Налоговые доходы это определение

Опубликовано: 09.05.2024

1. К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).

В целях настоящей главы товары определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

3. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

Понятия доходов от реализации и внереализационных доходов определены соответственно статьями 249 и 250 НК РФ.

Доходы определяются на основании первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

По общему правилу, установленному в главе 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Статьей 311 НК РФ установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.

При применении пункта 2 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что, по смыслу статей 415 и 423 ГК РФ, прощение долга является безвозмездной сделкой, поскольку отказ кредитора от права требования не обусловлен каким-либо встречным предоставлением со стороны должника.

Средства, полученные по договору займа и остающиеся в распоряжении организации в результате соглашения с заимодавцем о прощении долга, рассматриваются для целей налогообложения прибыли в качестве безвозмездно полученных.

Такой позиции придерживается Минфин России в письме от 11.10.2011 N 03-03-06/1/652.

Ситуация, когда товары предоставляются безвозмездно, это свидетельствует о существовании между сторонами отношений по договору дарения, а значит, у одаряемого возникает безвозмездно полученное имущество.

При этом в статье 575 ГК РФ указаны случаи, когда дарение не допускается.

Налоговый учет безвозмездно полученного организацией имущества должен осуществляться в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Минфин России в письмах от 15.09.2005 N 03-03-04/1/190 и от 14.11.2005 N 03-03-04/1/354 указал, что, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Согласно положениям статьи 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

К договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Учитывая изложенное, а также то, что к правоотношениям, возникшим в связи с заключением договора мены, применяются правила о купле-продаже, имущество, полученное по вышеуказанному договору, не является безвозмездно полученным.

Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 30.03.2010 N 03-03-06/2/61.

В случае когда имущество получено в качестве отступного в счет образовавшейся по договору задолженности, такая передача носит возмездный характер. Кроме того, сам по себе факт несоответствия балансовой стоимости передаваемого имущества цене первоначальной сделки не свидетельствует о безвозмездном характере такой передачи (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2009 N А32-14927/2008-51/113).

При применении пункта 3 статьи 248 НК РФ следует учитывать, что доходы, единожды учтенные для целей налогообложения прибыли, более не подлежат включению в расчет налоговой базы.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2012

При этом суд кассационной инстанции сделал вывод, что установленные в примечании к статье 14.31 КоАП РФ правила определения выручки в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не соблюдены, поскольку из постановления антимонопольного органа следует, что сумма штрафа определена на основании представленного обществом расчета выручки за 2008 год, неподтвержденного соответствующими документами.

При этом суд кассационной инстанции полагал, что установленные в примечании к статье 14.31 КоАП РФ правила определения выручки в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) не соблюдены, так как из постановления антимонопольного органа следует, что сумма штрафа определена на основании представленного обществом расчета выручки за 2008 год, не подтвержденного необходимыми документами.

Между тем, судами первой и кассационной инстанций при рассмотрении данного дела не было учтено следующее. Пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса установлено, что к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 данного Кодекса, с учетом положений главы 25 Налогового кодекса.

Налоговой базой по значительному числу обязательных платежей выступают доходы.

Понятие дохода

Такая категория должна закрепляться в законе и детально регулироваться, в целях избежать возможные злоупотребления. Принципы, по которым определяются доходы, установлены в ст. 41 НК РФ. С применением указанных норм возникли проблемы, поэтому оно сопровождается большим количеством разъяснений как со стороны судебных структур, так и сделанных исполнительными органами.

Ст. 41 НК РФ понимает под доходом получение выгоды экономического характера, поддающейся оценке.

Указанное определение требует значительного уточнения.

Первые проблемы связаны с тем, что понимается под доходом. Если подходить к этому с формальной точки зрения, то таковым можно признать встречное предоставление по любым сделкам. Однако сложности возникают в тех случаях, когда последняя совершена без получения положительного экономического эффекта.

Чтобы отделить указанные случаи, в налоговом законодательстве РФ применяется термин «выгода». Под ней понимается характеристики той или иной сделки, ведущие к улучшению благосостояния налогоплательщика. Необходимо отличать налоговую выгоду. Последняя связывается не со сделками, а с определенными характеристиками налогоплательщика и не может рассматриваться в качестве объекта налогообложения. В противном случае, возникала бы абсурдная ситуация, приводящая к невозможности исчисления ряда обязательных платежей.

Доход и прибыль

Нередко для определения понятия дохода применяется термин «прибыль». Их даже пытаются отождествлять. Однако это не совсем правильно.

Если под доходом понимается любое приращение имущества, то прибыль может появляться только у определенных субъектов. В частности, в качестве первого выступает заработок гражданина по трудовому соглашению. Прибылью его никак не назвать. Последняя выступает в качестве доходов полученных, в ходе предпринимательской деятельности. Законодательство РФ применяет это понятие исключительно в рамках таковой. В частности, особенности определения доходов банков, связывают с тем, какая прибыль получена ими.

Дополнительные признаки доходов

Помимо извлеченной выгоды, доходы должны содержать ряд вспомогательных признаков:

  • он может получаться как в форме денег, так и в натуральном виде. Последнее предполагает получение вещей в натуре;
  • даже, если имущество получено в натуральном виде, размер выгоды подлежит пересчету в денежные единицы. В противной ситуации, налоговая база не позволяла бы исчислить денежную сумму, подлежащую внесению в бюджет;
  • принципы определения доходов, а также методы и способы расчетов, применяющиеся к конкретным обязательным платежам, определяются в соответствующих главах НК РФ. Указанное правило устанавливает приоритет специальных правил перед общими.

Учитывая рассмотренные особенности, можно определить доход в качестве материальной выгоды, полученной по сделкам как в денежном, так и натуральном выражении, подлежащем оценке в денежных единицах, к которым применяются специальные правила, регулирующие уплату того или иного налога.

Виды доходов

Виды получаемых доходов определяются как в общих нормах НК РФ, так и в главах, устанавливающих НДФЛ, а также налог на прибыль организаций.

В ст. 42 НК РФ классификация использует территориальные методы. Согласно ее нормам, устанавливаются источники доходов, находящиеся в России и за рубежом. Это разделение важно с точки зрения взимания платежей. Наша страна является стороной множества международных договоров о недопущении двойного налогообложения, положения которых соблюдаются в национальном законодательстве. Примером этого являются доходы российских судовладельцев, при условии если маршруты проложены между зарубежными портами.

Ст. 43 определяет производные доходы. К ним относятся выплаты, получаемые в виде процентов или дивидендов.

В число первых входят денежные обязательства, возникающие из договоров займа или кредита, а также соглашений о вкладах. К дивидендам относятся выплаты, связанные с наличием долей или акций в уставном капитале коммерческих организаций, расположенных как на российской территории, так и за рубежом.

Специальные разновидности доходов

Нормами НК РФ, устанавливающими объекты налогообложения по НДФЛ и налогу на прибыль, предусматривается исчерпывающий перечень доходов. В частности, ст. 211 этого документа устанавливает, как денежные, так и натуральные объекты налогообложения. К последним относятся оплата работодателем предоставленного работнику жилья, образовательных и иных услуг.

Ст. 212 НК относит к доходам не только полученные выплаты или вещи в натуре, но и материальную выгоду. Примером таковой выступают сниженные, в сравнении с установленным показателем, проценты по займу или кредиту. Другим случаем выступают преимущества, плаченные по сделкам между взаимозависимыми лицами.

Нормы, регулирующие взимание налога на прибыль, делят доходы на реализационные и внереализационные. Первые связывается с продажей товаров, либо оказанием услуг (выполнением работ). В число вторых входят все прочие операции. Примером таковых выступает полученные в ходе участи в уставном капитале других компаний выплаты.

Порядок определения доходов

Обязанность по отнесению итогов тех или иных операций к доходам возлагается, как правило, на самих налогоплательщиков. Исключение составляют случаи, когда в этом процессе задействованы налоговые агенты. Самым распространенным случаем этого являются обязанности работодателя по определению всех элементов НДФЛ по выгодам, извлекаемым сотрудником в связи с трудовыми отношениями с агентом, и его уплате.

При проведении расчетов, важно учитывать, как извлечение выгоды, так и получение отрицательного финансового результата. Обычно такие методы характерны для предпринимательской деятельности. Однако существуют случаи, применения их в сфере НДФЛ. Примером последнего выступают операции с ценными бумагами. Как известно, это весьма рисковая деятельность.

При таких сделках возможны как извлечение выгоды, так и убытки.

Действующие нормы устанавливают правила, согласно которым гражданин вправе рассчитать налог, исходя из совокупного результата своих биржевых операций за календарный год.

Для исчисления налога на прибыль, ст. 247 НК предусматривает применения метода, предполагающего уменьшение доходов на произведенные расходы. В противном случае, нарушался бы принцип полученной выгоды. Если речь идет получении доходов, номинированных в иностранных валютах, они подлежат пересчету в рублях.

При определении доходов, учету подлежат все из них. Исключение делается для операций, не признаваемых таковыми. Даже, если закон устанавливает освобождение от внесения обязательного платежа, связанного с тем или иным объектом налогообложения, его необходимо учитывать. Это делается для того, чтобы контролирующий орган мог изучить обоснованность применения плательщиком соответствующих льгот.

Что не является доходом

При определении указанного перечня, следует разделить соответствующие поступления, установленные общими и специальными нормами НК.

К числу первых относятся случаи, установленные ч.2 ст. 41 НК. Они устанавливают правило, согласно которым доходом не признается передача номинальных прав от формального владельца имущества к фактическому, проводимое в рамках амнистии капиталов. Речь идет, как правило, о лицах, обладающих оффшорными компаниями. Обязательным условие применения этой нормы является представление соответствующей декларации.

К их числу относятся и некоторые случаи, связанные с участием в коммерческих организациях. Они предусмотрены ч. 2 ст. 43 НК. Примером служат средства или имущество, которое получает бывший участник ликвидированной компании, если их размер не выше осуществленного при учреждении вклада.

Остальные случаи относятся к специальным правилам. Обычно это сопровождается формулировкой «не признаются доходами в целях настоящей главы». Примером служит ч. 5 ст. 209 НК. Согласно ней, к доходам не относятся выгоды, связанные с переходом денег или имущества между близкими родственниками. Исключения составляют лишь случаи, когда между ними заключается гражданский договор или трудовое соглашение.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Бухгалтерия
    Иллюстрация: Aïda Amer/Axios

    Бухгалтеры, особенно начинающие, не всегда могут понять, какие доходы являются для компании обычными, а какие прочими. Как следствие, нет полной ясности, по какому счету (90 или 91) необходимо отразить выручку в каждом конкретном случае. Будем разбираться по порядку.

    Доходы, полученные организацией, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организациям предоставлено право самостоятельно квалифицировать доходы, учитывая их характер, условия получения, а также направление деятельности организации.

    Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, информацию о доходах должны формировать, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6. 05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99).

    Доходом организации в соответствии с пунктом 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации. Между тем не все полученные организацией денежные средства и имущество могут быть признаны доходом организации. Не признаются доходами организации вклады участников (собственников имущества). В соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

    • сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
    • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобные;
    • в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
    • авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
    • задатка;
    • в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
    • в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
    В пункте 4 ПБУ 9/99 приведена классификация доходов, согласно которой полученные организацией доходы, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Выбранный порядок признания доходов организация должна предусмотреть в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета. В составе прочих доходов выделяют и чрезвычайные доходы, то есть доходы, полученные в результате чрезвычайных ситуаций.

    Критерии отнесения поступлений в состав доходов от обычных видов деятельности определяются организацией самостоятельно и закрепляются в учетной политике компании.

    Критерий существенности, используемый организацией для классификации доходов, также закрепляется в учетной политике (обычно применяется 5%).

    По сути, доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    Соответственно, все иные поступления, отличные от выручки, в том числе возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности организации, считаются прочими доходами.

    Условия признания выручки от обычных видов деятельности в бухучете

    • организация имеет право на получение выручки, которое вытекает из конкретного договора или подтверждается иным соответствующим образом;
    • сумма выручки может быть определена;
    • имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
    • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
    Если в отношении полученных организацией денежных средств и иных активов не выполняется хотя бы одно из перечисленных выше условий, в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

    Выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, признается при одновременном выполнении лишь трех условий:

    • организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтверждаемого иным соответствующим образом;
    • сумма выручки может быть определена;
    • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.
    Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, предназначен счет 90 «Продажи».

    Сумма выручки от обычных видов деятельности, а именно от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, при признании в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для учета поступления активов, признаваемых выручкой, предусмотрен субсчет 90–1 «Выручка», записи на котором производятся накопительно в течение отчетного года.

    Пример. В 2018 году Организация получила выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС — 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров — 255 000 руб.

    В учете необходимо сделать следующие проводки:

    • Дебет 62 Кредит 90–1 — 1 770 000 руб. — отражена выручка от продажи товаров;
    • Дебет 90–3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС» — 270 000 руб. — начислен НДС;
    • Дебет 90–2 Кредит 41–900 000 руб. — списана себестоимость проданных товаров;
    • Дебет 90–2 Кредит 44–255 000 руб. м списаны расходы на продажу;
    • Дебет 90–9 Кредит 99–345 000 руб. (1 770 000–270 000–900 000–255 000) —отражена прибыль от продаж.

    Прочие доходы в бухгалтерском учете

    • поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;
    • поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
    • поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
    • прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
    • поступления от продажи ОС и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
    • проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;
    • штрафы,пени, неустойки за нарушение условий договоров;
    • активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
    • поступления в возмещение причиненных организации убытков;
    • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
    • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
    • курсовые разницы;
    • сумма дооценки активов;
    • прочие доходы.
    Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

    К счету 91 «Прочие доходы и расходы» рекомендуется открывать следующие субсчета:

    • 91–1 «Прочие доходы»;
    • 91–2 «Прочие расходы»;
    • 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
    Поступления активов, признаваемых прочими доходами, учитываются на субсчете 91–1 «Прочие доходы». Субсчет 91–9 предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

    Учет на счете 91 ведется следующим образом. Накопительно в течение отчетного года производятся записи по субсчетам 91–1 и 91–2. Каждый месяц определяется сальдо прочих доходов и расходов сопоставлением оборотов по дебету субсчета 91–2 и кредиту субсчета 91–1, которое затем списывается с субсчета 91–9 на счет 99 «Прибыли и убытки». То есть счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.

    По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением субсчета 91–9, закрываются внутренними записями на субсчет 91–9. По счету 91 следует вести аналитический учет по каждому виду прочих доходов и расходов таким образом, чтобы была возможность выявления финансового результата по каждой операции.

    О том, в каком порядке признаются в бухгалтерском учете организации прочие доходы, сказано в пункте 16 ПБУ 9/99. При выполнении всех пяти установленных условий для признания выручки, прочие поступления признаются в бухгучете в следующем порядке:

    • поступления от продажи ОС и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, а также проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации). При этом для целей бухгучета проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
    • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков — в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником;
    • суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, — в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек;
    • суммы дооценки активов — в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
    • иные поступления — по мере образования (выявления).
    Рассмотрим на примерах некоторые из доходов, относимых ПБУ 9/99 к прочим доходам.

    Пример. Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды — 36 580 руб., в том числе НДС 18% — 5580 руб. Указанная сумма перечислена на расчетный счет организации по окончании срока аренды. Расчеты с арендатором организация ведет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    — Дебет 76 Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 36 580 руб. — начислена арендная плата;

    — Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — 5580 руб. — начислена сумма НДС по арендной плате;

    — Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76–36 580 руб. — поступила на расчетный счет сумма арендной платы.

    Срок полезного использования, установленный организацией при принятии автомобиля к учету, — 5 лет, фактический срок эксплуатации до момента продажи — 3 года.

    Амортизация начислялась линейным способом, сумма начисленной амортизации — 202 176 руб. Остаточная стоимость автомобиля — 134 784 руб.

    — Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 172 280 руб. — учтена задолженность покупателя за проданный автомобиль;

    — Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 26 280 руб. — начислен НДС с суммы реализации;

    — Дебет 01–2 «Выбытие основных средств» Кредит 01–1 «Основные средства в организации» — 336 960 руб. — отражено выбытие автомобиля в результате продажи;

    — Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 202 176 руб. — списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации автомобиля;

    — Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 134 784 руб. — списана остаточная стоимость проданного автомобиля;

    — Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») — 172 280 руб. — поступили денежные средства от покупателя;

    — Дебет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» — 11 216 руб. — отражена прибыль от продажи автомобиля.

    Пример. Организация-заимодавец предоставила организации-заемщику 1 июля 2018 года заем в денежной форме в сумме 326 000 руб. сроком на 1 месяц. Процентная ставка по договору займа составляет 14% годовых. Условиями договора займа определено, что проценты по договору уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа.

    В бухгалтерском учете организации-заимодавца операции по предоставлению займа и начислению процентов будут отражены следующим образом:

    В июле 2018 года:

    • Дебет 58–3 «Предоставленные займы» Кредит 51 «Расчетные счета» — 326 000 — отражены в составе финансовых вложений денежные средства, предоставленные по договору займа;
    • Дебет 76, субсчет «Расчеты по причитающимся процентам», Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 3876,27 руб. — начислены проценты, причитающиеся к получению за июль 2018 года ((326 000 руб. x 14%) / 365 дней x 31 день).
    В августе 2018 года:

    • Дебет 51 «Расчеты счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по причитающимся процентам» — 3876,27 руб. — получены проценты по договору займа;
    • Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 58–3 «Предоставленные займы» — 326 000 руб. — возвращена сумма займа.

    Классификация доходов в налоговом учете

    Расшифровки понятия «экономическая выгода» не дает ни ПБУ 9/99, ни НК РФ. Этот термин содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров РФ 29.12.1997. В соответствии с пунктом 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

    • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
    • обменян на другой актив;
    • использован для погашения обязательства;
    • распределен между собственниками организации.
    В целях налогообложения прибыли доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности могут быть учтены как в составе доходов от реализации, так и в составе внереализационных доходов. При этом в бухучете доходы от участия в уставных капиталах других организаций могут учитываться либо в составе доходов от обычных видов деятельности, если это является предметом деятельности организации, либо в составе прочих доходов, когда участие в уставных капиталах других организаций не является предметом деятельности организации. В целях налогообложения прибыли доходы от участия в уставных капиталах других организаций относятся ко внереализационным доходам организации.

    Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухучете и доходов от реализации в целях налогообложения прибыли может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.

    В состав внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли относятся доходы, не признаваемые доходами от реализации. Перечень внереализационных доходов достаточно большой. Тем не менее формулировка, данная в статье 250 НК РФ, о том, что «внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы. », позволяет сделать вывод, что перечень остается открытым. Не следует забывать и о том, что не все денежные средства и имущество, полученные организацией, могут быть признаны ее доходом в целях налогового учета (ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль).

    Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, значительно шире перечня доходов, не признаваемых доходами в бухгалтерском учете. Это приводит к тому, что некоторые доходы будут учитываться при определении бухгалтерской прибыли, но не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В такой ситуации следует руководствоваться ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, устанавливающим порядок отражения и учета разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета.

    Определение величины и уплата налога на прибыль — важнейшая задача компаний, работающих на общей налоговой системе. Порядок и примеры того, как организациям рассчитывать налог на прибыль и какие расходы при этом учитывать, рассмотрим далее.

    Общие правила для ИП и организаций по расчету налога на прибыль

    Прежде всего, чтобы посчитать налог на прибыль, нужно знать размер налоговой базы. Статья 274 НК РФ определяет налоговую базу как прибыль налогоплательщика в денежном выражении и предлагает следующую формулу для расчета:

    Налоговая база = Реализационные и внереализационные доходы — Расходы, связанные с реализационным и внереализационным доходом — Убытки отчетных (налоговых) периодов прошлых лет

    Не все полученные и потраченные суммы можно признать доходами и расходами. Есть поступления, которые вообще не учитываются в целях расчета налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Аналогично с расходами — некоторые вообще не принимаются для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ), а некоторые принимаются только в пределах норм. В любом случае все расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены документы и произведены для дальнейшего получения дохода.

    Определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом за налоговый период. При этом, по п. 8 ст. 274 НК РФ, база может равняться нулю, если расходы превышают доходы в отчетном (налоговом) периоде.

    Отчетные периоды по налогу на прибыль — 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год (п. 2 ст. 285 НК РФ). Это касается организаций, которые уплачивают только ежеквартальные платежи или ежеквартальные и ежемесячные платежи внутри квартала.

    Для налогоплательщиков, которые рассчитывают авансовые платежи исходя из фактической прибыли, отчетность предусмотрена ежемесячно нарастающим итогом — за январь, январь-февраль, январь-март и так далее до конца года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
    Налоговый период приравнивается к календарному году, по итогам которого организации рассчитывают налог на прибыль. В течение года они платят авансовые платежи одним из трех способов:

    • ежеквартально, по формуле:

    • ежемесячно по прибыли предыдущего квартала и ежеквартально, по формуле:

    Ежемесячный авансовый платеж к уплате = Квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам прошлого квартала / 3

    Квартальный авансовый платеж к уплате = Прибыль за отчетный период нарастающим итогом × Ставка налога — Сумма ежемесячных авансовых платежей к уплате в соответствующем квартале

    • ежемесячно по фактической прибыли, по формуле:

    Налог по итогам года к доплате рассчитывается по формуле:
    Сумма налога по итогам года = Налоговая база × Процентная ставка — Авансовые платежи

    Если организация платит ежеквартальные и ежемесячные платежи, то отнимает авансовый платеж за 9 месяцев и ежемесячные платежи 4 квартала. Если она платит только ежеквартальные платежи — отнимает авансовый платеж за 9 месяцев. Если платит ежемесячно по фактической прибыли — вычитает только авансовый платеж за 11 месяцев.

    По ст. 284 НК РФ налог установлен в размере 20 %, из которых компании в 2021 году должны перечислить в федеральный бюджет 3 %, в региональный — 17 %. Для некоторых экономических субъектов, например для участников инвестиционных проектов, установлен более низкий региональный платеж.

    В упрощенном виде пример расчета налога на прибыль организациями, которые платят только ежеквартальные платежи, выглядит так:

    Пример

    По окончании первого квартала 2021 года компания получила следующие данные:

    • реализационные доходы — 2 млн руб.;
    • внереализационные доходы — 0,2 млн руб.;
    • расходы, связанные с реализационным доходом — 1,15 млн руб.;
    • расходы, связанные с внереализационным доходом — 0,23 млн руб.

    Налогооблагаемая база составит 0,82 млн руб. (2 млн руб. + 0,2 млн руб. – 1,15 млн руб. – 0,23 млн руб.).

    Сумма квартального налога равна 0,164 млн руб. (0,82 млн руб. × 20 %).

    Авансовый платеж платится в срок до 28-го числа месяца, идущего за отчетным месяцем или кварталом, а налог по окончании налогового периода — до 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287 НК РФ). Аналогичные сроки действуют для сдачи налоговых деклараций.

    Главная особенность организации учета расчетов по налогу на прибыль заключается в определении доходов и расходов, которые компания может включить в налоговую базу.

    Расходы организации на оплату труда в расчетах налога на прибыль

    Расходы на оплату труда составляют первую из четырех групп расходов, которые НК РФ позволяет учитывать в расчетах по налогу на прибыль. К таким расходам, согласно ст. 255, относятся:

    • зарплата по принятой в компании системе оплаты труда;
    • стимулирующие и поощрительные выплаты;
    • компенсации, связанные с условиями труда;
    • стоимость коммунальных услуг, питания, форменной одежды и обуви;
    • другие предусмотренные НК РФ выплаты.

    Отметим, что перечисленные выше расходы учитываются при определении налога на прибыль, только если они отражены в трудовом или коллективном договоре. Вознаграждения, не предусмотренные договорами и не касающиеся напрямую трудовой деятельности, принять в расход нельзя (п. 21 ст. 270 НК РФ). Выплаты работникам учитываются как в денежной, так и в натуральной форме.

    Отчитайтесь по налогу на прибыль легко и быстро

    Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию и выполнить расчеты. Перед отправкой в налоговую документ пройдет проверку на ошибки, а после — Контур.Экстерн автоматически сформирует для вас платежку на оплату.

    Кроме того, по ст. 252 НК РФ, затраты налогоплательщиков на оплату труда должны быть экономически обоснованы и подтверждены документами.

    Отдельные расходы, относящиеся к оплате труда, нормированы и учитываются при налогообложении частично. Так, например, расходы на уплату взносов по ДМС вместе с расходами на оказание работникам медицинских услуг не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

    Порядок признания затрат на оплату труда также имеет особенности. Если компания применяет кассовый метод, то учитывает указанные расходы в налоговой базе по факту выплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). При применении метода начисления прямые расходы на оплату труда учитываются по мере реализации продукции, в стоимость которой они вошли, а косвенные — в периоде начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

    Рассмотрим на примере, как организации рассчитать налог на прибыль с учетом информации о расходах на оплату труда.

    Пример

    Предположим, реализационный доход компании в первом квартале 2021 года составил 950 тыс. руб., внереализационный доход — 20 тыс. руб.

    Расходы компании на оплату труда за указанный период включают:

    • заработная плата по трудовым договорам — 125 тыс. руб.;
    • компенсации, связанные с условиями труда — 25 тыс. руб.;
    • платежи на накопительную часть пенсии и по долгосрочному страхованию жизни сотрудников — 37 тыс. руб.;
    • доплаты за госнаграды, полученные вне трудовой деятельности сотрудников и не предусмотренные трудовыми договорами, — 21 тыс. руб.

    Прочие реализационные расходы составили 290 тыс. руб., внереализационные расходы — 24 тыс. руб.

    Определим налоговую базу.

    Общая сумма расходов на оплату труда — 150 тыс. руб. (125 тыс. руб. + 25 тыс. руб.). Взносы на накопительную часть пенсии и по страхованию жизни работодатель имеет право учесть в сумме 18 тыс. руб. (150 тыс. руб. × 12 %). Доплаты за госнаграды нельзя учесть, потому что они не связаны с профессиональными достижениями сотрудников.

    Налоговая база равна 488 тыс. руб. (950 тыс. руб. + 20 тыс. руб. – (290 тыс. руб. – 150 тыс. руб. – 18 тыс. руб. – 24 тыс. руб.)).

    Рассчитаем сумму налога на прибыль.

    Величина налога за отчетный период составит 20 % от 488 тыс. руб., или 97,6 тыс. руб.

    Материальные расходы организации в расчетах налога на прибыль

    Другую группу расходов, учитываемых в расчетах по налогу на прибыль, составляют материальные расходы. Эта группа, согласно ст. 254 НК РФ, включает затраты на приобретение:

    • материалов и сырья, которые предназначены для производственных нужд;
    • материалов, которые расходуются на упаковку продукции и прочие хознужды;
    • инвентаря, инструментов, спецодежды, приспособлений и другого имущества, которое не амортизируется;
    • комплектующих и полуфабрикатов для последующей обработки;
    • энергии, воды и топлива в технологических целях;
    • работ и услуг сторонних организаций и ИП;
    • обслуживания и эксплуатации ОС и имущества природоохранного назначения.

    Приведенный перечень открытый, так как материальные — это любые расходы, которые касаются производственного процесса.

    Также для целей налогообложения учитываются расходы:

    • на рекультивацию земель и другие мероприятия природоохранного характера;
    • в виде понесенных потерь от порчи и недостачи МПЗ в пределах действующих норм;
    • в виде технологических потерь в ходе производства и транспортировки;
    • на горно-подготовительные работы в процессе добычи полезных ископаемых.

    Учет материалов, приобретаемых организацией, ведется по фактической стоимости, которая получается из стоимости материалов, расходов на их транспортировку, вознаграждений посредникам, пошлин, сборов и других подобных затрат.

    Признание материальных расходов происходит в порядке, который зависит от применяемого в компании метода налогового учета. Если используется кассовый метод, расходы учитываются по факту оплаты, а сырье и материалы — по мере списания в производство. Если используется метод начисления и расходы относятся к косвенным — их учет осуществляется в периоде, к которому эти расходы относятся.

    Кроме того, материальные расходы могут относиться к прямым, тогда материалы списываются в расход в процессе реализации продукции, в стоимости которой они учтены. Это касается в основном затрат на сырье и материалы, которые использовали в производстве.

    Отпуск материалов и сырья в производство происходит одним из трех способов, установленных НК РФ:

    • по стоимости единицы запасов;
    • по средней стоимости;
    • по ФИФО (оценка по стоимости первых по времени приобретения).

    Выбранный способ компания должна зафиксировать в своей учетной налоговой политике.

    Состав материальных расходов организации влияет на порядок проведения расчетов по налогу на прибыль. Например, компания учитывает потери МПЗ в границах естественной убыли. Однако нужно учитывать, что это распространяется только на материальные ценности, для которых действуют нормы. Если для МПЗ нормы не утверждены, учесть их в расходах по налогу на прибыль нельзя (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

    Зачет налога, уплаченного за границей, в расчетах по налогу на прибыль

    Налоги, уплаченные в иностранном государстве, российская компания может зачесть при уплате налога на прибыль, если выполняются условия, перечисленные в ст. 311 НК РФ:

    • в налоговую базу включаются полученные за границей доходы с учетом расходов, которые были произведены как в иностранном государстве, так и в России;
    • компания фактически перечислила налог за границей по международному соглашению во избежание двойного налогообложения, если такое соглашение заключено. При нарушении подобного соглашения компания не вправе зачесть уплаченный налог и должна обратиться в соответствующий орган зарубежного государства, чтобы возвратить сумму налога;
    • представлены подтверждающие уплату налога документы — копия договора с иностранным контрагентом, копия платежного поручения, SWIFT-сообщения и письма зарубежных налоговых органов. Перечисленный перечень не закрыт, можно использовать и другие подтверждающие бумаги, но только переведенные с иностранного языка на русский.

    При этом организации вправе зачесть налог в сумме, не превышающей величину налога, который подлежит уплате на территории России. Если налог, уплаченный за границей, меньше налога, рассчитанного по российскому законодательству, он засчитывается полностью. Правда, формулы, по которой организации рассчитывают предел зачета по налогу на прибыль, НК РФ не устанавливает.

    Налог можно зачесть только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором полученные за пределами РФ доходы были учтены в целях уплаты налога на прибыль в РФ(письмо Минфина РФ от 30.08.2019 N 03-03-06/1/67060). Возможность зачесть налог за компанией сохраняется в течение трех лет (Письмо ФНС России от 24.09.2019 N СД-4-3/19469@).

    Дивиденды и налог на прибыль для налогового агента

    Порядок, по которому организации рассчитывают налог на прибыль с дивидендов, зависит от следующих обстоятельств:

    1. За что платятся дивиденды — вклады в уставный капитал компании или акции российской компании.
    2. Кому платятся дивиденды — иностранная или российская компания.
    3. Получение налоговым агентом дивидендов от других компаний ранее.
    4. Кто налоговый агент.

    Процентные ставки по дивидендам для определения налога на прибыль указаны в п. 3 ст. 284 НК РФ:

    • 0 % и 13 % — при выплате российским компаниям;
    • 15 % — платежи только иностранным компаниям (иная ставка может устанавливаться международным соглашением), а также в случае, если налоговым агентом выступает депозитарий.

    Если дивиденды получает российская компания, то используется ставка 13 %. Здесь налоговому агенту важно учесть, получал ли он в текущем или в прошлых периодах дивиденды от других компаний. Если не получал, то, согласно п. 5 ст. 275 НК РФ, применяется формула:

    Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные российской компании дивиденды × 13 %

    В случае когда полученные дивиденды учитывались в расчетах налога с начисленных российским компаниям дивидендов, той же статьей предусмотрена другая формула:

    Налог к удержанию с дивидендов = Отношение начисленных российской компании дивидендов к общей сумме подлежащих распределению дивидендов × Разница между дивидендами к распределению и полученными дивидендами × 13 %

    Отметим, что в расчетах налога с дивидендов российским компаниям не учитываются дивиденды иностранным компаниям, дивиденды нерезидентам России и полученные налоговым агентом дивиденды, облагаемые нулевой процентной ставкой (п. 5 ст. 275, пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

    Нулевая процентная ставка применяется, когда компания на момент решения о выплате дивидендов минимум 365 дней на праве собственности владеет не менее 50 % уставного капитала налогового агента или депозитарными расписками, дающими право получить по меньшей мере 50 % от выплачиваемых компанией дивидендов. При этом подтверждающие это право документы должны подаваться в налоговую службу и налоговому агенту (п. 3 ст. 284 НК РФ).

    Если дивиденды получает иностранная компания, то используется ставка 15 %. Формулу для расчета налога на прибыль в данном случае смотрите в п. 6 ст. 275 НК РФ:

    Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные иностранной компании дивиденды × 15 %

    Обратите внимание, что по международным соглашениям могут действовать более низкие процентные ставки. Чтобы не допустить ошибок, организациям следует проводить аудит расчетов налога на прибыль на предмет правильности отражения операций с дивидендами в бухгалтерском и налоговом учете.

    Читайте также: