы и мода

Замена товаров на более актуальные чаще всего происходит под влиянием рекламы, обзоров и т.п. В этом случае при актуализации заинтересованность в них возрастает, в то время как на устаревшие предложения — снижается. Данный фактор наиболее ярко выражен в сфере одежды и обуви, гаджетов и аксессуаров, а относительно вещей длительного пользования повышение востребованности менее выражено и проявляется в течение 1 года или даже нескольких лет.

факторы влияющие на спрос и величину спроса

Количество потребителей

Изменение численности населения может быть естественным — увеличение рождаемости/снижение смертности, а также искусственным — миграция. Так, в мегаполисах наблюдается регулярный и стабильный прирост числа постоянных жителей, а значит спрос растет.

В условиях международной торговли, выведение товара на рынки других стран способствует увеличению числа покупателей, но правило работает только в отношении повсеместно востребованных высококачественных товаров-заменителей. Например, продажа национальной одежды и нарядов остается актуальной для представителей отдельных культур со спецификой использования в определенной местности.

Цены на заменители

Сегодня все, что представлено на рынке, имеет товары-заменители, обладающие аналогичными функциями. Предложения из единой категории делят между собой конкурентоспособные позиции (фирмы телевизоров, марки авто и т.д.). При увеличении расценок покупатели чаще обращаются к более бюджетному аналогу. Правило работает в отношении продукции, имеющей аналогичные свойства или функции. В случае выбора сложных технических или электронных приборов, клиент дополнительно изучает его уникальные характеристики и возможности.

Ожидания потребителя

Изменение спроса также зависит от потребительских ожиданий относительно возможного увеличения дохода или возрастания ценника в будущем. Так при прогнозировании экстремальных ситуаций можно наблюдать повышение заинтересованности в продуктах первой необходимости, а при ожидании снижения — покупатель откладывает визит в магазин на потом.

Данный фактор довольно сложен для прогнозирования предпринимателями и в большинстве случаев не учитывается при построении модели кривой.

Наличие дополняющих товаров

Отдельные категории имеют дополнительные составляющие, которые обеспечивают более комфортное пользование или же вовсе являются неотъемлемыми.

В большинстве случаев пункт относят к сложным техническим аксессуарам, так как они являются наиболее ярким примером. Например, использование профессионального фотоаппарата невозможно без карты памяти или кабеля, а штатив, дополнительные линзы, вспышка — повышают комфорт пользователя и положительно сказываются на качестве работ. При этом для бытового пользования вполне подойдет менее сложная техника, аксессуары для которой будут дешевле в несколько раз. Так, при повышении цен на дополнения, интерес потребителя в отношение отдельных моделей или иногда даже группы уменьшается.

что влияет на величину спроса

Сезонность

Спрос на такие товары довольно просто спрогнозировать как предпринимателю, так и покупателю. Некоторые сидят дома в ожидание огромных скидок и покупают лыжи летом. Однако несмотря на существующие акции «вне сезона», большая часть покупок все же приходится на разгар зимы, когда народ устремляется на гуляния.

Неценовые факторы предложения

Главным детерминантом является цена, установленная производителем и продавцом. Также имеются другие составляющие, не связанные со стоимостью. Их изменение влечет за собой замену величины при заданном ценнике.

Уровень технологии

Постоянный технологический прогресс способствует повышению уровня отдачи ресурсов, за счет которых производится большее число реализуемых на рынке единиц. Так внедрение потолочных линий позволяет увеличивать объемы производства в расчете на одного рабочего, что в итоге способствует росту кривой предложения. При этом фактор не учитывается на предприятиях, где необходима ручная работа или применение традиционных методов.

Цены ресурсов

Возрастающие издержки предприятия, а именно постоянное возрастание расценок на ресурсы, образует прямо пропорциональную зависимость с ценообразованием на продукцию, то есть ее стоимость возрастает. Таким образом, рассматриваемый пункт в условиях роста имеет обратное влияние на величину.

Оплата налогов

В товары уже заложен налоговая плата за прибыль, что обеспечивает полную компенсацию для производителя. Данный пункт имеет наибольшее влияние на кривую предложения для предприятий, занимающихся алкогольной или табачной продукцией, а также для меховых фабрик. Постоянный рост ценников на данные категории способствует ограничению количества производимых и приобретаемых единиц.

какие факторы влияют на величину спроса

Количество производителей

Появление в единой сфере конкурентов обуславливает увеличение числа групп вещей в магазинах, однако их появление в скором времени вызывает ограниченность ресурсов. Нехватка сырья в регионе заставляет предпринимателей завозить их из других мест, а значит и увеличивать средний чек.

Ожидания производителей

Фактор напрямую зависит от запросов конечного потребителя. Так, при планировании повышения чека на базовые продукты, продавец может ограничить число поставок в торговые точки с целью большего выгодополучения в будущем. Также возможна ситуация с наращиванием объема производства для обеспечения лидирующей и конкурентоспособной позиции на рынке.

Цены на другие товары

Постоянный поиск более выгодного капитала вложения объясняется повышающимися расценками на аналогичные варианты. Предприниматели стремятся вложить свои средства в наиболее выгодное направление, а в то же самое время происходит отток капитала из иных сфер, что, соответственно, уменьшает объем предложения. Данный фактор имеет большее значение для схожих условий производства, что гарантирует минимальные вложения на переквалификацию завода.

Сезонность

Наибольшие запасы фруктов и овощей, например, будут реализованы в теплое время года (летом или в начале осени). В зимний период продажи сокращаются.

Обычаи и традиции

Реализация товаров, имеющих отношения к особенностям того или иного народа также имеет большое влияние. Так, в Китае или Японии население преимущественно использует палочки при приеме пищи. Именно поэтому объемы разработок вилок в стране минимальны.

на спрос влияют следующие факторы

Эластичность

На спрос и предложение влияют следующие факторы:

  • цена;
  • среднедушевой доход;
  • перекрестность для взаимозаменяемых аналогов.

Термин объясняет способность главных экономических признаков и составляющих изменяться и подстраиваться под существующие рыночные условия. Расчет показателя производится на основе коэффициента , который отражает отношение изменения объемов покупаемого товара относительно произведенных корректировок в его стоимости.

Хотите внедрить «Склад 15»?
Получите всю необходимую информацию у специалиста.

Как установить свои расценки

Основной концепцией ценообразования, планируемой в условиях увеличения выгодоприобретения, является понимание того, насколько спрос будет эластичен. Желание постоянно увеличивать интерес потребителя вполне естественно для каждой конкурирующей фирмы, что позволяет наиболее грамотным предпринимателям вырываться на лидирующие позиции, но именно за счет понимания критерия величины можно занять большую долю рынка, предлагая свой товар или услугу по самой выгодной и оптимальной цене.

Из такого утверждения можно сделать вывод, что продукция, пользующаяся наибольшей востребованностью, принесет своему владельцу большой доход. Тем не менее, если не достичь высоких позиций на первых этапах за счет заниженного ценника, то отпускная стоимость возрастет, а со временем постоянно увеличивающаяся расценка будет обусловлена возникшей инфляцией.

Рост прибыли компании

Построение приблизительной кривой спроса базируется как минимум на 2 показателях ценообразования и текущих объемах продаж. Чем больше факторов будет учтено, тем более точные параметры можно рассчитать.

Применение стратегии увеличения среднего чека будет наиболее безопасным в условиях точного анализа рисков потерь из-за вероятного оттока постоянных клиентов, а соответственно и недополучения ожидаемой прибыли. Основываясь на базовых знаниях, можно произвести самые простые расчеты по формуле.

Доход производителя достигает максимального значения при заново сформированной цене только в том случае, когда изменение объема реализуемого товара, переведенное в процентное значение, будет равно корректировке стоимости с обратным знаком, также отображаемом в процентах. Таким образом, при коэффициенте эластичности спроса, значение которого меньше 1, новый выросший чек на продукцию повлечет за собой выручку. В том случае, если значение Е (эластичн.) больше 1, то необходимо пересмотреть ценообразование и снизить ее.

Прибыль — один из главных показателей успешной деятельности предприятия и эффективности выбранной бизнес-методики, но она не может существовать без логичного ценоформирования, при которых выручка будет максимальной.

Рост доходов компании станет реальным только при таких условиях, когда показатель маржинальной прибыли, умноженный на коэффициент эластичности, будет равен 1. Если выражение преобразовать в формулу, то оно выглядит следующим образом:

  • p – стоимость одной единицы реализуемой продукции;
  • с – издержки производства при разработке и выпуске рассматриваемого продукта.

Если предприниматель планирует изменить расценки на свой товар, то этот факт необходимо включить как часть маркетингового плана, так как в нем отражаются сопутствующие затраты. Повышение зачастую связано с улучшением качества продукции или услуг, которые напрямую зависят от финансовых вложений, а снижение — с выпуском на рынок новинок, в отношение которых рассчитываются минимальные издержки. Таким образом, все решения, связанные с ценообразованием, должны быть приняты с учетом показателей и того, какие факторы влияют на спрос и предложение, а также всевозможных изменений — как временных, так и с перспективой перевода на регулярную основу. Еще один важный факт: при любых нововведениях следует учитывать чувствительность, а, точнее, платежеспособность потенциальных и постоянных клиентов. Каждый покупатель стремится найти для себя товары с идеальным соотношением цены и качества, поэтому необходимо справедливо оценивать возможности торговли.

Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.

Акцизы в налоговой системе РФ

Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.

Классификационные признаки акциза:

  • федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
  • платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
  • нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
  • косвенный налог (по методу изъятия);
  • неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
  • регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).

Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.

Подакцизные и неподакцизные товары

Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:

  • спирты и содержащую их продукцию;
  • напитки, содержащие алкоголь;
  • табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
  • легковые авто и мотоциклы;
  • бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
  • газ природный (в контексте международных договоров РФ);
  • параксилол, бензол, ортоксилол.

Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.

Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).

Облагаемые и необлагаемые операции

Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.

Основу составляют такие операции, как:

  • продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
  • реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
  • передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
  • ввоз товаров подакцизного характера;
  • получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
  • получение бензина прямогонного.

На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.

Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:

  • передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
  • продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
  • первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
  • аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.

Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.

На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

Преимущества и недостатки акцизной системы

Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:

  • стабильно наполнять бюджет;
  • стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.

Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.

Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.

Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.

Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:

  • к снижению количества автомобилей в крупных городах;
  • к переходу на производство электромобилей.

Заключение

С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.

В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.

Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.

Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.

Как показывают приведенные ниже примеры, концепция ценовой эластичности спроса имеет важное практическое значение.

Небывалый урожай.Спрос на большинство продуктов сельскохозяйственного производства неэластичен (не более 0,20-0,25). Поэтому увеличение объема производства сельскохозяйственных продуктов, приводит как к снижению цен на фермерскую продукцию, так и к сокращению общей выручки фермеров. Для фермеров, как группы, неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что щедрый урожай может быть весьма нежелательным. А для государственных органов управления это означает, что увеличение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

Автоматизация.Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического процесса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Предположим, что фирма устанавливает новое трудосберегающее оборудование и это приводит к технологической безработице 500 рабочих. Предположим также, что часть экономии на издержках, полученная благодаря данному технологическому новшеству, передается потребителям через снижение цен. Воздействие снижения цен на объем продаж фирмы будет зависеть от эластичности спроса на товар. Если спрос эластичен, то продажи могут возрасти на столько, что фирма вновь возьмет на роботу большую часть, если не всех, из 500 уволенных ранее рабочих. Если спрос неэластичен, то снижение цен приведет лишь к незначительному росту объема продаж и лишь немногие (либо вообще никто) из рабочих будут снова приняты на работу.

Дерегулирование воздушного транспорта.Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибылей многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что отмена государственного регулирования привела к усилению конкуренции между авиакомпаниями и, таким образом, к снижению платы за воздушные перевозки. Более низкие транспортные тарифы в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия вызвали рост доходов авиакомпаний. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, рост доходов опережал рост издержек и прибыли увеличивались. Высокие доходы авиакомпаний продержалась недолго по трем причинам: конкурентная борьба за новые маршруты привела к снижению прибылей; рост цен на топливо увеличил эксплуатационные издержки; длительная война тарифов также отрицательно сказалась на прибылях.

Акцизный налог.Выбирая, на какие товары и услуги установить акциз, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой уменьшение налоговых поступлений. Это заставляет законодателей, вводя акцизные налоги, искать такие товары, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки, бензин, сигареты. В 1991 г., пытаясь сократить бюджетный дефицит, федеральное правительство США повысило налог именно на эти три категории товаров.

Однако, в том же 1991 г. Конгресс ввел 10%-ный акциз на яхты. Конгресс рассчитывал, что эта мера не окажет сколько-нибудь серьезного воздействия на объем продаж, и надеялся получить за пять лет прирост налоговых поступлений в размере 1,5 млрд дол. Но спрос оказался более эластичным, чем ожидалось. В ответ на повышение налога многие владельцы прогулочных судов решили сохранить свои старые яхты на более длительный срок, а некоторые потенциальные первичные покупатели отказались от их приобретения. В Южной Флориде объем продаж сократился почти на 90%, поскольку многие потенциальные покупатели предпочли уйти от налога, приобретая яхты на Багамах. Кроме того, налоговые поступления правительства сократились и под воздействием экономического спада 1990-1991 гг., в результате которого спрос на большинство товаров длительного пользования, включая яхты, сместился влево. В 1991 г. 10%-ный акциз на яхты принес всего 30 млн. дол. налоговых поступлений.

Введение этого налога в совокупности с экономическим спадом нанесло серьезный удар по производителям яхт. В первый год введения акциза треть яхтостроительных компаний США свернула свое производство и более 20 тыс. рабочих остались без работы. В 1993 г. Конгресс отменил этот налог.

Эластичность и структура налогообложения. Налог на бензин: распределение и структура.S1 и D - кривые предложения и спроса до введения налога (T). Первоначально равновесная цена спроса и предложения составляет 1 доллар за галлон бензина. Введенный налог перемещает кривую предложения из положения S1 в положение S2. Теперь цена на бензин должна вырасти до 1,5 долларов за галлон, обеспечивая поставку бензина на рынок в том же объеме. Однако по мере повышения цены на бензин, потенциальные потребители сокращают потребление (графически это интерпретируется сдвигом влево вверх вдоль кривой спроса D). В положении нового равновесия Е2 цена бензина поднимается лишь до 1,4 доллара за галлон. Таким образом, продавцы бензина после выплаты налога получают только 0,9 доллара за

галлон бензина, т.е. налоговое бремя распределиться в следующем соотношении: 0,4 доллара за галлон бензина на покупателей ,0,1 доллара - на продавцов. Покупатели в данном случае страдают больше продавцов, так как спрос в данном случае менее эластичен, чем предложение.

Кейс 5

Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса

Описываемая ситуация относится к началу 2000 г. и затрагивает такой вид деятельности, как розничная торговля автомобильным горючим через автозаправочные станции. Бензиновый рынок столицы к этому моменту становится все более устойчивой и консервативной структурой со своими жесткими правилами т четким разделением ролей. Ушли в прошлое «дикие» бензовозы. Рассматриваемый период уже характеризуется достаточной стабильностью и до определенной степени бесконфликтным существованием фирм-операторов. Бензиновый рынок имеет деление на две крупные составные части: государственные автозаправочные станции (далее АЗС) и коммерческие автозаправочные комплексы.

Отпускные цены на бензин устанавливает Московская ассоциация, учитывая общее положение на топливном рынке страны. Правда, это делается в виде «вилки», т.е. продавцам разрешается по своему усмотрению устанавливать цены в пределах рамок нефтяного союза. Например, ассоциация сообщает, что отпускные цены на бензин А-92 с 20 марта 2000 г. в Москве будут в пределах от 6,30 руб. до 6,70 руб. за литр. И фирмы-операторы устанавливают цены у себя на АЗС в этих пределах, но с учетом цен на соседних автозаправочных станциях в их районе. Так, например, одна и та же фирма может иметь отпускную цену на А-92 в размере 6,70 руб./л в районе Рижского вокзала и 6,40 руб./л на МКАД.

Цена, безусловно, является одним из основных факторов спроса на рынке нефтепродуктов в Москве и Московской области для подавляющего большинства покупателей бензина. Эти покупатели реагируют на изменение цены бензина даже в пределах 0,1 руб./л. Поэтому некоторые автозаправочные станции, расположенные на МКАД, были вынуждены снизить цену с верхней границы «вилки» до нижней из-за значительного уменьшения объема выручки после того как была установлена цена на уровне верхней границы.

Однако на разных рыночных сегментах наблюдается различная ценовая эластичность спроса на бензин, что и демонстрируют кривые спроса, представленные ниже. Первая кривая характеризует спрос обычного мелкого частника на «синих, красных, белых «Жигулях» (см. рис. 3а). Вторая и третья кривые описывают спрос на бензин двух других групп потребителей автомобильного топлива (см. рис. 3б, в).


Рис. 3. Кривые спроса:

а – 1-й группы потребителей бензина; б – 2-й группы потребителей бензина; в – 3-й группы потребителей бензина

Обычно при въезде на автозаправочную станцию размещается большой информационный щит с указанием отпускной цены на топливо. Но существует один нюанс: согласно существующему законодательству все розничные торговцы бензином обязаны применять контрольно-кассовые машины (далее – ККМ) при реализации топлива населению. В чеке ККМ должны быть четко указаны реквизиты предприятия, цена топлива, сумма покупки. Кроме того, в связи с введением в Москве экологического сбора за загрязнение окружающей среды продавцы обязаны уплачивать этот сбор по определенным ставкам в зависимости от марки продаваемого топлива, а в чеке ККМ сумма сбора должна быть указана отдельной строкой. Руководствуясь жесткими ценовыми ограничениями на бензиновом рынке, продавец не повышает отпускную цену бензина, а только включает в нее указанный сбор.

Поразительно, но покупатели восприняли этот факт отрицательно. В офис одной из фирм явилась экологическая милиция по жалобе покупателя бензина на предмет проверки правомерности включения экологического сбора в цену бензина. Пришлось разъяснить, что этот сбор предприятие обязано удерживать и включать в сумму отдельной строкой в чеке ККМ на основании решения московских властей. Логика покупателя, обратившегося с жалобой, была такова: «Цены на бензин и так повышаются, чуть ли не каждый день, в тут еще эти коммерсанты пытаются содрать с нас какой-то сбор». Этот случай можно рассматривать как пример того, что на спрос влияют и налоги, устанавливаемые федеральными или муниципальными властями.

Нельзя не коснуться такого события, как дефолт в августе 1998 г., когда произошло резкое обесценение рубля по отношению к доллару США. Дефолт затронул несколько факторов, определяющих спрос на топливо: величину реальных доходов населения, долю расходов на бензин в бюджете потребителя, цены на товары-комплементы.

Резкое ухудшение финансового состояния потребителей, прежде всего так называемого среднего класса, привело к тому, что уменьшился спрос на товары вообще, в том числе и на бензин. В советские времена машина для человека являлась предметом роскоши, а не средством передвижения: автомобиль был показателем достатка и положения в обществе. В постперестроечное время автомобиль как вид транспорта стал доступен более широким слоям населения. Средний класс вообще перестал пользоваться другими видами транспорта. Расходы на бензин занимали небольшую часть в бюджете соответствующей семьи. После дефолта, на фоне общего снижения реальных доходов и роста цен, доля расходов семьи на бензин значительно возросла. Поэтому дефолт спровоцировал уменьшение спроса на бензин среди населения, получавшего зарплату в рублях.

Дефолт вызвал также общее снижение покупательской активности, в том числе и уменьшение спроса на автомобили. Косвенным подтверждением этому стало снижение уровня цен на новые и подержанные машины в долларовом выражении. Рассматривая этот факт с точки зрения товаров-комплементов, следует отдавать себе отчет в том, что хотя долларовая цена на автомобили снизилась, большинство населения получало доход в рублях, без пересчета в валютный эквивалент. Поэтому можно утверждать, что реальная цена на машины возросла. То есть увеличение цены на товар-комплемент отрицательно повлияло на величину спроса на наш товар – на бензин.

Рассмотрим одну из автозаправочных станций, расположенных в Московском регионе. До кризиса в 1998 г. она приносила ежедневную выручку в размере 60 тыс. руб., когда 1 л бензина в среднем стоил 2 руб. 50 коп. В середине 1999 г. выручка составляла около 104 тыс. руб. в день при средней цене бензина 6 руб. 50 коп. Обменный курс до 17 августа 1998 г. составлял: 1 долл. = 6 руб. Курс американского доллара в середине 1999 г. равнялся приблизительно 24 руб. Таким образом, средняя цена бензина в долларовом выражении до дефолта составляла 0,42 долл. за 1 л, а через год – 0, 27 долл. за 1 л.

Вопросы

В тексте перечислены основные факторы, воздействующие на спрос бензина в Московском регионе. Объясните, как именно они влияют на спрос?

Какие еще факторы, помимо тех, что перечислены в тексте, могут оказывать воздействие на спрос бензина в данном регионе?

В тексте представлены три типа кривых спроса на бензин, характеризующие три основных вида потребителей бензина на Московском рынке. Определите, каких именно потребителей характеризуют 2-я и 3-я кривые спроса.

Не пользуясь дополнительными расчетами, а лишь опираясь на информацию, содержащуюся в описании ситуации, определите: является ли спрос на бензин эластичным по цене на отдельной автозаправочной станции в Московском регионе.

Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по цене бензина (в рублевом выражении).

Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по его цене с поправкой на курс доллара США, т.е. приняв доллар в качестве денежной единицы.

Не показалось ли вам странным значение коэффициента ценовой эластичности спроса, полученное в предыдущем задании? Чем можно объяснить такую странность?

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, если мы спрашиваем, насколько меняется спрос или предложение в результате изменения цены, мы должны конкретно установить, через какой промежуток времени мы будем определять изменения требуемого или предлагаемого количества. Если мы рассматриваем короткий промежуток времени (один год или менее), то речь идет о кратковременных спросе и предложении. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

Спрос

Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не короткого промежутка времени. Одна из причин заключается в том, что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, если даже цена кофе резко возрастает, требуемое количество его будет снижаться только постепенно, так как потребители будут пить меньше кофе не сразу. Другая причина заключается в том, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Например, спрос на бензин значительно эластичнее для длительного промежутка времени. Резкое повышение цены на бензин сокращает спрашиваемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок, но оно оказывает огромное влияние на спрос на автомобили, вынуждая потребителей приобретать малолитражные и экономичные автомобили. Но замена старых автомобилей новыми требует длительного времени, количество требуемого бензина снижается тоже медленно. (Надеемся, что для вас это более очевидно, чем это было для картеля ОПЕК). На рис. 2.11а изображены краткосрочные и долгосрочные кривые спроса на подобные товары.

Рис. 2.11 а. - Бензин: кривые долговременного и кратковременного спроса; b. - Автомобили: кривые долговременного и кратковременного спроса

Рис. 2.11 а. - Бензин: кривые долговременного и кратковременного спроса; b. - Автомобили: кривые долговременного и кратковременного спроса

С другой стороны, для определенных товаров характерна прямо противоположная картина - спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары (автомобили, холодильники, телевизоры или оборудование в промышленности) являются товарами длительного пользования, и поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащий потребителям, велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок. Предположим, например, что цена на товар поднялась на 10 % ив результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5 %. Первоначально это вызовет снижение закупок значительно больше, чем на 5 %. Но постепенно, по мере расходования запаса (и замены изношенных деталей), спрос снова вырастет. Поэтому на долговременном отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5 % меньше, чем до повышения цены.

Автомобили могут служить хорошим примером такой закономерности (ежегодный спрос в США, т. е. приобретение новых машин, - около 7 - 10 млн., а парк автомобилей - примерно 70 млн.). Если цена на автомобили растет, многие отложат покупку автомобилей и спрос резко снизится (несмотря на то, что общий парк автомобилей, которые хотят сохранить потребители, уменьшится ненамного). Но со временем старые автомобили изнашиваются и нуждаются в замене, и поэтому спрос возрастет снова. В результате долговременное изменение спроса значительно ниже, чем кратковременное. Рис. 2.11 b показывает кривые спроса для товаров длительного пользования (таких, как автомобили).

Эластичность спроса от дохода также различна для кратковременного и долговременного периодов. Для большинства товаров и услуг (продуктов питания, напитков, топлива, индустрии развлечений и т. д.) эластичность спроса от дохода больше на долговременном отрезке. Например, рассмотрим потребление бензина в период значительного экономического роста, когда совокупный доход вырос на 10 %. Постепенно люди увеличивают потребление бензина - они могут позволить себе больше поездок и собственную машину с большим объемом цилиндров двигателя. Но на это требуется время, и первоначально спрос возрастает лишь незначительно. Таким образом, эластичность долговременного спроса будет больше, чем кратковременного.

Для товаров длительного пользования - обратная картина. Возьмем опять для примера автомобили. Если совокупный доход возрастает на 10 %, парк машин, которым хотели бы обладать потребители, также увеличится, скажем на 5 %. Но это означает значительное увеличение объема текущих покупок (если парк составляет 70 млн., 5 % - е увеличение равно 3,5 млн., что приближается к 50 % обычного спроса в отдельные годы). В конце концов потребители создадут желаемый парк машин, после чего увеличится объем покупок с целью замены старых автомобилей. Размер этих новых покупок будет больше, чем до этого, потому что, чем больше парк машин, тем больше ежегодных закупок. Очевидно, что кратковременная эластичность спроса от дохода будет значительно больше, чем долговременная.

Из - за того что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на кратковременные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, весьма чувствительны к изменению макроэкономических условий. В частности, это касается цикла деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли нередко называют "цикличными" - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе.

Это показано на рис. 2.12 и 2.13. На рис. 2.12 дано изменение двух переменных во времени - ежегодного реального (с поправкой на инфляцию) темпа роста валового национального продукта и ежегодного темпа роста капиталовложений в оборудование длительного пользования (к примеру, тяжелое оборудование, закупленное предприятиями обрабатывающей промышленности). Отметим, что циклические колебания инвестиций в оборудование длительного пользования совпадают с циклическими колебаниями темпов роста валового национального продукта, хотя эти колебания различны по абсолютной величине.

Рис. 2.12. Изменение валового национального продукта и капиталовложений в оборудование длительного пользования по годам

Рис. 2.12. Изменение валового национального продукта и капиталовложений в оборудование длительного пользования по годам

Например, в 1961 - 1966 гг. объем валового национального продукта возрастал ежегодно на 4 %. Закупки оборудования длительного пользования также увеличивались, но значительно больше (свыше 10 % в 1962 - 1965 гг.). С другой стороны, во время спада 1974 - 1975 гг. и 1982 г. закупки оборудования длительного пользования снизились значительно больше, чем объем валового национального продукта.

Рис. 2.13 показывает также реальный темп роста валового национального продукта и, кроме того, ежегодный реальный темп роста затрат потребителей на товары длительного пользования (автомобили, бытовые электроприборы и т. п.) и на товары краткосрочного пользования (продукты питания, топливо, одежда и т. п.). Заметим, что циклические колебания в потреблении товаров обоих видов совпадают с циклическими колебаниями роста валового национального продукта, но только колебания в потреблении товаров длительного пользования имеют тенденцию абсолютно превышать изменения в валовом национальном продукте. Изменения в потреблении товаров краткосрочного пользования примерно те же, что и изменения в валовом национальном продукте, но изменения в потреблении товаров длительного пользования обычно в несколько раз масштабнее. Из этого ясно, почему такие компании, как "Дженерал Моторс" и "Дженерал Электрик", считаются "цикличными" - на сбыт машин и электроприборов оказывает сильное влияние изменение макроэкономических условий.

Рис. 2.13. График потребления товаров длительного пользования по сравнению с товарами кратковременного пользования

Рис. 2.13. График потребления товаров длительного пользования по сравнению с товарами кратковременного пользования

Пример 2.3. Спрос на бензин и автомобили

Бензин и автомобили имеют некоторые различные характеристики спроса, о которых шла речь выше. Они являются дополняющими товарами, так что увеличение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Их соответствующее динамическое поведение (долговременное по сравнению с кратковременным) совершенно противоположно: для бензина в долговременный период коэффициент эластичности спроса от цены и от дохода больше соответствующего коэффициента в кратковременный период, а для автомобилей - наоборот.

Выполнялся ряд статистических исследований спроса на бензин и автомобили. Здесь мы приведем расчеты эластичности спроса от цены и от дохода по двум исследованиям, в которых подчеркивалась динамическая реакция спроса. В табл. 2.1 показана эластичность спроса на бензин от цены и дохода в США в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также на их стыке.

Таблица 2.1. Коэффициент эластичности спроса на бензин от цены и дохода

Таблица 2.1. Коэффициент эластичности спроса на бензин от цены и дохода

Отметим большую разницу в коэффициентах эластичности за краткосрочный и долгосрочный периоды. Сразу же после роста цен на бензин в связи с ценовой политикой картеля ОПЕК в 1974 г. многие (включая руководителей в автомобильной и нефтяной промышленности) заявили, что спрос на бензин намного не изменится, - спрос был не очень эластичен. Конечно, в первый год после роста цен так оно и было - требуемое количество бензина значительно не изменилось. Но постепенно спрос менялся. Просто людям потребовалось время, чтобы изменить свои "автомобильные" привычки и заменить большие автомобили малолитражками. Эта реакция продолжалась после второго резкого повышения цен на нефть в 1979 - 1980 гг. Частично поэтому ОПЕК не смог удержать цену выше 30 долл. за баррель, и цены упали.

В табл. 2.2 показана эластичность спроса от цены и дохода на автомобили. Отметим, что эластичность в краткосрочном периоде значительно больше, чем в долгосрочном. Из эластичности спроса от дохода ясно, почему автомобильная промышленность так высоко циклична. Например, во время спада 1982 г. объем валового национального продукта снизился почти на 3 % в реальном исчислении (с поправкой на инфляцию), а продажи автомобилей (включая импорт), уменьшились примерно на 8 %. Сбыт автомобилей восстановился, однако, на прежней отметке в 1983 - 1984 гг.

Таблица 2.2. Коэффициент эластичности спроса на автомобили от цены и дохода

Таблица 2.2. Коэффициент эластичности спроса на автомобили от цены и дохода

Предложение

Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена резко подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров, используя существующие производственные мощности, увеличивая продолжительность рабочей недели, выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих.

По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример. В пределах очень короткого периода из - за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится.

Однако для большинства товаров и услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен. Проблема заключается в том, что из - за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен. Более детально характеристики предложения рассматриваются в гл. 8, но уже здесь мы должны ясно представить, почему для многих товаров кривые кратковременного и долговременного предложения (SSR и SLR ) похожи на те, что показаны на рис. 2.14а.

Рис. 2.14 а. - Медная руда: кривые кратковременного и долговременного предложения; b. - Медный металлолом: кривые кратковременного и долговременного предложения

Рис. 2.14 а. - Медная руда: кривые кратковременного и долговременного предложения; b. - Медный металлолом: кривые кратковременного и долговременного предложения

По ряду товаров предложение более эластично в короткие, а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т. е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т. е. предложение металлолома, который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше, чем эластичность кратковременная.

На рис. 2.14а и 2.14b показаны кривые кратковременного и долговременного объемов предложения по первичной (добытой и выплавленной из руды) меди и медного металлолома. В табл. 2.3 содержатся значения коэффициента эластичности по каждой составляющей предложения, а затем по общему предложению на основе средневзвешенного значения эластичности. Поскольку объем предложения металлолома составляет лишь около 20 % общего объема предложения, эластичность общего предложения от цены больше на долговременном, а не на кратковременном отрезке времени.

Таблица 2.3 Коэффициент эластичности предложения меди от цены

Таблица 2.3 Коэффициент эластичности предложения меди от цены

Пример 2.4. Погода в Бразилии и цена кофе в Нью - Йорке

Время от времени холода в Бразилии наносят большой ущерб кофейным деревьям, при этом многие из них гибнут. Драматический пример - июль 1975 г., когда мороз уничтожил большую часть урожая кофе в Бразилии в 1976 - 1977 гг. Цены за фунт кофе при продаже за наличные в Нью - Йорке поднялись с 68 центов в 1975 г. до 1,23 долл. в 1976 г., а затем до 2,70 долл. в 1977 г.

Однако подъем цен на кофе после заморозков обычно кратковременен. Через три - четыре года цена возвращается на прежний, до заморозков, уровень. Например, в 1978 г. цена кофе снизилась в Нью - Йорке до 1,48 долл. за фунт, а к 1983 г. она снизилась в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) почти до уровня цены 1975 г. (до заморозков).

Рис. 2.15. Кривые предложения и спроса на кофе

Рис. 2.15. Кривые предложения и спроса на кофе

Поведение цен на кофе показывает, что как спрос, так и предложение (предложение особенно) более эластичны на долговременном отрезке времени. Рис. 2.15 а, 2.15 b и 2.15 с иллюстрируют данное положение. Отметим, что для очень короткого периода (через один - два месяца после заморозков) предложение совершенно неэластично. Имеется фиксированное число кофейных деревьев, некоторые из них погибли от мороза. Спрос также относительно неэластичен. В результате кривая предложения смещается влево, а цена резко возрастает - от Р0 до Р1.

На промежуточном отрезке, скажем через год после заморозков, как предложение, так и спрос более эластичны. Предложение более эластично потому, что с оставшихся деревьев урожай снимался более интенсивно (может быть, даже в ущерб качеству), а спрос более эластичен потому, что у потребителей было время изменить свои привычки в покупках. Кривая предложения на промежуточном отрезке также смещается влево, но цена падает - с P1 до Р2. Предлагаемое количество также увеличивается по сравнению с краткосрочным - от Q1 до Q2. На долговременном отрезке цена возвращается к прежнему уровню: за это время плантаторы смогли заменить поврежденные посадки. Таким образом, долговременная кривая предложения отражает стоимость кофе, включая расходы на землю, уход и посадки и конкурентную норму прибыли.

Читайте также: