Налоговые льготы метод гос регулирования предпринимательской деятельности

Опубликовано: 04.05.2024


Необходимость использования комплексного подхода к теоретическому осмыслению сущностных основ и научно обоснованному структурированию и использованию отдельных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России, по нашему мнению, вполне очевидна. Это обусловлено следующим. Во-первых, относительной новизной использования в нашей стране государственной поддержки предпринимательской деятельности в рыночном хозяйственном механизме в качестве инструмента регулирования социально-экономических процессов. Во-вторых, дискуссионностью и отсутствием системной характеристики сущности, содержания и структурного построения исследуемой нами системы. В-третьих, наличием определенной группы проблем, связанных с недостатками механизма предоставления конкретных форм поддержки.

Исследование теоретических основ необходимости и возможности оказания предпринимателям государственной поддержки, с нашей точки зрения, предполагает, прежде всего, соотнесение этой поддержки с более общими категориями, определяющими такие явления общественной жизни, как государственное регулирование предпринимательской деятельности и государственное регулирование социально-экономических процессов в целом.

Суть государственного регулирования предпринимательской деятельности автор связывает с воздействием государства на воспроизводственные процессы в экономике посредством управления экономическими интересами предпринимателей в целях реализации государственной экономической политики [3, с. 137]. Соответственно, государственное регулирование предпринимательской деятельности правомерно определить как воздействие государственных структур на национальное хозяйство в целях развития экономической системы конкретной социально-экономической общности. Нельзя не отметить также, что в совокупности с другими структурными звеньями государственное регулирования предпринимательской деятельности, образует единую, более высокую по отношению к нему самому, систему государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Иерархическая соподчиненность рассматриваемых систем представлена на рис.1.


Рис. 1. Иерархическая соподчиненность подсистем государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Государственное регулирование предпринимательской деятельности реализуется посредством двух составляющих, регламентируемых в нормативных правовых актах:

  1. Путем установления общих принципов хозяйствования в экономической системе конкретной национально-государственной общности людей и проведения контроля за соблюдением порядка организации, ведения предпринимательской деятельности, ее недопущения, изменения или прекращения.
  2. Путем предоставления государственной поддержки в вопросах организации, ведения и развития предпринимательской деятельности.

Несомненно, что первая из указанных составляющих направлена на создание благоприятных условий для функционирования предпринимателей и формирование благоприятной предпринимательской среды, она равно направленно действует в отношении всех предпринимателей. Особо хочется акцентировать внимание на следующем. Потенциальную возможность нормального функционирования всех предпринимательских структур, а именно, соблюдение ими принципов и порядка организации, ведения, изменения и прекращения предпринимательской деятельности, автор рассматривает в качестве необходимого условия достижения целей государственного регулирования исследуемой деятельности. Функциональная реализация такой возможности включает:

  • создание макроэкономических условий для стабильного функционирования рынка, что требует от государства организации и обеспечения нормального функционирования денежной, финансовой, кредитной и страховой систем; организации и обеспечения нормального функционирования системы государственной регистрации предпринимательских структур; организации и обеспечения нормального функционирования системы лицензирования предпринимательской деятельности и системы патентования; организации и обеспечения нормального функционирования системы стандартизации продукции и услуг;
  • определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления этими формами;
  • создание и обеспечение функционирования механизма исполнения хозяйственных договоров;
  • создание и обеспечение функционирования механизма контроля за монополизированными рынками посредством регулирования ценообразования в монополизированных структурах;
  • предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
  • создание и обеспечение функционирования механизма защиты интересов и прав потребителей.

Вполне логично, с нашей точки зрения, утверждать, что совокупность перечисленных элементов, ввиду их специфических отличий от элементов второй составляющей общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, о которых речь пойдет ниже, образует внутри этой общей системы подсистему организационно-правового регулирования предпринимательской деятельности (рис.1).

Вторая составляющая государственного регулирования предпринимательской деятельности - система государственной поддержки (рис.1) нацелена на устранение недостатков «чисто» рыночных рычагов в тех сферах деятельности предпринимателя, сама природа которых не позволяет им воплощаться в сугубо рыночных структурах и связях. Это обусловлено неоднородностью и разнонаправленностью экономических интересов в обществе и требует от государства поддержания их разумного баланса. В исследуемом нами аспекте государственного регулирования воспроизводства речь идет о балансе интересов государства и предпринимателей. Посредством оказания государственной поддержки создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны с созданием дополнительного материального стимула и(или) с минимизацией финансового ущерба предпринимателей.

В отличие от первой составляющей государственного регулирования предпринимательской деятельности (она, как уже отмечалось, представлена организационно-правовой подсистемой соответствующего регулирования), государственная поддержка не может равномерно распространяться и одинаково затрагивать все слои предпринимательского сообщества. В противном случае она лишиться своего основного экономического предназначения, которое автор связывает с корректировкой конкретных пропорций воспроизводства в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике путем экономического воздействия на сферы (производственную, непроизводственную), области (промышленную, сельскохозяйственную, строительную, научную и др.), направления (производственное, снабженческо-сбытовое, торгово-закупочное) и виды предпринимательской деятельности (финансовую, инвестиционную, инновационную и др.). При этом следует особо подчеркнуть, что оказание поддержки предпринимателей со стороны государства автор относит к достаточному условию достижения целей государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Система государственной поддержки предпринимательской деятельности, в понимании автора, - это совокупность конкретных элементов государственной поддержки предпринимательства, тесно взаимосвязанных между собой. Именно элементы отражают содержание государственной поддержки как явления общественной жизни.

Проведенное исследование структурных элементов системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации позволяет нам говорить о наличии в ней трех системообразующих звеньев. Ими, с нашей точки зрения, являются: концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; механизм предоставления государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ; процесс оказания государственной поддержки предпринимательской деятельности в РФ.

Первое звено - Концептуальная основа осуществления государственной поддержки предпринимательской деятельности - объединяет такие элементы системы, как:

  • формулировка целей государственной поддержки предпринимательской деятельности (ПД) - перспективных и текущих. Данный элемент описывает сферы государственной поддержки ПД и позволяет ответить на вопрос, для чего она предназначена;
  • постановка задач государственной поддержки ПД - стратегических (долгосрочных и на среднесрочную перспективу) и тактических (на текущий год с поквартальной разбивкой). Этот элемент системы отражает конкретные направления, по которым осуществляется государственная поддержка ПД и дает ответ на вопрос, что конкретно поддерживается;
  • выбор объектов государственной поддержки ПД - видов предпринимательских структур и видов предпринимательской деятельности. Объекты поддержки характеризуют тех, кому конкретно она предназначена, а их совокупность описывает область государственной поддержки ПД.

Механизм государственной поддержки предпринимательской деятельности представляет собой совокупность средств господдержки предпринимательской деятельности и способов их предоставления. При этом средства господдержки объединяют в себе институциональную базу и инструменты (формы) поддержки. К институциональной базе мы относим конкретные государственные структуры макро- и мезоуровня, а также структуры органов местного самоуправления, ответственных за предоставление государственной поддержки. Характеризуя способы государственной поддержки предпринимательской деятельности, следует отметить, что их образует совокупность принципов и методов поддержки.

В настоящее время в Российской Федерации используется множество форм государственной поддержки, которые оказывают либо прямое, либо опосредованное воздействие на деятельность субъектов предпринимательства. Прямое воздействие оказывается посредством субсидий, грантов, государственных кредитов, государственных закупок, государственных заказов. Опосредованно воздействуют на предпринимательскую деятельность такие формы поддержки, как налоговые льготы; инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности; информационная и консультационная поддержка предпринимателей; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; государственное страхование; регулирование базовой ставки ЦБ России; регулирование курса национальной валюты; регулирование цен и тарифов на монополизированных рынках; защита интересов и прав предпринимателей; государственные гарантии при получении предпринимателями банковских ссуд и заключении контрактов, имеющих существенное значение; использование результатов научно-технических разработок, полученных посредством государственного финансирования.

Предприниматели в современной России получают поддержку от государства как в виде материальной поддержки, так и в виде иной поддержки предпринимательской деятельности. Функцию материальной поддержки предпринимательства государство выполняет главным образом посредством размещения государственных заказов, проведения государственных закупок, предоставления субсидий и иных форм финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям. Некоторые из этих форм поддержки так же разнообразны, как их число, и направлены на стабилизацию экономики, поддержку сбалансированности в экономике, стимулирование инноваций. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства, могут предоставляться непосредственно из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, либо полного или частичного субсидирования государством ставки ссудного процента.

Все виды государственного поддержки облачены в форму законодательного или иного нормативного правового акта, регламентирующего отношения и действия государства и предпринимателя в вопросах предоставления и получения помощи. Именно этими документами, а также соответствующими целевыми программами экономического и социального развития, регулируются условия, объёмы, сферы и порядок применения отдельных видов государственной поддержки, а также установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий предпринимателей. Вне правовой формы государственной поддержки предпринимательской деятельности не существует.

Процесс оказания господдержки ПД есть не что иное, как осуществление конкретных действий в ходе конкретных процедур по оказанию исследуемой нами поддержки. Данное звено системы государственной поддержки предпринимательской деятельности характеризует порядок оказания господдержки. Системный подход к исследованию процесса государственной поддержки предпринимательской деятельности как одной из составных частей экономической жизни общества позволяет выделить в нем следующие этапы: оценку и конкурсный отбор заявок о предоставлении государственной поддержки предпринимательской деятельности; финансирование расходов на господдержку ПД; контроль за целевой направленностью государственной поддержки ПД; оценку эффективности государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Представленные выше рассуждения позволяют заключить следующее. Государственная поддержка предпринимательской деятельности является одним из инструментов реализации экономической политики, проводимой в государстве. Она отражает экономическое воздействие со стороны государства на сферы, области, направления и виды предпринимательской деятельности в целях регулирования параметров воспроизводства. Эта поддержка используется государством для корректировки конкретных воспроизводственных пропорций в целях поддержки конкуренции и управления структурными преобразованиями в экономике. Ее сущностная характеристика свидетельствует о том, что государственная поддержка предпринимательской деятельности - это, прежде всего, неотъемлемая составная часть (подсистема) общей системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Поскольку государственная поддержка предпринимательской деятельности включает в себя множество элементов, находящихся во взаимосвязи между собой, ее саму правомерно рассматривать в качестве системы.

Рецензенты:

Камбердиева С.С., д.э.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой «Организация производства и экономика промышленности» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ;

Киргуев А.Т., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.

В данной статье ставится задача рассмотреть вопрос регулирования предпринимательской деятельности государством. Выделяются и описываются функции, которые осуществляет государство для контроля и поддержания предпринимательской деятельности в стране. В статье также рассматриваются основные идеи (принципы) регулирования государством предпринимательской деятельности. На основе проведенного исследования выдвигается необходимость государственного регулирования предпринимательства, что влияет на развитие экономики страны в целом.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государственное предпринимательство, индикативное планирование, амортизационная политика.

Предпринимательство находится в непосредственной зависимости от государственного регулирования.

Государству следует осуществлять следующие функции для контроля и поддержания деятельности предпринимателей в стране:

1 .Создание правовой основы. Государством разрабатываются и принимаются законы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

2 .Обеспечение правопорядка и безопасности в стране.

3 .Стабилизация экономики. Достижение и поддержание на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей.

4 .Обеспечение социальной защиты. Предоставление гарантии минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим.

Основными идеями, закрепленными правовыми нормами, являются принципы регулирования государством предпринимательской деятельности.

Принцип законности – требование соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, касающихся предпринимательства.

Принцип целесообразности заключается решении проблем в развитии предпринимательства и создании препятствий нарушениям правовых норм.

Принцип справедливости обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом.

Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. Государство обеспечивает не только безопасность каждого человека, но предпринимательской деятельности.

Государство, выполняя функции регулирования предпринимательской деятельности, использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия через законодательные акты и постановления, а также проведением определенной экономической политики.

При наблюдающемся спаде производства государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ и реализацию государственных программ ради увеличения совокупного спроса, что оживляет многие отрасли и предприятия. Также государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, уменьшая налоги. За счет чего повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляются возможности для инвестирования, что оживляет экономику.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний.

Государство оказывает влияние на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. В первом случае оно скупает ценные бумаги, во втором случае продает их, уменьшая в обороте денежную массу.

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих развитие науки и техники и внедрение результатов на предпринимательский рынок, таких как автоматизация производства, электронизация хозяйства, разработка новых технологий производства, а также создание условий, при которых все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении новшеств.

С помощью амортизационной политики государство регулирует темпы и характер воспроизводства, скорость обновления основных фондов.

Важным пунктом воздействия на предпринимательскую деятельность является инвестиционная политика государства. Государство влияет на инвестиционную активность при помощи различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления льгот предприятиям; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Государственное предпринимательство образует особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках госсектора и связанной с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования. Данная политика необходима в малорентабельных отраслях, не представляющих интерес для частного капитала. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами управления государством предпринимательской деятельности. На смену директивному планированию приходит так называемое индикативное планирование.

Индикативное планирование предусматривает разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов) и способы их достижения, т. е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных показателей.

Государственное планирование является непрерывным процессом, что обеспечивает составление краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в выгодном для государства направлении.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности сейчас мало кем оспаривается. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство и бизнес сосуществуют, дополняя друг друга. Постоянно идет поиск оптимального соотношения сил государства и бизнеса.

Современное управление предпринимательством основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Из этого всего можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики и предпринимательства в целом.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и II. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

4. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.

14.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.) и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т.д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в Перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способом прямого регулирования ценообразования является установление:

- фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

- предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);

- базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

- предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

- предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

- гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Государственное регулирование предпринимательства – формы, методы и средства государственного влияния на деятельность предприятий и организаций для создания нормальных условий их функционирования, а также развития и ослабления негативных тенденций такой деятельности.

В условиях свободной рыночной экономики (начало XVI – конец XIX в.) осуществлялось преимущественно стихийное саморегулирование экономики с помощью механизма свободной (совершенной) конкуренции, стихийного переливания капитала между отраслями, свободного ценообразования и т.д., без широкомасштабного вмешательства государства в экономику. Государству в этот период отводилась роль «ночного сторожа» (защита частной собственности, контроль за соблюдением правил свободной конкуренции и выполнение только тех функций, которые отдельные предприниматели не могли выполнить или делали это экономически неэффективно. Предпринимательская деятельность на этой низшей стадии развития капитализма осуществлялась в основном на небольших предприятиях. Так, в Париже в 50-х XIX в. преобладали предприятия с количеством занятых до 5 человек, средние предприятия насчитывали до 50 наемных работников. В то время не существовало маркетинговой деятельности, не использовался труд менеджеров. Господствующей формой собственности была индивидуальная капиталистическая собственность. Поэтому определенная организация и планомерность осуществлялись в незрелых формах лишь в пределах мелких и средних предприятий. Такая, в основном неконтролируемая предпринимательская деятельность, в рамках механизма свободной конкуренции постепенно обусловила общественный характер производства (в результате развития и углубления общественного разделения труда, специализации, кооперирования между предприятиями, рост их объемов и т.д.), что при господстве частнокапиталистической формы собственности привело к первому экономическому кризису в 1825 г. Эти кризиса повторялись через 10-11 лет. Чтобы ослабить их глубину, необходимо было государственное регулирование экономики, в т.ч. предпринимательской деятельности.

Постепенно свободный рыночный механизм с присущей ему нескоординированной, слабо контролируемой и регулируемой в масштабе общества деятельностью частных предпринимателей привел к появлению монополистических тенденций в народном хозяйстве и возникновению монополий. Чтобы ослабить эти тенденции, не допустить полного подавления конкуренции (как мощной движущей силы развития) нужны были совершенное антимонопольное законодательство и надежный контроль государства за его соблюдением. Механизм рыночного саморегулирования экономики также привел к неравномерному и диспропорциональному развитию производительных сил общества, отдельных регионов страны, несправедливому распределению богатства (что усилило классовую поляризацию общества), к отсутствию социальной защищенности людей, экологическому кризису.

В конце XIX в. с переходом низшей стадии капитализма в высшую (этот переход завершился на рубеже двух веков) определяющую роль в экономической системе начали играть крупные монополистические предприятия, наиболее адекватной формой существования которых стала акционерная собственность. Такие предприятия изучали рынок, привлекали к управлению производством и собственностью широкий круг менеджеров (благодаря чему произошло отделение капитала-собственности от капитала-функции), внедряли достижения науки в производство, новые формы организации производства и труда. Они способствовали углублению общественного разделения труда, расширению масштабов организованности и планомерности. В то же время предпринимательская деятельность в пределах монополизированного сектора экономики сопровождалась установлением монопольно высоких цен. Это тормозило научно-технический прогресс, перераспределяло часть стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, в пользу крупных монополий. Это, в свою очередь, еще больше усилило неравномерность в распределении богатства, углублявшиеся в результате этих процессов экономические кризисы перепроизводства (кризис 1929-33 гг.).

Основные методы государственного регулирования предпринимательской деятельности – административные, правовые и экономические.

Административные методы основаны на силе государственной власти, в частности на мероприятиях запрета, разрешения и принуждения. Они воплощаются в жизнь с помощью указов, распоряжений. В развитых странах мира применяются в основном в сфере охраны окружающей среды. В то же время их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях.

Правовые методы воплощаются в практику посредством принятия соответствующих законов, в частности антимонопольного законодательства и законов антимонопольной деятельности государства.

Экономические методы базируются на использовании налогов, финансово-кредитных рычагов, цен и тарифов. Различают прямые (с помощью бюджетной политики) и косвенные (с помощью налоговой инвестиционной, амортизационной и других форм экономической политики) экономические методы. Прямые методы регулирования предпринимательской деятельности дают быстрый эффект, косвенные – отдаленный во времени. Так, после принятия нового налогового законодательства ожидаемый эффект наступает через 1,5-2 года. Главным инструментом воздействия государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности использование инвестиционного налогового кредита. В США, например, такой кредит означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудования. Льготные инвестиционные кредиты предоставляют предприятиям в Германии для освоения отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – для создания высокотехнологичных производств, субсидии – согласно структурной программе развития средних городов и др. Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, специализирующиеся на производстве определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет. В Англии не изымаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений они снижаются почти на 80%.

021515 1709 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на предпринимательскую деятельность экономических субъектов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладают экономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения. Эта тенденция не претерпела существенных изменений и сохраняется на сегодняшний день.

Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Так, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Косвенные методы управления действуют, таким образом, через рынок, посредством рыночных механизмов.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Сущность данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низкорентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства, Предприятия данных отраслей малоэффективные не потому, что государственные. Они становятся государственными, потому что они малоэффективные.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

в бюджетной политике (регулирование государственных расходов, выпуск государственных внутренних займов, осуществление государственных закупок, поддержка государственного предпринимательства);

в кредитно-денежной политике (нормирование банковских резервов, регулирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке, контроль за денежной массой);

в фискальной политике (регулирование системы государственного и муниципального налогообложения доходов и имущества физических и юридических лип);

в социальной политике (установление минимальных ставок оплаты труда, размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.).

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в распоряжении государства имеются и иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений). Чем глубже страна интегрирована в систему мирохозяйственных связей, тем больше их значимость в мировой экономике. Стимулирование экспорта государством позволяет отечественным предпринимателям смелее инвестировать производство, привлекать дополнительную рабочую силу, улучшая тем самым ситуацию на рынке труда и на рынке товаров и услуг. Это приводит к расширению совокупного спроса на продукты национального производства и, как следствие, к экономическому росту. Кроме того, экспортная ориентация делает экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество. Известно, что мировой рынок является полигоном проверки потребительных свойств товаров, структуры и эффективности производства.

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль под качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железные дороги и т.д.).

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении гарантированного минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. Применение здесь прямых методов считается экономически оправданным и в целом не противоречит принципам, лежащим в основе рыночных отношений.

Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направления развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. В оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности путем скупки акций.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм – производителей и потребителей, создает необходимую правовую базу для эффективного функционирования экономики.

Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой экономический метод, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов. Тем не менее разграничение государственных методов воздействия на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводят на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Таким образом, государство, выступая важнейшим субъектом предпринимательской деятельности, должно выступать гарантом эффективной и правовой деятельности предпринимательства в условиях рынка. Свои функции в области регулирования предпринимательской деятельности государство выполняет, используя разнообразные методы и формы воздействия – административные, правые, фискальные. Деятельность государства в области регулирования предпринимательства базируются обширнейшей нормативно-правовой базе, начиная с Основного закона страны – Конституции и Федеральных законов и закачивая региональными правовым актами, регулирующими деятельность экономических субъектов на региональном уровне.

Следует понимать, что государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии ее соответствия внутренней логике и мотивам развития самого предпринимательства. Она, эта политика, должна содействовать (по сути, в основном снимать препоны) саморазвитию бизнеса, реализации предпринимательского потенциала россиян.

Эти цели достижимы только при глубокой реформе самого государства, прежде всего исполнительной власти, серьезном перераспределении налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в пользу регионов и местного самоуправления, выращивании институтов, которые могут обеспечить косвенную селективную поддержку наиболее перспективных групп (молодежного, инновационного малого бизнеса) малых предприятий.

В заключении следует отметить, что уровень развития предпринимательства в нашей стране, как и уровень рыночной экономики, находится на своем начальном этапе. Лишь в последнее десять лет предпринимательство как экономическая деятельность стала заново зарождаться. Данный путь очень тернист и долог. Существующие на этом пути проблемы настоятельно требуют принять следующие неотложные меры с целью создания благоприятной среды для развития малого предпринимательства, которые могут быть сформулированы в следующих положениях: продолжение Налоговой реформы, базирующейся на действующем Налоговом кодекс РФ; оптимизация правого поля для бизнеса путем принятия соответствующих законодательных актов; разработка и реальное претворение в жизнь государственных программ по поддержке предпринимательства; снижение и оптимизации налоговой базы для предприятий малого и среднего бизнеса; ликвидация административно-чиновничего барьера на пути развития бизнеса; борьба с коррупцией и чиновничьем произволом; снижение излишнего государственно-разрешительного контроля за действием предпринимательства.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководитель собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимые специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждая фирма, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес-плана может привлекать специалистов консалтинговых организаций.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками среднесрочных или долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это оценка инициаторами проекта:

Читайте также: