Налог для снабжения войск продовольствием

Опубликовано: 11.05.2024

Социальная структура была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы — чингизиды (потомки Чингисхана). На второй ступени находились вожди родов и племен — эмиры, беки, бии и баи.

Во главе государства стоял великий хан. Власть передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете, в состав которого входили улусбеки, эмиры беки, бии. Советниками хана являлись везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созывался раз в год в летнее время.

В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали эмирами, в Ногайской Орде — мурзами. Титул «бек» присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бия присваивался народным судьям. Монгольский титул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Простонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).
В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако эти законы созданные применительно к кочевому скотоводству, были непригодны для народов живших оседло, и поэтому в этих районах вышли из употребления.

После монгольского нашествия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи. Завоеванные земли со всем населением Чингисхан разделил между сыновьями. Эти земли назывались «инджу», что означало «приданое». Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Чагатайского государства — в долинах рек Чу и Талас.

Существовало четыре вида собственности на землю:

  • государственные земли (принадлежавшие непосредственно ханам);
  • земли инджу потомков Чингисхана;
  • вакуфные земли (мечетей и служителей);
  • земли, передававшиеся ханами в наследственную собственность. Существовали и такие виды собственности на землю, как«икта» и «союргаль». Их раздавали за службу, они не передавались по наследству.

Налоги и трудовые повинности иногда заменяли налогом тагар для снабжения войск продовольствием. В зависимости от величины земельного надела собирали налог калан. Кочевники платили зякет со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население платло харадж. баж. Налог капшуыр взимался с кочевных скотоводов в размере одного процента поголовья скота. Эти виды налогов появились после нашествия монголов и в XIII-XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота платили дань в виде согыма (мясо на убой). Простолюдины обязаны были нести воинскую повинность со своими конями, оружием.

С образованием Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удельных землях создали улусы, носящие их имена Внутри этих улусов появились более мелкие владения, со временем они превращались в отдельные улусы. Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе. В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах ханская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эмиры имели право избрать ханом любого члена династии. В государственных делах важнейшую роль играли улусбеки в решении вопросов возведения на ханский трон, командования армией установления дипломатических отношений с соседними государствами. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи — воспитатели наследников хана . В Могульском ханстве наибы были советниками несовершеннолетних ханов. Жасаулы следили за порядком и исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они контролировали, чтобы каждый в ханском дворце занимал место соответствии с общественным положением. Руководитель дворцовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники — титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались миршикарами. Даруги — правители, ханские наместники в городе местности, они осуществляли сбор налогов и контроль за порядком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На продовольственной базе системы государственного материального резерва. Фото 1944 года. Фото: Прессл-служба Управление Росрезерва

Одна из самых засекреченных организаций страны в этом году празднует свой 85-летний юбилей. И руководство службы решило немножечко приподнять завесу тайны и рассказать о своей работе. Для этого в Южном управлении МЧС на несколько дней открылся импровизированный музей Росрезерва.

Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Служба Росрезерва занимается формированием, хранением и обслуживанием стратегических запасов государства, которые нужны на случай нештатных ситуаций. Например, после природной катастрофы, во время войны или для оказания гуманитарной помощи. Кстати, 60 тысяч тонн продуктов и лекарств, которые за последние два года отвезли на Донбасс гуманитарными конвоями, были в основном взяты как раз со складов южного управления. Впрочем, об этом чуть позже.

Это ведомство считается одним из главных элементов системы госбезопасности. Известно, что в его запасниках хранится продовольствие, разные виды топлива и целый ряд других стратегических продуктов. Статистические данные (сколько и чего есть на складах), а также само расположение хранилищ, является государственной тайной. Ее знают только сотрудники службы и высшее руководство страны. Эта информация охраняется чуть ли не сильнее, чем расположение крупнейших российских ядерных шахт или средств космической защиты.

Сотрудники службы подписывают обязательства о сохранении гостайны, и поговорить с этими людьми - большая журналистская удача.

Шесть веков безопасности

Первое упоминание о государственных запасах российские историки отыскали аж в летописях VII века. В документах говорится, что тогда на склады помещались товары длительного хранения - в основном, зерно. Это позволяло застраховаться от массового голода в страшные неурожайные годы или после многочисленных войн, сотрясавших древнюю Русь.

Правда, тогда это была личная инициатива князей. Общегосударственная система запасов начала складываться только в XIV веке, во времена правления Ивана Калиты, собирателя земель русских.

Первая специализированная организация, так называемый Провиантский приказ, появилась в 1700 году, при Петре I. Приказ отвечал за снабжение регулярной армии продовольствием. Магазины (то есть специальные склады) располагались в Москве, Киеве, Брянске, Смоленске и других городах и использовались во время Северной войны. В 1716 году Приказ был преобразован в Провиантскую канцелярию, и после победы России, с 1724 года, она стала частью Военной коллегии.

В 1920 году впервые в нашей стране удалось создать специализированный фонд зерна, в 1927 году начал образовываться постоянный Хлебный фонд. Конечно, в сложные революционные и военные годы резервы были на минимальном уровне. Но после войны, когда перед миром нависла угроза глобальной ядерной войны, советские специалисты, что называется, довели систему до совершенства.

Без срока давности

Как рассказали сотрудники службы, сегодня в Москве работает единственный в мире Институт проблем хранения, который занимается вопросами сбережения продовольствия и других продуктов.

Оказалось, некоторые российские технологии позволяют хранить продукты десятилетиями, при этом они совершенно не теряют своих гастрономических и энергетических свойств. Правда, эти наработки нужны скорее для подстраховки - продукты на складах хранятся строго положенное время. Просрочка не допускается.

Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Фото: Пресс-служба Минобороны РФ

Хранить такой огромный объем, чтобы он не пропал и использовался эффективно, - непростая задача. Поэтому кадры - это особая гордость службы.

Так сложилось, что на комбинатах Росрезерва в основном работают целыми семьями, по нескольку поколений. Почему так происходит, сами работники службы не говорят. Наверное, это связано с повышенной секретностью: если бабушки и дедушки, а также родители всю жизнь проработали в этой системе и показали себя самым лучшим образом, наверное, и своих детей они научат хранить секреты.

Известно лишь, что есть такие династии, у которых совокупный трудовой стаж превышает 180 лет. У большинства сотрудников - одна запись в трудовой книжке.

Спасти Донбасс

Когда на Донбассе вспыхнул вооруженный конфликт, стало ясно, что местные жители оказались на грани гуманитарной катастрофы. С полок магазинов исчезли продукты, а украинские власти перестали поставлять лекарства, в том числе жизненно необходимые. Тогда по согласованию с местными властями российское МЧС начало поставки всех необходимых продуктов.

Я не мог не воспользоваться случаем и расспросил руководство южного Росрезерва о том, как это было. В первую очередь, хотел узнать, насколько для службы эти события были неожиданными и не возникало ли перебоев в поставках, ведь с таким объемом работы, к счастью, в современной России они фактически не сталкивались.

- Одна из наших главных задач - в любой момент времени быть на сто процентов готовыми к любой чрезвычайной ситуации. Поэтому, когда пришел приказ формировать грузовые партии на Донбасс, никаких сложностей не возникло. Мы работали в соответствии со своими инструкциями, которые регулярно отрабатываются в спокойное время, - рассказал "РГ" заместитель руководителя управления Росрезерва по ЮФО Алексей Бутенко. - В августе 2014 года мне удалось пообщаться с водителями первого гуманитарного конвоя, который отвез лекарства и продукты на Донбасс. Все это были люди с большим сердцем. Ведь многие из них вызвались ехать добровольно, несмотря на риск быть обстрелянными украинскими военными. Так вот, они, взрослые мужики, со слезами на глазах рассказывали, как местные жители встречали их с цветами, а потом по крупиночке разбирали все продукты, которые привезли спасатели. Как одна женщина веником подметала пол в кузове, чтобы собрать остатки просыпавшейся крупы и накормить свою семью. Страшно представить, сколько людей должно было бы погибнуть без медицинской помощи и от голода, если бы не своевременная помощь.

- К сожалению, такие случаи бывают. Мы помогали людям во время конфликта в Осетии, после наводнения на Кубани в 2002 году и так далее, - говорит Бутенко. - И сегодня, когда в мире опять неспокойно, мы как всегда стоим на страже безопасности наших граждан и готовы прийти на помощь в любую минуту.

Социально-политическая структура.

Во главе государства стоял хан – верховный распорядитель всех земель, ханская власть передавалась по наследству от отца к сыну. Ханами избирались только потомки Чингисхана – султаны-чингизиды (огланы). На второй ступени власти находились вожди родов и племен: эмиры, беки, бии, баи. Государственные дела решались на ханском совете, в который входили улусбеки, эмиры, беки, бии. У хана были советники-везиры. Верховным органом власти был курултай, созывавшийся раз в год, в летнее время. На курултае рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения ханства.

В Ногайской Орде предводителей тюркских племен называли мурзами, в Ак-Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане – эмирами. В аппарате ханской власти широко употреблялся титул бек, который присваивали военачальникам и высшим чиновникам: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бий в основном носили народные судьи. Монгольский титул нойон получали представители богатой знати. Видные военачальники могли носить титул бахадур или батыр. Простых кочевников-скотоводов называли карача (чернь).

Виды собственности на землю.

Завоеванные земли Чингисхан разделил между сыновьями. Они назывались инджу (приданое) и передавались с живущим на них населением. Налоги с инджу поступали в ханскую казну или в распоряжение его владельцев. Инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Инджу правителей Чагатайского государства – в плодородных долинах рек Чу и Талас.

Согласно письменным источникам, существовало четыре вида собственности на землю:

  1. государственные земли;
  2. земли, полученные в качестве инджу;
  3. вакуфные земли (земли мусульманских религиозных учреждений и служителей религии;
  4. земли, переданные в наследственную собственность (мульк).

Условной земельной собственностью были икта и союргаль – земли, данные ханом за преданную службу. Они не передавались по наследству. В случае предательства или смерти военачальника или государственного чиновника они изымались и передавались другому лицу по указанию хана.

Налоги и повинности.

Органы государственной власти содержались за счет налогов, которые платило население. Налоги и повинности иногда заменяли тагаром – налогом для снабжения войск продовольствием. Во время правления Улугбека, внука эмира Тимура, тагар собирали в городах Сауран, Сайрам, Отрар, где были расположены его войска. Правители Могулистана взимали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. Земледельцы в зависимости от величины земельного надела платили налог калан. Скотоводы-кочевники в пользу ханов и султанов платили налоги зякет, согым, сыбага. Оседлое и городское население должно было платить налоги харадж и бадж. Эти виды налогов появились после монгольского завоевания и в ХII–ХIV веках распространились на все подчиненные монголам земли. В Золотой Орде и Чагатайском улусе с кочевников-скотоводов взимался налог капшуыр в размере одного процента поголовья скота. В Могулистане при Тоглук-Тимуре увеличился размер налога калан, что вызвало недовольство населения. Вероятно, это было связано с завоевательной политикой хана и необходимостью содержать войска. С этой же целью налогом зякет облагались городские торговцы и ремесленники на юге Казахстана. Скотоводы полукочевых районов, у которых было мало скота, платили согым (скот на убой) и выполняли различные трудовые и воинскую повинность. Военная служба наносила ущерб их хозяйству.

Государственно-административное устройство.

Постепенно понятие «улус» стало использоваться в значении «государство», а также «страна», «народ» или для обозначения господствовавшего в улусе племени. Административная структура власти почти во всех ханствах этого времени на территории Казахстана была одинаковой. Во всех государствах ханская власть передавалась по наследству, только в Ногайской Орде власть находилась в руках биев. Очень часто в политическом и экономическом отношениях хан зависел от воли родовой и племенной знати. Важную роль в государственных делах играли улусбеки: активно участвовали в возведении ханов на трон, командовали армией, устанавливали дипломатические отношения с другими государствами.

К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи – воспитатели ханских наследников. Высокими должностными лицами в Могулистане были наибы: они были советниками при несовершеннолетних ханах. За порядком, исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и праздниках следили жасаулы. Они также контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Ханские советники носили титул инак, руководитель ханской дворцовой службы – ишик ага басы. Лица, занимавшиеся организацией ханской охоты, назывались миршикарами. Правители, ханские наместники в городе или местности, следившие за сбором налогов и порядком, именовались даругами.

Айбалта - оружие типа секиры.

Аксакал - 1. уважаемое лицо, ста­рейшина рода; 2. предводитель рода, семьи, влиятельное лицо.

Акын - поэт, музыкант-импрови- иатор.

Алаш - племенное объединение древних казахских племен в стадии об­щинного развития. Равнозначно поня­ тию «казах».

Алмас кылыш - сабля, выкован­ная из высококачественной стали, один из пяти основных атрибутов во- оружения казахских воинов.

Арыс - объединение нескольких родов, управляемое избранным бием.

Атабек - воспитатель, наставник детей ханов и султанов.

Аулбасы - глава, осуществлявший власть в ауле.

Баж - вид налога на обрабатывае­мую землю.

Балбал - каменное изваяние, уста­навливавшееся на месте захоронения знатного, уважаемого в тюркском об­ществе человека.

Баскак - представитель монголь­ских ханов, в обязанности которого входили управление и военный надзор за местным завоеванным населением, сбор различных налогов и ведение пе­реписи населения.

Батыр — почетное звание, присва­иваемое особо отличившимся воин- сжим искусством, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальни­кам и воинам.

Бек - глава рода или племени.

Беклер беги - военный правитель, назначаемый указом хана для осуще­ствления руководства отдельной мест­ностью (краем), крупным племенем или группой населения.

Бескил - тюркоязычное племя.

Би (бий) - титул, присваиваемый досконально знающим народные обы­чаи, традиции и обряды людям, наде­ляющий их соответствующими полно­мочиями справедливо и окончательно решать спорные вопросы в казахском обществе.

Булак - тюркоязычное племя.

Вакф (вакуф) - земельные владе­ния, находившиеся в собственности мусульманских религиозных учрежде­ний и самих служителей религии.

Везир - титул высшего чиновника государственной власти в мусульман­ских странах, осуществлявшего граж­данскую власть в государстве; главный советник хана.

Великий Шелковый путь - общее название торгово-караванных путей, связывавших Китай через Среднюю Азию с Передней Азией, существовал со II века до н. э. до XVI века.

Ганч - среднеазиатская разновид­ность гипса (алебастра); строительный материал, получаемый путем гашения известкового камня, он применялся для кирпичной кладки, штукатурки, замазывания щелей и как декоратив­ный материал.

Гурхан - титул верховного прави­теля каракитаев, жалаиров.

Даруг (даруга) - наследственный титул, присваиваемый указом хана правителям подчиненных ему городов.

Дешт-и-Кыпчак - Кыпчакская степь, этот географический термин применялся в XI - XVI веках как назва­ние объединения кыпчакских племен.

Джабгу (ябгу) - титул верховного правителя огузов.

Диуан - административное учреж­дение по делам управления и судебной системы в ряде мусульманских стран.

Дулу - тюркоязычное племя.

Дурут - племя, входившее в состав объединения кыпчакских племен.

Ельборили, бори - племя, входив­шее в состав объединения кыпчакских племен.

Елтебер - титул, присваиваемый каганом представителям знати в тюрк­ских каганатах.

Енисейская письменность - тюрк­ская письменность, применявшаяся тюркскими племенами в VI - VIII ве­ках; к ней относятся и орхоно-енисей- ские письмена на каменных памятни­ках.

Жарапазан - форма бытовых пе­сен, связанная с религиозными тради­циями.

Жикил - тюркоязычное племя.

Жужаны - союз кочевых племен, образованный в IV веке в Монголии и Западной Маньчжурии.

Жузы - крупные этнотерритори- альные объединения (или союзы) пле­мен, сложившиеся на основе опреде­ленного хозяйственно-культурного ук­лада жизни в эпоху формирования и сложения казахской народности и ее этнической территории.

Зооморфный узор - зооморфная форма фантастического узора, связан­ная с религиозными верованиями, в частности, тюрков.

Зороаетрийский фавн - тотем (объект поклонения, почитания), свя­занный с древними религиозными ве­рованиями персов, тюрков о их едином родстве с различными животными (культ Волка, культ Филина и т. д.).

Зороастризм - религия древних народов Средней Азии, Азербайджа­на, Ирана и ряда других стран Ближ­него и Среднего Востока, названа по имени пророка Заратуштры (Зороаст- ра); для зороастризма характерно представление о борьбе двух начал - добра и зла, почитание огня, запреще­ние погребения покойников (их отда­вали на растерзание хищным птицам и зверям); вероучение изложено в Авесте.

Икта - земельное владение (надел), условно выделяемое феодалам.

Иман - неукоснительная вера в бога, один из принципов исламской ре­лигии, основанный на послушании воле Аллаха без всяких сомнений.

Инак - советник могульского хана.

Инал - наследник джабгу - вер­ховного правителя Огузского государ­ства.

Инджу - государственные земли в Монгольской империи, непосредствен­но принадлежащие ханам (слово «ин­джу» - «приданое»).

Ислам - одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии.

Кааба (араб, куб) - мечеть в Мек­ке, имеющая форму куба, в стену ко­торой вделан «черный камень», счита­ется святилищем и служит местом па­ломничества мусульман.

Калан - налог, взимаемый с насе­ления в зависимости от величины пло­щади земельного надела на террито­риях, где была установлена власть монгольских завоевателей и их наме­стников.

Калкан - щит, сделанный из твер­дого металла и прочной кожи, один из пяти основных атрибутов вооружения казахских воинов.

Канкаш - совет знати в Огузском государстве.

Капшуыр - налог с кочевых ско­товодов в размере одного процента от поголовья скота, взимавшийся в Золо­той Орде и Чагатайском улусе.

Кара будуны - простые общинни­ки-скотоводы, «чернь», «простонаро­дье» в тюркских каганатах.

Каракитаи - название племен ки- даней, пришедших с территории Мон­голии.

Кесене - надгробная мавзолейная постройка, воздвигаемая на месте за­хоронения знатного, уважаемого в тюркском обществе человека.

Коммендация (от лат. commendo - рекомендовать; поручать, вверять) - форма феодального гнета, выражав­шаяся в личной зависимости крестья­нина от феодала-землевладельца (вы­полнение земледельческих, скотовод­ческих, других повинностей, несение воинской службы и т.д.).

Кок бори (Серый волк) - тотем древних тюркских племен.

Кокилташ - учитель-наставник ханского наследника.

Коран - главная священная книга мусульман, сборник религиозных по­ложений и правовых текстов.

Курултай - высший орган управ­ления у степных народов, учредитель­ное собрание из представителей пра­нищей знати, биев и батыров, на кото­ром решались важнейшие вопросы жизни государства.

Лук (по-казахски - садак) - ору­жие для метания стрел, один из пяти основных атрибутов вооружения ка­захских воинов.

Мавераннахр - арабское название (с VII века) междуречья Амударьи и (:ырдарьи с городами Самарканд, Бу­хара и др.

Мамлюки (араб. - невольники) - ноины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов в Египте, были сформированы из военнопленных во­инов тюркских и кавказских народов, а 1250 году командная верхушка мам­люков кыпчакского происхождения свергла династию Айюбидов и основа­ла династию мамлюкских султанов, правивших Египтом и Сирией до 1517 года.

Мечеть (от араб, масджид - место поклонения) - мусульманское культо­вое сооружение; мусульманский храм.

Минарет - высокая башня при ме­чети, с которой муэдзин-служитель мечети - сзывает мусульман на мо­литву.

Миршикар - должность человека, организующего ханскую охоту.

Миссионер (от лат. missio - посыл­ка, порученхге) - лицо, занимающееся распространением религии среди насе­ления с иным вероисповеданием.

Мынбасы (мынбашы) - титул мон­голо-тюркского военачальника, под командованием которого находилась тысяча воинов.

Найза - копье с острым железным наконечником, один из пяти основных атрибутов вооружения казахских вои­нов, к копью привязывали бунчук — кисть из конских волос.

Несторианство - течение в христи­анстве, основанное в Византии Несто- рием, константинопольским патриар­хом в 428-431 годах, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден че­ловеком, лишь впоследствии стал Сыном божьим (мессией). Пользова­лось значительным влиянием вплоть до XIII века в Иране и от Средней Азии до Китая.

Нушеби - тюркоязычное племя.

Орхоно-енисейские письменные памятники - тюркоязычные надписи VII - XI веков на скалах, каменных пли­тах, изваяниях, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Название происходит от пер­вых находок в долинах рек Орхон и Енисей.

Оссуарий - сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего в Средней Азии, Иране в V- VIII веках.

Половцы - русское название тюр­коязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с XI века терри­тории от Поволжья до побережий Чер­ного моря.

Рабад - ремесленно-торговое пред­местье, внутренняя и внешняя (наруж­ная) жилищная часть средневекового города.

Рубаеы - глава рода, осуществляв­ший власть.

Руническая письменность - пись­мо тюркских народов и племен V - XI веков, созданное на основе согдийско­го письма.

Сардоба - полуподземное круглое помещение с куполом, служащее для накопления и хранения воды, исполь­зовалось для отдыха людей на караван­ных путях и водопоя скота.

Сауыт - меч, выкованный из высо­кокачественной стали, один из пяти основных атрибутов вооружения ка­захских воинов.

Сельджуки - ветвь племен тюрков- огузов, название происходит от имени их предводителя Сельдгкука (X - на­чало XI веков), правившего во время отторжения своего племени от огузс- кого племенного союза.

Союргаль - земельное владение, выделявшееся ханом военным и госу­дарственным служащим, одна из форм землевладения.

Султан - титул представителей зна­ти в мусульманских странах, власти­тель, правитель из числа чингизидов.

Суфа - глиняный или кирпичный помост для отдыха.

Суфий - последователь суфизма, мистического учения в исламе, пропо­ведующего непосредственное общение с богом без посредников в лице служи­телей религии.

Суфизм - мистическое течение в исламе, возникло в VIII - IX веках, окончательно сформировалось в Х-ХП веках; учение о постепенном прибли­жении через мистическую (необъясни­мую, божественную) любовь к по­знанию бога через «озарения» и слия­ния с религиозным духом.

Тагар - налог, взимавшийся с на­селения для обеспечения войск продо­вольствием.

Таласская письменность - древне­тюркские надписи, относящиеся к VIII веку, обнаруженные на скалах, камен­ных изваниях, посуде на территории Жетысу.

Тандыр — глиняная печь для обо­грева средневекового дома и выпечки лепешек.

Тасаттык - обряд жертвоприноше­ния богу с молитвенным обращением ниспослать дождь, совершался в пери­од засухи.

Ташнау - санитарно-очиститель­ное устройство средневекового дома.

Тегин - потомок хана.

Теле - общее название многих тюр­коязычных племен.

Терракота (от итал. terra cotta , букв. - обожженная земля) - обож­женная глина, а также неглазурован- ные изделия из нее; разновидность ке­рамики.

Токсоба - тюркоязычное племя, входившее в состав кыпчакского объ­единения.

Тоныококские письмена - тюрк­ские письменные памятники VIII века в виде надписей на каменных плитах, изваяниях.

Тотем (слово из языка индейцев, оз­начающее «его род») - животное, рас­тение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания, связанного с верой в кровную близость, родоначальство данного тотема, тотем считался покровителем рода.

Тухси - тюркоязычное племя.

Улус - территория, включавшая в себя население и земли нескольких арысов - объединений родов.

Умай ана - тотем, покровительни­ца тюркских племен.

Хан - титул феодального правите­ля у тюркских и монгольских наро­дов.

Ханака - гостиный дом для стран­ников, купцов, паломников, обитель суфиев; зимнее помещение мечети.

Харадж - государственный позе­мельный налог, взимаемый в зависимо­сти от величины полученного урожая.

Цитадель - укрепленное сооруже­ние средневекового города, приспособ­ленное к самостоятельной обороне.

Шад - титул, присваивавшийся ка­ганом представителям знати в тюрк­ских каганатах.

Шахристан - центральная часть средневекового города, окруженная стенами.

Шерби - служащие, занимавшие­ся делами управления улуса.

«Шынгыснаме» - родословная ле­топись о Чингисхане и его потомках.

Эпитафия - надгробная надпись; короткое стихотворение, посвященное умершему.

«Яса» - свод основных законов Монгольской империи, состоявший из слов-назиданий Чингисхана и конкрет­ных, неукоснительно выполнявшихся условий по управлению государством, а также общих законов по военным и гражданским делам, различных пра­вил, установлений для наказания на­рушителей этих законов.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставлено право на продовольственное обеспечение за счет государства. Рассмотрим, в каком порядке организовано снабжение Вооруженных Сил продовольствием для осуществления указанной цели, а также его отражение в бюджетном учете.

Общие положения о продовольственном обеспечении

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется в одной из следующих форм:

  • организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, в местах использования установленных законодательством РФ отпусков, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.

Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 "О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время".

Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ на мирное время утверждено Приказом Минобороны России от 22.07.2000 N 400 (далее - Положение).

Обеспечение войск в Вооруженных Силах осуществляется по схеме (п. 5 Положения): центр - военный округ (Московский округ ВВС и ПВО) - армия - соединение - воинская часть - подразделение - военнослужащий.

Воинские части, не входящие в состав военного округа, обеспечивает продовольствием военный округ, на территории которого они дислоцируются. Начальник продовольственной службы округа несет ответственность за их полное обеспечение.

Данная схема обеспечения войск (сил) может изменяться по решению начальника Тыла Вооруженных Сил РФ - заместителя Министра обороны РФ.

Планирование обеспечения Вооруженных Сил продовольствием

Планирование обеспечения продовольствием осуществляется в соответствии с п. п. 37 - 49 Положения.

План обеспечения. Обеспечение войск (сил) продовольствием осуществляется по планам обеспечения. Они составляются:

  • Центральным продовольственным управлением Минобороны (ЦПУ) - по военным округам;
  • продовольственной службой военного округа - по окружным продовольственным складам (по приписанным к ним объединениям, соединениям и воинским частям) и областям потребления;
  • продовольственной службой обеспечивающей армии (корпуса) - по соединениям и воинским частям, не входящим в состав соединений;
  • продовольственной службой соединения (военно-морской базы) - по воинским частям, входящим в состав соединения (военно-морской базы).

Продовольственной службой воинской части составляется расчет обеспечения потребности воинской части с учетом приписанных к ней на обеспечение других воинских частей и подразделений.

Периодичность, методика и сроки составления планов обеспечения определяются ЦПУ (п. 38 Положения).

Согласно п. 42 Положения план обеспечения продовольствием на планируемый период можно корректировать в следующих случаях:

  • изменение списочной численности;
  • изменение норм продовольственных пайков;
  • проведение не предусмотренных ранее организационных мероприятий.

Дополнительное истребование продовольствия от вышестоящей продовольственной службы на потребности, не предусмотренные планом обеспечения, а также на возмещение утрат производится только в случае, если обеспечение войск и сил флота за счет имеющихся ресурсов невозможно.

Исходными данными для составления планов обеспечения продовольствием являются (п. 39 Положения):

  • списочная численность личного состава на начало планируемого периода;
  • нормы продовольственных пайков и их количество по каждой норме;
  • заявки главных и центральных управлений Минобороны и других федеральных органов исполнительной власти на продовольственные пайки для контингентов, содержащихся вне норм численности Вооруженных Сил;
  • организационные мероприятия, проведение которых предусматривается в планируемом периоде;
  • количество продовольственных пайков, взамен которых выплачиваются продовольственно-путевые деньги;
  • установленные переходящие запасы продовольствия текущего обеспечения;
  • объем поставок продовольствия Минобороны;
  • фактическое наличие продовольствия на начало планируемого периода;
  • действующие нереализованные поставки по контрактам на первое число планируемого периода;
  • количество продовольствия, подлежащее сдаче сельскохозяйственными предприятиями Минобороны и подсобными хозяйствами воинских частей на плановое обеспечение;
  • объемы продовольствия целевого назначения (платный фонд для реализации в порядке п. 36 Положения, фонд для разрешенных замен одних продуктов другими при отпуске на питание личному составу и др.);
  • количество продовольствия, необходимое для досрочного завоза в отдаленные гарнизоны;
  • количество и наименование продовольствия, сэкономленного за предыдущий период;
  • нормы естественной убыли продовольствия при транспортировании, переработке и хранении;
  • извещение о централизованных поставках продовольствия.

Потребность в продуктах сезонной заготовки исчисляется с учетом необходимости обеспечения воинских частей в течение года до нового урожая.

Годовые заявки на потребность в продуктах сезонной заготовки представляются военными округами в ЦПУ и включаются в государственный оборонный заказ (п. 47 Положения).

Извещения об объемах поставок и закупок продовольствия высылаются в установленные сроки (п. 40 Положения):

  • ЦПУ - продовольственным службам военных округов;
  • продовольственной службой военного округа - продовольственным складам военного округа, обеспечивающим армиям (флотилиям), соединениям (военно-морским базам) и воинским частям, не входящим в состав соединений.

Продовольственным складам военного округа извещение об объемах поставок продовольствия направляется в разрезе соединений и воинских частей, приписанных к ним на обеспечение.

До получения от продовольственной службы военного округа извещения об объемах поставок продовольствия продовольственные склады военного округа производят отпуск продовольствия в пределах объемов поставок предыдущего периода.

Начальник продовольственной службы соединения после получения извещения о назначенных объемах поставок продовольствия составляет план обеспечения продовольствием, выписку из которого направляет в воинские части и на обеспечивающий продовольственный склад (п. 41 Положения).

В свою очередь начальник продовольственной службы воинской части, получив выписку, составляет расчет обеспечения потребности воинской части продовольствием.

ЦПУ в пределах выделенных Минобороны объемов закупок продовольствия по государственному оборонному заказу доводит до субъектов РФ объемы закупок продовольствия военными округами (п. 43 Положения).

ЦПУ об объемах закупок (поставок) продовольствия извещает продовольственные службы военных округов (п. 44 Положения).

После получения извещения о закупках продовольствия продовольственная служба военного округа организует работу по заключению контрактов на поставку продовольствия (п. 45 Положения).

Контракты на поставку продукции военным потребителям могут заключаться как продовольственной службой военного округа, так и продовольственными складами военного округа, воинскими частями (по решению начальника продовольственной службы военного округа).

Одновременно продовольственная служба военного округа высылает продовольственным складам военного округа, а при необходимости и воинским частям выписки из планов поставки продовольствия.

Продовольственная служба военного округа по получении от ЦПУ извещения об объемах закупок продуктов сезонной заготовки составляет план обеспечения войск по армиям, соединениям, воинским частям, не входящим в состав соединений, продовольственным складам военного округа и областям потребления, заключает и дает указания на организацию работ по заключению контрактов на закупку данных продуктов (п. 49 Положения).

Порядок и документальное оформление отпуска и получения

Продовольствие воинские части получают (п. 63 Положения):

  • с продовольственных складов военного округа, к которым они приписаны;
  • со складов, баз и предприятий поставщиков;
  • от сельскохозяйственных предприятий Минобороны и подсобных хозяйств воинских частей.

В отдельных случаях по решению начальника ЦПУ получение материальных средств может производиться с центральных продовольственных баз и складов.

Отпуск продовольствия воинским частям осуществляется (п. 64 Положения):

  • через представителя продовольственного склада при централизованном подвозе;
  • через представителя воинской части при получении на месте (с продовольственного склада военного округа, предприятия поставщика и др.);
  • отгрузкой железнодорожным (водным, воздушным, автомобильным) транспортом в адрес воинской части.

Отпуск продовольствия. Документами на право отпуска продовольствия, техники и имущества продовольственной службы с продовольственных складов военного округа являются: наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания довольствующего органа, которому подчинен склад (база) (п. 65 Положения).

Отпуск продовольствия производится только после проверки принадлежности серии чековых требований к данному военному округу и чековых требований к данному складу.

Отпуск продовольствия со складов, предприятий и баз поставщиков непосредственно воинским частям оформляется чековым требованием получателя и фактурой (накладной) поставщика, а предприятиям, не имеющим чековых требований, - только фактурой (накладной) поставщика по предъявлении получателем двух экземпляров доверенности с отметкой в правом верхнем углу: на первом экземпляре - "Для приложения к счету", на втором - "В дело поставщика" (п. 68 Положения).

Получение продовольствия. Согласно п. 66 Положения документом на получение продовольствия воинской частью является чековое требование.

При получении воинскими частями продовольствия непосредственно со складов, предприятий и баз поставщиков в гарнизоне, где имеется продовольственный склад военного округа, оформление производится этим складом в установленном порядке.

Представитель воинской части при получении продовольствия, техники и имущества на продовольственном складе военного округа, предприятии, складе или базе поставщика обязан (п. 73 Положения):

  • проверить правильность массы и качество принимаемого продовольствия, а также качество тары и имущества;
  • проверить наличие на мясных тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора, удостоверяющих пригодность мяса для питания личного состава и обозначающих категорию упитанности;
  • проследить за правильностью укладки и крепления груза при его погрузке;
  • вручить при подвозе продовольствия на нескольких автомашинах сопровождающим лицам или водителю каждой автомашины сопроводительный лист.

В соответствии с п. 75 Положения продовольствие, полученное представителем воинской части на продовольственном складе военного округа или доставленное в воинскую часть представителем этого склада, сдается в воинскую часть начальнику продовольственного склада воинской части на основании сопроводительных (перевозочных) документов (талона чекового требования, наряда, накладной и так далее).

При обнаружении несоответствия качества или наименования продовольствия данным сопроводительных документов, недостачи массы или мест, порчи или повреждения грузов, тары и упаковки приказом командира воинской части назначается комиссия и в тот же день составляется акт приема, который является основанием для оприходования продовольствия, поступившего в воинскую часть. Чековое требование в этом случае выписывается на фактически принятое количество продовольствия с указанием в нем номера и даты выписки наряда, номера и даты составления акта приема.

Командир воинской части в этот же день утверждает акт приема, назначает административное расследование и в зависимости от его результатов принимает соответствующее решение. В тех случаях, когда обнаружена недостача при приемке продовольствия, доставленного в воинскую часть представителем склада, административное расследование о причинах недостачи производится по распоряжению начальника склада.

Недостачи, не превышающие норм естественной убыли и норм погрешности измерения массы нетто, списываются с учета по акту приема, утвержденному командиром воинской части. В тех случаях, когда недостачи превышают нормы естественной убыли и нормы погрешности измерения массы нетто, на основании акта приема, утвержденного командиром воинской части, и приказа командира воинской части они записываются в книгу учета недостач и в книгу учета утрат и только после этого в установленном порядке списываются с основного учета.

Если при приемке груза выявленная недостача после вычета из нее естественной убыли будет превышать допустимые погрешности измерения массы нетто, то на всю недостачу составляется коммерческий акт и грузополучатель предъявляет претензию грузоотправителю или железной дороге (в зависимости от того, по чьей вине образовалась недостача) на возмещение недостачи.

Бюджетный учет продовольственного обеспечения

Согласно п. 59 Инструкции N 148н аналитический учет продуктов питания ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Записи в Оборотную ведомость по нефинансовым активам вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания. Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца.

Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".

Материально ответственные лица ведут учет продуктов в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по наименованиям, сортам и количеству.

Продовольственные пайки, продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 "Продукты питания" (п. 65 Инструкции N 148н).

Как правило, в бюджетном учете продовольственное обеспечение осуществляется путем централизованного снабжения.

Инструкцией N 148н предусмотрено два варианта заключения государственного контракта (договора) на централизованное снабжение имуществом учреждения-грузополучателя:

  1. Договор (контракт) предусматривает централизованную поставку материальных средств в пользу учреждений-грузополучателей (минуя склад заказчика).
  2. Договор (контракт) предусматривает исполнение поставки в пользу заказчика с дальнейшей передачей имущества учреждению-грузополучателю (со склада заказчика).

Отражение операций по централизованному обеспечению в учете заказчика будет следующим:

Согласно п. 263 Инструкции N 148н и в первом, и во втором варианте вышестоящее учреждение отражает материальные ценности, оплаченные и отгруженные грузополучателям в рамках централизованного снабжения, на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению". При получении вышестоящим учреждением подтверждения от учреждения (грузополучателя), что указанные ценности отражены в учете, стоимость их списывается с этого счета.

Аналитический учет по счету ведется в Книге учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке, по каждому учреждению (грузополучателю).

Если учреждение-грузополучатель при принятии материальных средств выявило недостачу, порчу или некомплектность, об этом составляется акт. На основании данного акта вышестоящая организация делает запись:

Дебет счета 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 304 04 340 "Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов".

В учете грузополучателя проводки по централизованному обеспечению будут следующими.

В том случае, когда материальные средства поступают в учреждение раньше, чем получено извещение, они принимаются к учету на забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению".

Лишь после поступления от вышестоящей организации-заказчика извещения материальные средства списываются с забалансового счета 22, одновременно это отражается в учете проводкой по поступлению продовольствия.

Читайте также: