Налоговое регулирование иностранного капитала в россии

Опубликовано: 15.05.2024

6.2. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Современное правовое регулирование в области капиталовложений осуществляется путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования.

В современных условиях значение международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций возросло, а в силу конституционных положений нормы этих соглашений и принципы международного права пользуются приоритетом.

В условиях интернационализации хозяйственной жизни особое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в странах переходной экономики приобрело соблюдение требований международных стандартов. Под стандартами понимаются международные правила, сформулированные в многосторонних и двусторонних соглашениях, в соответствии с которыми государство-участник берет на себя обязательство следовать предусмотренным в международном праве принципам правового регулирования иностранных инвестиций.

Некоторые положения содержатся в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. и в ряде других соглашений.

В Договоре к Энергетической хартии 1994 г., участниками которого являются государства СНГ, предусмотрено, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям также обеспечивается максимально постоянная защита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению или распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем это требуется по международному праву, включая обязательства по договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюдает любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой договаривающейся стороны (ст. 10 Договора). Сотрудничество России с ЕС направлено на создание благоприятного климата как для отечественных, так и иностранных инвестиций в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций, перевода капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях (ст. 58 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г.).

Принципы, имеющие самое непосредственное отношение к гарантиям в отношении инвестиций, закреплены в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривающие право государства на национализацию и условия ее проведения (в частности, выплату компенсации собственнику национализированного имущества).

К таким договорам относятся международные соглашения, подписанные в результате завершения в 1995 г. уругвайского раунда переговоров, проводимых в рамках ГАТТ, приведших к созданию Всемирной торговой организации (ВТО). Это - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). В этих соглашениях содержатся обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложения капитала (вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий), в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

В настоящее время двусторонние международные договоры содержат более подробное регулирование соответствующих отношений, а главное, именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие инвестиционный климат. По данным на 2000 г., в мире действовало более 800 двусторонних соглашений.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

Для России как правопреемника СССР действуют двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные СССР.

Основные положения двусторонних договоров о взаимной защите инвестиций соответствуют международной практике заключения инвестиционных соглашений. При их разработке Советский Союз, а затем Россия и другие государства СНГ учитывали опыт других государств, касающийся содействия осуществлению и защите капиталовложений. Однако имеются и различия, отражающие как компромиссный характер переговоров, так и особенности подхода различных стран к инвестиционному сотрудничеству.

Наряду с определением понятия инвестиций обычно эти соглашения включают основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся стороны обязуются создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности, предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.

Все соглашения предусматривают правила о порядке разрешения споров между странами, заключившими такой международный договор, относительно его толкования и применения. По предложению любой из сторон могут быть проведены консультации по этим вопросам. Споры должны по возможности разрешаться путем переговоров. Если таким образом спор не урегулирован, то по требованию одной из сторон он будет передан на рассмотрение третейского суда.

Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в немногих государствах. Прежде всего, такие законы принимались в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, в социалистических странах.

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) нет специальных законодательных актов об иностранных инвестициях; к ним применяется общее законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, антитрестовское законодательство, налоговое, валютное, банковское и др.

В государствах Латинской Америки были приняты специальные законы об иностранных капиталовложениях, устанавливающие порядок перевода прибылей за границу и другие условия иностранных капиталовложений. Например, такой закон действует в Мексике с 8 мая 1973 г.

Во внутреннем законодательстве не только России, но и других стран СНГ проявляется тенденция перехода от принятия специальных законов об иностранных инвестициях (законов о концессионных договорах с иностранными лицами и иных аналогичных актов) к принятию законодательных актов об инвестициях вообще. В этом проявляется стремление к поощрению капиталовложений в реальные секторы экономики независимо от происхождения этих инвестиций.

С принятием в России в 1999 г. новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности произошло сближение этих законодательных актов. Специальным действующим законом в РФ является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов, его характерной особенностью является множество отсылочных норм, под которыми понимаются отсылки к другим законодательным и иным нормативным актам.

Таким образом, в рамках внутреннего (национального) законодательства осуществляется комплексное регулирование иностранных инвестиций. Их положение определяется нормами конституционного, административного, налогового, таможенного, гражданского, земельного и иного законодательства. Обратим прежде всего внимание на применение норм гражданского законодательства. Это законодательство действует для предприятий с иностранными инвестициями (в Законе 1999 г. они именуются коммерческими организациями с иностранными инвестициями) в таком же объеме, как и для предприятий всех форм собственности. Точно так же к гражданским правоотношениям этих предприятий с их контрагентами, как отечественными, так и иностранными, применяются одни и те же положения гражданского законодательства, что и к правоотношениям иных юридических лиц. Этим объясняются отсылки к гражданско-правовым понятиям и к гражданскому законодательству в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. (ст. 2, 7, 20 и др.) и в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробельность и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений РФ с субъектами Федерации о разграничении компетенции между РФ и ее субъектами.

В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.

К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов РФ, относятся следующие:

- регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;

- обеспечение гарантий прав инвесторов;

- предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами);

- осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов.

Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система (например, в Индии, ряде государств Латинской Америки), в других - установлен в принципе свободный доступ капитала. Суть разрешительной системы состоит в том, что инвестору выдается предварительное разрешение (лицензия) на осуществление инвестиционной деятельности. Преимущество этой системы состоит в том, что она обеспечивает лучшие возможности для контроля над деятельностью иностранного инвестора. В то же время установление дополнительных ограничений для доступа капитала создает большие возможности для коррупции административного аппарата, ведающего выдачей разрешений.

При любой системе государство, принимающее инвестиции, может устанавливать запреты и ограничения для осуществления иностранными инвесторами определенных видов деятельности или для осуществления такой деятельности на определенных территориях.

Правовое положение иностранных инвестиций в развивающихся странах отличается большим разнообразием, что объясняется существенными различиями в политике этих стран по отношению к иностранному капиталу. В одних странах иностранный капитал ограничивался, подвергался государственному контролю, а в ряде случаев национализировался, в других - поощрялся путем предоставления определенных льгот и гарантий. Для политики развивающихся государств по отношению к иностранному капиталу характерны частные колебания и изменения. Это объясняется в значительной степени тем, что указанные государства, испытывая острую нехватку ресурсов для капиталовложений, вынуждены прибегать к привлечению средств извне. Однако иностранные монополии предоставляют инвестиции на таких условиях, которые зачастую идут вразрез с национальными интересами этих стран.

Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, т.е., как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования.

К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в определенные, наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального государственного или частного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд развивающейся страны (налогообложение, ограничения при переводе прибылей за границу и т.п.); д) определение концессионной политики.

Инвестиционное законодательство некоторых стран Азии и Африки предусматривает обычно несколько режимов для иностранных инвестиций, причем особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых наиболее заинтересована развивающаяся страна. Основные льготы, предоставляемые привилегированным режимом, обычно следующие: освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыли; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевода прибылей за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.п.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.

По общему правилу все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать новые компании с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых. Иностранные организации могут открывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица. Они могут расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. Представители иностранной организации вправе выдавать доверенности и действовать на их основании; выступать в суде в качестве истца, ответчика, третьего лица.

Участие иностранного инвестора в российской компании может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. При этом, согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вклад в уставный капитал российских юридических лиц иностранными юридическими лицами рассматривается как инвестиции, которыми являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Однако, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ закрыто либо ограничено специальным законом, действующим в РФ с 7 мая 2008г. — Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.

Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу. При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор обязан представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ (такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795), информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона.

Закон N 57-ФЗ установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований. При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:

  • деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
  • деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
  • деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
  • деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
  • деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
  • деятельность по обеспечению телефонной связи;
  • геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
  • осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.

Определенные ограничения установлены и на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала для обеспечения экономической стабильности и безопасности государства. Суть квотированияв — установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2007 г.) если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395–1 (ред. от 28.04.2009 г.) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ: квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении такой установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.

Однако сведений об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ до настоящего времени не имеется. К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести и обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией и увеличение уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации совместно с отраслевым контролирующим органом. Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо получать страховым и кредитным организациям. Для первых контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора, для вторых — Банк России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Следует отметить, что для предприятий энергетического сектора экономики разрешительный порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с декабря 2005 года отменен. Так, например, для приобретения акций ОАО «Газпром» иностранными участниками-резидентами и нерезидентами не требуется разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам, ранее выдававшемся в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Некоторые особенности имеются и при государственной регистрации организаций с иностранным участием.

Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. По сравнению с российскими коммерческими организациями дополнительно они должны представить в регистрирующий орган только один документ в отношении юридического лица-учредителя, — выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса.

Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Однако, применительно к организациям, создаваемым в разрешительном порядке, законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные по отношению к требуемым в общем порядке документы.

Помимо ограничений, связанных с созданием организаций с иностранным участием, российским законодательством установлен и ряд ограничений в отношении учредителей иностранных инвесторов.

К примеру страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор(основная организация)не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, — не допускается.

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций,а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административнотерриториального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Имеются ограничения и по участию в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008 г.) «Об общественных объединениях» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Российским законодательством установлены также ограничения, направленные на предотвращение установления иностранным инвестором прямого контроля над коммерческой организацией с иностранными инвестициями. В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации.

Подобные ограничения установлены для таких отраслей как авиаперевозки и СМИ.

Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч.2 ст.61 Воздушного кодекса РФ).

В средствах массовой информации иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов (ст.19.1 ФЗ «»О средствах массовой информации»).

Если говорить о процессе осуществления хозяйственной деятельности, то статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу национальных коммерческих организаций, однако определенные законодательные ограничения все же имеются.

К ним можно отнести:

  • ограничение на осуществление отдельных видов деятельности страховыми организациями, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, которые не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
  • ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Они могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
  • ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021



Аннотация. Статья посвящена исследованию нормативной базы, на основе которой регулируется деятельность иностранных коммерческих организаций в России. Автором рассмотрено понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также нормы основных международных и национальных документов в данной сфере. Уделяется внимание также законодательно установленным льготам и ограничениям для иностранных коммерческих организаций.

Говоря о нормативно-правовых источниках, которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере коммерческой деятельности с иностранными инвестициями, стоит отметить, что в России такая деятельность регулируется как нормами федерального, так и международного законодательства.

В качестве базового источника регулирования инвестиций в РФ, стоит прежде всего, выделить Конституцию РФ. Сразу в нескольких своих положениях Основной закон закрепляет права на ведение инвестиционной деятельности иностранными субъектами. Так, ч. 1, 3 ст. 35 закрепляет законодательно охрану частной собственности, а ч. 3 ст. 62 гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства равные права и обязанности наряду с гражданами РФ. [4] Последняя из названных статей отражена полностью в Гражданском кодексе РФ, (ст. 2). Указанная статья закрепляет применение всех правил, которые установлены отечественным гражданским законодательством, к иностранным гражданам, юридическим лицам, а также к лицам без гражданства.

Помимо Конституции и ГК РФ, регулирование инвестиционной деятельности в России также осуществляется иными законами, в зависимости от специфики той или иной ситуации, например, Налоговым, Трудовым кодексами РФ. Отдельные (отраслевые) вопросы об инвестициях регулируются иными ФЗ. Среди наиболее значимых актов федерального уровня, нормы которого регулируют коммерческую деятельность с иностранными инвестициями, следует отметить Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". [5]

Выше нами были перечислены нормативные акты федерального уровня. Но рассматриваемый нами вопрос не ограничивается в регулировании лишь федеральным законодательством. Так, среди подзаконных НПА отдельно выделяются постановления Правительства РФ: от 30.12.2009 № 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России", от 22.05.2006 № 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" и др.[3]

Важное место в системе регулирования иностранных инвестиций в РФ занимают нормы международного права. Значительная часть данных норм представлена международными договорами, которые можно классифицировать по признаку их направленности. Так, выделяют договоры, функцией которых является непосредственно защита иностранных инвестиций, и те договоры, на основании которых на государства-участников возлагаются обязанности по применению мер регулирования иностранных инвестиций на внутринациональном уровне. [6]В первом случае яркими примерами таких международных соглашений можно назвать Вашингтонскую конвенцию 1965 г. и Сеульскую конвенцию 1985 г.

Примером второго вида международных соглашений, касающихся непосредственно России, можно считать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом, государствами – членами ЕС и Российской Федерацией. Подписание указанного Соглашения состоялось в 1994 году на о. Корфу. Россия по данному Соглашению обязалась применять правила международной торговли внутри страны и на международном уровне, а также правила регулирования иностранных инвестиций, включенные в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Особенностью национального и международного регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, является его комплексность: это довольно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью иностранного инвестора на территории государства, где такая деятельность осуществляется. Особый контроль в данной сфере направлен на параметры, по которым иностранный инвестор может быть допущен в отечественную экономику.

Выше были рассмотрены основные виды источников, на основании норм которых осуществляется регулирование иностранного инвестирования в России. Однако до этого не был затронут весьма важный вопрос, являющийся предметом многих научных дискуссий в теории международного права. Это вопрос о том, что же представляет собой коммерческая организация с иностранными инвестициями. В том понимании, которое мы видим перед собой в действующем законодательстве, коммерческая организация, привлекающая иностранные инвестиции, была не всегда. Изначально такие организации носили название совместных предприятий, а затем уже стало общеупотребимым понятие предприятия с иностранными инвестициями. Сегодня вышеупомянутый ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет понятие «коммерческая организация с иностранными инвестициями»: это учрежденное согласно закону РФ юридическое лицо, в котором доля уставного капитала принадлежит иностранному инвестору.

Отечественная наука рассматривает подобные организации как юридические коммерческие лица, созданные на территории РФ, доля уставного капитала в которых не менее чем в 10% принадлежит иностранному инвестору. Однако такое определение вызывает немало дискуссий. Если детально вчитываться в суть вышеупомянутого определения, то получается, что деятельность иностранного инвестора, который владеет ценными бумагами, является предпринимательской, что противоречит п. 1 ст. 2 ГК РФ. [1]

Чтобы верно понять суть иностранной коммерческой организации, необходимо, на наш взгляд, выделить ее основные признаки. Перечислим их далее:

1) Иностранная коммерческая организация должна быть зарегистрирована согласно правилам ГК РФ, под одной из организационно-правовых форм собственности;
2) Организация должна обладать правоспособностью. Для организаций с иностранными инвестициями предусмотрена общая правоспособность, т.е. она обладает определенными правами и несет определенные обязанности, без которых неосуществим ни один вид предпринимательской деятельности. Если же правоспособность организации по каким-то причинам ограничена, то такие ограничения обязательно должны быть отражены в уставе (ином учредительном документе);
3) В качестве основы для экономической деятельности иностранная коммерческая организация должна иметь обособленное имущество, а также самостоятельно отвечать данным имуществом по своим обязательствам;
4) Иностранный инвестор обязательно должен иметь долю в уставном капитале такой организации.

Анализируя точки зрения большинства ученых-правоведов по данной проблематике, можно отметить относительное единство мнений об отсутствии в законодательстве четких критериев, на основе которых та или иная организация могла бы быть отнесена к организации с иностранным капиталом. В абз. 3 ст. 2 упомянутого ранее ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» закрепляет определение прямой инвестиции: прямой инвестиция будет считаться при условии, если иностранный инвестор приобрел не менее 10% доли, либо долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, которая создана в соответствии с российским законодательством. Указанное положение закона дает основания считать, что, если иностранный инвестор приобрел меньшую долю в капитале организации, то данное приобретение назвать прямой инвестицией нельзя. Но в то же время нельзя говорить о том, что такая организация (с меньшей долей) не будет являться организацией с иностранной инвестицией. [7]

Обеспечение особого статуса в законодательстве коммерческих организаций с иностранными инвестициями достигается за счет факта присутствия иностранных инвестиций в том размере, в котором требует действующее законодательство, а также за счет объема вкладываемых учредителем, либо иными участниками, инвестиций.

Что касается порядка регистрации таких организаций, то он практически полностью аналогичен порядку, применяемому в отношении всех других субъектов предпринимательства: таким же обязательным условием является получение соответствующего разрешения государственного уполномоченного органа.

Также в юридической литературе существует и иная позиция, авторы которой придерживаются мнения, что для признания организации иностранной инвесторская доля в уставном капитале должна составлять 10%. Очевидно, что данная позиция в некотором роде справедлива, так как на практике встречаются ситуации, когда иностранным инвестором приобретена единственная акция российского акционерного общества, где в уставном капитале – 200 тысяч акций. Здесь уже речь не будет идти об иностранной коммерческой организации, так как нет каких-либо особенных признаков, которые бы отличали ее от других акционерных российских обществ. [8]

Вместе с тем, коммерческая организация с иностранными инвестициями приобретает таковой статус независимо от того, какую долю в ней имеет иностранный инвестор, но это в том случае, если иного не предусматривает действующий закон. Но в чем же тогда преимущество доли, установленного номинала именно в 10%? Дело в том, что при участии в капитале свыше 10% инвестор вправе вести контроль за использованием своих средств, тогда как меньшая доля участия дает право претендовать лишь на защиту своих интересов государством, но уже без контроля над своими средствами.

Рассмотрев понятие иностранной коммерческой организации, полагаем, что целесообразно также будет привести классификацию таких организаций. Так, организации с иностранными инвестициями могут классифицироваться совершенно по различным основаниям.

Например, в зависимости от доли участия иностранного инвестора, выделяют:
- организации со 100% участием;
- организации долевым участием.

Другим критерием классификации выступает способ создания таких организаций. На его основе выделяют следующие иностранные коммерческие организации:
- учрежденные организации;
- возникающие в результате приобретения иностранным инвестором доли в ранее учрежденной организации; [9]

Еще одним критерием классификации является организационно-правовая форма иностранной организации: это могут быть либо хозяйственные общества, либо хозяйственные товарищества.

И, наконец, отраслевой критерий разграничения иностранных коммерческих организаций: так, выделяют различные организации, исходя из их вида деятельности: страховые, банковские, иные).

Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, что средства, которые были получены при использовании вклада иностранных инвесторов, могут быть реинвестированы в организацию. Что же включает в себя понятие реинвестирования? Это капитальные вложения, которые были сделаны за счет доходов (прибыли) иностранных инвесторов, а также коммерческой организации с иностранным участием, в объекты предпринимательской деятельности на территории России. Причем такие доходы должны быть получены именно от иностранных инвестиций. Указанное положение закреплено в ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации").[2]

Несомненно, развитие отечественной экономики за счет притока иностранного капитала, сильно выигрывает. Однако, важным моментом остаются все же национальные, собственные интересы, в связи с чем, правовое регулирование отношений с иностранными коммерческими организациями требует определенных ограничений, или изъятий. Данные изъятия могут носить как ограничительный, так и стимулирующий характер. Рассмотрим их далее подробно.

В целях обеспечения безопасности государства (защита основ конституционного стоя, здоровья, нравственности, а также законных прав и интересов лиц и пр.), подлежат применению ограничительные изъятия. Такие изъятия даже предусмотрены нормами международного права: государства вправе ограничивать присутствие иностранного элемента в собственной национальной экономике путем издания специальных актов.

Что касается России, то на современном этапе развития иностранных инвестиций в отечественном экономическом секторе следует отметить наличие серьезных пробелов в законодательстве. Так, в нашем государстве до сих пор не издан правовой акт, в котором бы содержались ограничения по участию коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это отрицательно сказывается не только на предпринимательской деятельности и на интересах России, но также не дает возможность иностранному инвестору понять, каким образом осуществляется правовое регулирование данной сферы в нашем государстве.

В качестве примера ограничений можно привести квотирование. Квоты вводятся на участие иностранных инвестиций в экономике страны: с ее помощью определяется максимально допустимое значение для участия иностранного капитала в тот или иной экономической отрасли отечественного предпринимательства. Основной целью введения квот является обеспечение безопасности и стабильной обстановки в стране. В некоторых отраслях экономики квотирование – традиционный метод, однако сегодня можно говорить о неэффективности такого ограничения в целом, если рассматривать его с позиции способа государственного регулирования экономики. [10]

Если ограничения предусмотрены с целью предотвращения чрезмерного вмешательства иностранного элемента в экономику страны, то говоря о стимулирующих мерах, стоит отметить их диаметрально противоположное предназначение. В качестве стимулирующих изъятий в России применяются льготы для иностранных инвесторов, назначение которых – опять же, интересы экономического развития страны, но уже в ином контексте. Различными отраслями законодательства РФ определен порядок предоставления льгот, а также их разновидности. В науке гражданского (предпринимательского) права правовая льгота представляет собой облегчение положение субъекта, являющееся правомерным и позволяющее субъекту наиболее полно удовлетворить личные интересы либо путем получения дополнительных преимуществ, либо путем освобождения от определенных обязанностей.

Предоставление льгот имеет двусторонний положительный аспект: во-первых, благодаря льготам, иностранные субъекты обеспечены большей защитой, вследствие значительного риска для них, связанного с неосведомленностью об экономической ситуации в государстве. Во-вторых, соблюдаются экономические интересы государства, поскольку льготы предоставляет государство, на чьей территории ведется экономическая деятельность, только определенным субъектам: деятельность которых представляется наиболее интересной и полезной для страны и общества.

Процедура регистрации такой организации практически не отличается от процедуры, установленной для российских субъектов. Необходимо внести запись в государственный реестр о создании юридического лица.

Для иностранных юридических лиц, так же, как и для отечественных организаций, закреплен явочно-нормативный порядок их создания. Однако имеются случаи, когда в регистрации субъекта может быть отказано:
- отсутствие каких-либо необходимых документов для регистрации;
- документы предоставлены некорректно по месту: в ненадлежащий государственный орган;
- организация, являющаяся учредителем, находится в процессе ликвидации.

В случае, если организации отказали в регистрации, необоснованность отказа возможно обжаловать в судебном порядке: данное правило действует как в отношении российских, так и иностранных юридических лиц.

В заключение отметим, что наличие иностранных инвестиций в российской экономики является, на наш взгляд, важным и неотъемлемым элементом, что позволяет нашей стране развиваться не только экономически, создавая условия для успешного функционирования новых субъектов предпринимательства, но и активно развивать и укреплять уже сложившиеся международные экономические отношения с другими государствами.



Аннотация. Статья посвящена исследованию нормативной базы, на основе которой регулируется деятельность иностранных коммерческих организаций в России. Автором рассмотрено понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также нормы основных международных и национальных документов в данной сфере. Уделяется внимание также законодательно установленным льготам и ограничениям для иностранных коммерческих организаций.

Говоря о нормативно-правовых источниках, которые регулируют правоотношения, возникающие в сфере коммерческой деятельности с иностранными инвестициями, стоит отметить, что в России такая деятельность регулируется как нормами федерального, так и международного законодательства.

В качестве базового источника регулирования инвестиций в РФ, стоит прежде всего, выделить Конституцию РФ. Сразу в нескольких своих положениях Основной закон закрепляет права на ведение инвестиционной деятельности иностранными субъектами. Так, ч. 1, 3 ст. 35 закрепляет законодательно охрану частной собственности, а ч. 3 ст. 62 гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства равные права и обязанности наряду с гражданами РФ. [4] Последняя из названных статей отражена полностью в Гражданском кодексе РФ, (ст. 2). Указанная статья закрепляет применение всех правил, которые установлены отечественным гражданским законодательством, к иностранным гражданам, юридическим лицам, а также к лицам без гражданства.

Помимо Конституции и ГК РФ, регулирование инвестиционной деятельности в России также осуществляется иными законами, в зависимости от специфики той или иной ситуации, например, Налоговым, Трудовым кодексами РФ. Отдельные (отраслевые) вопросы об инвестициях регулируются иными ФЗ. Среди наиболее значимых актов федерального уровня, нормы которого регулируют коммерческую деятельность с иностранными инвестициями, следует отметить Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". [5]

Выше нами были перечислены нормативные акты федерального уровня. Но рассматриваемый нами вопрос не ограничивается в регулировании лишь федеральным законодательством. Так, среди подзаконных НПА отдельно выделяются постановления Правительства РФ: от 30.12.2009 № 1141 "О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России", от 22.05.2006 № 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" и др.[3]

Важное место в системе регулирования иностранных инвестиций в РФ занимают нормы международного права. Значительная часть данных норм представлена международными договорами, которые можно классифицировать по признаку их направленности. Так, выделяют договоры, функцией которых является непосредственно защита иностранных инвестиций, и те договоры, на основании которых на государства-участников возлагаются обязанности по применению мер регулирования иностранных инвестиций на внутринациональном уровне. [6]В первом случае яркими примерами таких международных соглашений можно назвать Вашингтонскую конвенцию 1965 г. и Сеульскую конвенцию 1985 г.

Примером второго вида международных соглашений, касающихся непосредственно России, можно считать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом, государствами – членами ЕС и Российской Федерацией. Подписание указанного Соглашения состоялось в 1994 году на о. Корфу. Россия по данному Соглашению обязалась применять правила международной торговли внутри страны и на международном уровне, а также правила регулирования иностранных инвестиций, включенные в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Особенностью национального и международного регулирования отношений, связанных с иностранными инвестициями, является его комплексность: это довольно широкий круг вопросов, связанных с деятельностью иностранного инвестора на территории государства, где такая деятельность осуществляется. Особый контроль в данной сфере направлен на параметры, по которым иностранный инвестор может быть допущен в отечественную экономику.

Выше были рассмотрены основные виды источников, на основании норм которых осуществляется регулирование иностранного инвестирования в России. Однако до этого не был затронут весьма важный вопрос, являющийся предметом многих научных дискуссий в теории международного права. Это вопрос о том, что же представляет собой коммерческая организация с иностранными инвестициями. В том понимании, которое мы видим перед собой в действующем законодательстве, коммерческая организация, привлекающая иностранные инвестиции, была не всегда. Изначально такие организации носили название совместных предприятий, а затем уже стало общеупотребимым понятие предприятия с иностранными инвестициями. Сегодня вышеупомянутый ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» закрепляет понятие «коммерческая организация с иностранными инвестициями»: это учрежденное согласно закону РФ юридическое лицо, в котором доля уставного капитала принадлежит иностранному инвестору.

Отечественная наука рассматривает подобные организации как юридические коммерческие лица, созданные на территории РФ, доля уставного капитала в которых не менее чем в 10% принадлежит иностранному инвестору. Однако такое определение вызывает немало дискуссий. Если детально вчитываться в суть вышеупомянутого определения, то получается, что деятельность иностранного инвестора, который владеет ценными бумагами, является предпринимательской, что противоречит п. 1 ст. 2 ГК РФ. [1]

Чтобы верно понять суть иностранной коммерческой организации, необходимо, на наш взгляд, выделить ее основные признаки. Перечислим их далее:

1) Иностранная коммерческая организация должна быть зарегистрирована согласно правилам ГК РФ, под одной из организационно-правовых форм собственности;
2) Организация должна обладать правоспособностью. Для организаций с иностранными инвестициями предусмотрена общая правоспособность, т.е. она обладает определенными правами и несет определенные обязанности, без которых неосуществим ни один вид предпринимательской деятельности. Если же правоспособность организации по каким-то причинам ограничена, то такие ограничения обязательно должны быть отражены в уставе (ином учредительном документе);
3) В качестве основы для экономической деятельности иностранная коммерческая организация должна иметь обособленное имущество, а также самостоятельно отвечать данным имуществом по своим обязательствам;
4) Иностранный инвестор обязательно должен иметь долю в уставном капитале такой организации.

Анализируя точки зрения большинства ученых-правоведов по данной проблематике, можно отметить относительное единство мнений об отсутствии в законодательстве четких критериев, на основе которых та или иная организация могла бы быть отнесена к организации с иностранным капиталом. В абз. 3 ст. 2 упомянутого ранее ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» закрепляет определение прямой инвестиции: прямой инвестиция будет считаться при условии, если иностранный инвестор приобрел не менее 10% доли, либо долей в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, которая создана в соответствии с российским законодательством. Указанное положение закона дает основания считать, что, если иностранный инвестор приобрел меньшую долю в капитале организации, то данное приобретение назвать прямой инвестицией нельзя. Но в то же время нельзя говорить о том, что такая организация (с меньшей долей) не будет являться организацией с иностранной инвестицией. [7]

Обеспечение особого статуса в законодательстве коммерческих организаций с иностранными инвестициями достигается за счет факта присутствия иностранных инвестиций в том размере, в котором требует действующее законодательство, а также за счет объема вкладываемых учредителем, либо иными участниками, инвестиций.

Что касается порядка регистрации таких организаций, то он практически полностью аналогичен порядку, применяемому в отношении всех других субъектов предпринимательства: таким же обязательным условием является получение соответствующего разрешения государственного уполномоченного органа.

Также в юридической литературе существует и иная позиция, авторы которой придерживаются мнения, что для признания организации иностранной инвесторская доля в уставном капитале должна составлять 10%. Очевидно, что данная позиция в некотором роде справедлива, так как на практике встречаются ситуации, когда иностранным инвестором приобретена единственная акция российского акционерного общества, где в уставном капитале – 200 тысяч акций. Здесь уже речь не будет идти об иностранной коммерческой организации, так как нет каких-либо особенных признаков, которые бы отличали ее от других акционерных российских обществ. [8]

Вместе с тем, коммерческая организация с иностранными инвестициями приобретает таковой статус независимо от того, какую долю в ней имеет иностранный инвестор, но это в том случае, если иного не предусматривает действующий закон. Но в чем же тогда преимущество доли, установленного номинала именно в 10%? Дело в том, что при участии в капитале свыше 10% инвестор вправе вести контроль за использованием своих средств, тогда как меньшая доля участия дает право претендовать лишь на защиту своих интересов государством, но уже без контроля над своими средствами.

Рассмотрев понятие иностранной коммерческой организации, полагаем, что целесообразно также будет привести классификацию таких организаций. Так, организации с иностранными инвестициями могут классифицироваться совершенно по различным основаниям.

Например, в зависимости от доли участия иностранного инвестора, выделяют:
- организации со 100% участием;
- организации долевым участием.

Другим критерием классификации выступает способ создания таких организаций. На его основе выделяют следующие иностранные коммерческие организации:
- учрежденные организации;
- возникающие в результате приобретения иностранным инвестором доли в ранее учрежденной организации; [9]

Еще одним критерием классификации является организационно-правовая форма иностранной организации: это могут быть либо хозяйственные общества, либо хозяйственные товарищества.

И, наконец, отраслевой критерий разграничения иностранных коммерческих организаций: так, выделяют различные организации, исходя из их вида деятельности: страховые, банковские, иные).

Безусловно, заслуживает внимания и то обстоятельство, что средства, которые были получены при использовании вклада иностранных инвесторов, могут быть реинвестированы в организацию. Что же включает в себя понятие реинвестирования? Это капитальные вложения, которые были сделаны за счет доходов (прибыли) иностранных инвесторов, а также коммерческой организации с иностранным участием, в объекты предпринимательской деятельности на территории России. Причем такие доходы должны быть получены именно от иностранных инвестиций. Указанное положение закреплено в ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации").[2]

Несомненно, развитие отечественной экономики за счет притока иностранного капитала, сильно выигрывает. Однако, важным моментом остаются все же национальные, собственные интересы, в связи с чем, правовое регулирование отношений с иностранными коммерческими организациями требует определенных ограничений, или изъятий. Данные изъятия могут носить как ограничительный, так и стимулирующий характер. Рассмотрим их далее подробно.

В целях обеспечения безопасности государства (защита основ конституционного стоя, здоровья, нравственности, а также законных прав и интересов лиц и пр.), подлежат применению ограничительные изъятия. Такие изъятия даже предусмотрены нормами международного права: государства вправе ограничивать присутствие иностранного элемента в собственной национальной экономике путем издания специальных актов.

Что касается России, то на современном этапе развития иностранных инвестиций в отечественном экономическом секторе следует отметить наличие серьезных пробелов в законодательстве. Так, в нашем государстве до сих пор не издан правовой акт, в котором бы содержались ограничения по участию коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Это отрицательно сказывается не только на предпринимательской деятельности и на интересах России, но также не дает возможность иностранному инвестору понять, каким образом осуществляется правовое регулирование данной сферы в нашем государстве.

В качестве примера ограничений можно привести квотирование. Квоты вводятся на участие иностранных инвестиций в экономике страны: с ее помощью определяется максимально допустимое значение для участия иностранного капитала в тот или иной экономической отрасли отечественного предпринимательства. Основной целью введения квот является обеспечение безопасности и стабильной обстановки в стране. В некоторых отраслях экономики квотирование – традиционный метод, однако сегодня можно говорить о неэффективности такого ограничения в целом, если рассматривать его с позиции способа государственного регулирования экономики. [10]

Если ограничения предусмотрены с целью предотвращения чрезмерного вмешательства иностранного элемента в экономику страны, то говоря о стимулирующих мерах, стоит отметить их диаметрально противоположное предназначение. В качестве стимулирующих изъятий в России применяются льготы для иностранных инвесторов, назначение которых – опять же, интересы экономического развития страны, но уже в ином контексте. Различными отраслями законодательства РФ определен порядок предоставления льгот, а также их разновидности. В науке гражданского (предпринимательского) права правовая льгота представляет собой облегчение положение субъекта, являющееся правомерным и позволяющее субъекту наиболее полно удовлетворить личные интересы либо путем получения дополнительных преимуществ, либо путем освобождения от определенных обязанностей.

Предоставление льгот имеет двусторонний положительный аспект: во-первых, благодаря льготам, иностранные субъекты обеспечены большей защитой, вследствие значительного риска для них, связанного с неосведомленностью об экономической ситуации в государстве. Во-вторых, соблюдаются экономические интересы государства, поскольку льготы предоставляет государство, на чьей территории ведется экономическая деятельность, только определенным субъектам: деятельность которых представляется наиболее интересной и полезной для страны и общества.

Процедура регистрации такой организации практически не отличается от процедуры, установленной для российских субъектов. Необходимо внести запись в государственный реестр о создании юридического лица.

Для иностранных юридических лиц, так же, как и для отечественных организаций, закреплен явочно-нормативный порядок их создания. Однако имеются случаи, когда в регистрации субъекта может быть отказано:
- отсутствие каких-либо необходимых документов для регистрации;
- документы предоставлены некорректно по месту: в ненадлежащий государственный орган;
- организация, являющаяся учредителем, находится в процессе ликвидации.

В случае, если организации отказали в регистрации, необоснованность отказа возможно обжаловать в судебном порядке: данное правило действует как в отношении российских, так и иностранных юридических лиц.

В заключение отметим, что наличие иностранных инвестиций в российской экономики является, на наш взгляд, важным и неотъемлемым элементом, что позволяет нашей стране развиваться не только экономически, создавая условия для успешного функционирования новых субъектов предпринимательства, но и активно развивать и укреплять уже сложившиеся международные экономические отношения с другими государствами.

Новая дипломная работа по иностранному капиталу находится здесь - http://dagdiplom.ru/catalog/5/4105/

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 8
1.1. Теоретические основы налогообложения иностранных инвестиций 8
1.2. Характеристика налогов, уплачиваемых в особых экономических зонах 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА 25
2.1. Механизм налогообложения в особых экономических зонах 25
2.2. Оценка налоговой нагрузки для иностранных инвесторов 39
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Актуальность работы. Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от простого товарообмена при ограниченной номенклатуре товаров до всестороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограниченно открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны. Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех государств.
Иностранные инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
В последнее время в России основным приоритетом внутренней и внешней экономической политики государства можно считать занятие нашей страной достойного места в процессе международного разделения труда. На этом пути у государства возникает целый ряд серьезных, труднопреодолимых препятствий, таких как несовершенство национального законодательства, в том числе налогового, в области регулирования инвестиций. При этом особую актуальность приобретает потребность в четкой и подробной правовой регламентации в Российской Федерации инвестиционных, финансовых и в особенности налоговых отношений, необходимость разработки и принятия системы эффективных, доступных к пониманию и взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции.
В процессе разработки прогрессивной правовой системы налогообложения инвестиционной деятельности, а также корректных в правовом отношении законодательных актов в области регулирования иностранных инвестиций в России основная сложность заключается в том, что фактически область правового регулирования налогообложения инвестиционной деятельности находится на стыке таких отраслей российского законодательства, как гражданское, инвестиционное, финансовое, налоговое и административное.
Правовое регулирование налогообложения иностранных инвесторов выделяется в качестве особого направления в налоговом праве ввиду реально существующей взаимосвязи процесса привлечения иностранных инвестиций и размера налоговой нагрузки на иностранный капитал. В том случае, если в результате прямых или косвенных факторов иностранные инвесторы подвергаются повышенному налогообложению, либо на пути инвестиций стоят излишние административно-бюрократические барьеры по сравнению с существующими в практике международных отношений, то это неизменно сказывается на притоке в страну иностранных инвестиций. Поэтому, устанавливая систему правовых гарантий для иностранных инвесторов, необходимо учитывать и устанавливать особенности регулирования нормами различных отраслей законодательства, тесно связанных с деятельностью инвесторов. Особенно ярко данные особенности проявляются в налоговом регулировании, поскольку сама налоговая обязанность заключается в необходимости осуществления субъектом предпринимательской деятельности денежных отчислений в бюджет государства, источником которых является часть заработанных средств.
Проблематика правового регулирования налогообложения иностранных инвесторов возникает на стыке налоговых норм, регулирующих обязательные отчисления в бюджет, с нормами гражданского права, регулирующего взаимоотношения между субъектами предпринимательской деятельности, и с нормами инвестиционного законодательства, устанавливающего специальные гарантии иностранным инвесторам, а также с учетом международных обязательств в данных сферах, установленных в международном праве.
Сочетание различных сфер правового регулирования образует правовую систему, в рамках которой иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность, при этом, именно налоговое право должно учитывать особенности регулирования деятельности инвесторов. Это объясняется тем, что, во-первых, налог является вторичным явлением по отношению к доходам и имуществу, как результатам предпринимательской деятельности, а, во-вторых, налог представляет собой обязательное денежное перечисление в бюджет, поэтому он является конкретным имущественным обязательством, сопоставимым с обязательствами, возникающими в процессе осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности. При этом основным отличием обязанности по уплате налога является то, что она возникает вне зависимости от воли налогоплательщика и носит для него безвозмездный характер. Поэтому национальное налоговое законодательство государства устанавливает, по сути, зависимость размера налога от результатов предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Следует также отметить, что иностранный инвестор в большей степени заинтересован в возврате инвестиций и полученной прибыли в максимальном объеме, и в меньшей степени - в финансовом обеспечении функционирования того государства, в котором он осуществляет отдельный инвестиционный проект. В этой связи размер установленного законом налогового обязательства должен отвечать требованиям разумности и справедливости и быть подчинен целям создания привлекательных условий для вложения иностранного капитала в Российскую экономику, без чего не представляется возможным взимать налоги не только за счет прибыли самих иностранных инвесторов, но и за счет прибыли их российских контрагентов. Не следует забывать о том, что привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций является не только действенным фактором улучшения экономического положения в нашей стране, но и дополнительным источником налоговых поступлений.
В этой связи возникает необходимость совершенствования правового регулирования налогообложения иностранных инвесторов с учетом того, что налоговое регулирование является частью системы привлечения в экономику страны иностранных инвестиций. Создание четких и понятных правовых норм в сфере налогообложения служит дополнительной гарантией соблюдения прав иностранных инвесторов.
Основной целью работы является определение особенностей налогового регулирования деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации путем системного анализа действующих норм национального и международного права, регулирующих инвестиционную деятельность и налогообложение иностранных инвесторов
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций, в частности, теоретические основы налогообложения иностранных инвестиций, характеристика налогов, уплачиваемых в особых экономических зонах;
2. Дать анализ и оценку налогообложения иностранного капитала, а именно, раскрыть механизм налогообложения в особых экономических зонах, оценку налоговой нагрузки для иностранных инвесторов;
3. Изложить основные направления совершенствования налогообложения иностранного капитала
Объектом изучения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогового регулирования иностранных организаций.
Предметом изучения выступает законодательство РФ, регулирующее отношения в области инвестиций, а также акты законодательства о налогах и сборах, заключенные Россией международные договоры с иностранными государствами по вопросам инвестиций и устранения двойного налогообложения.
Современное российское законодательство в области регулирования налогообложения иностранных инвестиций прошло в своем развитии несколько этапов, несмотря на непродолжительную историю своего существования, и в значительной степени зависело от норм налогового законодательства, что подтверждается работами таких крупных российских ученых, как: М.М. Богуславский, А.Г. Богатырев, М.П. Бардина и др пз. Это касается в основном вопросов привлечения и регулирования иностранных инвестиций сначала в СССР и далее в Российской Федерации.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Читайте также: