Налоговые льготы иностранным инвесторам

Опубликовано: 14.05.2024

Доходы, полученные в результате операций на фондовом рынке, подлежат налогообложению, как и иные доходы физических лиц. Но не все частные инвесторы знают о своем праве на получение льгот, которые делятся на 2 вида: освобождение от уплаты обязательств и возможность полного или частичного возврата ранее уплаченного НДФЛ.

Льготы при долгосрочном владении ценными бумагами

Льгота, которая предусмотрена при долгосрочном владении ценными бумагами, называется ЛДВ. Она распространяется на инвесторов, которые являются держателями акций или облигаций на протяжении 3 лет и более.

Если гражданин приобрел ценные бумаги и 3 года воздерживался от их реализации, а позднее решил их продать и в результате совершенной сделки получил прибыль, доход физического лица в данном случае налогообложению не подлежит.

Данная льгота аналогична налоговому вычету типа "Б", предусмотренному для ИИС. Разница заключается лишь в лимитах. Максимальный годовой размер инвестиций на ИИС составляет 1 млн руб. В то же время, инвестор может купить ценные бумаги на любую неограниченную сумму даже в первый день существования брокерского счета.

Допустим, гражданин приобрел акции на 10 млн руб. Если стоимость активов впоследствии возрастет, например, на 10 %, размер дохода при их продаже составит 1 млн руб. На тех же условиях максимальная прибыль на ИИС - 100 тыс. руб. (1 млн руб. × 10 %). Следовательно, в первом случае инвестор освобождается от уплаты НДФЛ с 1 млн руб., а во втором - со 100 тыс. руб.

Лимит ЛДВ установлен в размере 3 млн руб. за каждый год владения ценными бумагами. За 3 года инвестор освобождается от уплаты налога в размере 9 млн руб., за 4 года – 12 млн руб. и т.д.

Внимание! ЛДВ распространяется только на ценные бумаги, которые торгуются на российских биржах.

При определении размера вычета важно помнить, что ЛДВ рассчитывается по отношению к полученной прибыли, а не к сумме, вырученной путем продажи актива. Но если ценные бумаги получены по договору дарения, доход будет равен стоимости реализации финансового инструмента, так как затраты на его приобретение отсутствуют.

При вступлении инвестора в права наследования активов, срок владения ими прерывается. Новый отсчет начинается с даты смены собственника.

Вычет можно получить через брокера или обратившись в налоговую инспекцию.

Внимание! Важно учитывать, что льгота распространяется только на ценные бумаги, приобретенные в период после 1 января 2014 года.

ЛДВ не применяется в отношении дохода, полученного в результате сделок со следующими финансовыми инструментами:

  • закрытые или интервальные ПИФы;
  • драгоценные металлы;
  • срочные контракты;
  • валюта;
  • инструменты товарного рынка.

Льготы в инновационном (высокотехнологичном) секторе

Льгота, предусмотренная для инновационного сектора экономики, аналогична ЛДВ, за исключением 2 отличий:

  • отсутствия лимитов по сумме дохода, освобождающегося от налогообложения;
  • сокращения срока ожидания действия льготы до 1 года вместо 3 лет.

С перечнем эмитентов и видов ценных бумаг, к которым применима данная льгота, можно ознакомиться на сайте Московской биржи.

Внимание! Льгота для инновационного сектора экономики действует только до конца 2022 года.

Курсовая разница

Данная льгота была введена в действие с начала 2019 года. Она касается еврооблигаций Министерства финансов РФ.

Чтобы понять, как действует льгота, рекомендуется рассмотреть следующий пример. Инвестор приобрел еврооблигации на сумму $100 и через год продал их по той же цене. За это время курс рубля к доллару изменился. Если на момент покупки ценных бумаг он составлял 50 : 1, то в день продажи - уже 100 : 1. В результате валютной переоценки инвестор получил прибыль в размере 5 000 руб. Из этой суммы он обязан уплатить НДФЛ по ставке 13 %.

Данная схема действовала до введения льготы. На сегодняшний день курсовая разница не учитывается. Инвестор купил и продал ценные бумаги по одной и той же цене. Следовательно, основания для возникновения налоговых обязательств отсутствуют.

Совмещение льгот с ИИС

При продаже ценных бумаг на ИИС инвестор не получает права на использование ЛДВ. Но если перевести активы с индивидуального инвестиционного счета на брокерский, ситуацию можно изменить.

В таком случае срок владения ценными бумагами сохраняется. Его отсчет начинается с даты приобретения финансовых инструментов на ИИС. Таким образом, инвестор получает возможность воспользоваться ЛДВ на брокерском счете.

Можно также использовать методику одновременного получения выгоды от налогового вычета по ИИС и льготы при долгосрочном владении. Способ инвестирования заключается в том, чтобы держать активы, которые планируется наращивать, на брокерском счете. Это позволит эффективно использовать ЛДВ, т. к. здесь отсутствует лимит вложений.

Бумаги, приобретение которых не предполагает долгосрочного владения ими, лучше оставлять на ИИС, выбрав налоговый вычет типа "А". Таким образом можно получить возврат ранее уплаченного НДФЛ и воспользоваться ЛДВ на брокерском счете.

При выборе вычета типа "Б" ИИС можно использовать для спекулятивных сделок, которые приносят максимальную прибыль, избегая таким образом уплаты НДФЛ.

Совмещая оба счета, брокерскоий и ИИС, инвестор получает следующие преимущества:

  • применение сильных сторон обоих счетов на практике с выгодой для себя;
  • возможность максимально эффективно сбалансировать инвестиционный портфель;
  • отсутствие ограничений по объему инвестиций.

У каждой из перечисленных льгот имеются свои преимущества. При этом нельзя недооценивать выгоды, которые сопряжены с открытием индивидуального инвестиционного счета. Для максимально эффективной экономии рекомендуется совмещать льготы по брокерскому счету с ИИС. Таким образом, многим инвесторам удается существенно сократить налоговые издержки.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

zero

Помимо большинства не самых приятных изменений в отношении НДФЛ, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, произошло и одно, возможно, достаточно серьезное положительное изменение.

В Налоговом кодексе есть статья 284.2, которая до недавнего времени устанавливала ставку НДФЛ 0% при продаже акций или долей российских организаций, которые не обращались на фондовой бирже и принадлежали собственнику более 5 лет. Другими словами, она позволяла избежать уплаты НДФЛ владельцам российских компаний, которые не торгуются на бирже.

Однако с 1 января 2021 года эта статья изменилась. Во-первых, из статьи полностью убрали упоминание о том, что для применения ставки НДФЛ 0% акции или доли должны не обращаться на фондовой бирже. И, во-вторых, помимо российских организаций, данная статья стала применяться и к продаже акций или долей в иностранных организациях.

В результате теперь статья 284.2 выглядит следующим образом.

Ставка НДФЛ 0% применяется к доходам от продажи акций/долей российских и иностранных организаций. В п.1 ст. 284.2 нет никаких ограничений по тому, как и где именно приобретались эти акции. Поэтому без разницы — обращаются ли они на бирже или нет, приобретены ли на российской или на зарубежной бирже, через российского или зарубежного брокера. Во всех этих случаях можно применить ставку НДФЛ 0% при продаже акций российских и зарубежных организаций.

Однако для этого нужно выполнить еще несколько условий:

1) акции российских или зарубежных организаций должны непрерывно принадлежать собственнику более 5 лет (п .1 ст. 284.2);

2) на недвижимость на территории РФ прямо или косвенно должно приходиться не более 50% от активов таких организаций (п .2 ст. 284.2);

При этом, есть вероятность, что данное требование о перечне стран не будет применяться к случаям, когда акции иностранной организации продает физическое лицо. Тем не менее, на всякий случай лучше, если будет соблюдаться и это требование тоже.

Как можно трактовать эти изменения?

благодаря льготе из статьи 284.2 расширяются налоговые возможности при инвестициях на российских биржах, т.к. у льготы нет ограничений по сумме

Сейчас есть два основных варианта, как можно избежать уплаты НДФЛ при продаже ценных бумаг, которые торгуются на российских биржах. Это вычет по ИИС типа Б (освобождение от НДФЛ всех операций на ИИС) и вычет по сроку владения (если держать бумаги, обращающиеся на российских биржах, более трех лет, при их продаже не нужно платить НДФЛ).

Однако в обоих этих случаях существуют ограничения по суммам. На ИИС пока что нельзя зачислять более 1 млн руб. в год. В результате при более значительных суммах ежегодных инвестиций придется пользоваться не ИИС, а обычным брокерском счетом. Правда, на обычном счете можно применить трехлетний вычет по сроку владения. Тем не менее этот вычет тоже имеет ограничения — если говорить упрощенно, то освободить от НДФЛ можно прибыль в размере не более 3 млн. руб. за каждый год владения бумагой.

В свою очередь, льгота из статьи 284.2 не имеет никаких ограничений по суммам. Это может быть интересно инвесторам, которые планируют продавать ценные бумаги со значительной прибылью (более 9 млн. руб.).

Соответственно, если владеть какой-либо акцией, приобретенной на российской бирже, не 3 года, а 5 лет и более, можно будет не платить НДФЛ с любой суммы прибыли без каких-либо ограничений.

— появляется возможность не платить НДФЛ при продаже акций иностранных организаций, приобретенных на зарубежных биржах

Напомню, что сейчас можно освободить от НДФЛ прибыль, полученную от продажи иностранных ценных бумаг, которые обращаются на российских биржах. Это можно сделать за счет тех же ИИС с типом Б и трехлетнего вычета по сроку владения. При этом на акции иностранных компаний, которые не обращаются на российских биржах, эти налоговые вычеты не распространяются.

Однако статья 284.2 позволяет не платить НДФЛ с продажи акций иностранных организаций, вне зависимости от того, как и где именно эти акции были приобретены.

В результате, если инвестор приобрел акцию иностранной организации, например, через зарубежного брокера на зарубежной бирже, и при этом выполняются три условия (срок владения акцией – 5 лет и более; активы иностранной организации состоят из недвижимости в РФ не более, чем на 50%; страна, где зарегистрирована организация, не входит в специальный перечень Минфина), то при продаже этой акции, приобретенной на зарубежной бирже, не нужно платить НДФЛ.

Вместе с тем остается достаточно много вопросов по льготе:

1. Распространяется ли эта льгота на ETF, которые обращаются на зарубежных биржах?

Если акцию какой-либо иностранной компании, которая обращается на зарубежных биржах, можно считать «акцией иностранной организации», как это написано в статье 284.2, то можно ли так называть паи/акции зарубежных ETF?

Однозначного понимания на текущий момент нет. Есть мнение (здесь про это написано подробнее: https://www.usanr.ru/2021/01/2021.html ), что к «акциям иностранной организации» можно отнести, например, ирландские ETF, а американские ETF под это понятие не подойдут. Правда, вряд ли представители российских налоговых органов будут подробно разбираться в особенностях создания и регистрации зарубежных фондов.

В комментариях к статье по ссылке выше предложили возможный вариант проверки иностранных фондов.

Во многих случаях побуквенная проверка CFI-кода наводит на строку «Акции инвестиционных фондов».

В результате при возможном общении с ФНС можно попробовать на это ссылаться и пытаться доказать, что «акция инвестиционного фонда» в отношении иностранного ETF будет равнозначна понятию «акция иностранной организации», которое указано в статье 284.2. И на основании этого делать вывод, что на такие зарубежные фонды льгота из статьи 284.2 будет распространяться.

Тем не менее, интересно будет узнать, как все это будет трактовать Минфин и ФНС.

2. Как на практике воспользоваться этой льготой?

Упоминание о статье 284.2 есть в другой статье Налогового кодекса – в п. 17.2 статьи 217. Там написано, что от налогообложения освобождается доход от продажи акций, указанных в п. 2 статьи 284.2. При этом в абзаце 2 п. 4 статьи 229 НК РФ сказано, что налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, освобождаемые от налогообложения в соответствии со статьей 217.

Таким образом, формально получается, что можно продать зарубежные бумаги, воспользоваться льготой по ст. 284.2 и не указывать эти продажи в налоговой декларации (например, если такая продажа осуществлялась через зарубежного брокера, когда инвестор сам декларирует все полученные через него доходы).

Поэтому возникает вопрос – действительно ли не придется каким-то образом информировать налоговую о продаже таких бумаг и использовании льготы из статьи 284.2? Это вопрос, на который могут ответить налоговые органы.

При этом инвестиции на зарубежных биржах могут осуществляться не через зарубежного, а через российского брокера, если у инвестора есть статус «квалифицированного инвестора». В такой ситуации российский брокер является налоговым агентом и должен сам рассчитать НДФЛ с прибыли, полученной от продажи бумаг, которые обращаются на зарубежных биржах.

Соответственно, как уведомить брокера, что инвестор хочет воспользоваться льготой из статьи 284.2, и как брокер применит эту льготу для инвестора? Этот вопрос, в свою очередь, можно задать российскому брокеру, у которого инвестор открыл счет.

3. Нужно ли доказывать и как именно это сделать, что на недвижимость на территории РФ прямо или косвенно приходится не более 50% от активов иностранной организации, акции которой были проданы?

Одним из условий применения льготы является то, что активы организации, согласно акции которой продаются, не должны включать более 50% недвижимости в РФ.

Нужно ли будет как-то подтверждать этот факт? Какие подтверждающие документы при этом могут понадобиться? Особенно, если это крупный зарубежный ETF, который, по сути, вообще не инвестирует в российскую недвижимость.

4. Можно ли применить данную льготу в рамках ИИС с типом А?

В Налоговом кодексе в явном виде прописано, что трехлетний инвестиционный налоговый вычет по сроку владения не применяется в рамках ИИС. Однако про возможность или, наоборот, невозможность использования льготы из статьи 284.2 для бумаг, приобретенных на ИИС, в кодексе никаких упоминаний нет.

Если исходить из логики, скорее всего, данную льготу нельзя будет применить к бумагам, приобретенным на ИИС. Однако поскольку льгота в текущей редакции появилась только с 1 января 2021 года, в явном виде про это сейчас нигде не написано. Это тоже вопрос, который требует дополнительного комментария Минфина и ФНС.

Итог

Таким образом, если пытаться понять то, что сейчас указано в статье 284.2, выходит, что инвесторы получили дополнительную возможность избежать уплаты НДФЛ при инвестициях на российских и на зарубежных биржах. Хотя все это во многом противоречит другим изменениям в Налоговом кодексе – увеличению ставки НДФЛ, уменьшению возможностей применения налоговых вычетов и др.

Благодаря же льготе из статьи 284.2, к примеру, освобождается от налога далеко не самый маленький объем средств, размещенных инвесторами на зарубежных рынках. Кроме того, этой льготой может быть серьезно уменьшен приток средств на российские биржи, для чего, например, вводился тот же ИИС и трехлетний вычет по сроку владения.

Поэтому есть вероятность, что статью 284.2 со временем изменят или выйдут какие-либо пояснения, ограничивающие возможности ее применения.

При этом не стоит сейчас как можно скорее распродавать бумаги, приобретенные на зарубежных биржах 5 лет назад. Стоит дождаться комментариев ФНС или Минфина, а также практики применения льготы.

Кроме того, можно обратиться с этим вопросом к своему брокеру. В первую очередь, это имеет смысл сделать тем, кто инвестирует через российских брокеров на зарубежных биржах. Также можно написать собственный запрос в Минфин и в ФНС, описав ситуацию, те бумаги, которыми владеет инвестор, чтобы они со своей стороны дали комментарий о том, сможет ли инвестор для своих бумаг применить данную льготу.

В любом случае будет интересно следить за дальнейшим развитием событий по льготе из статьи 284.2. Потенциально она открывает инвесторам хорошие возможности для уменьшения налогов особенно при инвестициях на зарубежных биржах.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Про ETF и пассивные инвестиции» — в нем можно найти статьи, которых нет на сайте


1 апреля 2020 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.

Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.

Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.

Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:

• применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;

• субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.

Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.

Кто имеет право на льготы?

Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:

• производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);

• оптовой и розничной торговли;

• строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;

• деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).

Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?

Стабилизационная оговорка

Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).

Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.

Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.

Налоговые льготы

Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.

В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).

Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней. Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.

Субсидии

Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.

Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.

Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.

Другие меры государственной поддержки

Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.

Как применять льготы?

СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.

В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.

Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.

В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:

• достичь определенных результатов или показателей эффективности;

• сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;

• обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;

• поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.

После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.

Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.

Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.

На что обратить внимание?

Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:

• Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).

• С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.

• Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора. В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).

• Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.

Другие важные вопросы для обсуждения

Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.

СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.

Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.

После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.

Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Гайком Сафаряном, Арташесом Огановым, Игорем Ершовым, Дмитрием Богдановы или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.

Авторы


Гайк Сафарян
Партнер
Глава практики таможенного
права
E hayk.safaryan@cmslegal.ru


Арташес Оганов
Партнер
Глава практики недвижимости и строительства
E artashes.oganov@cmslegal.ru


Игорь Ершов
Старший юрист
Практика
налогообложения
E igor.ershov@cmslegal.ru


Дмитрий Богданов
Старший юрист
Практика недвижимости и строительства
E dmitry.bogdanov@cmslegal.ru

Международная команда CMS создала специальный портал для отслеживания изменений, связанных с COVID-19. На этом портале вы найдете актуальные материалы по теме, подготовленные юристами CMS Russia и экспертами из других офисов CMS. Информация на портале регулярно обновляется.


1. На счет можно внести до 1 000 000 рублей в год. Вносить средства можно как частями, так и всю сумму целиком. Если вы решили положить на ИИС больше максимально разрешённой суммы, то брокер откажет или переведет лишние деньги на обычный счёт.

2. Инвестор может открыть только один ИИС. Можно перевести ИИС от одного брокера к другому без закрытия счета.

3. На ИИС можно купить акции, облигации, валюту, деривативы: инвестор имеет такой же доступ к рынку, как и владелец обычного счёта.

4. Вывести средства можно только после закрытия ИИС. Помните, что сохранить возможность получить льготы можно, только если ИИС открыт более трёх лет. Если решите закрыть счёт через год или два, придётся вернуть все вычеты и заплатить штраф.

5. Ещё одна важная особенность — вносить деньги можно только в рублях.

6. Открыть ИИС могут как физлица, так и ИП, которые являются налоговыми резидентами России и имеют облагаемый налогом доход.

7. Доступен ИИС для пенсионеров, госслужащих и даже несовершеннолетних. В последнем случае нужно по каждой сделке получать одобрение родителей.

Согласно статье 219.1 налогового кодекса РФ, если инвестор держит акции на протяжении трёх лет, то он имеет право не платить НДФЛ от прибыли с продаж: то есть разницу между ценой покупки и ценой продажи ценной бумаги.

Максимальная прибыль, с которой можно не платить налоги, рассчитывается так: N × 3 млн рублей. N — число полных лет владения ценными бумагами.

Льгота распространяет только на те бумаги, которые были куплены позднее 1 января 2014 года.

Эта льгота регулируется статьёй 284.2 НК РФ. Она предполагает, что инвестор может не платить НДФЛ с акций, которыми владеет не менее пяти лет.

Действует это правило только в отношении акций российских компаний, купленных после 1 января 2011 года и обращающихся на неорганизованном рынке ценных бумаг.

Сейчас налог 13% с купонного дохода не нужно платить, если вы приобрели государственные, муниципальные или субфедеральные облигации.

При этом НДФЛ заплатить придётся, если вы:
- продали облигацию дороже, чем купили,
- купили дешевле номинала и дождались погашения.

С начала 2018 года купонный налог не взимается и с российских корпоративных облигаций, выпущенных с 1 января 2017 года.

Если вы инвестируете в инновационный сектор экономики и держите бумаги более года, то налог на доход можно не платить.

Сейчас в перечень входит семь организаций: «Институт стволовых клеток человека», завод экологической техники и экопитания «ДИОД», «Фармсинтез», Научно-производственное объединение «Наука», «Наука-Связь», «ВТОРРЕСУРСЫ» и группа компаний «РОЛЛМАН».

Решение о пополнении перечня принимает правительство РФ.

Государство придумало механизм переноса убытков с «плохого» года на прибыльный.

Учесть понесённые потери инвестор может в течение 10 лет. Согласно статье 220 НК РФ, вычет предоставляется от операций с ценными бумагами на организованном рынке.

Чтобы получить право перенести убытки с одного года на другой, необходимо документально подтвердить их наличие в определённый период времени.

Рассчитывать на получение любого вида льгот можно при предоставлении налоговой декларации.




  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Перейти на сайт
  • Контакты

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

Ни одно государство мира не может успешно развиваться без капитальных инвестиций, для стимулирования которых законодательством каждой страны предусматриваются те или иные налоговые льготы инвесторам. Россия не является исключением, оказывая различные меры государственной поддержки в целях улучшения инвестиционного климата.


Мнения разделились

Объектом повышенного внимания выступает тема предоставления преференций для иностранцев, осуществляющих вложения в экономику нашей страны. Можно выделить две диаметрально противоположные точки зрения на данную проблему.

  • Первая заключается в том, что оказание мер поддержки внешней инвестиционной деятельности целесообразно и может отразиться положительным образом на экономике страны, увеличивая приток капитала.
  • Представители же второй точки зрения считают, что налоговые льготы для иностранных инвесторов следует отменить, т.к. они не только неэффективны, но даже вредны, создавая неравные условия конкуренции.

Виды налогового стимулирования

Все инвестиционные льготы подразделяются на несколько видов:

  • сниженные ставки большинства налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин;
  • так называемые «налоговые каникулы» (определенный срок, в течение которого можно не платить взносы);
  • инвестиционные налоговые кредиты;
  • создание специальных зон для производства экспортно-ориентированной и высокотехнологичной продукции, и др.

Рассмотрим механизм предоставления указанных преференций более подробно.

Общие налоговые льготы

Пониженные ставки применяются для налогов, несущих наиболее серьезную нагрузку на компании, реализующие инвестпроекты. Это НДС, налоги на прибыль и имущество организаций.

По НДС предусмотрены льготы при осуществлении научной деятельности – например, при выполнении НИОКР уплата налога не требуется (подп. 16-16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В отношении налога на прибыль можно отметить такой стимулирующий инструмент, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий своего рода отсрочку платежей по налогу. Данная мера применяется, только если средства, подлежащие уплате налога, направляются на определенные установленные законом цели, такие как:

  • проведение НИОКР;
  • совершение инновационной деятельности;
  • выполнение оборонного госзаказа;
  • развитие конкретного региона, и др.

Примечательным является тот факт, что налоговое стимулирование инвестиционной деятельности происходит не только на государственном, но и на муниципальном уровне. Действующее законодательство позволяет субъектам России вводить дополнительные льготы. Как показывает практика, эта мера вполне оправдана: во многих регионах страны, предоставляющих льготные условия, экономические данные выгодно отличаются от показателей других регионов, не вводящих стимулирующие меры.

Наиболее часто встречающимся налогом, по которому регионами устанавливается минимальная ставка (13,5%), выступает налог на прибыль. Далее следует налог на имущество. Уменьшение его ставки в некоторых регионах доходит до 50% (предельная ставка налога – 2,2%).

Немало регионов предоставляет также различные налоговые преференции для банков, лизинговых и страховых фирм, осуществляющих финансирование инвестпроектов.

Также к региональным стимулирующим мерам можно причислить и налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах:

  • налоговые каникулы по некоторым видам налогов;
  • сниженные ставки налога на прибыль организаций, а также страховых взносов;
  • применение повышенного коэффициента для расчета амортизационных отчислений.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки:
отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Проблемы и перспективы развития

Несмотря на всю важность налогового инвестиционного стимулирования, нельзя забывать, что на принятие инвестором конечного решения влияют еще и другие факторы, такие как общая экономическая и политическая ситуация, правовые гарантии и т.д. Если уровень экономики не привлекателен для инвестиций, никакие льготы и преференции не будут способствовать вложению в нее капитала.

Необходимо также учитывать, что заметная разница в системе льгот для отечественных и зарубежных инвесторов в пользу последних может повлечь вывод капитала за пределы страны российскими бизнесменами с целью получения ими льгот.

Соблюдение нужного баланса в инвестиционном стимулировании позволит создать благоприятные условия для развития экономической системы страны.

Читайте также: