Налоговое регулирование это административный метод

Опубликовано: 16.05.2024

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования и в основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: инвестиционный налоговый кредит, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок.[7]

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

На практике налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции.[7]

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на использование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога.

Необходимость текущих налоговых изменений первоначальной стоимости через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в налоговой сфере деятельности, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

2.3 Роль налогов в регулировании экономики.

Налоговое регулирование представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную эконо­мику в соответствии с принятой правительством концепцией эко­номического развития.[7]

Регулирующая функция налогов осуществляется путем приме­нения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюд­жета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты раз­личного рода пособий, т.к. налоги являются определяющим источ­ником бюджетно-финансового регулирования национальной эко­номики. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, из­меняя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие на­логи, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем.[7]

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структу­ру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее пер­спективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сфе­рах производства и услуг. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругообо­рота. Если при выполнении своей фискальной функции они ока­зывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирова­ния, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления.

С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия, осуществляется развитие наукоемких производств и ликвидация убыточных. С помощью налогов можно обеспечить стабилизацию финансовой системы государства и регионов, проводить антимонопольную политику и решать социальные проблемы через налоговые льготы и разумные ставки.[4]

Роль налогов в формировании доходов бюджета. Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана сформированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.

Налоги - важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).[9]

Налоговые доходы бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

По проблеме налогового регулирования экономики опубликованы работы известных отечественных и зарубежных ученых: А.В. Брызгалина, С. Брю, Е.В. Бушмина, СЮ. Витте, А.А. Исаева, В.Г. Князева, М.В. Лычагина, К. Макконела, С.Д. Надеждиной, В.Г. Панскова, А.Б. Паскачева, Б.А. Рогозина, П. Самуэльсона, О.В. Терещенко, И. Тот, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и др.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.06.2019 2019-06-10

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Белый, А. Н. Административно-правовое регулирование в сфере налогообложения / А. Н. Белый. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 421-423. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60394/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассматриваются подходы к понятию «налогового администрирования». Делается вывод о содержании и составляющих элементах рассматриваемой категории.

Ключевые слова: налоговые отношения, администрирование, налоговое администрирование, юридическая ответственность.

Функционирование государственных институтов во все времена и при любом государственном строе порождает область общественных отношений, связанную с осуществлением сбора налоговых и (или) иных обязательных платежей в пользу государства, которые формируют его экономическую основу. Иными словами, функционирование любого государства неизбежно порождает некоторую форму налоговых правоотношений.

Налоговые отношения, со стороны государства, регулируются налоговой политикой, основанной на положениях налогового права государства. В свою очередь, налоговая политика претворяется в жизнь посредством налоговых механизмов, представляющих собой совокупность определенных форм и методов налоговых отношений.

Налоговый механизм, в сущности, является объектом налогового администрирования, являющегося, в свою очередь, основополагающим элементом функционирования как налоговой системы, так и всей экономики государства.

Между тем, в настоящее время ни нормативно-правовые акты, ни наука налогового права, не дают исчерпывающего определения термина «налоговое администрирование». Также необходимо отметить и тот факт, что ни теоретики, ни практикующие юристы в полной мере не могут прийти к единому подходу понимания данного термина.

Термин «администрирование» восходит корнями к латинскому «aministration» («руководство», «служение», «управление»). В отечественных источниках под термином «администрирование» принято понимать управление человеческими ресурсами, в то время как понятие «управление» определяется именно как «непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов».

Термин «налоговое администрирование» по мнению И. А. Перонко и В. А. Красницкого определяется как «система управления налоговыми отношениями», т. е. предметом его выступают именно налоговые отношения.

Другой подход (А. В. Иванов), под «налоговым администрированием» понимает систему мероприятий (Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти), целью которых является оптимизация доходной части консолидированного бюджета страны в части её налоговой составляющей. Это позволяет говорить о налоговом администрирование, в узком смысле, как о непосредственном контроле поступления налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а также о привлечении к ответственности за нарушения в области налогообложения. [5]

Схожей точки зрения придерживаются А. З. Дадашев и А. В. Лобанов, уточняя, однако, что под основными методами налогового администрирования следует понимать налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль». [2]

Интересным представляется подход О. А. Мироновой и Ф. Ф. Ханаева, которые рассматривают данное явление как динамически развивающуюся систему управления соответствующей частью общественных отношений, которая, в свою очередь, координирует деятельность налоговых органов, как участников рыночной экономики. [2]

Следующее определение приводят Т. В. Игнатова и А. И. Пономарев: «это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование — это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков».

М. Ю. Орлов дополняет данное понятие: «налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговое правонарушение виновных лиц». [3]

По нашему мнению, следует согласиться с последним определением. Следует отметить, что, являясь, безусловно, одним из важнейших институтов правовой системы, юридическая ответственность, как научно-практическая категория, не обрела единого подхода к своему изучению у отечественных исследователей-правоведов. [1]

«Ответственность» в рамках современной юридической науки, принято разделять на два вида: позитивную и негативную, что, в свою очередь, позволяет выделить две стороны юридической ответственности: проспективную и ретроспективную.

Исходя из вышесказанного, можно определить следующий ряд подходов к определению категории «юридическая ответственность»: негативный, позитивный, ретроспективный и смешанный, объединяющий основные идеи позитивного и ретроспективного подхода. Наличие в каждой из указанных групп своих подходов, безусловно, также вносит некоторую несогласованность и лишь сильнее дифференцирует концепции, формируемые на их основе.

Негативный аспект юридической ответственности отличается наибольшим разнообразием мнений о понятии юридической ответственности, правовой природе данного института права. Одни из сторонников данного подхода, О. С. Иоффе и М. Д. Шаргородский, под юридической ответственностью понимают «меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведении правонарушителя и выражающуюся в установленных для него определенных отрицательных последствиях в форме ограничений личного или имущественного характера».

Позднее данный подход развивал О. Э. Лейст, который отмечал: «…неверно трактовать юридическую ответственность только как реализацию санкций, … понятие ответственности по своему объему шире понятия «применение санкций», поскольку включает такие проблемы, как квалификация правонарушения, применение мер пресечения (обеспечения), основания освобождения от ответственности, «состояние наказанности» при реализации штрафных, карательных санкций и ряд других». [4]

Другим подходом к изучению юридической ответственности является концепция позитивной юридической ответственности, получившая свое развитие в ходе трансформации отечественной правовой системы, и «…требующая переосмысления многих основных теоретических положений…». Однако в отечественной научной литературе также не сложилось единого понимания позитивной юридической ответственности. Существуют ее различные трактовки, например, как «…обязанность действовать правомерно…», или «…правомерное поведение…», или «…элемент правового статуса личности…», или «…применение мер поощрения…» и т. д.

Тем самым, в целях дальнейшего исследования, необходимо учитывать особенности правовой природы и содержание юридической ответственности, ее разноплановость и многоаспектность. От всестороннего, тщательного исследования юридической ответственности, как в теоретическом, так и правоприменительном аспекте, зависит дальнейшее развитие, совершенствование как отечественных теоретических концепций, так и законодательства Российской Федерации о юридической ответственности, особенно в сфере налогообложения.

  1. Витрук, Н. В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Норма, 2009.
  2. Демин, А. В. Принцип определенности налогообложения: монография. — М.: Статут, 2015.
  3. Орлов, М. Ю. Введение в налоговое право. — М.: НИУ ВШЭ, 2013. — 136 с.
  4. Орлова, Н. Ю. Правовое регулирование и пути совершенствования упрощенной системы налогообложения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. № 8 (36). С. 83–87.
  5. Саттарова, А. А. Информационно-правовые аспекты налогового администрирования // Финансовое право. 2014. № 10.

date image
2014-02-02 views image
7860

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Содержание налогового регулирования.

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

В качестве регуляторов используются элементы налоговой системы, под которыми понимаются определяемые законодательными актами государства основы построения и организации взимания налогов. К ним относятся: объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, единицы обложения, ставки, льготы, санкции, виды налогов, их структура, сроки взимания, способы внесения, методы исчисления и т.д.

В комплексе они составляют тот налоговый механизм, использование которого позволяет государству активно влиять на производство, потребление, обмен, перераспределение ресурсов, спрос и предложение товаров, накопление, инвестирование, ценообразование, инфляцию, ресурсосбережение, экологию, научно-технический прогресс, структурные преобразования экономики, внешнеэкономические связи, социальную сферу, жизненный уровень населения, формирование государственного бюджета и на другие стороны хозяйственной и личной жизни.

Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества.

При переходе государства к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

1) налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующие функции налогов. В целях воздействия на расширение налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть, налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;

2) посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

3) через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания. Этому же способствует предоставление возможности использования инвестиционного налогового кредита;




4) налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

5) налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

6) налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса;

7) налоговыми методами повышается ответственность и заинтересованность юридических и физических лиц в охране окружающей среды от загрязнений промышленными отходами;

8) налоговая система стимулирует приток иностранного капитала путем предоставления льгот для совместных и иностранных предприятий, выпускающих нужную обществу продукцию, увеличивающих экспортный потенциал государства.

Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности и реальности экономической политики, проводимой государством.

Формами налогового регулирования являются прямое и косвенное налогообложение.

Методы налогового регулирования представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и экономику государства в целом посредством таких инструментов как

- специальные налоговые режимы,

- налоговые кредиты и т. д.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Налоговая пеня - штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату налога, определяемая в виде процента от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с законодательством.

Налоговый кредит - налоговая льгота, направленная на изменение срока исполнения налогового обязательства; или на снижение налоговой ставки или окладной суммы; или на возврат ранее уплаченного налога (налоговая амнистия); или на зачет ранее уплаченного налога; или на замену уплаты налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Инвестиционный налоговый кредит - форма изменения срока уплаты налога и сбора, при которой предприятию предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

1) Принцип законности налогообложения (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы)

2) Принцип всеобщности налогообложения (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

3) Принцип равенства налогообложения (плательщики определенного налога или сбора должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях)

4) Принцип справедливости налогообложения (при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика, к уплате налога)

5) Принцип взимания налогов в публичных целях (налоги и сборы устанавливаются и взимаются для финансового обеспечения деятельности публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления))

6) Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (по закону)

7) Принцип экономического основания налогов (сборов) (Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание)

8) Принцип определенности налоговой обязанности (акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить)

9) Принцип единства экономического пространства и единства налоговой политики (не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РБ товаров (работ, услуг) или денежных средств.)

4.3. Налоговое регулирование

Налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента непосредственным образом связано с налоговым планированием. Налоговое регулирование – это один их наиболее мобильных элементов налогового менеджмента.

Согласно теории управления, регулирование представляет собой детальную разработку способа реализации плановых заданий, а также выработку регулирующих воздействий, направленных на их исполнение. Налоговое регулирование является связующим звеном между планированием и контролем, поскольку регулирование не только признано детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить и затем зафиксировать такую совокупность параметров плана (полную и не избыточную), которая будет достаточна для проведения эффективного контроля за исполнением принятых плановых заданий.

Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, направленная на обеспечение реализации концепций налоговой политики государства и предприятий. Налоговое регулирование как функциональный элемент налогового менеджмента не следует путать с регулирующей функцией налогов, посредством которой, наряду с другими функциями, реализуется общественное назначение налогов. Функция налогов объективна как форма проявления сущности объективной категории налогов, она предполагает потенциальную возможность регулирования социально-экономических процессов. Налоговое регулирование – это субъективная деятельность людей по использованию на практике регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различными КПД в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Налоговое регулирование – это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения при необходимости новых и корректировке действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения (функций) налогов, получивших количественное и качественное отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.

Основная цель налогового регулирования в уравновешивании общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется (и то не всегда эффективно) только фискальная, тогда как регулирующая имеет место лишь теоретически, ее методы не срабатывают на практике.

Формы и методы налогового регулирования различны в рамках государственного и корпоративного налогового менеджмента.

В государственном налоговом менеджменте налоговое регулирование представляет собой макрорегулирование экономики, финансов страны и всего налогового процесса в обществе. Кроме того, налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из следующих этапов: принятие решений, их детализация по обеспечению полного и своевременного выполнения и по вертикали, и по горизонтали задач налогового администрирования. Эффективность налогового регулирования может быть обеспечена только при наличии четкой макроэкономической стратегии в рамках общей системы государственного регулирования экономики, разработанной в соответствии с долгосрочной программой социально-экономического развития страны. Все экономические, финансовые и налоговые методы государственного регулирования должны быть тесно взаимосвязаны, что является необходимым условием достаточной результативности каждого из них в отдельности.

В рамках корпоративного налогового менеджмента налоговое регулирование представляет собой процесс (механизм) корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования, а также оптимизации налоговых потоков на уровне хозяйствующего субъекта.

Методы налогового регулирования имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налогам. Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого, методы налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия, так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений, необходимых обществу. В целом и общем методы налогового регулирования связаны с элементами системы налогов и налогообложения по отдельным налогам, налоговыми льготами и другими составляющими налогового процесса на макро– и микроуровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Налоговое законодательство поощряет должников

Налоговое законодательство поощряет должников Теперь мы знаем, почему налоговые ведомства поощряют должников, освобождая их от налогов, и наказывают вкладчиков, облагая доход от вкладов налогами по самым высоким ставкам – как

4. Налоговое правоотношение и его характеристика

4. Налоговое правоотношение и его характеристика Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания

18. Налоговое законодательство РФ

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки

55. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Признаки налогового правонарушения включают

35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки

35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение – виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК установлена ответственность.Признаками налогового правонарушения являются противоправность,

1.2. Понятие «налоговое планирование»

1.2. Понятие «налоговое планирование» Под стратегическим налоговым планированием понимаются:– ознакомление с проектами нормативных правовых актов и прогноз возможных изменений в законодательстве;– анализ судебной практики;– составление прогнозов налоговых

1.6. Международное налоговое планирование

1.6. Международное налоговое планирование С целью оптимизации налогообложения налогоплательщики часто используют возможности международного налогового планирования. Иными словами, они применяют схемы и инструменты, снижающие налоговые потери при проведении

Лекция 23. Международное налоговое право

Лекция 23. Международное налоговое право 23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие

21.2. Налоговое взыскание

21.2. Налоговое взыскание В первом варианте НК РФ, начавшем действовать в 1999 году, говорилось четко – штрафы взыскиваются только через суд. На наш взгляд, идея справедливая, но выяснилось, что арбитраж у нас слишком загружен. В одном из своих выступлений Владимир Путин

22.2. Налоговое администрирование. Списание задолженности

22.2. Налоговое администрирование. Списание задолженности Из общих поправок, относящихся ко всем налогам, у нас не рассмотрена одна (часть таблиц по изменениям мы опубликовали в справочных данных) – списание безнадежной задолженности. Раньше к ней могли отнести сумму,

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур

Налоговое планирование с участием нерезидентных структур В любом государстве вопросы налогового планирования с участием нерезидентных структур и эффективного ведения бизнеса тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому они обязательно возникают в процессе

4.2. Налоговое планирование

4.2. Налоговое планирование Налоговое планирование – это важный функциональный элемент налогового менеджмента. С помощью планирования устанавливаются основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают достижение целей. В ходе реализации этой функции

6. Налоговое бремя: содержание и управление

6. Налоговое бремя: содержание и управление Теория налогов как цены услуг государства реализуется на практике через процесс формирования и исполнения бюджета страны, в котором балансируются государственные расходы и доходы. В составе государственных доходов основную

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование

6. Государственное налоговое планирование и прогнозирование 6.1. Содержание государственного налогового планирования Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе

7. Государственное налоговое регулирование

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,

5. Корпоративное налоговое планирование

5. Корпоративное налоговое планирование 5.1. Содержание корпоративного налогового планирования и прогнозирования Современная организация налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Читайте также: