Налог на прибыль в набережных челнах

Опубликовано: 03.05.2024

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

от 2 августа 2008 года N 53-ЗРТ

Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков

(с изменениями на 7 марта 2020 года)

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
10 июля 2008 года


Статья 1

Понизить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Татарстан, до 13,5 процента:

1) для субъектов инвестиционной деятельности, созданных после вступления в силу настоящего Закона с целью реализации инвестиционных проектов в соответствии с Законом Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан" и не осуществляющих иной деятельности, не связанной с реализацией инвестиционных проектов, а также для субъектов инвестиционной деятельности, заключивших договоры о реализации инвестиционных проектов в порядке и в соответствии с указанным Законом до вступления в силу настоящего Закона.

Субъект инвестиционной деятельности в период действия договора о реализации инвестиционного проекта вправе применить налоговую ставку в соответствии с настоящим пунктом по итогам налогового периода при соблюдении следующих условий:

выполнение условий, предусмотренных бизнес-планом;

уплата в консолидированный бюджет Республики Татарстан в отчетном году совокупной суммы налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и суммы соответствующих пеней и штрафов (с исключением влияния изменений сумм недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам и сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) в части налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций) в размере не менее среднеарифметического значения сумм фактической уплаты субъектом инвестиционной деятельности соответствующих налогов (пеней, штрафов) (в сопоставимых условиях в части применения налоговых льгот) за три года, предшествующих отчетному году (либо за иной период, предшествующий отчетному году, но не более двух лет, с учетом момента создания субъекта инвестиционной деятельности и с учетом абзаца шестого настоящего пункта), проиндексированных по итогам каждого года на показатель изменения суммы поступлений налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом по Российской Федерации по соответствующей отрасли, определяемый на основании данных отчета о начислении и поступлении налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности за соответствующий год, представляемого по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представление согласия на предоставление налоговым органом в финансовый орган Республики Татарстан сведений о суммах начисленных и уплаченных субъектом инвестиционной деятельности налогах, суммах недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам и суммах излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (пеней, штрафов), суммах полученных налоговых льгот в разрезе льгот.

Вновь созданный субъект инвестиционной деятельности вправе применить налоговую ставку в соответствии с настоящим пунктом без соблюдения условия, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, по итогам первого налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Право на применение налоговой ставки в соответствии с настоящим пунктом возникает начиная с отчетного периода по налогу на прибыль организаций, следующего за отчетным периодом, в котором заключен договор о реализации инвестиционного проекта.

Порядок и методика оценки соблюдения субъектом инвестиционной деятельности условия применения налоговой ставки в соответствии с настоящим пунктом, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта, утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. Такой порядок должен содержать в том числе методику расчета показателя изменения суммы поступлений налогов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом по Российской Федерации по соответствующей отрасли.

3) утратил силу. - часть 2 статьи 2 данного Закона.

4) для организаций, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период 100 процентов дохода составил доход от услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 150 единиц.

1. Положение пункта 4 статьи 1 настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

2. Положение пункта 3 статьи 1 настоящего Закона утрачивает силу с 1 января 2014 года.

(Часть 2 введена Законом РТ от 08.10.2013 N 72-ЗРТ)

3. Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные статьей 1 настоящего Закона, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года.

(часть 3 введена Законом РТ от 01.03.2019 N 17-ЗРТ)

Казань, Кремль
2 августа 2008 года
N 53-ЗРТ

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Юрлица, работающие на ОСНО, а отдельных случаях и упрощенцы, платят налог на прибыль. Расскажем о нюансах исчисления и уплаты этого налога.

Кто платит налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщики прибыльного налога перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ. К таковым кодекс относит российские юрлица, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы в РФ.

Обратите внимание: российские фирмы являются налогоплательщиками вне зависимости от того, получают они доходы, облагаемые налогом на прибыль, или нет (письмо Минфина РФ от 28.06.2006 № 03-05-01-04/187, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2005 № А26-9760/04-212).

В ряде случае компании, работающие на УСН, тоже платят налог на прибыль.

Так, например, уплачивать в бюджет налог на прибыль следует с суммы дивидендов, полученных от отечественных или иностранных организаций, а также с прибыли контролируемых иностранных компаний.

В отдельных случаях налог за налогоплательщика уплачивает налоговый агент.

Сроки уплаты налога на прибыль юридических лиц

Компания — плательщик налога на прибыль уплачивает в казну авансовые платежи не позднее 28 календарных дней с даты завершения отчетного периода, а сумму налога за год — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 287 НК РФ).

Конкретный срок уплаты авансов зависит от способа их уплаты: ежемесячные и квартальные авансовые платежи, только квартальные авансовые платежи или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Таким образом, в 2021 году установлены следующие сроки уплаты налога на прибыль:

  • 28.01.2021 — 1-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 01.03.2021 — 2-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 29.03.2021 — налог за 2020 год;
  • 29.03.2021 — 3-й платеж за I квартал 2021 года;
  • 28.04.2021 — платеж по итогам I квартала 2021 года;
  • 28.04.2021 — 1-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.05.2021 — 2-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.06.2021 — 3-й платеж за II квартал 2021 года;
  • 28.07.2021 — платеж по итогам за II квартала 2021 года;
  • 28.07.2021 — 1-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 30.08.2021 — 2-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.09.2021 — 3-й платеж за III квартал 2021 года;
  • 28.10.2021 — платеж по итогам III квартала 2021 года;
  • 28.10.2021 — 1-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 29.11.2021 — 2-й платеж за IV квартал 2021 года;
  • 28.12.2021 — 3-й платеж за IV квартал 2021 года.

Если компания нарушит сроки уплаты налога, ей грозят пени за каждый день просрочки, а также штраф по ст. 122 НК РФ. При этом за несвоевременную уплату авансового платежа налоговики не оштрафуют, но могут начислить пени (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Ставка налога на прибыль юридических лиц

Основная ставка по налогу на прибыль — 20 процентов. При этом три процента из этой суммы платится в федеральный бюджет РФ, остальная сумма — в бюджет региона. Власти субъектов вправе принять нормативные акты, предусматривающие пониженные ставки налога, зачисляемые в казну региона.

Кроме того, в зависимости от категории плательщика и вида получаемого дохода НК РФ предусмотрены специальные ставки. Для наглядности информацию о спецставках мы поместили в таблицу.

Условия применения ставки

Нулевую ставку могут применять отдельные категории российских и иностранных организаций, которые получают определенные виды доходов (ст. 284 НК РФ). К таким доходам, в частности, относятся:

— дивиденды, которые получает российская организация;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией;

— доход от реализации долей и акций;

— доходы отдельных категорий организаций;

— доход по операциям с отдельными видами долговых обязательств;

— дивиденды, полученные международной холдинговой компанией

Ставка применяется в отношении доходов иностранных организаций, не связанных с их деятельностью в РФ через постоянное представительство. По данной ставке облагается только доход, полученный:

— от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках;

— от международных перевозок.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Спецставка применяется в отношении прибыли:

— от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении организаций из п. 1 ст. 275.2 НК РФ;

— от контролируемых иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 НК РФ);

— от иностранных организаций, прибыль которых не связана с деятельностью в РФ через постоянное представительство.

Весь налог зачисляется в федеральный бюджет

Налог по данной ставке платится с доходов по ценным бумагам (кроме дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые хранятся на счетах депо:

— иностранных номинальных или уполномоченных держателей;

Налог по данной ставке перечисляется в федеральный бюджет

Расчет налога на прибыль юридических лиц

Объектом налогообложения является прибыль, полученная организацией, которая рассчитывается как разница между доходами и расходами (налоговая база). Показатель определяется нарастающим итогом с начала года. Если компания получила убыток, то налоговая база равна нулю.

Налоговая база по операциям, которые облагаются по основной ставке 20 процентов, рассчитывается следующим образом.

Доходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — расходы, исчисленные нарастающим итогом с начала года, — убытки прошлых лет.

При подсчете доходов учитываются доходы от реализации (ст. 249 НК РФ) и внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). В статье 251 кодекса приведен список доходов, не учитываемых при расчете прибыльного налога.

Также не все расходы уменьшают налоговую базу по прибыли, так в ст. 217 кодекса закреплен перечень таких расходов. Кроме того, расходы учитываются при налогообложении прибыли, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На расчет налога влияет метод признания доходов и расходов. Кодекс выделяет два: метод начисления и кассовый метод. Последний могут применять только те организации, чья выручка за предыдущие четрые квартала не превысила 1 млн рублей в квартал. В этом случае доходы учитываются в момент получения, а расходы — после их оплаты.

Метод начисления вправе принимать все организации. Доходы и расходы учитываются при расчете прибыльного налога в том периоде, в котором они возникли.

Налоговый период по налогу — год, отчетные периоды:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев — для организаций, уплачивающих ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи внутри квартала, а также для организаций, которые уплачивают только ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль;
  • месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года — для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Налог на прибыль рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку за вычетом авансовых платежей.

Расчет авансовых платежей исчисляется как произведение налоговой базы на ставку за вычетом предыдущих авансовых платежей этого года (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ).

Если сумма налога окажется меньше авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода, то налог платить не нужно.

По итогам отчетного (налогового) периода предоставляется декларация по налогу на прибыль по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Оплата налога на прибыль юридических лиц

Все налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на прибыль. Исключение — юрлица, перечисленные в п. 3 ст. 286 НК РФ.

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили 15 млн рублей за каждый квартал, уплачивают квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ). Если лимит превышен, то со следующего квартала следует, кроме квартальных авансовых платежей, уплачивать ежемесячные авансовые платежи (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Ежемесячные авансовые платежи могут уплачиваться либо в течение квартала, либо ежемесячно — исходя из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Организация, которая уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей из фактической прибыли (п. 2 ст. 286 НК РФ). Для этого нужно обязательно уведомить ИФНС (п. 2 ст. 286 НК РФ).

КБК налога на прибыль юридических лиц

КБК на уплату налога на прибыль и авансового платежа по нему идентичны. При этом налог в федеральный и региональный бюджеты нужно оформлять отдельными платежками, КБК у данных платежей разные.

Кроме того, есть отдельные КБК для некоторых операций или категорий плательщиков (для налогообложения дивидендов, прибыли КИК и другие).

При заполнении платежного поручения бухгалтер должен указать следующие реквизиты.

Налог на прибыльКБК
Налог на прибыль, который платится в федеральный бюджет 182 1 01 01011 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится в региональный бюджет 182 1 01 01012 02 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от российской организации 182 1 01 01040 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов иностранной компании от российской организации 182 1 01 01050 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с дивидендов российской организации от иностранной компании 182 1 01 01060 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется с процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 182 1 01 01070 01 1000 110
Налог на прибыль, который перечисляется иностранной компанией с доходов, не связанных с деятельностью через российское представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 182 1 01 01030 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в федеральный бюджет 182 1 01 01013 01 1000 110
Налог на прибыль, который платится по КГН в региональный бюджет 182 1 01 01014 02 1000 110

КБК для уплаты пени по налогу на прибыль следующие:

  • в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110;
  • в региональный бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110;
  • с дивидендов российским организациям — 182 1 01 01040 01 2100 110.

Льготы по налогу на прибыль юридических лиц

Льготы по налогу на прибыль выражены в виде:

  • освобождения от уплаты налога. Такое право имеют участники проекта «Сколково», а также инновационных научно-технологических проектов. Однако освобождение от уплаты налога ограничено временным отрезком — 10 лет с момента получения соответствующего статуса;
  • применения пониженных ставок. Данные ставки применяются в отношении отдельных категорий налогоплательщиков и некоторых видов доходов. Об этом писали ранее, смотрите пункт «Ставка налога на прибыль юридических лиц».

Кроме того, НК РФ содержит перечень доходов, при получении которых база по налогу на прибыль не увеличивается (ст. 251 НК РФ).

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Калькулятор транспортного налога

Ставки транспортного налога в Республике Татарстан

Наименование объекта налогообложенияСтавка (руб.)
на 2020 год
Автомобили легковые, зарегистрированные на физических лиц
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно10
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Автомобили легковые, зарегистрированные на организации
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Мотоциклы и мотороллеры
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно8
свыше 20 л.с. до 38 л.с. (свыше 14,7 кВт до 27,95 кВт) включительно12
свыше 38 л.с. (свыше 27,95 кВт)50
Автобусы
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)100
Грузовые автомобили
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно40
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно65
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)85
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу25
Снегоходы, мотосани
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно50
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)100
Яхты и другие парусно-моторные суда
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)200
Гидроциклы
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно125
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)250
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость100
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)125
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)100
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)1000

Примечание к таблице: приведены значения в Республике Татарстан на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 года. Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором. Данные ставки применяются в городах: Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск, Бугульма, Елабуга, Лениногорск, Чистополь, Заинск, Азнакаево, Нурлат, Менделеевск, Бавлы, Буинск, Агрыз, Арск, Мензелинск, Мамадыш и других населенных пунктах Республики Татарстан.

В Татарстане нормы оплаты транспортного налога введены законом республики, принятом 29.11.02 под номером № 24-ЗРТ. Данным актом утверждены принятые в регионе ставки, порядок расчета сумм к оплате, сроки внесения платежей, а также предоставляемые гражданам и организациям льготы.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Юридические лица в регионе обязаны регулярно вносить авансовые платежи. Отчетным периодом в республике признан квартал. На оплату дается один месяц и 10 дней. Таким образом, месяцами расчета становятся май, август, ноябрь. По итогам налогового года ЮЛ производят последний платеж не позднее 1 марта. При расчете авансового платежа представители организации должны руководствоваться нормами ст. 362 НК РФ, в т.ч. учитывать повышающие коэффициенты.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 1 квартал 2021 года — не позднее 10 мая 2021 года
  • за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 10 августа 2021 года
  • за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 10 ноября 2021 года
  • за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Граждане, проживающие в республике, обязаны оплачивать транспортный налог за год. Сумма рассчитывается, исходя из количества месяцев, в течение которых за отчетный период ТС было зарегистрировано на плательщика. Самостоятельно расчет можно не производить: информация о необходимости оплаты поступит в уведомлении от налогового органа. Данный документ содержит сведения по объектам налогообложения, сумму и реквизиты. Выплаты необходимо произвести до 1 декабря. В случае задержки налоговый орган начисляет штрафы на неоплаченную сумму в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ежедневно на всю сумму.

Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:

  • за 2020 год — не позднее 1 декабря 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2022 года

Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Льготы для юридических лиц

В республике освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог организации-резиденты особых экономических зон «Алабуга» и «Иннополис» в отношении ТС, с момента постановки на регистрационный учет которых прошло не более 10 лет. Кроме того, не начисляется налог для юридических лиц, реализующих в регионе инвестиционные проекты по договорам, подписанным до 1.01.05.

Скидка в 50% распространяется на транспортный налог на находящиеся в лизинге грузовые авто и автобусы, произведенные в РФ. При условии соответствия двигателя нормам ЕВРО-2 и выше, а также мощности ДВС от 150 л.с.

Половину от налога, рассчитанного по действующей ставке, ЮЛ оплачивают за автобусы, зачисленные в автоколонны войскового типа.

Льготы для физических лиц

Освобождены от необходимости оплачивать транспортный налог граждане, относящиеся к следующим категориям:

  • пострадавшие от воздействия радиации в результате аварии на ЧАЭС;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также несовершеннолетние узники фашизма (в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.);
  • инвалиды I, II группы (на авто с ДВС мощностью 100 и менее л.с.);
  • герои СССР и РФ, кавалеры орденов Славы и трудовой Славы трех степеней.

Не оплачивают налог владельцы водно-воздушного транспорта, пострадавшие в результате аварии на «Маяке» либо после сброса радиоактивных отходов в р. Теча.

В случае, если на ФЛ зарегистрировано более одного ТС, льгота распространяется на то транспортное средство, которое укажет плательщик.

Читайте также: