Налоговые отчеты в узбекистане

Опубликовано: 25.04.2024

Успех налоговой реформы в Узбекистане зависит от правильного применения

Вопросы совершенствования налогового администрирования очень актуальны, так как успех налоговой реформы, проводимой в настоящее время в стране, во многом зависит от того, как новый Налоговый кодекс будет применяться на практике. Это, прежде всего, эффективный порядок проведения налоговых проверок, применения штрафных санкций, а также вопросы учета и отчетности. Недостатки законодательства в этой области негативно влияют на развитие частного сектора. Другим важным аспектом повышения эффективности налогового администрирования является оснащение налоговых органов современными информационными технологиями, которые позволят значительно повысить эффективность и оперативность сбора и обработки налоговой информации. В этом направлении активная работа ведется Государственным налоговым комитетом совместно с Программой развития ООН в рамках Проекта "Совершенствование налогового администрирования в Узбекистане". Корреспондент газеты "БВВ" встретился с директором Научно-информационного центра новых технологий при ГНК Рустамом Мустафакуловым и попросил ответить на несколько вопросов.

– Расскажите, пожалуйста, по подробнее о важном направлении – внедрение ИКТ в систему налогового администрирования?

– На сегодняшний день оснащение налоговых органов современными информационными технологиями является одной из главных задач. Это обозначено в постановлении Президента Республики Узбекистан "О совершенствовании системы отчетности, предоставляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование" от 15 июня 2005 года. В этой связи, на основе Технического задания Государственного налогового комитета в рамках проекта ПРООН "Совершенствование налогового администрирования в Узбекистане", разработан Программный комплекс "Прием и обработка налоговых расчетов и финансовых отчетов налогоплательщиков в электронном виде с формированием статистических отчетов в органах государственной налоговой службы". Программный комплекс состоит из восьми модулей, которые позволяют принимать налоговые расчеты и финансовую отчетность налогоплательщиков в электронном виде, а также обрабатывать данную информацию в Государственной налоговой инспекции.

– А какие удобства и возможности непосредственно для предпринимателей налогоплательщиков представляет внедрение данного программного комплекса?

– Внедрение данного комплекса позволит значительно повысить эффективность и оперативность сбора и обработки налоговой информации и приведет к снижению издержек как для бизнеса, так и для государства, и сделает налоговый процесс более прозрачным. Основными преимуществами сдачи отчетности в электронном виде для налогоплательщиков – это сокращение общих затрат времени на подготовку и сдачу отчетности, повышение оперативности обновления форм отчетности, минимизация количества ошибок при подготовке отчетности за счет применения программных средств, обеспечивающих проверку и контроль выходных документов, а также снижение значения человеческого фактора при приеме отчетности.

– А для налоговых органов?

– Для налоговых органов – это повышение объективности оценки отчетности и сокращение сроков ее принятия, совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов, т.е эффективное использование рабочего времени, повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков, анализ динамики поступления сумм налогов в бюджет, а также возможность прогноза этой динамики, сокращение объема бумажного документооборота.

– В каких регионах Узбекистана уже применяется комплекс электронного документооборота и когда полностью планируется завершить пилотирование данного комплекса?

– С VI квартала 2006 года проводится опытная эксплуатация программного комплекса в Ташкенте и Ташкентской области. Повсеместное внедрение комплекса планируется к сентябрю 2007 года.

– Сколько налогоплательщиков на сегодня отправляют электронные отчеты по Интернету?

– Выгоду от внедрения программного комплекса по сдаче отчетности в электронном виде ощутили уже более 5 тыс. налогоплательщиков – предприятий и организаций Ташкента и Ташкентской области. Впечатляет и динамика его использования налогоплательщиками. Так, электронной цифровой подписью в столице в октябре 2006 года обладали 4960 субъектов предпринимательства, в Интернете было представлено 9748 расчетов. За месяц эти показатели выросли на 10% и 14% соответственно. Таким образом, налицо явный рост популярности у пользователей комплексной программы электронной отчетности. Сейчас около 7000 налогоплательщиков отправляют отчетность в электронном виде.

– Давайте расскажем нашим читателям – потенциальным будущим пользователям Вашей программы, как стать пользователем данной программы? Будет ли переход на электронную систему сдачи отчетности в обязательном порядке или же по желанию налогоплательщика?

– Какие издержки будет нести налогоплательщик по установке и использованию данной программы?

– Внедрение данного комплекса абсолютно бесплатно для любого юридического лица.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее как происходит сам процесс отправки и принятия электронных отчетов?

– Возникает ли необходимость дублирования данной системы через предоставления отчетности на бумаге в налоговую инспекцию?

– В настоящее время, т.е. на момент экспериментального использования системы, сданные отчеты действительно в некоторых случаях дублируются в бумажном виде, но после принятия системы в производственную эксплуатацию достаточно будет отправлять его только в электронном виде.

– Имеются ли недостатки данной системы на данный момент?

– Да, на данный момент пока все еще имеются недостатки. В ходе пилотирования программного продукта осуществляется его доработка, в том числе с учетом замечаний, полученных по результатам независимого опроса экспериментальных пользователей. В связи с недавним правительственным решением, направленным на изменение режима налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, вносятся изменения и в соответствующие электронные формы отчетности.

– Какие меры предпринимаются со стороны разработчиков данного комплекса для его популяризации?

– Для обширного использования данного комплекса научно-информационным центром новых технологий создан Интернет сайт и форум по вопросам использование данного комплекса. На сайте можно найти информацию по обучению и поддержки пользователей системы, а также можно обновить изменившиеся электронные формы. Вся эта информация также доступна на сайте Налогового проекта Программы Развития ООН. Помимо этого, в средствах массовой информации появляется много публикаций о данной разработке. В дальнейшем мы планируем проводить широкую кампанию по информированию общественности об эффективности этой системы, так как к сожалению не все еще осведомлены о ней в достаточной мере.

– Какая дальнейшая работа планируется в направлении электронизации органов Государственного налогового комитета?

– Мы планируем, что следующим этапом электронизации налоговых органов станет создание интегрированной базы данных о налогоплательщиках на основе объединения потоков информации о финансово-хозяйственной деятельности. Информация будет поступать как от самих хозяйствующих субъектов, так и из других источников. База данных должна интегрировать налоговый, таможенный и статистический учет, а также банковскую информацию о выполнении налоговых обязательств налогоплательщиками, что позволит внедрить современные системы риск-анализа, сократить издержки и качественно повысить уровень налогового контроля и администрирования. Создание такой системы требует решения двух задач. Во-первых, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий – увеличение скорости передачи данных, уменьшение времени обработки информации, применение современных методов защиты информации. Кроме того, и что самое важное, необходимы людские ресурсы, которые способны решать поставленные задачи при помощи разработанной современной информационно-коммуникационной системы. Отсюда второй задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут владеть знаниями и навыками, позволяющими использовать весь потенциал данной системы.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физлиц и другое.

Названы изменения налоговой политики в 2021 году

Минфин подготовил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год», пишет пресс-служба ведомства.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС (15%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации - 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).

Вместе с тем, налоговая политика на 2021 год направлена на продолжение налоговых реформ, предусматривающих обеспечение прямого действия Налогового кодекса, дальнейшей поддержки экспортеров, справедливого распределения налоговой нагрузки и повышения эффективного использования природных ресурсов.

Законопроектом предусматривается включение в состав Налогового кодекса ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере), а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.

На 2020 год эти ставки были установлены Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

На 2021 год данные ставки изменены следующим образом:

а) по акцизному налогу предусматривается выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Вместе с тем, ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их предусмотренной индексации с 1 апреля 2020 года).

В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года. При этом, ставки на алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года, - с учетом отказа их индексации в 2020 году, и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, в частности, по пищевой продукции (20 видов товаров (соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.)), по электротехническим товарам (35 видов товаров (холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.)) и т.д. Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15 процентов.

б) по земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15 процентов.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

в) по налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов.

Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики - на 30 процентов, с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности. Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 было предусмотрено, что в период

с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроектом предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2020 года № УП-5989 «О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности».

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» - в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Республики Узбекистан, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа. Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Законопроектом предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4 процентов и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Данная мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

Единый налог в Узбекистане.

Начиная с 2004 г. Узбекистан вступил в стадию высоких темпов экономического развития. Так, темпы прироста ВВП в 2004 г. достигли 7,7%, а в первом полугодии 2005 г. — 7,2%.
В достижении высоких темпов развития экономики замет¬ное место занимают субъекты малого бизнеса. По состоянию на 1.01.2005 г. доля малого бизнеса во ВВП возросла до 35,6%, против 22,6% в 1998 г., благодаря быстрому росту количества субъектов малого бизнеса. Так, только в 2004 г. их количество увеличилось на 14% и составило к 1.01.2005 г. 274400 единиц, было создано дополнительно 427600 рабочих мест .
В Узбекистане действует единый налог, который введен взамен уплаты общегосударственных и местных налогов.
В результате снижается налоговое бремя, полностью от¬сутствуют авансовые и месячные платежи и отчеты, резко сни¬жается трудоемкость бухгалтерских расчетов и, в конечном счете, сокращается численность работников бухгалтерии на¬логоплательщиков и работников налоговых органов.
Однако при применении единого налога для плательщиков единого налога сохраняется:
а) порядок уплаты:
таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизного налога, сборов за таможенное оформление при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан);
налога на добавленную стоимость в отношении работ, услуг, импортируемых на территорию Республики Узбекистан;
сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров;
сбора за регистрацию юридических лиц;
сборов в Республиканский дорожный фонд;
отчислений в государственные целевые фонды и Фонд развития школьного образования;
государственных пошлин;
компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан;
б) порядок удержания налогов и обязательных платежей у источника выплаты в соответствии с законодательством.
Плательщиками единого налога являются микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие закупочную, снабженческо-сбытовую, брокерскую деятельность, а также оказывающие услуги по договору комиссии, которые, согласно установленным законодательством критериям (среднегодовая численность работников), относятся к категории микрофирм и малых предприятий. При определении среднегодовой численности работников микрофирм и малых предприятий учитывается также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в филиалах и представительствах, а именно:
– для пред¬приятий непроизводственной сферы – не более 10 чел.;
– в легкой и пищевой промышленности, металлообработке, приборостроении, мебельной, деревообрабатывающей промыш-ленности и промышленности стройматериалов – не более 100 чел.;
– в машиностроении, металлургии и в других отрас¬лях промышленности – не более 50 чел.;
– для организаций науки, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых ком¬паний) – не более 25 чел.
Объектом обложения является валовой доход. В состав валового дохода включается:
а) разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.
При реализации товаров по ценам ниже покупной стоимости, а также при безвозмездной передаче товаров для целей налогообложения продажная стоимость определяется исходя из покупной стоимости товаров.
Для микрофирм и малых предприятий, осуществляющих брокерскую деятельность, а также оказывающих услуги по договору комиссии, под валовым доходом понимается сумма комиссионного вознаграждения. При этом микрофирмы и малые предприятия, осуществляющие брокерскую деятельность, в целях налогообложения из суммы комиссионного вознаграждения исключают сумму комиссионного сбора, перечисляемого бирже от суммы сделки;
б) прочие доходы от основной деятельности (операционные доходы);
в) доходы от финансовой деятельности. При этом доходом от переоценки валютных статей баланса считается сальдо между положительной и отрицательной курсовой разницей. В случае превышения суммы отрицательной курсовой разницы над положительной сумма превышения не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на валовой доход;
г) другие доходы, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
При исчислении налогооблагаемого валового дохода из валового дохода исключаются:
а) сумма государственных субсидий;
б) доходы по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам;
в) дивиденды и проценты при наличии документов, подтверждающих уплату налога источником выплаты;
г) доходы, полученные в виде дивидендов и направленные в уставный капитал (фонд) предприятия, от которого они получены;
д) сумма таможенных платежей (таможенная пошлина, акцизный налог, налог на добавленную стоимость) в доле на реализованный товар предприятиями, реализующими товары по договорам консигнации.

Ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий

*) для лизинговых компаний в процентах к доходу лизингодателя (марже).
**) для предприятий, у которых разработка и внедрение компьютерных программных продуктов составляют не менее 80% от общего объема реализации товаров (работ, услуг).
Единый налог рассчитывается плательщиками самостоятельно, исходя из налогооблагаемого валового дохода и утвержденной ставки.
В случае если плательщики наряду с закупочной, снабженческо-сбытовой, брокерской деятельностью, оказанием услуг по договору комиссии, занимаются другими видами деятельности, то по этим видам деятельности они обязаны вести раздельный учет и по этим видам деятельности уплачивать соответствующие налоги, сборы и обязательные платежи, предусмотренные законодательством для данной категории налогоплательщиков.
По итогам первого квартала, полугодия и 9 месяцев налогоплательщики представляют в районную (городскую) государственную налоговую инспекцию по месту регистрации расчеты по единому налогу не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчетности. Единый налог уплачивается ежеквартально нарастающим итогом не позднее срока представления расчета .

«Приложение № 4 к постановлению Государственного налогового комитета, зарегистрированному 24 февраля 2020 года в Министерстве юстиции за № 3221».

I. Содержание отчета

Данная форма налогового отчета состоит из расчета и шести приложений:

1-е приложение. Виды платежей, не облагаемые социальным налогом.

2-е приложение. Расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения.

3-е приложение. Справка-расчет минимального размера фиксированной арендной платы для физических лиц, сдающих в аренду недвижимость.

4-е приложение. Сведения о доходах, полученных от источника дохода в Республике Узбекистан физическими лицами, являющимися нерезидентами Республики Узбекистан.

5-е приложение. Сведения о доходах в виде оплаты труда, исчисленных в разрезе каждого физического лица и налога на доходы физических лиц.

6-е приложение. Сведения об имуществе (за исключением дивидендов и процентов), материальных доходах и прочих доходах, а также о налоге на доходы физических лиц, исчисляемом в разрезе каждого физического лица.

II. Расчет по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу

1. Расчет заполняется юридическими лицами с начала года нарастающим итогом.

2. Строка «средняя численность работников в отчетном периоде» указывается в 5-м приложении по числу физических лиц, которые получили доходы. В строке «по месту работы, которое не является основным» расчета указывается численность работников, работающих на предприятии по совместительству.

3. В 011-й строке расчета отражается доход в виде оплаты труда, начисленный работникам, который подлежит налогообложению по ставкам социального налога (12 или 25 процентов) или иного (4.7, 5, 6, 7, 12 и 25 процентов) в соответствии со статьей 371 НК РУз.

4. В 0111-й строке расчета отражаются доходы иностранных работников, выплачиваемые юридическому лицу – нерезиденту Республики Узбекистан в соответствии с Договором об оказании услуг по предоставлению иностранного персонала для работы на территории Республики Узбекистан.

5. Строка 012 расчета отражает общую сумму доходов, начисленных юридическим лицом на основании статей 375 (без учета дивидендов и процентов), 376 и 377 НК РУз, физическим лицам (независимо от их трудовых отношений).

5.1. Согласно статье 375 НК РУз, при исчислении доходов, полученных от сдачи в аренду жилых, нежилых помещений, легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов и грузовых автомобилей физическим лицам, помимо отражения в 012-й строке расчета, в строке 040 Приложения № 3 «Справка-расчет минимальной арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду» обязательно указывается сумма ежемесячной арендной платы по каждому виду имущества, указанного в договоре аренды.

6. В 0121-й строке расчета отражается общая сумма дохода в виде материальной выгоды, с которой налог на прибыль с физических лиц не удержан, согласно письменному заявлению физического лица, не состоящего в трудовых отношениях.

В этой строке показан доход в виде материальной выгоды, указанный в статье 376 НК РУз, который выплачен физическим лицам, но без удержания налога на доход в соответствии со статьей 387 НК РУз.

7. Сумма дохода и налога на доход, исчисленная по 013-й строке счета, формируется при заполнении юридическим лицом 4-го приложения.

8. 020-я строка расчета формируется при заполнении юридическим лицом 1-го приложения «Виды платежей, не облагаемые социальным налогом».

9. 030-я строка расчета формируется при заполнении юридическим лицом 2-го приложения «расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения».

10. По 040-й строке расчета формируются налогооблагаемая база социального налога (011-я строка + 0111-я строка + 013-я строка – 020-я строка) и налога на доходы физических лиц (011-я строка + 012-я строка – 0121-я строка – 030-я строка).

11. 050-я строка расчета включает ставки социального налога (5-й столбец 12 или 25, 6-й столбец 4.7, 5, 6, 7, 12 и 25) и налога на доходы (12) физических лиц.

12. В 060-й строке расчета формируется сумма социального налога и налога на доходы (040-я строка х 050-я строка).

12.1. В 8-м столбце строки 060 расчета юридическим лицом отражается сумма обязательных взносов, начисленных ИНПС по ставке 0,1 процента по отношению к налогооблагаемому доходу физических лиц.

12.2. Строка 061 заполняется налоговыми агентами, которые являются юридическими лицами Республики Узбекистан, имеют обособленные подразделения и (или) филиалы с численностью работников более 25 человек. За исключением крупных предприятий.

При этом сумма социального налога филиалами и (или) обособленным подразделением уменьшается (в графах 5 и 6), уменьшается сумма налога на доход, взимаемого головным офисом с физических лиц, относящихся к обособленному подразделению и (или) филиалам (графа 7).

Порядок заполнения отчета по социальному налогу и налогу на доходы физических лиц для головного офиса.

В 011-й строке расчета «Доходы в виде оплаты труда» указывается 40 млн сумов, в графе 7 строки 061 указывается сумма налога на доходы филиала – 3,6 млн сумов (30 млн сумов x 12%). Сумма взносов ИНПС (8-я графа строки 060) составляет 10 тысяч сумов (10 миллионов сумов x 0,1%). Графы 5, 6 строки 061 не заполняются.

Расчет представляется в Государственную налоговую инспекцию Шайхантахурского района г. Ташкента.

Порядок заполнения отчета по филиалу (обособленному подразделению).

Расчет выполняется исходя из фонда оплаты труда сотрудников филиала. В 011-й строке расчета 30 млн сумов, в соответствующих графах строки 061 автоматически рассчитывается сумма социального налога – 3,6 млн сумов (30 млн сумов x 12%) и сумма налога на доходы филиала – 3,6 млн сумов (30 млн сумов x 12%). Сумма взносов ИНПС (8-я графа строки 060) составляет 10 тысяч сумов (10 миллионов сумов x 0,1%).

При представлении отчета по филиалу 061-я строка заполняется только по части социального налога, то есть по 5-й графе 3,6 млн сумов (30 млн сумов x 12%) сумма социального налога, в то время как 7-я графа не заполняется.

Расчет представляется в Государственную налоговую инспекцию города Бухары Бухарской области.

13. В 070-й строке расчета формируется дополнительно начисленный налог на доход по 070-й строке 3-го приложения «Справка-расчет минимального размера арендной платы, установленного для физических лиц, сдающих в аренду имущество».

14. В 080-й строке расчета юридическим лицом отражается сумма взносов, добровольно начисленных в ИНПС. Размер этого добровольного сбора также должен быть отражен во 2-м приложении «Расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения».

15. В 090-й строке расчета формируются суммы социального налога (36-й код), налога на доходы (46-й код) физических лиц и отчислений в ИНПС (101-й код), поступающих на личную карточку налогоплательщика.

15.1. Сумма налога на доходы физических лиц по строке 090 = 013-я строка + 060-я строка – 061-я строка + 070-я строка – сумма обязательных взносов, начисленных в ИНПС по строке 060.

15.2. Сумма социального налога по 090-й строке = строка 060-я – строка 061.

III. 1-е приложение. Виды платежей, не облагаемые социальным налогом

16. Приложение состоит из двух частей, первая отражает налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, вторая часть отражает налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с другими нормативно-правовыми актами.

IV. 2-е приложение. Расшифровка доходов физических лиц, освобожденных от налогообложения

17. Приложение состоит из двух разделов. В первом отражены льготы, применяемые к резидентам Республики Узбекистан. Общая сумма этих льгот суммируется в 030-й строке расчета. Во втором разделе отражены льготы, применяемые к нерезидентам Республики Узбекистан. Общая сумма этих льгот суммируется в 020-й строке приложения 4.

V. 3-е приложение. Справка-расчет минимального размера фиксированной арендной платы для физических лиц, сдающих в аренду недвижимость

18. В 010-й строке справки указывается единица измерения имущества, арендованного у физических лиц.

19. В 020-й строке указаны минимальные суммы ежемесячных ставок арендной платы, установленные законодательством.

20. В 030-й строке автоматически формируется минимальная сумма ежемесячного арендного платежа.

21. Строка 040 отражает сумму ежемесячной арендной платы, предусмотренную договором аренды между юридическим и физическим лицами. Эта сумма также должна быть отражена в 012-й строке расчета.

22. В строке 050 формируется сумма дополнительно начисленного налога на доход ((030-я строка – 040-я строка) х 12%).

23. Строка 060 отражает дополнительно начисленную сумму налога на доход физических лиц за предыдущий отчетный период.

24. По 070-й строке формируется сумма доначисленного налога на доход за отчетный период, и эта сумма отражается в 070-й строке расчета.

1) Нежилое помещение, расположенное в городе Ташкенте, площадь которого составляет 30 кв. м, сумма ежемесячной арендной платы по договору составляет 500 000 сумов;

2) Легковой автомобиль – сумма ежемесячной аренды по договору составляет 300 000 сумов;

3) Грузовой автомобиль – сумма ежемесячной арендной платы по договору составляет 800 000 сумов.

Общая договорная сумма аренды –1 600 000 сумов (500 000 + 300 000 + 800 000).

Эта сумма (1 600 000 сумов) отражается в 012-й строке расчета.

Наряду с этим в 040-й строке Приложения № 3 «Справка-расчет минимального размера указанной арендной платы для физических лиц, сдающих в аренду объекты недвижимости» заполняется по каждому арендуемому объекту.

Поскольку сумма договора (1 600 000 сумов) меньше установленной законом минимальной суммы аренды (2 250 000 сумов), то разница в сумме аренды, то есть 650 000 сумов (2 250 000 – 1 600 000), дополнительно облагается налогом на доход (650 000 * 12%) = 78 000 сумов.

СПРАВКА-РАСЧЕТ минимального размера арендной платы для физических лиц, сдающих в аренду имущество


VI. 4-е приложение. Сведения о доходах, полученных от источника дохода в Республике Узбекистан физическими лицами, являющимися нерезидентами Республики Узбекистан

25. Эти сведения заполняются юридическими лицами, выплачивающими доходы нерезидентам нарастающим итогом.

26. В графах 4 и 5 010-й строки отражается сумма доходов, начисленных нерезиденту, а сумма доходов, отраженных в графе 3, отражается в графе 3 013-й строки расчета.

26.1. В строке 011 сумма имущественных доходов, материальной выгоды и прочих доходов по строке 010 отражается отдельно.

27. 020-я строка расчета включает общую сумму льгот, примененных к нерезидентам в строке 0600 Приложения № 2.

28. По 030-й строке формируется налогооблагаемая база за вычетом льгот.

29. Строка 040 включает в себя фиксированные ставки налога на доходы (6 и 20) для нерезидентов.

30. Налог на прибыль, рассчитанный по 050-й строке, формируется и переходит в 7-й столбец 013-й строки расчета.

Примечание. Перечень физических лиц-нерезидентов, получивших доход на основании данного приложения, не отражается в Приложении № 5.

VII. 5-е приложение. Сведения о доходах в виде оплаты труда, исчисленных в разрезе каждого физического лица и налога на доходы физических лиц

31. В данном приложении отражается перечень работников, получивших доходы в виде оплаты труда, исчисленные в соответствии со статьей 371 НК РУз.

32. Все графы приложения должны быть обязательно заполнены.

33. В 6–7-й колонках указываются доходы в виде оплаты труда, начисленные работникам.

34. Общая сумма по столбцу 6 обязательно должна быть равна сумме в 011-й строке расчета.

35. Сумма налога на доходы, рассчитанная в графах 8–9, отражается с включением суммы обязательных отчислений в ИНПС.

VIII. Сведения об имущественных (за исключением дивидендов и процентов) доходах, доходах в виде материальной выгоды и прочих доходах, а также о налоге на доходы физических лиц, исчисленных в разрезе каждого физического лица

36. В данном заявлении отражается перечень физических лиц, получивших доходы, начисленные на основании статей 375 (за исключением дивидендов и процентов), 376 и 377 НК РУз.

37. Все графы приложения должны быть обязательно заполнены.

38. По столбцам 4–5 показываются в полном объеме доходы, начисленные физическим лицам.

39. Общая сумма столбца 4 обязательно должна быть равна сумме по 012-й строке расчета.

40. Столбцы 6–7 отражают сумму начисленного налога на доходы.

41. Согласно статье 387 НК РУз, в случае, если в отчетном месяце налог на доходы физических лиц в виде материальной выгоды не удерживается по письменному заявлению физического лица, не состоящего в трудовых отношениях, в графе 7 должно быть указано число «0».

42. Сумма налога на доходы физических лиц, не удержанная и указанная в графе 7 как «0», обязательно отражается в 0121-й строке расчета.

IX. Причины непринятия отчета налоговым органом

43. Цифры в расчетах отрицательные.

44. Невключение или неправильное внесение налоговых ставок в 050-ю строку счета.

45. Сумма счета по 0121-й строке превышает сумму по 012-й строке.

46. Сумма взносов, начисленных в ИНПС в отчетном месяце по графе 8 строки 060 расчета, указана в размере более 0,1 процента.

47. В 061-й строке одновременно отражается сумма социального налога (5-й и 6-й столбцы) и налога на доходы (7-й столбец).

48. Незаполнение полностью всех граф приложений №№ 5 и 6.

49. Несоответствие общей суммы дохода в графе 6 Приложения № 5 сумме дохода в 011-й строке расчета.

50. Несоответствие общей суммы дохода в графе 4 Приложения № 6 сумме дохода в 012-й строке расчета.

51. Отправка расчета с незагруженными приложениями №№ 5 и 6.

Ойбек АЗИМБАЕВ, главный инспектор
Управления по оказанию услуг
юридическим лицам ГНК РУз.

НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2021 ГОДУ

Для неплательщиков налога с оборота, в том числе:
- предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум;
- импортёров товаров;
- производителей подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющих добычу полезных ископаемых;
- юридических лиц — сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью пятьдесят гектаров и более;
- юридических лиц, осуществляющих реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
- юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации лотереи;
- стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынков и торговых комплексов;
- и других:

- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ . Ставка в соответствии со статьёй 337 Налогового Кодекса РУз в зависимости от вида деятельности (базовая - 15%). Расчёт сдаётся до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт – не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата налога производится не позднее сроков представления налоговой отчётности.

Налогоплательщики, у которых совокупный доход за предшествующий налоговый период превысил 5 миллиардов сум, уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу не позднее 23 числа. Исчисление ежемесячного авансового платежа осуществляется налоговыми органами.

- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ . Ставка 15%. Расчет и уплата до 20 числа месяца следующего за отчётным.


У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 миллиард сум и других плательщиков налога с оборота:

- НАЛОГ С ОБОРОТА . Ставка в зависимости от вида деятельности (базовая ставка 4%). Расчёт до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт - не позднее 15 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.

Для всех предприятий, у которых есть кадастр:

- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ . Ставка в зависимости от месторасположения в соответствии со статьёй 429 Налогового Кодекса РУз. Расчёт до 10 января текущего отчётного периода. Уплата налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота - до 10 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают налог ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога.

- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО . Ставка 2%. Авансовая справка до 10 января. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, не позднее 10 числа ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают авансовые платежи не позднее 10 числа третьего месяца отчётного квартала ежеквартально, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок сдачи годовой финансовой отчётности.

У тех предприятий, у которых есть договор с водоканалом:

- НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ . Ставка в зависимости от вида деятельности в соответствии со статьёй 445 Налогового Кодекса РУз. Авансовая справка до 20 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее 30 дней со дня государственной регистрации. Авансовые платежи уплачиваются юридическими лицами, не являющимися плательщиками налога с оборота, у которых сумма налога превышает 200 БРВ, не позднее 20 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Юридические лица, у которых сумма налога не превышает 200 БРВ, а также плательщики налога с оборота уплачивают налог не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок представления годовой финансовой отчётности.

Налоги, связанные с оплатой труда:

- СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (РАНЕЕ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ) . Ставки в зависимости от налогоплательщика (базовая ставка 12%). Расчёт и уплата до 15 числа месяца следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.

- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ . Ставка: для резидентов Республики Узбекистан – 12%, для нерезидентов - 20%. Расчёт предоставляется налоговым агентом до 15 числа месяца, следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата одновременно с выплатой доходов налогоплательщику, но не позднее сроков представления налоговой отчётности.

налоги в узбекистане, ндс узбекистан, ндс в узбекистане, налогообложение узбекистан, налогообложение в узбекистане

Читайте также: