Налоговой инспекцией была проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства

Опубликовано: 13.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Сфера действия и полномочия расширеныСовместным приказом от 30 апреля 2009 г. МВД России № 338 и ФМС России № 97 был утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства. (далее - Регламент, документ начал действовать 28 июня 2009 года). Прежний регламент отменен приказом ФМС России от 30 апреля 2009 г. № 98.

Новый документ, в отличие от ранее действовавшего, охватывает большую область применения (перечень проверяемых объектов существенно пополнен) и прямо предусматривает участие милиции в контроле. В нем четко определены сроки и последовательность действий при проведении различных проверок, установлены права и обязанности проверяющих и работодателей, правила оформления результатов проверки, а также порядок обжалования принятых решений и допущенных проверяющими нарушений.

Что проверяютРазберемся сначала с основными вопросами: какие органы и что именно имеют право проверить.

ОБЪЕКТЫ И ПРЕДМЕТЫ КОНТРОЛЯОбъектами проверки являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, заказчики работ (услуг), а также транспортные средства (включая маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта) и места пребывания (проживания) иностранных граждан.

Обращаем внимание на то, что проверки проводятся в отношении юридических лиц (вне зависимости от форм собственности, включая иностранные компании, их филиалы и представительства), привлекающих или допускающих к выполнению работ или оказанию услуг либо иным образом использующих труд иностранных граждан.

При этом к юридическим лицам относятся не только организации, являющиеся для иностранных граждан работодателями, но и организации, на территории которых (в зданиях и помещениях, на земельных участках, принадлежащих организации или используемых ею) осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами. А также организации, предоставившие указанным гражданам средства транспорта.

Кроме того, проверке подлежат организации:
- выступающие в качестве принимающей стороны или сообщившие о себе сведения в ФМС России как о стороне, принимающей иностранного гражданина;
- обязанные обеспечивать соблюдение норм миграционного законодательства третьими лицами, организующими деятельность с использованием их имущества, или в иных случаях, когда такая обязанность установлена законодательством РФ.

Предметом контроля является соблюдение установленных законодательством требований (по оформлению разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы; по порядку обязательного уведомления уполномоченных органов о приеме на работу иностранных граждан; по направлению достоверной информации, необходимой для осуществления миграционного учета, и др.).

Таким образом, государственный контроль охватывает все аспекты, связанные с привлечением и приемом на территории России иностранных граждан.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫВ пункте 9 Регламента указано, что контроль и надзор осуществляется сотрудниками и государственными гражданскими служащими подразделений системы ФМС России и сотрудниками органов внутренних дел РФ в пределах своей компетенции. При этом данные службы взаимодействуют друг с другом. Координаты органов ФМС и МВД по субъектам РФ приведены в приложениях № 1 и № 2 к Регламенту.

Привлечение к участию в проверке сотрудников органов внутренних дел допускается при необходимости оказания содействия сотрудникам подразделений миграционной службы, проводящим проверку.

В частности, в случаях реального или возможного воспрепятствования их законной деятельности либо в целях повышения эффективности и получения наиболее полных результатов, обеспечения мер безопасности указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей и др. (п. 50 Регламента).

КОМУ ЖДАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ?

Основаниями для проведения выездной проверки являются:
- наличие сведений об объекте в плане проведения проверок;
- осуществление контроля за исполнением проверяемым объектом определений об устранении выявленных ранее нарушений;
- поступление информации о нарушении миграционного законодательства РФ;
- непосредственное выявление факта осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином с нарушением положений миграционного законодательства РФ и др.
Виды и сроки проверокПроверка - это совокупность действий должностных лиц подразделений системы ФМС России и органов внутренних дел, связанных с контролем за исполнением проверяемым объектом требований миграционного законодательства РФ в связи с нахождением иностранного гражданина на территории России, осуществлением необходимых исследований, экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по ее результатам.

Виды проверок. Проверки, проводимые подразделениями ФМС России, бывают двух видов - выездные и документарные (п. 21 Регламента). Заметим, что раньше такого деления не было.

В свою очередь, выездная проверка может быть плановой или внеплановой. Кроме того, такая проверка может быть совместной.

Выездная проверка может осуществляться:
- в отношении юридических лиц;
- в местах проживания (или пребывания) иностранных граждан;
- в местах фактического осуществления иностранцами трудовой деятельности;
- на транспортных средствах.

Документарная проверка проводится в случае получения подразделением ФМС России сведений о возможных нарушениях положений миграционного законодательства, а также наличия в имеющихся сведениях признаков, указывающих на административное правонарушение.

Проверка осуществляется на основании распоряжения (перечень должностных лиц ФМС России, уполномоченных на издание распоряжения о проведении проверки, приведен в п. 28 Регламента).

Если имеются основания полагать, что в процессе проведения проверки могут быть выявлены нарушения, не относящиеся к компетенции миграционной службы, издается распоряжение о проведении совместной проверки (например, при нарушении налогового законодательства или санитарного законодательства).

Сроки. Выездная проверка проводится не более семи дней (п. 15 Регламента). Срок проверки, в том числе проводимой с участием сотрудников органов внутренних дел, может быть продлен на семь дней.

При этом участие «силовых» сотрудников в выездной проверке при продлении сроков ее проведения согласовывается с руководителем соответствующего органа внутренних дел.

Максимальный срок проведения проверки (с учетом возможного продления) - 14 дней.

Документарная проверка проводится в срок до одного месяца (п. 16 Регламента). Вместе с тем допускается ее продление на один месяц.

Проверка считается начатой с даты издания распоряжения о ее проведении, если иное не указано в распоряжении. А вот завершена она может быть раньше установленного срока.

Продление проверки возможно: при необходимости изучения значительного объема проверяемой информации; при непредставлении проверяемым юридическим лицом документов в установленный срок; при необходимости запроса и изучения дополнительных документов и материалов.

В соответствии с пунктом 19 Регламента контроль осуществляется по месту проведения проверки либо по местонахождению подразделения системы ФМС России и (или) МВД России.

Как проводятся проверкиКак уже отмечалось, основанием для проведения проверки является соответствующее распоряжение. В нем обязательно указываются: объект проверки; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; перечень необходимых документов; даты начала и окончания проведения проверки.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКАВ ходе проверки проводятся различные действия:
- выезд по адресу расположения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
- осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства РФ. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. Регламент допускает использование при осмотре фото- и видеосъемки. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. При составлении протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись;
- запрос о предоставлении дополнительной информации;
- изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки;
- получение устных пояснений;
- фиксирование выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ и др.

Таким образом, после вручения копии распоряжения и ознакомления представителя проверяемого объекта с порядком проведения проверки и его правами и обязанностями проверяющие приступают непосредственно к проверке, а также к изучению, обобщению и анализу информации, полученной в ходе осмотра территории по адресу проведения проверки. Данные сравниваются с информацией, полученной от представителя проверяемого объекта и иных организаций, органов государственной власти, а также со сведениями, имеющимися в подразделениях системы ФМС России.

У лиц, находящихся по месту расположения проверяемого объекта, могут быть потребованы документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие законность пребывания на территории РФ и т. д.

У организации могут потребовать:
- документы о государственной регистрации;
- сведения о юридических и физических лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте (помимо самой организации), и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу;
- документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства РФ в отношении иностранных граждан и иностранных работников;
- иные сведения и документы, необходимые для целей проводимой проверки.

ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКАПроверка проводится сотрудниками подразделений системы ФМС России по местонахождению данных подразделений без выезда на проверяемый объект. Такая проверка осуществляется на основании имеющихся сведений (в том числе содержащихся в информационных базах данных), а также полученных по запросу.

Проведение проверки включает в себя:
- направление проверяемому объекту запроса о предоставлении документов и информации;
- направление запросов в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых объектов;
- анализ полученных документов и информации;
- составление акта;
- ознакомление представителя проверяемого объекта с актом проверки.

В случае выявления при проверке (любого вида) нарушений законодательства в иных областях материалы о них направляются по принадлежности в срок не позднее 10 рабочих дней с момента обнаружения, а по уголовным составам преступления - незамедлительно (п. 25 Регламента).

ПРАВА ПРОВЕРЯЕМОГО

Представитель проверяемого объекта имеет право:
- присутствовать при всех действиях в ходе проверки;
- представлять документы, сведения и сообщать информацию, обязательную, по его мнению, для включения в акт проверки;
- обжаловать в установленном порядке действия сотрудников, осуществляющих проверку;
- знакомиться со всеми материалами проверки;
- направлять мотивированные возражения по поводу обстоятельств, изложенных в акте проверки.

Такие правила установлены пунктом 60 Регламента.
Оформление результатов проверкиПо результатам проводимой сотрудниками ФМС проверки, согласно пункту 64 Регламента, составляется акт (ранее составлялся только протокол об административном нарушении). Его оформление обязательно при проведении как выездных, так и документарных проверок. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Документ оформляется в двух экземплярах: первый направляется с уведомлением о вручении представителю проверяемого объекта, второй приобщается к материалам проверки. В акте (кроме общих обязательных данных) указываются сведения:
- о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях миграционного законодательства РФ, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
- об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом лиц (руководителя или уполномоченного представителя юридического лица и др.), присутствовавших при проведении проверки;
- о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала. Отметим, что необходимость наличия такого журнала установлена в пункте 8 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, действие которого распространяется и на проверки соблюдения миграционного законодательства. Журнал ведется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 (приложение 4).

Какие меры применяются к нарушителямПо результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие виды решений (п. 72 Регламента):
- о прекращении проверки в связи с отсутствием сведений и информации, указывающих на нарушение миграционного законодательства РФ со стороны проверяемого объекта;
- о назначении проверки в отношении иного объекта в связи с поступлением в ходе проводимой проверки информации о нарушениях им миграционного законодательства;
- о прекращении проверки и направлении ее материалов в органы Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России и иные органы государственной власти в связи с выявлением признаков составов преступлений и административных правонарушений на проверяемом объекте;
- о продлении срока проведения проверки;
- о составлении протокола об административном правонарушении или возбуждении дела о таком правонарушении.

Ответственность за невыполнение законодательных требований установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (подробнее об ответственности за нарушение правил миграционного законодательства читайте в журнале "Учет в строительстве" №10, 2009).

Обратите внимание на следующий момент. Ранее протокол об административном правонарушении, выявленном в ходе проверки, мог составить только сотрудник миграционной службы. Теперь составление таких протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, согласно пункту 9 Регламента, осуществляется:
- должностными лицами подразделений иммиграционного контроля, противодействия незаконной миграции и иными полномочными должностными лицами системы ФМС России;
- участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, патрульно-постовой службы, должностными лицами дежурных частей и иными полномочными должностными лицами органов внутренних дел РФ.

Порядок обжалованияАнализ процедурных положений об обжаловании, установленных Регламентом (п. 80-92), свидетельствуют о том, что они в первую очередь направлены на защиту интересов граждан.

Однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что юридические лица не могут обжаловать действия (бездействия), а также решения должностных лиц и органов ФМС и МВД России. Такое обжалование возможно как в административном (через вышестоящую инстанцию), так и в судебном порядке.
В заключение отметим, что разобраться в механизме осуществления контроля над соблюдением организациями, использующими труд иностранных работников, норм миграционного законодательства поможет блок-схема, наглядным образом иллюстрирующая положения рассмотренного документа (она приведена в приложении № 3 к Регламенту).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №11, ноябрь 2009 г.

С ужесточением контроля над трудовой миграцией и усилением административной ответственности за незаконную трудовую деятельность иностранных граждан визиты сотрудников Федеральной миграционной службы РФ (ФМС РФ), как правило, не сулят ничего хорошего.

Порой дело доходит и до абсурдных случаев (см. доп. материал). В связи с этим совсем не лишним будет знать порядок работы ФМС при проведении проверок.

Нормативная база

Вышеуказанный документ внес ясность в деятельность ФМС при проведении проверок. Однако ряд положений регламента противоречит ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) несмотря на то, что п. 8 регламента в числе прочих ссылается и на этот нормативный акт, которым якобы руководствовалось МВД РФ при подготовке регламента.

В частности в регламенте отсутствует обязанность ФМС при проведении выездных проверок уведомлять проверяемое лицо о своем визите не менее чем за 24 часа. В данном случае Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем Административный регламент, и данный факт может оказать решающую роль при обжаловании результатов проверки.

Стоит помнить, что Федеральный закон регулирует отношения только между государством и субъектами предпринимательской деятельности (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Отношения граждан и государства при проведении проверок регулируются Административным регламентом.

Объектами проверок выступают физлица, юрлица, индивидуальные предприниматели, а также транспортные средства, включая транспортные маршруты международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта, и места пребывания (проживания) иностранных граждан.

Предметом проверок в первую очередь выступает соблюдение законодательства, регулирующего порядок привлечения к труду иностранных работников и лиц без гражданства. Проверка соблюдения порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ играет второстепенную роль. Объясняется это тем, что штрафы за незаконную трудовую деятельность иностранных граждан могут достигать 800 тыс. рублей за каждого работника. Соответственно, в этом случае у проверяющих больше аргументов при общении с нерадивыми работодателями.

Виды проверок

Проверки могут быть плановыми, которые проводятся не чаще 1 раза в 3 года по заранее утвержденному плану и согласованию с прокуратурой. Административный регламент предполагает еще также проведение внеплановых проверок, однако следует иметь в виду, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей они могут проводиться только в двух случаях:

  • истечение срока исполнения выданного ранее предписания;
  • приказ руководителя ФМС, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Вышеперечисленные проверки могут быть документарными и выездными. При документарной проверке ФМС ограничивается требованием предоставить определенный набор документов. Выездная проверка сулит больше неприятностей, так как связана с визитом сотрудников ФМС и, соответственно, более детальной проверкой.

Порядок проведения проверок

Любая проверка проводится на основании распоряжения руководителя территориального подразделения ФМС. Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующие обязательные реквизиты (п. 31 Административного регламента):

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • ФИО, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • объект проверки;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • номер и дата распоряжения о проведении проверки;
  • правовые основания проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору);
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (указывается при проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Рассмотрим подробно проведение выездной проверки. Согласно п. 37 Административного регламента, она должна включать в себя следующие действия:

  • выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) проверяемого объекта;
  • объявление распоряжения о проведении проверки;
  • предъявление служебного удостоверения;
  • вручение копии распоряжения о проведении проверки законному представителю проверяемого объекта;
  • ознакомление представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки;
  • осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории проверяемого объекта, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства РФ, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности. Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки.

При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется в установленном порядке протокол осмотра. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись;

  • изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на проверяемом объекте;
  • передача запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в порядке, установленном Административным регламентом;
  • изучение предоставленных по запросам документов;
  • сопоставление оригиналов истребованных документов с их копиями и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;
  • запрос (устный) у представителя проверяемого объекта и получение устных пояснений по мере необходимости;
  • по мере необходимости запросы у должностных лиц проверяемого объекта, иных организаций и органов государственной власти дополнительных документов и информации;
  • фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения миграционного законодательства РФ;
  • завершение проверки.

Реалии практики

На практике при проведении выездных проверок сотрудники ФМС не считают необходимым разъяснять права участникам проверки их права и обязанности или предпочитают сначала задержать лиц, подозреваемых в нарушении миграционного законодательства, а потом уже объяснять цель визита. К сожалению, нарушение установленной очередности процедур при проведении проверок не является для суда существенным нарушением и не принимается во внимание при обжаловании результатов проверок.

В первую очередь при проверке выявляются иностранные граждане или лица без гражданства, и проверяется их законность пребывания на территории РФ. Если же они были пойманы за работой, то выясняется законность их трудовой деятельности, а также полномочия проверяемого объекта на привлечение иностранной рабочей силы.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства




Обратите внимание на то, что наказание за незаконное привлечение иностранных рабочих к работе следует за каждого привлеченного работника.

Автор

Ольга Тумасова

Ольга Тумасова

Риск-ориентированный подход при контроле в сфере миграции

В компаниях, нанимающих в России иностранцев, часто проходят миграционные проверки. Чтобы избежать ответственности и штрафов нужно знать, что именно могут проверять контролирующие органы. С 2017 года миграционный контроль входит в перечень видов контроля, которые осуществляются с риск-ориентированным подходом. Кроме того, в январе 2019 закончились «надзорные каникулы» для малого и среднего бизнеса, что увеличивает шанс попасть под проверку МВД в 2019 году.

В статье я рассмотрела особенности проведения миграционных проверок, а также рассказала, что такое риск-ориентированный подход, и как он влияет на контроль в сфере миграции.

Кого могут проверить?

Проверки проводятся в отношении работодателей (юридических лиц и ИП), если они:

  1. Привлекают к труду иностранцев или лиц без гражданства (далее – ЛБГ);
  2. Выступают принимающей или приглашающей стороной.

При проверках могут заодно проверить и самих иностранных граждан/ЛБГ, которые работают или находятся у работодателя с иными целями. За свои нарушения ответственность несёт сам иностранный гражданин/ЛБГ.

Виды проверок МВД

Проверки МВД в сфере миграции бывают 2 видов:

  1. Документарная проверка (плановая и внеплановая).
  2. Выездная проверка (плановая и внеплановая).

Документарные проверки

Документарная проверка проводится на основании и при наличии всех необходимых документов и информации, полученных МВД от других проверяющих органов, а также из своих данных и источников информации, без выезда инспекторов на адрес работодателя.

Срок любой документарной проверки – 20 рабочих дней с возможностью максимального продления на 7 рабочих дней по необходимости.

Выездные проверки

Выездная проверка проводится с выездом инспектора МВД по адресу работодателя.

  • Срок плановой выездной проверки – 20 рабочих дней,
  • Срок внеплановой выездной проверки – 7 рабочих дней.

Эти сроки также могут быть продлены не более, чем на 7 рабочих дней.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время по инициативе МВД и затрагивать любые аспекты контроля в сфере миграции. Например, МВД может инициировать проверку, если поступила жалоба о нарушении.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся по заранее утвержденному МВД РФ плану проверок. Такой план утверждается МВД ежегодно.
Информация о плановых проверках находится в открытом доступе на сайте МВД России в разделе о сводном плане проверок субъектов предпринимательства на соответствующий год.

Из практики: с 2018 года при первичной постановке работодателя на учет в МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области для дальнейшего оформления приглашений для иностранцев сотрудники МВД осуществляют выездную проверку, чтобы узнать, действительно ли работодатель находится по указанному адресу. Это делается, потому что стало много случаев оформления приглашений работодателями, которые на самом деле отсутствуют по указанному ими адресу. Большинство таких проверок связано с привлечением иностранцев из стран СНГ.

Основания для проведения проверок

Основанием для проведения проверки является распоряжение МВД о соответствующей проверке. Распоряжение относительно плановых проверок выносится на основании ежегодного плана проверок работодателей.

Основания для распоряжения о внеплановых проверках

  1. План работы подразделения системы МВД на соответствующий период.
  2. План проведения проверок на соответствующий период, утвержденный МВД совместно с заинтересованными государственными органами РФ и ее субъектов.
  3. Предписание об устранении работодателем выявленного нарушения миграционного законодательства РФ, выданное органом государственного контроля, срок для исполнения которого истек.
  4. Обращения и заявления граждан, ИП или юридических лиц, информация от государственных органов, профессиональных союзов, информация из СМИ о фактах нарушений работодателем миграционного законодательства РФ, поступившие в МВД.
  5. Выявление факта возможного нарушения работодателем обязательных требований миграционного законодательства РФ в результате проводимого МВД мониторинга соблюдения таких требований в пределах его компетенции.
  6. Наличие распоряжения начальника (его заместителя) МВД о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры РФ материалам и обращениям.
  7. Информация, свидетельствующая о возможных фактах нарушения работодателем или иностранными гражданами законодательства сфере миграции, полученная МВД в пределах его компетенции.

Основания для документарных проверок

Документарные проверки могут проводиться по любым из вышеуказанных оснований.

В начале любых проверок по адресу работодателя проверяющий должен:

  • Предъявить свое служебное удостоверение и оригинал распоряжения о проверке;
  • Вручить копию распоряжения о проверке работодателю.

Мероприятия, осуществляемые в ходе проверки

  1. Осмотр территории для установления факта нахождения иностранных граждан или ЛБГ по адресу работодателя (при выездной проверке);
  2. Проверка соблюдения положений миграционного законодательства РФ, законности трудовой деятельности иностранцев/ЛБГ, а также порядка привлечения в РФ и использования их труда;
  3. Получение информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету документарной проверки на основании письменного запроса;
  4. Фиксирование фактов нарушения миграционного законодательства РФ.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме.

Как определяется категория риска работодателя? На что она влияет?

Присвоенная работодателю категория риска влияет на периодичность плановых проверок МВД.

Категория присваивается с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателем требований закона и оценки вероятности их несоблюдения.

Существует 5 категорий риска:

  1. Чрезвычайно высокий риск присваивается, если:
    • есть вступивший в силу приговор суда о привлечении к уголовной ответственности должностного лица работодателя по статье 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции);
    • есть 35 и более вступивших в силу решений (постановлений) о назначении административного наказания работодателю /его должностному лицу по частям 1, 3 - 6 статьи 18.9 или статьями 18.15 - 18.17 КоАП РФ;
  2. Высокий риск – при наличии от 25 до 34 таких решений ;
  3. Значительный риск – при наличии от 20 до 24 таких решений
  4. Умеренный риск – при наличии от 15 до 19 таких решений;
  5. Низкий риск – при отсутствии таких решений.

Категория присваивается на основании нарушений за последние 2 года.

О категориях низкого-высокого риска принимает решение руководитель регионального МВД.

Чтобы присвоить категорию чрезвычайного риска, территориальное МВД должно согласовать это с Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ.

Чтобы узнать свою категорию, работодателю нужно обратиться с официальным запросом в территориальный орган МВД. На сайте МВД должна появиться информация только о тех, кто попал в 3 категории с самым высоким риском.

Если в отношении компании ещё нет решения о присвоении категории, то риск по умолчанию считается низким.

Компания вправе подать в МВД заявление об изменении категории риска.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Чрезвычайно высокий риск 1 раз в год
Высокий риск 1 раз в 2 года
Значительный риск 1 раз в 3 года
Умеренный риск Не чаще 1 раза в 5 лет
Низкий риск Не чаще 1 раза в 10 лет

МВД может включить работодателя в ежегодный план проверок только если с даты окончания последней проверки прошёл соответствующий период. Например:

Если компания с низкой категорией риска прошла проверку 04.02.2019 г., то следующая плановая проверка возможна не ранее 04.02.2029 г.

Что проверяют при плановых проверках?

С марта 2019 года плановые проверки проходят в соответствии проверочным листом (списком контрольных вопросов)» по форме.

За рамки перечня проверяющий выходить не может.

Категории вопросов в проверочных листах

Вопросы, касающиеся привлечения «визовых» иностранцев:

  1. Имеются ли в наличии на всех привлеченных работодателем иностранцев:
    • разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • трудовые договоры (гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг)), заключенные в письменной форме;
    • документы, удостоверяющие личность иностранных граждан, признаваемые на территории РФ;
    • действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционные карты;
    • действительные разрешения на работу.
  2. Соответствуют ли сведения, содержащиеся в разрешении на работу, фамилии, имени или отчеству иностранного гражданина либо реквизитам документа, удостоверяющего его личность;
  3. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) со всеми иностранными гражданами;
  4. Осуществляют ли иностранные граждане, привлеченные к трудовой деятельности работодателем, трудовую деятельность в пределах субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешения на работу;
  5. Осуществляют ли временно пребывающие иностранные граждане, привлеченные к трудовой деятельности работодателем, трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешениях на работу;
  6. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;
  7. Осуществляют ли иностранные граждане, обучающиеся в РФ, трудовую деятельность у данного работодателя в пределах субъекта РФ, на территории которого они учатся;
  8. Подает ли работодатель в установленном порядке и в соответствии с установленной формой уведомления в территориальный орган МВД России о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в РФ;
  9. Прекращаются ли трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание) услуг, заключенные с иностранными гражданами, в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
  10. Соблюдены ли работодателем все следующие условия:
    • иностранный гражданин не находится на муниципальной службе;
    • иностранный гражданин не замещает должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
    • иностранный гражданин не является членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром гражданского воздушного судна;
    • иностранный гражданин не осуществляет трудовую деятельность на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
    • иностранный гражданин не занимается иной деятельностью и замещает иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен законодательством РФ;
    • иностранный гражданин не замещает должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (кроме иностранных граждан временно или постоянно проживающих в РФ и соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством РФ).

Вопросы, касающиеся привлечения «безвизовых» иностранцев:

  1. Имеются ли в наличии на всех привлеченных работодателем иностранцев:
    1. трудовые договоры (гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг)), заключенных в письменной форме;
    2. документы, удостоверяющие личность иностранных граждан, признаваемые на территории РФ;
    3. действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционные карты;
    4. действительные разрешения на работу либо патенты.
  2. Соответствует ли информация из разрешения на работу или патента информации из удостоверяющего документа работника (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа);
  3. Направляет ли работодатель в установленном порядке и форме уведомление в территориальный орган МВД России о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров со всеми иностранными гражданами;
  4. Работают ли иностранные граждане, привлечённые работодателем, в том регионе, в котором им выданы разрешения на работу или патенты и разрешено временное проживание;
  5. Осуществляют ли иностранцы трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в их разрешениях на работу или патентах;
  6. Уведомляет ли работодатель об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам в территориальный орган МВД;
  7. Направляет ли работодатель в течение 2 месяцев со дня выдачи патента копии трудовых договоров или договоров ГПХ в территориальный орган МВД, выдавший патент;
  8. Уведомляет ли работодатель территориальный орган МВД о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы длительностью более 1 месяца в течение года иностранцам, обучающимся в РФ на очной форме обучения
  9. Прекращает ли работодатель трудовые договоры или договоры ГПХ, заключённые с иностранцами, когда аннулировано разрешение на работу;
  10. Соблюдены ли работодателем следующие условия – иностранец не может:
    • находиться на муниципальной службе;
    • работать в составе экипажа судна, плавающего под российским флагом;
    • быть членом экипажа военного корабля РФ или иного используемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром гражданского воздушного судна;
    • работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ;
    • заниматься другой деятельностью, которой законодательство запрещает заниматься иностранцам;
    • замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (кроме иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ и соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством РФ). Например, иностранец, имеющий все необходимые квалификации по ФЗ «О бухгалтерском учете», разрешение на временное проживание и зарегистрированный по месту временного проживания в РФ может быть бухгалтером.
  11. Работают ли иностранцы, которые являются студентами в РФ по очной форме, по той специальности, на которой они учатся.

Вопросы, касающиеся привлечения иностранцев из ЕАЭС

  1. Есть ли в наличии трудовые договоры или договоры ГПХ, заключённые с гражданами стран ЕАЭС
  2. Действительно ли являются иностранные работники являются гражданами стран ЕАЭС.
  3. Уведомляет ли работодатель территориальный орган МВД о заключении договоров с гражданами стран ЕАЭС.

Вопросы, касающиеся образовательных организаций, пригласивших на учёбу иностранного гражданина в РФ:

  1. Уведомляет ли образовательная организация в течение 3 рабочих дней МВД об установлении факта самовольного убытия иностранца из организации;
  2. Уведомляет ли организация МВД об академическом отпуске иностранца, обучающегося по очной форме;
  3. Сообщает ли организация о завершении обучения иностранца в МВД.

Вопросы, касающиеся специализированных организаций

К специализированным организациям относятся гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря, туристские базы, кемпинги, медицинские и организации (стационары), организации социального обслуживания (стационары).

Миграционные органы проверяют, уведомляют ли эти организации:

  • О прибытии иностранцев;
  • Об убытии иностранцев.

Рекомендации работодателям для прохождения проверок

Для того, чтобы успешно пройти миграционную проверку с риск-ориентированным подходом, мы рекомендуем:

  1. Определить, к какой категории относится ваша компания, иностранцев каких категорий вы привлекаете к работе;
  2. Ответить на соответствующие вопросы из проверочных листов, проверить наличие необходимых документов и для компании, и для приглашаемых иностранцев;
  3. Если вы обнаружили нарушения или невозможность ответить на какие-то вопросы, то нужно устранить эти нарушения, оформить необходимые документы, подготовить необходимую информацию;
  4. Изучить план проверок МВД на текущий год. При проведении проверок знакомиться с материалами, документами, предоставляемыми должностными лицами МВД, делать соответствующие возражения при необходимости.

При этом не стоить забывать, что список вопросов все-таки органичен, а миграционное законодательство РФ достаточно объемно, есть много нюансов при оформлении иностранного работника (или его нахождения в офисе работодателя) и поддержании всех разрешительных документов в актуальном виде, в том числе и с точки зрения трудового законодательства.

Специалисты Аккаунтор всегда готовы:

  • Всесторонне проанализировать имеющиеся документы на иностранных работников, легальность их нахождения и законность трудоустройства в РФ;
  • Проконсультировать, как лучше разрешить ту или иную ситуацию в области привлечения иностранцев для работы, в том числе при проверках МВД;
  • Как обжаловать действия должностных лиц МВД;
  • Оказать поддержку при оформлении всех разрешительных документов для легальной работы иностранцев в России.

Если у вас есть вопрос по услугам в сфере трудового и миграционного права, задайте его через форму. Мы будем рады помочь.

Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.

В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.

Мораторий на назначение ВНП, и не только.

Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.

При этом ФНС России в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ разъясняет, что приостановление течения сроков ВНП распространяется на сроки:

  • проведения и приостановления ВНП;
  • составления и вручения акта ВНП;
  • представления возражений на акт ВНП;
  • рассмотрения материалов ВНП и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составления и вручения дополнения к акту ВНП;
  • представления возражений на дополнение к акту ВНП;
  • составления акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ, представления на него возражений, а также рассмотрения дела о соответствующем налоговом правонарушении.

Однако, на данный момент налоговыми органами активно проводится аналитическая работа, предпроверочный анализ налогоплательщиков, а также камеральные налоговые проверки, в рамках которых направляются требования о предоставлении документов (информации) и пояснений, заменяющие такие мероприятия, как налоговые комиссии и допросы свидетелей.

Ответы на требования и порядок взаимодействия с налоговыми органами.

Срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованиям налоговиков увеличен на двадцать рабочих дней. Срок представления документов и пояснений на требования, направляемые в рамках камеральной проверки деклараций по НДС увеличен на десять рабочих дней.

Однако следует учитывать, что данное увеличение срока предоставляется только при условии получения налогоплательщиком требования с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

Также до 31 мая 2020 года налоговым органам запрещено проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками.

Кроме того, предусмотрена возможность обеспечения участия налогоплательщика в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях с использованием телекоммуникационных каналов связи, а также каналов видеоконференцсвязи, то есть без необходимости посещения налоговой инспекции. Для использования такой возможности налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган до даты рассмотрения дела о налоговом правонарушении копии документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, планирующих принять участие в рассмотрении.

Проверки валютного законодательства.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» до 31 мая 2020 года приостановлено проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Исключение составляют случаи, когда по таким проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок будет продолжаться только в части таких нарушений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля назначено проведение допросов свидетелей, вместо проведения допроса в текущей ситуации налоговики могут истребовать у свидетеля документы (информацию). Состав информации в данном случае не ограничивается информацией о конкретных сделках, поэтому проверяющие направят свидетелю перечень отдельных вопросов.

Ответственность за нарушения налогового законодательства.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства установлен мораторий на применение налоговые санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно. Производство по таким нарушениям не осуществляется.

Таким образом, в области налогового законодательства наблюдается ряд значительных послаблений для бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции, но при этом остается открытым вопрос усиления налогового контроля после стабилизации экономической ситуации.

Поэтому имеет смысл использовать данный период для проведения профилактических мер, направленных на снижение налоговых рисков.

Источники:

  • Приказ ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@;
  • Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
  • Письмо ФНС России от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409».

Контакты

Если хотите первым получать наши публикации и материалы, подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Верховный Суд РФ признал достоверными результаты выездной проверки, проведенной без выезда на территорию проверяемого лица

Определением Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. N 309-ЭС19-1305 негосударственному образовательному учреждению дополнительного образования "Салаватская специализированная детско-юношеская спортивная школа "Снайпер" было отказано в передаче кассационной жалобы в Верховный Суд РФ.

Суть дела заключается в следующем. Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан была проведена плановая выездная проверка деятельности учреждения, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения порядка осуществления образовательной деятельности. В частности, учреждение осуществляло образовательную деятельность без лицензии по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Наумовка, ул. Студенческая, д. 3.

Составлен акт, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с пунктом 1 предписания (учреждение осуществляет образовательную деятельность по адресу: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Наумовка, ул. Студенческая, д. 3, по направлению "Стрельба из лука" на базе ГБПОУ "Стерлитамакский межотраслевой колледж" без лицензии) и в целом, ссылаясь на наличие грубых нарушений порядка проведения выездной проверки, неисполнимость предписания, учреждение обратилось в арбитражный суд первой инстанции с требованием признать указанное предписание недействительным. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.10.2017 заявленное требование удовлетворено.

Управление, не согласившись с вынесенным решением, обратилось с апелляционной жалобой в апелляционную инстанцию, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в части отмены предписания.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьями 91, 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", установил отсутствие грубых нарушений процедуры проведения проверки: проверка осуществлена управлением на основании плана проведения проверок юридических лиц на 2017 год; руководитель учреждения ознакомлен с приказом о проведении проверки под роспись; результаты проверки оформлены актом. На основании представленных учреждением документов управление установило факт ведения учреждением образовательной деятельности по адресу: Стерлитамакский район, с. Наумовка, ул. Студенческая, д. 3 в отсутствие соответствующей лицензии. Суд отметил, что сам по себе факт невыезда по указанному адресу не повлиял на достоверность полученных учреждением результатов проверки и не повлек нарушения права учреждения. На основании этого решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20 октября 2017г. по делу № А07-18221/2017 было постановлено отменить.

Учреждение предприняло попытку обжаловать постановление суда апелляционной инстанции, подав кассационную жалобу в Арбитражный суд Уральского округа. Однако, жалоба была оставлена без удовлетворения.

Последующая жалоба Учреждения, поданная в Верховный суд РФ в качестве кассационной инстанции, результата также не принесла: в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ учреждению отказано. В качестве мотивировки Верховный Суд РФ сослался на выводы, сформированные апелляционной инстанцией.

Таким образом, правовая позиция Верховного суда РФ по данному делу заключается в том, что в рамках выездной проверки сам по себе факт невыезда по адресу проверяемого лица, если он не повлиял на достоверность полученных результатов проверки, не влечет нарушения права этого лица.

В связи с изложенным возникает вопрос. Каково нормативное обоснование такой позиции?

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий:

- их несоответствие закону или иному правовому акту;

- и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По отношению к выездным проверкам применению подлежит Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 20 данного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В ч. 2 указанной статьи приведен перечень грубых нарушений, в число которых невыезд на территорию проверяемого лица не включен.

Таким образом, основание для признания предписания Рособрнадзора недействительным, предусмотренное ст. 201 АПК РФ, действительно отсутствовало. Такая проверка является соответствующей закону.

Следует отметить, что нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не применяются к отдельным мероприятиям по контролю, проводимым государственными органами, в частности, при проведении налогового контроля.

Выездные проверки, не охватываемые правовым регулированием названным законом, имеют свою специфику и регламентируются специальными законами.

Так, налоговые проверки регулируются Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Но из этого правила есть исключение, которое установлено в этом же пункте: «в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации». Иных исключений из указанного правила не установлено.

В связи с этим возникает вопрос. Является ли такое нарушение как проведение выездной налоговой проверки без посещения территории налогоплательщика при наличии у последнего возможности предоставить доступ к ней основанием для отмены решения налогового органа? И может ли в этом случае иметь место прецедент, подобный описанному выше?

Закон (п. 14 ст. 101 НК РФ) выделяет два существенных нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые являются безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- нарушение условия об обеспечении возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

- нарушение условия об обеспечении возможности налогоплательщика представить объяснения.

Кроме того, основанием для отмены решения налогового органа могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Правда, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Как следует из Постановления Президиума Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 N 2 «Об утверждении обзора судебной практики рассмотрения споров по вопросам, возникающим в связи с нарушениями, допущенными налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки, и их влияния на признание недействительными решений налогового органа в суде», сам факт подобных нарушений еще не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.

Суд в каждом конкретном случае, руководствуясь п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения, вынесенного налоговым органом.

Вывод: проведение выездной налоговой проверки без посещения территории налогоплательщика при наличии у последнего возможности предоставить доступ к ней само по себе не является существенным нарушением, поэтому оно не влечет безусловной отмены решения, принятого по ее результатам. Если суд придет к выводу, что такое решение является правомерным, он может оставить его в силе.

Таким образом, прецедент, описанный в начале статьи, может иметь место и при оспаривании решений выездной налоговой проверки.

Читайте также: