Налоговой службой реализуется отраслевой проект по исключению недобросовестного поведения на рынках

Опубликовано: 14.05.2024


Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области приступило к реализации проектов по исключению недобросовестного поведения в сфере общественного питания и на рынках, в том числе и в части соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Основной целью является сокращение «теневого» оборота и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Безусловно незаконное предпринимательство является негативным фактором, влияющим на деятельность добросовестного бизнеса и развитие экономики в целом. Так, в последнее время к бизнес-омбудсмену Новосибирской области стали поступать жалобы от субъектов предпринимательской деятельности о фактах незаконной торговли и оказания услуг лицами, незарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Заявители указывают, что нелегальная предпринимательская деятельность существенно препятствует законному бизнесу. Прежде всего «теневой» рынок создает недобросовестную конкуренцию. Не оплачивая налоги и страховые взносы, не оформляя лицензии, не приобретая необходимое оборудование, в том числе онлайн-кассы, данные лица незаконно продают товары и оказывают услуги по искусственно заниженным ценам.

С начала 2021 года ФНС России приступила к реализации отраслевых проектов, целью которых является легализация деятельности рынков и сферы общественного питания посредством комплекса мероприятий, предусматривающих определение причин сокрытия доходов, выработку механизмов и предложений, направленных на вывод предприятий из «теневого» сектора, а также проведение контрольных мероприятий, в отношении недобросовестных участников рынка.

На прошлой неделе в Управлении Федеральной налоговой службы по Новосибирской области прошли совещания посвященные реализации данных проектов. Представители налогового ведомства рассказали о целях, задачах и ожидаемых результатах, вместе с бизнесом и общественными объединениями предпринимателей разобрали основные шаги планируемых мероприятий, критерии рисков, предложения по стимулированию добросовестного бизнеса.

Так, реализация проектов на территории Новосибирской области будет проходит в несколько этапов. В первую очередь предполагается усилить информационную работу.

- Старт проекта должен сопровождаться разъяснительной кампанией среди бизнес-сообщества, - считает новосибирский бизнес-омбудсмен Николай Мамулат. - Региональный институт уполномоченного, наши общественные помощники обязательно подключатся к дополнительному информированию участников рынка.

Затем, после анализа базы данных ФНС по выручке налогоплательщиков, налоговыми органами будут проводится проверки в отношении недобросовестных налогоплательщиков. В планы проверок попадут те предприятия, которые не соблюдают требования законодательства о применении ККТ.

В ходе совещания, представители налоговой службы проинформировали, что при проведении проверки кассовой дисциплины за впервые выявленное нарушение будет применяться мера административной ответственности в виде «предупреждения», но в случае дальнейшего уклонения от легализации доходов и выявления повторного нарушения к предпринимателю уже будут применены штрафные санкции.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат отмечает, что для снижения количества таких нарушений и достижения общих целей необходимо совершенствовать законодательную базу, создавать благоприятные и прозрачные условия для добросовестных налогоплательщиков. Например, недавно федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к Президенту РФ с предложением о создании специального налогового режима для ресторанов и кафе «УСН-общепит» с прогрессивной шкалой. Реализация таких мер создаст условия для развития предпринимательства, привлечения новых инвестиций, обеления рынка с повышением уровня декларируемой выручки. А результаты эксперимента могут быть использованы при создании стимулирующих налоговых условий в иных отраслях.

По итогам прошедших совещаний было принято решение о создании рабочей группы в целях организации взаимодействия участников проектов, организации рабочих встреч на регулярной основе на площадке налогового органа для обсуждения проблемных вопросов.

  • Администрация
  • Совет депутатов

В Кувандыке отпразднуют День химика

30 мая в России отмечается профессиональный праздник - День химика.

Всех, кто любит смех, веселье приглашаем на театральное представление

Народный театр-студия "БУФФ 18+" приглашает на премьеру, которая состоится 28.

Внимание! Введен режим ЧС, проходит обработка от непарного шелкопряда

С сегодняшнего дня, 20 мая 2021 года, на основании

Реализация проекта ФНС по исключению недобросовестного поведения на рынках

16 апреля | 12:53 | Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области


Цель проекта - увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники

Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области реализует проект по исключению недобросовестного поведения на рынках. Целью проекта является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), и, как следствие, повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Проект призван выработать единые требования к организации, планированию и проведению мероприятий, направленных на исключение недобросовестного поведения на рынках, в том числе в части соблюдения законодательства Российской Федерации о применении ККТ и соблюдения налогового законодательства гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
На территории Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ, включенную в реестр (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). Исключения установлены Федеральным законом № 54-ФЗ. А также быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица.
В настоящее время Межрайонная ИФНС России 8 по Оренбургской области проводит мероприятия по исключению недобросовестного поведения налогоплательщиками на рынках и соблюдению налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о применении ККТ в форме инвентаризации торговых мест и контрольных мероприятий на территории г. Кувандыка.
В этой связи, Межрайонная ИФНС России 8 по Оренбургской области обращает особое внимание налогоплательщиков на необходимость:
- соблюдения требований налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о применении ККТ;
- соответствия адреса места установки ККТ, указанного в карточке регистрации ККТ, с фактическим местом установки ККТ на рынке (наименование рынка, № торгового места, тип торгового места, например, рынок «Ромашка», торговое место № 111, палатка).
Стоит отметить, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении ККТ статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.
Уважаемые налогоплательщики, с целью исключения применения мер административной ответственности просим соблюдать законодательство о применении ККТ, налоговое законодательство.

Советник государственной
гражданской службы 2 класса
Шапако Т.Н.



16 апреля | 12:53 | Межрайонная ИФНС России №8 по Оренбургской области


В начале этого года стартовал отраслевой проект ФНС России «Общественное питание».

Официально цель проекта — побуждение повсеместного применения объектами общественного питания контрольно-кассовой техники, увеличение выручки и повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

Как говорят сами налоговики, одна из главных проблем сокрытия выручки предприятиями общественного питания — выдача клиентам так называемых «предчеков».

Предчеки давно и прочно вошли в практику ресторанного бизнеса. По сути предчек — это счет, нефискальный документ, который указывает, сколько клиент должен заплатить за услугу.

В отличие от предчеков, кассовые чеки — официальный фискальный документ, который пробивается через кассу и автоматически попадает в поле зрения налоговиков. На основании пробитых кассовых чеков налоговые инспекции мониторят выручку предприятия и проверяют полноту уплаты налогов.

Однако рестораторы часто «забывают» пробивать кассовые чеки, что, по мнению ФНС, мешает развиваться законопослушным конкурентам, которые отражают выручку и уплачивают белую зарплату.

Данное обстоятельство послужило причиной запуска проекта «Общественное питание», в рамках которого планируется проведение массовых мероприятий по взаимодействию с предпринимателями из сферы общепита и побуждению их к соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Как говорят представители ФНС, на начальном этапе не планируется проведение жестких контрольных мероприятий — выездных налоговых проверок со всеми вытекающими (осмотр, выемка, допросы и т.д.) В планы фискалов входит спокойный диалог с предпринимателями и разъяснение им актуальных тенденций налоговой политики и последствий несоблюдения законодательства. Уже на следующем этапе к тем предпринимателям, которые ослушаются подобных рекомендаций, придут с налоговыми проверками.

Немало вопросов возникает по поводу реализации плана ФНС. На рабочих встречах начальники профильных отделов говорят о мониторинге данных кассовых аппаратов, установленных на объектах общепита. Якобы, по поступившим данным будут анализироваться подозрительные «провалы» в выручке. Например, налоговики заинтересуются, по какой причине субботним вечером ресторан заработал меньше чем, например, утром во вторник.

Однако, по мнению автора, у налоговых инспекторов в настоящее время слишком мало инструментов для эффективной работы по отслеживанию выручки объектов общественного питания.

Допустим, налоговая обнаружила подозрительную просадку по выручке предприятия. А как доказать, что действительно имело место нарушение — кафе не пробило кассовые чеки?

В настоящий момент (и об этом говорят сами налоговики) возможности провести контрольную закупку или иные оперативные мероприятия у налоговой службы нет.

Вместо этого налоговые инспекции будут активно работать с жалобами потребителей. Так, например, в магазинах мобильных приложений доступно приложение «Проверка чеков ФНС России». С помощью него любой желающий может проверить достоверность выданного чека. Для этого достаточно просканировать QR-код на чеке или вручную ввести данные с чека.

Если посетитель ресторана, например, пожалуется в налоговую инспекцию, что ресторан не выдал ему кассовый чек, и направит налоговикам предчек, который был ему выдан, инспекция возбудит дело об административном правонарушении и оштрафует предприятие по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф составляет для ИП — от 1/4 до 1/2 суммы непробитого чека, но не менее 10 000 рублей; для юридических лиц — от 3/4 до 1 суммы непробитого чека, но не менее 30 000 рублей.

Кстати, жалоба потребителя может также стать поводом для проведения выездной налоговой проверки. После назначения проверки налоговики могут осуществить осмотр предприятия — без предупреждения приехать в заведение для проверки. Если вместе с осмотром будет назначена выемка, проверяющие смогут изъять любые документы и предметы, которые могут свидетельствовать о нарушении налогового законодательства. В таком случае журналы с черной бухгалтерией, предчеки и иные «следы» правонарушений могут подвести предприятие под налоговые начисления и штрафы.

Тем не менее, выездная налоговая проверка остается весьма трудоемким процессом, требующим тщательной подготовки и предварительного анализа предприятия на предмет целесообразности проведения проверочных мероприятий. Для опытных коммерсантов не секрет, что налоговая инспекция всегда оценивает перспективы проведения проверки: выездная проверка назначается только в том случае, когда есть реальные шансы добиться результата.

Что касается оперативного контроля, с прошлого года ведется работа по подготовке законопроекта, который устанавливает в Налоговом кодексе РФ новый вид контрольного мероприятия — оперативная проверка. Такая проверка будет проводиться в целях проверки соблюдения кассовой дисциплины. Появятся и новые оперативные мероприятия — контрольная закупка и наблюдение. Такие мероприятия проводятся без уведомления, поэтому ресторан не узнает о том, что в отношении него проводится, например, наблюдение.

Надо отметить, что, пока такой закон не принят, налоговая инспекция может действовать только в рамках традиционных мероприятий налогового контроля. А вот после принятия данного закона и вступления его в силу налогоплательщикам, утаивающим выручку, придется несладко.

В целом, новый проект ФНС по обелению рынка общественного питания, безусловно, можно оценить положительно. В долгосрочной перспективе он должен вывести на чистую воду участников рынка, откровенно нарушающих закон и скрывающих значительную часть выручки. Для законопослушных коммерсантов проект означает постепенное выравнивание конкурентных условий.

Также внутри Федеральной налоговой службы говорят о планах работы в отношении розничных рынков. Данная сфера также подлежит обелению, и в первую очередь ФНС нацелена на рынки непродовольственных товаров. Впоследствии планируется взяться и за пищевые товары (ярмарки выходного дня и др.)

Сотрудники ФНС говорят о целенаправленной работе по проверке личных банковских карт физических лиц. Ведь зачастую продавцы предлагают расплатиться за товар по безналу, переведя денежные средства на банковскую карточку физического лица. В целом, подобный план осуществим, однако для проверки банковских счетов физлиц необходимо запросить информацию у банка. А для этого требуется назначение налоговой проверки в отношении проверяемого лица. Процедура, как уже упоминалось, не самая простая.

Реализуется проект по исключению недобросовестного поведения на рынках

Реализуется проект по исключению недобросовестного поведения на рынках. Об этом сообщает региональное Управление федеральной налоговой службы.

Целью проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

В УФНС разъясняют:

«Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017».

Освобождены от применения ККТ на рынках:
1. Физические лица, применяющие специальный режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), зарегистрированные в установленном порядке через мобильное приложение «Мой налог»;
2. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или применяющих НПД, реализующие продукцию собственного производства;
3. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли продовольственной группой товаров с открытых прилавков (торговых мест, не обеспечивающих показ и сохранность товара) и непродовольственной группой товаров, не перечисленной в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017 (например: торговля предметами снаряжения рыболовных снастей и удилищ, изделиями чулочно-носочными, изделиями корзиночными и плетеными).
4. Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ, в т.ч. на рынках до 01 июля 2021 года.

Не освобождены от применения ККТ на рынках:
Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли:
1) в находящихся на рынке магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и в других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах (помещениях и автотранспортных средствах, в том числе прицепах и полуприцепах);
2) торговли непродовольственными товарами, которые определены в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации № 698-р от 14.04.2017, с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений (например: торговля коврами и ковровыми изделиями, музыкальными инструментами, резиновыми и пластмассовыми изделиями).
3)торговли подакцизными товарами и товарами, подлежащими в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации, в том числе и с открытых прилавков (например, торговля обувью, изделиями из кожи),

Следует учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 145 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 145 КоАП).

За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 145 КоАП).


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия)

ФНС России реализует проект по исключению недобросовестного поведения на рынках

ФНС России реализует проект по исключению недобросовестного поведения на рынках

Целью масшабного проекта является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), и, как следствие, ожидается повышение доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

На территории Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ, включенную в реестр (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее – Федеральный закон № 54-ФЗ). Исключения установлены Федеральным законом № 54-ФЗ.

На начальном этапе работа налоговых органов будет носить исключительно информационный характер. При этом акцент в этой работе будет сделан на профилактику правонарушения. В случае выявления в ходе проверки лиц, осуществляющих деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо осуществляющих расчеты без ККТ при наличии обязанности ее применения – налоговиками должна проводиться индивидуальная работа с каждым налогоплательщиком.

В отношении налогоплательщиков, которые по результатам проведенных мероприятий не изменят модель поведения, предусматриваются дополнительные контрольные мероприятия. Приоритетом проводимой кампании должно быть создание бесконфликтного взаимодействия, предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на побуждение участников рынка к повсеместному применению в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники. Стоит отметить, что предприниматели, ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях вправе не применять ККТ при предоставлении по требованию покупателя соответствующего документа.

Заключительным этапом проекта по легализации рынков является создание целевой налоговой модели в отношении каждого конкретного рынка, осуществляющего деятельность на территории республики. Целевая налоговая модель рынка – это модель, при которой все налогоплательщики, осуществляющие деятельность на розничных рынках, зарегистрированы в установленном порядке, денежные расчеты с покупателями осуществляются ими с применением контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях, а исчисление и уплата налогов - в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В Республике Саха (Якутия) более 2 тыс. предпринимателей, занимающихся торговлей на рынках, могут попасть под проверку. Но при применении риск-ориентированного подхода, который означает, что проверки будут проводиться только в отношении «недобросовестных» налогоплательщиков, не фиксирующих выручку через контрольно-кассовую технику или фиксирующих ее не в полном объеме, количество предпринимателей, подпадающих под проверку должно существенно снизиться. Таким образом, добропорядочный бизнес выводится из зоны проверок.

В этой связи, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия) обращает особое внимание на необходимость:

  • соблюдения требований налогового законодательства Российской Федерации и законодательства о применении ККТ;
  • соответствия адреса места установки ККТ, указанного в карточке регистрации ККТ, с фактическим местом установки ККТ на рынке (наименование рынка, № торгового места, тип торгового места, например, рынок «Ромашка», торговое место № 111, палатка).

Стоит отметить, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении ККТ статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Дополнительно сообщаю, что 31.12.2020 истек срок моратория на проведение проверок по соблюдению законодательства о применении ККТ, установленный приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» (с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-2/275@), а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля…».

Читайте также: