Налоговые доходы бюджетной системы виды порядок распределения между бюджетами

Опубликовано: 16.05.2024

Раздел II. Доходы бюджетов

ГАРАНТ:

См. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 13 апреля 2020 г. N 66н

См. схему "Доходы бюджетов"

  • +
    –
    Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов (ст. 39-48)
    • Статья 39. Формирование доходов бюджетов
    • Статья 40. Зачисление доходов в бюджет
    • Статья 41. Виды доходов бюджетов
    • Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    • Статья 43. Утратила силу с 1 января 2008 г.
    • Статья 44. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    • Статья 45. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    • Статья 46. Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 47. Собственные доходы бюджетов
    • Статья 47.1. Перечень и реестры источников доходов бюджетов
    • Статья 47.2. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)
    • Статья 48. Утратила силу с 1 января 2005 г.
  • +
    –
    Глава 7. Доходы федерального бюджета (ст. 49-54)
    • Статья 49. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    • Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета
    • Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета
    • Статья 52. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    • Статья 53. Утратила силу с 1 января 2021 г.
    • Статья 54. Утратила силу с 1 января 2008 г.
  • +
    –
    Глава 8. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 55-59)
    • Статья 55. Утратила силу с 1 января 2005 г.
    • Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
    • Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
    • Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты
    • Статья 59. Утратила силу с 1 января 2021 г.
  • +
    –
    Глава 9. Доходы местных бюджетов (ст. 60-64)
    • Статья 60. Утратила силу 1 января 2006 г.
    • Статья 61. Налоговые доходы бюджетов городских поселений
    • Статья 61.1. Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов
    • Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов
    • Статья 61.3. Налоговые доходы бюджетов городских округов с внутригородским делением
    • Статья 61.4. Налоговые доходы бюджетов внутригородских районов
    • Статья 61.5. Налоговые доходы бюджетов сельских поселений
    • Статья 61.6. Налоговые доходы бюджетов муниципальных округов
    • Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
    • Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
    • Статья 63.1. Полномочия городского округа с внутригородским делением по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты внутригородских районов
    • Статья 64. Утратила силу с 1 января 2021 г.

>
Общие положения о доходах бюджетов (ст. 39-48)
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - фи­нансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления го­сударством и муниципальными образованиями возложенных на них пуб­личных, социальных, экономических и иных функций.

В юридической литературегосударственные доходы (то есть доходы фе­дерального и регионального бюджетов) определяются как часть нацио­нального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перерас­пределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования дея­тельности государства. Подмуниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимает­ся часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределе­ния и перераспределения в собственность и распоряжение муниципаль­ного образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

В зависимости отформы образования выделяют следующие виды доходов:

1.неналоговые доходы бюджетов- средства уплачиваемые по сделкам при осуществлении отдельных видов деятельности а также в виде мер ответственности.

2.налоговые доходы бюджетов- поступления от налоговых сборов, пеней и штрафов, в принудительном порядке на исполнение публичных задач.

3. безвозмездные перечисления – от ФЛ, ЮЛ, и др. публично-прав образований.

Распределение доходов между бюджетами – распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. В каждой стране формируется своя система доходов центральных и местных бюджетов, учитывающая мировую практику и национальные возможности. Налоговые кодексы, законы о налоговых системах и др. определяют содержание и состав налоговой системы как основы формирования доходов каждого вида бюджетов. Налоговая система РФ предусматривает налоги федерального уровня, уровня субъектов РФ и местные налоги. Доходы федерального бюджета РФ в целом и по конкретным источникам ежегодно утверждаются Федеральным Собранием РФ и Президентом РФ и представляются в законе о бюджете. Они состоят из неналоговых и налоговых доходов федерального уровня и части налогов уровня субъектов РФ. В РФ сохраняется практика прошлых лет, состоящая в формировании доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через закрепление доходов (собственные неналоговые доходы и переданные на длительный срок), привлечение доходов через займы и др., через отчисления от регулирующих доходов, составляющих 2/3 объема доходов местных бюджетов (это долевое распределение федеральных налогов). В распределении налоговых доходов принимает участие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, он формируется за счет отчислений от налоговых доходов (всех или определенной части), Законом о бюджете ежегодно утверждается доля (в %) каждого субъекта в этом фонде.

81. Понятие расходного обязательства. Частные и публичные обязательства. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Расходное обязательство ст. 6 БК: Понимается обусловленная нормой права обязанность публичного субъекта предоставлять бюджетные средства правомочным получателям.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

Бюджетное обязательство – это есть расходное обязательство, но то, которое включено в соответствующий бюджет (на соответствующий год). Расходное обязательство существует вне времени (вытекает только из нормы права), но осуществлять расход в текущем году: эта обязанность возникнет, когда расходное обязательство станет бюджетным.

Т.е. совокупность расходных обязательств, включенных в бюджетный закон в соответствующем году – бюджетные обязательства, а это и есть расходы бюджета.

Для расхода бюджета характерно требование формы, а к расходному обязательству форма не применима – это лишь обязанность.

Признаки расходного обязательства

1. Обусловленность нормы и права (ФЗ, закон субъекта РФ, в качестве иного НПА – Указы Президента и постановления правительства. На уровне субъектов – постановления правительства субъекта и акты высших должностных лиц. Иной документ – административный договор: о передаче полномочий; соглашение – грань между договором и соглашением условна, скорее всего, соглашение – межгосударственный договор).

Договор о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти органам власти субъектов.

2. Обязанность публичного субъекта. Он действует через свои органы, поэтому обязанность подразумевает соответствующие полномочия представительного и исполнительного органа. Т.е. один орган обязан включить обязательство в закон, а исполнительный – включить.

Также может быть не только договор, но и соглашение – межгосударственный договор, который заключается с иностранным государством/компанией.

Когда говорим об обязанности – обязанность публичного субъекта. Обязанность подразумевает соответствующие полномочия исполнительного и представительного органа в соответствии с их полномочиями. Исполнительный орган обязан включить это обязательство в бюджет, а представительный орган обязан это утвердить.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов: 1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете; 2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений; 3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; 4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.

Виды РО: По порядку установления и исполнения расх.обяз-ва, подразделяется на : 1. публичные (установлены норм.актом, определяющим размер выплат или порядок его расчета) например – пенсия, пособия. 2. Частно-правовые, это обяз-ва возникающие из гражд.правовых сделок и по которым у каждого получателя средств бюджета доводятся лимиты бюдж.обяз-в (это максим.размер в пределах которого можно заключать договор).

Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ;

принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ или от имени субъекта РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ;

принятия нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

Расходные обязательства субъекта РФ по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.

Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств – это свод нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестр расходных обязательств — используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объёмов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включённых в реестр обязательств. Сбор реестров расходных обязательств субъектов, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований осуществляет Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов России.


официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

  • Общественная деятельность
  • Контроль и аудит
  • Контрольная и надзорная функции
  • Оценка эффективности деятельности
  • Размещение заказов
  • Открытое правительство
  • Противодействие коррупции
  • Публикации
  • Госслужба в УФК
  • Правовая работа
  • ГО и ЧС
  • Финансовая грамотность
    • Вступление. Что такое казначейство?
    • Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
    • Обеспечение исполнения федерального бюджета
    • Учет поступлений и их распределение между бюджетами
    • Исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений
    • Возврат излишне уплаченных денежных средств физическим лицам
    • Проект «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемый Министерством финансов РФ.
    • Полезные ресурсы
  • Поисковый отряд 51

Учет поступлений и их распределение между бюджетами

Для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации открыты счета на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

Все поступления, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на эти счета для распределения между федеральным, региональным и местными бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательно установленными нормативами распределения, действующими в текущем финансовом году. Распределенные поступления перечисляются на единые счета соответствующих бюджетов.

Нормативы распределения поступлений устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами (решениями) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Важную роль при учете поступлений в бюджеты выполняют администраторы доходов бюджетов. Администраторы доходов бюджетов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей. Также администраторы доходов бюджетов принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Задачей администраторов доходов бюджетов является своевременное доведение до плательщиков актуальных сведений о реквизитах счета для учета и распределения поступлений и информации, необходимой для заполнения расчетных документов на перечисление денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации: значения ИНН, КПП, наименование получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, код ОКТМО, значение уникального идентификатора начисления (УИН).

Орган Федерального казначейства осуществляет учет и распределение зачисленных поступлений в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетных документах, приложенных к выписке банка по счету 40101.

Кроме расчетных документов, поступивших из банка, для учета и распределения поступлений между бюджетами используются также Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, Заявки на возврат, предоставляемые администраторами доходов бюджета в рамках возложенных на них бюджетных полномочий.

По результату распределения поступлений, исполнения документов администраторов доходов орган Федерального казначейства оформляет расчетные документы на перечисление поступлений в соответствующие бюджеты и на возврат средств плательщикам, формирует соответствующую информацию для финансовых органов и администраторов доходов.

Орган Федерального казначейства не ведет учет поступлений в разрезе плательщиков (юридических и физических лиц) и не взаимодействует с плательщиками.

По всем вопросам, связанным с уплатой платежа в бюджет, розыском и возвратом платежа из бюджета, гражданам Российской Федерации необходимо обращаться к администратору доходов бюджета.

В соответствии с законодательством государственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все до­ходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законода­тельством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов ­это определение видов и объемов доходов и расходов, подле­жащих включению в каждый тип бюджетов.
Различают следующиегруппы методов бюджетного регулирования:
установление и распределение регулирующих источников до­ходов бюджета;
перераспределение самих бюджетных источников;
безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодатльством РФ федеральные, региональные и местные­налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­
срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско­правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также рредства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают до­ходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регули­рующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долго­временной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который пере­дает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет пере­данные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дота­ция и субвенция. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). Закон подраз­деляет субвенции на два вида:
текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих расходов;
инвестиционные - направляемые на финансирование инвести­ционной, инновационной деятельности и других затрат, свя­занных с расширенным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом пред­ставительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закреп­ленных доходов и предстоящих расходов.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные источники доходов и за­емные средства.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов за­конодательством РФ;
неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 Е>К РФ (см. п. 3 Вопроса 25);
иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджет­ного фонда.
При недостаточности собственных источников при необходи­мости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных финансовых затруднений в про­цессе исполнения бюджета, используются заемные средства.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;
выпуск государственных или муниципальных займов (передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образо­вания денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муни­ципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уп­латой процента (платы) на сумму займа);
банковский кредит.

СТ 56 БК РФ

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 75 процентов;

налога на доходы физических лиц - по нормативу 85 процентов;

налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 80 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;

абзац двенадцатый (ранее - одиннадцатый) утратил силу;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов;

абзац двадцать второй (ранее - двадцать первый) утратил силу с 1 января 2013 г.;

абзац двадцать третий утратил силу с 1 января 2017 г.;

абзац двадцать четвертый (ранее - двадцать третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, - по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;

за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;

за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;

за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

Абзац сорок третий (ранее - сорок второй) утратил силу с 1 января 2013 г.

абзац сорок четвертый (ранее - сорок третий) утратил силу с 1 января 2013 г.;

абзац сорок пятый (ранее - сорок четвертый) утратил силу с 1 января 2013 г.

за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов.

Абзац сорок восьмой утратил силу с 1 января 2015 г.

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 25 процентов;

налога на профессиональный доход - по нормативу 63 процента;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, - по нормативу 100 процентов.

2.1. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, направляются территориальным органом Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их перечисления не реже одного раза в 10 дней на счета территориальных органов Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Перечисленные уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства в текущем финансовом году на счета территориальных органов Федерального казначейства налоговые доходы от указанных акцизов распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты.

2.2. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

3. В бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 56 Бюджетного кодекса РФ

Основная доля доходов региональных бюджетов приходится на налоговые поступления.

К налоговым доходам региональных бюджетов относятся:

1) собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации;

2) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты.

Собственные налоговые доходы региона - это налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за бюджетом субъекта Российской Федерации.

Источниками собственных налоговых доходов являются региональные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы:

- устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации;

- вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации;

- обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам и сборам отнесены:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Данная статья Налогового кодекса РФ с перечнем региональных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах"). В настоящее время продолжает действовать статья 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в соответствии с которой перечень региональных налогов и сборов составляют:

1) налог на имущество предприятий;

3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

4) налог с продаж;

5) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Пропорции распределения собственных налоговых доходов субъекта Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются:

а) законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

б) Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Помимо собственных налоговых доходов, источниками формирования налоговых доходов региональных бюджетов являются отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты. Нормативы такого распределения определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, например, в приложении 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" содержатся нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год.

Доходы от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам, не относятся к налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

Читайте также: