Налоговой системой страны управляет

Опубликовано: 15.05.2024

Всего многообразия налоговых отношений само по себе не существует. Их должным образом организуют и ими управляют. Налоговая система не является исключением.

Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы.

В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее управление и оперативное управление (контроль).

Общее и оперативное управление налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Общее управление на федеральном уровне осуществляется высшими органами государственной власти: Федеральным собранием, Президентом РФ, Правительством РФ. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает законодательно-правовое закрепление и детализацию основных направлений налоговой политики (перечень налогов и сборов, порядок их взимания, бюджетную принадлежность) с учетом вносимых Правительством РФ предложений об изменениях в налоговой системе. Президент РФ определяет основные направления налоговой политики РФ и направления реформирования налоговой системы, вносит на рассмотрение Государственной Думы законопроекты или принимает указы для восполнения пробелов налогового законодательства. Правительство РФ разрабатывает и приводит в исполнение конкретные меры и законопроекты в целях реализации налоговой политики, реализует принятый порядок уплаты налогов и сборов.

На региональном уровне общее управление осуществляется законодательным органом субъектов Российской Федерации, главой и исполнительным органом субъекта РФ. Законодательный орган субъекта Российской Федерации уточняет и детализирует в предусмотренных пределах налоговое законодательство РФ, решает вопрос о введении на своей территории необязательных, но предусмотренных НК РФ региональных налогов и сборов. Глава субъекта РФ осуществляет общее руководство и координацию действий органов власти субъекта РФ в области налогообложения. Исполнительный орган субъекта РФ осуществляет исполнительно-распорядительную деятельности по взиманию налогов и сборов на региональном уровне.

Общее управление налоговой системой на местном уровне власти осуществляется законодательным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местным органом исполнительной власти. Законодательный орган муниципального образования решает вопрос о введении на территории субъекта необязательных, но предусмотренных НК РФ местных налогов. Глава муниципального образования осуществляет общее руководство и координацию действий органов местного самоуправления в области налогообложения. Местный орган исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по взиманию налогов на местном уровне.

К системе органов оперативного управления налоговой системой Российской Федерации относятся:

1) финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, ст. 34.2 НК РФ);

2) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы, ст. 30 НК РФ);

3) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, ст. 34 НК РФ);

4) Органы внутренних дел (ст. 36 НК РФ).

3. Налоговый кодекс РФ: содержание и значение

С 1 января 1999 г. вступил в силу Налоговый кодекс Российской Федерации, который, безусловно, сыграл определяющую роль в реформировании российской налоговой системы.

Кодекс – это кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Применительно к НК РФ можно определить, что он представляет собой единый кодифицированный налоговый документ, объединяющий нормы права, регулирующие налоговые правоотношения. НК РФ позволяет обеспечить полноту правового регулирования всех стадий налоговых отношений.

Целью принятия Налогового кодекса является приведение налоговой системы в соответствие с Конституцией РФ, создание единой в границах Российской Федерации налоговой системы. Принятие и введение в действие НК РФ рассматривается как важнейшее условие для улучшения экономической ситуации и обеспечения экономического роста в стране.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей – общей и специальной. В общей части, которую называют первой частью НК РФ, устанавливаются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах м сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Первая часть НК РФ состоит из семи разделов.

Раздел 1 «Общие положения», несмотря на свое название, носит прикладной характер и имеет практическую значимость. Прежде всего, следует отметить, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ). Это означает, что налоговые отношения имеют двойственную природу: они одновременно носят характер и экономических, и юридических отношений.

Статья 2 НК РФ определяет также, что законодательство о налогах и сборах регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Учитывая это обстоятельство, необходимо определить, что относится к законодательству о налогах и сборах. Это:




- налоговый кодекс Российской Федерации;

- федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;

- законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с НК РФ;

-нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Впервые в налоговом законодательстве закреплено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ). При существующем многообразии и противоречивости законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах таким образом обеспечивается значительно большая степень защиты интересов налогоплательщиков. Данное положение подкрепляется также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно п. 1 ст. 53 которого при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Данное положение нашло отражение также в п. 6 ст. 108, где закреплена презумпция невиновности налогоплательщика.

Важно отметить еще одно достоинство НК РФ. Впервые на законодательном уровне закреплен понятийный аппарат. В первую очередь речь идет о ст. 11 НК РФ, где дана формулировка таким понятиям, как организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица – налоговые резиденты российской Федерации, источник выплаты доходов налогоплательщику, недоимка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и др. Кроме того, понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах расшифровываются в других статьях НК РФ.

Содержание остальных разделов Налогового кодекса РФ характеризуют в первую очередь их названия. Более подробно их изучают в рамках других специализированных дисциплин кафедры «Налоги и налогообложение».

Часть вторая НК РФ состоит из отдельных глав, посвященным конкретным налогам и объединенных в следующие разделы.

- Раздел VIII. «Федеральные налоги».

- Раздел VIII.1. «Специальные налоговые режимы».

- Раздел IX. «Региональные налоги и сборы».

- Раздел X. «Местные налоги».

Главы НК РФ разрабатываются по отдельности и вступают в силу по мере их готовности в начале календарного года. Так, главы 21-24 вступили в действие с 1 января 2001 г., главы 25, 26, 27 (утратила силу с 1 января 2004 г.) – с 1 января 2002 г., главы 26.1, 26.2, 26.3, 28 – с 1 января 2003 г., главы 25.1, 26.4, 29 и 30 – с 1 января 2004 г., главы 25.2, 25.3, 31 – с 1 января 2005 года.

Завершая краткий обзор основополагающего законодательного акта в области налоговых правоотношений, можно утверждать, что принятие НК РФ позволило значительно улучшить и расширить налоговое правовое пространство. В результате стало возможным регулировать взаимоотношения государства и налогоплательщиков на качественно новом уровне. Разработка проблем совершенствования налогообложения в Российской Федерации, сделанных во второй части Налогового кодекса РФ, имеет, безусловно, определяющее значение в реформировании российской налоговой системы.

| следующая лекция ==>
Методология и практика | Налоговый федерализм: понятие и особенности

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2018-02-14 views image
699

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Для повышения конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование - это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, "Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков".




На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

Более широкое определение налогового администрирования - это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов.

Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.

Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.

Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

Сейчас Налоговый кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие "корпоративной солидарности".

В совершенствовании налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования - обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

Создание справедливой налоговой системы государства - это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.


  • Кратко об истории системы налогообложения в России
  • Налоговая система - это. (понятие и структура)
  • Элементы налоговой системы Российской Федерации
  • Какие бывают налоги в РФ
  • Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.
  • Как лучше выбрать систему налогообложения
  • Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - до 01.01.2021.

Данный спецрежим могли применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:


Действенность налоговой системы во многом определяется тем, насколько качественно осуществляется налоговое администрирование. Задачи в данной сфере государство ставит с учетом текущего положения в стране. На сегодняшний день термин «управление налоговой системой» заменили понятием «налоговое администрирование».

Определение

Налоговое администрирование – совокупность действий государства по управлению налоговой системой страны. Так, с помощью законов оно устанавливает налоговый перечень и определяет порядок, в соответствии с которым их изымают. Налоговое администрирование распространяется и на компетенцию официальных органов, и на организацию их деятельности. Третья сфера, в которой осуществляется управление налоговой системой, – установление задач для налоговой службы, которая контролирует налоговое обложение и привлекает к ответственности нарушителей основных положений.

Итак, система налогового администрирования охватывает 3 сферы: законодательные акты, организацию деятельности субъектов в налоговых отношениях, контроль в соответствующей сфере. Ее рассматривают в качестве составной части управления налоговой системой. Важно знать, что изначально слово «администрация» означает государственные органы, управляющие территориальным образованием.

Налоговое бремя

Исходя из этого, налоговое администрирование – действия официальных органов, а не отдельных нормативно-правовых актов в налоговых отношениях. Законодательные органы осуществляют контроль над налогообложением. В плане деятельности официальных органов налоговое администрирование обеспечивает выполнение основных актов.

Государственные органы, которые осуществляют контроль над налоговым обложением, фактически управляют налоговыми отношениями. По факту в системе налогового администрирования участвует целый ряд органов. Самые важные из них: Минфин, МЭРТ, ФНС и т. п. Часть I Налогового кодекса РФ большую часть полномочий в налоговом администрировании в Российской Федерации передала МФ РФ. Остальные органы вмешиваются в данный процесс в гораздо меньшей степени.

Органы налогового администрирования в первую очередь реализуют контроль над соблюдением законодательных актов в соответствующей сфере. Они фактически следят за каждым участником налоговых отношений. Однако в налоговое администрирование России включена не только деятельность официальных органов.

Элементы

К главным элементам налогового администрирования РФ относят: надзор над соблюдением требований закона, надзор над законностью деятельности налоговых органов, обеспечение налогоплательщиков в организационном, методическом и аналитическом плане.

Первый элемент является основным предназначением налоговых служб. Основные особенности самой идеи налога предполагают то, что не выплатившие сборы будут наказаны. Без органов налогового администрирования контролировать это невозможно, поэтому они чрезвычайно важны, а в законодательных актах есть немало нюансов в деятельности данного типа органов. Главнейшие формы контроля над исчислением выплат – камеральная и выездная налоговые проверки.

С развитием рыночной экономики постоянно происходит и совершенствование налогового администрирования. Оно направляется на то, чтобы баланс интересов государства и налогоплательщиков был соблюден. Законы в налоговой сфере обязательны для обеих сторон. С развитием налогового администрирования все большую роль начинают играть процессуальные нормы законодательства.

С особой тщательностью осуществляют контроль внутри ведомств, проверяя по несколько раз налогоплательщиков. Часто осуществляют налоговый аудит, который позволяет контролировать результаты деятельность налоговых органов, решать всевозможные проблемы налогового администрирования и споры между сторонами отношений. Также систематизируются данные о спорах, выделяются случаи, которые были спровоцированы тем, что в законодательстве есть пробелы – законы не совершенны.

Налоговая служба

Деятельность налоговых органов никогда не происходит без совершенствования налогового администрирования. Необходима качественная организация процесса: должна быть сформирована структура, выпускаться отчеты налогоплательщиков по выплатам. Нужно проверять их, выносить решения по санкциям, прогнозировать налоговые платежи.

Что касается контроля, он главным образом осуществляется по двум направлениям:

  • контроль над исчислениями и уплатой налогов;
  • контроль над следованием требованиям закона.

С учетом компетенции исполнительных органов администрирование осуществляется на двух уровнях. Субъекты первого уровня – Министерство финансов Российской Федерации и ФНС. Они разрабатывают особые меры в налоговом администрировании. Повышение эффективности данной сферы – их приоритетная задача. Они стремятся и к усовершенствованию законов в данной области, прогнозируют и планируют налоговые поступления в бюджет, занимаются учетом анализа платежей.

Второй уровень субъектов – территориальные налоговые органы, отделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Они занимаются проведением процедур по налоговому контролю над следованием требованиям законов нижестоящими органами в данной службе. К сфере их компетенции относится предоставление отсрочек и привлечение к ответственности за разные виды правонарушений.

С 2017 года администрирование страховых взносов в налоговую инспекцию прикрепило законодательство РФ. То есть задачу по управлению процедурами, связанными с обязательным социальным страхованием, страховыми взносами, решают налоговые органы. С 2017 года данные взносы причислены к разряду налогов.

Важно знать, что эффективность налогового администрирования обусловлена множеством законодательных норм, сбором и анализом сведений, касающихся проверок, разработкой мер по совершенствованию структур в налоговой сфере. Благодаря высокому качеству работы органы позволяют выявить пробелы в налоговой сфере. К примеру, нередко обнаруживаются лазейки в законе, которые позволяют налогоплательщикам свести к минимуму уровень налоговых платежей, добиться уклонения от их выплаты. Обнаружив это, налоговые органы применяют ряд мер для их ликвидации.

По этой причине с учетом перечисленных нюансов понятие «налоговое администрирование» уже термина «управление налоговой системы», но в то же время оно шире «налогового контроля».

Содержание термина

Итак, в понятие «налоговое администрирование» входят следующие пункты:

  • действия, связанные с контролем над следованием требованиям закона как налогоплательщиками, так и налоговыми органами;
  • разработка предложений по улучшению процесса учета налогов, контроля над их оборотом;
  • действия, связанные с обеспечением контрольных функций органов в налоговой сфере; к ним относятся организационные, методические, аналитические и иные виды материалов.

Сбор налогов

На данный момент Федеральная налоговая служба РФ осуществляет выполнение двух дополнительных задач: проведение процесса регистрации налогоплательщиков и проведение процедур банкротства предприятий.

В НК РФ не содержится объяснений данных задач. По этой причине они не относятся к понятию управления налоговой системой, но главная причина, по которой Федеральную налоговую службу РФ вовлекли в процесс, то, что они крайне важны для грамотного проведения процедуры сбора налогов, поэтому эти функции включают в налоговое администрирование в качестве направления деятельности налоговых органов.

О принципах

Управление налоговой системой осуществляется на основе ряда принципов. Один из них – принцип минимума издержек при изымании налогов и осуществлении контроля над налоговым обложением. Главная характеристика действенности органов налогового администрирования – они обеспечивают минимум затрат на сборы налогов, следуют всем требованиям закона, включая содержание необходимых для процесса подразделений и служб.

О реформах

Первый этап налоговой реформы, который характеризуется фискальной направленностью, отличался присутствием ряда недостатков. Так, были обнаружены несовершенства в области принципов налогового администрирования. Кроме того, было выявлено, что проработанность законов была проведена в недостаточной мере. Третий главный недочет системы – недоработки в области взаимоотношений официальных налоговых органов друг с другом.

В таких условиях появилась основная задача данного временного промежутка – обеспечить при дефиците бюджета необходимый объем налоговых выплат от населения. Эффективность контроля официальных органов РФ поначалу была крайне низкой. Все это указывает на необходимость скорректировать функции налогового администрирования.

Проблема уклонения

Практика доказала, что самое действенное администрирование и наиболее выгодные условия для государства – самое главное направление в решении трудностей, связанных с уклонением от налогового обложения.

Нередко, сталкиваясь с препятствием на практике, государство ужесточает меры, связанные с налоговым сбором, то есть увеличивает административную нагрузку и снижает уровень налогового обложения, но эта позиция в целом неоднозначна.

Люди - налогоплательщики

Обе процедуры тесно связаны между собой. Урезание количества налогов, понижение нагрузки на население и улучшение действующей системы налогового обложения спровоцировали ситуацию, когда крайне важными стали вопросы системы управления налогами. Более того, они превратились в вопросы первостепенной важности.

Налоговое администрирование признается в качестве самой ярко выраженной сферы управленческой деятельности. Недочеты в данной сфере ведут к внезапному сокращению объемов средств, поступающих в государственный бюджет, и ведут к повышению шансов на столкновение с налоговыми правонарушениями. Нередко фиксируется нарушение баланса межбюджетных отношений субъектов с центром, что ведет к нарастанию социального конфликта в социуме, а подобная ситуация крайне нежелательна для государства. Важно, чтобы культура налоговой сферы формировалась с учетом интересов каждого участника налоговых отношений.

Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками довольно разнообразны, но их все же подразделяют на 3 главные разновидности: административное принуждение, регулируемые альтернативы, дружественное партнерство. В зависимости от официальной налоговой политики государства они встречаются в разных соотношениях. Контрольная деятельность, связанная с ними, осуществляется разными путями.

О принуждении

Выделяют ряд методов административного принуждения. Так, применяются налоговые санкции, арестовываются банковские счета, иная собственность налогоплательщиков и так далее. Налоги всегда характеризуются обязательностью к оплате, и по этой причине данные меры применяются всегда и повсеместно.

После вступления в силу НК Российской Федерации распространился иной вид методов управления налоговой системой – метод регулируемых альтернатив. Суть его в том, что налогоплательщики самостоятельно выбирают разрешенные законодательством варианты юридической формы осуществления деятельности, способы выполнения обязательств по налоговым выплатам, но как только вариант поведения выбран, он превращается в обязательство для субъекта налоговых отношений.

Расчет налогов

В ряде государств был задекларирован переход от принудительных методов к сотрудничеству с теми, кто выплачивает налоги.

Использование третьего метода началось недавно. Долгое время его не применяли на территории Российской Федерации, так как система управления налогами не была развита в достаточной мере. Вторая причина – состояние налогового администрирования отразилось на взаимодействии субъектов налоговых отношений.

Однако новые законодательные акты урегулировали трансфертное ценообразование для налогового обложения. В них включили договоры между субъектами в данной сфере. Кроме того, бюджеты субъектов начали формирование, исходя из настоящих финансовых возможностей для положительного отклика на заявления по инвестиционным налоговым кредитам. Применение данного метода оправдало себя и в ситуациях, в которых нормы закона не позволяли выделить необходимую последовательность налогового обложения финансовых результатов в сложных сделках и в вопросах инновационной финансовой продукции.

Использование трех перечисленных методов одновременно позволило разрешить вопрос, связанный с фискальной задачей системы управления налогами, что привело к образованию нового типа взаимоотношений между официальными органами и налогоплательщиками. Использование второго и третьего метода ведет к усилению регулирующего аспекта системы управления налогами, когда речь идет как об экономике государства, так и о меньших по размеру субъектов.

О недопоступлении налогов

Существующие нормы больше не соответствуют потребностям в экономическом развитии отдельных сфер. Они должны подлежать пересмотру и регулировке в ближайшее время. Используемые методы осуществления контроля налоговыми органами растеряли способность к отслеживанию новых схем по сведению к минимуму налоговых выплат и к перекрытию возможностей для налогоплательщиков уклониться от налогового обложения.

Когда будут проанализированы причины, по которым налоговые платежи не поступают в бюджет в полной мере, понадобится изменить структуру официальных органов. Выяснится, что в корректировке нуждаются и сами методы налогового обложения.

Налоговая система

Состояние, в котором находится система управления налогами в стране, – главный критерий, по которому оценивают конкурентоспособность налоговой системы государства в целом. Главные условия повышения качества налогового администрирования – улучшение организационных структур налоговых органов, укрепление их баз, применение новейших методов в осуществлении контроля. Важно менять методологические основы процесса, тщательно отбирать кадры для проведения проверок и обеспечивать соответствующий квалификационный уровень сотрудников.

На данном этапе развития налогового администрирования расширяется международное сотрудничество налоговых служб множества государств. Так, проходят разовые и комплексные консультации, производится взаимный обмен сведениями о нововведениях в налоговом законодательстве. Ведутся масштабные работы по устранению возможности уклонения от уплаты налогов среди населения.

Применение новых технологий

Налоговые органы все чаще используют в ходе своей деятельности новые технологии. К примеру, была введена целая система «Налог-3». В ней собраны все сведения о налогоплательщиках. В 2015 году внедрили первый блок функций для официальной регистрации и учета налогоплательщиков.

Сейчас на территории Российской Федерации данные процессы проводят в онлайн-базе. В том же году начали применение второго блока для осуществления контроля над налоговым обложением физических лиц. На данный момент его проводят на федеральном уровне в новейшей системе. Была сформирована единая база сведений об имущественных налогах, объектах имущества, фактах владения недвижимым имуществом. На данный момент налоговые органы сформировали единое уведомление об оплате транспортных, имущественных, земельных налогов для физических лиц и проводят его рассылку.

Налогоплательщики могут пользоваться 48 электронными сервисами, которые опубликованы на сайте службы с целью оперативного и качественного решения ряда вопросов, которые связаны с соответствующим запросом в налоговые органы. Кроме того, была проведена формализация многих вопросов, по которым люди обращались в официальные органы. На данный момент среднее время ожидания по всей стране составляет 13,5 мин.

Все эти меры привели к более действенному управлению налоговой системой в государстве. Поступление доходов в бюджет страны было налажено, а методы налогового администрирования продолжают расширяться.

Об отношении к налогоплательщику

По критерию отношения к налогоплательщику налоговое администрирование подразделяют на две разновидности – дифференцированное и нейтральное. В первом случае население делится на добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков. Различия между ними отражаются в осуществлении контроля и предоставлении преференций. Определяются меры в отношении каждого на основании его поведения.

В отношении добросовестных налогоплательщиков государство вводит различные льготы, а в отношении второй категории применяет строгие меры: уклонители от налогов лишаются всех льгот и поблажек.

Недобросовестный налогоплательщик

Нейтральное управление системой налогов основано на законе без дополнительных норм и разграничения налогоплательщиков. Именно по такой системе осуществляется налоговое обложение в Российской Федерации. Понятие «добросовестность» в российской налоговой сфере ничего не значит.

Мероприятия, связанные с налоговым контролем, бывают превентивными и одномоментными. Второй подход основывается на выборке случаев уклонения от налогового обложения, применения новых схем сведения налоговых платежей к минимуму. Главный недостаток подхода – борьба с уже совершенными фактами нарушений законов. По этой причине налоговая служба с самого начала «проигрывает» налогоплательщикам в плане знания пробелов в законах. Превентивный подход более трудозатратный, но используя его, налоговые службы предупреждают возникновение схемных операций.

Система управления представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой организации.

Основная цель системы заключается в оптимальном и эффективном развитии экономики, посредством воздействия на хозяйствующие субъекты через систему налогов, сборов и иных платежей, установленных законодательством.

Органы управления на федеральном уровне – Минфин РФ.

Задачами подразделений министерства, составляющих налоговую службу является:

1) учет налогоплательщиков

2) учет поступлений налогов

3) анализ динамики поступлений налогов

4) информирование органов власти о поступлении налогов

5) информирование налогоплательщиков о новом законодательстве.

На региональном и местном уровне существуют налоговые инспекции.

Основные задачи налоговых инспекций:

1) контроль за соблюдением законодательства о налогах

2) своевременный и полный учет всех налогоплательщиков

3) контроль за правильностью исчисления налогов

4) контроль за своевременностью предоставления налоговых деклараций и других документов, а также проверка их достоверности

5) учет, оценка и организация работ по реализации конфискованного и бесхозного имущества.

6) составление и анализ сведений о фактически поступивших суммах налогов.

Налоговой службе РФ предоставлено право:

1) производить проверки денежных документов, бухгалтерских регистров и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

2) обследовать производственные, складские, торговые и другие помещения

3) приостанавливать операции по расчетным счетам предприятия

4) требовать устранение выявленных нарушений

5) применять к предприятию финансовые санкции, штрафы, пенни.

6) взыскивать недоимки в бюджет в бесспорном порядке

7) предъявлять иски о ликвидации предприятия или о признании сделок недействительными.

Ответственность налоговых инспекций.

Налоговые инспекции обязаны проводить проверки по мере необходимости, но не реже, чем раз в 2 года. За невыполнение должностными лицами своих обязанностей, они привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

При несогласии налогоплательщиков с действием налоговой инспекции, действие должностных лиц обсуждается в служебном порядке.

Сущность вмененного дохода как объекта налогообложения.

Вмененный доход – это потенциально возможный доход налогоплательщика с учетом различных факторов.

N – натуральный показатель

БД – базовая доходность – это условная нормативная величина, которая показывает месячную доходность определенного вида деятельности на единицу физического показателя.

К1, К2, К3 – коэффициенты, учитывающие различные факторы.

К1 – коэффициент, учитывающий территориальные особенности

Коф – фактическая кадастровая стоимость земли

Ком – максимальная кадастровая стоимость земли.

В г. Москва этот показатель равен 1.

К2 – коэффициент, учитывающий прочие особенности (ассортимент, сезонность, время работы). К2=0,1…1К3 – коэффициент-дефлятор (учитывает влияние инфляции). Соответствует индексу потребительских цен.

Приказом Минэкономразвития РФ в 2002 г. К3=1,104.

Способы уплаты налогов различными категориями налогоплательщиков.

1. Изъятие налога до получения дохода налогоплательщиком (у источника)

При этом способе налог начисляется, удерживается и уплачивается налоговым агентом (НДФЛ) Этот способ исключает возможность уклонения от уплаты налога.

2) изъятие налога после получения дохода налогоплательщиком (по декларации)

В этом случае налогоплательщик предоставляет декларации, в которых указана рассчитанная ими сумма налога. Сам платеж (кроме авансовых) производится после проверки декларации налоговым органом (налог на прибыль, НДС, ЕСН и др.)

Кадастр – систематизированный свод сведений.

Объекты налогообложения классифицируются по внешним признакам, которые определяют доходность. Определенная таким образом доходность может значительно отличаться от фактической доходности налогоплательщика (ЕНВД, Земельный налог)

Юридические лица рассчитывают сумму налогов самостоятельно. В установленные сроки они обязаны предоставить в налоговые органы декларации.

Уплата налогов производиться через банк. Оформляются платежные поручения (вид налога, сумма, банковские реквизиты, включая код бюджетной классификации).

Платежное поручение оформляют на каждый вид налога, а по ЕСН – по платежу в каждый фонд.

Если платежное поручение сдано в банк после установленного срока, то налоговый орган имеет право выписать инкассовое поручение.

Физические лица, ПБОЮЛ не рассчитывают НДФЛ самостоятельно. Расчет им производят налоговые органы.

Налогоплательщик обязан предоставить данные о доходах и расходах. На основе этих данных налоговый орган рассчитывает авансовые платежи на следующий год и передает налоговое поручение налогоплательщику.

После окончания календарного года на основе данных налогоплательщика о фактических доходах и расходах налоговый орган рассчитывает окончательную сумму налога.

Физические лица налог на имущество, земельный налог, транспортный налог уплачивают в соответствии с извещениями налоговых органов.

НДФЛ за налогоплательщиков уплачивают налоговые агенты.

Налог на имущество предприятий.

Нормативное регулирование – 30 гл. НК РФ.

Налогоплательщики – юридические лица, имеющие собственность на территории РФ

Объект налогообложения – движимое и недвижимое имущество, которое относиться к объектам основных средств.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования

2) имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти

Налоговый период – календарный год

Отчетные периода: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная по остаточной стоимости основных средств:

СИсред. за 1 квартал =(СИ1,01+СИ1,02+..+СИ1,04)/4

СИсред..за полугодие = (СИ1,01+…+СИ1,07)/7

СИсред. за год – (СИ1,01+СИ1,02+…СИ1,12+СИ1,01 след. года)/13

Налоговая ставка устанавливается органами власти субъектов РФ, но не может превышать 2,2%

1) религиозные организации

2) общественные организации инвалидов (не менее 80% численности)

3) организации и учреждения уголовно-исправительной системы Минюста

4) организации, производящие фармацевтическую продукцию

5) организации в отношении объектов жилищного фонда, социально-культурной сферы, в отношении ядерных установок, в отношении ледоколов, ж/д путей и автодорог общего пользования и др.

Порядок исчисления и уплаты налога устанавливается субъектами РФ в законодательных актах, могут быть предусмотрены авансовые платежи. Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отдельного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки на среднегодовую стоимость имущества.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой авансовых платежей.

Налогообложение в оффшорных зонах.

Оффшорная зона – это зона со льготным режимом налогообложения. В них действует упрощенный порядок регистрации предприятий, отсутствуют ограничения на объемы инвестиций, на вывоз валюты, не установлен минимальный размер уставного капитала.

В этих зонах основными видами взимаемых налогов являются: налог на недвижимость, сборы за регистрацию и госпошлина за ежегодную перерегистрацию.

Основными требованиями властей оффшорных зон являются:

1) зарегистрированная компания не должна заниматься торговыми операциями на данной территории

2) местные жители не должны получать дивидендов по акциям таких компаний.

Налоговые льготы предоставляются только иностранным хозяйствующим субъектам.

Читайте также: