Государственная пошлина уплачиваемая на основании судебных актов при рассмотрении дел по существу

Опубликовано: 01.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Госпошлина

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 "О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов - постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

§ 2. Государственная пошлина в арбитражном процессе

1. Понятие государственной пошлины
2. Размеры государственной пошлины
3. Порядок уплаты государственной пошлины
4. Возврат государственной пошлины
5. Льготы по уплате государственной пошлины
6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

1. Понятие государственной пошлины

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные организации.

2. Размеры государственной пошлины

Государственная пошлина подразделяется на 3 вида:
- пропорциональная,
- простая и
- смешанная.
Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска, а размер простой пошлины фиксирован в законе. Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска.
Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.
Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.
В соответствии со ст. 103 АПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100000 рублей - 4% цены иска, но не менее 2000 рублей;
от 100001 рубля до 200000 рублей - 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 200001 рубля до 1000000 рублей - 7000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 1000001 рубля до 2000000 рублей - 23000 рублей плюс 1%
суммы, превышающей 1000000 рублей;
свыше 2000000 рублей - 33000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда -2000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.

3. Порядок уплаты государственной пошлины

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Однако при ее неправильном исчислении размер государственной пошлины определяется самим судом, поскольку он вправе проверить и правильность указания цены иска. Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Если исковое заявление содержит одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, то одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Государственная пошлина уплачивается самим заявителем. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. Доплата происходит в 10-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. При уменьшении размера исковых требований возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится лишь в том случае, если уменьшение размера требований принято арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. При подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов государственная пошлина уплачивается при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

4. Возврат государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (ст. 333.40). В частности, при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в НК РФ; возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек 3-годичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины (ч. 3 ст. 141 АПК РФ). Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие право на зачет.

5. Льготы по уплате государственной пошлины

Следует различать льготы, которые предоставляются в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.
Согласно ст. 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В гл. 25.3 НК РФ в целом более кратко изложены основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и несколько сокращен круг льготников. Такой подход соответствует общей направленности социальной политики на "монетизацию" льгот и сокращение их размера и оснований предоставления.
Основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и круг лиц предусмотрены в ст. 333.37 НК РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
3) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
От уплаты государственной пошлины в особом порядке освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с общими правилами (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Следует иметь в виду, что сохраняют силу иные льготы по уплате государственной пошлины, которые предусмотрены иными федеральными законами, в частности АПК РФ. Так, заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 208 АПК РФ) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (ч. 2 ст. 329 АПК РФ) государственной пошлиной не облагаются.

6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

В соответствии со ст. 102 АПК РФ порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 64 и ст. 333.41 НК РФ). На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
В то же время сохранилось право арбитражного суда на уменьшение размера государственной пошлины, отсрочку и рассрочку ее уплаты до 1 года. В таком случае у арбитражного суда имеется право предоставления индивидуальных льгот при уплате государственной пошлины с целью устранения препятствий для доступа к судебной защите заинтересованного лица. В этом положении проявляется приоритет социального аспекта правосудия над сугубо фискальным подходом, который ограничивается в случаях необходимости обеспечения доступа к правосудию.

Судебная практика распределения обязанности по уплате госпошлины по рассмотренным в пользу истцов гражданским и арбитражным делам, где истцы (не освобожденные от уплаты госпошлины) увеличивали исковые требования, осознанно оставляя без доплаты недостающую сумму госпошлины, сложилась так, что в случае удовлетворения иска суд взыскивает с ответчика в доход соответствующего бюджета госпошлину, подлежащую доплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований. В случае усмотрения арбитражным судом в действиях истца признаков злоупотребления процессуальными правами, направленного на уклонение от доплаты госпошлины, арбитражные суды взыскивают недоплаченную госпошлину с истцов согласно части 2 статьи 111 АПК РФ (см. постановление АС Московского округа от 29 июля 2015 года по делу № А40-87711/14 и постановление АС Московского округа от 13 апреля 2015 года по делу № А40-32161/2014).

Указанная судебная практика представляется мне не соответствующей ни налоговому, ни процессуальному законодательству, поскольку статьей 102 АПК РФ и частью 2 статьи 88 ГПК РФ определено, что порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах, а в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ указано, что организации и физические лица, выступающие ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, признаются плательщиками государственной пошлины в случае если

(1) решение суда принято не в их пользу

(2) истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ (статьи 333.36 и 333.37 НК РФ).

В свою очередь, в подпункте 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ указано, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обратившиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (т.е. независимо от результата рассмотрения судом такого обращения). Аналогичные нормы - определяющие когда ответчик может быть признан плательщиком госпошлины - содержатся в части 3 статьи 110 АПК РФ, части первой статьи 103 ГПК РФ, подпункте 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, подпункте 4 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ. Поэтому я считаю, что во всех случаях обращения заинтересованных лиц в исками в суды (кроме предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ) плательщиком госпошлины - независимо от того в пользу истца или ответчика вынесен судебный акт - обязанность по уплате госпошлины должна возлагаться судами на истцов (не освобожденных в установленном налоговом законодательством порядке от уплаты госпошлины).

Рассмотрим для примера три ситуации, связанные с вопросами уплаты госпошлины, которые могут возникнуть в ходе рассмотрения дела в суде:

1) истец (не освобожденный в установленном порядке от уплаты госпошлины) увеличил размер исковых требований, но осознанно отказывается доплатить госпошлину, ссылаясь на подпункт 10 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ или подпункт 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ. Принимая во внимание, что данный случай прямо урегулирован указанными нормами Налогового Кодекса РФ, суд в данное время не вправе отказать истцу в удовлетворении ходатайства об увеличении исковых требований, а исковые требования истца в указанном случае должны быть рассмотрены судом с учетом увеличения их размера, но - вне зависимости от того, в пользу истца или ответчика будет вынесен судебный акт - обязанность по уплате госпошлины, подлежащей доплате в связи увеличением истцом размера исковых требований, должна быть возложена на истца. Возложение на истца судом в указанном случае обязанности по доплате госпошлины не может носить характер санкции за злоупотребление процессуальными правами, т.к. истец (не освобожденный от оплаты госпошлины) и без того признается плательщиком госпошлины согласно Налоговому Кодексу РФ. Возложения судами в рассматриваемом случае обязанности по доплате госпошлины на ответчиков является ничем иным, как нарушением законодательства о налогах и сборах. В свою очередь, выигравший дело истец, доплативший в соответствующий бюджет госпошлину в требуемом размере, вправе затем взыскать сумму таких расходов с ответчика согласно части 1 статьи 110 АПК РФ, статьи 112 АПК РФ, статей 98 и 103 ГПК РФ. Здесь же хотел бы отметить, что считаю предусмотренный подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ порядок доплаты недостающей суммы государственной пошлины при увеличении истцом размера исковых требований - в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ - не соответствующим в полной мере регулируемым отношениям. На мой взгляд, порядок доплаты государственной пошлины при увеличении истцом размера исковых требований следует установить аналогично порядку уплаты госпошлины при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, который предусмотрен подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ и подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

2) в судебном заседании до принятия судом решения установлен факт уплаты истцом госпошлины с нарушением установленного порядка или размера (предположив, госпошлина оплачена в гораздо меньшем размере, чем требовалось, или не в федеральный, а в местный бюджет). Как должен поступить суд, приступивший к рассмотрению дела по существу, если истец отказывается добровольно устранить такое нарушение, несмотря на то, что на этом настаивает суд и/или ответчик? Процессуальное законодательство РФ не содержит норм, регулирующих такие ситуации и по сложившейся практике рассмотрение дела будет продолжено судом в обычном порядке, т.е. у суда не имеется правомочий обязать истца устранить выявленное нарушение, за исключением возложения на истца расходов по уплате госпошлины в требуемой сумме и порядке в момент завершения рассмотрения дела по существу (что также прямо не предусмотрено нормами процессуального законодательства). Однако подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ установлено, что плательщики обязаны уплачивать госпошлину «до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы» и нарушение истцом данной обязанности на стадии предъявления иска является основанием для оставления искового заявления без движения и возврата иска. Соответствует ли такое положение дел целям и принципам процессуального и налогового законодательств? Я считаю, что не соответствует и полагаю, что часть 1 статьи 148 АПК РФ и статью 222 ГПК РФ следует дополнить следующим основанием оставления искового заявления без рассмотрения: "истец не устранил в установленный судом срок допущенное истцом нарушение порядка уплаты государственной пошлины".

3) по вышеуказанным же причинам считаю противоречащей законодательству практику возложения судами обязанности по уплате госпошлины на ответчиков по делам, рассмотренным судами с принятием решений в пользу истцов, которым судами предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины. Как следует из пункта 1 статьи 333.41 НК РФ, отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется судом заинтересованному лицу (истцу) по его ходатайству и остается его обязанностью до полного исполнения. Истец, которому суд предоставил право оплатить госпошлину с отсрочкой или в рассрочку, должен самостоятельно и полностью исполнить данное обязательство. Если суд вынесет решение в пользу истца, последний получит возможность пропорционально удовлетворенной части исковых требований взыскать с ответчика сумму понесенных истцом расходов по уплате госпошлины в порядке, установленном для возмещения судебных расходов.

Вот несколько выводов, который я хотел бы сделать, резюмируя вышеизложенное:

- во всех случаях и независимо от результата рассмотрения дела судом плательщиком госпошлины признается истец, не освобожденный от ее уплаты в порядке, установленном налоговым законодательством;

- судебным решением обязанность по оплате государственной пошлины может быть возложена на ответчика только лишь и исключительно в том случае если решение состоялось не в его пользу, а истец освобожден от ее уплаты согласно нормам налогового законодательства.

- следует провести четкую грань между госпошлиной (порядок уплаты которой регулируется налоговым законодательством) и судебными издержками (распределение которых между лицами, участвующими в деле, производится судом в зависимости от результатов рассмотрения дела), а расходы истца по уплате госпошлины следует добавить в в перечень судебных издержек, связанных с рассмотрение дела в суде, предусмотренный статьей 106 АПК РФ и статьей 94 ГПК РФ;

- сам по себе факт истечения срока отсрочки или рассрочки уплаты истцом госпошлины к моменту вынесения решения по делу в пользу истца, не является основанием для признания судом ответчика в качестве плательщика госпошлины.

Хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу.

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации):

- при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке;
- при подаче заявления о вынесении судебного приказа;
- при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера;
- при подаче надзорной жалобы;
- при подаче искового заявления о расторжении брака;
- при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актив Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
- при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
- при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными;
- при подаче заявления по делам особого производства;
- при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы;
- при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда;
- при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде;
- при подаче заявления об отмене решения третейского суда;
- при подаче заявления по делам о взыскании алиментов;
- при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
- при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
- при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе;
- при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора;
- при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах);
- в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство;
- при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства;
- при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества;

- при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов.

Наименование получателя: Управление Федерального казначейства по г. Москве (Инспекция Федеральной налоговой службы №18 по г. Москве)

Счёт: № 03100643000000017300

Корр. счёт: № 40102810545370000003

Банк: ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва

БИК: 004525988

ИНН: 7718111790

КПП: 771801001

ОКТМО: 45315000

КБК: 18210803010011050110

Назначение платежа: Оплата госпошлины

Государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов, исполнительных листов по результатам рассмотрения дел по существу, вынесенных судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации)

Наименование получателя: Управление Федерального казначейства по г. Москве (Инспекция Федеральной налоговой службы №18 по г. Москве)

Счёт: № 03100643000000017300

Корр. счёт: № 40102810545370000003

Банк: ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва

БИК: 004525988

ИНН: 7718111790

КПП: 771801001

ОКТМО: 45315000

КБК: 18210803010011060110

Назначение платежа: Оплата госпошлины

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Статья посвящена ответам на наиболее часто возникающие вопросы по уплате госпошлины при обращении в арбитражный суд.

Госпошлина может быть уплачена через представителя

С одной стороны, НК РФ устанавливает, что плательщик госпошлины обязан самостоятельно, т. е. от своего имени, уплатить её в бюджет. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 1, 3 и 8 ст. 45, ст. 333.17 НК РФ).

В то же время как граждане, так и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей (ст. 59 АПК РФ). И НК РФ допускает ведение дел через представителей (п. 1 ст. 26 НК РФ).

Таким образом, госпошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого, если в платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя будет указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Госпошлина уплачена. У вас три года

Заявление (жалоба) может быть подано (подана) в арбитражный суд в течение трёх лет с момента уплаты государственной пошлины за его (её) подачу (подп. 2 п. 1, п. 3, 6 ст. 333.40 НК РФ).

Если при возврате заявления (жалобы) госпошлина не была возвращена плательщику, то сумма госпошлины может засчитываться в счёт уплаты госпошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что:

  • не истекло три года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет;
  • к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате госпошлины при наличии оснований для её возврата из бюджета в полном размере или копия документа об уплате госпошлины, заверенная судьёй, при наличии оснований для её частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьёй и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Возможен зачёт излишне уплаченной госпошлины в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов РФ.

Если изменились ставки

При обращении в суд госпошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд (на основании п. 2 ст. 5 НК РФ). Это правило применяется и при оставлении заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины.

Если уже в процессе истец увеличил исковые требования и после обращения в суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, то госпошлина в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд исчисляется по ставкам, действовавшим на день подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

Отсрочка или рассрочка

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год (п. 1 ст. 333.41 НК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, но общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ).

Приостановление производства по делу — не основание для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.

Если истцов несколько

Если требование одно, а истцов несколько, то госпошлина уплачивается в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

В случае если сумма иска складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, требование о возмещении вреда, причинённого источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), то госпошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них (ч. 3 ст. 46 АПК РФ).

Возврат госпошлины

Сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается при уменьшении истцом размера исковых требований (подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ), но лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. 1, 5 ст. 49 АПК РФ).

При прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) госпошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). При таких обстоятельствах суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате госпошлины, исходя из положений статьи 110 АПК РФ, с учётом того что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

Если одна из сторон освобождается от уплаты госпошлины

Если решение суда принято в пользу истца и он освобождён от уплаты госпошлины, то её платят ответчики (подп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ).

При отказе истца, освобождённого от уплаты госпошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае госпошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

Нет оснований для взыскания госпошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобождённого от уплаты государственной пошлины (ст. 333.37 НК РФ).

Требования к исполнительному листу

Исполнительные листы на взыскание госпошлины выдаются по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ), и направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

В нём должно содержаться указание на взыскание госпошлины в доход федерального бюджета.

Расчёт и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

Как распределяются судебные расходы

Вопрос о судебных расходах суд решает независимо от того, заявлено ли было таковое ходатайство (ст. 110 АПК РФ).

Если решение принято против нескольких ответчиков, то понесённые истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, даже если истец потребует взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

Если судебные расходы по уплате госпошлины понесены:

  • третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора;
  • лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, —

то они также могут быть возмещены этим лицам (гл. 9 АПК РФ).

Закон не предусматривает возможности возврата заявителю уплаченной госпошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу.

Также закон не освобождает от возмещения судебных расходов государственные органы и органы местного самоуправления.

Поэтому если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа (за исключением прокурора и уполномоченного по правам человека), то расходы заявителя по уплате госпошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).

О требованиях неимущественного характера

Если в заявлении указано несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то госпошлина уплачивается за каждое (подп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ). К примеру, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости госпошлина составит 12 000 руб. (4000 руб. × 3, подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате госпошлины в полном объёме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности составляет 4000 руб.

При подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Это касается, например:

  • заявлений о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения;
  • заявлений об исключении имущества из описи.

Не оплачивается госпошлина при подаче ходатайств:

  • о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ч. 3 ст. 199 АПК РФ);
  • о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 3 ст. 208 АПК РФ);
  • о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (ст. 265.1, 283, 298 АПК РФ), —

а также заявлений о приостановлении исполнительного производства (ст. 39 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Госпошлина при обеспечении иска

При подаче заявления об обеспечении иска уплачивается госпошлина 2000 руб. (подп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

К заявлениям об обеспечении иска относятся заявления, указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

Госпошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

При подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска госпошлина не уплачивается (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Не уплачивается госпошлина при подаче ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (ст. 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (ст. 95, 100 АПК РФ).

Если заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по госпошлине на истца.

Платить половину

  • апелляционной, кассационной жалобы;
  • заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда;
  • жалобы на определения суда о прекращении производства по делу;
  • заявления об оставлении искового заявления без рассмотрения;
  • заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда;
  • заявления об отказе в выдаче исполнительных листов —
  • госпошлина уплачивается в размере 50 % от размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (подп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Поскольку в рассматриваемых случаях госпошлина уплачивается за подачу жалобы, то размер госпошлины не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

При подаче заявлений неимущественного характера, таких как:

  • заявление о признании ненормативного правового акта недействительным;
  • заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, —
  • госпошлина составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

При обжаловании судебных актов по этим делам госпошлина уплачивается в размере 50 % от указанных размеров, т. е. составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.

Напомним, что госпошлина исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины, дело не рассмотрено, то суд выносит определение о взыскании с истца-заявителя не уплаченной им госпошлины, подлежащее немедленному исполнению (ст. 187 АПК РФ).

Если от уплаты госпошлины освобождён ответчик, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка её уплаты и госпошлина истцом не уплачена, то госпошлина не взыскивается с ответчика.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (например, указанным в подп. 6, 8, 10, 11 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), уплачивают госпошлину в размере 50 % от сумм, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Екатерина СТУДЕНИКИНА, кандидат юридических наук

Читайте также: