Налоговое стимулирование производства и реализации жизненно необходимых товаров и услуг

Опубликовано: 20.09.2024

Налоговое стимулирование благотворительных организаций и жертвователей

Благотворительные организации относятся к некоммерческим организациям (НКО) и играют важную роль в социально-экономической жизни страны, решают сложные проблемы, помогая социально незащищенным слоям населения.

Благотворительная деятельность регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Благотворительным организациям государством оказывается организационная и информационная, а также финансовая (гранты, субсидии, государственные заказы) поддержка. Кроме того, на законодательном уровне предусматриваются меры налогового стимулирования (предоставление социально ориентированным НКО льгот по уплате налогов и сборов).

Помимо стимулирующей, государство несет и контрольную функцию в сфере благотворительности: создает перечни грантодателей, проводит паспортизацию благотворительных организаций, выдает удостоверения программам технической и гуманитарной помощи, осуществляет проверки.

По мнению С.В. Васильева, "налоговое стимулирование - это целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов"*(1).

С экономической точки зрения применение инструментов налогового стимулирования заключается в том, что государственные органы отказываются от части финансовых средств, которые должны поступать от благотворительных организаций в бюджеты различных уровней в виде налогов. Эти финансовые ресурсы остаются в благотворительных организациях для проведения социально значимых проектов. Таким образом, государство осуществляет косвенную финансовую поддержку благотворительных организаций.

На наш взгляд, налоговое стимулирование благотворительной деятельности - это косвенный механизм воздействия на процессы и экономические отношения НКО путем установления налоговых льгот.

Условия применения и механизмы льготного налогообложения на территории нашей страны регулирует НК РФ. Федеральное законодательство определяет вектор налогообложения и допускает введение стимулирующих налоговых инструментов на уровне регионального законодательства и нормативных актов муниципальных районов*(2).

Так, в целях создания благоприятных условий для функционирования НКО, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности принят Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ [1].

В частности, для благотворителей - физических лиц уточнен и расширен перечень доходов, в отношении которых можно применить социальный налоговый вычет [2, подп. 1 п. 1 ст. 219]. Физическое лицо имеет право на получение вычета со следующих видов пожертвований:

- социально ориентированным НКО на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях;

- НКО, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта, образования и т.д.;

- религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

- НКО на формирование и (или) пополнение целевого капитала в рамках Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ [3].

Вычет может достигать 25% от суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.

Благоприятные налоговые условия для благотворителей (жертвователей) предусмотрены в большинстве развитых стран, особенно в Канаде, США, Великобритании и других странах Западной Европы. Благотворители - юридические и физические лица получают со стороны государства налоговые льготы и используют другие преференции. Например, после землетрясения на о. Гаити граждане США оказали существенную материальную помощь пострадавшим. Служба внутренних доходов США (IRS) предоставила таким налогоплательщикам в 2010 году дополнительный налоговый вычет*(3).

Можно говорить о двух механизмах стимулирования благотворительности: налоговом (экономическое поощрение) и репутационном (моральное поощрение).

В то же время механизм поддержки благотворительных НКО коммерческим сектором в России практически не работает (см. таблицу). Вложения российского бизнеса в благотворительность не превышают 0,5% полученной прибыли. В западных странах этот показатель составляет около 2-5%.

Вложения бизнеса в благотворительность

Нераспределенная прибыль (убыток), млрд. руб.

Объем средств, направленных на благотворительность, млрд. руб.

Эксперты NIE Journal исследуют вопрос о том, «Как должна выглядеть налоговая политика в стране?» На вопросы отвечали эксперты, на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности России .

Налоговая политика занимает важнейшее место развития экономического роста и промышленного производства. Правительство РФ и Госдума предпринимают важные шаги в этом направлении. ТПП РФ во многом согласна с нововведениями, однако при этом Палата разрабатывает дополнительный набор стимулирующих промышленность мер для направления в Правительство РФ.

Если возникают вопросы, по данной теме, напишите эксперту WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Когда цена напрямую зависит от курса валюты

Так, по словам Дмитрия Курочкина, остается открытым вопрос с действующими предприятиями промышленности, которые нуждаются в техническом перевооружении. В условиях экономического кризиса это стало практически невозможно осуществить, поскольку современное оборудование и станки – импортные, либо укомплектованы импортными деталями и их цена напрямую зависит от курса валюты. Если учесть, что за последние 2 года курс рубля упал в два раза, то и стоимость обновления основных средств для промышленников увеличилась в 2 раза.

Инвестиционной льгота

Это подводит к необходимости возврата к прямой инвестиционной льготе – когда часть налоговой базы по налогу на прибыль освобождается от налогообложения, если инвестируется на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения по заданным законодателем направлениям, пояснил вице-президент Палаты.

По его словам, уменьшение налоговой нагрузки по налогу на прибыль даст возможность промышленникам сконцентрировать средства на обновлении производственных мощностей и позволит увеличить бюджетные поступления от роста оборотных налогов (акцизы, НДС).

Эксперты ТПП РФ предлагают также освободить от налога на имущество объекты основных средств, находящихся на консервации и реконструкции.

В целях стимулирования развития импортозамещающих производств ТПП РФ предлагает предоставить налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество для вновь создаваемых организаций на период становления такого производства.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении подробно остановился на предложениях по улучшению налогового климата для бизнеса в стране.

По мнению экспертов, проводимая в России в настоящее время налоговая политика сосредоточена на реализации фискальной функции налогообложения, в то время как потенциал стимулирующей функции налоговой системы, создающей условия для инвестиционных вложений в развитие производства, остается практически нереализованным.

Константин Бабкин напомнил, что текущий уровень налоговой нагрузки на бизнес крайне высок. По данным Мирового банка, за 2014 г. суммарная доля налогов и сборов в прибыли компаний до уплаты налогов составляет в России 47 процентов, против среднего значения 41,2 процента в странах ОЭСР. При этом российская система налогообложения не предусматривает масштабных налоговых льгот и преференций, которые активно реализуются в странах-членах ОЭСР, в частности для стимулирования налогоплательщиков вкладывать получаемую прибыль в развитие производства.

В этой связи предлагается ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль в форме уменьшения суммы уплачиваемого налога в размере 50 процентов затрат компаний на модернизацию имеющихся основных фондов, вложения в НИОКР. Введение предлагаемых стимулирующих налоговых мер позволит в автоматическом режиме регулировать налоговую нагрузку предприятий в зависимости от их инвестиционной активности, уточнил Константин Бабкин.

К важной составляющей налоговой нагрузки на бизнес, оказывающей на промышленное развитие сдерживающий эффект, относятся транспортные налоги и платежи, напомнил председатель Совета.

На сегодняшний день некоторые налоги и платежи являются избыточными и дублирующими друг друга и значительно повышают логистические издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность. Транспортную составляющую налоговой нагрузки на промышленность необходимо снизить, сократив количество сборов до одного – транспортного налога, который будет включать в себя плату за проезд.

В целях повышения эффективности работы системы строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования предлагается также пересмотреть подход к наполнению дорожных фондов РФ. Существующая система финансирования дорожных фондов подразумевает наполняемость этих фондов за счет сбора маркированных налогов и платежей (транспортный налог и топливные акцизы). Между тем годовые отчеты фондов свидетельствуют, что такая система неработоспособна. Так, дорожные фонды лишь на 33 процента финансируются за счет транспортного налога и топливных акцизов. Плата за проезд по платным участкам федеральных трасс не покрывает даже операционных затрат на их содержание.

Целесообразно пересмотреть данную систему в сторону прямого финансирования фондов из федерального и региональных бюджетов. Это позволит ликвидировать маркировку налогов и платежей и установить их ставки на эффективном уровне (без привязки к наполняемости соответствующих фондов), отметил докладчик.

В целях увеличения возможностей для стимулирования промышленного развития в субъектах РФ необходимо существенно реформировать систему распределения налоговых доходов между федеральным и региональным бюджетами.

На текущий момент доходы распределяются в отношении 2 к 1. На 1 рубль доходов федерального бюджета приходится всего 50 копеек доходов регионального бюджета. В целях стимулирования регионального развития необходимо повысить долю для наполнения их бюджетов в налоговых доходах.

Текущая фискальная политика стимулирует продажу и вывоз национального богатства, а не создание и экспорт национального продукта. В результате наблюдается сворачивание обрабатывающих производств и рост добычи нефтегазового сырья в России. Для изменения ситуации необходимо развивать российскую налоговую систему таким образом, чтобы уровень налоговой нагрузки был обратно пропорционален глубине переработки и степени локализации продукции.

В этой связи необходимо установить различные ставки возмещения НДС в зависимости от сектора промышленности. Это позволит осуществить гибкое регулирование, как ценовой конкурентоспособности российской продукции, так и уровня локализации производств.

В целях стимулирования развития экономики требуется провести «обратный налоговый маневр», предусматривающий не просто возврат к старой системе (снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и рост экспортных пошлин), а существенное повышение привлекательности нефтепереработки относительно экспорта сырой нефти, рассказал Константин Бабкин.

По его словам, для этого необходимо обнулить НДПИ и топливные акцизы, а на объем выпадающих доходов бюджета увеличить экспортные пошлины.

В рамках текущего законодательства в 2015 г. нефтяной отраслью было выплачено 2,5 трлн. рублей НДПИ, 300 млрд. рублей топливных акцизов

и 2,2 трлн. рублей экспортных пошлин. Суммарно 5 трлн. рублей. В рамках «обратного налогового маневра» всю эту сумму предлагается переложить на экспортеров сырой нефти и темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута). Для этого необходимо поднять экспортную пошлину на указанную продукцию на 1213 рублей. Это, с одной стороны, повысит привлекательность углубления переработки и производства светлых нефтепродуктов, с другой стороны, сохранит рентабельность экспорта сырой нефти в положительной области (рентабельность снизится с 57 процентов до 10-15 процентов) даже при текущих ценах на нефть.

По словам сопредседателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и бизнес-омбудсмена Бориса Титова, Президент РФ Владимир Путин дал поручение продолжить разработку концепции «Экономика Роста» и ее преобразование в среднесрочную программу «Стратегия Роста» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ. Ожидается, что проект стратегии будет представлен Экономическому совету при Президенте в декабре этого года, уточнил он.

«Стратегия Роста» фактически становится одним из двух программных документов, выбор между которыми Президент намерен сделать в ближайшие месяцы. Альтернативное направление представлено разработками Центра стратегического планирования (ЦСП) под руководством Алексея Кудрина. «Стратегия Роста» создается на средства бизнесменов, для которых обретение экономической определенности стало необходимым условием.

В основе «Стратегии Роста» лежит математическая модель развития. Борис Титов подчеркнул, что расчеты базируются не на информации Росстата, как обычно, а на реальных данных Федеральной налоговой службы. Благодаря техническим возможностям ведомства, они оперативно обновляются и позволяют анализировать множество параметров деловой активности. Кроме этого, анализом охвачена база данных сайта госзакупок, планируется подключить базу данных Федеральной таможенной службы.

Уже сегодня разработчики «Стратегии Роста» готовы выдать наглядную картину прироста/сокращения добавленной стоимости, прироста/сокращения общего числа рабочих мест, прироста/сокращения производительности труда и количества высокопроизводительных рабочих мест с 2011 по 2015 годы – в разрезе по конкретным отраслям и конкретным регионам, отметил бизнес-омбудсмен. Для каждого региона, соответственно, может быть создан индивидуальный рецепт оживления экономической активности на базе комбинации системных решений.

В дискуссии по теме заседания приняли участие Елена Дыбова, вице-президент ТПП РФ, Георгий Самодуров, президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент», Валерий Королёв, начальник управления инвестиций и инноваций торгово-промышленной палаты Ростовской области и другие.

Государственная поддержка производства жизненно необходимых товаров и услуг является важным направлением социально-экономической политики России. Одним из инструментом указанной поддержки является налоговое стимулирование, которое осуществляется посредством предоставления налоговых льгот, освобождений, применения пониженных ставок налога. Эффект мер налогового стимулирования в отношении производителей жизненно необходимых товаров и услуг должен проявляться в доступности потребления основных продуктов питания и услуг, снижении социальной напряженности и стабилизации уровня жизни социально незащищенных слоев населения.

Налоговые льготы, предоставлявшиеся в 1990-е гг., в условиях дефицита финансовых ресурсов, не только снижали налоговую нагрузку на производителей, но и способствовали сохранению финансовой стабильности предприятий. Так, например, в Москве освобождалась от налогообложения прибыль, полученная от производства диетического и лечебного питания, производства молока и молочной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий

в 2010 г. в составе налоговых расходов бюджетов налоговые субсидии были направлены на: освобождение от НДС операций и имущества, связанных с оказанием медицинских услуг, — 41 млрд руб., освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров — 29 млрд руб., освобождение от НДС образовательных услуг — 33 млрд руб.


50. Социальные выплаты и льготы, механизмы их финансирования. понятие публично-нормативного обязательства

Основные социальные гарантии закреплены в конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике, они определены в статье 7 Основного закона РФ. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается система социальных служб, устанавливаются пособия, пенсии и гарантии социальной защиты».

На современном этапе просматриваются 2 основные функции в системе государственной социальной защиты:

1. Социальные выплаты;

2. Система социального обслуживания одиноких, пожилых, престарелых, инвалидов, основанных на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества.

Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституциональных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.

Систему государственных минимальных стандартов составляют стандарты в области:

2. пенсионного обеспечении ( пенсия –базов, стрхов, накопит)

6. социального обслуживания;

7. жилищно-комунального обслуживания.

- на воспитание детей

- по беременности и родам

Законодательное обеспечение соц обслуживания

1990 – гос пенсии

2001 – о мерах гос соц обеспеч в РФ

1994 – об индексации пенсий

1994- о надбавках к пенсии

2000 – система персонифицированных учетов для пенсионеров

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.

Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.

Публичные обязательства, согласно ст. 6 БК РФ

В соответствии со ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства представляют собой "публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях". Таким образом, исходя из смысла приведенного определения, публичное нормативное обязательство является видом публичного обязательства.

Налоговые преференции для стартапов и инноваций

  • Возможные направления налогового стимулирования
  • Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор
  • Налоговое стимулирование в законодательстве РФ
  • Налоговое стимулирование в мире

Темпы экономического роста с каждым годом все сильнее зависят от научных достижений и уровня технического развития государства, а развитие производства все теснее связывается с внедрением инноваций. Налоговая система поддерживает новые открытия, создавая условия для спроса на продукцию, для модернизации и привлечения инвестиций в технологии.

Для успешного функционирования экономики и производства налоговая система не должна чинить препятствий развитию инновационной деятельности, нацеленной на использование новых технологий в производственных процессах.

Возможные направления налогового стимулирования

При рассмотрении с экономической точки зрения налоговое стимулирование – это комплекс мероприятий по предоставлению льготного налогообложения и привилегий субъектам экономических отношений, способных обеспечить требуемые условия для реализации ими инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования таков: структуры государственной власти и регионального самоуправления отказываются от доли финансов, которые должны приходить от научных и инновационных компаний в казну в форме налогов. Все средства остаются в ведомстве предприятий для исполнения НИОКР, внедрения технологий, расширения или улучшения производственных процессов. В итоге фискальная функция сбора налогов преобразуется в стимулирующую.

В ближайшие годы все развитые и развивающиеся страны будут нацелены на создание нового технологического фундамента экономических структур, основанного на применении новейших достижений в сферах нано- и биотехнологий, информационного подкрепления деятельности и др.

На территории РФ присутствие подобного потенциала и высоких трёхногий, внедрённых в производство образует условия для:

  • Наращивания технологического первенства;
  • Образования целого комплекса высокотехнологических отраслей и укрепления позиций на мировом рынке научных технологий и решений;
  • Расширения стратегического присутствия государства на рынках инновационных продуктов и услуг интеллектуального направления;
  • Развития и модернизации привычных направлений экономики, в том числе и благодаря улучшению обширно ориентированных специализированных производств.

Однако отставание в модернизации технологического фундамента в последние годы может не лучшим образом сказаться на конкурентоспособности экономики РФ, а также сильно повысить ее уязвимость на фоне разрастающейся геополитической борьбы. Выход из сложившейся ситуации – быстрое и регулярное внедрение новых эффективных идей в производство.

Где, когда и как вводилось налоговое стимулирование: обзор

В развитых странах система льготного налогообложения была внедрена достаточно давно. В США после Второй мировой войны в пределах законодательства были введены правила, нацеленные на формирование пригодных условий для развития НИОКР и инновационной деятельности компаний.

Таким образом, с 1954 года работал порядок вычета из налоговой массы суммы трат на исследования и эксперименты в нынешнем году и амортизации этих расходов в течение следующего пятилетия. Кроме прочего, дополнительные налоговые послабления были введены для расходов на образовательные и исследовательские мероприятия, соответствующие общественным интересам. С 1981 года главным методом стимулирования считался налоговый кредит на НИОКР (по сути, исключение из налоговой массы конкретной суммы трат на НИОКР).

В Канаде практика стимулирования технологической деятельности началась с 60-х годов прошлого века, а уже с 1967 года в стране была применена отдельная система грантов, позволяющая развить инновационные стратегии компаний.

Немалый опыт налогового стимулирования присутствует и у Японии. Там используется шесть разных подходов к этому вопросу, чтобы максимально разносторонне охватить проблему.

Во Франции подобная система была введена только в 1983 году. Сегодня все развитые страны уже имеют опыт использования налогового стимулирования научных отраслей. Все они применяют разные типы льгот: от исследовательского налогового кредита, послаблений, выделяемых под реализацию значимых заказов, до цельных программ по формированию и введению результата НИКОР для переработки всего производства.

Основной принцип всей зарубежной системы состоит в том, что налоговые льготы выдаются не научным организациям, а компаниям и вкладчикам. Они вместе с конкуренцией создают высокий спрос на технологии и инновации. Регулярный пересмотр вопроса позволяет правительству целенаправленно способствовать развитию активности в приоритетных отраслях, влияя не только на их состав и численность, но и на само производство.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Каких-либо точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для создания и развития собственных мер по повышению конкруентоспособности.

Налоговое стимулирование в законодательстве РФ

В российском законодательстве собрано немало мер и инструментов, направленных на поддержку активности налогоплательщиков в развитии научной деятельности и модернизации технологий.

Среди прочих следует выделить:

  • Сокращение (до года) срока принятия к вычету трат на НИОКР;
  • Отмена лимита по списанию исследовательских расходов, не давших ожидаемого результата (ранее они не уменьшали налоговую массу);
  • Увеличение норматива трат до 1,5 % от прибыли (т. е. в три раза);
  • Внедрение повышающего коэффициента, позволяющего учесть в тратах по налогу в 1,5 раза больше расходов;
  • Введение ускоренной амортизации ОС через быстрое списание на траты до 10 % (до 30 % для 3–7 амортизационных групп) первичной стоимость объектов;
  • Возможность эксплуатации нелинейного способа начисления амортизации (помогает отвести на расходы до половины первичной цен ОС);
  • Освобождение от оплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз оборудования, аналогов которого нет в РФ;
  • Льготы по НДС, налогам на прибыль, имуществу, взносам организаций;
  • Варианты использования инвестиционного налогового кредита;
  • Расширение условий для причисления к расходам трат на подготовку персонала.

Налоговое стимулирование в мире

Среди развитых стран практика законодательной помощи в налогом стимулировании введена давно. Государства стараются всячески способствовать развитию рынка и помогать внедрению инновационных решений в производство. Вводятся различные льготы, которые призваны стимулировать на законодательном уровне инновационную деятельность.

Каждая страна реализует собственный набор решений. Точных «рецептов» стимулирования не существует. Зарубежный опыт представляет для РФ некий ориентир, который может и должен быть использован для повышения конкурентоспособности.

  • English en
  • Русский ru
  • 7
  • Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий в Китае
  • Виктор Клавдиенко

3. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

4. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. Р. 1154 -1155.

5. 1 Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market. 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. РР. 1155, 1216.

Таблица 1 Ставки налога на прибыль предприятий, 2017 г.
Основная ставка налога на прибыль предприятий 25%
Предприятия-реципиенты льготной налоговой ставки на прибыль
Категории предприятий Ставка налога на прибыль
предприятия новых и высоких технологий 15%
предприятия-производители программного обеспечения 10%
производители интегральных схем или дизайна интегральных схем 10%
производители интегральных схем с объемом инвестиций в производство более 8 млрд. юаней 15%
производители интегральных схем с шириной линии менее 0,25 микрометров 15%
предприятия по обслуживанию передовых технологий (сервисные организации, оказывающие высокотехнологичные услуги и участвующие в пилотном проекте в 31 городе, в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэнье и др.) 15%
инновационные предприятия, расположенные в западных провинциях страны 15%
малые инновационные предприятия 20%
малые инновационные предприятия с доходом менее 500 000 юаней 10%
Источник: составлено автором по: People`s Republic of China: Tax on Corporate Income. PWC. June. 2017. Р. 5-9. Таблица 2 Налоговые каникулы для инновационных предприятий, 2017 г.
Предприятия-реципиенты налоговых каникул Срок и периоды налоговых каникул (лет)
предприятия новых и высоких технологий 5 (2+3)
предприятия-производители программного обеспечения 5 (2+3)
производители интегральных схем или дизайна интегральных схем 5 (2+3)
производители интегральных схем с объемом инвестиций в производство более 8 млрд. юаней или производители интегральных схем с шириной линии менее 0,25 микрометров 10 (5+5)
производители оборудования и технологий для альтернативной энергетики 5 (2+3)
предприятия, осваивающие производство энергосберегающих, природоохранных технологий 6 (3+3)
инновационные предприятия малого бизнеса 5 (2+3)

Основными бенефициарами налоговых льгот в Китае являются две категории налогоплательщиков «Предприятия новых и высоких технологий» (ПНВТ) и «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (ПОПТ). Получить статус ПНВТ и ПОПТ могут не только китайские, но и иностранные предприятия. Однако для получения такого статуса организация-соискатель должна не только осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, но и соответствовать ряду специальных требований. Так организация, претендующая на статус ПНВТ, должна отвечать следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее одного года;

- обладать правом интеллектуальной собственности на основные технологии для производимых продуктов (услуг);

- расходы предприятия на НИОКР и инновационную деятельность должны составлять не менее 10% общего объема затрат;

- затраты на инновационную деятельность должны составлять не менее 6% годового дохода предприятия, если в последний отчетный год этот доход не превышал 50 млн. юаней; 4%, если этот доход составлял от 50 до 200 млн. юаней; и не менее 3%, если доход был выше 200 млн. юаней;

- доля научно-технического персонала должны быть не менее 30% общей численности работников данного предприятия;

- доля дипломированных специалистов, занятых непосредственно инновационной деятельностью, должна составлять не менее 10% общей численности работников предприятия;

- не менее 60% совокупных затрат на исследования и инновации предприятие должно осуществлять в Китае;

- доля дохода от реализации новых и высокотехнологичных товаров (услуг) должна составлять не менее 60% общего дохода предприятия.

Основными бенефициарами налоговых льгот в Китае являются две категории налогоплательщиков «Предприятия новых и высоких технологий» (ПНВТ) и «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (ПОПТ). Получить статус ПНВТ и ПОПТ могут не только китайские, но и иностранные предприятия. Однако для получения такого статуса организация-соискатель должна не только осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, но и соответствовать ряду специальных требований. Так организация, претендующая на статус ПНВТ, должна отвечать следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее одного года;

- обладать правом интеллектуальной собственности на основные технологии для производимых продуктов (услуг);

- расходы предприятия на НИОКР и инновационную деятельность должны составлять не менее 10% общего объема затрат;

- затраты на инновационную деятельность должны составлять не менее 6% годового дохода предприятия, если в последний отчетный год этот доход не превышал 50 млн. юаней; 4%, если этот доход составлял от 50 до 200 млн. юаней; и не менее 3%, если доход был выше 200 млн. юаней;

- доля научно-технического персонала должны быть не менее 30% общей численности работников данного предприятия;

- доля дипломированных специалистов, занятых непосредственно инновационной деятельностью, должна составлять не менее 10% общей численности работников предприятия;

- не менее 60% совокупных затрат на исследования и инновации предприятие должно осуществлять в Китае;

- доля дохода от реализации новых и высокотехнологичных товаров (услуг) должна составлять не менее 60% общего дохода предприятия.

Необходимым условием получения статуса ПНВТ является и то, что производимая предприятием продукция должна входить в одну из восьми приоритетных сфер, определенных правительством КНР:

— электронные информационно-коммуникационные технологии;

— биологические и новые фармацевтические технологии;

— аэрокосмические и авиационные технологии;

— производство новых материалов;

— высокотехнологичные промышленные услуги;

— новая энергетика и энергосберегающие технологии;

— технологии, сберегающие окружающую среду и природные ресурсы;

— новые и высокие технологии для модернизации традиционных отраслей промышленности и аграрного сектора.

Необходимым условием получения статуса ПНВТ является и то, что производимая предприятием продукция должна входить в одну из восьми приоритетных сфер, определенных правительством КНР:

— электронные информационно-коммуникационные технологии;

— биологические и новые фармацевтические технологии;

— аэрокосмические и авиационные технологии;

— производство новых материалов;

— высокотехнологичные промышленные услуги;

— новая энергетика и энергосберегающие технологии;

— технологии, сберегающие окружающую среду и природные ресурсы;

— новые и высокие технологии для модернизации традиционных отраслей промышленности и аграрного сектора.

Вторая крупная категория налоговых льготников - «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (абонентское обслуживание компьютеров, консультирование и обучение персонала сторонних организаций по вопросам функционирования и поддержки инновационных систем и т.п.). Статус «Предприятие по обслуживанию передовых технологий» в КНР могут получить организации, отвечающие следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее года;

- располагаться в одном из 31 городов страны, участвующих в пилотном проекте формирования сети предприятий по обслуживанию передовых технологий (в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэне и др.);

- количество дипломированных специалистов (с высшим или средним специальным образованием) на предприятии должно быть не менее 50% общей численности работников;

- доходы от реализации услуг в сфере высоких технологий должны составлять не менее 50% совокупного дохода организации в отчетном (налоговом) году.

Вторая крупная категория налоговых льготников - «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (абонентское обслуживание компьютеров, консультирование и обучение персонала сторонних организаций по вопросам функционирования и поддержки инновационных систем и т.п.). Статус «Предприятие по обслуживанию передовых технологий» в КНР могут получить организации, отвечающие следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее года;

- располагаться в одном из 31 городов страны, участвующих в пилотном проекте формирования сети предприятий по обслуживанию передовых технологий (в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэне и др.);

- количество дипломированных специалистов (с высшим или средним специальным образованием) на предприятии должно быть не менее 50% общей численности работников;

- доходы от реализации услуг в сфере высоких технологий должны составлять не менее 50% совокупного дохода организации в отчетном (налоговом) году.

Таблица 3 Заявки на патенты, 2016 г.
Станы мира Заявки на патенты, поданные в национальные патентные ведомства Международные заявки на патенты, поданные по процедуре PCT
Количество (шт.) Доля в общем количестве (проценты) Количество (шт.) Доля в общем количестве (проценты)
Мир всего в том числе: Китай США Япония 3127900 1338503 605571 318381 100,0 42,8 19,4 10,2 233000 43214 59590 45214 100,0 18,5 24,3 19,4

Библиография

1. Клавдиенко В.П. Национальные инновационные системы в странах БРИКС // Общество и экономика. 2015. № 8-9. С.121-138.

2. Changes to China High and New Technology Enterprise // The National Law Review. 12 January. 2018.

3. China Statistical Yearbook. National Bureau of Statistics of China. 2016.

4. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

5. Greenhalgh Ch., Rogers M. Innovation, Intellectual Property and Economic Growth // Princeton University Press. 2013.

6. Hall B., Griffith R., Van Reenen. Do R&D tax credit work? // Journal of Public Economics. 2002. Vol. 85. Р. 3-31.

7. Kristol I. Ideology and supply-side Economics. Commentary // Economic Impact. 1981. № 3.

8. OECD. Measuring Tax Support for R&D and Innovation. February, 2017. Р. 172.

9. OECD. Science, Technology and Industry Scoreboard. Paris. 2017. P.156-157.

10. People`s Republic of China: Tax on Corporate Income. PWC. June. 2017. Р. 5-9.

11. Record Year for International Patent Applications in 2016. WIPO. Geneva. March 15. 2017. Annex 2. Р. 2.

12. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. Р. 1154 -1155, 1216.

13. Securing of Global Investment and Innovation Incentives. China. Deloitte. UK. October. 2017. P. 36-39.

14. Securing tax incentives across China. KPMC. Hong Kong. Makao. 2016. P. 7.

15. State Administration of Taxation of the People`s Republic of China. Tax revenue. 2017.

16. World Intellectual Property Report. Geneva. 2017. 138 p.

17. Worldwide R&D Incentives Reference Guide. China. 15 October. 2017. P 50-52.

Читайте также: