Налоговые расходы местного бюджета

Опубликовано: 14.05.2024

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно.

Система местных бюджетов обусловлена государственным устройством и соответствующим административно-территориальным делением. Местные бюджеты представляют второй уровень бюджетной системы Республики Казахстан и содержат областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения). Каждый из них представляет собой фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения выполнения местными органами власти своих функций.

Состав и структура доходов и расходов местных бюджетов определены положениями Бюджетного кодекса и имеют отдельные особенности:

соответствующие источники доходов закреплены за каждым уровнем государственного управления в целях реализации их полномочий;

расходы распределены между уровнями бюджетов в соответствии с разграничением полномочий властных структур и необходимостью совершенствования межбюджетных отношений;

расходы местных бюджетов должны обеспечиваться соответствующими доходами.

В доходыг местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от республиканских налогов в соответствии с норма- тивами, установленными законодательством РК, закрепленным на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли местных региональных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.

В соответствии с функциями местных исполнительных органов средства местных бюджетов расходуются на финансирование:

дошкольного, среднего общего, а также среднего профессионального и дополнительного образований;

специальных образовательных программ;

мероприятий по приписке и призыву на военную службу;

работ по чрезвычайным ситуациям;

гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам;

программ в области здравоохранения;

мероприятий по социальному обеспечению и адресной социальной помощи;

деятельности в сфере культуры, спорта и информации;

промышленности, транспорта и строительства объектов;

мероприятий по охране окружающей среды, проводимых местными исполнительными органами;

проведения проектно-изыскательских работ;

благоустройства населенных пунктов, эксплуатации и строительства дорог и улиц населенных пунктов;

эксплуатации, строительства и реконструкции дорог местного значения;

мероприятий по обеспечению населения питьевой водой и очистке сточных вод;

программ развития и поддержки малого предпринимательства в Рес-публике Казахстан;

официальных трансфертов, передаваемых в вышестоящий бюджет из нижестоящих бюджетов, и в нижестоящие бюджеты из вышестоящего бюджета;

официальных трансфертов, передаваемых из местных бюджетов в Национальный фонд РК;

обслуживание долга местных исполнительных органов;

иных бюджетных программ, реализуемых за счет целевых трансфертов из Национального фонда РК.

Также из местных бюджетов финансируются затраты на содержание администраторов местных бюджетных программ.

Не допускается содержание администраторов местных бюджетных программ за счет других источников финансирования, кроме соответствующего местного бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами. С одной стороны, данная мера позволяет обеспечивать контроль соблюдения органами местной власти и управления своих непосредственных функций. При этом важно чтобы региональные органы управления не становились субъектами предпринимательской деятельности (прикрываясь «общественно значимыми целями» пополнения доходов местного бюджета). С другой стороны, данная мера обуславливает «объективизм» бюрократизма и «неповоротливость» администраторов программ в процессе их исполнения, а значит и снижение их заинтересованности в повышении эффективности своей деятельности.

Также не допускается установление минимальных, предельных или фиксированных размеров расходов местного бюджета по их отдельным направлениям или по отдельным местным бюджетным программам в иных нормативных правовых актах, кроме как в решении маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год. В практике формирования российских бюджетных отношений именно в отношении расходов местных бюджетов рассматривается такой режим как «минимальные размеры» расходов. Данный норматив устанавливается в отношении социальных расходов, расходов на содержание образовательных и медицинских уч-реждений.

Местные исполнительные органы по решению маслихатов вправе вводить бюджетные программы по другим направлениям деятельности, не противоречащим законодательству и не затрагивающим республиканские бюджетные программы.

Средства местных бюджетов, связанные с внешнеэкономической деятельностью и установленные в соответствии с запланированным изменением обменного курса национальной валюты, расходуются по официальному обменному курсу национальной валюты на момент их выделения.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегод- но предусматриваются в республиканском бюджете.

В процессе бюджетного регулирования местных бюджетов органы государственной власти гарантируют:

право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

право представительных органов местного самоуправления само-стоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюд-жетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате принятия республиканских законов.

В качестве составной части местных бюджетов предусматриваются сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, средств по взаимным расчетам, финансовой помощи в различных формах: дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований. При этом соб-ственные доходы местных бюджетов включают: местные налоги и сборы, другие собственные доходы, доли республиканских налогов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся:

доходы от приватизации и реализации муниципального имущества; не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования;

доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещения, и муниципальных земель;

платежи за пользование недрами и природными ресурсами;

доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;

штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты;

не менее 50% налога на имущество предприятий;

• индивидуальный подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Органы местного самоуправления могут выпускать лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать различные организации, обеспечивающие реализацию финансирования, могут наделяться отдельными государственными полномочиями РК.

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться любые другие платежи, установленные законодательством РК.

Если в границах территории муниципального образования, кроме города, имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними действующим Бюд-жетным Кодексом РК. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских районов такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города.

Представительные органы местного самоуправления наделены следующими правами:

устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с республиканскими законами;

в соответствии с законодательством РК принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты.

Органы местного самоуправления имеют право получать в местный бюджет предусмотренные законами РК налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

В структуре доходов и расходов имеет значение распределение их по уровням бюджетной системы. В структуре местных бюджетов налоговые поступления занимают свыше 2/3 доходов, но в последние годы идет тенденция снижения их удельного веса в общем объеме. Пропорции распределения доходов и расходов между местным и вышестоящим бюджетами отражают существующую систему распределения налоговой базы и налогового потенциала, а также бюджетных функций в процессе финансирования социально-культурных мероприятий. Другой характерной особенностью является существенный рост поступлений трансфертов до 37% за этот же период, что свидетельствует об усилении зависимости местных бюджетов от финансовой поддержки вышестоящего уровня.

Анализ устойчивости формирования местных бюджетов свидетельствует о том, что в 2009г. ресурсы обеспечивающие функционирование всех местных бюджетов составляли лишь 11,19% от ВВП страны. Это значит, что функционирование регионов Казахстана обеспечивается покрытием лишь 11,19 тенге из каждого 100 тенге ВВП страны.

В ходе проведения бюджетной реформы были четко определены границы в бюджетной сфере, разделены функции между центральными органами, а также между центральными и местными органами власти, законодательно утверждено распределение направлений расходования бюджетных средств, поступлений между республиканским и местными бюджетами, осуществлен переход к среднесрочному прогнозированию основных параметров государственного бюджета.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию органов государственной власти и утверждается соответствующими нормативными актами. Если в законодательных или других правовых актах установлены бюджетные обязательства, реализуемые из бюджетов различных уровней, то имеет место разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств между бюджетами различных уровней.

Таким образом, расходы бюджетов различных уровней имеют серьезные различия, обусловленные разграничением полномочий и предметов ведения между различными органами власти и управления. Они определяются функциями и задачами, которые выполняют законодательные и исполнительные органы власти того или иного уровня. Общая тенденция в области расходов бюджетов направлена на их сокращение путем рационализации, отказа от финансирования неэффективных мероприятий, расширения принципа субсидиарности, адресности и прозрачности.

Ключевые понятия: местныгй бюджет, органыг местного самоуправления, администратор программыг, «объективизм» бюрократизма, об- менныгй курс валютыг, смета доходов и расходов, регулирующие доходыг, дотации, субвенции, государственныге закупки, пенсии, стипендии, пособия, компенсации, социальныге выгплатыг, банковские гарантии, поручительства, залог имущества, ценныге бумаги, паи, бюджетная ссуда, кассовыгй разрыгв, референдум.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.


Местный бюджет – это финансовые фонды, которые формируются и используются на определенной территории. Под территорией понимается область, район, город, поселок или село. Эти денежные средства предназначены для финансирования деятельности местного самоуправления.

Чем занимаются местные бюджеты?

У местных бюджетов есть три самые важные задачи:

  • сформировать собственные доходы местных бюджетов, благодаря которым органы власти могли бы функционировать;
  • распределить эти доходы между местными представителями народного хозяйства;
  • проконтролировать деятельность предприятий и учреждений.

Таким образом, региональные и местные бюджеты представляют собой своеобразный план для исполнительного органа, и от этого плана можно отклоняться только в незначительной степени. По состоянию доходов и расходов местного бюджета можно судить о финансовом состоянии и развитии общины. Если расходы больше, то эту проблему нужно срочно решать. И наоборот – большие поступления в бюджет из регионов свидетельствуют о высоком потенциале местных предприятий. Когда доходы падают, возможен вариант кредитования. В этом случае местные бюджеты могут занимать средства у крупных коммерческих или государственных банков.

Откуда поступают доходы в местный бюджет?

Как и на любом другом уровне, формирование местного бюджета происходит за счет налогов и других доходов (например, прибыль от использования муниципального имущества). Поскольку на практике местный бюджет не может быть полностью автономной структурой, его пополняют ассигнования из государственного бюджета. Это средства, выделяемые на:

  • осуществление государственных программ;
  • для компенсации расходов, которые были вызваны разными решениями органов государственной власти;
  • для компенсации падения доходов, что стало следствием вступивших в силу законов или распоряжений.

Какие налоги идут в местный бюджет?

Это, например, налоги с рекламы и коммунальные налоги. Однако есть еще целый ряд местных сборов, которые также являются источником доходов местного бюджета:

  • за парковку автотранспорта;
  • рыночный;
  • курортный;
  • за право проводить кино- и телесъемку;
  • за проведение местных аукционов, лотерей и распродаж;
  • за разрешение размещения объектов торговли и оказания услуг.

Кроме того, местные советы имеют право самостоятельно устанавливать налоги для пополнения местного бюджета, что осуществляется в соответствии с действующими в данный момент законами.

На что расходуется местный бюджет?

Как уже было сказано выше, одна из основных задач местного бюджета – обеспечивать экономическое и социальное развитие определенной территории. Так, только из местного бюджета финансируются:

  • органы местного самоуправления;
  • муниципальная собственность;
  • развитие образовательных, культурных, спортивных учреждений и СМИ;
  • муниципальные органы общественного порядка;
  • муниципальные органы ЖКХ;
  • муниципальное дорожное строительство;
  • озеленение города;
  • утилизация и переработка мусора;
  • содержание местных архивов;
  • проведение местных выборов и референдумов.

Таким образом, главная статья расходов местных бюджетов – обеспечение жизнедеятельности общества. Большая часть из поступлений расходуется на комплекс ЖКХ, образование и охрану здоровья.

Что такое дефицит местного бюджета?

Когда доходы местного бюджета меньше расходов, наступает дефицит местного бюджета. Это верный знак обратить внимание на методы управления муниципальной казной. Если в ней остались свободные средства за предыдущие годы, то дефицит можно ликвидировать, приложив определенные усилия. Если же таких средств нет, то у городских бюджетов все равно есть шанс пополнить бюджет развития за счет займов. Однако любой дефицит требует серьезных мер по стабилизации экономики: максимально удерживать расходы в объеме имеющихся средств и усиленно экономить.

Возможно, в скором времени в Украине изменится порядок распределения налогов, отправляющихся в местную и государственную казну. Новые принципы распределения средств предоставят большую финансовую свободу областям со сбалансированными местными бюджетами. Там же, где наблюдается постоянный дефицит, стоит всерьез задуматься о пересмотре способов хозяйствования, модернизации и экономии. Большая свобода местных бюджетов – это повод развивать производство, туризм, торговлю, сферу услуг и повышать уровень жизни жителей общины. Однако все это требует больших усилий и управленческого мастерства.

Местные бюджеты состоят из доходов и расходов. Доходы местного бюджета выступают финансовой базой удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Муниципальные доходы – это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение органов местного самоуправления и муниципальных предприятий.

Система доходов местных органов власти включает: местные налоги, неналоговые доходы, субсидии, дотации, местные займы.

Доходы местных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам местного бюджета относятся местные налоги и сборы, пени и штрафы (за неуплату налогов), а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, ус­тановленным региональными органами государственной власти субъектов или представительными органами муниципальных райо­нов (Рис. 8.1.).

Рис. 8.1. Состав налоговых доходов местного бюджета

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

-доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

-средства, полученные в результате применения мер гражданс­ко-правовой, административной и уголовной ответственнос­ти (штрафы, конфискации, компенсации), денежное возмещение вреда, причиненного му­ниципальному образованию (Рис. 8.2.);

Рис.8.2. Неналоговые доходы местного бюджета

Состав и порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, определен Бюджетным кодексом. Согласно ему в доходах местных бюджетов учитываются:

• средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сда­чу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной соб­ственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджет­ных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставлен­ными другим бюджетам, иностранным государствам или юри­дическим лицам на возвратной и платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и об­ществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муници­пальным образованиям;

• часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, ос­тающаяся после уплаты налогов и иных обязательных плате­жей;

• другие предусмотренные законодательством доходы от исполь­зования имущества, находящегося в муниципальной собствен­ности.

Использование муниципального имущества движимого и недвижимого оформляется договорами.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениямотносятся перечисления в виде:

-финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

-субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональ­ных фондов компенсаций;

-субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

-безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций, пра­вительств иностранных государств (Рис. 8.3.).

Выделяют также понятие собственные доходы. Согласно Бюджетному кодексу, собственные доходы - это:

-налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

-неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Фе­дерального фонда компенсаций и региональных фондов ком­пенсаций.

- средства самообложения граждан и добровольные пожертвования.

Рис. 8.2. Безвозмездные и безвозвратные перечисления местного бюджета

Муниципальные расходы – это денежные отношения, возникающие по поводу использования финансовых ресурсов муниципального образования органами местного самоуправления с целью финансирования затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения потребностей жителей муниципального образования.

Формирова­ние расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обяза­тельствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основные принципы разграничения расходных обязательств определены Правительством РФ в «Положении о ведении реестра расходных обязательств Российской Федерации».

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содер­жания делятся на текущие и капитальные расходы. Такая группировка расходов устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации

Капитальные расходы местного бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для:

- инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица;

-средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

-расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, свя­занные с расширенным воспроизводством;

-расходы, при осуществ­лении которых создается или увеличивается имущество, находяще­еся в собственности муниципального образования.

В составе капитальных расходов местного бюджета может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы местного бюджета - часть расходов местного бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание под­держки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в фор­ме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы местного бюджета, не включенные в капи­тальные расходы.

Бюджетным кодексом определены следующие формы предоставления бюджетных средств:

1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Бюджет­ные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

• оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработ­ной платы соответствующих категорий работников;

• перечисление страховых взносов в государственные внебюд­жетные фонды

• трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными и региональными законами и правовыми актам органов местного самоуправления;

• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

• оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;

• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения муниципальных контрактов.

2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам и грантам.

Муниципальный контракт - это договор, заключенный органом местного самоуправ­ления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физически­ми и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Муниципальный контракт размещается на конкурсной основе и представляет собой совокупность заклю­ченных муниципальных контрактов на поставку товаров, производ­ство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

Главным документом, определяющим размер финансирования расходования денежных средств при проведении торгов на закупку продукции для муниципальных нужд, является смета расходов (затрат).

Смета доходов и расходов на проведение торгов (конкур­сов) - документ, составляемый заказчиком при размещении зака­зов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

К затратам, включаемым в смету расходов (затрат) заказчика на организацию и проведение торгов (конкурса), относятся следующие:

• публикация в СМИ;

• затраты на оплату аренды помещений для торгов;

• затраты на содержание помещения;

• канцелярские и почтовые расходы;

• расходы на информационное обеспечение торгов;

• оплата труда занимающихся организацией и проведением торгов;

• амортизация нематериальных активов;

• разработка квалификационной и конкурсной документации;

• компьютерное обеспечение и сопровождение процедур торгов, программное и машинно-аппаратное обеспечение;

• предварительная и окончательная экспертиза заявок, представ-ленных поставщиками, изъявившими желание принять участие в торгах.

Для формирования сметы затрат используется метод плановых калькуляций, который определяет среднюю себестоимость выполненных работ на плановый период.

Муниципальный грант - целевое финансирование, предоставляемое муниципальным образованием из средств местного бюджета, на конкурсной основе, некоммерческим организациям и органам территориального общественного самоуправления для выполнения заявленных социально значимых программ или мероприятий с последующим отчетом о их выполнении.

Муниципальные гранты предоставляются в целях привлечения некоммерческих организаций и органов территориального общественного самоуправления к участию в разрешении социальных проблем города, поддержки и развития общественной инициативы горожан в интересах городского сообщества.

Сумма средств для предоставления муниципальных грантов определяется представительным органом власти при формировании бюджета соответствующего года.

Основными принципами предоставления муниципальных грантов являются:

-социальная значимость проектов;

-равенство прав некоммерческих организаций, органов территориального общественного самоуправления на получение муниципальных грантов;

-открытость информации, связанной с получением муниципальных грантов;

- состязательность (конкурсная основа).

Муниципальный грант реализуется на основе договора о предоставлении муниципального гранта, заключенного между муниципальным образованием и некоммерческой организацией или органом территориального общественного самоуправления, ставшими победителями в конкурсе на предоставление гранта.

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 2541 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ











Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

  • средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
  • собственные средства муниципального образования;
  • заемные средства.


Рис. 1. Источники формирования и направления расходования муниципальных финансов

Местный бюджет

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Финансовые ресурсы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

Налоговые доходы местных бюджетов

1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

  • земельного налога — по нормативу 100 процентов;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.
Налоговые доходы муниципальных районов

1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;
  • налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
    • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за искл. Верховного Суда РФ;
    • за совершение нотариальных действий государственными нотариусами; за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами и т.п.;
    • за выдачу ордера на квартиру;
    • за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
Налоговые доходы бюджетов городских округов

1. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

  • земельного налога — по нормативу 100 процентов;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 процентов;
  • единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 процентов;
  • государственной пошлины.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.

Основные направления расходов местных бюджетов

Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.

К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • содержание собственных органов управления;
  • проведение местных выборов;
  • реализация муниципального заказа;
  • исполнение собственных законов;
  • финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
  • финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
  • обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
  • специальные целевые программы местного значения;
  • инвестиции в местную инфраструктуру.

Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.

Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;
  • создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;
  • осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
  • организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
  • выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
  • предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению);
  • осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др.

Читайте также: