Налоговые проверки в рк

Опубликовано: 02.05.2024

Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Гл. 89 Налогового кодекса РК (далее — НК РК) устанавливает порядок и сроки проведения налоговых проверок, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, косвенным методом. Гл. 2—3 НК РК установлены перечень прав (ст. 13 НК РК) и обязанностей (ст. 14 НК РК) налогоплательщиков, прав (ст. 19 НК РК) и обязанностей (ст. 20 НК РК) налоговых органов.

Виды налоговых проверок:

  • документальная проверка (тематическая, комплексная, встречная);
  • хронометражное обследование.

Типы налоговых проверок (ст. 627 НК РК):

  • выборочные;
  • внеплановые.

В отношениях с органами налоговой службы во время налоговой проверки налогоплательщик вправе:

  • требовать предъявления служебного удостоверения налогового инспектора (ст. 633 НК РК) и предписания на проведение налоговой проверки (ст. 632 НК РК);
  • отказать в доступе в помещение в случае непредставления налоговым инспектором предписания на проверку (п. 5 ст. 636 НК РК);
  • представлять проверяющим налоговым инспекторам налоговую отчетность на бумажном носителе либо в электронной форме (ст. 68 НК РК);
  • представлять свои интересы во время проверки лично либо через своего представителя (адвоката) или с участием налогового консультанта (п/п. 2 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • требовать соблюдения налоговой тайны (п/п 11 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • представлять органам налоговой службы пояснения по исчислению и уплате налогов и других платежей в бюджет по результатам налогового контроля (п/п. 6 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • письменно фиксировать вопросы, возникающие у должностного лица органов налоговой службы в ходе проведения налоговой проверки, и согласовывать с ним документ, отражающий эти вопросы (п/п 13 п. 1 ст. 13 НК РК);
  • не предоставлять информацию и документы, не относящиеся к объектам налогообложения и (или) объектам, связанным с налогообложением (п/п 14 п. 1 ст. 13 НК РК);

После проведения налоговой проверки налогоплательщик вправе обжаловать:

  • в суд либо вышестоящий налоговый орган уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление (гл. 93—94 НК РК);
  • в вышестоящий налоговый орган или суд действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы (гл. 95 НК РК).

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения выборочной комплексной и (или) выборочной тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (п. 1 ст. 631 НК РК).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по месту нахождения. В случае отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, проведение плановой комплексной и (или) плановой тематической проверки производится без извещения.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты (ст. 632 НК РК):

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

Предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя органа налоговой службы.

Согласно п. 5 ст. 632 НК РК в случае продления сроков проведения проверки, изменения количества, замены лиц, проводящих проверку, изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, где должны указываться номер и дата регистрации предыдущего предписания, фамилии, имена и отчества (при их наличии) лиц, привлекаемых к проведению проверки.

Обратите внимание! На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

Налоговый инспектор, проводящий налоговую проверку (за исключением тематической проверки), обязан предъявить налогоплательщику свое служебное удостоверение, вручить налогоплательщику подлинник предписания.

В копии предписания ставится подпись налогоплательщика об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

При проведении тематических проверок налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется для ознакомления подлинник предписания и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

При отказе налогоплательщика в подписи на предписании налоговым инспектором составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых (не менее двух).

Обратите внимание! Отказ налогоплательщика от получения предписания не отменяет налоговую проверку.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания означает недопуск должностных лиц налоговых органов к налоговой проверке.

При воспрепятствовании доступу налоговому инспектору на территорию местонахождения налогоплательщика и (или) в помещения (кроме жилых помещений) составляется акт о недопуске должностных лиц органов налоговой службы для проведения налоговой проверки. Акт подписывается налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку, и налогоплательщиком. При отказе от подписания указанного акта налогоплательщик обязан дать письменные объяснения о причине отказа.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки налоговых инспекторов в случаях, если (п. 5 ст. 636 НК РК):

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски.

Налогоплательщик, не представивший по требованию налогового инспектора документы, связанные с объектами налогообложения, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов. Налоговым законодательством установлен 30-дневный срок для исполнения требования налогового органа по предоставлению документов к налоговой проверке.

Согласно ст. 629 НК РК срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как указано в пп 2, 3 данной статьи, срок проведения налоговой проверки может быть продлен, например, для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, до 180 рабочих дней, для налогоплательщиков со структурными подразделениями — до 60 рабочих дней и др.

Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время направления запроса органа налоговой службы в иностранные государства, в другие территориальные налоговые органы, государственные органы, банки и организации, осуществляющие отдельные виды и получения ответа от них (п. 4, 5 ст. 629 НК РК).

По завершении налоговой проверки налоговым инспектором составляется акт налоговой проверки. Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы (п. 2 ст. 637 НК РК).

Акт налоговой проверки составляется в количестве не менее 2 экземпляров и подписывается должностными лицами органа налоговой службы, проводившими налоговую проверку. Один экземпляр акта налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту).

В случае когда налоговая проверка проводится в рамках досудебного расследования налоговой проверки, уведомление о результатах налоговой проверки налогоплательщика, в отношении которого ведется досудебное расследование, выносится по завершении рассмотрения уголовного дела (п. 4 ст. 638 НК РК). При этом в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет не включается период времени с даты завершения налоговой проверки до завершения производства по уголовному делу.

Обратите внимание! Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах налоговой проверки, обязан уплатить доначисленные налоги и другие обязательные платежи в бюджет в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты налоговой проверки.

В случае согласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов, других платежей, пеней, указанными в уведомлении о результатах налоговой проверки, сроки исполнения налогового обязательства по уплате налогов, других обязательных платежей, пеней могут быть продлены на 60 рабочих дней по заявлению налогоплательщика с приложением графика уплаты.

Актуальность информации: июль 2016 г.

Как компания попадает под налоговую проверку.

Дата публикации 16.09.2020

Налоговая проверка –не слишком приятное событие для организации. Даже если с учетом все в порядке, это мероприятие отнимает у бухгалтера и руководителя компании много времени и сил, особенно, если проверка выездная. По каким же критериям налоговая служба отбирает компании на проверку и что можно сделать, чтобы снизить риск попадания в выборку, расскажем далее…

Какой нормативной базой руководствуется налоговая при отборе?

Под налоговую проверку попадают компании и предприниматели, которые признаются рискованными по результатам проведенной оценки степени риска. Критерии, по которым производится оценка, утверждены несколькими документами:

  • приказом Минэкономики №3 от 31.07.2018 г.;
  • совместным приказом Минфина №1030 от 28.11.2018 г. и Минэкономики №86 от 28.11.2018 г.;
  • Предпринимательским кодексом РК.

По каким критериям оценивается степень риска попадания под налоговую проверку?

Критерии оценки при отборе организаций на налоговую проверку подразделяются на два вида:

  • открытые (подлежащие обнародованию);
  • служебные (конфиденциальные).

К открытым критериям относятся:

  • коэффициент налоговой нагрузки (КНН);
  • наличие среди контрагентов бездействующих компаний и проведение сомнительных сделок, по которым в судебном порядке признано отсутствие фактической отгрузки товаров (услуг);
  • соотношение суммы вычетов к сумме годового дохода варьируется в диапазоне 0,98-1,0 включительно –т.е. практически все расходы организация принимает на вычет;
  • предоставление дополнительной отчетности по КПН и (или) по НДС с увеличением суммы НДС (ф.100.00, ф.300.00);
  • предоставление «нулевой» декларации по КПН при осуществлении ВЭД и (или) участии в госзакупках;
  • неисполненные уведомления по устранению нарушений (по итогам камеральной проверки).

Служебные критерии оценки общественному разглашению не подлежат, поэтому, для минимизации риска попадания на проверку, организации следует ориентироваться на открытые критерии оценки и своевременно принимать меры, чтобы не привлечь внимания налоговой службы.

По итогам анализа указанных критериев субъекту присваивается следующая степень риска:

  • высокий (риск свыше 51%);
  • невысокий (риск 51% и ниже).

Компании с высокой степенью риска попадают под налоговую проверку –она назначается на грядущее полугодие текущего года. При этом внутри выборки компаний с высокой степенью риска идет ранжирование по приоритетности и проверке они подлежат по очередности.

Компании с невысокой степенью риска проверке не подлежат.

Как узнать свою степень риска?

Мониторинг и категорирование всех налогоплательщиков по степени риска проводится раз в полугодие. Информация о присвоенной категории риска направляется в личный кабинет налогоплательщика.

В том случае, если в извещении указано, что степень риска высокая, компании необходимо уточнить, попала ли она в список проверок на текущее полугодие. Списки размещаются на сайте Генпрокуратуры РК – prokuror.gov.kz в разделе «Графики проверок». Списки размещаются дважды в год:

  • до 25 мая текущего года (на 2 полугодие текущего года);
  • до 25 декабря текущего года (на 1 полугодие будущего года).

Поэтому, чтобы заранее подготовиться к проверке, необходимо сверяться со списками заблаговременно. Это позволит подготовиться к возможной проверке более тщательно.

Как подготовиться к проверке?

Если налогоплательщик обнаружил свою компанию в списке тех, которые подлежат проверке, необходимо незамедлительно начать подготовку.

В частности, необходимо проверить наличие:

  • учетной политики;
  • налоговой учетной политики;
  • всех первичных документов;
  • форм налоговой отчетности.

Также следует провести:

  • инвентаризацию запасов, денежных средств и ОС;
  • сверку расчетов с контрагентами (с подписанием актов сверки);
  • проверку базы 1С на отсутствие ошибок и «красноты» в оборотных ведомостях.

При выявлении ошибок их следует устранить, а при необходимости – сдать дополнительные отчеты еще до получения предписания на проведение проверки.

Необходимо проинструктировать работников о том, ответы на какие вопросы, предоставление каких документов не входят в их компетенцию и требуют согласования с руководителем.

За 30 календарных дней до начала проверки субъект получит извещение, а перед проведением проверки –предписание. Предписание должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике. Проверить это можно:

  • на сайте prokuror.gov.kz;
  • в мобильном приложении Qamkor.

При отсутствии номера предписания в базе субъект вправе отказать в доступе на территорию объекта (офиса). Права и обязанности как проверяющих, так и субъекта указаны в ст.155 и ст.156 НК РК.

Завершением проверки считается дата вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и (при выявлении нарушений) уведомления о результатах проверки. При несогласии с результатами налогоплательщик вправе обжаловать его:

  • в Минфине –в течение 30 рабочих дней;
  • в суде – в течение 3 месяцев.

О них рассказывает аудитор, юрист, генеральный директор ТОО «ФИНЭКС» Рабиям Серикбаева


Шаг 1 – выяснить собственную степень риска

С 1 января 2019 осуществляется категорирование всех налогоплательщиков по степеням риска согласно системе управления рисками (СУР). При этом под риском понимается вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли или могут нанести ущерб государству.

Степень риска рассчитывается раз в полугодие, а результаты анализа направляются налогоплательщику посредством извещения в web-приложении "Кабинет налогоплательщика". В начале января 2019 года все юридические лица получили информацию о присвоении им степени риска – низкой, средней или высокой.

Каковы сильные и слабые стороны казахстанского налогообложения

Каковы сильные и слабые стороны казахстанского налогообложения

Шаг 2 – проверить список выборочных проверок на текущее полугодие

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) выборочные налоговые проверки;

2) внеплановые налоговые проверки.

Выборочные проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесённых к высокой степени риска с наибольшим показателем вероятности.

Следовательно, всем организациям, получившим извещение о высоком уровне риска, необходимо ознакомиться со списком проверок на текущее полугодие на сайте Генеральной прокуратуры РК.

Шаг 3 – подготовиться к налоговой проверке

Если вы обнаружили наименование собственной фирмы в списке компаний, подлежащих проверке, необходимо сделать глубокий вдох, выдохнуть и незамедлительно начать подготовку.

Необходимо составить общий план подготовки с указанием точных сроков и ответственных лиц. Чем больше проблемных вопросов затронет проверка, тем лучше, как минимум необходимо провести проверку наличия учётной политики и налоговой учётной политики и их соответствие законодательным нормам; проверку наличия и правильности заполнения всех первичных документов, налоговых регистров и налоговых отчётов; инвентаризацию запасов, основных средств и денежных средств; сверку со всеми контрагентами за период проведения проверки; подготовку помещений, проверку всех компьютеров, носителей информации.

В случае обнаружения ошибок необходимо сдать дополнительные налоговые отчёты до получения предписания на проведение налоговой проверки.

Нефтяной дождь. Топ-25 иностранных налогоплательщиков Казахстана

Нефтяной дождь. Топ-25 иностранных налогоплательщиков Казахстана

Шаг 4 – подготовить работников к налоговой проверке

Проверяющие имеют право вести опрос сотрудников компании в ходе проведения налоговой проверки. Соответственно, каждый сотрудник должен знать, на какие вопросы он может отвечать, а ответы на какие вопросы не входят в их компетенцию. Например, простой вопрос о размере заработной платы или способе её выдачи может поставить в тупик неподготовленного сотрудника, что вызовет ненужные подозрения. В то же время ответ на сложные вопросы, запрос на предоставление какой-либо документации, осуществление доступа в помещения организации не должны предоставляться без прямого распоряжения руководителя.

Шаг 5 – встреча проверяющих

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику.

Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания. Предписание должно быть зарегистрировано в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам и содержать номер регистрации. Законность проверки можно проверить по номеру регистрации в мобильном приложении Qamqor или на сайте Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК.

Ваше право - отказать должностным лицам налоговых органов в доступе на территорию, если они не указаны в предписании.

Правильный пример

Правильный пример

Шаг 6 - прохождение налоговой проверки

Права и обязанности должностного лица налогового органа и налогоплательщика при проведении налоговой проверки установлены статьями 155 и 156 Налогового кодекса РК. Главное, необходимо помнить, что предприниматель в ходе проведения налоговой проверки вправе:

1) требовать от должностных лиц налоговых органов предъявления предписания о проведении налоговой проверки и служебных удостоверений;

2) не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки, а также к периоду, указанному в акте;

3) не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность организации;

4) фиксировать процесс осуществления проверки с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

5) привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав;

Предприниматель в ходе проведения налоговой проверки обязан:

1) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам налогового органа и предоставить им рабочее место;

2) представлять по требованию должностных лиц налогового органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на электронном носителе;

3) представлять учётную документацию, составленную налогоплательщиком;

4) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверки;

5) обеспечить безопасность лиц, прибывших для проведения проверки, от вредных и опасных производственных факторов;

6) в случае получения уведомления находиться на месте проведения проверки в назначенные сроки;

7) обеспечить проведение инвентаризации в ходе налоговых проверок;

8) давать по требованию должностных лиц налогового органа письменные и устные пояснения по вопросам деятельности организации;

9) предоставлять доступ к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы.

Как заработать на загрязнении планеты

Как заработать на загрязнении планеты

Шаг 7 – обжаловать результаты налоговой проверки

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки. При выявлении налоговой проверкой нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, дополнительно выносится уведомление о результатах проверки.

Налогоплательщик, получивший уведомление о результатах проверки, обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.

В случае несогласия с уведомлением о результатах проверки налогоплательщик вправе:

1) подать жалобу в уполномоченный орган (Министерство финансов РК) в течение 30 рабочих дней;

2) обжаловать уведомление в суде в течение 3 месяцев.

Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

Уполномоченный орган и суд выносит одно из следующих решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

При этом, если по результатам налоговой проверки имеется постановление о привлечении к административной ответственности, такое постановление подлежит обжалованию отдельно в порядке, установленном административным законодательством.

Как республиканцы забыли сократить налоги

Как республиканцы забыли сократить налоги

Шаг 8 – оплатить суммы начисленных налогов, пени и штрафов

В случае оставления уполномоченным органом и/или судом уведомления о результатах проверки без изменения налогоплательщик обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, с учётом сроков приостановления.

Если сумма доначислений после рассмотрения в уполномоченном органе и/или суде составляет более 50 000 МРП (в 2019 это 126 250 000 тенге), то возникает риск привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет согласно статье 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Следует отметить, что порог «крупного ущерба», превышение которого грозит уголовной ответственностью, с января 2019 года был повышен с 20 000 МРП до 50 000 МРП, сразу в 2,5 раза, что должно положительно отразиться на бизнес-климате страны.

В завершение этого небольшого экскурса по теме налоговой проверки хотелось бы напомнить слова Бенджамина Франклина: «В этом мире неизбежны только смерть и налоги».

Рабиям Серикбаева, аудитор, юрист, генеральный директор, ТОО «ФИНЭКС»

Подписывайтесь на нас в Google News

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

калькулятор, очки, бумага

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица налогового органа, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

  1. Налоговая проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска.
  2. Внеплановая налоговая проверка.

Сроки проведения налоговых проверок:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.

Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  1. Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  2. Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:
  • налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;
  • вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Основание для проведения налоговой проверки

Согласно 148 ст. Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);
  • идентификационный номер;
  • форма и вид проверки;
  • фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также привлекаемых специалистов;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
  • наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Начало проведения налоговой проверки

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

  1. Место и дата составления.
  2. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт.
  3. Фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.
  4. Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.
  5. Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика (налогового агента) от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

  • предписание не оформлено в установленном порядке;
  • сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
  • данные лица не указаны в предписании;
  • должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершение налоговой проверки

По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием:

  • места проведения налоговой проверки, даты составления акта;
  • вида и формы проверки;
  • должностей, фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностных лиц налогового органа, проводивших налоговую проверку;
  • наименования налогового органа;
  • фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полного наименования налогоплательщика (налогового агента);
  • места нахождения, банковских реквизитов налогоплательщика (налогового агента), а также его идентификационного номера;
  • фамилий, имен, отчеств (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • сведений о предыдущей документальной проверке и принятых мер по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан (при проведении комплексных, тематических проверок);
  • проверяемого периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;
  • подробного описания налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан;
  • результатов проверки.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в подписи на предписании.

Должностные лица налогового органа, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику (налоговому агенту) свое служебное удостоверение.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вручает налогоплательщику (налоговому агенту) подлинник предписания. В копии предписания ставятся подпись налогоплательщика (налогового агента) об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания.

Налоговая проверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства РК. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик.

Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами.

Комплексная проверка - проверка, проводимая налоговым органом в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

В комплексную проверку могут быть включены вопросы тематических проверок, в том числе вопросы:

исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим Кодексом, а также законами Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

правомерности применения положений международных договоров (соглашений);

государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также оборота авиационного топлива, биотоплива, мазута;

иные вопросы по соблюдению законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы.

Налоговые проверки при ликвидации (прекращении деятельности) налогоплательщика (структурного подразделения юридического лица) проводятся исключительно в форме комплексной проверки (далее - ликвидационная налоговая проверка).

При снятии с учетной регистрации структурного подразделения юридического лица-резидента комплексная проверка не проводится, за исключением случаев представления налогоплательщиком заявления на проведение такой проверки.

Налоговые органы вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица.

Виды и сроки проведения налоговых проверок

Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

Проверка, проводимая по особому порядку на основе оценки степени риска

Налоговые проверки осуществляются в следующих формах:

комплексная проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, полноты и своевременности удержания и (или) перечисления;

встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами;

Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в порядке, утвержденном уполномоченным государственным органом.

Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Внеплановые налоговые проверки осуществляются:

Срок проведения налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен:

  • Для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 45 рабочих дней, вышестоящим органом налоговой службы - до 60 рабочих дней;
  • Для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу:

налоговым органом, назначившим налоговую проверку - до 75 рабочих дней;

вышестоящим органом налоговой службы - до 180 рабочих дней.

Налоговые органы за 30 календарных дней до начала проведения плановой комплексной и плановой тематической проверки направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику за исключением налоговых проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией, прекращением деятельности юридического лица, снятием с регистрационного учета на основании заявления налогоплательщика.

Извещение направляется или вручается налогоплательщику по указанному месту в регистрационных данных. Извещение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным со дня получения ответа почтовой связи.

В извещении указываются вид налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Таким образом, налоговые органы могут и не направлять в адрес компании извещения о проведении налоговой проверки, мотивируя наличием риска сокрытия или уничтожения налогоплательщиком документов, необходимых для проведения проверки. Данное обстоятельство служит дополнительным основанием для подготовки и предварительной проверки документации, не надеясь на возможность исправления ошибок в налоговой отчетности в течение 30 дней после получения извещения.

Согласно п.1 ст.148 Налогового кодекса налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения:

1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

4) идентификационный номер;

5) форма и вид проверки;

6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка за исключением тематических проверок по вопросам:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

наличия контрольно-кассовых машин;

наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;

наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки.

Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика в подписи на предписании.

При проведении тематических проверок по вопросам: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; наличия контрольно-кассовых машин; наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, налогоплательщику или его работнику, осуществляющему реализацию товаров и оказывающему услуги, предъявляется подлинник предписания для ознакомления и вручается его копия. В подлиннике ставится подпись налогоплательщика или его работника, осуществляющего реализацию товаров и оказывающего услуги, об ознакомлении с предписанием и получении копии, дата и время получения копии предписания.

В случае отказа налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы работником органа налоговой службы, проводящим проверку, составляется акт об отказе в подписи с привлечением понятых. При этом в акте об отказе в подписи указываются:

Место и дата составления.

Фамилия, имя и отчество (при его наличии) должностного лица налогового органа, составившего акт.

Фамилия, имя и отчество (при его наличии), номер удостоверения личности, адрес места жительства привлеченных понятых.

Номер, дата предписания, наименование налогоплательщика (налогового агента), его идентификационный номер.

Обстоятельства отказа в подписи на экземпляре предписания.

Отказ налогоплательщика в подписи на экземпляре предписания органа налоговой службы означает недопуск должностных лиц органов налоговой службы к налоговой проверке.

Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы, на территорию и в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.

Должностные лица налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если для допуска на территорию и/или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК они необходимы.

Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц налоговой службы в случаях, если:

предписание не оформлено в установленном порядке;

сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;

данные лица не указаны в предписании;

должностные лица органа налоговой службы не имеют при себе специальные допуски, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с законодательными актами РК.

Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта налоговой проверки.

При получении акта налоговой проверки налогоплательщик обязан поставить подпись о его получении на экземпляре акта налоговой проверки органов налоговой службы.

При невозможности вручения акта налогоплательщику в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, проводится налоговое обследование с привлечением понятых в порядке, установленном настоящим Кодексом. При этом датой завершения налоговой проверки является дата составления акта налогового обследования.

В случае, если по завершении налоговой проверки не установлены нарушения налогового законодательства РК, об этом в акте налоговой проверки делается соответствующая запись. К акту налоговой проверки прилагаются необходимые копии документов, расчеты, произведенные должностным лицом органа налоговой службы, и другие материалы.

Читайте также: