Налоговое администрирование учебное пособие

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговое администрирование

Автор: Коллектив авторов -- Экономика
Жанры: Образовательная литература , Бухучет и аудит
Год: 2009
ISBN: 978-5-85971-855-9

Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства.

Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение».

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

Налоговое администрирование скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Платежные системы

В книге рассмотрены теоретические вопросы построения платежной системы, ее функции и роль в экономике, представлены аспекты управления рисками платежных систем, а также варианты участия центральных банков и иных регуляторов в организации и функционировании национальных платежных систем. Пособие дает представление о составе и структуре национальной платежной системы России, детально характеризуя организацию деятельности ее основных субъектов. Особое место отводится платежной системе Банка России. Значительное внимание уделено рассмотрению инновационных небанковских платежных систем, а также вопросам организации надзора и наблюдения в платежной системе России.

Учебное пособие дает совокупность современных знаний, необходимых исследователям и аналитикам, занимающимся проблемами развития платежной системы и ее инфраструктуры.

Базовый курс по рынку ценных бумаг

БАЗОВЫЙ КУРС ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Учебное пособие рекомендовано Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для подготовки к базовому экзамену, ia?eiay n 6 ai?aey 1998 a. Москва, 1998. Базовый курс по рынку ценных бумаг. - М.: Финансовый издательский дом "Деловой экспресс", 1998. - 408с. (за счет уплотнения текста электронная версия учебного пособия содержит 213 с.) ISBN 5-89644-003-0

Основной целью настоящего пособия является ознакомление читателя с основами и наиболее существенными вопросами функционирования рынка ценных бумаг как с точки зрения сложившейся общемировой практики, так и применительно к конкретным условиям России. Учебное пособие предназначено для подготовки к базовому экзамену для соискателей квалификационных аттестатов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, но может быть рекомендовано для широкого круга лиц, интересующихся теоретическими и практическими вопросами развития рынка ценных бумаг.

Внедрение МСФО в России. Проблемы и перспективы

Сборник статей посвящен исследованию современных проблем реформирования отечественной системы бухгалтерского учета на основе МСФО и подготовки российскими организациями финансовой отчетности в формате МСФО. Особенностью данного сборника является то, что в нем представлены статьи как известных ученых в области бухгалтерского учета, так и работы молодых авторов, аспирантов, магистрантов и студентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Сборник предназначен для специалистов, интересующихся современными проблемами бухгалтерского учета и отчетности. Он будет полезен студентам при изучении учетно-аналитических дисциплин, а также аспирантам, преподавателям и практикующим бухгалтерам.

Сборник научных статей подготовлен с использованием информационной системы «КонсультантПлюс».

Инновации на финансовых рынках

В коллективной монографии кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ представлены результаты научных исследований по развитию инновационных процессов на финансовых рынках. В работе рассматриваются вопросы секьюритизации финансовых рынков и финансовых активов, конструирования новых финансовых инструментов и появления структурированных финансовых продуктов. Исследуются процессы, связанные с формированием новой архитектуры мирового финансового рынка, и особенности протекания этого процесса в России. Представлены новые подходы в финансовой аналитике по оценке компаний-эмитентов, диагностированию рыночного риска инвестирования, ценообразованию финансовых активов и моделированию оценки доходности активов.

Монография предназначена для научных работников, преподавателей и аспирантов, профессионально занимающихся изучением проблем функционирования и регулирования финансовых рынков, финансово-инвестиционной аналитикой и оценкой, а также для студентов финансово-экономических специальностей вузов. Книга может быть полезна для практических целей предприятиям, организациям, банкам, инвестиционным, лизинговым и факторинговым компаниям при формировании стратегии своего развития и работе на финансовом рынке.

Налоговое администрирование: учебное пособие

Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко

К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

Рецензенты:

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

М.В. Каширина, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ,

Л.К. Чемерицкий, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.П. Мельникова – профессор (введение)

Л.И. Гончаренко – профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4)

А.Т. Измайлов – ст. преподаватель (главы 1.2–1.3, 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3)

М.Р. Пинская – доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3)

Д.К. Грунина – доцент (главы 2.2, 3, 4.2–4.3, 4.6–4.7, 5.2–5.3, тесты)

Л.М. Архипцева – профессор (главы 6, 7.5)

Е.Е Смирнова – доцент (главы 7.1–7.2, 7.4, 10.2)

Н.Н. Башкирова – доцент (глава 11.1)

Н.Г. Вишневская – доцент (главы 11.3—11.4)

И.В. Липатова – доцент (глава 11.5)

А.А. Артемьев – доцент (глава 11.6)

Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов.

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав.

Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения.

В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

 Коллектив авторов - Налоговое администрирование

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги "Налоговое администрирование"

Описание и краткое содержание "Налоговое администрирование" читать бесплатно онлайн.

Рассматривается основной круг вопросов, освещающих современное состояние налогового администрирования в Российской Федерации: теоретические основы, участники налоговых правоотношений, состав и структура налоговых органов, регулирование и прогнозирование налоговых платежей, повышение эффективности налогового администрирования, контроль исполнения обязанностей по уплате налогов. Исследуется влияние на систему налогового администрирования проведенной масштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки, упрощение и унификацию налогового законодательства.

Для студентов экономических вузов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение».

Налоговое администрирование: учебное пособие

Под научной редакцией профессора Л.И. Гончаренко

К 90-летию Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по образованию в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»

Рецензенты:

М.В. Карп, проф. кафедры налогов и налогообложения Государственного университета управления, д-р экон. наук,

И.Л. Юрзинова, доц. кафедры экономики и управления Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, канд. экон. наук,

М.В. Каширина, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ,

Л.К. Чемерицкий, доц. Финансовой академии при Правительстве РФ

Н.П. Мельникова – профессор (введение)

Л.И. Гончаренко – профессор (главы 1.1, 2.4, 4.4, 11.2, 11.4)

А.Т. Измайлов – ст. преподаватель (главы 1.2–1.3, 2.3, 5.1, 8, 9, 10.1, 10.3)

М.Р. Пинская – доцент (главы 2.1, 4.1, 4.5, 7.3)

Д.К. Грунина – доцент (главы 2.2, 3, 4.2–4.3, 4.6–4.7, 5.2–5.3, тесты)

Л.М. Архипцева – профессор (главы 6, 7.5)

Е.Е Смирнова – доцент (главы 7.1–7.2, 7.4, 10.2)

Н.Н. Башкирова – доцент (глава 11.1)

Н.Г. Вишневская – доцент (главы 11.3—11.4)

И.В. Липатова – доцент (глава 11.5)

А.А. Артемьев – доцент (глава 11.6)

Российская налоговая система базируется на принятых в современной мировой практике принципах налогообложения, организационных основах устройства налоговой системы и состава ведущих налогов.

Начало XXI века ознаменовалось проведением в России масштабной налоговой реформы, которая не имела ранее аналогов в истории налогообложения. Началом реформы послужило принятие специальной части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленной на снижение номинального налогового бремени, упрощение и унификацию налогового законодательства, преодоление карательного характера налогового контроля. Реализация задачи снижения налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков позволила предпринимательскому сообществу решить ряд насущных практических вопросов, таких как ликвидация барьеров, препятствующих развитию бизнеса, снижение издержек, связанных с исполнением налогового законодательства. Была достигнута определенная прозрачность операций налогоплательщиков, сужены возможности для легального и нелегального снижения налоговых платежей. В ходе проведения реформы была поставлена и в значительной степени решена задача повышения правовой защищенности налогоплательщиков; важным успехом стало и повышение уровня собираемости налогов.

Вместе с тем проведение налоговой реформы со всей очевидностью показало значимость и актуальность проблемы дальнейшего развития института налогового администрирования. Снижение налогового бремени должно сопровождаться повышением общего уровня налогового администрирования. Однако сегодня он не устраивает в полной мере ни государство, ни налогоплательщиков. Для государства неприемлема ситуация, когда непрерывно растет статистика сознательного ухода налогоплательщиков от уплаты налогов с применением все более сложных как в экономическом, так и в техническом исполнении схем. Правоприменительная практика в отношении норм части первой НК РФ показала, что законодательно провозглашенные права налогоплательщиков имеют слабый механизм реализации. Налогоплательщики часто оказывались совершенно беззащитными перед налоговыми органами, требования которых нередко формально и не противоречили закону, но по существу были практически невыполнимы. Претензии по результатам налоговых проверок могли стать причиной банкротства или падения капитализации даже крупных и динамично развивающихся компаний. Положение налогоплательщиков усугублялось тем, что судебная система была не готова выступить защитником их законных прав.

Важным шагом в развитии налоговой реформы стало внесение изменений в часть первую НК РФ. Применение новых норм в практической деятельности налогоплательщиков и налоговых органов показало, что не все существовавшие проблемы решены. Более того, возник ряд дополнительных вопросов, требующих законодательного решения.

В связи с этим вопросы качественного совершенствования налогового администрирования остаются в центре внимания налоговой политики государства, ориентированной на среднесрочную перспективу.

Теоретические основы налогового администрирования

1.1. Налоговое администрирование: содержание, формы и методы

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его подмена понятием «налоговое администрирование». Однако налоговое администрирование по своему содержанию представляет органичную часть управления налоговой системой.

Управление налоговой системой в широком понимании можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) – это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента – это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу – это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.

Управление налоговой системой в узком понимании представляет собой управление системой налоговых органов.

Таким образом, в основе управления налоговой системой – нормативные правовые акты (налоговое законодательство), организация практической деятельности и контроль.

Налоговое администрирование – одна из частей управления налоговой системой. Его содержание составляет деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере – Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), Федеральной налоговой службы (ФНС России), направленная на обеспечение реализации и соблюдения налогового законодательства.

Основные элементы налогового администрирования следующие:

✓ контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

✓ контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами;

✓ организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Контроль соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов) – центральный элемент налогового администрирования. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.

Контроль реализации и исполнения налогового законодательства налоговыми органами включает в себя внутриведомственный контроль и налоговый аудит как формы досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Формами организационного, методического и аналитического обеспечения контрольной деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление отсрочек и рассрочек) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

С учетом компетенции исполнительных органов, содержательной наполняемости налогового администрирования на разных уровнях управления выделяется два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Минфин России, ФНС России. Цель налогового администрирования на этом уровне – разработка мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом анализа текущих платежей и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС России. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

Навигация

  • Новые книги
  • Жанры
  • Авторы
  • Сериалы
  • Издательства
  • Города
  • Случайная книга
  • Фильтр книг
  • Библиотечное
    • Авторы на КулЛиб
    • Инструкция FTP
    • Коды языков
    • Софт
    • Теги книг
    • Карта сайта
    • Ссылки
    • Требуется OCR
    • Memory
  • Статьи

«Призрачные миры» - интернет-магазин современной литературы в жанре любовного романа, фэнтези, мистики

Последние комментарии

  • Re: Самому не нравится, но хочется прославиться. (Van Levon)
    4 часов 20 минут назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
    2 дней 2 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
    2 дней 9 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
    2 дней 9 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
    2 дней 21 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (SubMarinka)
    2 дней 21 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
    3 дней 2 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
    3 дней 2 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (Van Levon)
    3 дней 3 часов назад
  • Re: В гостях у Посторонним В. (ANSI)
    3 дней 8 часов назад

Новое на форуме

  • Кто-нибудь пишет сам?
  • Создание сносок в файлах epub в редакторе Sigil
  • Лингвистический анализ
  • Эльдорадо. Золото и кокаин (Кирилл Бенедиктов)
  • Хочу удалить залитую книгу из библиотеки.
  • V508291 Легендарный механик
  • Обсуждение жанров библиотеки

Новое в блогах

  • Жанры CoolLib для MyHomeLib и FBDMaker
  • Жанры библиотеки CoolLib для FictionBookEditor
  • Моей мамы больше нет
  • ПеписИны
  • Шеф-редактор начала статью о полиции с цитаты писателя Андрея Ангелова
  • Доверяй и проверяй
  • CoolLib
  • Отпуск для мамы
  • В.Шебзухов "Наездница" Читает Лера Борисова
  • В.Шебзухов "Алина" читает Спиридонова Саша

Впечатления

Не сразу догадался, что загадочный "опок", встречающийся по всему тексту -- это всего-лишь "блок".

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Не сразу догадался, что загадочный "опок", встречающийся по всему тексту -- это всего-лишь "блок".

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Так тут огрызок, автор еще пишет

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

ГГ постоянно "синий", непонятно, как в ТО время, когда креплёное вино было 4,5 градуса, можно так ужираться. для школоты ((

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

хня какая-то, герой кичится тем, что в нём железок понатыкано (имплантов) и он типа круче всех ((( дошёл до 4й главы и удалил эту муть

Рейтинг: +3 ( 3 за, 0 против).

В коротком предисловии ат автора мы узнаем краткое описание мира, в котором и происходит «все действо», однако (боюсь) что для читателя ранее незнакомого с СИ все вышесказанное покажется. несколько сумбурным и непонятным. Хотя — если считать «данную лекцию», как необязательное «введение в тему» (где описываются условия заданного мира), то в целом ее чтение не должно принести особого разочарования или скуки.

И хотя автора неоднократно упрекают «в скупости описаний», всему сказанному в предисловии со временем будет дано (порой) долгое и местами (даже) нудное пояснение)) Так что пожалуй — не стоит цепляться к предисловию, если Вы хотите открыть эту СИ.

Основная же беда, которую же здесь можно «встретить» (судя по комментам), это слишком предвзятое отношение к СИ в целом (и в основном именно у современного читателя). У тех же кто имел возможность познакомиться с данной СИ ранее, данные проблемы (думаю) уже не возникнут. И про все «шероховатости» (видные сегодняшним взглядом) лет 10 назад никто бы даже и «не заикнулся»)) А сейчас. сейчас уже такое «море всяческих вариантов», что эта «старая добрая история» может смотреться не в выгодном свете)) Впрочем, не знаю, как для кого — но не для меня, это уж точно!))

P.S А уж если есть возможность прослушать данную СИ (а не прочесть), так и вообще.. )) Главное при этом, чтоб аудиоверсия книги не подкачала. а то порой бывает такая озвучка, что никакой сюжет уже не спасет :-(

Рейтинг: -1 ( 0 за, 1 против).

Вторая часть (как ни странно) практически ничем не отличается от первой. И как прежде: ГГ пытается разобраться в себе и в том, «что ему делать». Ведь, несмотря на то, что «новая» жизнь его целиком поглотила, «осколки прежней» временами дают о себе знать.

И сначала я «в упор» не понимал преимуществ подобного решения автора, но уже на половине первой части понял, что только такое подселение способно (было бы) должным образом залегендировать свою жизнь в другой эпохе и в иное время.

И это только у В.Самохина (с его «Самозванкой») ГГ «прибывший» в тело молодого казака, уже через сотню страниц становится атаманом)) А здесь же — по настоящему понимаешь, что никакие «привычные» знания (кажущиеся нам просто гигантскими) не помогут прожить и недели в данном (описываемом автором) сообществе)) Расколют на раз — и в лучшем случае просто выгонят. в худшем — потащат на костер!

И хоть я не всегда «следил за мыслью героя» и слету понимал все «его задумки» (написанные немного сумбурно), но понять все хитросплетения того времени (соспоставимые по объему с какой нибудь дипломатической работой в другом государстве), просто невозможно, если ты не местный.

Так что ГГ (имея названные бонусы), живет и поживает себе, разрываясь (при этом) от необходимости постройки (и эксплуатации) различных производственных объектов (плотина, лесопилка и тп) к необходимости добывать «обнал», путем «гоп-стопа» подвернувшихся татар и прочих обитателей того негостепреимного места.

Впрочем нельзя и сказать что здесь герою все достается «на блюдечке» — т.к все его «блестящие» замыслы (переодически) разбиваются об чье-то лицо)) Да и сам ГГ вовсе не супермен, а просто попаданец которому пока везет))

Продолжение? Самое забавное при том что эта СИ «сделала мне выходные» — дикого желания «бежать за добавкой» все же нет)) Потом, может быть при случае посмотрю «в рубрике» неоконченное.

P.S И видимо не предвидится. Что ж . а вот теперь жаль.

Дударенков Дмитрий Александрович – студент Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Салманов Олег Николаевич – доктор экономических наук, профессор Института проектного менеджмента и инженерного бизнеса.

Аннотация: В статье рассмотрено понятие и сущность налогового администрирования. Рассмотрены механизм и элементы налогового администрирования. Раскрыта сущность и основные направления налоговой политики на 2020-2022 годы. Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом. Также рассмотрена фискальная политика на примере России и США.

Ключевые слова: Налоговое администрирование, налоговая политика, механизмы, налоговые принципы, НДС, эффективность, функционирование, налоговые органы.

Кардинальные изменения, которые происходят в Российской Федерации практически во всех сферах, начиная от экономической и до правовой, никак не могли не затронуть сферу финансовых и налоговых отношений. Процессы глобализации, правовой интернационализации, кризисные проявления в сфере финансовых отношений и другие масштабные явления предъявляют повышенные требования к формированию и реализации налогового права и налогового администрирования.

Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, а именно, деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ предприятиями и физическими лицами.

Так, мнению А.В. Иванова, налоговое администрирование представляет собой систему мероприятий, которые осуществляет Правительство Российской Федерации и иные федеральными органы исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета РФ.

При этом к системе мероприятий налогового администрирования относятся:

  • планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;
  • подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;
  • подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства Российской Федерации проектов федеральных законов о налогах и налогообложении.

Механизм налогового администрирования представляет собой совокупность правовых мер и организационных мероприятий, которые направлены на достижение целей и решение задач, проводимых государственными органами исполнительной власти.

Основными элементами механизма налогового администрирования являются:

  • формирование налоговой политики и ее разработка на перспективу, формирование фискальной политики;
  • сбор и анализ информации;
  • мониторинг состояния дел в области налогов и сборов;
  • налоговое планирование и прогнозирование;
  • налоговое регулирование;
  • оказание государственных услуг в области налогов и сборов;
  • налоговый контроль;
  • превенция и выявление налоговых правонарушений;
  • привлечение к ответственности лиц за совершение налоговых правонарушений.

Одним из основных методов налогового администрирования является налоговый контроль, который в Налоговом кодексе определен как контроль налоговых органов за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Также на налоговые органы возложены дополнительные обязанности по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды.

Успешно выполнять такие задачи возможно на основе качественного законодательства и с учетом научных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования.

Особенность налогового администрирования в том, что оно выступает в форме комплексной системной организации отношений между налогоплательщиками и налоговой администрацией в лице налоговых органов для исполнения доходной части бюджета различных уровней.

Налоговое администрирование нацелено на построение комфортной налоговой системы и поэтому очень важно учесть фискальную политику, которая будет учитывать механизмы для оперативного реагирования как на внешние, так и на внутренние изменения.

Именно поэтому далее рассмотрим основные направления бюджетно - налоговой (фискальной) политики на 2020-2022 годы.

Налог на доходы физических лиц:

  1. Освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат в размере, не превышающем 1 000 000 рублей медицинским работникам в рамках Государственной программы «Земский доктор», произведенных с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
  2. Планируется установление аналогичной налоговой преференции для учителей (после принятия соответствующей государственной программы «Земский учитель»).
  3. Сокращение с пяти до трех лет минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от обложения налогом в случае, если объект недвижимого имущества является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика.

Упрощенная система налогообложения:

  1. Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
  2. Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.

Совершенствование налогового администрирования:

  • Интеграция оперативного контроля в систему налогового контроля.
  • Развитие системы налогового мониторинга.
  • Внедрение механизма добровольной уплаты юридическими лицами авансовых платежей по налогам и сборам на единый код бюджетной классификации.

Далее рассмотрим проблемы одного из элементов механизма налогового администрирования, а именно, бюджетно-налоговой политики государства.

Необходимым является формирование новой модели социохозяйственного развития. Ее нужно построить на инновационной основе, качественной производственной и финансовой инфраструктурах, и она должна быть эффективной в системе предоставления общественных услуг.

Такая необходимость определяется важностью оценки эффективности, которая проводится на основе бюджетно-налоговой политики с позиций как поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя этих услуг. Также предполагается разработка определенных концептуальных подходов.

Действенный подход к оценке эффективности бюджетно-налоговой (фискальной) политики страны согласуется с осуществляемой в настоящее время концепцией бюджетной реформы в России, в котором вектор налогово-бюджетной политики связан с задачами обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны, формирования бюджетов всех уровней на программно-целевой основе, оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, роста прозрачности бюджетного процесса.

Далее рассмотрим сравнительный анализ эффективности мер фискальной политики в США и в России.

Эффективность бюджетно-налоговой политики США, которая, в сравнении с отечественной, выглядит довольно сложной, по признанию многих экспертов, связана, прежде всего, с тем, что не исполнение обязанности по уплате влечет за собой неминуемую ответственность.

Что касается структуры системы, следует отметить, что она, как и российская, состоит из трех основных категорий, которые классифицируются в соответствии с уровнями:

  • федеральные налоги (налог на прибыли корпораций, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на дарение и наследование, отчисления во внебюджетные фонды страхования);
  • региональные налоги (помимо некоторых, которые причисляются к федеральным, например, налог на прибыль корпораций и акцизы, также включают в себя налог с владельцев транспортных средств и имущественные налоги);
  • местные налоги (кроме ряда федеральных и региональных, к ним относятся некоторые специфические налоги, например, экологический).

Рассмотрим основные налоги, которые платит налогоплательщик: ставки и принципы налогообложения.

При рассмотрении налоговой системы России и бюджетного администрирования ы целом, можно сказать, что прямо или косвенно граждане страны отдают в бюджет в виде налогов и сборов около 60-70% заработанных денег.

Сам по себе такой факт мало о чем говорит, возможно, в других странах налоговая нагрузка выше, чтобы узнать это проведем сравнение налоговых систем США и России.

Начисления на фонд оплаты труда платит работодатель, но косвенно они влияют на размер оклада работников. Потому что заработная плата + отчисления – это та сумма, которую работодатель готов платить за труд своего сотрудника. И чем меньше в этой сумме отчислений, тем потенциально больше может быть оклад. Отчисления во внебюджетные фонды в России в совокупности составляют 30,2% от общего фонда оплаты. И включают в себя:

  • 22% – взносы в Пенсионный фонд;
  • 5,1% – взносы на медицинское страхование;
  • 2,9% – взносы на социальное страхование.

В США начисления на ФОТ составляют в совокупности 10,35% (то есть, почти в 3 раза меньше). И включают в себя:

  • 6,2% – социальный сбор (аналог наших взносов в ПФ);
  • 1,45% – медицинский сбор (отчисления в ФОМС);
  • 2,7% – взносы в фонд безработицы.

После начисления оклада работодатель удерживает и уплачивает в бюджет за работника (уже из средств, причитающихся работнику) налог на доходы.

Основная ставка подоходного налога в России составляет 13%. В отдельных случаях: – 30% на доходы физических лиц – нерезидентов; – 35% (например, на доходы от выигрышей).

Налог на доходы физических лиц в США рассчитывается по прогрессивной шкале: чем больше человек зарабатывает – тем выше ставка по налогу. Для небольших доходов (до 9525 долл. в месяц) ставка подоходного налога составляет 10%. Для доходов – от 9525 до 38700 долл. в месяц – 12% от суммы, превышающей 9525, + 952,50 (10% от 9525) и так далее, а наивысшая ставка - 37% для сумм свыше 150689,05 долл. в месяц.

Самые массовые поступления в бюджет, как России, так и США приходится на НДС, который включается в стоимость товаров и услуг и формируется на всех стадиях производства и обращения.

Так, например, основная ставка по НДС в России составляет 20% с 01.01.2019 г., другие ставки 0% с экспорта и 10% на отдельные группы товаров.

НДС в США разный, в зависимости от штата может составлять от 0 до 15%.

Таким образом, в системе налогового администрирования решение задач социохозяйственного развития в условиях геополитической напряженности и замедления экономической динамики требует кардинального повышения эффективности бюджетно-налоговой политики государства. Оценка эффективности данной политики, которая будет являться инструментом макроэкономического регулирования должна производиться как с позиций поддержки экономического роста, так и повышения уровня жизни населения как конечного потребителя общественных услуг. Исходя из этого необходимо разработать соответствующие методологические подходы.

Эффективность функционирования налогового администрирования на уровне государства обеспечивается реализацией основополагающих принципов налогообложения и налоговых отношений. Как показывает российская практика налогообложения, не все методы налогового администрирования реализуются эффективно, что вызывает определенные сложности в регулировании налоговых отношений между участниками налогового процесса.

Формирование налогового администрирования, ее развитие, эффективность реализации решений в сфере налоговых отношений, в большей степени зависят от принципов функционирования налогового права и налоговой системы государства в целом.

Поэтому в налоговом администрировании важно учитывать налоговые принципы.

Реализация таких основополагающих принципов, как принцип всеобщности, принцип полноты исполнения налоговых обязательств, принцип единства налоговой политики являются основополагающими налоговой системы любого правового государства.

В рамках обозначенных принципов реализуются права и обязанности налогоплательщиков, а также определяется правовой механизм регулирования отношений между субъектами налоговых отношений.

Несмотря на то, что некоторые положения нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения и функционирования налоговой системы в целом не лишены недостатков, можно отметить, что налоговое администрирование РФ отражает общераспространенный в мировой практике подход формирования и функционирования налоговых систем.

Читайте также: