Налоговые доходы как основной источник региональных бюджетов рф курсовая

Опубликовано: 15.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………. 5
1.1 Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
1.2 Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20
2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……. ……………………. 20
2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….…………………………. …………24
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………. …. ……. 28
ВЫВОД…………………….………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Налоги и таможенные платежи.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Кафедра налогов и таможенного дела

Специальность «Таможенное дело»

по дисциплине: «Налоги и таможенные платежи»

на тему: Налоговые доходы региональных бюджетов

Руководитель: ______________ Климова М.О.

Исполнитель: ______________ гр. ТД-09-9 Гайфудинова И.Р.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………. . 5
    1. Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
    2. Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
  2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20

2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……. ……………………. 20

2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….………………………… . …………24

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………. …. ……. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов, так как налоговые доходы составляют 90% всех поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны. Таким образом, налоговые доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной работы.

Так же актуальность исследования налоговых доходов регионального бюджета обусловлена тем, что современная региональная финансовая политика затрагивает только бюджетную сферу. Между тем экономической основой федеративных отношений должен быть финансовый механизм, позволяющий системно реагировать на весь комплекс проблем регионального развития. Решить эту задачу, опираясь только на бюджет, невозможно. Ведь в условиях резкого сужения сферы государственного хозяйства бюджет образует только часть финансовой системы. За его пределами остаются финансы предприятий, доходы и расходы населения, ресурсы кредитной системы и др. Обеспечить эффективное использование этих ресурсов можно только при условии перехода к более широкой концепции «финансового федерализма». Это модель, в которой регионы и города выступают как звенья, ответственные за воспроизводство, а денежная система – как инструмент обеспечения единства национальной экономики, управляемости и сбалансированности ее развития.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
    1. Региональные бюджеты: понятие и сущность

Региональный бюджет - главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально - экономических проблем.

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ делятся на:

  1. собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов; перечень ставки, которых определяются налоговым законодательством РФ;
  2. отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределённых к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам определённым Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организации; налог на доходы физических лиц; государственная пошлина; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу; индивидуальные предприниматели.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период составляет один квартал.

Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

  1. 0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
  2. 10% - для продовольственных товаров, по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров;
  3. 18% - для остальных товаров.

Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочное изделие, коньяки, вино); пиво; табачная продукция; автомобили и мотоциклы; автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; прямогонный бензин.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица - организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

  1. в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;
  2. в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

С 2002 года введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы. Сейчас этот налог играет очень важную роль. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Это один из наиболее сложных налогов с часто меняющейся законодательной базой. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы. Сейчас он обеспечивает около 6% всех доходов федерального бюджета. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5
1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11
1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19
2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19
2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Сат Лена.docx

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5

1.1 Сущность доходов регионального бюджета…………………………………..5

1.2 Налоговые доходы регионального бюджета …………………………………11

1.3 Неналоговые доходы регионального бюджета ………………………………16

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ДИНАМИКА ЗА 2010-2012 ГОДЫ 19

2.1. Общая характеристика динамики бюджета Омской области за 2010-2012 годы 19

2.2. Структура бюджета Омской области за 2010-2012 гг 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функции. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Доходы регионального бюджета – это финансовая основа выполнения органами государственной власти субъектов РФ своих расходных обязательств. При этом приоритет краткосрочных целей над долгосрочными опасен для экономики страны. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет – это только эффективное расходование. Структура доходной части регионального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных для оздоровления экономики. Всё это актуализирует проблему эффективного построения структуры доходов бюджета.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы – рассмотреть сущность и структуру доходов регионального бюджета, проанализировать динамику доходных статей бюджета Омской области за 2010-2012 годы.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты формирования доходов бюджетов субъектов РФ;
  2. Выявить динамику и исполнение доходов бюджета Омской области за 2009-2011 годы;
  3. Рассмотреть основные проблемы и пути совершенствования системы формирования доходов региональных бюджетов РФ.

Объект курсовой работы – доходная часть бюджета Омской области.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

1.1 Сущность доходов регионального бюджета

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов[21, c.231].

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет[14, c. 178].

По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрение доходов регионального бюджета имеет большое значение. Оно формирует представление об источниках, позволяющих спланировать бюджет как фонд денежных средств, «заложить» в него ресурсы, необходимые для финансового обеспечения задач и функций субъекта РФ.

Категория «доходы регионального бюджета» является одной из базовых бюджетно-правовых категорий. Это объясняется тем, что в основу сущности бюджетных доходов положены особенности бюджета как централизованного денежного фонда, сосредоточивающего финансовые ресурсы для функционирования субъекта РФ как правового акта, утвержденного в законодательном порядке.

Статья 6 БК РФ определяет доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета [1, гл. 1. ст. 6].

Значение доходов бюджета для функционирования субъекта РФ предопределяется их юридическими и экономическими характеристиками.

В силу того, что бюджет субъекта РФ как составная часть бюджетной системы РФ имеет экономические характеристики, то поступающие в него доходы необходимо рассматривать с экономической точки зрения. Экономическая наука определяет доходы как сумму денежных поступлений от всех возможных источников. Из данного определения вытекают и экономические признаки доходов – экономическая обоснованность, объем поступлений, коммерческая деятельность в качестве источника формирования дохода.

Возникновение и развитие отношений формирования бюджетных доходов подчиняется определенному правовому режиму. Правовой режим доходов регионального бюджета обусловлен их юридическими признаками (денежный характер, безвозмездность и безвозвратность, публично-правовой характер, обязательность) [24, С. 246].

Охарактеризуем указанные выше признаки доходов региональных бюджетов.

1. Денежный характер.

В статье 6 БК РФ доходы бюджета обозначены как «денежные средства». Отсюда следует возможность рассмотрения в качестве доходов региональных бюджетов лишь те поступления, которые носят денежный характер. Однако для пополнения бюджетов используется имущество, поступающее в собственность субъекта РФ в установленных законодательством случаях. Например, в собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований переходит имущество в качестве наследства по завещанию [2, гл. 61. ст.1116].

Из буквального толкования статьи 6 БК РФ следует отнесение к доходам региональных бюджетов только денежных средств, само имущество не может рассматриваться в качестве бюджетного дохода. Таковым служат денежные средства, поступающие в собственность субъекта РФ в реализации имущества (продажи полученного в порядке наследования имущества, сдачи его в аренду и т.д.).

2. Безвозвратность доходов.

Безвозвратность доходов означает, что денежные средства, поступившие в законном порядке, в собственность субъектов РФ не подлежат возврату субъектам, предоставившим данные средства. Поступившие в бюджет денежные средства, к примеру в виде налогов, подлежат возврату только в случае излишне уплаченной суммы налога [3, гл. 12, ст. 78].

3. Безвозмездность доходов бюджета.

Данная характеристика заключается в том, что денежные средства поступают в бюджет субъекта РФ без ответного предоставления каких либо благ или услуг их плательщику.

4. Публично-правовой характер бюджетных доходов.

Отношения, которые связаны с поступлением доходов в бюджет, относятся к отношениям, существующим исключительно в правовой форме. Взимание платежей в пользу субъектов РФ в целях формирования доходов бюджета должно соответствовать нормам права. Неукоснительное подчинение формирования доходов бюджета правовым нормам – неотъемлемая черта их публично-правового характера.

5. Обязательность формирования доходов бюджета.

Этот признак вытекает из публично-правового характера доходов бюджета субъекта РФ. Данный признак состоит в том, что субъекты РФ не свободны в волеизъявлении на получение доходов. Они не могут отказаться от получения доходов, не вправе по своему усмотрению решать, получать доходы или нет.

Итак, доходы субъектов РФ – это опосредуемые экономическими отношениями распределения национального дохода денежные средства, поступающие в бюджет субъектов РФ в целях финансирования общественно значимых потребностей, выполнения задач органов власти субъектов РФ и характеризующиеся свойствами безвозмездности и безвозвратности, обязательности, а также подверженностью детальной нормативной правовой регламентации [24, С. 252].

Доходы бюджета классифицируются по различным признакам. По источникам образования они делятся на налоги с юридических лиц, налоги с населения, займы, поступления от реализации государственной собственности и др. По методу взимания – на налоговые и неналоговые; по видам налогов – на акцизы, НДС, налог на прибыль, подоходный налог и др.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – специального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства.

Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально – экономических мероприятий.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая категория: они выражают общие свойства, присуще всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т.е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально – экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике через широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, способов обложения, льгот и т.п.), сопоставляющий налоговый механизм.

Особенности доходов региональных бюджетов [10.12.15]

Тема: Особенности доходов региональных бюджетов

Тип: Курсовая работа | Размер: 446.22K | Скачано: 51 | Добавлен 10.12.15 в 23:27 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 6

1.1. Место региональных бюджетов в бюджетной системе РФ 6

1.2. Доходы региональных бюджетов 13

1.3. Отличия собственных и регулирующих доходов региональных бюджетов 17

2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2013Г.Г. 22

2.1. Анализ доходов бюджета Пензенской области в 2011 году 22

2.2. Анализ доходов бюджета Пензенской области в 2012 году 27

2.3. Анализ доходов бюджета Пензенской области в 2013 году 30

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 35

3.1. Проблемы низкой наполняемости и недостаточности собственных доходов региональных бюджетов 35

3.2. Стратегии оптимизации региональных бюджетов 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система представляет собой сложный процесс планирования и прогнозирования, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В свою очередь, полноценные преобразования экономики требуют формирования эффективной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить рациональную бюджетную политику.

Перераспределяя денежные средства в пользу тех или иных сфер социальной, экономической, культурной, национальной жизни государства, власть стимулирует развитие или, наоборот, сокращение тех или иных областей деятельности государства.

В настоящее время, в условиях сложного внешнеполитического и экономического положения, для России важна крайне взвешенная бюджетная политика, нацеленная на преодоление кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства, открывающая путь к экономическому подъему, достижению продовольственной безопасности, повышению уровня жизни и к восстановлению отечественной науки, образования и культуры. Состояние бюджетной системы оказывает особое влияние на финансовую стабилизацию, необходимую для достижения финансово-экономической самодостаточности государства.

Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. Законодатель определяет бюджетный процесс как регламентированную нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс является частью бюджетной деятельности государства.

Вместе с тем бюджетная деятельность осуществляется представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления, что обусловлено распределением функций, содержанием и масштабом аккумулирования, распределения и использования соответствующих бюджетных фондов. Важно обратить внимание, что в бюджетной деятельности роль органов государства и органов местного самоуправления проявляется в качестве носителей государственной власти.

В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их накопления, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств. Следовательно, при помощи бюджета, государственная власть направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые считают приоритетными на данном этапе развития, т.е. посредством бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода.

Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Они возникают в процессе распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, ее субъектов, административно-территориальных единиц в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля.

Для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на местном уровнях, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, имеют актуальность на любом историческом этапе развития.

Исходя из этого, целью работы является изучение и анализ доходов регионального бюджета на примере Пензенской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать теоретические аспекты доходов региональных бюджетов пензенской области;

- выполнить анализ исполнения доходов консолидированного бюджета пензенской области в 2011-2013;

- изучить проблемы и перспективы доходов Пензенского регионального бюджета.

Объектом изучения курсовой работы являются доходы Пензенского регионального бюджета.

Предметом исследования является совершенствование управления доходами Пензенского регионального бюджета.

Методологической основой работы послужили Бюджетный кодекс РФ, Законодательные акты Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, работы российских экономистов, посвященные проблемам бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Код доступа: http://docs.cntd.ru/document/byudzhetnyj-kodeks

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах. Интернет-сайт правительства РФ [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://www.kremlin.ru/news/8192

3. Закон Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 463-ЗПО
«О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» (с изменениями на 3 апреля 2014 года).

4. Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)». - Интернет-портал «Пензенская область» [электрон. ресурс]. – Код доступа: http://penza.news-city.info/docs/sistemsf/dok_iervbi/index.htm

5. Закон Пензенской области от 1 октября 2011 г. № 2285-ЗПО «О внесении изменений в статьи 10 и 512 Закона Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» и в Закон Пензенской области «О межбюджетных отношениях в Пензенской области». - Интернет-портал Министерства финансов Пензенской области [электрон. ресурс] – Код доступа: http://minfin.pnzreg.ru/budget/budgeting/zpo061012_1538

6. Закон Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области» № 807-ЗПО от 28.06.2005.

7. Захаров А. НДФЛ как источник пополнения бюджета субъекта РФ. Интернет-портал «Финик». [электрон. ресурс] – Код доступа: http://finik.me/post/61/

8. Капралов С. В. Информация Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области о проделанной работе за 2013 год и её результатах. Интернет-сайт Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области [электрон. ресурс] – Код доступа: http://mirp.pnzreg.ru/activity_info/2014/09/15/11043942

9. Нешитой А. С. Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. — 10-е изд. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 528 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов,

Налоговые доходы бюджета

Другие курсовые по предмету

Тема курсовой работы «Характеристика налоговых доходов бюджета» актуальна, так как доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный спрос.

Налоги являются наиболее древним экономическим инструментом. Они крепко впаяны в ткань общественной жизни, нерасторжимо связаны с государством. Государственная власть опирается на материальную основу, которую воплощают, прежде всего, налоги. На налогах лежит и центр тяжести современного финансового хозяйства. Ныне в большинстве развитых капиталистических стран налоги составляют 4060% валового национального продукта. В налогах переплетаются проблемы экономической мощи государства, его бюджетной политики, а также вопросы социальной справедливости и уровня жизни народа.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Этим денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями фискальной и экономической.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджеты являются важнейшей часть бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговых доходов бюджета РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Экономическое содержание и значение налогов РФ;
  2. Классификация налоговых доходов бюджетов РФ;
  3. Рассмотреть основные виды доходов федерального бюджета;
  4. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 20062009гг.;
  5. Проблемы действующей налоговой системы РФ.

Объектом исследования данной курсовой работы являются налоговые доходы бюджета Российской Федерации.

1. Налоговые доходы бюджета

1.1 Экономическая роль и функции бюджета

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджет форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Существует и более широкое определение бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.

В финансовой системе страны бюджет занимает ведущее место.

В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется, что позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Перераспределяемая посредством бюджетных отношений часть национального дохода поступает в распоряжение федеральных, региональных и местных органов власти и направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. СОВОКУПНОСТЬ федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации, основанную на ее экономических отношениях и государственном устройстве.

1.2 Налоговые доходы бюджета

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст.6) доходы бюджета это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ «К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.»

В соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) по нормативу 70 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) по нормативу 100 процентов;
  • водного налога по нормативу 100 процентов;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины по нормативу

1 Доходы бюджета и их структура…5

1.1 Содержание и виды доходов….5

1.2 Классификация доходов бюджета….9

1.3 Изменения в структуре и видах доходов бюджета…12

1.4 Распределение полномочий между бюджетами разного

уровня бюджетной системы РФ…20

2 Функции и полномочия органов, осуществляющих исполнения бюджета (на примере Удмуртской Республики)….30

2.1 Исполнение доходной части бюджета на современном этапе.30

2.2 Организация исполнения бюджета…36

2.3 Проблемы исполнения доходной части бюджета…38

2.4 Особенности исполнения бюджета в зарубежных странах….43

Список используемой литературы…50

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор. Как уже упоминалось выше, множество экономистов не оставались равнодушными к проблеме формирования бюджета, к источникам его формирования, статьям его расхода. Так же не оставался без внимания и вопрос об оптимальном количестве независимых друг от друга бюджетов в стране. Этим проблемам посвящено множество экономических работ. В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты бюджетной сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному финансированию тех или иных отраслей. Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов и политиков, но и рядовых граждан.

Целью написания курсовой работы, является углубленное изучение данной темы, изучение дискуссионных вопросов образования, использования Государственного бюджета РФ.

Рассматривая такие основополагающие элементы государственной налогово-бюджетной политики, как процессы первоначального разграничения и последующего распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы, приводящие к возникновению классификационной основы для деления поступающих в бюджетную систему налоговых доходов на три взаимосвязанные категории (собственные, закрепленные и регулирующие), следует обратить внимание на появившийся в последнее время радикальный принцип "один налог - один бюджет".

Этот принцип означает, что доходы, образуемые налогом определенного уровня налоговой системы, поступают напрямую и только в тот бюджет, уровень которого в структуре бюджетной системы соответствует уровню этого налога в налоговой системе. По существующему частному мнению, высказываемому в зарубежных исследованиях современного состояния финансовой системы России, нынешняя система отчислений от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты скорее создала, чем решила те или иные проблемы. По этой причине рекомендуется полностью разделить между уровнями бюджетной системы налоги по принципу "один налог - один бюджет", в том числе с возможным созданием региональных и местных налоговых служб и казначейств.

Между тем данные рекомендации настолько теоретически абстрактны и так далеки от реальности, что вряд ли могут считаться полезными для российских условий. Ограниченность и радикализм указанного принципа "один налог - один бюджет" приводят к сведению всех отношений, возникающих в налогово-бюджетной сфере, к процессу первоначального разграничения собственных налоговых источников между бюджетами всех уровней бюджетной системы. В связи с этим полностью исключается возможность распределения налоговых доходов одних бюджетов между бюджетами иных уровней бюджетной системы, что лишает бюджетную систему механизмов оперативного и долговременного перелива финансовых средств по уровням бюджетов в зависимости от степени сложности социально-экономического развития территорий и характера изменений поставленных перед разными уровнями власти задач.

Следуя рассматриваемому принципу "один налог - один бюджет", в бюджет каждого уровня бюджетной системы поступают только налоговые доходы, которые формируются при взимании налогов и сборов, по уровню в налоговой системе соответствующих уровню бюджета в бюджетной системе, что приводит к образованию в бюджетах только собственных налоговых доходов. Проявление радикализма этого принципа в виде образования в бюджетах только собственных налоговых доходов и невозможности передачи их части бюджетам иных уровней бюджетной системы является причиной устранения из бюджетной системы распределительных процессов, создающих динамическую систему постоянного движения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней и поддерживающих жизнеспособность бюджетной системы как целостной и единой структуры.

Устранение распределительных процессов приводит к выпадению из комплекса межбюджетных отношений закрепленных и регулирующих налоговых доходов, в результате чего границы, разделяющие разноуровневые бюджеты, становятся непреодолимыми и закрытыми для финансовых потоков, а сама бюджетная система в недопустимой для федеративного государства форме раздробляется на отдельные фрагменты, когда каждый из ее бюджетов начинает функционировать изолированно и вне системной связи с бюджетами других уровней.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Приоритетными направлениями на трехлетний период являются: превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, обеспечение исполнения расходных обязательств, проведение анализа эффективности всех расходов бюджета, переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений, применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе, определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации, совершенствование межбюджетных отношений.

Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2006.

2. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 1999.

3. ФЗ № 173 от 23 декабря 2004 года «О Федеральном бюджете на 2005 год».

4.ФЗ № 189 от 26 декабря 2005 года «О Федеральном бюджете на 2006 год».

5.ФЗ № 238 от 19 декабря 2006 года «О Федеральном бюджете на 2007 год».

6.ФЗ № 198 от 24 июля 2007 года «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

7. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп./С.Ф.Федулова. – М.: КНОРУС, 2005.

8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

9. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

12. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /

Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М,1998.

13. Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.:ЮНИТИ, 2000.

14. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

15. Финансы, денежная обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

16. Финансы. Деньги. Кредит: Учебник / под ред. О.В.Соколовой

17. Налоги и налогообложение. Т.Ф.Юткина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

18. Ежемесячный журнал «Финансы», №9,

19. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

20. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. - М.: Дашков и К., 2001.

21. Грицюн Т.В. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования. // Финансы и кредит. 2004. № 13.

22. Кашина Н. Сбалансированность бюджетной обеспеченности региона. // Экономист. 2005. № 4.

23. Готвань О. Д. Перспективы развития российской финансовой системы. // Проблемы прогнозирования. 2004. №2.

24. Финансы. / Под ред. Романовского М. В. – М.: Перспектива, 2000.

25. III Бюджетное послание Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2005 году". // Финансы. 2004. №8.

26. Шаланов Н. Концепция региональной инвестиционной политики // Аудитор. 2002. № 2.

27. Швецов Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. // Вопросы экономики. 2005. № 8.

28. Экономика. Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономика, 2000.

29.Экономическая теория. / Под ред. И.П. Николаевой. - М. ЮНИТИ, 2002.

30.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. Николаевой И. П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.

Читайте также: