Дебиторская задолженность по налогам в казенном учреждении

Опубликовано: 08.05.2024

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Корреспонденции счетов, применяемые для отражения операций по перечислению с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в размере дебиторской задолженности прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года, необходимо определить по согласованию с финансовым органом муниципального образования.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждению целесообразно обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) для последующего перечисления возвращенной дебиторской задолженности в доход бюджета.

Обоснование вывода:
По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
Соответственно, любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. При этом в бюджетном учете доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет относятся на подстатью 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ.
Положения главы 12 НК РФ в отношении сумм излишне уплаченных страховых взносов предусматривают механизм зачета и возврата. Однако применять данную норму казенным учреждениям с учетом особенностей их правового положения (ст. 161 БК РФ) необходимо во взаимосвязи с положениями ст. 242 БК РФ. В связи с чем механизм зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов в отношении сумм, излишне перечисленных казенным учреждением в прошлом году, применен быть не может.
Обязательства по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в текущем году, должны быть исполнены за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года. А в отношении переплаченных в прошлом году сумм страховых взносов казенному учреждению необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@. Факт отсутствия обращения за возмещением излишне уплаченных страховых взносов может рассматриваться органами финансового контроля в качестве финансового нарушения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2016 N Ф04-2351/16 по делу N А67-6304/2015).
Положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не предусмотрен порядок отражения операций по "зачету" дебиторской задолженности прошлых лет в счет погашения кредиторской задолженности текущего года по аналогичным обязательствам с последующим перечисление денежных средств в доход бюджета за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года (без возврата дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно контрагентом). В случае, если осуществление подобных операций не противоречит порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств, установленному на уровне публично-правового образования, необходимые корреспонденции счетов могут быть определены финансовым органом или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с положениями п. 2 Инструкции N 162н.
При этом учитывая, что при перечислении в текущем году задолженности по страховым взносам с учетом дебиторской задолженности прошлых лет взаиморасчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитываемые на счете 0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", закрываются, а требование о применении счета 1 303 05 000 Инструкцией N 162н не установлено, операция по перечислению в доход бюджета средств за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года может быть отражена в бюджетном учете казенного учреждения по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".
Однако факт перечисления в текущем году задолженности по страховым взносам с учетом дебиторской задолженности прошлых лет не в полной мере соответствует бюджетному законодательству. Поэтому в целях избежания претензий со стороны контролирующих органов казенному учреждению следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возмещении излишне уплаченных страховых взносов.
Отметим, что в рассматриваемой ситуации у учреждения по состоянию на 01.01.2018 отсутствует необходимость перевода дебиторской задолженности прошлых лет по налогам на счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 18.05.2018 N 02-06-05/33813). Поэтому при наличии на счете 0 303 02 000 показателей дебиторской задолженности прошлых лет казенному учреждению необходимо продолжать учитывать такую задолженность на указанном счете.
Суммы дебиторской задолженности прошлых лет по налогам могут быть напрямую перечислены налоговым органом на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый казенному учреждению. Для осуществления данных операций в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога необходимо указать реквизиты соответствующего лицевого счета.
Поступление сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую на лицевой счет администратора доходов бюджета отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 303 02 730.
Однако возможность применения такой корреспонденции счетов Инструкцией N 162н также не предусмотрена, соответственно, ее необходимо определить в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции N 162н.
Рекомендуем ознакомиться с Примером заполнения Заявления о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в налоговые органы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дата публикации 19.11.2019

В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию "актив" (пп. 35 – 37 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

    • признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
    • приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
    • признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.

Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта "События после отчетной даты", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.

Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);

увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, списать задолженность по налогам, сборам с забалансового счета 04 можно по истечении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Отказ налогового органа в зачете (возврате) суммы налога сам по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной.

При списании дебиторской задолженности с учета могут оформляться:

    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
    • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
    • письменное обоснование решения о списании задолженности;
    • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности;
    • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Смотрите также

  • Можно ли вернуть излишне уплаченный налог, если с момента переплаты прошло более трех лет?
  • С какой даты исчислять трехлетний срок для возврата переплаты по налогу на прибыль?
  • Когда можно вернуть старый налог?
  • ИФНС не уведомила о переплате: как считать срок давности на возврат?

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Жукунова А. Л.

эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1. Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)
2. Бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А)
В первую очередь разберем основные понятия. Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор - юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность - это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, гражданско-правового договора с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность - задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с забалансового учета и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1. Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор. Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к. на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Выставлен счет на оплату услуг по договору (возникла дебиторская задолженность перед учреждением) 2 205 20 000 2 401 10 120 35 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 10 173 2 205 20 000 35 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 35 000

Пример 2. Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб. Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на поставку музыкальных инструментов по договору (у поставщика возникла дебиторская задолженность перед учреждением)
(500 000 руб. x 30%)
2 206 31 560 2 201 11 610 150 000
Списана с балансового учета задолженность неплатежеспособного дебитора 2 401 20 273 2 206 31 660 150 000
Дебиторская задолженность неплатежеспособного дебитора принята к забалансовому учету 04 150 000

Пример 3. В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма причиненного ущерба 1 209 74 560 1 401 10 172 70 000
Списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность после приостановления уголовного дела 1 401 10 173 1 209 74 660 70 000
Дебиторская задолженность принята к забалансовому учету 04
Восстановлена в балансовом учете дебиторская задолженность после возобновления следствия по делу и установления виновных лиц 1 209 74 560 1 401 10 173 70 000
Дебиторская задолженность списана с забалансового учета 04 70 000

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

По результатам проведения годовой инвентаризации в казенном учреждении, относящемся к структуре МВД, выявлена дебиторская задолженность, числящаяся на балансе учреждения более года. Вправе ли организация списать такую задолженность с учета на забалансовый счет? Не будут ли являться действия учреждения незаконными и не повлекут ли за собой ответственность для его руководителя? В статье мы ответим на поставленные вопросы, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Например, в силу ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Таким образом, основанием для возникновения обязательства становится договор, заключенный между учреждением и заказчиком (покупателем). В большинстве случаев возникновение дебиторской задолженности является результатом неисполнения заказчиком (покупателем) обязательств, хотя оно может быть связано с задолженностью подотчетных лиц за выданные им денежные суммы, излишне уплаченными суммами налогов, сборов и пеней и пр.

Заметим, что вне зависимости от причин возникновения дебиторской задолженности она должна быть подтверждена первичными документами. Напомним, что данное требование содержится в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно нормам, приведенным в ст. 9 названного закона, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом, как отмечает Минфин в Письме от 08.04.2013 № 03-03-06/1/11347, документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые первичные документы о совершении хозяйственной операции, в результате которой образовался долг контрагента перед организацией (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.).

Какую дебиторскую задолженность правомерно списать с балансового учета?

Как указал Минфин в Письме от 31.07.2013 № 03-03-06/4/30650, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед организацией, по которым истек установленный срок исковой давности, и те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. 416, 417, 419 ГК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможность установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатность всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества.
Заметим, что аналогичные разъяснения приводились финансовым ведомством (в письмах от 19.08.2011 №03-03-06/2/131, от 16.06.2011 №03-03-06/1/352) и УФНС по г. Москве (в письмахот 13.04.2011 №16-15/035618.2@, от 13.04.2012 №16-15/032849@).

Как указали чиновники финансового ведомства в Письме от 08.08.2012 № 03-03-07/37, если есть несколько оснований признать долг безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из перечисленных оснований, то есть по истечении срока исковой давности.

Срок исковой давности. Как его исчислить?

10.03.2013 казенное учреждение МВД заключило договор с ООО «Мебельная фабрика «Интенсив» на поставку мебели для кабинетов административного здания. По условиям договора организация перечисляет на счет поставщика аванс (30% от стоимости договора). Выполнение заказа на изготовление и поставку мебели осуществляется в течение 10 рабочих дней, но не позднее 01.06.2013. 11.05.2013 учреждением был перечислен аванс. Поставщик не выполнил своих обязательств: мебель в учреждение не поставил, перечисленные на счет денежные средства не возвратил. С какой даты начинается отсчет срока исковой давности?

В соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по возникшей у бюджетного учреждения дебиторской задолженности начинается с 02.06.2013.

Если в договоре гражданско-правового характера не предусматривается срок его исполнения и не содержатся условия, позволя­ющие установить этот срок, то обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Обязательство, не выполненное в разумный срок, как и обязательство, срок выполнения которого определен моментом востребования, должник обязан выполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его выполнении, если обязанность выполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Как уже было отмечено выше, общий срок исковой давности равен трем годам. Однако гражданское законодательство выделяет и специальный срок исковой давности (ст. 197 ГК РФ): для отдельных видов требований он может быть сокращенным или более длительным по сравнению с общим сроком. Например, согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности равен одному году.

Учреждению необходимо следить за сроком исковой давности, так как по его истечении ограничена возможность воспользоваться судебной защитой нарушенных прав. Это означает, что учреждение не имеет права требовать оплаты поставленного по договору товара (выполненных работ, оказанных услуг) и возмещения убытков, вызванных невыполнением обязательства, через суд в принудительном порядке.

Несмотря на то что срок исковой давности имеет определенные границы, его течение может прерываться (ст. 203 ГК РФ). Прерывание срока исковой давности связано с совершением должником определенных действий по признанию своего долга:

  • частичной оплаты задолженности;
  • обращения к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • подписания акта сверки задолженности; и др.
Срок исковой давности при совершении приведенных действий каждый раз прерывается. Отсюда следует, что при прерывании в течение трех лет срока исковой давности хотя бы по одному из вышеуказанных оснований он может быть продлен. Время, истекшее до прерывания срока исковой давности, в новый срок не засчитывается, а исчисление данного срока со дня перерыва начинается заново.

Воспользуемся условиями примера 1. Поставщик так и не поставил мебель казенному учреждению. Перед составлением годовой отчетности организация проводила инвентаризацию имущества и обязательств. 15.12.2013 ООО «Мебельная фабрика «Интенсив» подписало акт сверки расчетов, подтвердив дебиторскую задолженность.

Таким образом, срок исковой давности, текущий с 02.06.2013, прервался и с 15.12.2013 начал течь заново.

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не следует из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.

Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она ­удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.

Как списать дебиторскую задолженность по авансовым платежам, нереальную к взысканию?

Результаты инвентаризации должны быть оформлены инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089, утверждена Приказом Минфина РФ № 173н).

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность по расходам списывается с баланса организации с отнесением на уменьшение финансового результата сумм, нереальных к взысканию, признанных таковыми на основании законодательства РФ следующей записью (п. 168.2 приложения 1 к Инструкции № 162н):

Дебет счета 1 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит счета 1 206 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам»

Заметим, что аналогичным образом в дебет счета 1 401 20 273 относится нереальная к взысканию дебиторская задолженность по подотчетным суммам, которая отражается на счете 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

Для наблюдения за возможностью взыскания дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников ее учитывают в течение пяти лет на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции № 157н, Письмо Минфина РФ от 29.05.2012 № 02-06-10/1902).

Аналитический учет по счету ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием их полного наименования, и иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности с дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений такая задолженность списывается с забалансового учета. Суммы поступившей задолженности подлежат перечислению в бюджет.

На 01.12.2013 в учете казенного учреждения, являющегося администратором дохода бюджета, числилась нереальная к взысканию дебиторская задолженность по выданным авансам организации, поставляющей материальные запасы, на сумму 10 000 руб. В декабре 2013 года задолженность по авансам по приобретению материальных запасов в сумме 10 000 руб. была списана на уменьшение финансового результата.

В учете казенного учреждения были сделаны следующие записи:

Рассылка "Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 3/2014

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 3/2014;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Задолженность

Содержание

Выполняя свои функции, казенные учреждения вступают в трудовые и гражданско-правовые взаимоотношения. Все это влечет за собой возникновение обязательств.

Обязательства казенного учреждения

Согласно Гражданскому кодексу РФ обязательством признают обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное или воздержаться от определенного действия (ст. 307 ГК РФ). Если согласно договору одна сторона несет обязанность в пользу другой стороны, то ее считают должником. Но она же будет и кредитором по тем обязательствам, которые имеет право требовать от другой стороны. В зависимости от того, кто является должником (контрагент или само учреждение), возникающие в результате заключенных договоров обязательства принято называть дебиторской или кредиторской задолженностью.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Кредиторская задолженность

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ст. 120 ГК РФ). При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Поскольку денежных средств в распоряжении казенного учреждения нет никаких, возникает уникальная ситуация, которой не бывает ни с какими иными видами юридических лиц: казенное учреждение своими действиями может привести к возникновению кредиторской задолженности, а вот расплачиваться за это будет бюджет публично-правового образования. Поэтому к кредиторской задолженности казенных учреждений и оказывается такое пристальное внимание, тем более к просроченной.

Вся система исполнения бюджета по расходам организована так, чтобы кредиторской задолженности не образовывалось вообще. Откуда может взяться кредиторская задолженность? Если учреждение приняло на себя обязательство и не смогло его исполнить. Но получатель бюджетных средств имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219 БК РФ). Неисполнение этой нормы будет административным правонарушением по ст. 15.15.10 КоАП РФ. То есть, не должно быть так, чтобы казенное учреждение заключило договор, а потом не нашло денег, чтобы его оплатить. Договор может быть заключен только в пределах свободных лимитов бюджетных обязательств.

Допустимой следует считать просроченную кредиторскую задолженность, возникшую только по двум причинам, не зависящим от воли учреждения: на основании нормативно-правовых актов или на основании исполнительного листа.

Например. Принят нормативно-правовой акт, вводящий новый вид социальных выплат населению. Но количество граждан, имеющих право на эту выплату, превысило заложенное в расчеты при составлении бюджета. В результате у учреждения, уполномоченного производить соответствующие выплаты, не хватило бюджетных ассигнований, и образовалась просроченная кредиторская задолженность.

Или, например, нормативно-правовым актом городского округа в середине года 2013 года была увеличена в десять раз кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании казенного учреждения, относящегося к бюджету субъекта РФ. В результате этого казенному учреждению просто не из чего было оплатить земельный налог за 2013 год.

Или, например, Министерство дорожного хозяйства субъекта РФ заключило контракт на поставку специальной дорожной техники. Поставленная техника не была оплачена по причине несоответствия требованиям. Поставщик отказался принимать технику назад, обратился в суд и доказал, что дело было не в технических характеристиках поставленной техники, а в неточности формулировок в контракте. Суд обязал министерство оплатить контракт и неустойку. Все это время (более двух лет) в учете министерства числилась кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность продолжила числиться и далее, поскольку в текущем году в бюджет министерства не были заложены средства на оплату этого контракта.

В составе кредиторской задолженности казенных учреждений отражают задолженность перед бюджетом (налоговые обязательства), перед государственными внебюджетными фондами, перед поставщиками и подрядчиками за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, перед сторонними организациями (полученные от них авансы по предстоящим расчетам на основании заключенных договоров), перед подотчетными лицами, перед работниками по депонированной заработной плате и т.д.

Кредиторская задолженность может быть прекращена двумя способами – исполнением обязательства (в том числе зачетом) и ее списанием как невостребованной.

Дебиторская задолженность

Дебиторской задолженностью считают задолженность юридических и физических лиц перед организацией, которая отражена в ее балансе на определенную дату (или имущественные требования учреждения к другим лицам, которые перед ним в долгу). В практике казенных учреждений дебиторская задолженность возникает чаще всего, когда учреждение перечисляет аванс поставщику или отпускает покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, оказывает услуги, выполняет работы на условии последующей оплаты.

Кроме того, должниками казенных учреждений могут быть подотчетные лица, не погасившие долг виновники недостачи, бюджет, государственные внебюджетные фонды и др.

Дебиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательства или продана, а также списана как нереальная к взысканию по истечении срока исковой давности либо вследствие невозможности исполнения обязательства.

Все доходы, полученные казенными учреждениями, должны быть отправлены в доход бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ). Поэтому, если казенное учреждение оказало платные услуги, выполнило работы или отгрузило продукцию, а оплату не получило, убыток понес непосредственно бюджет публично-правового образования.

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может исполнять свои обязательства только за счет бюджетных ассигнований. Поэтому, если учреждение произвело предоплату и не получило товары, работы, услуги в течение текущего года, то на следующий год эти средства надо истребовать с дебитора и вернуть в бюджет. Если же дебиторская задолженность прошлых лет не погашается, убыток несет непосредственно бюджет публично-правового образования.

Поэтому дебиторской задолженности в казенных учреждениях также уделяют пристальное внимание.

Управление задолженностью

В процессе своей деятельности казенные учреждения совершают различные хозяйственные операции, связанные с движением материальных и финансовых ресурсов или принятием обязательств. Если обязательства должно исполнить учреждение, то их называют кредиторской задолженностью, то есть учреждение должно своему кредитору (юридическому или физическому лицу) определенные суммы денежных средств или других активов. А если долги возникают у других юридических или физических лиц по отношению к учреждению, то такие обязательства называют дебиторской задолженностью, то есть дебитор должен учреждению деньги или имущество.

Конечно, наличие оперативной дебиторской и кредиторской задолженности – естественная ситуация финансово-хозяйственной деятельности. И трудно представить организацию, у которой на отчетный период отсутствовал бы тот или иной вид задолженности. Однако эта очевидность приводит к тому, что зачастую руководитель учреждения уделяет анализу и контролю дебиторской и кредиторской задолженности недостаточно внимания, просто передавая эти функции в бухгалтерию.

А ведь в настоящее время финансовые органы на всех уровнях бюджета практически во всех регионах активно ведут мониторинг и контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности казенных учреждений с целью предотвращения, снижения и ликвидации просроченной задолженности. При этом наличие прежде всего кредиторской задолженности, ее увеличение служит для органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, тревожным сигналом в отношении качества управления учреждением. Но если финансовый орган волнует кредиторская задолженность, то руководителя должна волновать дебиторская – поскольку именно она ведет к финансовым потерям учреждения. Поэтому не должен руководитель одну из основных функций – управление дебиторской и кредиторской задолженностью и контроль за нею – пускать на самотек.

Управление задолженностью представляет собой достаточно сложный процесс, в котором должны участвовать служба снабжения, руководители проектов, финансовая, юридическая службы.

Основные задачи, решаемые при управлении задолженностью учреждения:

– постоянный контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью по каждому дебитору и кредитору. Например, своевременный контроль и анализ позволят вовремя выявить просроченную дебиторскую задолженность и оперативно принять меры по ее взысканию;

– проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

– снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

– уделение большего внимания контролю дебиторской задолженности, так как именно она приводит к отвлечению денежных средств, что может привести к дальнейшей неплатежеспособности учреждения;

– своевременное погашение кредиторской задолженности, не допуская просрочек и штрафных санкций;

– выявление недобросовестных потребителей и поставщиков;

– проведение бухгалтерской и юридической службами учреждения совместных мероприятий, направленных на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

В управлении есть правило: "Хочешь управлять – начни измерять". Поэтому очень важно проводить периодический анализ показателей задолженности. Но предварительно нужно разработать порядок контроля задолженности (формы сводных документов, графиков платежей, регламент анализа задолженностей) и отразить в приказе об учетной политике.

Далее нужно назначить ответственного за контроль задолженности – внутреннего ревизора-аудитора, причем важно, чтобы ревизор подчинялся напрямую руководителю.

Затем определить периодичность, с которой будут контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Как правило, такой период устанавливают в 1–2 недели.

Для минимизации рисков, связанных с дебиторской задолженностью, ее необходимо постоянно контролировать. С установленной периодичностью нужно анализировать дебиторскую задолженность по контрагентам, срокам образования и объемам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

Читайте также: