Налоговые льготы ямал спг

Опубликовано: 16.05.2024

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) удовлетворил просьбу предправления «Новатэка» Леонида Михельсона об обнулении пошлин и налогов для газовозов, зафрахтованных компанией. Письмо с просьбой освободить работающие с проектом «Ямал СПГ» суда от таких сборов Михельсон отправлял в июне прошлого года Дмитрию Медведеву, который тогда занимал пост премьер-министра, писал «Коммерсантъ». Решение обнулить пошлины было принято на заседании Совета ЕЭК 19 декабря, рассказали «Ведомостям» четыре собеседника, знакомых с ходом обсуждения запроса, и подтвердил представитель совета. «Россией предложено разрешить временный ввоз указанных судов без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов для перевозок природного газа и газового конденсата в акватории Северного морского пути», – сообщил представитель Совета ЕЭК. Обновленный режим временного ввоза для таких судов будет действовать до 30 декабря 2043 г. Предельный срок непрерывного нахождения на таможенной территории Таможенного союза без уплаты пошлин и налогов увеличен с одного года до трех лет, сообщили в Совете ЕЭК. Проект решения уже подписан Россией, Казахстаном и Киргизией, подтвердил представитель Минэкономразвития: «Ожидается подписание Белоруссией и Арменией».

Минпромторг согласился с просьбой «Новатэка», сообщил представитель министерства, но подчеркнул: «Льгота предоставляется только в отношении судов, которые были зафрахтованы в период 2014–2016 гг. ввиду отсутствия специализированных судов-газовозов отечественного производства». Таким образом, исчерпывающий список освобожденных от уплаты пошлин и налогов танкеров ограничивается списком, который правительство утвердило в марте 2019 г. В общей сложности в него входит 28 судов, в том числе 15 газовозов ледового класса Arc7, построенных в Южной Корее для проекта «Ямал СПГ». Расширение этого списка в перспективе не планируется, следует из ответа Минпромторга. «Распространение данной льготы на суда, которые способна строить наша промышленность, противоречит интересам отечественного судостроения», – пояснил представитель министерства.

Проблема с необходимостью оформления временного ввоза на газовозы и уплаты соответствующих сборов возникла у «Новатэка» вместе с изменением логистики доставки продукции «Ямал СПГ» на внешние рынки. Изначально предполагалось, что после получения груза на Ямале газовозы Arc7 будут доставлять его западным маршрутом до Европы, где возможна перевалка на суда меньшего ледового класса. Альтернативный вариант – переход в восточном направлении по Северному морскому пути с прямым выходом на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. В любом из сценариев суда регулярно покидали бы границы Таможенного союза. Однако вместе с расширением планов по производству СПГ в Арктике «Новатэк» анонсировал строительство перевалочных терминалов под Мурманском и на Камчатке. Использование Arc7 только на этих участках позволит оптимизировать затраты на транспортировку СПГ и снижает потребность в заказе дополнительных танкеров повышенного ледового класса. Но в этом случае Arc7 перестанут покидать пределы территориальных вод страны, что по действующему закону накладывает на иностранных судовладельцев обязанность оформлять их по процедуре временного ввоза.

19,55 млн т

углеводородов экспортировано в 2019 г. с проекта «Ямал СПГ», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Уральского таможенного управления. Большая часть этого объема – сжиженный природный газ (фактическая мощность завода около 18 млн т в год), остальное – конденсат

Общая стоимость судов, которые планируется освободить от уплаты пошлин и налогов, – около $7,5 млрд, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на текст письма Михельсона. Изменение логистической схемы создает «обязательство по оформлению временного ввоза судов с уплатой таможенных пошлин в размере 0,15% от таможенной стоимости», цитировало документ издание.

В стандартном – без обнуления пошлин и налогов – сценарии процедура временного ввоза танкера подразумевает, что судовладелец обязан заплатить таможенную пошлину в размере 5% таможенной стоимости и 20% НДС, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов. При суммарной стоимости зафрахтованных «Новатэком» судов в $7,5 млрд общий размер этих платежей мог бы составить около $1,95 млрд, делится расчетами Маслов. «Это было бы совершенно непомерной нагрузкой для судовладельцев, – говорит Маслов. – При том что российские СПГ-проекты сами по себе выглядят очень привлекательно, подобные затраты лишают иностранных перевозчиков всякого интереса с ними работать». Согласие правительства предоставить уже зафрахтованным танкерам льготы – вынужденная мера, считает адвокат. «Но пока отсутствуют российские суда такого класса, отказ в обнулении пошлины мог бы серьезно подорвать экономику российских СПГ-проектов», – резюмирует Маслов.

Льготы для уже зафрахтованных танкеров необходимы «для сохранения экономических параметров реализации проекта «Ямал СПГ», согласованных с кредиторами и акционерами», цитировал «Коммерсантъ» объяснение «Новатэка». На запрос «Ведомостей» компания не ответила.

Сумма пошлины и НДС для ввозимых судов рассчитывается сразу, но это не единовременный платеж, указывает собеседник «Ведомостей», знакомый с порядком оформления временного ввоза. В дальнейшем за каждый полный и неполный месяц пребывания в территориальных водах России судовладелец выплачивает 3% от полученной суммы.

При необходимости оформления временного ввоза на все суда из списка, ежемесячный платеж составил бы около $58,5 млн (из них $11,25 млн — пошлина).

Оформление ввоза на каждый Arc7 (стоимость около $360 млн), работающий сейчас под иностранным флагом, стоило бы около $93,6 млн, а размер ежемесячного платежа — около $2,8 млн.

Использование такого танкера на западном направлении — с перевалкой под Мурманском до трех раз в месяц — увеличивает затраты на транспортировку СПГ из Сабетты на $0,29/MBTU, следует из расчетов «Ведомостей». В случае перевалки на Камчатке — на $0,87/MBTU.

В пятницу, 8 декабря, на Ямале состоялась торжественная погрузка сжиженного газа с завода, построенного НОВАТЭКом в партнерстве с Total, CNPC и Silk Road Fund. Последовательный ввод трех очередей, намеченный на 2017, 2018 и 2019 годы, позволит производить на новом предприятии в полтора раза больше СПГ, чем на действующем заводе «Газпрома» на Сахалине (16,5 млн т против 10,9 млн). В результате к 2020 году Россия будет поставлять на мировой рынок свыше 27 млн т сжиженного газа — это больше, чем сегодня экспортирует Малайзия (25,7 млн т в 2016 году, согласно данным Международного газового союза), третий по величине после Катара и Австралии производитель СПГ.

Помощь

Ввод завода в эксплуатацию — заслуга не только акционеров, но и российских налогоплательщиков, которые щедро их субсидировали. Южно-Тамбейское месторождение, служащее для «Ямал СПГ» ресурсной базой, будет освобождено от НДПИ на газ в первые 12 лет добычи при условии, что ее совокупный объем за этот период не превысит 250 млрд куб. м. На тех же условиях предоставлено освобождение от налога на имущество и льготы по налогу на прибыль, который составит не 18%, а 13,5%. До конца строительства завода акционеры освобождены от уплаты НДС при покупке оборудования, не имеющего аналогов в России, а по его окончании смогут воспользоваться нулевой пошлиной на экспорт СПГ.

Проект получил и прямые субсидии: в 2015 году правительство одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния. За счет государства было на три четверти (71 млрд из 96 млрд руб.) профинансировано строительство грузового порта Сабетта. Крупная господдержка отчасти объясняется фактором санкций, под которые в 2014 году подпал НОВАТЭК, из-за чего у компании возникли сложности с привлечением проектного финансирования: неслучайно оно на две трети было обеспечено китайскими банками (China Exim Bank и China Development Bank), в 2016 году предоставившими кредиты на $12 млрд.

Свою роль сыграло и промедление правительства с либерализацией экспорта СПГ. Изначально предполагалось, что экспортировать сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет «Газпром экспорт», с которым НОВАТЭК в 2010 году заключил агентское соглашение. Однако за три последующих года «Газпром экспорт» не подписал ни одного поставочного контракта, под который бы акционеры «Ямал СПГ» могли закладывать кредиты. Вскоре же после долгожданной либерализации экспорта СПГ (ноябрь 2013 года) были введены санкции, из-за чего проект попал в зависимость от благосклонности государства.

Отдача

Но могут ли санкции служить оправданием для столь масштабной господдержки? Будучи важным для СПГ-отрасли, проект не подтолкнет развитие смежных секторов экономики: к примеру, в первые восемь месяцев 2017 года в поставках оборудования для завода доминировал импорт из Китая, Индонезии и Бельгии (данные Таможенной службы ЯНАО). Не создаст проект и большого количества новых рабочих мест для региона: даже после завершения строительства число работников на предприятии не превысит 1400.

Аргумент о важности локализации в России новых зарубежных технологий тоже можно подвергнуть сомнению: Россия еще долго будет зависеть от импорта технологий крупнотоннажного сжижения газа из США (APCI, Conoco-Phillips) и Европы (Shell, Linde AG). Изменить ситуацию, возможно, позволит совместный проект «Газпрома» и «Криогенмаша» (холдинг ОМЗ) по разработке оборудования, позволяющего производить до 100 т СПГ в час (0,87 млн т в год). Но не факт, что эти усилия увенчаются успехом.

«Ямал СПГ» — далеко не единственный газовый мегапроект, получающий большие налоговые послабления. Еще пример — строящийся газопровод «Сила Сибири», под который «Газпром» получил освобождение от НДПИ и налога на имущество для газа и объектов Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Необходимость инвестировать в «Силу Сибири» стала одной из причин снижения рентабельности «Газпрома», который по итогам девяти месяцев 2017 года зафиксировал убыток в 9,2 млрд руб. (данные отчетности по РСБУ), уйдя в минус впервые с дефолтного 1998 года. А значит, скромными окажутся и дивидендные выплаты монополии, которая и так отказывалась направлять на них 50% прибыли по МСФО или РСБУ, в зависимости от того, где прибыль больше: по итогам 2016 года вопреки позиции Минфина «Газпром» заплатил лишь 20% по МСФО (190,3 млрд из 952 млрд руб.).

Странная, выходит, сырьевая зависимость: не газовая промышленность поддерживает бюджет, а​ наоборот, налогоплательщики субсидируют производителей газа. И это на фоне роста действующих (утилизационный сбор на автомобили) и ввода новых сборов (инвестиционный сбор в морских портах, утилизационный сбор на средства тяжелого и энергетического машиностроения, пошлины на импорт станков и оборудования), из-за чего только в 2018 году бизнес потеряет 100 млрд руб. (оценка РСПП, «Опоры России», ТПП и «Деловой России»). В условиях когда Резервный фонд практически исчерпан, а ФНБ все активнее используется для нужд бюджета, имеет смысл задуматься о ревизии этой субсидиарной схемы.


Авторитетное британское издание Petroleum Economist назвало завод «Ямал СПГ», принадлежащий НОВАТЭКу Леонида Михельсона, лучшим СПГ-проектом года. Однако, давайте посмотрим за счёт чего российская частная компания взяла эту высоту? На самом деле НОВАТЭК ведёт бизнес на весьма льготных условиях. Южно-Тамбейское месторождение, откуда идет газ на «Ямал СПГ», освобождено от НДПИ на газ в течение первых 12 лет добычи. Предприятие не платит ни копейки налога на имущество и пользуется льготами по налогу на прибыль, который составляет для НОВАТЭКа не 18%, а 13,5%. До конца строительства завода импорт оборудования, не производящегося в России, не облагается НДС. Ну и самое главное: НОВАТЭК освобожден от экспортных пошлин на продажу СПГ.

Мало того, Михельсон постоянно получает преференции из бюджета. Так, государство поддержало НОВАТЭК деньгами Фонда национального благосостояния (ФНБ), выкупив облигаций «Ямал СПГ» на сумму 150 млрд рублей. Не забываем, что и строительство грузового порта Сабетта, откуда НОВАТЭК вывозит сжиженный газ, на 75% (71 из 96 млрд рублей) профинансировано из госбюджета. Также за счёт бюджетных денег построен аэропорт Сабетта и проведены дноуглубительные работы в Обской губе.

Но и это ещё не всё! Как говорится, аппетит приходит во время еды, теперь Михельсон добивается бюджетного финансирования для своего нового детища — «Арктик СПГ-2». На строительство терминала «Утренний» в Обской губе необходимо 103,6 млрд рублей. Олигарх по-прежнему считает, что транспортная инфраструктура для его проектов должна создаваться за счёт государства, поскольку это объекты федеральной собственности. Но почему-то у Михельсона замалчивают тот факт, что практически вся эта инфраструктура создаётся исключительно и только для бизнеса НОВАТЭКа – производства и транспортировки СПГ. Ни для чего больше она не приспособлена!

На днях появилась информация, что требуемая Михельсоном сумма не запланирована в федеральном бюджете на 2020 год. Предусмотрено лишь выделение 41 млрд рублей в 2022 году. Реакция олигарха не заставила ждать – он тут же написал президенту письмо, в котором предупредил, что без бюджетных средств завод «Арктик СПГ – 2» не будет запущен в установленные сроки — 2023–2025 годы. Пресс-служба Медведева тут же отреагировала: вопрос финансирования проекта сейчас рассматривается.

Речь в данном случае может идти о финансирование проекта из средств ФНБ. По существующим правилам, правительство сможет начать инвестировать средства Фонда, когда его ликвидная часть превысит 7% ВВП. Произойти это должно в следующем году. По оценкам Минфина, в 2020 году на инвестиционные проекты из ФНБ можно будет потратить 1,8 трлн руб., в 2021 г. – 4,2 трлн. Скорее всего, именно на эти деньги и рассчитывает Михельсон.

Справка «ЯмалPRO»:

Общая стоимость проекта «Арктик СПГ-2» — $21,3 млрд. Мощность — 19,8 млн тонн в год. Ресурсная база – Салмановское (Утреннее) месторождение на полуострове Гыдан. Завод по производству СПГ и терминал по его отгрузке будет размещён в акватории Обской губы.


Напомним, в этом году Михельсон уже договорился с ямальскими властями об инвестиционном вычете из налога на прибыль в 40 млрд рублей. Эти средства пойдут на проведение дноуглубительных работ в Обской губе для обеспечения беспрепятственного подхода морских судов глубокой осадки к терминалу «Утренний». В ямальском правительстве считают, что «проект «Арктик СПГ-2» создаст новые рабочие места и обеспечит дополнительные поступления в региональный бюджет, что в целом создаст мультипликативный эффект для развития экономики региона».

Издание «Коммерсант» сообщает, что эти 40 млрд рублей уже перечислены на спецсчет в «Росатоме», но из письма Михельсона президенту, можно сделать вывод, что олигарха не устраивают сроки подготовки проектно-сметной документации на расширение судоходного канала — вторая половина 2020 года. В «Росатоме» подтверждают, что ямальские деньги действительно получены, но их, согласно Налоговому кодексу, можно тратить только на строительство объектов, находящихся исключительно в федеральной собственности: подводные гидротехнические сооружения (морской и подходной каналы), объекты безопасности мореплавания. Проектно-сметная документация для расширения канала будет подготовлена в установленные сроки, отметили в «Росатоме».

Согласитесь, сложно не стать «проектом года», когда все новатэковские «хотелки» щедро оплачиваются из карманов российских налогоплательщиков.

Рейтинг новости:

Просмотры:





Комментарии:





Поделились:





5 Итого:





1 Star
2 Stars
3 Stars
4 Stars
5 Stars

Комментарии

налоговые льготы НОВАТЭКу из бюджета ЯНАО за 2018 год:
— налог на имущество — 27 миллиардов рублей;
— налог на прибыль — 10 миллиардов рублей.
ИТОГО за 2018 год: 37 миллиардов рублей.

за 2019 год сумма налоговых льгот НОВАТЭКу из бюджета ЯНАО превысит 50 (пятьдесят) МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ.

Вопрос губернатору Артюхову:
Дмитрий Андреевич, вы по-прежнему настаиваете на том, что отменённая в ноябре 2018-го года по ВАШЕЙ ИНИЦИАТИВЕ налоговая льгота по транспортному налогу для населения по авто с мощностью ДО 150 л.с. была экономически обоснована? Так уж ли вам было необходимо залезать в карман к рядовым ямальским семьям?

эту льготу в 2019 году в последний раз получили более 123 тысяч ямальских семей, то есть почти всё население окоуга. кстати, цена этой льготы для бюджета всего-то 270 МИЛЛИОНОВ (не миллиардов!) рублей в год.

Дорогие ямальцы! В следующем году вы будете по полной платить повышенный налог за свои автомобили, поминая добрым словом своего молодого губернатора, самой первой инициативой которого на новом посту была отмена льготы по транспортному налогу для населения по авто с мощностью до 150 л.с.

Браво! Аплодирую стоя! Вопрос класс. Жаль не ответит Лжедмитрий II.

Думаю, что этот вопрос, в ходе «кривой линии с губернатором», не прозвучит…

Дарю лайфхак.
Наш нежный мальчик-инстаграм имеет уязвимое место, а именно сам инстаграм. Если люди начнут ежедневно задавать там один и тот же вопрос, не ответить будет «ваще не по пацански»:-))) Вопрос сформулирован корректно, остаётся его только размещать под каждой публикацией в инсте. Одного блокируют, второй тупо продолжает бомбить … А это штука публичная и «съехать с базара», типа «не видал», уже не получится!

И кому и что хорошего от этого, только себе карман, за счёт бюджетных денег, которые платят налогоплательщики, многие из которых и без того с тощей шейкой хочет вылезти

Власть в стране сегодня не для народа, а для таких как Михельсон и другие друзья утина.
Если вы не друг президента, если не занимались с ним в детстве дзюдо, если не работали с ним вместе в КГБ, то вам положено платитьь все налоги, от подоходного до транспортного, регурно платить за квартиру, иначе у вас автоматически на основании судебного приказа спишут с зарплатного счета — и вы даже не узнаете, просто придёте в магазин за хлебом, а на карте денег нет, что бы рассчитаться…
А друзьям путинским — миллиарные льготы и миллиарные беспрцентные кредиты на их бизнес! И главное, не забывайте смотреть зомбоящик, там вам расскажут про Украину и Трампа)

Проект лучший, потому что что на нем нужные люди зарабатывают.
Так усердно зарабатывают, что потом копеек на выплату детских пособий не хватает

При общей стоимости Арктик СПГ 2 в 21,3 млрд. долларов, сумма в 103 млрд. рублей выглядит ни о чем. Тем более средства пойдут на морской порт, который будет принадлежать государству и проносить прибыль в казну от аренды. Не говоря уже о прибылях, которые будут поступать от продажи газа. Так что писателям таких опусов стоит задуматься, стоит ли построить выгодный для государства инфраструктурный объект за сотню миллиардов или лучше тратить триллионы, например, на бесполезные олимпийские деревни…

Ты конечно трезвенник, но наркоман, завязывай! Какие деньги в бюджет, если освобождение от налогов? Какая Государственная компания, когда основные акционеры иностранные компании и физ лица?
Какая нафиг выгода, когда торгуют по себестоимости, а навар имеют от собождения от налогов.

Добавить комментарий Отменить ответ

Похожие:

«На кроссовере без проблем». Ямальские автомобилисты испытывают закрытую трассу Салехард – Надым






Запрет властей на проезд по трассе Салехард – Надым – не указ для ямальских автомобилистов. Они продолжают тестировать дорогу на возможность проезда по ней и испытывать собственные машины на прочность. Очередной автомобилист проехал по трассе Салехард . Читать полностью >>

Жительница Ноябрьска набрала кредитов и отправила мошенникам два с половиной миллиона рублей






В Ноябрьске возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Жертвой аферистов стала женщина – она отдала им собственные сбережения и кредитные деньги в размере почти 2,5 млн рублей. В ходе проверки установлено, что заявительнице . Читать полностью >>

«Войдет в книгу рекордов Гиннеса по числу обещаний». Ямальцам в очередной раз посулили мост через Обь






Ямал готов приступить к строительству моста через реку Обь, доложил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин президенту РФ Владимиру Путину во время совещания по реализации отдельных положений послания Федеральному собранию. Хуснуллин подчеркнул, что мост решит «сразу несколько задач». «Во-первых, развитие . Читать полностью >>

Отчисления в региональный бюджет с прибыли уменьшат на 6%

  • 21 октября, 2020 23:54
  • Комментариев нет


На фоне многомиллиардного падения поступлений в бюджет ЯНАО чиновники решили предоставить новые налоговые льготы для производителей сжиженного природного газа. Размер преференций будет варьироваться в диапазоне от 4,5 до 7,5 процента. Выступая в защиту законопроекта, выгодоприобретателем от которого станут исключительно структуры, связанные с Леонидом Михельсоном, местные чиновники отметили, что федеральный бюджет увеличил размер налоговых выплат с прибыли организаций и не планирует снижать ставку. Поэтому округ решил самостоятельно поддержать «Ямал СПГ» и новый проект «НОВАТЭКа» – «Арктик СПГ 2». Власти заявили, что бюджет недосчитается всего 2,8 миллиарда рублей, зато в округе создадут новые рабочие места, с которых, в том числе, будут платить НДФЛ. Как показала практика, планы губернатора Дмитрия Артюхова расходятся с действительностью. Из недр выкачивают полезные ископаемые, работы действительно ведутся, правда, местных жителей к ним не привлекают, предпочитая вахтовиков, которые трудоустроены у субподрядчиков из других регионов России, а иногда и за рубежом.

Пока в обнародованной повестке заседания не значится еще одна законодательная инициатива губернатора Дмитрия Артюхова и его подчиненных. Но, по данным депутатов, уже состоялось заседание комитета по промышленности, где обсуждались поправки в региональное законодательство, от которых напрямую зависит уровень наполняемости бюджета округа.

Леонид Михельсон и Дмитрий Артюхов

Фото: пресс-служба губернатора ЯНАО

По данным правительства ЯНАО, 20 октября в порядке законодательной инициативы в Заксобрание был представлен документ «О внесении изменений в статью 1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в окружной бюджет». Чиновники, вероятно, рассчитывают, что парламентарии, основная масса которых состоит в партии «Единая Россия», а также руководят крупными подразделениями компаний ТЭК, уже завтра примут закон в первом и окончательном чтениях.

Для проектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2021 года, налог на прибыль от этой деятельности составит 13,5%. Для объектов, введенных в эксплуатацию после указанной даты, – 11,5%. Такая ставка будет действовать 12 лет.

«В 2010 году, когда в первый раз принимали налоговые льготы для газовиков, власти заявляли, что инвесторам нужна помощь, чтобы они вышли на максимальные мощности по добыче и переработке и уже с получаемой прибыли начали платить налоги в полном объеме. Причем тогда Кобылкин (Дмитрий Кобылкин – экс-губернатор ЯНАО, в настоящее время глава Минприроды РФ. – Прим. ред.) уверял, что 12 лет вполне достаточно для выхода на плановые мощности», – вспоминает представитель политических кругов ЯНАО, знакомый с корнями вопроса.

Напомним, законопроект был принят в октябре 2010 года, несколько раз в него вносили правки, которые предполагали, что налог на прибыль, который зачисляют в региональный бюджет, уменьшен с 18 до 13,5% для организаций, осуществляющих добычу, транспортировку и сжижение горючего природного газа на территориях полуострова Ямал и Гыданском полуострове. Ставка должна была действовать до достижения накопленного объема добычи 250 млрд кубометров в течение 12 лет с даты начала производства СПГ, но не позднее 1 января 2023 года.

Новый закон правительства ЯНАО позволит «НОВАТЭКу» работать по льготным налоговым ставкам еще как минимум до 2033 года. Закон вступит в силу с 1 января 2021 года. При этом «Ямал СПГ» сохранит прежние преференции, а новый проект по созданию «Арктик СПГ 2», старт работ по которому намечен на 2021 год, сможет использовать еще более льготные условия. При этом из закона исключили газовиков, которые добывают голубое топливо. Преференции будут действовать лишь для производителя СПГ и продукции нефтехимии из углеводородного сырья.

В распоряжении «Правды УрФО» находится пояснительная записка правительства ЯНАО к налоговым поправкам. Согласно документу, в марте 2020 года федеральный центр дал субъектам право выбора, предоставить такую льготу для производителей СПГ или нет.

«Установление налоговой ставки в размере 13,5% направлено на недопущение увеличения налоговой нагрузки на инвесторов, приступивших к реализации инвестиционных проектов до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих отмену льгот по налогу на прибыль, установленных субъектами Российской Федерации, с 1 января 2023 года», – говорится в документе. Правда, инвесторам изначально было известно, что послабления будут действовать не более 12 лет, и они закладывали этот фактор в расчеты и окупаемость своих объектов.

Целью снижения до 11,5% и без того льготной ставки для новых проектов власти называют сохранение для потенциальных инвесторов совокупного уровня налоговой нагрузки по налогу на прибыль, существовавшего до внесения изменении в налоговое законодательство РФ. С 2016 года федералы повысили налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, с 2% до 3%, что привело к увеличению совокупной ставки для производителей СПГ с 15,5% до 16,5%.


Фото: Елена Афонина, ТАСС

«Первоначально действие такой нормы распространялось на период с 2017 по 2020 годы. В дальнейшем оно было продлено до конца 2024 года. С учетом макроэкономической ситуации и прогнозного бюджета РФ на 2021-2024 годы есть основания ожидать ее дальнейшего продления», – заявили чиновники, ссылаясь на дефицит федерального бюджета. Власти ЯНАО решили покрыть издержки газовиков за свой счет, уменьшив долю налоговых выплат, невзирая на растущий госдолг и проблемы с наполняемостью собственной казны.

В финансовом обосновании законопроекта подчиненные Артюхова рассчитали, что за счет послаблений бюджет недополучит лишь 2,8 млрд рублей. Правда, это лишь небольшая часть финансовых уступок, на которые ЯНАО пошло в случае с «Ямал СПГ». По данным Департамента финансов ЯНАО, в 2019 году более 50% всех налоговых льгот в округе получали производители СПГ. Общий же объем предоставленных преференций жителям и предприятиям региона в прошлом году превысил 58,3 млрд рублей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.


Фото Xu Congjun / Zuma / TASS
Фото Xu Congjun / Zuma / TASS

В июне «Новатэк» подписал меморандум с корейской KOGAS о взаимопонимании в области совместного развития СПГ-бизнеса. Документ закрепил намерения KOGAS рассмотреть возможности вхождения в проект «Арктик СПГ-2». Это завод по производству сжиженного газа, который «Новатэк» планирует запустить к 2023 году, а к 2026-му вывести на проектную годовую мощность в 19,8 млн тонн.

«Арктик СПГ-2» должен стать вторым СПГ-заводом «Новатэка». Его ресурсной базой станет Салмановское месторождение полуострова Гыдан, расположенного неподалеку от Ямала.

В отличие от «Ямал СПГ», мощности «Арктик СПГ-2» будут расположены не на побережье, а в акватории Карского моря. Там разместят железобетонные гравитационные платформы, которые «Новатэк» собирается изготовить на собственной верфи в Мурманской области — к ее строительству компания приступила в прошлом году.

В роли технологического партнера проекта выступит немецкая Linde AG, у которой «Новатэк» чуть более года назад приобрел лицензию на использование технологии сжижения газа. Финансовые риски компания разделит с французской Total, которая в мае на Петербургском международном экономическом форуме договорилась о покупке 10% в «Арктик СПГ-2». Другими акционерами проекта могут стать китайская CNPC, владеющая 20% в «Ямал СПГ», и саудовская Saudi Aramco, с которой «Новатэк» в феврале заключил меморандум о взаимопонимании.

Как и в случае с «Ямал СПГ», одним из рисков проекта являются санкции, под которые «Новатэк» попал в 2014 году. Из-за санкций строительство завода на Ямале стало больше зависеть от государственной помощи, которую компания стала получать еще до того, как в декабре 2013 года было принято окончательное инвестиционное решение.

Сначала проекту гарантировали налоговые льготы: газ Южно-Тамбейского месторождения освободили от уплаты НДПИ в первые 12 лет добычи, на тот же срок государство предоставило льготы по налогам на прибыль (13,5% вместо 18%) и имущество (0%).

При импорте оборудования, необходимого для строительства завода, акционеры проекта смогли воспользоваться нулевой ставкой НДС, а с началом поставок сжиженного газа — нулевой пошлиной на его экспорт.

После внедрения секторальных санкций «Новатэк» получил и прямую финансовую помощь: в декабре 2014 года правительство одобрило покупку облигаций «Ямал СПГ» на 150 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Какие льготы и расходы есть у «Арктик СПГ-2»

Льготы получит и «Арктик СПГ-2»: сжиженный газ не будет облагаться экспортной пошлиной, а природный газ с месторождений Гыдана — НДПИ в первые 12 лет добычи, как следует из поправок к Налоговому кодексу, принятых Думой четыре года назад.

Однако «живых денег» от государства проект вряд ли получит: после исчерпания Резервного фонда ФНБ остался единственным источником покрытия дефицита бюджета, который может быть задействован в случае падения цен на нефть, а потому в ближайшие годы он вряд ли будет доступен для компаний реального сектора.

В этой связи перспективы проекта будут во многом зависеть от эффективности капитальных затрат — «Новатэк» рассчитывает снизить их средний уровень на 30% в сравнении с «Ямалом СПГ», суммарные затраты на который составят $26,9 млрд (при мощности в 16,5 млн тонн).

Снизить расходы компания планирует в том числе за счет строительства СПГ-терминала на Камчатке, где будет происходить перевалка сжиженного газа с арктических газовозов на танкеры конвенционного типа. Это позволит сократить затраты на покупку дорогостоящих судов в Южной Корее, где изготавливались газовозы для проекта на Ямале. Вклад в экономию внесет и технология «Арктический каскад» —она позволяет снижать энергозатраты при сжижении газа за счет использования природного холода. Патент на эту технологию «Новатэк» получил в феврале, опробовать ее компания планирует на четвертой очереди «Ямала СПГ», которая должна будет введена в строй в следующем году.

Риски проекта

К числу рисков относится и ценовая нестабильность на сырьевых рынках: согласно данным Всемирного банка, за 2014-2017 годы средние цены на импорт СПГ в Японии (одной из крупнейших стран-импортеров сжиженного газа) снизились с $16,04 до $8,04 за миллион британских термических единиц (млн БТЕ).

Однако по итогам первых пяти месяцев 2018 года цены выросли почти на 15% — до $9,23 за млн БТЕ. Такой прирост во многом был связан с ростом спроса на газ в Китае. Там, по оценке BP, потребление в 2017 году увеличилось на 15,1% — до 240,4 млрд куб. м в сравнении с 209,4 млрд в 2016-м. Благодаря этому Китай, согласно данным Таможенной службы КНР, по итогам 2017 года увеличил импорт СПГ на 46,4% (до 38,1 млн т), а за первый квартал 2018-го — на 58,3% в годовом выражении (до 15,8 млн т).

Столь высокая динамика может сохраниться и в ближайшие пять лет: согласно свежему прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), до 2023 года на Китай придется 37% прироста глобального спроса на газ, при этом доля импорта во внутреннем потреблении увеличится с нынешних 39% до 45%.

Устойчивый потенциальный спрос может помочь привлечь к проекту «Арктик СПГ-2» не только CNPC, но и китайские банки — к примеру, Export-Import Bank of China и China Development Bank, которые в 2016 году предоставили «Ямалу СПГ» €9,3 млрд и 9,8 млрд юаней сроком на 15 лет.

Опасная инициатива

Однако будущее проекта может быть перечеркнуто инициативой Минпромторга. Министерство подготовило законопроект, запрещающий с 2019 года использовать танкеры иностранного производства для перевозок угля, нефтепродуктов и сжиженного газа по Северному морскому пути (СМП).

Газовозы для «Ямал СПГ» строила корейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering — в случае одобрения законопроекта заказать у нее танкеры для «Арктик СПГ-2» «Новатэк» не сможет.

Альтернативным поставщиком могла бы стать дальневосточная судоверфь «Звезда», однако ее строительство затягивается: несколько месяцев назад верфь была вынуждена разорвать контракты с одним из крупнейших подрядчиков — сдача ряда объектов судостроительного завода была перенесена на срок от 8 до 19 месяцев. Отчасти поэтому российские нефтегазовые компании не спешат с заказами: на сегодняшний день в плане загрузки верфи значатся 118 судов, тогда как правительство рассчитывало до 2035 года построить 178.

От законопроекта пострадает не только «Новатэк», но и «Газпром нефть», которая, в том числе с помощью зарубежных танкеров, транспортирует нефть с Новопортовского месторождения на отгрузочный терминал «Ворота Арктики» на Ямале. Запрет мало повлияет на «Роснефть», которая после введения санкций была вынуждена прекратить бурение на скважине «Университетская-1» в Карском море.

Однако это не отменяет негативного влияния запрета, он не только увеличит издержки участников отрасли, но и не целесообразен с точки зрения импортозамещения. Сегодня оно происходит не по приказу регуляторов, но благодаря добровольному выбору нефтегазовых компаний.

Пример тому — катализаторы для нефтепереработки и нефтехимии, в потреблении которых, по данным Минэнерго, доля импорта за 2014-2017 годы снизилась соответственно с 68,2% до 38,4% и с 65,8% до 26,5%. Другой пример — рынок крупнотоннажных полимеров (полиэтилена и полипропилена), импорт на котором вскоре будет замещен благодаря вводу в строй комплекса «Запсибнефтехим». Его строительство «Сибур» планирует завершить уже в следующем году.

Заместить импорт проще в тех сегментах отрасли, где уже создан некоторый задел благодаря использованию зарубежных технологий, с которыми уже не один год доводилось работать российским специалистам. К числу таких сегментов относится, к примеру, крупнотоннажное сжижение газа, разработать собственную технологию которого «Газпром» собирается вместе с компанией «Криогенмаш» — монополии должен будет в этом помочь опыт управления СПГ-заводом «Сахалина-2», который был построен благодаря усилиям Shell, Mitsui и Mitsubishi.

Совсем иное дело — перевозка СПГ в Арктике, которая является новым сегментом не только российской, но и мировой нефтегазовой отрасли: здесь лучше прибегнуть к услугам зарубежных судостроительных компаний, давно имеющих высокую репутацию на рынке. Российским же верфям ее лучше зарабатывать на более традиционных с технологической точки зрения проектах, которые бы имели более широкий охват применения.

Читайте также: