Налоговые преступления как угроза экономической безопасности

Опубликовано: 01.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Тупчий М.С., Белоусова С.Н. Налоговая безопасность РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69809 (дата обращения: 20.05.2021).

На сегодняшний день безопасность Российской Федерации обеспечивается по нескольким направлениям: экономическому, военному, информационному, экологическому, ресурсному, социальному, научно-техническому, энергетическому, ядерному, политическому и другим [4].

Поскольку без достаточного экономического обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутри государственном, так и в международном аспекте, задача обеспечения экономической безопасности является одной из приоритетных в России. В этом нетрудно убедиться, проанализировав положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где отмечается, что «со- стояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны», «для противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социально-экономической политики…»[3].

Налоговые поступления являются главным источником доходов, централизуемых государством для обеспечения жизненно важных и законодательно установленных потребностей, поэтому на наш взгляд, налоговая безопасность является приоритетным направлением для изучения и совершенствования в категории экономической безопасности государства.

По официальным данным Федеральной налоговой службы России [1], в 2014 году в общей сумме администрируемых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды, в сумме 12 670,5 млрд. рублей, налоговые доходы составили 80 % всего бюджета страны (в 2013 г. при доходах консолидированного бюджета в сумме 11 326,9 млрд. рублей показатель налоговых доходов был равен 79 % доходов бюджета).

Таблица 1 – Анализ налоговых поступлений в разрезе субъектов РФ в млрд.руб.

Абс. откл 2015-2013гг.

Темп роста 2015/2013,%

Анализируя налоговые поступления в разрезе субъектов РФ за 2013-2015 года, мы видим, что во всех субъектах РФ налоговые поступления имеют тенденцию к росту. В Дальневосточном федеральном округе наблюдается наибольший прирост по всем уровням налогов и сборов, который составил 87,19 %, наименьший прирост мы видим в Северо- кавказском федеральном округе, который составил всего лишь 8,62 %.

В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Одна из важнейших задач экономической безопасности государства – способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозу национальной безопасности государства.

Большинство хозяйствующих субъектов пытаются сократить свои расходы, в том числе и налоговые платежи. Они добиваются этого различными способами: как легальными, так и нелегальными.

По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах [6, c. 59].

На одни и те же объекты в системе налоговой безопасности могут быть нацелены различные угрозы, которые способны создавать взаимоусиливающий эффект:

‒ угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств, например, высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений;

‒ угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства; несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической безопасности;

‒ угрозы институционального характера – недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней [4];

‒ расширение скрытого и нелегального секторов теневой экономики;

‒ отсутствие экспертизы и оценки изменений, вносимых в действующее законодательство, с учетом экономической безопасности в налоговой сфере;

‒ умышленное сокрытие владельцами и должностными лицами юридических лиц реальных объемов производства и прибыли;

‒ низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц предприятий и организаций за сокрытие доходов и неуплату налогов, недостаточная эффективность действующих в данной сфере государственных органов власти т.д [5].

В таблице 2 нами на основании данных ФНС РФ проанализировано количество правонарушений, выявленных в рамках проведения контрольной работы налоговыми органами России за 2012-2014гг

Таблица 9 – Динамика налоговых проверок и выявленных налоговых правонарушений за 2012-2014гг.

Составлено автором по данным ФНС России (www.nalog.ru) [ 1 ].

Данные таблицы 2, отражают снижение количество проведенных в 2014 г. проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выявивших правонарушения на 3,3 тыс. ед., с 187,0 тыс. проверок до 183,7 тыс. проверок, что обусловлено сокращением общего количества проведенных налоговыми органами проверок на 71 тыс. ед.

По результатам проведенных проверок в 2012 г. было выявлено 213,5 тыс. правонарушений, общая сумма наложенных административных штрафов составила 673,6 млн. руб. В результате работы налоговых органов налогоплательщиками в 2012г. были уточнены налоговые обязательства на сумму 45,4млрд. рублей, а также уменьшены убытки на сумму 220,1млрд. руб.

Сумма предъявленных штрафных санкций в исследуемом периоде увеличилась с 604,5 млн. руб. 2012г. до 867,9 млн.руб. в 2014г. , процент взыскания штрафных санкций по данным ФНС России составляет 84- 87 %.

Основные правонарушения совершаются в отношении таких налогов как налог на прибыль организаций — 36 %, НДС — 28 %, налог на доходы физических лиц — 18 %. Основным способом совершения налогового правонарушения является занижение объема реализованной продукции – 43 % от всех правонарушений, на сокрытие выручки от реализации продукции приходиться 14 %.

На наш взгляд основная угроза налоговой безопасности государства состоит в неуплате налогов и сборов с использованием различных схем и способов ухода от налогообложения. Наличие «пробелов» в налоговом законодательстве, чрезмерного многообразия подзаконных правовых актов позволяющих недобросовестному налогоплательщику использовать лазейку для сокрытия своих доходов и неуплаты налогов и сборов.

Библиографический список

  1. Аналитическая справка ФНС России «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 году»
  2. Лопатина Т.М. Правовая методология обеспечения налоговой безопасности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №7-2. 2013.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  4. Цвилий- Букланова А.А. Налоговая безопасность государства- неотъемлемый объект правового регулирования. Актуальные вопросы экономических наук № 44, 2015, с 76-85.
  5. Шогенов А.А., Шурдумова Э.Г. Направления реализации эффективной налоговой политики РФ. Проблемы современной экономики №27,2015, с 56-61.
  6. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012,с 244.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».


Введение

Экономическая безопасность страны - защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потен­циала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз.

Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязви­мость.

Экономическая безопасность характеризуется возможностью народно­го хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интере­сов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом.

Будучи идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устояв­шимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза и их сохраняется даже в таких странах.

По мере интернализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как воен­ная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо­связаны и взаимодополняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безо­пасности при слабой и неэффективной экономике, так же как и не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. Поэтому (с известной степенью осторожности) можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействия с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безо­пасности.

О том, какое внимание вопросам обеспечения экономической безопас­ности уделяется за рубежом, свидетельствуют следующие факты. В долж­ность президента США 4 марта 1933 г. вступил Ф. Рузвельд. Уже за первые 100 дней его президентства было принято 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания мер по преодолению кризиса и восстановлению экономической мощи страны и представляли собой «новый курс». Ф Руз­вельд и его команда поняли, что рыночный механизм XX века - это опти­мальное сочетание рыночных мотивов и государственного участия в хозяй­ственных процессах. Одна из причин такого сочетания - необходимость влияния на социальный климат в обществе, так как экономические интересы личности реализуются через социальную политику государства. Для коорди­нации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный комитет по экономической безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что ни проблема нацио­нальной безопасности, ни тем более проблема экономической безопасности в нашей отечественной литературе на нашла достаточного развития. Если о ней и вспоминали, то исключительно с целью критики американского геге­монизма, и, как правило, она была целиком и полностью поглощена пробле­мой защиты социалистического отечества.

Спектр новых взглядов на понятие (объект) «Экономическая безопас­ность», ее состав оказался весьма широким:

  • «. качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогресси­рующих масштабах»;
  • «. возможность и готовность экономики обеспечить достойные усло­вия жизни и развития общества, социально-экономическую и военно-политческую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз»;
  • «. важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедея­тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально­государственных интересов России»;
  • «. уровень развития экономики, который обеспечивает экономиче­скую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздей­ствия неблагоприятных факторов»;
  • «. совокупность условий и факторов, обеспечивающих независи­мость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способ­ность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Этот перечень определений понятий «экономическая безопасность» можно было бы продолжить и все они имеют право на сомостоятельное су­ществование и разработку.

Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономиче­ского развития РФ с целью удовлетворения социальных и экономических по­требностей граждан РФ при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Таким образом, экономическая безопасность - это не только защищен­ность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества .

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздей­ствий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировое хозяй­ство, мирового разделения труда, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан и рассмат­ривается как важнейшее условие реализации Концепции национальной безопасности РФ в целом, так и достижения в соответствии с Концепцией социально-экономического развития РФ, целей государственной социально- экономической стратегии и политики и развития, в соответствии с «Основа­ми», науки и технологий в прогнозный период.

Государственная стратегия экономической безопасности РФ в целом развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции нацио­нальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономи­ческих преобразований.

Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ - обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы не­обходимые и достаточные условия для жизни населения, сохранение демо­графической, социально-экономической и политической стабильности обще­ства, социально-экономической и военно-политической стабильности госу­дарства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостно­сти, успешного и эффективного противостояния влиянию внешних и внут­ренних угроз.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с други­ми возможными сферами деятельности: социальной, политической, эконо­мической, информационной и др. Поэтому проблему экономической безо­пасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех облас­тях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль эко­номики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизне­способность общества.

Формирование эффективных ме­ханизмов обеспечения экономической безопасности является одной из важ­нейших задач проводимой в настоящее время государственной политики. В связи с этим значимость системы налогообложения, выступающей, с одной стороны, в качестве ресурсного фактора, а с другой - инструмента воздейст­вия на социально-экономические процессы, существенно возрастает.

В ходе развития экономической науки и практики было выдвинуто большое количество налоговых концепций, применение которых во многом определяется особенностями, тенденциями и эволюционными фазами раз­вития социально-экономических систем. При этом теоретико­методологические основы обеспечения налоговой безопасности примени­тельно к специфике функционирования российской экономики не разрабо­таны.

В последние годы в мировой практике прослеживается ярко выражен­ная тенденция снижения ставок основных видов налогов и предоставление приоритетным секторам экономики широкого спектра налоговых льгот и преференций. Такие преобразования ориентированы, прежде всего, на рост производства, повышение инвестиционной активности предприятий, увели­чение предпринимательской прибыли и потребительского спроса. Налоговые льготы являются одними из наиболее значимых и часто применяемых инструментов регулирования финансово-бюджетной системы. Однако в России они имеют слабую инвестиционную направленность, мно­гие из них противоречивы, малоэффективны и слабоприменимы на практике.

В экономически развитых странах налогообложение доходов физиче­ских лиц служит гарантом социальной стабильности в обществе, гармонично сочетая в себе фискальную и распределительную функции. В то же время отечественный подоходный налог не только не стал надежным источником государственных доходов, но и является фактором, усиливающим социаль­ную напряженность в стране.

Решение указанных проблем становится возможным в условиях при­менения новых механизмов налогообложения, основанных на критическом обобщении отечественного и зарубежного опыта, объективной оценке транс­формационных преобразований налоговой системы РФ и способных обеспе­чивать экономическую безопасность и предотвращать угрозы в налоговой сфере.

Угрозы в сфере экономики имеют комплексный характер и обусловле­ны низкими темпами наращивания экономического потенциала государства, усиливающимся отставанием в техническом развитии, уровне и качестве жизни населения, отсутствием надлежащих мер в области регулирования процессов перераспределения собственности, неэффективным использовани­ем ресурсов, снижением способности адекватно противостоять рискам и вы­зовам, связанным с изменением конъюнктуры мировых рынков, мировой глобализации и информатизации.

Наиболее опасны в нынешних условиях период внутренних угроз. Вместе с тем внешние угрозы, в силу системности всей совокупности угроз, зачастую усиливают опасность некоторых внутренних угроз.

В данный момент наибольшую угрозу безопасности налоговой системы представляют следующие факторы:

  • неуплата налогов вследствие кризиса неплатежей и отсутствия ста­бильного экономического роста в реальном секторе экономики;
  • массовое сокрытие доходов и уклонение от налогообложения;
  • нежелание регионов передавать федеральные налоги, собираемые на своей территории в федеральный бюджет;
  • отсутствие неотвратимой ответственности субъектов экономики перед законом.

Эффективно функционирующая система налогообложения может быть только при эффективном реальном секторе экономики. Фактором, непосред­ственно формирующим налоговую базу, поддерживающим способность к уплате налогов, является финансовое состояние предприятий. Главная угроза здесь безопасности налогообложения - финансовый кризис субъекта эконо­мики соответствующего уровня. Его основные формы:

  • падение прибыли и рентабельности производства;
  • убыточность и неплатежеспособность предприятия;
  • недостаточность собственного капитала и оборотных средств;
  • стремление обогащения за счет государственных средств;
  • использование незаконных схем ухода от налогообложения;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы и др.

Многие долги предприятия перед государством образовываются в ре­зультате существования бартерных операций, использования векселей, взаи­мозачетов, налоговых преференций и освобождений.

В основе проблемы собираемости налогов лежат как воспроизводст­венные факторы, так и факторы конъюнктурного, законодательного, полити­ческого и организационного и даже психологического характера.

Формирование национальных интересов имеет важное принципиальное значение, но оно недостаточно для реализации государством экономической безопасности страны, необходимы параметры, количественно оценивающие состояние экономики с позиции национальных интересов.

Рецензенты:

Чикатуева Л.А., д.э.н, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Черкесск.

Этлухов О.А.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА), г. Черкесск.

В современной экономике налоговые риски занимают важное место в определении угроз в налоговой сфере. Налогообложение во многом определяет основу современной системы перераспределения национального дохода между всеми субъектами экономической безопасности государства, в связи с чем актуальность проблемы налоговых рисков не вызывает сомнения. С позиции контролирующих органов налоговые риски — это вероятность нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, т.е. возникновение экономического ущерба для бюджетов всех звеньев бюджетной системы. Реализация налоговых рисков может привести к увеличению дефицита бюджета и нехватке финансовых ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов, к сокращению инвестиционной привлекательности, а также сокращению общей величины ВВП государства.

In the modern economy, tax risks are far from the last in importance. First of all, this is due to the fact that taxes are the main sources of formation of the country’s budget and thereby create an economic basis for the existence of a state that can perform its functions only if there is adequate funding. The size and condition of the budget, in turn, have a regulatory effect on the economy. Taxation is an integral part of the modern system of redistributing funds between economic entities, and therefore the urgency of the problem of tax risks is beyond doubt. From the point of view of the state (represented by the tax authorities), tax risks are the likelihood of a taxpayer’s non-compliance with tax legislation, i.e. financial losses of budgets of all levels and the state as a whole. In other words, the tax risks of the state consist in the likelihood of receipt of smaller amounts of taxes in comparison with the planned volumes, which can lead to negative consequences, for example, to an unplanned budget deficit. Such consequences can limit the possibility of financing many budget expenditures, which will lead to a slowdown in economic growth as a whole. The purpose of the scientific article was to study the influence of the role of tax risks as an effective threat to ensure the functioning of the state’s economic security system. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as materials from the periodicals of leading economists. The main research methods used in writing the work were the method of theoretical systemic economic analysis, the monographic (descriptive) method.

Статья поступила 4 августа 2020 г

С позиции контролирующих органов налоговые риски — это вероятность нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, т.е. возникновение экономического ущерба для бюджетов всех звеньев бюджетной системы. Реализация налоговых рисков может привести к увеличению дефицита бюджета и нехватке финансовых ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов, к сокращению инвестиционной привлекательности, а также сокращению общей величины ВВП государства.

Цель исследования: изучение влияния роли налоговых рисков как действенной угрозы обеспечения функционирования системы экономической безопасности государства.

Теоретической и методологической основой исследования явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области экономической безопасности государства, а также материалы периодической печати ведущих ученых-экономистов.

Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились метод теоретического системного экономического анализа, монографический (описательный) метод.

Сегодня исследователи и специалисты в области экономической безопасности выделяют следующие угрозы безопасности государства в налоговой сфере:

− уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Сокрытие доходов по своему характеру и степени общественной опасности может содержать признаки преступного деяния, за которое предусмотрена уголовная ответственность ст. 199.2 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или организации, неисполнение обязанностей налогового агента влекут ответственность, установленную ст. 198–199.1 УК РФ. Причем следует отличать преступление от правонарушения. Главное их различие — в масштабе противоправных действий. В связи с этим в письме Минфина России от 22.12.2015 № 03-0208/75073 обращается внимание на то, что составы правонарушений и преступлений должны быть четко разграничены нормами налогового и уголовного законодательства;

Процессы глобализации мирового сообщества провоцируют возникновение и усиление факторов, которые могут негативным образом повлиять на суверенитет государства, характер его социально-экономического, политического и культурного развития. Это всё говорит о том, что у правительств всех стран обостряется необходимость обеспечения национальной безопасности, под которой подразумевается состояние защищённости и устойчивости государства от воздействия различных внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность считается комплексной категорией, которую можно рассматривать как совокупность безопасности во всех сферах общественной жизни. Одной из главных сфер жизнедеятельности общества, которая, по мнению большого числа экспертов, находится на вершине общественной иерархии, является экономика. Поэтому особое значение приобретает деятельность государства по обеспечению своей экономической безопасности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Меры борьбы с экономической преступностью, влияющей на экономическую национальную безопасность 480 руб.
  • Реферат Меры борьбы с экономической преступностью, влияющей на экономическую национальную безопасность 260 руб.
  • Контрольная работа Меры борьбы с экономической преступностью, влияющей на экономическую национальную безопасность 250 руб.

Угрозы экономической безопасности государства в наше время постоянно увеличиваются и усиливаются. Это, в первую очередь, связано с тем, что в результате глобализационных процессов и проведения либеральной экономической политики национальные экономики стали сильно взаимосвязаны и взаимозависимы. То есть возникновение кризисной ситуации в одной из стран рано или поздно приведёт к проявлению негативных тенденций в экономическом развитии других стран мира, причем, даже тех, которые расположены на другом конце земного шара.

Ускоренное развитие финансовых рынков, которые отрываются от реального сектора экономики, приводит к появлению «пузырей». которые в любой момент могут лопнуть, что приведет к масштабным по своим последствиям мировым финансовым кризисам (ярким примером этого был кризис 2007-2009 гг.). Также другие страны могут проводить политику, которая ущемляет интересы отечественных производителей, вынужденных в этом случае уйти с рынка.

Это всё требует от государства принятия протекционистских мер. Однако в большей степени эти угрозы относятся к факторам внешней среды. Не меньшую угрозу в себе таят внутренние факторы, в частности на состояние экономики может негативно влиять рост экономической преступности.

Экономическая преступность как главная угроза экономической безопасности государства

Экономическая преступность представляет собой масштабное социально-экономическое явление, которое заключается в совершении гражданами и организациями противоправных действий в сфере экономических отношений, что преследуется в соответствии с уголовным законодательством.

Обобщая выделяемые законодателями и правоведами экономические преступления, специалисты предлагают в целях удобства их отслеживания и анализа группировать их следующим образом:

  • преступления против собственности;
  • преступления в сфере экономической (предпринимательской) деятельности;
  • преступления против интересов службы в коммерческих организациях и иных предприятиях.

Помимо перечисленных выше групп, к категории экономических преступлений могут относить уголовно наказуемые деяния, которые тем или иным образом связаны с освоением бюджетных денежных средств, с осуществлением финансовых, хозяйственных или производственных обязанностей и т.д.

Отличительной чертой экономических преступлений является нанесение в их результате серьёзного экономического ущерба гражданам, организациям или государству. Он может быть материальным, производственным, имущественным, финансовым и т.д. Кроме того, экономическим преступлениям присуще такое свойство, как стремление к быстрому видоизменению и трансформации их содержания, что обуславливается складывающейся социально-экономической, политической и культурной обстановкой в стране и в мире.

Деятельность по профилактике и предотвращению экономических преступлений

Непосредственной борьбой с экономической преступностью занимаются органы внутренних дел. Они в соответствии с принятыми высшими органами власти приоритетами национальной безопасности и нормами действующего законодательства определяют для себя цели и главные направления своей деятельности.

В современных экономических условиях главными направлениями борьбы с экономической преступностью считаются:

  • осуществление оперативно розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, определение или прекращение экономических преступлений;
  • привлечение к уголовной или административной ответственности лиц, которые совершили противоправные деяния в экономической сфере;
  • обеспечение возмещения потерпевшим лицам убытков, которые произошли в результате совершения экономических преступлений;
  • информационное обеспечение борьбы с экономической преступностью.

В рамках перечисленных направлений на первый план, как правило, выходят следующие меры борьбы с экономической преступностью:

  • принятие нормативно-правовых актов, препятствующих преступной деятельности в сфере экономических отношений;
  • организация совместной деятельности нескольких служб, специализированных в сфере безопасности и охраны общественного порядка;
  • совершенствование материально-технического и финансового обеспечения деятельности правоохранительных органов;
  • определение новых способов применения технических средств и юридических уловок для совершения экономических преступлений и т.д.

Реализация перечисленных мер должна привести к снижению уровня экономической преступности в стране и повышению степени обеспечения экономической безопасности государства.

date image
2015-10-22 views image
3332

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Угрозы безопасности государства в налоговой сфере:

• уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Несмотря на внешне благополучную ситуацию исполнения бюджетных показателей по налогам и некоторое повышение удельного веса налоговых поступлений в ВВП в последние годы, оснований для вывода о том, что масштабы сокрытия доходов сокращаются, нет. Налоговые преступления, представляющие, по сути, специфическую форму казнокрадства, выводят эту проблему в разряд острейших не только налоговых, но и социально-экономических и политических проблем;

сохранение теневой и криминальной экономики (включая в значительной степени коммерческие банки), «освобождающей» себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий»;

широкие масштабы укрытия капиталов, прибылей и финансовых оборотов не только от налоговых органов, но прежде всего от трудовых коллективов, являющихся одними из собственников средств производства, трудом которых создаются доходы, а также широкой массы акционеров, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц. Умышленное сокрытие действительных объемов прибыли, совершаемое на конкретном предприятии небольшим числом должностных лиц, позволяет последним держать на крайне низком уровне оплату труда подавляющей массы как формальных собственников, так и наемных рабочих, не имеющих реальной возможности контролировать действия соответствующих лиц.

· сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства и сокращение способности налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов.

При этом подавляющая доля доходов российской бюджетной системы обеспечивалась за счет налогов, уплачиваемых юридическими лицами, что отрицательно отражалось и отражается до сих пор на формировании финансовых источников реального сектора.

· Возникающие отдельные проявления налоговой политика как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост, инвестиционную активность, провоцирующего укрывательство от налогов и бегство капиталов за границу и в офшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства.

· Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отношении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж.

Некоторые тенденции, хотя и приняли противоположный характер, смягчают одни, но создают новые угрозы безопасности. Например, проявившиеся тенденции концентрации средств на федеральном уровне в ущерб финансовым интересам регионов. Продолжение этой тенденции создает почву для конфликтных ситуаций в отношениях между федеральными и региональными органами государственной власти.

Крайне неблагоприятной остается ситуация в социальной сфере: налоговый механизм в процессе рыночной трансформации не удалось превратить в активный инструмент выравнивания доходов различных социальных групп, как это осуществляется в мировой практике. По данным Госкомстата России, в 2001 г. разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных социальных групп составил 13,8 раза, что несет в себе реальные угрозы социальной стабильности в обществе, особенно если учесть, что почти треть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, среднедушевые денежные доходы населения в 2001 г. были всего в 1,9 раза выше этого минимума (уровня биологического выживания); средний размер пенсий - на 10% ниже прожиточного минимума пенсионеров.

Крайне негативное влияние налоговой системы проявляется в сохранении высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики.




В условиях физического старения основных фондов жизнеобеспечивающих отраслей экономики и при возрастании рисков техногенных катастроф такая налоговая политика не способствует развитию производственного потенциала на качественно новой технической основе. Соответственно усиливаются угрозы экономической безопасности России. Положение усугубляется пассивной, а точнее говоря, иждивенческой политикой бюджетной системы по отношению к реальному сектору, устойчивое развитие которого и является главным фактором обеспечения общей и экономической безопасности государства. Политика бюджетных и налоговых приоритетов отрывает бюджетную систему от источников ее воспроизводства и направлена в реальности на сужение финансового потенциала страны (в последние годы российская экономика функционирует в режиме «самофинансирования» и содержания при этом бюджетной системы и внебюджетных фондов). Обеспечивая формирование 85-90% бюджетных доходов за счет поступлений от предприятий реального сектора, обратные потоки (бюджетное финансирование основных отраслей экономики) составляют немногим более 10%. Пополнение финансовой базы реального сектора в течение истекшего десятилетия осуществляется по остаточному принципу. При этом достаточно отчетливо проявляются признаки сокращения финансового потенциала российской экономики: удельный вес убыточных предприятий в течение всего периода рыночных реформ практически не опускался ниже 40%.

Причинами появления вышеперечисленных угроз экономической безопасности являются:

• неисполнение налогового законодательства плательщиками;

• неуплата налогов в связи с неустойчивостью финансового состоя­ния налогоплательщиков, вызванного экономическим кризисом;

• уклонение теневого капитала от уплаты налогов в связи с сокрытием прибыли и финансовых оборотов;

• неустойчивость государственной власти;

С целью устранения части вышеперечисленных угроз ежегодно Минфин России принимает Основные направления налоговой политики Российской Федерации на следующий и последующий года.

В соответствии с данным документом с целью ликвидации или уменьшения последствий данных угроз выполнено для повышения уровня э.б.: [17]

1. Совершенствование налога на прибыль организаций

Снижение ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20% за счет уменьшения ставки налога, подлежащего уп­лате в федеральный бюджет, с 6,5% до 2,0%. Отметим, что многие эксперты, да и организации сами достаточ­но скептично оценивали значимость этой меры в ус­ловиях резкого падения их прибыли.

По данным Росстата, убытки российских пред­приятий выросли по результатам 2008 г. в 4,7 раза, при­быль сократилась на 10,2%. То есть на деле оценить введенную норму могут только те налогоплательщи­ки, которые имеют прибыль. И заявленный эффект от дополнительных средств, которые в результате полу­чат предприятия, вряд ли будет достигнут.

4. Индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

5. Совершенствование налога на доходы физических лиц

6. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен

Показатели ЭБ, позволяющие дать оценку тенденций налоговой политики:

Уровни внешнего и внутреннего долга
Дефицит федерального бюджета к ВВП %
Источники финансирования дефицита:
внутренние %
внешние %
Удельный вес задолженности по налоговым платежам в общем объеме всех поступлений в федеральный бюджет %
Объем кредиторской задолженности предприятий по отношению к объемам выпускаемой продукции %
Рентабельность производства %
Объем внутреннего государственного долга к ВВП %
Доля расходов на обслуживание внутреннего государственного долга в расходной части федерального бюджета %
Объем внешнего государственного долга к ВВП %
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга в расходной части федерального бюджета %

Первая группа пороговых значений индикаторов экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим принята следующая величина пороговых значений:

-объем валового внутреннего продукта в целом – в размере 75% от среднего показателя по странам «большой семерки»;

-на душу населения – 50% от среднего по «семерке»;

-на душу населения – 100% от среднемирового показателя ВВП.

Фактические показатели в России в настоящее время существенно ниже этих пороговых значений. Размер ВВП в целом составляет сейчас порядка 34% от среднего по «семерке», на душу населения – примерно 24% от среднего по «семерке» и 29% от среднемирового.

Читайте также: