Повышение налогов на бизнес неценовые факторы

Опубликовано: 17.05.2024

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (на графике по вертикали — цена товара, по горизонтали — количество товара).

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков

Факторы предложения: ценовые и неценовые. К ним относятся: цены на ресурсы, технология производства, налоги, дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке.

Из графика видно, что при неизменной цене количество товара на рынке увеличилось. Из приведённых вариантов ответа только усовершенствование производства могло вызвать этот эффект. Другие варианты привели бы к увеличению цен или уменьшению количества товара.

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки — нет, неверно.

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков — да, верно.

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков — нет, неверно.

4) рост тарифов на электроэнергию — нет, неверно.

5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков — да, верно.

На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения С переместилась в положение С1 (P — цена товара, Q — объем предложения товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) существенным ростом доходов населения

2) сокращением субсидирования государством отечественных рыболовных компаний

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

5) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны

Факторы предложения: ценовые и неценовые. К ним относятся: цены на ресурсы, технология производства, налоги, дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке.

По графику видно, что при одном и том же объеме предложения цена на продукт возросла. Это могло произойти из-за повышения пошлин и из-за сокращения субсидирования государством.

1) существенным ростом доходов населения — нет, неверно, это фактор, влияющий на рост спроса.

2) сокращением субсидирования государством отечественных рыболовных компаний — да, верно.

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы — да, верно.

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов — нет, неверно.

5) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны — нет, неверно.

На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2 (на графике P — цена товара, Q — количество товара)?

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

5) снижение налогов на производителей спортинвентаря

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, технология производства, число продавцов на рынке, ожидания изменения цены. Внедрение новых технология и снижение налогов приведут к росту предложения.

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки — нет, неверно.

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков — да, верно.

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков — нет, неверно.

4) рост тарифов на электроэнергию — нет, неверно.

5) снижение налогов на производителей спортинвентаря — да, верно.

Снижение налогов (ответ 5) приведёт к понижению цены,следовательно,этот вариант не подходит

Вы не правы, подходит. Не обязательно, можно увеличить собственную прибыль

Внедрение новых технологий в рынок требует дополнительных затрат. Значит и количество и цена на производство коньков будут увеличиваться. Поясните, если это не так.

На графике это хорошо видно.

На рисунке изображена ситуация на рынке цветов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена цветка, Q — количество предлагаемых цветов). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1) снижением тарифов на электричество

2) снижением доходов населения

3) увеличением налогов на производителей

4) вводом в эксплуатацию цветочной теплицы

5) увеличением тарифов на электричество

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, налоги и дотации, цены на другие товары, технология производства, число продавцов на рынке, ожидания изменения цены. Ввод в эксплуатацию цветочной теплицы относится к фактору технологии производства. И ее ввод увеличит предложение. Снижение тарифов на электричество тоже может привести к росту предложения.

1) снижением тарифов на электричество — да, верно.

2) снижением доходов населения — нет, неверно.

3) увеличением налогов на производителей — нет, неверно.

4) вводом в эксплуатацию цветочной теплицы — да, верно.

5) увеличением тарифов на электричество — нет, неверно.

На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со).

1) существенным ростом доходов населения

2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов

5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов

Факторы предложения: ценовые и неценовые. К ним относятся: цены на ресурсы, технология производства, налоги, дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке.

На графике видно, что предложение снизилось. Это связано с повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов. Также уменьшение количества продавцов приведет к снижению предложения. Рост доходов населения влияет на спрос. Спуск на воду новых траулеров, увеличение количества продавцов рыбы приведет к росту предложения.

1) существенным ростом доходов населения — нет, неверно.

2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны — нет, неверно.

3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы — да, верно.

4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов — нет, неверно.

5) уменьшением количества продавцов рыбы и морепродуктов — да, верно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Минфин пришел к выводу, что фискальная нагрузка в России одна из самых низких среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Значит, есть возможности для повышения налогов. Своими выводами ведомство поделилось в очередных «Основных направлениях развития налоговой политки…». У тех, кто ознакомится с предложениями Минфина, вопросы появятся неизбежно.

Фискальная нагрузка на экономику России в 2015 году составила 30,77% ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (34,44%). Без нефтегазовых доходов еще ниже – 21,72%. О корректности методики расчетов, предложенной РСПП, и скрытом росте налогового бремени ведомство умолчало, ведь это не главное. Главное, что ведомство усмотрело возможность пополнить бюджет. Отнюдь не за счет сокращения расходов госаппарата, выведения теневых оборотов или прогрессивного налогообложения доходов.

Поднять пени

Принять за базу отсчета, к примеру, среднюю ставку по потребительским кредитам. Пени считать не в доле, а в полном размере, а то и выше, чем сама ставка. Размеры ставок и пени обнародовать на официальных порталах и обновлять ежемесячно. Баланс интересов государства и бизнеса поддерживается зеркально: процент за задержку возврата из бюджета переплаты по налогам увеличивается до величины пени за неуплату. Это гипотетическая возможность, Минфин ничего подобного не предлагает. Возможно, потому, что при таком ужесточении от налоговиков ожидается высочайший профессиональный уровень и отказ от трактовок закона в свою пользу. От законотворцев - прозрачные правила вместо расплывчатых формулировок с двойным дном.

Ввести новые налоги для малого бизнеса

Ответ на многие вопросы будет зависеть от того, как по факту назовут предлагаемую меру - налоговой амнистией или каникулами. Разница огромная.

Налоговая амнистия предполагает полную уплату налога с освобождением от пени и штрафа. Иными словами, гражданин должен сам о себе сообщить. Тогда доходы, попадающие под амнистию, можно собирать за три года (срок исковой давности). В рамках налоговых каникул плательщика освобождают от конкретного налога. Расчет на то, что высвобожденные суммы инвестируются в бизнес (и принесут в будущем рост налоговой базы). Но сейчас цель иная - сосчитать тех, кто нелегально занимается частным бизнесом (нередко сезонным), чтобы в дальнейшем обязать их зарегистрироваться в законном порядке и уплачивать налоги.

Пока границы дозволенного четко не обозначены, налогоплательщики вряд ли оценят привлекательность предложенных мер. И начинания Минфина будут восприниматься как очередная порция притеснений небольшого бизнеса.

Вернуть неналоговые платежи в налоги

Бизнесу, по большому счету, безразлично, платить налоги или «неналоговые платежи». Если под снижением административной нагрузки Минфин понимает передачу сбора налогов одному ведомству, то ожидания не оправдаются. Изменятся порядок, сроки уплаты, представления отчетности, порядок заполнения платежек. Перестройка информационных систем, освоение новых правил вызовут затраты, появятся новые вопросы. Иное дело - выгода бюджета. Налоговые платежи в нем обезличиваются. Когда те же взносы поступают в фонды, их можно использовать лишь по целевому назначению. Когда платеж индивидуально-обезличен, его можно перераспределять на приоритетные нужды и цели.

Применить антикризисную практику к налогу на прибыль

Ожидается, что налогоплательщик, который получил убыток и решил его перенести, вынужден будет показать положительную налоговую базу. Чем она выше, тем большую сумму убытка можно перенести, налог не вырастет. Поскольку обнулить налоговую базу теперь не получится, то бюджет будет подпитываться регулярно. Если же в прошлом убыток был существенным, то его часть можно будет учесть и за пределами 10-летнего периода.

Ставка налога на прибыль остается неизменной, однако меняется распределение по уровням бюджета: в федеральный пойдет 3% (вместо нынешних 2), в субъекты – 17% ( против 18 сейчас).

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

18 декабря на сайте Министерства финансов был опубликован проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Согласно некоторым его пунктам, с начала 2021 года ожидается повышение налоговых ставок для сотрудников ИТ-индустрии, работающих в компаниях — резидентах ПВТ, налога на прибыль для операторов сотовой связи, земельного налога для торговых центров и др.

Мы поговорили с Катериной Борнуковой — академическим директором Центра экономических исследований BEROC — о том, что это может означать для экономики страны, представителей бизнеса и населения.


Катерина Борнукова
Академический директор Центра экономических исследований BEROC

1. К чему приведет повышение налогов для бизнеса?

Предусмотренные проектом меры усугубят финансовое состояние многих субъектов хозяйствования. Мы уже видим падение основных финансовых показателей, вызванное пандемией коронавируса и политическими событиями в стране, в сфере HoReCa, на рынке недвижимости, в ритейле и др. Согласно положениям нового проекта закона, ритейл и торговые центры получат дополнительную налоговую нагрузку.

Ситуация сейчас такая:

  • Роста доходов у населения нет
  • Продавцы не могут значительно повышать цены и будут вынуждены зарабатывать в прежних пределах, но при этом платить за аренду больше.
  • Торговые центры станут перекладывать возросшую налоговую нагрузку на арендаторов, а арендаторы не смогут переложить ее на покупателей.

Поэтому маржинальность ритейла будет снижаться.

Это приведет к тому, что в ТЦ начнет закрываться все больше торговых точек. Если это торговая сеть, — в целях экономии компании будут сокращать количество торговых объектов в центрах. Если это единичный арендатор — он может просто свернуть бизнес.

Плохо скажется повышение налогов и на банках, которые выдавали кредиты под строительство торговых центров: им труднее станет возвращать деньги. Для резидентов ПВТ и операторов связи ситуация также ухудшится. А ведь сектор ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), в отличие от других отраслей, в 2020 году рос. За первую половину года он вырос на 10%. Затем рост стал замедляться, но во второй половине года он все же составил 7,2%. При этом экономика страны в целом за этот же период (с января по ноябрь) упала на 0,9%. Поэтому увеличение налоговых ставок не убьет сектор ИКТ, но спровоцирует входящие в него компании на различные ухищрения.

1. Операторы связи до этого момента находились в особом положении. Когда мы проводили опрос среди населения, услуги связи оказались единственной категорией расходов, которую люди собирались увеличивать в текущем году, а не сокращать. Во время пандемии коронавируса связь превратилась в предмет первой необходимости.

И вот как раз эту категорию налогоплательщиков правительство планирует обложить дополнительным налогом, увеличив ставку сразу на 12%.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

2. Компании — резиденты ПВТ пострадают не меньше, хотя и не в прямом денежном выражении (им ставку подоходного налога поднимут «всего лишь» на 4%).

Давайте посмотрим на обещания, данные во время создания ПВТ: в декрете Президента Республики Беларусь № 12 от 22 сентября 2005 года было прописано, что до 2049 года налоги для резидентов ПВТ меняться не будут. Да, самая большая льгота для резидентов ПВТ — это ставка отчислений в ФСЗН, а не налоговая, но сам факт планируемого увеличения налогов — плохой сигнал. Ведь льготные условия ПВТ были магнитом для инвестиций, гарантией того, что налоговый режим в стране — благоприятный и долгосрочный. Теперь же мы наблюдаем очередной подрыв доверия к государству.

И уж точно стоит ожидать уменьшения объемов инвестиций, в первую очередь — в ИТ-сектор. Инвестиции вряд ли исчезнут совсем, но их станет меньше, а значит, — станет меньше и рабочих мест для жителей Беларуси.

Уменьшение или увеличение налоговых ставок для ИП и физлиц с «разрешения» депутатов — тоже палка о двух концах. С одной стороны, этот поправкой можно воспользоваться во благо и снизить налоговую нагрузку для тех, кто находится в самых пострадавших отраслях, — в той же HoReCa и непродуктовом ритейле. С другой стороны, местные бюджеты как-то нужно наполнять, и депутаты вполне могут решить собрать побольше денег, а не помогать бизнесам выжить.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Если поправка будет использована для увеличения налоговой нагрузки на ИП и физлиц, на рынке окажется еще больше безработных. А среди тех, кто продолжит свое дело, многие станут работать без регистрации. Наличие теневого рынка плохо отразится на обеих сторонах: и на государстве, и на самих «неофициалах». Государство недополучит налогов. А люди, занимающиеся бизнесом без регистрации, утратят многие ранее доступные опции. Например, возможность получения банковских кредитов в качестве юрлиц.

Возникнут вопросы и с социальной защитой таких людей. Например, сейчас у ИП есть возможность получать «декретные». Но если официально не регистрируешь ИП, то тебя вычеркивают из списков получателей. То же касается и пенсионных отчислений: если не набираешь нужный стаж — сможешь рассчитывать только на низкую социальную пенсию. Уже сегодня, если ты «тунеядец», — у тебя нет скидок на услуги ЖКХ. На какие еще сферы жизни людей распространится это давление, непонятно. Но тенденция к ужесточению условий для «неофициалов» просматривается четко.

2. Чем новая налоговая политика поможет бюджету

Сейчас мы видим, что поднятие налоговых ставок планируется очень точечное, для определенных отраслей. И какую-то выгоду бюджет от этого получит. Но даже несмотря на это, бюджет 2021 года планируют с огромным дефицитом. Если в 2020 году дефицит ожидается в районе 3 млрд бел. рублей, то на следующий год планируется дефицит в размере свыше 4 млрд бел. рублей, или около $ 1,6 млрд (данные из проекта республиканского бюджета на 2021 год). Причем этот проект рассчитан уже с новыми налогами!

Иметь дефицит бюджета, в принципе, нормально для кризисных времен. Но у нашей страны слишком много проблем. Во-первых, постоянные кризисы шли чередой, экономика не успевала восстанавливаться. Во-вторых, непонятны источники финансирования госбюджета: обычно он финансируется за счет госдолга, но нам еще нужно найти средства на погашение внешнего долга. А брать деньги, кроме как у России, больше негде. И даже если Россия выдаст еще $ 1 млрд, этого будет недостаточно.

Таким образом, вряд ли повышение налогов окажется временной мерой, как нас стараются убедить, — на время пандемии. Скорее всего, налоги будут повышать и дальше. Восстановление экономики в лучшем случае придется на 2022 год, и оно не будет быстрым. Пока планы по точечному повышению налогов похожи на попытку прощупать почву. В будущем, скорее всего, стоит ожидать повышения НДС и перехода к неплоской шкале подоходного налога для населения (состоятельные слои населения станут облагать более высокими налогами).

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Окажется ли повышение налоговых ставок эффективным — большой вопрос. С одной стороны, поступления в бюджет должны вырасти. Но тот же ритейл, как я уже говорила, станет приносить меньше прибыли, поэтому перекроют ли налоговые поступления падение спроса — неизвестно.

Также мы будем наблюдать отток средств из ИТ-сектора: увеличение налогов для резидентов «неприкасаемого» ранее ПВТ сигнализирует компаниям об ухудшающейся динамике отношения к информационному сектору. А это прямо скажется на увеличении числа релокаций ИТ-компаний за границу, что приведет к снижению поступлений в бюджет от одной из самых платежеспособных отраслей экономики.

3. Как повышение налогов отразится на населении

Любые новые налоги чреваты ростом цен. Проще говоря — населению придется больше тратить денег на то же самое. В конце ноября 2020 года компании BEROC и SATIO провели онлайн-опрос 1008 человек. Вот некоторые из результатов:

  • 37% ожидают, что их доходы снизятся
  • 48% опрошенных считают, что влияние коронавируса будет длительным — более 1 года
  • 75% ожидают, что цены в магазинах вырастут
  • 76% считают, что им придется экономить.

Когда у людей такие ожидания, они стараются сокращать расходы и тратить деньги только на предметы первой необходимости. Соответственно, по ритейлу будет нанесен двойной удар: государство повысит налоги, а люди станут меньше покупать.

Само появление такого проекта — еще один сигнал для населения к тому, что надо экономить. И люди будут это делать, а качество их жизни упадет. Денег от населения недополучат в первую очередь HoReCa, непродуктовый ритейл и сфера развлечений.

В мае 2020 года мы проводили опрос среди компаний упомянутых категорий, и тогда 100% заявили о том, что у них выручка снизилась более чем на 20%.

Осенью мы опросили более 100 предприятий МСП. Мы задали им вопрос: «Как повлияет на вашу деятельность вторая волна коронавируса?». Вот результаты:

По сфере развлечений:

  • 46% компаний считают, что ситуация ухудшится
  • 36% считают, что будет так же плохо.

По сфере HoReCa (услуги по временному проживанию и питанию):

  • 33% считают, что будет еще хуже
  • 25% считают, что будет так же плохо.

А если бизнесу будет плохо, то на население это повлияет через рынок труда. Когда те же ритейлеры закроют свои точки в ТЦ и уйдут в онлайн или начнут «резать косты» — что произойдет?

  • Во-первых, не стоит ожидать роста зарплат (особенно в сфере услуг, ритейле и HoReCa)
  • Во-вторых, можно ожидать всплеска сокращений и увольнений. В апреле 6,7% опрошенных респондентов говорили, что недавно потеряли работу. В сентябре эта цифра упала до 2,7%, но в ноябре выросла до 3,4%. И понятно, что все еще впереди — повышение налогов может существенно ускорить рост безработицы.

Выше мы говорили про налоги на бизнес. Но есть в проекте и решения, предусматривающие налоги, которые напрямую коснутся потребления. Например, проектом запланировано сокращение имеющихся льгот по НДС на лекарства, медикаменты и детские товары. А это вещи, от покупки которых сложно отказаться, — те же памперсы и лекарства люди будут покупать всегда.

Фото: pexels.com

Фото: pexels.com

Сокращение льгот по НДС ударит по самым уязвимым слоям населения — матерям в декрете, пенсионерам, группам людей с низкими доходами. А во время экономического спада именно у этих категорий граждан доходы падают сильнее, чем у всех остальных. Например, если во время кризиса 2015−2016 годов реальные доходы домохозяйств без детей снизились на 9%, то у домохозяйств с двумя и более детьми снижение составило 12%.

Еще одна уязвимая категория населения — жители малых городов, к которым относятся практически все города меньше областных центров (кроме Пинска и Барановичей). Их жители социально даже более уязвимы, чем жители сел, в которых всегда есть дефицит рабочих рук (а значит, и работа) и доступ к натуральному производству продуктов. В небольших городах это нет, поэтому во время кризиса 2015−2016 годов доходы населения в них снизились на 14%!

Более или менее нормально в ситуации повышения налогов будут себя чувствовать лишь те, кто находится на попечении государства, — бюджетники. Кто относится к этой категории — всем известно. Врачи, учителя, пожарные, а также чиновники и сотрудники силовых структур. Может быть, поэтому на обеспечение зарплат бюджетников и социальные выплаты в 2021 году запланировано увеличение расходов на 3 млрд бел. рублей. (около $ 1,2 млрд).

Помощь студентам

Рынок в масштабе всей национальной экономики представляет собой единство и взаимодействие всех разнообразных рынков товаров и услуг и масштабов: спроса, предложения, цены.

Для анализа равновесия в национальной экономике необходимо объединить в единое целое различные по объему и объектам индивидуальные спрос и предложение в совокупный спрос и совокупное предложение десятки тысяч разнообразных цен на различные потребительские товары и услуги, инвестиционные товары, сырье, денежные средства и т.д. в единую совокупную цену или уровень цен. Объем производства в модели макроэкономического равновесия характеризует весь реальный объем национального производства.

Совокупный спрос (АD) – это количество товаров и услуг, объем национального производства, который может быть реализован при данном уровне цен. Его величина характеризует реальную покупательную способность всех субъектов экономических отношений в данный момент – потребителей, предприятий и государства. Для закрытой экономики величина совокупного спроса равняется сумме потребительских расходов (С), инвестиций (In) и государственных расходов (G). Взаимосвязь между ними описывается следующим образом:

В открытой экономике совокупный спрос увеличивается на величину чистого экспорта (Х n); равного экспорту (X) – импорт (М). То есть:

Между совокупным спросом и общим уровнем цен существует обратная зависимость: чем выше уровень цен, тем меньше совокупный спрос (см. рис. 10.1).

Зависимость между совокупным спросом и общим уровнем цен

Р – уровень цен;
GNP – реальный объем национального производства;
АD – совокупный спрос.

Совокупный спрос зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с изменением цен. Это может быть изменение доходов потребителей, изменение системы налогообложения, возможности и условия предоставления кредита, состояние денежного обращения, стабильность экономической ситуации и т.д.

Эти факторы изменяют совокупный спрос, вызывая уменьшение или увеличение совокупных расходов общества при одном и том же уровне цен. Соответственно происходит отклонение (сдвиг) кривой спроса влево или вправо. К таким неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся все факторы, изменяющие количественные размеры каждой из составляющих совокупного спроса. Изменение каждой из этих составляющих совокупного спроса или нескольких из них приведет к соответствующему изменению и всей величины совокупного спроса.

1. Изменения в расходах потребителей, не связанные с изменениями в ценах на товары и услуги. Поведение потребителей на рынке определяется многими факторами: уровнем благосостояния и ожиданиями потребителей, наличием или отсутствием задолженностей, уровнем ставки подоходного налога и т.д. Так, ожидание увеличения доходов в будущем периоде может стимулировать рост потребительских расходов в настоящее время, что приведет к росту общей величины совокупного спроса и к сдвигу кривой совокупного спроса вправо (рис. 10.2).

Изменение кривой совокупного спроса под влиянием роста потребительских расходов

АО – совокупный спрос до увеличения потребительских расходов;
AD1 – совокупный спрос после увеличения потребительских расходов;
AD1 > AD

С другой стороны, повышение ставки подоходного налога или высокая потребительская задолженность, уменьшают реальную покупательскую способность населения, уменьшают и совокупный спрос, сдвигают кривую спроса влево.

2. Инвестиционные расходы. На величину инвестиционных расходов влияют уровень процентной ставки, ожидаемая прибыль от инвестиций, уровень налогов, взимаемых с предприятий, эффективность применяемой технологии, наличие или отсутствие избыточных производственных мощностей, прогнозы ожидаемой емкости потребительского рынка и т.д. Необходимость технической модернизации производства будет стимулировать инвестиции и увеличивать совокупный спрос. Если же возрастает налог на прибыль, то уменьшение инвестиций приведет к сокращению и всей величины совокупного спроса и сдвигу его влево (рис. 10.3).

3. Государственные расходы. Государство, сокращая или увеличивая расходы на военно-промышленный комплекс, строительство, на реализацию социальных программ и научных исследований, активно и непосредственно воздействует на динамику совокупного спроса.

Изменение кривой совокупного спроса при уменьшении инвестиционных расходов

АD – совокупный спрос до уменьшения инвестиций;
АD1 – cовокупный спрос после уменьшения инвестиций ;
АD1 Qe.
Qe – реальный номинальный продукт.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: кейнсианского –горизонтального (А), классического – вертикального (С) и промежуточного (В). Рассмотрим каждый из них.

Кейнсианский отрезок. Горизонтальное положение этого отрезка свидетельствует о том, что увеличение реального объема производства не сопровождается ростом цен и происходит при стабильном их уровне. Реальный объем номинального продукта (Qе), произведенного в рамках кейнсианского отрезка меньше потенциального (Qf), достигаемого в условиях полной занятости. Это связано с тем, что в экономике имеются неиспользуемые материальные и трудовые ресурсы. Вовлечение их в производство в такой ситуации практически не будет оказывать никакого давления на уровень цен.

Классический отрезок. Характеризует реальный объем производства, равный потенциальному (Qf), произведенному в условиях полной занятости. Экономика использует полностью имеющийся в данный момент времени свои производственные возможности и даже увеличение уровня цен не приведет к реальному росту производства.

Промежуточный отрезок. На этом отрезке совокупного предложения (между Qе и Qf) увеличение реального объема производства сопровождается ростом цен. Это связано с тем, что национальная экономика представляет собой совокупность рынков разнообразных товаров и услуг. Одни из них могут достигать потенциального объема производства, а другие могут иметь неиспользованные производственные мощности и значительную безработицу. Перераспределение ресурсов будет в этом случае сопровождаться вовлечением в производство менее квалифицированной рабочей силы, что повлечет рост издержек производства на единицу продукции и рост цен на готовые товары.

Рассмотренная кривая совокупного предложения характеризует зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Уменьшение или увеличение совокупного предложения может происходить независимо от изменения уровня цен, и вся кривая совокупного предложения будет сдвигаться влево или вправо.

На совокупное предложение влияют и неценовые факторы:

1. Изменение цен на используемые факторы производства. При прочих равных условиях повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции, и соответственно к сокращению совокупного предложения. Динамика цен на ресурсы зависит от наличия или отсутствия внутренних ресурсов – земли, труда, капитала, цен на импортные ресурсы и т.д. Так замена фирмой оборудования или технологии на более производительные или экономичные, снижая издержки производства на единицу продукции, также будет способствовать росту совокупного предложения.

Изменение совокупного предложения в результате модернизации оборудования

АS – совокупное предложение до модернизации оборудования;
АS1 – совокупное предложение после модернизации оборудования;
AS1>АS

2. Изменения в производительности. Увеличение производительности факторов производства означает, что при данном их объеме и при прочих равных условиях можно получить больший реальный объем производства и больший объем совокупного предложения.

3. Изменение правовых норм. Изменения в законодательстве, касающиеся регулирования деятельности предприятий, их налогообложения, порядка и условий выдачи ссуд и дотаций и т. д., непосредственным образом влияют на уровень издержек производства. Так, увеличение налога на прибыль увеличит при прочих равных условиях издержки производства и приведет к уменьшению совокупного предложения.

Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах

Читайте также: