Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в рк

Опубликовано: 08.05.2024


Социально-экономическая трансформация общества в стране невозможна без постоянной и системной модернизации государственных институтов, которые аккумулируют денежные потоки в Республике Казахстан. Ведь именно 85–90 % поступлений доходов в бюджетную систему государства обеспечивается за счет налогов, сборов и платежей, в какой-то мере налоговое администрирование и его развитие в условиях быстро меняющейся современной рыночной экономики остается одной из наиболее актуальных проблем.

Становление законодательно-нормативной базы налогового администрирования в Республике Казахстан формировалось одновременно с развитием отечественной налоговой системы страны. В данной статье представлены этапы становления и развития института налогового администрирования в Республике Казахстан – начиная с конца 1991 г. и по настоящий момент. Исследуемая проблема рассматривается во взаимосвязи с развитием государственности Казахстана и гражданского общества как некий целостный феномен. В работе рассмотрена отечественная история законодательства в области налогового администрирования, условно разделенная на четыре периода.

Первый период характеризуется принятием собственного налогового законодательства на заре становления Казахстана в качестве суверенного и независимого государства. Он охватывает декабрь 1991 г. – апрель 1995 г.

Именно в этот период был принят Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года «О налоговой системе в Республике Казахстан», являющийся основным для правового регулирования налогообложения, а также целый ряд нормативно-правовых актов, посвященных отдельным видам налогов, а именно Законы от 24 декабря 1991 года, такие как «О налоге на добавленную стоимость»; «Об акцизах»; «О налоге на имущество физических лиц»; «О налоге на операции с ценными бумагами»; «О таможенном тарифе и пошлине»; «О сборе с граждан, не зарегистрированных в качестве субъекта предпринимательской деятельности»; «О курортном сборе»; «О целевом сборе»; «О фиксированных рентных платежах»; «О внесении изменений в Закон Казахской ССР «О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» [1].

В свою очередь были установлены жесткие меры в виде санкции за нарушение налогового законодательства, носящие ступенчатый характер, где допускалось наложение ряд взысканий налогово-правового и административного характера за одинаковый проступок.

Одновременно Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» обладал целым рядом определенных преимуществ, способствующих правильной с точки зрения соответствия объективной и субъективной нужде казахстанского общества организации налогообложения, многие из которых, в процессе дальнейшей переработки правовой системы оказались утерянными или просто ненужными в силу определённых причин авторов проектов законодательных актов.

Наиболее сложной задачей при разработке совершенно новой современной налоговой системы была потребность по крайней мере сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, ведь нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда различных социально значимых программ и проектов. Исполнение этой проблемы усугублялось, с одной стороны, падением казахстанского производства и уменьшением доходов бюджета в результате сокращения налоговых поступлений, а с другой стороны – потребностью восполнения за счет бюджета возрастающих социальных затрат в рыночных условиях [2].

С преобразованием политического и экономического устройства Республики Казахстан становления самого государства изменялись и методы администрирования налогов и других обязательных платежей в бюджет. Государство начинает устанавливать правила и механизм организационно-правового регулирования: кто субъект налога; облагаемый доход, собственность; величина объекта налога; норму налогообложения; сумму налога; механизм проверки и т.п.

Следующий период с апреля 1995 года по июнь 2001 года – характеризуется введением Указа Президента Республики Казахстан от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Причиной принятия данного закона явилось совершенно новое налоговое преобразование, заключенное в том, что налоговое законодательство приобрело консолидированный и даже кодифицированный характер. Тем самым закон объединил в себе целый ряд ранее действовавших налоговых правил согласно которому «законодательные и другие нормативно-правовые акты, противоречащие положениям настоящего закона, не имеют никакой юридической силы».

Закон закрепил ответственность за неисполнение налогового обязательства.

Большим достижением закона является отказ от принудительного взыскания недоимки, пени и налогово-правового штрафа на основе одностороннего разрешения органов налоговой службы – если плательщик налогов выражал несогласие с начисленными недоимками, пенями и штрафом, то налоговый орган мог произвести взыскание только по решению суда. Такой подход не только обеспечивал объективное рассмотрение дела и защиту законных интересов, как налоговых органов, так и налогоплательщиков, но и полностью соответствовал требованиям правового и демократического государства, каким провозгласил себя Казахстан согласно своей Конституции.

Закон устанавливал ответственность налоговых органов за убытки, причинённые в результате неправомерных действий работников этих органов, за счет республиканского бюджета

Третий период просуществовал вплоть до 2008 года и был обусловлен с введением Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налогового кодекса), ратифицированного Законом Республики Казахстан от 12 июня 2001 года.

Основными причинами принятия данного Кодекса выступили следующие факторы:

– во-первых, острая необходимость упорядочения нормативно-правовой базы налоговой системы в рамках накопленного опыта налоговой службы, а именно потребность в прозрачной юридической регламентации некоторых видов налогов, а также сборов и платежей, выявившихся недостатков в отечественном законодательстве и его совершенствование. Тем более налоговая система Республики Казахстан осталась прежней;

– во-вторых, потребность внести изменения в отечественное налоговое законодательство, в том числе внедрение таких институтов, как налоговое обязательство, налоговое представительство, принципы налогообложения и т.п., таким образом дать более прозрачную и понятную структуру базовому нормативно-правовому акту в системе налогообложения – Налоговому кодексу Республики Казахстан, соответственно привести в единую систему налогово-правовые нормы;

– в-третьих, желание постоянно совершенствовать механизм юридической ответственности за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан.

В начале 2000-х гг. в Казахстане была проведена огромная работа по пересмотру деятельности налоговых органов и налогового законодательства, а также проведена автоматизация бизнес-процессов. Данная реформа проводилась при активном сотрудничестве с Международным банком реконструкции и развития – Всемирный банк. Привлечение Всемирного банка в качестве партнера при проведении реформы позволило Казахстану получить доступ к передовым международным практикам налогового администрирования, обширный опыт и база знаний создали почву для активного перехода на новую модель работы. В конечном итоге появились такие информационные системы, как Интегрированная налоговая информационная система (далее – ИНИС).

ИНИС была создана специалистами ЕРАМ Systems по поручению Министерства финансов Республики Казахстан в 2008 г., как объединившая главный аппарат налогового комитета и территориально- распределенные подразделения налоговых органов государства.

Несомненно, для регистрации и учета налогоплательщиков до разработки ИНИС в каждой инспекции налоговой службы применялась собственная база данных, которая постепенно изменялась и велась независимо от баз данных прилегающих налоговых органов.

Сам проект по созданию ИНИС был запущен в контексте программы Всемирного банка по модернизации налогового администрирования в Республике Казахстан. Сегодня в Республике сформирована единственная основополагающая инфраструктура, которая систематически поддерживается и развивается. Названная система состоит из таких частей, комплексно реализующих основные функции, выполняемые налоговыми органами – это регистрация, прием налоговой отчетности, учет, налоговый аудит.

Внедрение системы ИНИС позволило оптимизировать внутренние рабочие процессы, а именно синхронизировать деятельность налоговой службы на всех уровнях, обеспечить все подразделения единой непротиворечивой информацией, ускорить процесс принятия решений по различным вопросам и снизить число ошибок, вызванных человеческим фактором.

В настоящее время в информационной системе ИНИС ежедневно обрабатывается около 150000 различных документов. Налогоплательщики получили доступ к возможности оплачивать налоги и производить другие обязательные платежи в бюджет через интернет-сервисы ведущих банков Республики Казахстан.

В 2006–2008 гг. в рамках Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан проведен анализ в сфере налоговой политики и налогового администрирования Казахстана.

Дальнейшую историю законодательно-нормативной базы налогового администрирования авторы связывают с четвертым этапом, который отличается кардинальными политическими и экономическими изменениями, в стране начавшимися с 2009 г. и продолжающимися до настоящего времени.

Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан была создана и внедрена Система обработки налоговой отчётности (далее – СОНО) [3].

Однако, как считают специалисты, время и прогресс не стоят на месте, эпоха информатизации и глобализации поставила новые вызовы перед налоговыми органами Казахстана, и главный из них – возможность быстрого изменения и приспособления к требованиям и тенденциям развития экономики [5].

В данный период времени результатом реализации Программы совместных экономических исследований Всемирного банка и Правительства Республики Казахстан в области налоговой политики стало принятие нового Налогового кодекса РК, вступившего в силу с 1 января 2009 г.

Результаты в области налогового администрирования стали платформой для начала реализации масштабной реформы – Проект по реформированию налогового администрирования на 2011–2016 гг.

Реализация данного Проекта реформирования явилась логическим продолжением принятой государством налоговой политики по либерализации налогового законодательства и снижению налоговых ставок, который сам по себе без совершенствования процедур и методов налогового администрирования не позволит создать привлекательный бизнес-климат в стране.

Таким образом, поставлены четкие задачи о необходимости коренного пересмотра деятельности с увеличением эффективности работы с ориентиром на обслуживание налогоплательщиков и, соответственно, о повышении добровольности соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

Как известно, тремя китами добровольного соблюдения налогового законодательства являются: надежная и прозрачная система проведения налоговой проверки, рациональное взимание налогов (в том числе принудительное), а также удобство и доступность оказания налоговых услуг.

В декабре 2014 года Постановлением Правительства РК почти все налоговые и таможенные органы были реорганизованы в единый государственный орган под названием Комитет государственных доходов Республики Казахстан, объединив соответствующие департаменты по областям, включая передачи функций по расследованию экономических и финансовых преступлений в органы государственных доходов.

Данная реформа была направлена на решение следующих задач:

– оптимизация государственного аппарата;

– снижение административной нагрузки на налогоплательщиков;

– сокращение уровня теневой экономики;

– увеличение поступлений в бюджет;

– повышение качества оказываемых услуг со стороны государства;

– повышение доверия граждан к государственной системе Казахстана.

Таким образом, в текущий план модернизации были включены следующие основные направления налогового администрирования:

– оказание налоговых услуг и создание современного Call-центра органов государственных доходов;

– совершенствование процесса проведения налоговых проверок;

– внедрение принципов системы управления рисками при проведении проверок и в деятельности органов государственных доходов;

– совершенствование взимания налоговой задолженности;

– развитие информационных систем;

– пересмотр системы апелляции;

– пересмотр организационной структуры органов государственных доходов.

Такое мероприятие, как введение всеобщего декларирования доходов граждан и создание Центров обработки информации органов государственных доходов, – это одна из ключевых задач проекта.

Построение новой модели налоговой службы релевантно задачам, поставленным Главой государства в целях реализации Стратегии вхождения Казахстана в 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Исследование позволило сделать вывод о том, что налоговая политика государства с четкой организацией администрирования налоговых платежей приводит к эффективной налоговой системе, что характеризуется устойчивым финансовым положением государства. Рост эффективности налоговой системы выражается в значительном увеличении налоговых поступлений в государственную казну, данный рост связан с бурным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков.

Как полагают авторы, в условиях непрерывной глобализации мировой экономики на национальную систему налогового администрирования возлагается огромная ответственность, именно от качества и степени проведения налогового администрирования будет зависеть, станет в перспективе отечественная налоговая система конкурентоспособной или будет осуществлять только роль фискального инструмента [6].

Как считают специалисты, прирост роста доходов бюджета обеспечивается путем увеличения налоговых поступлений занимающих более 90 % в доходах государственного бюджета. Данное увеличение способствует росту экономики, росту импорта товаров и услуг, увеличению производства в отдельных отраслях в ходе реализации проектов Карты индустриализации.

Исследование четвертого этапа позволило сделать вывод о том, что фискальная политика страны с налаженной и понятной организацией налогового администрирования приведёт к эффективной системе налогообложения. Рост эффективности системы налогообложения проявляется в ощутимом увеличении налоговых поступлений в государственный бюджет, данный рост связан с активным развитием промышленности в Республике Казахстан и увеличением количества налогоплательщиков [7].

Налоговые администрации снова обдумывают и реорганизуют собственные бизнес-процессы из-за мирового экономического кризиса и всемирной глобализации. Сейчас множество стран объединяют ресурсы, уменьшают нагрузки налоговых органов и делегируют свои функции другим государственным органам, уменьшают время обработки данных и пропускной способности с помощью современных информационных технологий.

В отечественной системе налоговой администрации наблюдается развитие цифрового доступа к юридическим и физическим лицам, что существенно снижает издержки.

В настоящее время на сбор налогов и сборов расходуется сумма, равная 0,96 % от общего объема доходной части бюджета страны. Таким образом, сбор 1000 тенге налогов обходится в 9,6 тенге – это, несомненно, положительный результат. В будущем если республика будет продолжать работать над улучшением этого показателя, то в области налогового администрирования может подняться на уровень таких стран, как Сингапур – 0,87 %, Англия – 0,83 %, Дания – 0,71 %.

В заключение отметим, что органам государственных доходов РК необходимо систематически проводить работу по уменьшению затрат путем обеспечения поступлений налогов и других платежей в бюджет, применять в своей работе методы экономности и совершенствовать бизнес-процессы.

К.э.н . ЛукпановаЖ.О .

Магистрант Мусалиев Д. Р.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза , Казахстан

Анализ налогового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Если коснуться истории, то первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со времен Древней Греции и Рима и до начала нашего столетия налоги служили одним из главных источников дохода государственного бюджета. Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания [1, с. 305].

С помощью налогов государство действительно способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для одних сфер либо наоборот ограничить деловую активность хозяйствующих субъектов других сфер. Управляя механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, формируя методические основы исчисления налогооблагаемой базы, меняя налоговые ставки, предоставляя или отменяя налоговые льготы, государство может активно воздействовать на стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности, что прямо повлияет на темпы экономического роста в стране. Эту двойственность влияния налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать в процессе осуществления экономических преобразований, и в первую очередь в ходе проведения налоговых реформ.

Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия – поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется, прежде всего, через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства [2].

Налогообложение предпринимательской деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

- упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- предоставление налоговых льгот;

- в общеустановленном порядке.

Первое направление – применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют определенным критериям.

Второе направление государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Например, в виде налоговых каникул, в виде снижения ставок, в виде скидок, в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения.

Третье направление предусматривает налогообложение предпринимателей без предоставления всяких льгот в общеустановленном порядке.

В Республике Казахстан существуют следующие виды упрощенных налоговых режимов для субъектов бизнеса:

- Специальный налоговый режим (СНР) на основе патента

- Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

- Специальный налоговый режим для крестьянских хозяйств

СНР на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) не использующие труд наемных работников;

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход за год не превышает 200-кратного размера минимальной заработной платы.

Патент - это документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и подтверждающий факт уплаты в бюджет сумм налогов. Патент выдается на срок не менее одного месяца и не более 12 месяцев.

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2 % к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального и социального налогов [3].

На данный момент основной формой расчетов с бюджетом для субъектов малого бизнеса является специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Рассмотрим механизм исчисления налога по СНР на основе упрощенной декларации. Заявленный доход предпринимателя подлежит налогообложению по ставке 3%. Данная сумма равными долями распределяется на сумму индивидуального подоходного налога и социального налога. Сумма социальных отчислений исчисляется в размере 5% от минимальной заработной платы. Сумма обязательных пенсионных отчислений исчисляется в размере 10% от заработной платы предпринимателя [3] . Это расчет на доход предпринимателя. Но у предпринимателя, как правило, есть наемные работники, поэтому за них также следует уплатить налоги и отчисления, это индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) и социальные отчисления . Ставки и механизм исчисления налогов по упрощенной декларации приведены в Таблице 1.

Таблица 1-Механизм исчисления налога по СНР на основе упрощенной декларации в РК

Налоги, исчисляемых в рамках СНР

Форма и сроки предоставления отчетности

Индивидуальный подоходный налог

1,5% от заявленного дохода

не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

декларация: не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

(1,5% от заявленного дохода) - соц.отчисления

обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ

(10 % от зарплаты предпринимателя)

исчисленная сумма может быть уменьшена на 1,5% в зависимости от размера зарплаты работника

При наличии наемных работников дополнительно рассчитываются следующие налоги и отчисления:

Индивидуальный подоходный налог

10% от дохода работника за минусом МЗП и ОПВ

не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

5% от дохода работника за минусом ОПВ

обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ

10% от дохода работника

Примечание – составлено автором на основе Налогового кодекса РК

Еще одним моментом, достойным внимания, является то, что после определения суммы налогов по шкале ставок производится корректировка исчисленной суммы в сторону уменьшения, в зависимости от численности занятых работников, в размере 1,5 % от суммы налогов [3].

Если провести анализ только некоторых изменений налогового законодательства Республики Казахстан по налоговому регулированию за последние годы, то можно отметить существенные результаты.

Таблица 2 - Анализ основных изменений законодательства по СНР для субъектов малого бизнеса

По старому кодексу

По новому кодексу

доход по патенту за налоговый период не превышает 2 млн.тенге

доход по патенту за налоговый период не превышает 200-кратного минимального размера заработной платы

у предпринимателей появились возможности расширить свой бизнес и увеличить обороты

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 15

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 25

многие не подойдут под данный режим и смогут работать по упрощенной декларации

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у малых предприятий 25 человек

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у малых предприятий 50 человек

все малые предприятия получили возможность работать в рамках снр на основе упрощенной декларации, а также рост занятости

предел дохода работающих по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 10 млн.тенге

предельный доход работающих по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей за полугодие составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы

наличие стимула у предпринимателей и малых предприятий для увеличения оборотов и размера бизнеса, увеличение налогового поля

предел дохода работающих по упрощенной декларации у юридических лиц 25 млн.тенге

предельный доход работающих по упрощенной декларации у юридических лиц за полугодие составляет 2800- кратный минимальный размер заработной платы

На сегодня, налоговое регулирование направлено на решение важнейших задач экономики - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном итоге приводит к увеличению налоговой базы и росту предпринимательской деятельности.

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики : Учебник / Антонова Н.Б. - Мн : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

2. Налоговое регулирование. Учебное пособие / Фокин В.М.; Под ред.: Пепеляев С.Г. - М.: Статут, 2004. - 76 c .

3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 10. 12. 2008 года № 99-IV (с изменениями и дополнениями на 01.01.17)

Многое уже, наверное, знают об опубликовании Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Авторы документа, среди которых есть и эксперты из России (насколько мне известно, в разработке Кодекса участвовал заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮУ Владимир Сергеевич Белых), избежали соблазна написать второй частноправовой кодекс специально для предпринимателей (чего нередко хотят сторонники концепций «предпринимательского права» и дуализма частного права). И это был правильный подход. В п. 2 ст. 1 Предпринимательского кодекса (далее также – Кодекс) прямо говорится, что основанные на равенстве участников имущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

Однако в Кодексе есть дублирование положений ГК Республики Казахстан. Например, это касается положений ст. 51 «Предпринимательство государственных предприятий». Кодекс определяет, что является государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, что является казенным предприятием. Но эти определения уже есть в ГК Республики Казахстан (ст. 103, ст. 104)!

Предпринимательский кодекс регулирует отношения власти и бизнеса, если говорить просто. В Кодексе, в частности, затрагивается следующий круг отношений: участие бизнеса в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, формы и средства государственного регулирования (разрешения и уведомления), техническое регулирование, государственное регулирование цен и тарифов, обязательное страхование, государственный контроль и надзор, государственная поддержка отдельных видов деятельности (АПК, индустриально-инновационной, инвестиционной), специальные защитные, антидемпинговые меры. Кодекс охватывает и антимонопольное регулирование. Есть раздел, посвященный формам и способам защиты прав субъектов предпринимательства, в котором, в том числе, регламентирован статус уполномоченного по защите прав предпринимателей и инвестиционного омбудсмена.

Скажете: «Сборная солянка»? Возможно. Только вместо множества разбросанных по разным нормативным правовым актам положений, касающихся взаимодействия государства и бизнеса, появляется пусть и не стройная на чей-то взгляд, но система. Кодификация упрощает жизнь не только предпринимателям, но и юристам.

Любопытно, что Предпринимательский кодекс предусматривает, что при наличии пробелов или противоречия норм законодательства в сфере предпринимательства положениям Кодекса, применяются положения Кодекса (п. 4 ст. 1). Похожая норма, как известно, есть в российском ГК (абз. 2 п. 2 ст. 3) и в ГК Республики Казахстан (п. 2 ст. 3).

В Кодексе поименовано 19 (!) принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Любопытно, что добросовестность как общий принцип в перечне прямо не поименована. Есть только добросовестная конкуренция (подп. 5 п. 2 ст. 3 Кодекса). Остается лишь задать вопрос: а разве добросовестная конкуренция это принцип взаимодействия субъектов предпринимательства и государства? Ответ есть в статье 8 «Добросовестная конкуренция», которой запрещается деятельность, направленная на ограничение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция.

Надо отметить, что добросовестность уже как презумпция возникает в статье 14 «Взаимная ответственность субъектов предпринимательства и государства», где говорится, что в процессе государственного регулирования предпринимательства при исполнении предпринимателями своих обязанностей или реализации их прав предполагается добросовестность их действий.

Что очень важно: субъект предпринимательства считается добросовестным, если руководствовался официальным разъяснением государственного органа, данного в пределах компетенции последнего.

Среди принципов можно особо отметить прямо закрепленный приоритет предупреждения нарушения перед применением мер государственного принуждения (ст. 13).

Поначалу вызывает вопросы соотношение принципа равенства субъектов предпринимательства (ст.6) и принципа поддержки отечественных производителей (ст. 17), но они снимаются тем, что второй принцип раскрывается через реализацию мер по созданию благоприятных условий для развития производства. Кроме того, Кодекс провозгласил, что при заключении международных договоров и участии в принятии решений международных организаций учитываются национальные интересы Республики Казахстан.

Кодекс закрепил положение о запрещении использования прав в противоречии с их назначением, явно перекочевавшее из пункта 5 статьи 8 ГК Республики Казахстан, запрещающего такое поведение наряду с действиями, направленными на причинение вреда, и злоупотребление правом в иных формах. Предпринимательским кодексом также запрещается использование прав с целью уклонения от исполнения обязанностей или ответственности за совершенные правонарушения, причем речь идет не только о правах, предоставленных Кодексом, но и предоставленных другими нормативными правовыми актами.

Можно отметить отсутствие единообразия в словоупотреблении. К примеру, где-то говорится: «законами Республики Казахстан», где-то: «законодательством Республики Казахстан», в иных местах текста: «нормативными правовыми актами».

Кодекс есть за что похвалить, есть за что покритиковать, но так или иначе, я считаю, его появление можно назвать успехом сторонников концепции предпринимательского (хозяйственного) права. Если этот успех будет подкреплен позитивным опытом правоприменения, возможно, и в России наметится тенденция к преодолению пестуемого цивилистического скепсиса по поводу вклада «хозяйственников» в юриспруденцию, тем более что Кодекс не лезет на «поляну» цивилистов.

Внесены изменения в Налоговый кодекс в части введения специального налогового режима (СНР) розничного налога для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших от пандемии секторах. Так, с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополнен главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога».

Норма действует с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Перечень видов деятельности по которым применяется режим розничного налога

Режим розничного налога рассчитан на 2 года как антикризисная мера для обеспечения снижения налоговой нагрузки на субъекты МСБ и оптимизации порядка оплаты налогов и платежей в бюджет.

Перечень видов деятельности установлен постановлением Правительства РК. В перечне предусмотрены те виды деятельности, на которые применялись ограничительные карантинные меры в период пандемии.

Всего определено 114 видов деятельности.

В частности, в перечень вошли:

  • техническое обслуживание и ремонт автомобилей
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах, являющихся торговыми объектами
  • розничная торговля мебелью в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами
  • розничная торговля книгами в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами,
  • розничная торговля аудио и видеозаписями в специализированных магазинах
  • розничная торговля спортивным оборудованием в специализированных магазинах
  • розничная торговля одеждой и обувью
  • розничная торговля косметическими товарами и туалетными принадлежностями
  • розничная торговля цветами в специализированных магазинах
  • розничная торговля подержанными товарами в магазинах
  • перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами
  • деятельность автомобильных стоянок
  • предоставление гостиничных услуг с ресторанами
  • деятельность туристских операторов и агентств
  • дошкольное образование
  • театральная и концертная деятельность, цирков, музеев
  • ремонт мебели и предметов интерьера, обуви
  • предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Каков порядок применения специального налогового режима розничного налога

Специальный налоговый режим розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

  1. признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом РК;
  2. осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

Специальный налоговый режим розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в Республике Казахстан и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

  • юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового Кодекса;
  • индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

В какие сроки представляется отчетность

Налоговым периодом для применения специального налогового режима розничного налога является календарный квартал.

Субъектами малого и среднего бизнеса, применяющими СНР розничного налога, представляется ФНО 913.00.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим розничного налога, производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

К.э.н . ЛукпановаЖ.О .

Магистрант Мусалиев Д. Р.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза , Казахстан

Анализ налогового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Если коснуться истории, то первым из налогов, используемых с целью урегулирования внешних экономических отношений, следует отнести налоговые пошлины и тарифы. Со времен Древней Греции и Рима и до начала нашего столетия налоги служили одним из главных источников дохода государственного бюджета. Одна из главных задач государственной политики ведущих западных стран послевоенных лет - стимулирование частного предпринимательства в приоритетных направлениях производственной и научно-технической деятельности - в значительной мере решалась посредством маневрирования прямыми и косвенными налогами, за счет реформирования методов и форм их взыскания [1, с. 305].

С помощью налогов государство действительно способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для одних сфер либо наоборот ограничить деловую активность хозяйствующих субъектов других сфер. Управляя механизмом налогообложения, вводя или отменяя разные виды налогов, формируя методические основы исчисления налогооблагаемой базы, меняя налоговые ставки, предоставляя или отменяя налоговые льготы, государство может активно воздействовать на стимулирование или ограничение предпринимательской деятельности, что прямо повлияет на темпы экономического роста в стране. Эту двойственность влияния налогов на предпринимательскую деятельность необходимо учитывать в процессе осуществления экономических преобразований, и в первую очередь в ходе проведения налоговых реформ.

Налоговое регулирование имеет две стороны воздействия – поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется, прежде всего, через механизм налоговых льгот и тем самым стимулирует развитие производства. Ограничительная сторона, напротив, предусматривает высокий уровень налогообложения и сдерживает развитие производства [2].

Налогообложение предпринимательской деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

- упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- предоставление налоговых льгот;

- в общеустановленном порядке.

Первое направление – применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют определенным критериям.

Второе направление государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Например, в виде налоговых каникул, в виде снижения ставок, в виде скидок, в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения.

Третье направление предусматривает налогообложение предпринимателей без предоставления всяких льгот в общеустановленном порядке.

В Республике Казахстан существуют следующие виды упрощенных налоговых режимов для субъектов бизнеса:

- Специальный налоговый режим (СНР) на основе патента

- Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

- Специальный налоговый режим для крестьянских хозяйств

СНР на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) не использующие труд наемных работников;

2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход за год не превышает 200-кратного размера минимальной заработной платы.

Патент - это документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и подтверждающий факт уплаты в бюджет сумм налогов. Патент выдается на срок не менее одного месяца и не более 12 месяцев.

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2 % к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального и социального налогов [3].

На данный момент основной формой расчетов с бюджетом для субъектов малого бизнеса является специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Рассмотрим механизм исчисления налога по СНР на основе упрощенной декларации. Заявленный доход предпринимателя подлежит налогообложению по ставке 3%. Данная сумма равными долями распределяется на сумму индивидуального подоходного налога и социального налога. Сумма социальных отчислений исчисляется в размере 5% от минимальной заработной платы. Сумма обязательных пенсионных отчислений исчисляется в размере 10% от заработной платы предпринимателя [3] . Это расчет на доход предпринимателя. Но у предпринимателя, как правило, есть наемные работники, поэтому за них также следует уплатить налоги и отчисления, это индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) и социальные отчисления . Ставки и механизм исчисления налогов по упрощенной декларации приведены в Таблице 1.

Таблица 1-Механизм исчисления налога по СНР на основе упрощенной декларации в РК

Налоги, исчисляемых в рамках СНР

Форма и сроки предоставления отчетности

Индивидуальный подоходный налог

1,5% от заявленного дохода

не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

декларация: не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

(1,5% от заявленного дохода) - соц.отчисления

обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ

(10 % от зарплаты предпринимателя)

исчисленная сумма может быть уменьшена на 1,5% в зависимости от размера зарплаты работника

При наличии наемных работников дополнительно рассчитываются следующие налоги и отчисления:

Индивидуальный подоходный налог

10% от дохода работника за минусом МЗП и ОПВ

не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

5% от дохода работника за минусом ОПВ

обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ

10% от дохода работника

Примечание – составлено автором на основе Налогового кодекса РК

Еще одним моментом, достойным внимания, является то, что после определения суммы налогов по шкале ставок производится корректировка исчисленной суммы в сторону уменьшения, в зависимости от численности занятых работников, в размере 1,5 % от суммы налогов [3].

Если провести анализ только некоторых изменений налогового законодательства Республики Казахстан по налоговому регулированию за последние годы, то можно отметить существенные результаты.

Таблица 2 - Анализ основных изменений законодательства по СНР для субъектов малого бизнеса

По старому кодексу

По новому кодексу

доход по патенту за налоговый период не превышает 2 млн.тенге

доход по патенту за налоговый период не превышает 200-кратного минимального размера заработной платы

у предпринимателей появились возможности расширить свой бизнес и увеличить обороты

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 15

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 25

многие не подойдут под данный режим и смогут работать по упрощенной декларации

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у малых предприятий 25 человек

предел численности наемных работников по упрощенной декларации у малых предприятий 50 человек

все малые предприятия получили возможность работать в рамках снр на основе упрощенной декларации, а также рост занятости

предел дохода работающих по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей 10 млн.тенге

предельный доход работающих по упрощенной декларации у индивидуальных предпринимателей за полугодие составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы

наличие стимула у предпринимателей и малых предприятий для увеличения оборотов и размера бизнеса, увеличение налогового поля

предел дохода работающих по упрощенной декларации у юридических лиц 25 млн.тенге

предельный доход работающих по упрощенной декларации у юридических лиц за полугодие составляет 2800- кратный минимальный размер заработной платы

На сегодня, налоговое регулирование направлено на решение важнейших задач экономики - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном итоге приводит к увеличению налоговой базы и росту предпринимательской деятельности.

1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики : Учебник / Антонова Н.Б. - Мн : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

2. Налоговое регулирование. Учебное пособие / Фокин В.М.; Под ред.: Пепеляев С.Г. - М.: Статут, 2004. - 76 c .

3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других платежах в бюджет» от 10. 12. 2008 года № 99-IV (с изменениями и дополнениями на 01.01.17)

Читайте также: