Экологический сбор бухгалтерский и налоговый учет

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Платежи за загрязнение окружающей среды уплачивались организацией и признавались в расходах по налогу на прибыль ежеквартально авансовыми платежами, исходя из фактических данных за предыдущий период.
В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам календарного года, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом. На этот момент организацией сформированы бухгалтерская отчетность и налоговая декларация по налогу на прибыль.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить сумму корректировки (как в большую, так и в меньшую сторону) платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленную по фактическим данным по итогам календарного года?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Плата за НВОС, подлежащая внесению по итогам 2019 года, подлежит признанию в расходах для целей налогообложения и бухгалтерского учета за указанный период (на дату 31.12.2019) в итоговой сумме, исчисленной с учетом корректировок ее размера.
Формирование налоговой базы по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2019 год без учета корректировки размера платы за НВОС приводит к искажениям, требующим исправления (особенности приведены ниже).

Обоснование позиции:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) по итогам отчетного периода (календарного года) исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Исчисленная таким образом плата за НВОС с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). При этом в течение отчетного периода предусмотрено внесение квартальных авансовых платежей (кроме четвертого квартала), размер которых в 2019 году определялся как одна четвертая части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год*(1).

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли суммы платы за НВОС учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ датой осуществления материальных расходов признается:
- дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
- дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.
Дата осуществления материальных расходов в части платы за НВОС в этом пункте не определена, что отмечается и представителями финансового ведомства (смотрите ниже).
Вместе с тем по общему правилу при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Учитывая, что обязательство по уплате указанной платы и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год), материальные расходы в виде платы за НВОС признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число отчетного (налогового) периода, за который соответствующие платежи производятся. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 08.08.2016 N 03-03-06/1/46432, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690. Причем финансовое ведомство обращает внимание, что обязанность по уплате квартальных авансовых платежей возникает в силу закона и не ставится в зависимость от представления в уполномоченный орган соответствующего расчета (декларации) по итогам таких периодов*(2).
Таким образом, считаем, что сумма платы за НВОС, исчисленная за 2019 год с учетом корректировок, должна учитываться для целей налогообложения прибыли на последнее число указанного налогового периода (31.12.2019), вне зависимости от сроков внесения этой платы и представления декларации о плате за НВОС.
Соответственно, эта плата с учетом корректировок должна формировать налоговую базу по налогу на прибыль за 2019 год (которая определяется нарастающим порядком) и отражаться в налоговой декларации за указанный период (п.п. 1, 7 ст. 274 НК РФ). Стоит заметить, что налоговая декларация по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года) представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2019 год не позднее 30.03.2020) (п. 4 ст. 289 НК РФ), что дает возможность учесть в годовой декларации по налогу на прибыль сумму платы за НВОС, подлежащую уплате за отчетный период по сроку не позднее первого марта (п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ) (что, в свою очередь, предполагает определение ее размера с учетом корректировок до этой даты).
На наш взгляд, если рассматриваемая плата была принята в расходы без учета корректировки, произведенной позднее, можно говорить об искажении налоговой базы по налогу на прибыль за соответствующий налоговый период. В таком случае следует учитывать положения п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ.
Напомним, этими нормами предусмотрена возможность перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац третий п. 1 ст. 54 НК РФ).
В этих случаях у налогоплательщика не возникает обязанности представления уточненной налоговой декларации за соответствующий период (однако такого права налогоплательщик не лишен). Применительно к рассматриваемой ситуации к излишней уплате налога на прибыль может привести сумма корректировки платы за НВОС в большую сторону, не учтенная при расчете налога на прибыль за 2019 год (при условии отсутствия убытка за этот период). Соответственно, сумма такой корректировки может быть учтена уже в текущем налоговом периоде*(3).
Если же размер платы за НВОС корректируется в меньшую сторону (то есть в расходах учтено больше, чем исчислено по итогам отчетного периода с учетом корректировки), то у налогоплательщика возникает обязанность пересчета налоговой базы и представления уточненной налоговой декларации.
Обращаем внимание, что на основании п. 2 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации, что вполне может иметь место в рассматриваемой ситуации. При этом каких-либо негативных последствий в виде налоговых санкций или пеней для налогоплательщика в этом случае не возникает (конечно, при условии, что сумма доначисленного в связи с корректировкой налога будет уплачена в установленный срок) (п.п. 3, 4 ст. 81 НК РФ).

Бухгалтерский учет

То же самое касается и бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). В отчете о финансовых результатах расходы признаются в т.ч. когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов (п. 19 ПБУ 10/99). Таким образом, организация, не имеющая права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета*(4), плату за НВОС включает в состав расходов по обычным видам деятельности по дате начисления.
По нашему мнению, начисление платы за НВОС за отчетный период следует отражать в бухгалтерском учете аналогично начислению налогов, подлежащих уплате по итогам календарного года, то есть на 31.12.2019. Причем, исходя из п. 19 ПБУ 10/99, расходы в виде платы за НВОС, исчисляемой по итогам отчетного периода, следует отражать в бухгалтерском учете в окончательно определенном размере с учетом корректировки (сумма расхода должна быть определена). Во всяком случае такой порядок сближает налоговый и бухгалтерский учет и представляется рациональным (п.п. 5, 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению в соответствии с ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (п.п. 2, 4 ПБУ 22/2010)*(5).
Так, ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется годовая бухгалтерская отчетность) (п. 6 ПБУ 22/2010). Ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в месяце выявления. А прибыль или убыток, возникшие в результате ее исправления, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (счет 91) (п. 14 ПБУ 22/2010).
Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

К сведению:
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов, которое может отличаться от мнения других специалистов, а также позиции контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

12 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стоит заметить, что с 01.01.2020 в Закон N 7-ФЗ внесены изменения, в т.ч. в части определения величины платежной базы для расчета размера квартальных авансовых платежей (п. 7 ст. 16.2, п.п. 4, 6, 7 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
*(2) Смотрите также Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, письма Росприроднадзора от 18.07.2016 N АА-06-01-36/14253, от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155.
*(3) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем периоде (в целях налогообложения прибыли).
*(4) Что, как мы понимаем, имеет место в рассматриваемой ситуации, учитывая, что субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи за НВОС.
*(5) Возникновение ошибки может быть обусловлено в том числе:
- неточностями в вычислениях;
- неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
- неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности.
При этом не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Заплати экосбор в 2021 году и живи спокойно

Заплати экосбор в 2021 году и живи спокойно

Кто заплатит экологический сбор в 2021 году?

В Российском законодательстве закреплено несколько видов неналоговых платежей в бюджет, связанных с сохранением экологии (утилизационный сбор, плата за загрязнение окружающей среды, плата операторам вывоза и переработки отходов). Требование утилизировать собственный товар и упаковку после их использования было закреплено в законодательстве еще в 2015 году. Именно тогда вступили поправки в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства». Экологический сбор – это неналоговый доход федерального бюджета Российской Федерации. Экологический сбор должен уплачиваться производителями или импортерами изделий, которые после завершения эксплуатации подлежат утилизации, начисляется также и в отношении упаковки, в которой поставляется товар. Если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. С 2021 года в соответствии с приказом Росприроднадзора отчет на бумаге можно сдать в исключительных случаях.

Производителям и импортерам товаров предложено два варианта действий: собрать свою продукцию после ее использования конечными потребителями и утилизировать собственными силами, а затем отчитаться перед Росприроднадзором. Но поскольку утилизировать собственную отработанную продукцию и упаковку сложно, дорого, а иногда и вовсе невозможно, то был предложен второй вариант – заплатить экологический сбор.

Неуплата экологического сбора с 2021 года наказывается административной ответственностью в виде штрафа, поскольку в силу вступила новая ст. 8.41.1 КоАП РФ, предусматривающая штрафы за его неуплату: должностное лицо – от 5000 до 7000 руб.; ИП – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 250 000 руб.; организация – трехкратный размер неуплаченного сбора, но не менее 500 000 руб.

Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 №3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые необходимо уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них). Например, для аккумуляторов в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22%. Это означает, что организация (или ИП), которые осуществляют утилизацию отработанных аккумуляторов, должны заплатить сбор 20% от их общего объема.

В отношении только упаковки сбор уплачивается, если: товар не является готовым к употреблению; товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси и прицепов к ним). Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации. В том случае, если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.

Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включается предварительная обработка, обезвреживание, сжигание и т.д. Утилизация подразумевает – рециклинг, регенерацию, рекуперацию.

Следует отметить, что денежные средства, поступающие в федеральный бюджет Российской Федерации за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, ориентированных на защиту окружающей среды (строительство заводов по переработке мусора, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.). Администратором экологического сбора является Росприроднадзор, а также данное ведомство является субъектом контроля отчетности по экологическому сбору.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды это одно и то же?

Платежи за негативное влияние на окружающую среду российский бизнес производит уже давно с 2002 года. Порядок уплаты данного сбора регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 07.04.2020 г.) «Об отходах производства», администратором выступает также Росприроднадзор.

Платежи за негативное влияние на окружающую среду производят организации и ИП, если их производственная деятельность сопровождается: образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках); химическими выбросами в атмосферу; загрязнением водоемов сточными водами.

Таким образом, экологический сбор и платежи за загрязнение окружающей среды это разные виды неналоговых сборов.

Порядок расчета экологического сбора

Формула расчета экологического сбора следующая:

ЭС = С х Т х Н,

где: ЭС – сумма экологического сбора;
C – ставка сбора;
Т – масса утилизируемого товаров тоннах или количество единиц товара, подлежащих утилизации;
Н – норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

В настоящее время действуют законодательно утвержденные: нормативы по утилизации и ставки по экологическому сбору.

Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам, если товары частично утилизируются, то в формулу включается только неутилизированный объем товаров (например, если из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг).

Какие отчеты необходимо представить плательщикам?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:
– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки»;

– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 №1342 (в ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»;

– расчет суммы экологического сбора. Форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»;

– отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров.

На сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) появилась информация о новом порядке представления расчета Экологического сбора согласно требованиям, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 № 920 «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме», зарегистрированном в Минюсте 28.12.2020 г. «Об определении формата, структуры, порядка подтверждения принятия и представления расчета экологического сбора в форме электронного документа, а также телекоммуникационных сетей, используемых для передачи расчета экологического сбора в электронной форме». Срок предоставления отчетности:

– до 1 апреля 2021 года представляется: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2020 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров;

– до 15 апреля 2021 года представляется: расчет суммы экологического сбора и производиться уплата экологического сбора.

Что изменится в скором времени?

Полтора года обсуждения изменения института расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки (РОП) закончились тем, что с 2022 года бизнес будет вынужден утилизировать их на 100%, и поскольку это невозможно, весь процесс «совершенствования» будет заключаться в обязательной оплате экосбора. Каким образом, государство обеспечит стопроцентную утилизацию пока не понятно, но анонсирована полная цифровизация и прозрачность системы, что обеспечит снижение платежей для населения. С 2022 года для упаковки, доля которой в бытовых отходах составляет 30-50%, вводится требование стопроцентной утилизации. Организациям исполнить РОП с 2022 г. будет возможно, если: заключить прямой договор с утилизатором, переработать отходы на своих мощностях или заплатить экосбор.

В Ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, включает корпорации, ответственные за производство большей части товаров в упаковке, – Pepsico, Coca Cola, Nestle, Tetra Pak и др.), отмечают, что за четыре года существования РОП в отрасли никаких особых изменений к лучшему не произошло, компании так и не смогли доказать эффективность своей деятельности по управлению отходами. Получается, что в настоящее время население фактически оплачивает утилизацию отходов, а бизнес не заинтересован в применении более экологичных материалов, поэтому государство разрабатывает новые правила, чтобы стимулировать утилизацию отходов. Планируется оцифровка всей отрасли, включая учет потоков выпуска товаров и упаковки, объемов их продаж, сбора, транспортировки и утилизации. Вновь созданная информационная система позволит реализовать принцип перекрестной отчетности с введением реестра утилизаторов, фиксацией выпускаемой на рынок упаковки и товаров.

Экологический сбор — это новая форма расширенной ответственности производителей и импортеров товаров, а также упаковки.

Принцип расширенной ответственности с 2017 года обязал производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров (упаковки) в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ.

Распоряжением Правительства РФ №2970-р от 28 декабря 2017 г. утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Перечень включает два раздела:

  • Раздел I. Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации. Среди перечисленных: текстильные, деревянные и бумажные изделия, издательская продукция, нефтепродукты, изделия из резины и пластмассы, стекло, продукция из черных металлов и алюминия, вычислительная техника, электрооборудование – всего 46 групп товаров.
  • Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации. Перечень включает упаковку из металла, полимеров, картона и бумаги, стекла, а также дерева и текстиля.

Узнайте, лежит ли на Вашей организации ответственность по выполнению нормативов утилизации или уплате экологического сбора, направив короткий запрос.

Срок сдачи отчетности по экологическому сбору

Обращаем внимание, что в случае наличия в перечне товаров (упаковки), выпускаемых или импортируемых вашей организацией, необходимо в установленные госорганами сроки предоставить следующие формы отчетности:

До 1 апреля года, следующего за отчетным ДЕКЛАРАЦИЯ о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров
До 1 апреля года, следующего за отчетным ОТЧЕТНОСТЬ о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров
При несоблюдении нормативов утилизации / невозможности их выполнения согласно Распоряжению Правительства РФ №2971-р от 28 декабря 2019 г.
До 15 апреля года, следующего за отчетным РАСЧЕТ суммы экологического сбора (в том числе его уплата)

Разъяснения по экологическому сбору конкретизируют порядок сдачи отчетности:

  • Экологический сбор для производителей, отчетность подается в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
  • Экологический сбор для импортёров, отчетность подается в центральный аппарат Росприроднадзора (г. Москва, ул. Б.Грузинская, 4/6)
  • Экологический сбор для производителей и импортеров одновременно, отчетность подается в центральный аппарат Росприроднадзора (г.Москва, ул. Б.Грузинская, 4/6), при этом в каждом документе (Декларация, Отчетность, Расчет) отображается информация как по произведенной продукции (+ упаковке), так и по импортируемой продукции (+упаковке).

Существенное повышение штрафов в 2019 году

С 17 июня 2019 года в Кодексе об административных правонарушениях появились отдельные штрафы за неуплату экологического сбора и нарушение порядка представления отчетности, введенные Федеральным законом №141-ФЗ.

  1. Ст. 8.5.1 установила штрафы для юридических лиц:
    • за непредставление или несвоевременное представление экоотчетности – в размере от 70 000 до 150 000 рублей
    • за представление в неполном объеме или с недостоверными сведениями – в двукратном размере суммы экологического сбора по каждой группе товаров (упаковки), подлежащего уплате, но не менее 250 000 рублей
  2. Ст. 8.41.1 установила штрафы за неуплату экологического сбора в срок (до 15 апреля) для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.

Обращаем Ваше внимание: поскольку закон вступил в силу с 17 июня 2019 года, фактически, его действие распространяется на прошлые периоды.

Эксперты Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» готовы оказать поддержку в подготовке полного пакета отчетности по экологическому сбору

Кроме того, дополнительно, по желанию клиента, специалисты Группы проанализируют возможности по утилизации и определят оптимальный способ:

  • Утилизация собственными силами компании, в том числе помощь в получении соответствующих лицензий;
  • Утилизация силами сторонних лицензированных переработчиков: анализ рынка, выбор оптимального переработчика;
  • Отказ от утилизации, в случае если ее стоимость превысит платежи по экологическому сбору.

Стоимость услуги по Подготовке отчетности по Экологическому сбору зависит от объемов и видов товаров, типов упаковки и может варьироваться.

В этом году производственники впервые отчитались по экологическому сбору. Он взимается с товаропроизводителей, не обеспечивающих утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств. Аналогичная обязанность установлена и для импортеров. Если за 2016 год вы не уплатили экологический сбор и не отчитались за него, исполнить эту обязанность можно и сейчас.

Товары, утратившие потребительские свойства в результате использования, загрязняют окружающую среду. Они представляют собой отходы. Порядок обращения с ними регламентирует Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон 89-ФЗ). При этом не все отходы подлежат обезвреживанию и захоронению. Некоторые виды подвергают утилизации. Под утилизацией понимаетсяиспользование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Выделяют повторное применение отходов по прямому назначению - рециклинг, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки - регенерацию, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения – рекуперацию (ст. 1 Закона 89-ФЗ).

Утилизация отходов –

использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов:

повторное применение отходов по прямому назначению

регенерация -

возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки

рекуперация -

извлечение из отходов полезных компонентов для их повторного применения

Требования по утилизации отходов от использования товаров (за исключением транспортных средств) содержит статья 24.2 Закона 89-ФЗ. В соответствии с ней статьей 24.5 Закона 89-ФЗ введен экологический сбор. Разберемся в этих вопросах, недостаточно известных большинству читателей.

Требования закона

На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).

За транспортные средства в целях соблюдения экологической безопасности уплачивается утилизационный сбор (статья 24.1 Закона 89-ФЗ).

Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности о выполнении утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

Какому варианту следовать – каждый производитель (импортер) решает самостоятельно. Любой из вариантов влечет за собой издержки.

Наш опрос показал, что импортеры пребывают в неведении относительно новых обязанностей по утилизации.

За какие товары и сколько платить

Производителю (импортеру), вставшему на тернистый путь самостоятельного сбора отходов, придется создавать и обслуживать территориальную инфраструктуру – например, посредством установки специальных контейнеров по видам мусора. Возможно, именно по этой причине в населенных пунктах стали появляться ящики для сбора батареек, пластиковой и алюминиевой тары. Но подобные явления массового характера пока не приобрели. Рядовому производителю, а тем более импортеру проще уплатить экологический сбор.

Экологический сбор охарактеризован в статье 24.5 Закона 89-ФЗ. Он относится к неналоговым доходам федерального бюджета. А значит, Налоговым кодексом этот платеж не регулируется.

Экосбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, одежда, изделия из пластмассы, дерева, бумаги, стекла, оргтехника, электрические приборы. Если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.Правила взимания экологического сбора установлены постановлением Правительства РФ от 08.10. 2015 № 1073. В нем определены порядок исчисления сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

За изделия, не готовые к употреблению (например, комплектующие механизмов), экологический сбор не взимается.

Экологический сбор исчисляется по итогам календарного года. Он рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу подлежащего утилизации готового товара, выпущенного в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04. 2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

Экологический сбор = Ставка х Масса товара х Норматив утилизации

Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в 3 года они пересматриваются. Нормативы на 2015 – 2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04. 12. 2015 г. №2491-р.

Считаем сумму экологического сбора за 2017 год

Компания производит пластиковые бутыли. Поскольку эти товары включены в группу № 17 «Изделия пластмассовые упаковочные» Перечня, за них компании предстоит уплатить экологический сбор. В производственных планах компании на текущий год – произвести бутыли общей массой 2 тонны.

Ставка экологического сбора по группе товаров № 17 – 3844 рубля за 1 тонну. Норматив утилизации для бутылей в 2017 году – 15 %. При таких условиях ожидаемая сумма экологического сбора за 2017 год составит 1153,20 руб. (3844 руб./т х 2 т х 15 %). Разумеется, по итогам года она будет уточнена исходя из фактического объема выпуска бутылей.


Способ первый – единовременно по состоянию на 31 декабря текущего года в составе прочих расходов: Экологический сбор придется платить, даже если у вас небольшое ателье по пошиву одежды. Ведь такие изделия отнесены к группе № 4 «Одежда верхняя прочая». А значит, бухгалтеру необходимо обеспечить учет массы готовой продукции.

Алгоритм действий по исчислению экологического сбора:

1. выясняем, входит ли производимый товар в группы товаров, подлежащих утилизации;

2. устанавливаем ставку экологического сбора;

3. определяем подлежащий применению норматив утилизации;

4. выявляем объем годового производства товара;

5. исчисляем экосбор путем перемножения соответствующих показателей;

6. аналогично – в отношении упаковки;

7. заполняем расчет по установленной форме

Обратите внимание: если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент. Он рассчитывается как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (Информация Минприроды России «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров (далее – РОП)»).

Бухгалтерский и налоговый учет

Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Но начислять сбор нужно в отчетном году, поскольку он относится к именно к этому периоду (п. 18 ПБУ 10/99, абз. 5 п. 5 ПБУ 1/2008).

В бухгалтерском учете производственной компании экологический сбор можно отражать двумя способами.

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76

- начислен экологический сбор за товары, выпущенные за отчетный год.

Применять для единовременно начисления счета 20 «Основное производство» мы не рекомендуем, поскольку это приведет к скачку себестоимости продукции последнего месяца.

Способ второй – равномерно (ежемесячно) в течение года в качестве оценочного обязательства (на счете 96 «Резервы предстоящих платежей») исходя из плановых показателей в сумме 1/12 от предполагаемого платежа. Основание – ПБУ 8/2010 (пп. «а» п. 4, п. 5, п. 8). Ведь избежать обязанности по уплате сбора не удастся. При этом суммы резерва целесообразно отнести на себестоимость соответствующих товаров:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

- сумма резерва включена в затраты на производство товаров.

В последний день отчетного периода - 31 декабря – начисляем экологический сбор и выполняем корректировку резерва в целях закрытия счета 96 (п. 23 ПБУ 8/2010):

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76

- признано обязательство по уплате экологического сбора (за счет резерва);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91-1

- списан излишне начисленный резерв.

Напомним, что организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, признавать оценочные обязательства не обязаны (п. 3 ПБУ 8/2010).

Импортер отнесет экологический сбор на расходы на продажу:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76

- начислен экологический сбор.

Уплата экологического сбора отражается записью «ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51».

Отражаем экологический сбор

Воспользуемся условиями примера 1. Компания приняла решение начислять экологический сбор как резерв предстоящих расходов. Исходя из планируемого объема выпуска изделий ежемесячная сумма начислений принята в размере (округленном до целых рублей) 96 руб./мес. (1153,20 руб. : 12 мес.).

Предположим, фактический выпуск бутылей за 2017 составит 2,1 тонны.

Соответственно экологический сбор, подлежащий уплате, - 1210,86 руб. (3844 руб./т х 2,1 т х 15 %).

При таких условиях бухгалтер компании произведет учетные записи:

ежемесячно в течение 2017 года -

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

- 96 руб. – признано оценочное обязательство;

31 декабря 2017 г.-

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 76

- 1210,86 руб. – начислен экологический сбор;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

- 58,86 руб. (1210,86 руб. – 96 руб./мес. х 12 мес.) – скорректирована величина резерва.

В целях налогообложения прибыли экологический сбор удовлетворяет критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, поэтому может быть отнесен к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). А вот компании, применяющие «упрощенку», принять экологический сбор в расходы не вправе. Ведь пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ такой расход прямо не предусмотрен.

Отчетность и контроль

Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Если товары, подлежащие утилизации, вывозятся из Российской Федерации, то экологический сбор за них не уплачивается.

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08. 2016 № 488 (зарег. в Минюсте России). Он представляется ежегодно в срок до 15 апреля в территориальный орган Росприроднадзора с приложением копии платежных документов об уплате экологического сбора.

Как выглядит и заполняется расчет – покажет очередной пример.

Заполняем расчет экосбора

Воспользуемся условиями примера 2, но дополним их. Предположим, за 2017 год компания использовала для упаковки бутылей мешки из полимеров этилена общей массой 0,2 тонны. Эта упаковка также подлежит утилизации, поэтому экологический сбор придется уплатить и за нее. Как будет выглядеть расчет суммы экологического сбора – показано на стр. *** Итоговая сумма экологического сбора к уплате согласно расчету (за готовые товары и их упаковку) - 1230,08 рублей.

А в завершение поговорим о санкциях за неуплату сбора и непредставление расчета. Постановлением 1073 (п. 25) установлено: в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки территориальный орган Росприроднадзора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. Если в течение 30 календарных дней со дня получения такого требования плательщик не погасит задолженность в добровольном порядке, она будет взыскана в судебном порядке. Штрафов за неисполнение данной обязанности не предусмотрено, судебной практики пока тоже нет. Кроме того, Росприроднадзор в письме от 16.03ю 2017 № АС-10-02-36/5284 предупреждает: на основании статьи 29 Закона 89-ФЗ деятельность юридических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области обращения с отходами, может быть прекращена.

Итак, если за 2016 год вы не уплатили экологический сбор и не отчитались за него, исполнить эту обязанность можно и сейчас. Наказаний не последует.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Кто должен платить экологический сбор в 2020 году
Экологический сбор в 2019 — 2020 годах — кто платит его и чем он принципиально отличается от других платежей, перечисляемых в бюджет РФ в рамках норм природоохранного законодательства? Каким образом следует исчислять экологический сбор?

Если у Вас есть конкретный вопрос по данной теме, просто напишите эксперту WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Экологический сбор 2020 — это налог?

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.
ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.
В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):товар не является готовым к употреблению;товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации (см. распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р). Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.
Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор.

Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.
Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Расчет платежа по ставке экологического сбора, нормативу утилизации и объему товара

Формула расчета рассматриваемого платежа следующая:
ЭС = С × Т × Н,
где: ЭС — сумма экологического сбора;
С — ставка сбора;
Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;
Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).
На данный момент действуют законодательно утвержденные:нормативы по сбору (постановление № 2971-р с 01.01.2018, № 2491-р до 01.01.2018);ставки по экологическому сбору (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).
Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам. Если товары частично утилизируются, то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг изделий.
Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2019 год — до 15.04 2020). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2019 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).Итоги
Фирмы и ИП, выпускающие или импортирующие товары, входящие в перечень из постановления № 2970-р, и не утилизирующие их самостоятельно, по факту утраты потребительских свойств данных товаров, должны уплачивать экологический сбор, а также направлять отчеты о нем в Росприроднадзор.

Читайте также: