Налоговые доходы республики хакасия

Опубликовано: 19.09.2024

Фото: finova.ru

Фото: finova.ru

В парламенте Хакасии сегодня прошли публичные слушания по проекту закона «Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2020 год». Интерес к традиционным общественным прениям подогревают известные бюджетные перипетии: падение налоговых доходов и последствия ковидных социально-экономических ограничений. Именно этим негативным факторам уделил должное внимание ключевой докладчик — исполняющий обязанности министра финансов Игорь Тугужеков. Информативный и четкий доклад сопровождался внятной презентацией солидной бюджетной цифири. Тем самым Игорь Афанасьевич заслужил одобрительной реплики спикера публичных бюджетных слушаний Юрия Шпигальских: все четко, кроме того уложился в регламентированные сроки.

В отличие от предыдущих общественных прений по бюджету сегодня Юрию Шпигальских единственный раз пришлось напомнить о регламенте и призвать соблюдать регламент министра здравоохранения. Олег Ананьевский дебютировал на бюджетных слушаниях в ранге главы Минздрава и предпочел рапортовать о достижениях ведомства в привычном алгоритме: запланированный объем бюджетных ассигнований — кассовые расходы — процент. После реплики спикера Олег Васильевич обозначил, надо полагать, самую актуальную бюджетную проблему — лекарственное обеспечение людей с орфанными заболеваниями. Количество больных с редкими заболеваниями растет, сегодня их в республике почти пять десятков. На лечение одного из них требуется в год более 20 млн рублей. Действительно проблема.

На публичных слушаниях прозвучали бюджетные проблемы еще одного ведомства. Их весьма эмоционально обозначила председатель Федерации профсоюзов Хакасии Евгения Ольховская.

«Если сегодня не решить проблемы финансирования образования, два-три года спустя республику ожидают кадровая катастрофа в региональной системе, и как следствие, ее деградация», - такой довольно печальный прогноз представила профсоюзный лидер.

Традиционный содокладчик, глава профильного бюджетного парламентского комитета Олег Иванов уделил внимание «позитивным результатам эффективного взаимодействия всех региональных участников бюджетного процесса с федеральными министерствами и ведомствами. В минувшем году Хакасии удалось заявиться на участие в самом большом количестве федеральных проектов и привлечь средства федерального бюджета. В рекомендациях бюджетных слушаний председатель комитета Верховного Совета Хакасии по бюджету и налоговой политике предложил указать предложение усилить взаимодействие с федеральным центром с целью дальнейшего привлечения финансовых средств федерального бюджета.

По окончании выступления главного знатока бюджетного процесса случился весьма занятный конфуз. Покидая трибуну, Олег Альбертович произнес:

После минутной заминки подкорректировал собственную реплику:

Бюджетный консенсус с самим собой и в целом с сообществом участников общественных дебатов не может не умилить. Правда, при этом, как полагает 19rus.info, остаются пара-тройка актуальных вопросов по проекту закона «Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2020 год».

Согласно выводам Контрольно-счетной палаты РХ, в минувшем году доходы республиканского бюджета составили свыше 37 млрд рублей. В структуре доходов налоговые доходы - 17,4 млрд, или 47,1%. Доля неналоговых - 1%.

Доля безвозмездных поступлений оказалась более весомой - 51,9%. А объем предоставленных федеральным центром региону безвозмездных поступлений составил свыше 19,2 млрд.

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в минувшем году на 157,6%. По сравнению с 2019 годом их объем возрос на 8,8 млрд рублей, или в 1,8 раза, уточняют государственные аудиторы.

Между тем, дефицит бюджета Хакасии составил 5,2 млрд рублей. Разрыв между доходами и расходами в 2,2 раза превысил планируемый размер дефицита — 2,3 млрд.

То есть, даже такой беспрецедентно весомый объем внешней финансовой подпитки не позволил региону удержать запланированный расходно-доходный баланс. Почему? Может быть, ответ прозвучит на пленарном заседании парламента. Будем подождать.

Дата публикации 30.04.2021

Субъекты РФ в зависимости от категории налогоплательщика вправе устанавливать пониженные ставки УСН (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ). Далее приведены действующие в регионах налоговые ставки УСН в зависимости от объекта налогообложения.

для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 марта 2020 года отнесен к наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции отраслям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Арктической зоны, в течение пяти налоговых периодов с момента получения статуса резидента Арктической зоны при условии, что выручка от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, составляет не менее 90 процентов общей суммы выручки

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность туроператоров, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере внутреннего и въездного туризма, при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), и при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при предоставлении услуг в сфере внутреннего и въездного туризма.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

    производство продукции, при условии, что данное производство осуществляется резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия. В целях настоящего Закона под резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия понимаются хозяйственные общества, заключившие договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия" с целью разработки и (или) производства инновационной продукции на данных арендуемых площадях.

(право на применение сниженной налоговой ставки предоставляется на 5 лет начиная с налогового периода, в котором организация заключила договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия", и утрачивается начиная с налогового периода, в котором истек срок пользования льготой. Указанное право предоставляется однократно. Если в течение указанных 5 лет организация перестала отвечать условиям, установленным настоящим пунктом, сниженная налоговая ставка не применяется. Возобновление применения сниженной налоговой ставки возможно до истечения указанных 5 лет) практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), при условии, что данная деятельность осуществляется хозяйственными обществами, учредителями которых выступают образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, расположенные на территории Республики Мордовия. Сниженная ставка для указанных налогоплательщиков применяется в течение 5 лет со дня их регистрации.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

Раздел A
(классы 01 - 03) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Раздел C
(классы 10 - 33) Обрабатывающие производства

Раздел E
(классы 36 - 39) Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Раздел J
(классы 58 - 60, 62, 63) Деятельность в области информатизации

Раздел М
(классы 71, 72, 74) Деятельность профессиональная, научная и техническая

Раздел Р
(класс 85) Образование

Раздел Q
(классы 86 - 88) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Раздел R
(классы 90, 91, 93) Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

в течение налогового периода, в котором налогоплательщик впервые зарегистрировался на территории Удмуртской Республики;

в течение следующего налогового периода

1) отсутствие на конец налогового периода, в котором применена налоговая ставка, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, срок исполнения которой наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);

2) среднесписочная численность наемных работников за налоговый период, в котором применена налоговая ставка, составляет не менее 5 человек. Указанная среднесписочная численность наемных работников подтверждается сведениями в составе расчета по страховым взносам, представленными в налоговый орган, и рассчитывается в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;

1) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел А):

1.1 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01):

  1. Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (01.11)
  2. Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (01.13)
  3. Выращивание однолетних кормовых культур (01.19.1)
  4. Выращивание семечковых и косточковых культур (01.24)
  5. Выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов (01.25)
  6. Выращивание рассады (01.3)

1.2 Животноводство (01.4):

  1. Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (01.41)
  2. Разведение мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др., на мясо (01.42.11)
  3. Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо (01.47.11)
  4. Пчеловодство (01.49.1)
2) Деятельность профессиональная, научная и техническая (Раздел М):

2.1 Научные исследования и разработки (72)


3) Образование (Раздел Р):

3.1 Образование дошкольное (85.11)

3.2 Образование в области спорта и отдыха (85.41.1)

3.3 Образование в области культуры (85.41.2)


4) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Раздел Q):

4.1 Медицинская и стоматологическая практика (86.2)

4.2 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания (87.3)

4.3 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.9)

4.4 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (88.1)

4.5 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)

для индивидуальных предпринимателей, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов деятельности, входящих в Перечень видов деятельности (Приложение к Закону Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД)

1.1) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы,
1.2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров,
1.3) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров,
1.4) развозная и разносная розничная торговля,
1.5) реализация товаров с использованием торговых автоматов,

Для зарегистрированных после 1 января 2015 года российских организаций (за исключением случаев реорганизации) и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основные виды деятельности в соответствии с классом 72 раздела M ОКВЭД. Под основным видом деятельности понимается вид экономической деятельности, по которому выручка от реализации продукции (работ, услуг) в общем объеме выручки за налоговый период составила не менее 70%.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, инвестиционные проекты которых включены в раздел "сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов Курганской области

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности в сфере торговли розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и (или) в сфере деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами)

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по состоянию на 1 июня 2020 года (для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей после 1 июня 2020 года основной вид экономической деятельности определяется на дату постановки на учет в налоговом органе), является один из видов экономической деятельности, указанных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

а) обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха;

б) забор, очистка и распределение воды;

в) сбор и обработка сточных вод:

г) подметание улиц и уборка снега;

д) управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

е) управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

а) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
б) обрабатывающие производства;
в) строительство;
г) деятельность в области телевизионного и радиовещания;

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
б) техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;
в) транспортировка и хранение;
г) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
д) деятельность в области связи на базе проводных технологий;
е) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей;
ж) предоставление прочих видов услуг, за исключением предоставления прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

а) раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (класс 56);
б) раздел J "Деятельность в области информации и связи" (группа 59.14);
в) раздел P "Образование" (класс 85);
г) раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" (группа 88.91, подгруппа 86.90.3);
д) раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (классы 90, 91, 93);
е) раздел S "Предоставление прочих видов услуг" (классы 95, 96); признанных социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций"

По сравнению с первым полугодием 2019 года поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Хакасии снизилось почти на 3,3 млрд рублей. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов республики Павел Кононов, выступая с отчетом об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2020 года.

Представление отчёта состоялось на вчерашнем заседании Президиума Верховного Совета Хакасии, сообщает пресс-служба ВС РХ. Павел Кононов озвучил основные параметры исполнения республиканского бюджета за первое полугодие 2020 года. Из назначенных на текущий год доходов в объёме 35 млрд 422 млн 595 тыс. рублей исполнение за первое полугодие составило 15 млрд 933 млн 351 тыс. рублей, что сопоставимо с 45% к годовым бюджетным назначениям.

В свою очередь, из назначенных на 2020 год расходов в объёме 37 млрд 727 млн 648 тыс. рублей исполнение за первое полугодие составило 18 млрд 729 млн 986 тыс. рублей или 49,6% к годовым бюджетным назначениям.

При этом докладчик отметил, что при совокупном увеличении на 1,5 млрд рублей доходной части, в сравнении с первым полугодием 2019 года, наблюдается снижение в части поступления налоговых и неналоговых доходов почти на 3,3 млрд рублей. По данным минфина республики это связано со снижением прибыли предприятий цветной металлургии и угольной промышленности в связи с изменениями цен на продукцию на мировых рынках. В то же время объём производимой продукции удалось сохранить практически на прежнем уровне. В свою очередь, на рост совокупной доходной части повлияло увеличение объёма безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Речь идёт о сумме более 8 млрд рублей, из которых почти 6 млрд направлена на реализацию национальных проектов.

Что касается расходов, то было отмечено, что большая часть, а именно 63%, по итогам первого полугодия традиционно носили социальную направленность. При этом пришлось привлекать бюджетный кредит в размере 1 млрд 755 млн рублей для покрытия дефицита бюджета с целью финансирования первоочередных социально-значимых обязательств.

Заслушав отчёт, члены Президиума Верховного Совета высоко оценили качество подготовленных материалов с точки зрения проведённой аналитической работы, объективности и критического подхода. Также депутаты сделали акцент на ряд моментов, на которые считают важным обратить особое внимание.

В частности, Председатель парламента Владимир Штыгашев указал на низкий уровень исполнения бюджетных назначений по отдельным направлениям деятельности, отметив, что в некоторых случаях объем финансирования составляет 33%. Таким образом, серьёзная нагрузка и по объёмам работ, и по финансированию неравномерно распределяется на второе полугодие. Владимир Штыгашев призвал Минфин в этой части требовательней выстраивать работу с другими министерствами.

Также депутаты и лично Председатель Верховного Совета настаивают, чтобы при подготовке бюджета на следующий год правительство уделило больше внимания решению вопроса о предоставлении жилья для детей-сирот. Несмотря на ежегодно принимаемые меры, данный вопрос в республике стоит остро. Всё упирается в необходимость увеличения финансирования и в отсутствие необходимых для этого ресурсов.

В числе других вопросов, рассмотренных на заседании Президиума, – законопроект, предусматривающий внесение изменений в ранее принятый республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Республики Хакасия».

Это связано с необходимостью корректировки срока – до 01 января 2023 года (вместо 01 января 2022 года), в течение которого муниципалитеты будут наделены вышеуказанными государственными полномочиями.

Это продиктовано тем, что в связи с мерами профилактики распространения коронавирусной инфекции на федеральном уровне принято решение о переносе Всероссийской переписи населения на 2021 год, её непосредственно планируется провести с 1 по 30 апреля. После чего ещё предстоит большая работа по обобщению и систематизации полученных данных.

По сравнению с первым полугодием 2019 года поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Хакасии снизилось почти на 3,3 млрд рублей. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов республики Павел Кононов, выступая с отчетом об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2020 года.

Представление отчёта состоялось на вчерашнем заседании Президиума Верховного Совета Хакасии, сообщает пресс-служба ВС РХ. Павел Кононов озвучил основные параметры исполнения республиканского бюджета за первое полугодие 2020 года. Из назначенных на текущий год доходов в объёме 35 млрд 422 млн 595 тыс. рублей исполнение за первое полугодие составило 15 млрд 933 млн 351 тыс. рублей, что сопоставимо с 45% к годовым бюджетным назначениям.

В свою очередь, из назначенных на 2020 год расходов в объёме 37 млрд 727 млн 648 тыс. рублей исполнение за первое полугодие составило 18 млрд 729 млн 986 тыс. рублей или 49,6% к годовым бюджетным назначениям.

При этом докладчик отметил, что при совокупном увеличении на 1,5 млрд рублей доходной части, в сравнении с первым полугодием 2019 года, наблюдается снижение в части поступления налоговых и неналоговых доходов почти на 3,3 млрд рублей. По данным минфина республики это связано со снижением прибыли предприятий цветной металлургии и угольной промышленности в связи с изменениями цен на продукцию на мировых рынках. В то же время объём производимой продукции удалось сохранить практически на прежнем уровне. В свою очередь, на рост совокупной доходной части повлияло увеличение объёма безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Речь идёт о сумме более 8 млрд рублей, из которых почти 6 млрд направлена на реализацию национальных проектов.

Что касается расходов, то было отмечено, что большая часть, а именно 63%, по итогам первого полугодия традиционно носили социальную направленность. При этом пришлось привлекать бюджетный кредит в размере 1 млрд 755 млн рублей для покрытия дефицита бюджета с целью финансирования первоочередных социально-значимых обязательств.

Заслушав отчёт, члены Президиума Верховного Совета высоко оценили качество подготовленных материалов с точки зрения проведённой аналитической работы, объективности и критического подхода. Также депутаты сделали акцент на ряд моментов, на которые считают важным обратить особое внимание.

В частности, Председатель парламента Владимир Штыгашев указал на низкий уровень исполнения бюджетных назначений по отдельным направлениям деятельности, отметив, что в некоторых случаях объем финансирования составляет 33%. Таким образом, серьёзная нагрузка и по объёмам работ, и по финансированию неравномерно распределяется на второе полугодие. Владимир Штыгашев призвал Минфин в этой части требовательней выстраивать работу с другими министерствами.

Также депутаты и лично Председатель Верховного Совета настаивают, чтобы при подготовке бюджета на следующий год правительство уделило больше внимания решению вопроса о предоставлении жилья для детей-сирот. Несмотря на ежегодно принимаемые меры, данный вопрос в республике стоит остро. Всё упирается в необходимость увеличения финансирования и в отсутствие необходимых для этого ресурсов.

В числе других вопросов, рассмотренных на заседании Президиума, – законопроект, предусматривающий внесение изменений в ранее принятый республиканский закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Республики Хакасия».

Это связано с необходимостью корректировки срока – до 01 января 2023 года (вместо 01 января 2022 года), в течение которого муниципалитеты будут наделены вышеуказанными государственными полномочиями.

Это продиктовано тем, что в связи с мерами профилактики распространения коронавирусной инфекции на федеральном уровне принято решение о переносе Всероссийской переписи населения на 2021 год, её непосредственно планируется провести с 1 по 30 апреля. После чего ещё предстоит большая работа по обобщению и систематизации полученных данных.

Фото: Колбасов Александр / ТАСС

Министерство финансов Хакасии планирует обратиться в федеральные органы власти в связи с нехваткой средств в консолидированном бюджете республики, то есть в совокупном бюджете региона и муниципальных образований. На данный момент бюджет на текущий год не сбалансирован на 14 млрд руб., следует из справки регионального минфина, с которой ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил источник в Верховном совете Хакасии.

В пресс-службе республиканского минфина подтвердили РБК, что проблема несбалансированности бюджета есть и сейчас решается вопрос обращения в федеральные органы по этому поводу.

Хакасия — один из немногих регионов, во главе которого стоит представитель оппозиционной парламентской партии: осенью 2018 года республику возглавил коммунист Валентин Коновалов.

Сколько и зачем нужно Хакасии

В справке минфина Хакасии отмечается, что 14 млрд руб., на которые не сбалансирован бюджет, это более трети плановых расходов региона на 2020 год (37,7 млрд руб.).

Если не учитывать просроченную задолженность хакасского правительства (в том числе долги за коммунальные услуги, питание, услуги связи и т.д.) в объеме 3,6 млрд руб. и госдолг к погашению на сумму около 0,8 млрд руб., то непокрытый дефицит республики составит 10 млрд руб., подтвердили в республиканском минфине.

Согласно справке, бюджетом не обеспечены расходы по следующим направлениям:

  • текущее обеспечение жизнедеятельности учреждений бюджетной сферы: ЖКХ, связь, аренда, питание, медикаменты, уголь, горючее, ремонт (7,16 млрд руб.);
  • предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям республики (791 млн руб.);
  • субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса (300 млн руб.);
  • исполнение судебных актов по выпадающим доходам ресурсоснабжающих организаций (700 млн руб.);
  • поддержка производителей сельхозтоваров (384 млн руб.);
  • развитие коммунальной инфраструктуры республики и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг, в том числе подготовку к осенне-зимнему периоду (800 млн руб.).

«В целом ситуацию с бюджетом Республики Хакасия можно оценить как критическую, создающую прямой риск неисполнения основных обязательств уже с весны-лета 2020 года. Долги растут и будут наращиваться, правительство республики планирует получение кредитов и обращение за помощью к федеральному центру», — утверждает собеседник РБК в Верховном совете республики.

Хакасия — один из беднейших субъектов России: по уровню денежных доходов на душу населения республика занимает 73-е место в России из 85 (по данным Росстата за 2018 год).

Из чего состоит задолженность региона

В справке также сообщается, что просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Хакасии в размере 3,58 млрд руб. сложилась по следующим основным направлениям:

  • начисления на выплаты по оплате труда (1,44 млрд руб. с апреля по декабрь 2019 года);
  • выплаты населению на дополнительное лекарственное обеспечение (143 млн руб.);
  • задолженность по оплате налогов, исполнительных документов (162 млн руб.);
  • задолженность по оплате государственных и муниципальных контрактов, в том числе перед субъектами малого и среднего предпринимательства, в частности за питание, медикаменты, уголь, коммунальные услуги, услуги связи, горючее, текущее содержание учреждений (1,61 млрд руб.).

Кроме того, в 64 муниципальных образованиях из 99 заблокированы лицевые счета бюджетных учреждений на общую сумму 720 млн руб. «По этой причине не производится оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под угрозой отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы. В связи с невозможностью оплаты счетов поставщики отказываются поставлять продукты питания в школы и дошкольные учреждения», — говорится в документе.

По словам источника РБК в Верховном совете Хакасии, единственный выход из ситуации минфин республики видит в наращивании федеральной помощи региону путем дотирования. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос получения коммерческого кредита в банке в размере нескольких миллиардов рублей. «Этих средств и собственных доходов хватит для исполнения социальных обязательств максимум до лета 2020 года», — предупреждает собеседник.

Как исполняется бюджет Хакасии

Как сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты России, доходы консолидированного бюджета Хакасии в 2019 году исполнены в объеме 37 млрд руб., расходы — в объеме около 36 млрд руб. Но в состав доходов вошли дотации федерального центра на сумму 4,6 млрд руб., уточнили в Счетной палате, тогда как расходы республики были исполнены только на 86%.

Республиканский бюджет (без учета муниципальных образований) на 2020 год принят с дефицитом 2,3 млрд руб. Ожидаемые доходы составляют 35,4 млрд руб. Из них 4,6 млрд руб. составляют дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности и частичную компенсацию расходов на повышение зарплат бюджетникам, 7,5 млрд — субсидии и субвенции из федерального бюджета. Расходы бюджета запланированы в объеме 37,7 млрд руб.

Консолидированный бюджет Хакасии был дефицитным на протяжении многих лет до 2019 года, следует из данных Федерального казначейства.

Осенью 2019 года Верховный совет Хакасии принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой оказать финансовую поддержку региону на покрытие соцобязательств в размере более 10 млрд руб. Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета республики на тот момент составляла 2,9 млрд руб., более чем у половины муниципальных образований были заблокированы счета. По информации «Коммерсанта», в октябре 2017 года законодатели республики уже обращались в правительство России с просьбой оказать финансовую помощь в размере 28,2 млрд руб. Из федерального бюджета в результате было выделено 9,6 млрд руб.

В пресс-службе Минфина России РБК сообщили, что ведомство не получало в 2020 году обращения от органов власти Хакасии о предоставлении дополнительной финансовой помощи.

«Выделение дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов осуществляется на основании распоряжений правительства РФ. Исходя из сложившейся практики, рассмотрение вопросов оказания регионам дополнительной дотации на сбалансированность осуществляется по итогам исполнения бюджетов субъектов за девять месяцев текущего финансового года с учетом динамики исполнения доходной части бюджета, необходимого объема первоочередных расходов бюджета», — указали в пресс-службе, уточнив, что Хакасия на общих основаниях не сможет получить возможные дополнительные дотации раньше конца 2020 года.

Связан ли бюджетный кризис с губернатором

Политконсультант Дмитрий Фетисов напомнил, что республика оказалась на грани дефолта еще при предыдущем губернаторе Викторе Зимине. «Тут претензии к Коновалову нельзя назвать состоятельными», — считает эксперт.

Однако нынешний губернатор не предпринял каких-то серьезных шагов для разрешения ситуации из-за того, что у него нет умения выстраивать отношения с федеральным центром, а также из-за того, что сильные федеральные игроки не хотят оказывать помощь региону и тем самым вынуждают Коновалова уйти в отставку, добавил Фетисов.

Эффективность Коновалова как губернатора и финансовая ситуация в республике напрямую не связаны, считает политолог Александр Пожалов. О необходимости изменить налоговый режим в пользу добывающих регионов и оставлять в регионе больше поступлений от добывающего бизнеса регулярно говорил один из лидеров хакасского отделения «Единой России», спикер местного парламента Владимир Штыгашев, напомнил эксперт.

По мнению Пожалова, непосредственным поводом для финансовых проблем стало то, что в федеральный бюджет 2020–2022 годов впервые был заложен механизм подтягивания социально-экономического развития десяти отстающих регионов, причем федеральное софинансирование по целому ряду направлений там составит 99%. «Хакасия в этот перечень [отстающих] не попала, и такая заявка может быть запросом на включение в перечень на такую допподдержку в бюджете следующего года», — заключил он.

Читайте также: