Налоговые правонарушения список литературы

Опубликовано: 15.05.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЕГО ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения 6
1.2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений в налоговой системе 20
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 24
2.1. Понятие и природа налоговой ответственности 24
2.2. Налоговая санкция; порядок ее взыскания 29
2.3. Обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие или отягчающие ответственность 33
2.4. Динамика налоговой задолженности и структура налоговых преступлений в Российской Федерации 38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 51
3.1. Ответственность за нарушение обязанностей налогоплательщика 51
3.2. Ответственность за нарушение порядка ведения учета и представления налоговой отчетности 53
3.3. Ответственность за нарушение обязанности по уплате налогов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Актуальность дипломной работы. В любые времена государство всегда было заинтересовано в создании и соблюдении правомерности налоговых отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эта заинтересованность позволяла пополнять доходную часть бюджета во всех уровнях власти. За нарушение правил поведения при возникновении налоговых отношений государство установило определенные санкции.
Государство, взаимодействуя со своими гражданами в вопросах благополучной и счастливой жизни, а также обеспечивая населения различными социальными услугами, требует от него неукоснительного соблюдения правил, установленных налоговым законодательством, так как именно от уровня честности граждан зависит благополучие государства в целом.
Налогоплательщики обязаны следовать правовым нормам, установленным в налоговом законодательстве. Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является налоговая ответственность. Таким образом, нарушение налогового законодательства приводит к наступлению ответственности, основанием для которой является необходимость общественных изменений в налоговой сфере.
Так как наличие налогов является одним из основных признаком любого государства, следовательно, нарушения финансовой дисциплины так или иначе нарушает и подрывает суверенитет и государственность любой страны. Поэтому налоговыми органами предусмотрены санкции принудительного изъятия части собственности, обычно в денежной форме. Именно поэтому многие налогоплательщики предпочитают сокрытие своих доходов или другим правонарушениям в налоговой сфере.
Кроме того, нарушению фискальных прав государства способствует высокое налоговое бремя, низкий уровень жизни и налоговой культуры населения. А сочетание всех этих факторов способствует совершению большого числа налоговых правонарушений.
Таким образом, рассмотрение вопроса налоговых правонарушений и налоговой ответственности на сегодняшний день является весьма актуальным.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов налоговых правонарушений.
Объектом дипломной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие налоговую ответственность.
Актуальность темы исследования обусловила цель дипломной работы - рассмотреть особенности налоговой ответственности и налоговых правонарушений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе были разрешены следующие задачи:
- рассмотрение особенностей налоговых правонарушений и различных видов ответственности по ним;
- разграничить понятие налоговых правонарушений и налоговых преступлений от административных правонарушений;
- исследовать сущность налоговой ответственности;
- изучить обстоятельства, исключающие виды в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие или отягчающие ответственность;
- провести анализ
- проанализировать возможности применения налоговой ответственности к отдельным видам правонарушений.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе нами рассматриваются особенности налоговых правонарушений, а также виды ответственности по ним. В частности, исследуются вопросы правовой ответственности налоговых органов и налогоплательщиков при совершении налоговых преступлений.
Во второй главе нами анализируется основные понятия налоговой ответственности и налоговых санкций. Кроме того, в данной главе изучаются обстоятельства, исключающие виды в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие или отягчающие ответственность
В третьей главе рассмотрены основные меры ответственности за нарушение обязанностей налогоплательщика, таких как ответственность за нарушение обязанностей по уплате налогов, а также ответственность за нарушение порядка ведения учета и представления налоговой отчетности.

Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений в части уклонения от уплаты налогов позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой.
В массовом сознании уклонение от выполнения налоговых обязанностей рассматривается если не как доблесть, то, во всяком случае, как проявление разумного поведения человека. Необходима кропотливая работа по совершенствованию юридических конструкций норм налогового законодательства, особенно в части ответственности за налоговые правонарушения. Параллельно должна вестись работа и по усилению норм о налоговых преступлениях в УК РФ, которые должны быть отнесены к преступлениям против государственной власти и экономической безопасности государства. Также одной из основных задач должно быть целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирование общественного мнения на изменение менталитета налогоплательщика.
Все страны пытаются пресечь нарушения налогового законодательства. Каждая страна пытается создать наиболее благоприятную налоговую систему, которая была бы выгодна как налогоплательщикам, так и государству, но не всегда это им удается. Так бюджеты стран с развитой рыночной экономикой, где распространены фискальные преступления, не досчитываются в связи с этим до 1/3 положенных налоговых сборов. В России же, в настоящее время, необходимо более четко определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции, придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики и эти изменения должны проводится с перспективой на десятилетия, чтобы была стабильность в стране и уверенность в завтрашнем дне.
Необходимо отметить, что ст. 107 НК РФ устанавливает, что ответственность за налоговые правонарушения несут организации и физические лица. Однако из п. 4 ст. 108 НК РФ следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Собираемость налогов и сборов в полной мере не осуществляется, не только из - за недобросовестности налогоплательщиков, но и из - за, имеющей место среди работников налоговых органов, судей и работников иных правоохранительных структур, коррупции. В наше время, в прочем, как и всегда, эти структуры тесно взаимосвязаны и не только между собой, но и с налогоплательщиками. Речь идет о так называемых «неформальных отношениях» как между структурами, так и структур с налогоплательщиками. Такая тесная связь зависит от ряда причин: во-первых, недостаточно оплачиваемая работа, в связи с этим появляется желание «подзаработать на стороне», путем некой договоренности; во-вторых, вытекающая из первого, если можно так выразится, безнаказанность, т.е. одна сторона в результате договоренности, якобы не нарушала или нарушила, но незначительно, а другая сторона на этом подзарабатывает, - получается своеобразная круговая порука.
Бороться с этим можно следующими действиями:
-ввести в учебно-образовательную программу школьников, курс лекций о важности налогообложения;
-увеличить заработную плату;
-максимально ужесточить ответственность;
-исполнение законов должно быть воплощено в жизнь в полной мере, а не оставаться на бумаге и это, наверное, самое главное.
Для повышения результативности и эффективности контроля уклонений от налогов необходимо:
- определить на законодательном уровне понятия «уклонения от уплаты налогов», «схема уклонения и ухода от налогообложения» и описать присущие им признаки, а также сделать методологически верными и явными схемы теоретического и экспериментального анализа основных видов уклонений от уплаты налогов по предложенной общегрупповой и видовой классификации уклонений от налогов;
- разграничить понятия налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения, определить на законодательном уровне обстоятельства, позволяющие считать определенные действия уклонением от уплаты налогов, а также для повышения качества контроля уклонений от налогов предлагается определить систему критериев, позволяющую отличить уклонение от уплаты налогов от налоговой оптимизации;
- определить приоритетные направления контрольной работы по выявленным в ходе проведенного анализа факторам, оказывающим наибольшее влияние на масштабы уклонений от уплаты налогов;
- упорядочить взаимодействие налоговых органов, органов внутренних дел и таможенных органов для выявления фактов уклонения от налогов, что позволит повысить эффективность контроля налоговых правонарушений и преступлений;
Напоследок хотелось бы отметить, что уклонение от налогов - это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры.

Нормативно-правовые акты и законы
1. Конституция Российской Федерации 1993 (в редакции от 31.12.2014г.) // СПС Гарант – 2015.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. (Часть первая и вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1994 года (в редакции от 11.12.2014гг.) // СПС Гарант - 2015.
4. Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
5. Федеральный закон Российской Федерации №379-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. (в редакции от 03.02.2015г.) // СПС Гарант – 2015.

Учебная литература
7. Алехин А.П., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства. - М: Контакт, 2013.
8. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: БЕК, 2011.
9. Боброва А. Квалификация видов налоговой ответственности и их взаимодействие. //Право и экономика 2012. №2.
10. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. - М., 2013;
11. Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений» - Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php
12. Василева Л. Ответственность за нарушение норм налогового законодательства. //Право и экономика. 2012. №4.
13. Витрянский В.В., Герасименко С.А. «Налоговые органы, налогоплательщик и гражданский кодекс», М. 2011г.
14. Воробьева В.Н. Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. //Налоговый вестник. 2013. №6.
15. Все составы правонарушений взяты из книги Пепеляева С.Г. «О основы налогового права». М., 2011.
16. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. «Уголовный кодекс Российской Федерации. Общий комментарий. Сравнительная таблица.», М. 2011г.
17. Голубчикова, С. А. «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2013.
18. Ермакова Е. А. «Российская практика противодействия уклонению от уплаты налогов: борьба с однодневками» - Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php
19. Жалонкина И. Ю. «Квазиналоги: проблемы администрирования» - Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php
20. Жарова Е. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия / Е. Н. Жарова, М. Ф. Желтова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 336-339.
21. Киреенко А. П. «Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов» - Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php
22. Ковалевская Д.Е. О налоговой ответственности согласно ст. 113 НК РФ. //Налоговый вестник. 2012. №11.
23. Кодекс РФ об административных правонарушениях. 2012.
24. Кролис Л. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства / Автореферат кан. диссертации. - Екатеринбург, 2010.
25. Курбатов А. «Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства», Хозяйство и право, 2011г., №1 - С.63, №2 .
26. Кучеров И.И. «Налоговые преступления», М. 2011г.
27. Лермонтов Ю.М. О налоговых правонарушениях./Налоговый вестник. 2012. №8.
28. Лермонтов Ю.М. Ответственности за нарушение налогового законодательства. //Все о налогах. 2013. №6.
29. Майбуров И. А. «Массовый оппортунизм налогоплательщиков как следствие отсутствия в нашем обществе налоговой морали» - Доступ из http://www.cnfp.ru/publish/journal/2012/2012–09.php
30. Махров И.Е., Борисов А.Н. Административно-правовой аспект ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. //Право и экономика. 2012.№1.
31. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система Консультант Плюс
32. Отчетные данные о количестве налоговых преступлений в России по данным Федеральной налоговой инспекции РФ за 2013 год.
33. Пансков В.М. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: Проспект, -2013.
34. Паскачев А.Б.. Сокол М.П.. Акимова В.М.. Волошина А.Н.. Крыканова Л.Н. Налог на доходы физических лиц: Учебно-практическое пособие/ Под редакцией Аминева С.Х.-М.-Издательство экономико-правовой литературы. 2011.
35. Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения.// Налоговый вестник.- 2011.-№6.
36. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», М. 2013.
37. Пепеляев С.Г., АлёхинА.П. «Ответственность за нарушение налогового законодательства», М. 2011г.
38. Погребняк В.М. Результат проверки-качество нашей работы.// Российский налоговый курьер.- 2011.
39. Проведение выездных налоговых проверок налоговыми агентами и оформление их результатов // Налоговый вестник. - 2011. -№9.
40. Смирнов Е.Е. Привлечение налогоплательщиков к ответственности за совершение налогового правонарушения. //Налоговый вестник. 2012.№3.
41. Смирнова Е.Е. О контрольной работе налоговых органов.//Налоговый вестник.- 2013.-№11.
42. Титов А.С. «Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание» // Финансовое право. - 2011. - №6.
43. Устинов А.А. Налоговых дел в судах стало больше.//Российский налоговый курьер.- 2011.-№ 19.
44. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.части первой (постатейный): Учебное пособие. - М.: МЦФЭР. 2011. - С.464.
45. Шумяцкий Р.И. Организация и методика налогового контроля: Учеб. Пособие.- Новосибирск: СибАГС. 2013.
46. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ». 2011.
47. http://www.taxjustice.net
48. http://base.garant.ru/10900200/25/

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Налоговые правонарушения [02.02.16]

Тема: Налоговые правонарушения

Тип: Контрольная работа | Размер: 44.43K | Скачано: 58 | Добавлен 02.02.16 в 10:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Содержание

1. Понятие налогового правонарушения 4

2. Характеристика видов налоговых правонарушений 7

3. Порядок привлечения к ответственности 10

Список литературы 20

Введение

Основаниями налоговой ответственности выступают: 1) нормативное основание – закрепленная в законе нормативная модель правонарушения; 2) фактическое основание – реально совершенное налоговое правонарушение; 3) процессуальное основание – официальный акт налогового органа или суда о привлечении к ответственности.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение налогового законодательства) деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность (ст. 106 НК).

Изучения налоговых правонарушений и ответственности за нарушения налогового законодательства как никогда актуально во времена развития рыночной экономики.

Целью работы является рассмотрение основных понятий налогового правонарушения и мер ответственности за них. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

изучить понятие налогового правонарушения;

охарактеризовать виды налоговых правонарушений;

рассмотреть порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Объектом исследования в данной работе выступает налоговое законодательство РФ. Предмет изучения – налоговые правонарушения.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, политологов и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и др.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть 1 (принят ГД ФС РФ 19.07.200) (ред. от 19.07.2009 № 205-ФЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации, Часть 2 (принят ГД ФС РФ 19.07.200) (ред. от 19.07.2009 № 205-ФЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс] : еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл. с экрана.

3. Колчин, С. П. Налоги в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / С. П. Колчин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.

4. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Романова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 400 с.

5. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с.

6. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.

7. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 240 с.

8. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Романова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 294 с.

9. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / В.В.Кузьменко, Н.С.Бескоровайная, А.А.Рубежной; Под ред. В.В. Кузьменко - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 186 с.

10. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учебное пособие / Под ред. В.В. Кузьменко. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 186 с.

Задачи

Организация осуществляет производственную деятельность, часть своей продукции реализует через магазин площадью 85 кв. м. Доходы организации за налоговый период составили 7250 тыс. руб., в том числе от реализации через магазин 2100 тыс. руб.

Для производства были приобретены товарно-материальные ценности на общую сумму 6300 тыс. руб. (в том числе НДС 18%), приняты к учету, продавец выдал надлежащим образом оформленные счета-фактуры.

Рассчитать сумму НДС, подлежащую внесению в бюджет за налоговый период.

Гражданин имеет на территории муниципального образования дом, инвентаризационная стоимость которого составляет 1220 тыс. руб., и земельный участок 500 кв. м. Кадастровая стоимость 1 кв. м. земли – 850 руб. Ставка земельного налога - 0,3 %, ставка налога на имущество физических лиц – 0,1 %. Определить размер налога на имущество физических лиц за год; размер земельного налога за год.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Нарушения законодательства о налогах и сборах. Признаки ответственности за налоговые правонарушения, налоговая санкция как ее мера. Установление и применение налоговой санкции в виде денежных взысканий (штрафов), ее размеры согласно Налоговому Кодексу.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.01.2013
Размер файла 81,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине "Налоги и налогообложение"

На тему: "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение"

Содержание

    Введение
  • РазделI. Теоретическая часть
  • 1. Нарушения законодательства о налогах и сборах
  • 2. Понятие и признаки юридической ответственности
  • 3. Понятие и признаки ответственности за налоговые правонарушения, или налоговой ответственности
  • 4. Налоговые санкции
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Вид юридической ответственности

наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством

наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением

(Гражданско-правовая) выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия имущественного характера.

наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей

применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины

Однако в последнее время ряд специалистов ставят вопрос о существовании специального вида ответственности, а именно, финансовой. В научных комментариях можно найти различные точки зрения и доводы по поводу правовой природы данного вида ответственности.

В принципе мнения авторов можно разделить на два лагеря. Одни полагают, что недопустимо само применение термина "финансовая ответственность”.

Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны (субъекты) находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками.

Наиболее подходящим кажется мнение о том, что применение термина "финансовая ответственность" возможно при достаточной условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности в настоящее момент ничем не обосновано.

Финансовую ответственность можно назвать ближайшим историческим предшественником налоговой ответственности, которая предусматривалась прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. В ряде проектов Налогового кодекса также употребляется именно этот термин. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании и т.д. Утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность. Тем не менее, термин "налоговая ответственность”, который все чаще можно встретить в научной правовой литературе и нормотворческой практике не является единственным определяющим признаком выделения нового вида юридической ответственности. Иначе, по аналогии, почему бы не выделить какую-нибудь "экологическую ответственность" за правонарушения в отрасли экологического права? Представляется, что ответственность за нарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, но это есть ни что иное как применение административной и уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от вида налогового правонарушения (преступления). Употребление термина "налоговая ответственность" очень условно и не должно подразумевать новый вид или подвид юридической ответственности, обладающий исключительными признаками. Безусловно данная ответственность обладает рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо, но, как уже было сказано выше, в теории правовых наук она не должна занимать пост отдельного вида юридической ответственности наравне с административной, уголовной, дисциплинарной, гражданской и материальной. Но существует и другая точка зрения о правовой природе налоговой ответственности. Заслуживают внимания доводы Р.В. Украинского. В частности, не отрицая тот факт, что теоретически налоговая ответственность является разновидностью административно-правовой (хотя бы потому, что налоговые правоотношения входят в число административных), на практике, если формально руководствоваться содержанием Налогового Кодекса РФ. Легализующим анализируемое понятие, предлагает исходить из того, что налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное, и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике.

Дело в том, поясняет Р.В. Украинский, что статья 10 Налогового кодекса РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, порядок осуществления которого закреплен в главах 14 и 15 Налогового Кодекса РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения. Последнее ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Появление такой нормы, небезупречной с юридической точки зрения, объясняется тем, что Кодекс об административных правонарушениях РСФСР (далее - КоАП РСФСР), который определяет порядок привлечения к административной ответственности, безнадежно устарел и фактически неприменим к отношениям, регулируемым не только налоговым, но и таможенным законодательством, законодательством о валютном регулировании, регулировании рынка ценных бумаг и т.п. Все эти отношения, несмотря на их разнообразие, по своей природе являются административно-правовыми. Однако в силу известных исторических и экономических причин КоАП РСФСР на них совершенно не ориентирован. И пока не существует нового административного кодекса, устанавливающего принципы привлечения к ответственности за правонарушения в этой сфере, приходится применять казуистичные, не всегда последовательные нормы отраслевого законодательства.

Приводим примеры. В пункте 4 статьи 10 Налогового Кодекса РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в Налоговом Кодексе РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (пункт 2 статьи 108 Налогового Кодекса РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия Налогового Кодекса РФ. И даже если удастся обосновать применимость к налоговой ответственности общих принципов административного права, избежать повторности привлечения к ответственности за одно и тоже правонарушение будет невозможно без усовершенствования норм КоАп РСФСР, так как в сегодняшнем КоАП РСФСР принцип однократности привлечения к административной ответственности отсутствует, а конституционное закрепление этого принципа касается только осуждения за преступления.

С другой стороны, если административное законодательство не исключает возможности повторного привлечения к административной ответственности, если КоАП РСФСР не содержит исчерпывающего перечня административных правонарушений и если в этом Кодексе отсутствуют четкие рамки производства по делам об административных правонарушениях, есть все основания полагать, что налоговая ответственность обособлена от административной лишь формально.

Итак, возвращаясь к теории, ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

· является средством охраны правопорядка

· выражается в применении мер государственного принуждения

· наступает за нарушение правовых норм

· наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена

· является последствием виновного деяния

· состоит в применении санкций правых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть

· реализуется в соответствующих процессуальных формах.

В то же время можно выделить особые признаки ответственности за налоговые правонарушения:

1) Основанием ответственности является налоговое правонарушение (понятие строго определено Налоговым Кодексом РФ).

2) Применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основу ответственности за нарушение налогового законодательства.

3) Особый субъектный состав. К данной ответственности обязанных лиц привлекают налоговые органы, а в специально установленных случаях - таможенные органы. Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которых можно выделить следующие:

4) Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниями в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные нормативные акты (например, федеральные законы или законы субъектов Российской Федерации) не вправе предусматривать иные основания ответственности (например вводить новые виды налоговых правонарушений), а также порядок (например предусматривать безвиновную ответственность, устанавливать презумпцию виновности субъекта налоговой ответственности и т.д.)

налоговое правонарушение ответственность санкция

5) Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

6) Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

7) Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

8) Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Утверждение презумпции невиновности в налоговых отношениях является одним из важнейших установлений Налогового Кодекса РФ. Существовавшая прежде практика возлагала бремя доказывания невиновности на самих налогоплательщиков. До известного постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П (а точнее, до специального определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1997 г. N 111 - О, указавшего на то, что данное постановление касается не только полномочий органов налоговой полиции, но и органов Госналогслужбы) взыскание санкций с юридических лиц вообще производилось в бесспорном порядке.

Принцип судебного подтверждения виновности в совершении налогового правонарушения оставляет за налогоплательщиком право обжаловать решение налоговых органов о возложении на него мер ответственности даже в том случае, если ранее указанное решение было исполнено им самим добровольно. Новеллой при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым Кодексом РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие:

· умышленное правонарушение и

· совершенное по неосторожности

Умышленным считается такое правонарушение, когда совершившее его лицо осознавало противоправный характер своих действий или бездействия, желало или сознательно допускало наступление их вредных последствий.

В то же время признается совершенным по неосторожности такое правонарушение, когда лицо его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер возникших вследствие последствий, хотя должно было и могло это осознавать. В этой связи особый интерес представляет вопрос о вине организаций в совершении правонарушений вообще и налоговых правонарушений в частности. Со всей определенностью возможность привлечения к правовой ответственности организаций отвергается только в уголовном праве. Даже дисциплинарная практика допускает случаи возложения на них такой ответственности (например, воинское подразделение может быть расформировано в случае утраты своего боевого знамени). Гражданское право по своей природе просто немыслимо без ответственности юридических лиц. Само понятие юридического лица как субъекта гражданских правоотношений подразумевает наличие у него таких личностных характеристик, как волевое отношение к своим поступкам, а следовательно, и наличие вины при противоправности этих поступков. Пусть юридическое лицо - это "фиктивная личность", и ей нельзя причинить моральных и физических страданий. Но сама ее фиктивность как раз и предполагает формальное наделение ее отдельными личностными свойствами.

Согласно Налоговому Кодексу РФ, вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 НК РФ). Хотя понятие должностного лица организации в Налоговом кодексе и не приведено, представляется, что все спорные ситуации, которые могут возникнуть в связи с определением полномочий тех или иных должностных лиц организаций, с пересечением компетенции должностных лиц и органов юридического лица, будут находить свое разрешение в каждом конкретном случае на основе норм гражданского и трудового законодательства, уставных и других локальных документов организаций.

Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция (статья 114). Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).

Штраф - это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий (предупреждения, конфискации и др., характерные для административной ответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются.

Содержание хозяйственной операции

Заказчиком подписан акт за выполнение СМР (c НДС),

Получены и переданы в производство строительные материалы (в том числе НДС)

Получены доходы, в виде сумм возмещения ущерба

Получена выручка от реализации недоамортизированного автомобиля (с НДС)

Получен доход от долевого участия в других организациях

Приобретена лицензия на строительную деятельность (в том числе НДС)

Приобретён компьютер (включая НДС)

Получен и оплачен по аудиторским услугам (с НДС)

Работниками представлены авансовые отчёты по командировкам

Оплачены судебные и арбитражные расходы

Получен аванс в счёт предстоящих работ

Начислена заработная плата

Начислены страховые взносы

Начислена амортизация по лицензии на строительство

Начислена амортизация по компьютеру

Получено от сдачи в аренду имущества (с НДС)

Заказчиком подписан акт за выполненные СМР (с НДС)

Получена неустойка за нарушение хозяйственных условий договоров

Приобретены и введены в эксплуатацию приспособления для монтажа (с НДС)

Получен и оплачен счёт за выполненные юридические услуги (с НДС)

Получен счёт по представительским расходам

Оплачены услуги банка

Оплачены штрафные санкции и пени

Потери от простоев по производственным причинам

Начислена оплата труда работников, не состоящих в штате, по договорам ГПХ

Начислены страховые взносы в государственные ВБФ

Начислена заработная плата за февраль

Начислены страховые взносы от несчастных случаев на производстве

Начислена амортизация по лицензии на строительство

Начислена амортизация по компьютеру

От учредителя получены инвестиции на финансирование капвложений производственного назначения

Организацией получен счёт по оплате работ производственного характера (с НДС)

Получен счёт по содержанию служебного транспорта (с НДС)

Заказчиком подписан акт за выполненные СМР (с НДС)

Начислены проценты по полученному займу

Получен и оплачен счёт по расходам на рекламу, прошедшей в СМИ (с НДС)

Получены доходы, в виде списанной кредиторской задолженности

Оплачено повышение квалификации работников (с НДС)

Списаны убытки прошлых лет

Начислена премия работникам за квартал

Организацией получены дивиденды

Начислена и выплачена пеня

Начислена заработная плата за март

Начислены страховые взносы

Начислен транспортный налог

Начислен авансовый платеж по налогу на имущество

Наши эксперты Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт» и Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» составили список распространенных налоговых правонарушений, которые совершались в прошлом году. Перечень составлялся на основе опыта и наблюдений экспертов, а также примеров из открытых источников в Сети.

Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru
Фото с сайта ribalych.ru

1 место

В «лидерах» – нарушения правил торговли и оказания услуг.

Среди них одно из самых распространенных – отсутствие сопроводительных документов, либо их недействительность (ч. 4 ст. 12.17 КоАП). Количество таких дел по различным регионам Беларуси увеличилось по сравнению с 2014 годом от 40% до 150%.

Статья многоликая и разносторонняя. Она предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку, использование в производстве и реализацию товаров без документов, подтверждающих их поступление либо приобретение.

Это правонарушение весьма существенно сказывается на деятельности привлекаемых компаний – вплоть до их ухода в банкротство. Причины: достаточно жесткие санкции статьи, позволяющие (если вина установлена) конфисковывать товар и выручку, полученную от их продажи (выполнения работ, оказания услуг).

Пример. Налоговая инспекция по Ленинскому району Минска, совместно с правоохранительными органами установили, что ИП хранит на складе товары (флеш-накопители, батарейки, планшеты) без документов, подтверждающих их приобретение и отпуск в реализацию.

Фото с сайта pro-tablets.com

Фото с сайта pro-tablets.com

Кроме того, установлено, что на планшеты не были нанесены контрольные (идентификационные) знаки. Было арестовано и изъято 93+ тыс. единиц товара на сумму свыше 1,4 млрд рублей. Материалы проверки будут направлены в экономический суд.

Нарушения относятся к ч. 4 статьи 12.17 и статьи 12.35 КоАП.

К таким последствиям приводит небрежное отношение к составлению первичных документов и их хранению. В 90% случаев отстоять свое имущество не представляется возможным.

2 место

Не секрет, что сегодня налоговая оптимизация и налоговое правонарушение могут быть синонимами. Поэтому содержание главы 13 КоАП знакомо многим предпринимателям. Можно выделить:

  • Неуплату или неполную уплату налогов, сборов. Санкции – 20% от суммы неуплаченного/несвоевременно уплаченного налога (ч.1 ст. 13.6 КоАП)
  • Невыполнение обязанности по удержанию налога у работников

Занижение налоговых обязательств и/или доходов. После проверки организации «А» установлено, что эта компания при налогообложении неправомерно относила на затраты:

1. Стоимость консультационных услуг по ведению бухгалтерского учета, которые якобы оказывал ИП. При том, что эти услуги ранее уже были возложены на бухгалтерскую компанию.

2. Суммы компенсации личного автомобиля работника в служебных целях – в то время как этот специалист находился в очередном отпуске.

Фото с сайта finance.bigmir.net

Фото с сайта finance.bigmir.net

3. Организация не исчисляла и не уплачивала налог на недвижимость по торговому помещению, взятому в аренду у индивидуального предпринимателя.

4. При заключении договоров перевода долга организация изменила валюту обязательств по полученным ранее процентным займам от нерезидентов.

Погашение долга было произведено по договорному курсу, значительно превышающему официальный. В то же время налог на доходы нерезидента – по процентным доходам от долговых обязательств – был рассчитан по курсу Нацбанка. Это привело к занижению суммы налога на доходы.

Всего с компании было доначислено и взыскано в бюджет 88,5 млн рублей, в том числе налогов на 67,6 млн рублей.

Необоснованный возврат сумм налогов из бюджета

1. Во время проверки налоговой инспекцией Первомайского района Минска установлено: ОАО «В» необоснованно применило в 2014 году ставку НДС «0» процентов по оборотам по реализации работ нерезидентам.

Организация получала выручку от работ – установка материалов заказчика в изготовленную продукцию (установка комплектующих на платформу автомобильного шасси).

Фото с сайта akpspb.ru

Фото с сайта akpspb.ru

Работы были связаны с движимым имуществом, находящимся в нашей стране. Место реализации – территория Беларуси.

Нарушения: подпункт 1.2 пункта 1 ст. 33 Налогового кодекса и пункт 1 ст. 93 Налогового кодекса.

2. В 2014 организация «В» уменьшила сумму налоговых вычетов, подлежащих распределению методом удельного веса. Это было сделано путем необоснованного принятия к вычету НДС в IV квартале 2014.

НДС выплачивался при покупке объектов у иностранных организаций, которые не состоят на учете в налоговых органах нашей страны.

Фото с сайта birealt.by

Фото с сайта birealt.by

Суть нарушения – суммы НДС при приобретении объектов у иностранных организаций подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления (п. 14 статьи 107 Налогового кодекса). Т.е. суммы НДС, исчисленные в IV квартале 2014 года по объектам, подлежат вычету в I квартале 2015. Таким образом срок уплаты должен был быть 22.01.2015.

Нарушения – пункт 5 и пункт 6 статьи 103 Налогового кодекса, пункт 14 статьи 107 Налогового кодекса.

Всего было доначислено и взыскано 338 млн белорусских рублей. Неправомерно предъявленная плательщиком к возврату из бюджета сумма НДС составила 98,3 млн белорусских рублей.

Выплата заработной платы в конвертах

Налоговые органы Брестской области в 2015 году установили 36 случаев начисления и выплаты зарплаты ниже минимального уровня, а также невыплаты заработка. Было установлено 46 случаев выплаты зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета, среди них – 11 случаев выплаты зарплаты «в конвертах».

Фото с сайта news.rate.by

Фото с сайта news.rate.by

Сумма доначисленных платежей – 370,5 млн рублей.

3 место

Незарегистрированная предпринимательская деятельность (часть 1-1 ст. 12.7 КоАП).

На первый взгляд, указанная деятельность имеет мало общего с бизнесом. Пенсионеры, например, торгуют на остановках продуктами питания – что тут такого. Однако на протяжении последних 5 лет это правонарушение – одно из самых распространенных, а суды загружены такими делами.

Причина: некоторые предприниматели решают, что выгоднее избавить себя от регистрации и хождения по исполкомам, избежать затрат на уплату налогов, сборов и других платежей. То есть, предприниматели принимают на себя ответственность за «работу вчерную». Нередко за такими действиями скрываются вполне приличные по коммерческим меркам бизнес-модели. Но все же, уголовный кодекс в большинстве случаев сдерживает «рисковых» предпринимателей от получения мега-доходов.

Если сумма полученного дохода превысит 250 базовых величин – это уже уголовная статья (ст. 233 УК).

4 место

1. Предпринимательская деятельность без лицензии либо с нарушением правил и условий ее осуществления (часть 1 ст. 12.7 КоАП)

2. Нарушение законодательства о маркировке товара контрольными идентификационными знаками (ст. 12.35 КоАП).

Предпринимательская деятельность без лицензии (при ее истечении либо непродлении, лишении и т. п.) – нарушение с достаточно жесткими санкциям, вплоть до конфискации дохода.

Также нарушителя могут лишить права заниматься определенной деятельностью.

Пример. Налоговая инспекция Центрального района Минска провела плановую проверку организации, которая занималась производством и продажей входных дверей. В том числе дымонепроницаемых из алюминиевого профиля. Они относятся к специальной технической продукции, и для их продажи требуется лицензия.

Фото с сайтау espro.by

Фото с сайта espro.by

Продажа, которая сопровождалась строительно-монтажными работами по договорам строительного подряда и поставки, проходила без специального разрешения (лицензии).

Доход организации от незаконной предпринимательской деятельности составил более 150 млн рублей.

Возможная ответственность (часть 1 статьи 12.7 КоАП) – компания выплатит штраф до 500 базовых величин, с возможной конфискацией дохода или лишением права заниматься определенной деятельностью.

5 место

Запрещенная предпринимательская деятельность, ч.2 ст. 12.7 КоАП.

Очень популярное некогда административное правонарушение. Сейчас оно также распространено, но меньше. Последние несколько лет произошла либерализация законодательства в сфере найма работников индивидуальными предпринимателями:

  • Были внесены изменения в президентский Указ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»
  • Снят запрет на привлечение к предпринимательской деятельности лиц, не являющихся близкими родственниками.
Фото с сайта belrynok.by

Фото с сайта belrynok.by

В большинстве именно взаимодействие с различного рода лжеструктурами очень дорого обходится бизнесменам, начиная от утраты бизнеса и заканчивая личной свободой.

Пример. Во время проверки организации, осуществляющей оптовую торговлю скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием, установлена схема ухода от налогов. Компания оформляла первичные учетные документы на приобретение в 2008-2013 годах продукции у организаций, которые имеют признаки лжепредпринимательской деятельности.

В результате проведенных мероприятий и собранных доказательств первичные учетные документы признаны не имеющими юридической силы. В бюджет доначислено 1,68 млрд рублей.

Фото с сайта vc.ru

Фото с сайта vc.ru

6 распространенных аспектов, на которые обращают внимания контролирующие органы:

1. Установление фактов работы компании без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением требований/условий работы по лицензии. Проверка фактов и условий, при которых предпринимательская деятельность является незаконной и (или) запрещается.

2. Соблюдение законодательства по расчету наличными денежными средствами. Проверка порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

3. Проверка использования кассового оборудования (автоматические электронные аппараты, торговые автоматы, платежные терминалы). Проверка использования и учета на них средств контроля.

4. Проверка правил розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания потребителей.

5. Проверка наличия документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, а также их отпуск в места продажи.

6. Проверка соблюдения правил маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками при их продаже, хранении и транспортировке.

Ольга Иваненко

Учредитель, консультант по налогам бухгалтерской компании «БизнесСтарт», учредитель «Бинесстарт-инвест».

Стаж управления – более 10 лет.

Опыт консультирования более 7 лет: налоговый, бухгалтерский, управленческий консалтинг для предприятий малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Семашко

Адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Практикует с 2006 года. Специализируется на защите интересов клиентов в судах и административных органах. Сферы: урегулирование споров, административное право, международная торговля и таможенное право, строительство и недвижимость.

Опыт ведения дел в арбитражных судах России и международном арбитраже.

Автор публикаций, посвященных изменениям законодательства, в том числе Памятки ПРООН и МНС для налоговых консультантов «К вам пришла налоговая проверка».

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:
- рассмотреть проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений;
- уточнить значение уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристики налоговых преступлений для определения круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного следствия по уголовным делам данной категории;
- определить структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений, обладающие наибольшей следовой информативностью при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории;
- на основе правовых норм российского законодательства и анализа имеющихся научных исследований выработать конкретные рекомендации, касающиеся мер предупреждения налоговых преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Криминологическая характеристика налоговых преступлений……..7
1.1. Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав..8
1.2. Причины и способы совершения налоговых преступлений……………..11
1.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления……………………………………………………………………..14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений……..16
2.1. Объективные признаки налоговых преступлений………………………..16
2.2. Субъективные признаки налоговых преступлений………………………17
2.3. Квалифицированные виды налоговых преступлений……………………27
2.4. Основные элементы состава преступлений в сфере налогообложения. 28
Глава 3. Система мер предупреждения налоговых преступлений…………. 39
3.1. Уголовная ответственность за налоговые преступления………………. 39
3.2. Меры предупреждения налоговых преступлений………………………..46
Заключение………………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсовая аня.doc

Северо-Кавказский филиала государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

на тему: «Налоговые преступления»

Выполнила Пометельникова А.С.

Студентка группы 1

заочной формы обучения 3,5/092

учёная степень, учёное звание, должность

Дата предоставления работы

Глава 1. Криминологическая характеристика налоговых преступлений……..7

1.1. Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав..8

1.2. Причины и способы совершения налоговых преступлений……………..11

1.3. Криминологическая характеристика лиц, совершивших налоговые преступления……………………………………………… ……………………..14

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений……..16

2.1. Объективные признаки налоговых преступлений………………………..16

2.2. Субъективные признаки налоговых преступлений………………………17

2.3. Квалифицированные виды налоговых преступлений……………………27

2.4. Основные элементы состава преступлений в сфере налогообложения. 28

Глава 3. Система мер предупреждения налоговых преступлений…………. 39

3.1. Уголовная ответственность за налоговые преступления………………. 39

3.2. Меры предупреждения налоговых преступлений………………………..46

Список использованной литературы…………………………………………..52

В настоящее время первостепенное значение для современной экономики имеет эффективно действующая налоговая система, так как налоги остаются основой доходной части бюджета России, и решают, при этом, две основные задачи. Прежде всего, посредством налогообложения оказывается стимулирующее воздействие на одни отрасли экономики и сдерживающее - на другие. В условиях развивающихся рыночных отношений, предполагающих широкое развитие предпринимательства, многообразие форм собственности и существенное ограничение административного влияния государства на деятельность самостоятельно хозяйствующих субъектов, манипулирование налоговыми ставками и льготами является одним из рычагов, с помощью которых осуществляется управление государством.

Налоги играют и распределительную роль, состоящую в консолидации значительных объемов денежных средств и последующем их использовании в интересах всего общества, в том числе - на социальную поддержку наиболее незащищенных его слоев, финансирование различных целевых программ. Можно сказать, что налогообложение отражает баланс интересов между государством и налогоплательщиками (населением).

Происходящие в России в последние годы преобразования привели не только к позитивным изменениям общественного развития, но и к резкому росту преступности, как общеуголовной, так и экономической, в том числе, налоговой. При этом новый вид преступных посягательств - уклонение юридических и физических лиц от уплаты налогов - приобрел достаточно широкое распространение.

Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого гражданина своевременно и в полном объеме уплачивать установленные законом налоги. Однако согласно данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, лишь 17% всех экономических субъектов России полностью и в срок рассчитываются по налоговым обязательствам, 50% - производят платежи время от времени, а 33% - вообще не платят налоги.

Анализ обстановки, сложившейся в России, позволяет определить объективные причины уклонения от уплаты налогов. Поскольку рыночная экономика как всякое сложное явление социально противоречива, это, прежде всего, противоречия, закономерно возникающие между интересами государства и представителей частного сектора экономики, вызванные постоянным увеличением налогового бремени, а также нестабильность и несовершенство российского законодательства, регулирующего налоговую сферу. Действующий Налоговый кодекс Российской Федерации, предназначенный для усовершенствования налоговой системы, не в полной мере выполнил свою задачу. С момента вступления в законную силу он претерпел множество изменений и, кроме того, поставил ряд вопросов, требующих разъяснений и комментариев.

Указанные обстоятельства создали условия для развития правового нигилизма у налогоплательщиков.

Кроме того, одним из факторов социально-психологической жизни общества в настоящее время стал интенсивный рост преступности в совокупности с безнаказанностью преступников, что породило у населения чувство страха за свою жизнь и благополучие, а также недоверие к правоохранительным органам, органам власти и управления.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается не только в нарушении порядка осуществления предпринимательской деятельности, но и в недополучении казной денежных средств. Их совершение приводит к подрыву конкуренции между хозяйствующими субъектами и нарушению принципа справедливости, так как налоговое бремя в итоге несут только добросовестные налогоплательщики. Налоговая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию. В наиболее опасной своей части она нередко связана с совершением иных экономических преступлений - легализацией (отмыванием) денежных средств, незаконным предпринимательством, незаконными операциями в сфере валютного регулирования, что опять же дестабилизирует общество.

Изменения, отмеченные в последнее время в структуре и динамике налоговой преступности, свидетельствуют о том, что криминальное проникновение в налоговую сферу носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно растут уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности, идет интенсивный поиск и реализация новых способов совершения налоговых преступлений.

Отсутствие надлежащих механизмов контроля и защиты от противоправных посягательств в процессе либерализации экономической деятельности благоприятствует проникновению криминала в экономические отношения. Более того, сегодня существенно увеличились возможности подкупа государственных служащих, бесконтрольного распоряжения остатками государственного имущества со стороны руководителей государственных предприятий и организаций.

Как свидетельствует статистика, в целом, по России за совершение налоговых преступлений осуждается примерно 1 человек из 6, в отношении которых возбуждались уголовные дела. После создания в Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации собственного следственного аппарата количество возбужденных и направленных в суды уголовных дел заметно возросло. Однако эффективность следственной деятельности по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ, еще далека от совершенства.

Целью настоящей курсовой работы является криминологическая и уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений, а также система мер их предупреждения и раскрытия.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие основные задачи:

- рассмотреть проблемные вопросы квалификации налоговых преступлений;

- уточнить значение уголовно-правовой, криминалистической и криминологической характеристики налоговых преступлений для определения круга обстоятельств, подлежащих установлению в ходе предварительного следствия по уголовным делам данной категории;

- определить структурные элементы криминалистической характеристики налоговых преступлений, обладающие наибольшей следовой информативностью при расследовании уголовных дел рассматриваемой категории;

- на основе правовых норм российского законодательства и анализа имеющихся научных исследований выработать конкретные рекомендации, касающиеся мер предупреждения налоговых преступлений.

Исходя из поставленных задач, объектом исследования является деятельность по квалификации и расследованию налоговых преступлений, осуществляемая органами налоговой полиции.

Предмет исследования - порядок квалификации налоговых преступлений, закономерности подготовки, совершения, сокрытия, отражения вовне указанных преступлений как объектов практического познания, а также закономерности, лежащие в основе деятельности по их выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению.

При подготовке дипломной работы применялись сравнительно- правовой, логический методы, анализ служебных и нормативных материалов, изучение специальной литературы, обобщение полученных данных, наблюдение и моделирование.

Структура и содержание работы определяются целью и задачами проведенного исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Криминологическая характеристика налоговых преступлений

Криминологическая характеристика - это система сведений о криминологически значимых признаках преступлений данного вида, отражающая закономерные связи между ними и служащая построению и проверке следственных версий для решения основных задач расследования.

Криминологическая характеристика вытекает не из общего понятия преступления (криминологически значимых элементов в общем понятии преступления нет), а складывается на основе изучения и научного обобщения криминологической практики, материалов о совершенных преступлениях и выражает типичные криминологические особенности различных видов (групп) преступлений, совершенных в определенный период времени в пределах данного региона или в стране в целом.

Криминологические характеристики классифицируются на общие и отдельные. Общие относятся к виду преступлений (например, криминологическая характеристика убийств или криминологическая характеристика налогового преступления), а отдельные - к разновидности преступлений, выделенных по существенному признаку (криминологическому), например, криминологическая характеристика убийств с расчленением трупов или криминологическая характеристика сокрытия прибыли с инсценировкой кражи.

Различные авторы (Васильев А. Н., Белкин Р. С., Бабаев В. К.) в своих работах указывают набор элементов криминологической характеристики, но все они обязательно называют четыре составных: субъект, способ, следы, ситуация. Разберем их применительно к налоговым преступлениям.


1.1 Общая характеристика налоговых преступлений, их признаки и состав

Понятие налогового преступления в УК РФ не дается. Однако, учитывая положения общей и особенной частей, такое понятие можно сформулировать.

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения[1].

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы. В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.

Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Налоговые преступления совершаются на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%[2].

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий "налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.

Читайте также: