Налоговые льготы для строительных организаций 2020

Опубликовано: 06.05.2024

В связи с распространением коронавируса в России принимаются меры для поддержки населения и стабилизации экономики. Приоритетное внимание уделяется системообразующим отраслям. В их числе строительная отрасль, которая является одним из драйверов российской экономики. Что же конкретно предлагают власти?

Андрей Колочинский

Отмена штрафных санкций за нарушение сроков строительства

Сегодня власти не исключают увеличения сроков реализации девелоперских проектов. Сроки ввода объектов в эксплуатацию могут сдвинуться по не зависящим от застройщиков причинам: из-за вынужденной приостановки строительных работ, а также из-за снижения спроса на квартиры. Войдя в положение застройщиков, Правительство РФ пошло на временное смягчение норм действующего законодательства в сфере долевого строительства.

Так, 3 апреля вступило в силу постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 423 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве».

Документ регламентирует критерии включения объектов, в которых были нарушены сроки завершения строительства и передачи квартир, в реестр проблемных. Если застройщик нарушил сроки более чем на шесть месяцев, а просрочка возникла после вступления в силу данного постановления, объект не будет включаться в реестр проблемных вплоть до 1 января 2021 г. Кроме этого, на срок со дня вступления постановления в силу до 1 января 2021 г. отменяются штрафы, пени и иные финансовые санкции в отношении застройщиков, не сумевших своевременно выполнить свои обязательства по договорам долевого участия.

Программа льготной ипотеки под 6,5%

Одна из мер поддержки строительной отрасли — предоставление населению ипотечных кредитов на выгодных условиях. Этот инструмент успешно зарекомендовал себя в предыдущие кризисы, показав, что дешевая ипотека способна эффективно стимулировать спрос на жилье. Но если прежде ставка по госпрограмме находилась на уровне 12%, то сейчас она опустилась до беспрецедентных 6,5%. Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году» начало действовать со 2 мая.

Помимо размера ставки, документ регламентирует максимальный размер ипотечного кредита. Так, для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей верхняя планка кредита установлена на уровне 8 млн руб., для остальных регионов — 3 млн руб. Минимальный первоначальный взнос по этой программе составляет 20%. Пониженная ставка действует в течение всего срока кредитования, однако сроки действия программы ограничены — до 1 ноября 2020 г.

Благодаря данной мере власти рассчитывают выдать до 250 тыс. новых кредитов на покупку жилья и привлечь в строительную отрасль не менее 900 млрд руб. Однако столичные застройщики полагают, что установленный для Москвы лимит в 8 млн руб. сужает круг потенциальных заемщиков.

Проектное финансирование для застройщиков по ставке 5,5%

Напомним, 1 июля 2019 г. застройщики лишились возможности напрямую направлять средства, вырученные от продажи жилья, на строительство объектов. Необходимость привлечения банковского проектного финансирования удорожает себестоимость строительства и ложится тяжелым бременем на застройщиков в условиях нового кризиса. Чтобы помочь девелоперам, Правительство предлагает субсидировать процентные ставки по проектному финансированию. Льготная ставка составит 5,5% годовых, а программа будет доступна застройщикам, оформившим кредит до 1 мая 2020 г.

Важным условием участия в этой программе является обязанность компании сохранить штат сотрудников и своевременно завершить строительство проектов, запланированных на 2020–2021 годы.

Выкуп жилья у застройщиков

Однако маловероятно, что программа будет популярна среди столичных застройщиков. Дело в том, что по ее условиям выкупаться будут квартиры в домах стандарт-класса, число которых в Москве ограничено. Еще одно условие — дома должны быть введены в эксплуатацию до 30 июня 2021 г. Для реализации программы планируется создать закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости. Минимальная сумма сделки между фондом и застройщиком составит 100 млн руб.

Докапитализация Фонда защиты прав дольщиков

Проблема обманутых дольщиков остается одной из острых социальных тем. Коронавирус может внести коррективы в сроки строительства проблемных объектов, в результате чего людям придется дольше ждать переезда в новое жилье. Чтобы завершить долгострои, срок ввода которых был запланирован на 2020–2021 годы, было принято решение докапитализировать Фонд защиты прав участников долевого строительства на 30 млрд руб., что отражено в распоряжении Правительства РФ от 30.04.2020 № 1193-р о выделении Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году бюджетных ассигнований для предоставления субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».

Данная инициатива позволит восстановить в правах еще 9 тысяч дольщиков. Напомним, по итогам прошлого года 8 тысяч обманутых дольщиков получили свое жилье. Эта мера поддержки хороша и тем, что для достройки объектов будут привлекаться подрядчики, строители, что позволит обеспечить рабочие места в отрасли.

Автор: Дурново Д. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В соответствии с Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внесены изменения в ч. I и II НК РФ. В данном материале расскажем, что нового ожидает налогоплательщиков в следующем году в отношении исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и земельного налога (перечислены некоторые, наиболее значимые изменения).

При строительстве можно принять к вычету НДС по имущественным правам. Вычет по нематериальным активам можно получить раньше

Хорошо знакомый строительным организациям п. 6 ст. 171 НК РФ будет действовать в новой редакции (для удобства восприятия дополнения выделены):

вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива (абз. 1);

в случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, создания нематериальных активов, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации (абз. 2).

При этом абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ дополнен предложением следующего содержания: в случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Подчеркнем нововведения. Во-первых, к вычету можно принять суммы налога, предъявленные налогоплательщику не только по приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ товарам (работам, услугам), но и имущественным правам.

Во-вторых, раньше можно воспользоваться вычетом «входного» НДС при приобретении и создании нематериальных активов. Напомним, в настоящее время принять к вычету НДС можно только после того, как объект учтен на счете 04 в качестве нематериального актива. Иными словами, право на применение налоговых вычетов при создании нематериальных активов возникает не ранее даты принятия на учет объекта в качестве нематериального актива. Соответственно, суммы НДС, предъявленные продавцами налогоплательщику (в том числе в течение всего периода создания нематериальных активов), принимаются к вычету в течение трех лет после принятия нематериальных активов на учет независимо от даты выставления счетов-фактур (письма Минфина России от 19.07.2019 № 03-07-11/54587 и от 26.04.2018 № 03-07-11/28617). Причем судьи в этом вопросе согласны с финансовым ведомством (см., например, Определение ВС РФ от 19.05.2017 № 305-КГ17-5209 по делу № А40-68072/2016, в котором отмечается: поскольку до завершения работ по созданию нематериальный актив в принципе существовать и быть принятым на учет не может, соответственно, к вычету спорные суммы налога могут быть заявлены только после окончания всех этапов работ по созданию нематериальных активов и передаче готового (существующего) нематериального актива).

К сведению: в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» объект в качестве нематериального актива принимается к бухгалтерскому учету при единовременном выполнении условий, установленных п. 3 данного стандарта (в частности, при достоверном определении фактической (первоначальной) стоимости приобретенного (созданного) объекта).

С учетом внесенных в абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ изменений вычеты будут производиться сразу после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных в связи с созданием нематериальных активов, или в течение трех лет с момента их принятия к учету. То есть налогоплательщику достаточно отразить покупки в бухгалтерском учете, а не ждать зачисления объекта в состав нематериальных активов. (Аналогичный порядок несколько лет действует при строительстве недвижимости.)

При реорганизации необходимо доказать обоснованность экономии по налогу на прибыль

Согласно п. 5 ст. 283 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми предприятиями до момента реорганизации.

С 01.01.2020 эта норма будет дополнена: положения данного пункта не применяются, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы налогоплательщика-правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налоговые органы и сейчас доначисляют налогоплательщикам налог на прибыль, считая, что налоговая база необоснованно уменьшена на сумму убытков, понесенных присоединенной к нему организацией. Некоторым налогоплательщикам удается доказать незаконность доначислений. Например, в Постановлении АС ВВО от 13.02.2019 № Ф01-7107/2018 по делу № А17-2486/2017 судьи приняли довод организации о том, что реорганизация в форме присоединения была обусловлена необходимостью реструктуризации бизнеса в рамках группы компаний и носила реальный характер.

Больше имущества попало под кадастровое налогообложение

В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в качестве ближайших мер налоговой политики значится расширение объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, путем включения в их состав, в частности, объектов недвижимого имущества, учтенных на балансе организаций не только в качестве основных средств, но и в качестве иных активов, принадлежащих организациям на праве собственности или хозяйственного ведения, полученных по концессионному соглашению, а также объектов недвижимого имущества, учитываемых на балансе в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, полученных по договорам отступного, залога, инвестиционного имущества.

Эти планы уже реализованы. Начиная с 2020 года согласно новой редакции ст. 374 НК РФ налогом на имущество будут облагаться объекты недвижимого имущества:

учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется исходя из среднегодовой стоимости;

принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученные по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Иными словами, со следующего налогового периода исключается условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимости отдельных иностранных организаций.

К сведению: налоговые ставки в отношении недвижимости, подпадающей под кадастровое налогообложение, устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2%.

Кроме того, субъекты РФ получили право дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Например, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения определенных видов. Об этом внесены изменения в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в первоначальной редакции «кадастровым» налогом облагались жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. После внесения изменений в нем названы иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения. Таким образом, перечень объектов кадастрового налогообложения в ст. 378.2 НК РФ теперь носит открытый характер, конкретные виды недвижимости будут определять субъекты РФ.

Обязательное условие – определение кадастровой стоимости объекта. В противном случае (если она не установлена) налог будет уплачиваться исходя из среднегодовой стоимости.

Льготная ставка земельного налога не применяется в отношении участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства и огородничества, используемых в предпринимательской деятельности

Практика последних лет уже сформировала такой подход, теперь он закреплен непосредственно в НК РФ. В частности, согласно новой редакции пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (нововведения выделены) ставка в размере 0,3 % применяется в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…».
  • К сведению: размеры и порядок применения повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 и 16 ст. 396 НК РФ, не изменились.

    Сведения о неиспользовании земельного участка для сельскохозяйственного производства будут представляться в налоговые органы

    С 01.07.2020 ст. 396 НК РФ дополняется двумя новыми пунктами – 18 и 19. Второй касается физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. Мы оставим этот нюанс за кадром и рассмотрим суть п. 18. В нем указано, что орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

    Также в течение 10 дней в налоговый орган будут представляться сведения:

    об устранении указанного нарушения;

    об отмене выданного предписания;

    Кроме того, перечисленные сведения будут направляться в налоговый орган по его запросу.

    Как видим, нововведения направлены на усиление контроля целевого использования участков из земель сельхозназначения и улучшение администрирования земельного налога путем повышения оперативности взаимодействия органов Россельхознадзора и налоговой службы.

    На вопросы сегодня отвечают Партнер международной юридической фирмы CMS Гайк Сафарян и советник практики недвижимости и строительства, к.ю.н., Александр Баталов.


    Здесь будет размещен текст под фотографией

    - Согласно закону РФ, в каких случаях предусмотрены льготы или субсидии для строительных компаний? Сложно ли эти льготы получить? Какая документация для этого необходима?

    - За минувший год компании в сфере строительства испытали явное увеличение налоговой нагрузки.

    В 2016 г. объектом налогообложения по налогу на имущество стали рассматриваться, независимо от факта реализации, жилые дома и помещения, строительство которых завершено. В этой связи для представителей строительной отрасли крайне актуален вопрос оптимизации налогообложения и снижения налоговой нагрузки.

    Налоговое законодательство устанавливает единственную льготу, предоставляемую строительным компаниям, которая выражается в освобождении от НДС услуг застройщика, действующего на основании договора участия в долевом строительстве.

    Застройщиком признается организация, действующая на основании договора участия в долевом строительстве и имеющая право собственности на землю, а также разрешение на строительство.

    Льгота не распространяется на услуги, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения, но в данном случае налоговая база может быть уменьшена на сумму собственных средств организации, вложенных в модернизацию мощностей.

    Для подтверждения права на получение льготы при строительстве жилого дома, не учитываемого на балансе в качестве основного средства, строительной компании необходимо представить в налоговый орган документацию, составленную в полном соответствии с Законом № 214-ФЗ от 30.12 2014 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

    Документация должна содержать информацию о:

    · общем количество строящихся объектов недвижимости;

    · функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме;

    · составе общего имущества многоквартирного дома;

    · объектах производственного и непроизводственного назначения.

    Только на основании проектной документации в соответствии с вышеуказанным Законом застройщик имеет право на полное освобождение от уплаты НДС.

    Соответственно, застройщик, получивший освобождение, не начисляет и не платит налог в бюджет, а также не представляет декларацию по НДС, однако не следует забывать, что операции, облагаемые и не облагаемые НДС, подлежат раздельному учету налогоплательщиком.

    На региональном уровне объем предоставляемых льгот несколько шире. Например, в Московской области особый режим налогообложения предусмотрен для участников инвестиционных проектов, направленных на строительство недвижимости для гостиниц, административно-деловых центров, инновационно-технологических и инжиниринговых центров, а также объектов социально-культурного, бытового назначения и пр.

    Участники данных инвестиционных проектов могут рассчитывать на льготы в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций (не менее 15,5%) и, в отдельных случаях, снижение ставки налога на имущество.

    Сумма предоставляемой льготы по налогу на прибыль организаций в каждом налоговом периоде не может превышать 35% от общего объема осуществляемых капитальных вложений. Их минимальный объем также устанавливается законом и определяет статус проекта (стратегический, приоритетный, инвестиционный). В свою очередь, статус проекта влияет на срок предоставления налоговой льготы и может варьироваться от 3 до 7 месяцев.

    Предоставление льготы гарантировано как иностранным, так и российским организациям, заключившим соглашение о реализации инвестиционного проекта.

    Следует обратить внимание, что организации, претендующие на получение льготы, в течение всего времени их использования должны одновременно отвечать следующим требованиям:

    1. местом их государственной регистрации/постановки на учет должна быть территория Московской области;

    2. организация не применяет специальных налоговых режимов;

    3. организация имеет разрешение на строительство соответствующего объекта;

    4. организация не является резидентом особой экономической зоны;

    5. организация не зарегистрирована в офшорной зоне.

    Статус участника инвестиционного проекта организация получает со дня вступления в силу соглашения о реализации проекта.


    Ведущий консультант ДМАиК

    • Время чтения: 20 минут

    Понравилась статья? Поделитесь!


    С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

    В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

    • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
    • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
    • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

    Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

    • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
    • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


    С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

    НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

    С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

    Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

    В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

    ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

    Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

    С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

    • жилые помещения,
    • гаражи,
    • машино-места,
    • объекты незавершенного строительства,
    • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

    Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

    Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

    НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

    Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

    Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



    Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

    С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

    АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

    В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

    Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

    СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

    Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

    С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

    Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

    Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

    Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

    • орган исполнительной власти субъекта РФ;
    • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

    Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

    О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



    Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

    В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

    В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

    В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

    Еще ряд организаций – субъектов МСП могут претендовать на получение освобождения от налогов в качестве меры поддержки в связи с распространением коронавируса. Это право им дает Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ.

    Какие субъекты МСП были освобождены от налогов

    От уплаты налогов за II квартал 2020 года были освобождены организации:

    • чья деятельность относилась к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
    • и которые были включены в реестр СМП по состоянию на 1 марта 2020 года.

    Эти условия устанавливал Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

    В реестр субъектов МСП включали организации на основании налоговой отчетности за 2018 год.

    Кого еще коснется освобождение от уплаты налогов

    При освобождении организаций от обязанности уплачивать налоги не были учтены интересы тех, которые были созданы в конце 2018 года.

    Поскольку обязанность представить налоговую декларацию у организации, созданной в период с 1 декабря по 31 декабря, возникла по итогам 2019 года (абз. 3 п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

    В таком случае они не могли выполнить условие, установленное законодательством для включения в реестр СМП.

    С принятием Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ организациям, которые были созданы в декабре 2018 года, спишут налоги за II квартал 2020 года.

    Этот Закон изменил условие о том, что для получения освобождения от налогов организация должна была сдавать декларации за 2018 год, и распространил право на получение льготы на организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года.

    Таким образом, теперь на освобождение от уплаты налогов могут претендовать субъекты МСП, включенные в соответствующий реестр в связи с:

    • их созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года;
    • либо представлением деклараций за 2018 год.

    Условие о том, что субъекты МСП должны вести деятельность, относящуюся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики, осталось неизменным.

    От уплаты каких налогов предоставляется освобождение

    На организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года, распространяется освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года, в том числе:

    • налога на прибыль. Освобождение предоставляется в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года; авансовых платежей за отчетные периоды 4, 5, 6 месяца 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за 3 месяца; авансовых платежей за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за I квартал;
    • налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, - в части авансового платежа полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за I квартал 2020 года;
    • ЕНВД - в части налога за II квартал 2020 года;
    • транспортного налога - в части налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
    • налога на имущество - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
    • земельного налога - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
    • НДФЛ - в части авансового платежа за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за II квартал 2020 года. Это освобождение распространяется на ИП;
    • торгового сбора - в части сбора, исчисленного за II квартал 2020 года.

    Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам поможет специальный сервис на сайте ФНС.

    Для проверки своего права на освобождение организации достаточно ввести свой ИНН.

    Для освобождения от уплаты налогов делать ничего не нужно.

    Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.

    Последствия для организаций, получивших освобождение

    Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года было предоставлено после того, как ряд налогов был уплачен, а отчетность по ним сдана.

    В связи с этим возникнет необходимость представить уточненные декларации.

    Кроме того, у организации появится переплата по налогам, которую она имеет право зачесть или вернуть в установленном порядке.

    При этом напомним, что с 1 октября 2020 года действует новый порядок зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов: он не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

    При этом налоговики вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов, излишне уплаченных до 1 октября 2020 года (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

    Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Читайте также: