Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

Опубликовано: 16.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторых вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения – не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

Кто относится к малому бизнесу

Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства…» № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

В соответствии с этим нормативным актом, к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

  • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
  • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
  • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн рублей (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.)

Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:

  • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
  • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, что в итоге снизить уровень безработицы;
  • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
  • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
  • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

Виды и особенности режимов налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы и коммерсанты могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей в казну. При этом нужно учитывать специфику своего направления работы, ведь каждая из действующих систем налогообложения рассчитана на определенные сферы деятельности. В любом случае стоит предусмотреть ведение учета налогов самостоятельно или с помощью бухгалтера.

На территории РФ существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса:

  • традиционная (или общая);
  • упрощенная;
  • единый налог на вмененный доход;
  • патентная система налогообложения (только для ИП);
  • единый сельскохозяйственный налог.

Последние три режима имеют статус специальных и рассчитаны на конкретные виды деятельности, в других направлениях бизнеса их применение будет невыгодным.

Такие режимы используются с целью оптимизировать уровень бюджетных начислений за счет замены нескольких обязательных налогов, которые должен перечислять субъект хозяйственной деятельности, на один.

Особенности налогообложения малого бизнеса:

  • простота ведения учета;
  • оптимальный размер налоговой нагрузки;
  • легкость смены одного режима на другой;
  • отсутствие сложных формул расчета обязательных платежей;
  • минимальное количество документов для отчетности.

Традиционная система налогообложения

Участниками общей системы расчета обязательных платежей в казну государства автоматически становятся все частные предприниматели и юрлица, которые вместе с документами на регистрацию не подали заявление о переходе на другой режим уплаты налогов.

Представители малого бизнеса не любят эту систему обязательных начислений, что связано в первую очередь со сложностью ведения учета, а во вторую – с большим размером платежей в бюджет.

Этот режим используют те предприятия или частные предприниматели, которые по определенным причинам (количество работников, размеры выручки) не могут стать участником другой, более экономичной системы налогообложения.

Если представитель малого бизнеса работает на ОСНО, он перечисляет следующие обязательные платежи в бюджет:

  • НДС;
  • имущественный налог;
  • подоходный;
  • на прибыль.

Впрочем, ОСНО имеет и свои преимущества:

  • полная свобода действий – не нужно зависеть от объемов выручки или количества работников в штате предприятия;
  • возврат НДС;
  • больше возможностей на рынке, так как большинство контрагентов заинтересованы в получении НДС.

Упрощенная система

Упрощенная система налогообложения – самый популярный режим среди представителей малого бизнеса. Но чтобы стать участником «упрощенки», нужно отвечать следующим критериям:

  • на дату подачи заявления о переходе на «упрощенку» объем поступлений за три квартала не должен превышать 51,615 млн. рублей (эта величина каждый год пересматривается, так как зависит от коэффициента-дефлятора);
  • среднегодовая численность работников не должна быть более ста человек;
  • остаточная стоимость основных средств на последнюю учетную дату, согласно финансовой отчетности, не больше 100 млн рублей;
  • доля внешних бенефициаров – не более 25%.

При ведении бизнеса возможна ситуация, когда эти предельные показатели будут превышены: в таком случае надлежит не позднее 15 календарных дней с момента окончания последнего отчетного периода уведомить свое отделение ФНС и перейти на ОСНО.

После возвращения показателей в норму представитель малого бизнеса может снова стать плательщиком по УСН, но для этого нужно не позднее 15 января года, в котором он хочет начислять налог по упрощенной схеме, подать заявление установленной формы в фискальную службу.

Специфика налогообложения на предприятиях малого бизнеса – участниках УСН – заключается в двух возможных вариантах расчета фискальной базы:

  • доходы;
  • доходы за минусом расходов.

Первый вариант интересен для фирм и коммерсантов, которые получают небольшие доходы, второй – для тех, у кого высокий уровень расходов.

Все хозяйственные операции, осуществленные плательщиком на УСН, фиксируются в специальном регистре – книге учета доходов и расходов.

Ставка налога зависит от варианта расчета налоговой базы: если это «доходы», тогда вся выручка предприятия умножается на ставку 6%; если предприниматель выбрал способ расчета «доходы минус расходы», тогда объем выручки корректируется на расходы и только после этого умножается на ставку 15%.

С 2016 года с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса. Так, если бизнесмен выбрал «доходы» ему можно снизить ставку налога в пределах от 6% до 1%, а если объектом налогообложения являются «доходы, скорректированные на расходы», тогда платеж в бюджет возможно снизить от 15% до 5%.

Преимущества УСН в том, что участники этой системы освобождаются от уплаты: НДС, подоходного (предприниматели), на прибыль (юрлица), имущественного.

Характеристика ЕНВД

Особенностью этой системы налогообложения является то, что уровень дохода бизнеса на размер платежей в бюджет практически не влияет. Каким бы ни был ваш заработок, все равно нужно будет заплатить 15% от вмененного дохода.

В 2016 году государство также дало возможность местным органам власти снизить фискальную нагрузку участникам этого режима: теперь возможно уменьшение ставки до 7,5%.

Этот режим устанавливается по решению местных органов власти и только для определенных направлений бизнеса.

Стать плательщиком ЕНВД можно добровольно, но только если:

  • этот режим установлен на территории муниципального округа;
  • в нормативном документе, который устанавливает этот режим на конкретной территории, указана сфера деятельности, осуществляемая представителем малого бизнеса.

Режим ЕНВД действует только для предпринимателей и организаций, которые занимаются:

  • оказанием бытовых услуг;
  • предоставляют услуги ветеринарии;
  • осуществляют техобслуживание, ремонт, мойку автотранспорта и мотоциклов;
  • сдают в аренду места для стоянки авто- и мотоциклетного транспорта;
  • оказывают услуги такси, но при этом количество транспорта не должно превышать 20 единиц;
  • оказывают услуги общепита на площади, что не превышает 150 кв.м.;
  • размещением наружной рекламы на специальных конструкциях или в разных видах транспорта;
  • предоставляют услуги проживания на площади не более 500 кв.м.;
  • и т.д. : полный список приведен в ст.346.26.НК РФ.

Расчет единого вмененного налога осуществляется по формуле: Д*ФП*k1*k2*%, где

Д – доходность конкретной сферы деятельности;

ФП – физические показатели по конкретному направлению бизнеса, например: численность работников на предприятии, площади помещений, производительные мощности оборудования, количество транспорта и т. д.

k1 – коэффициент дефляции;

k2 – корректирующий коэффициент.

Значение коэффициентов ежегодно меняется. Однако, в 2016 году k1 сохранили как и в предыдущем на уровне – 1,798 ед, а ставка налога – 15%.

Коэффициент k2 рассчитывается каждой муниципальной администрацией самостоятельно. Его размер можно узнать в местном фискальном органе.

Преимущества ЕНВД для представителей малого бизнеса таковы:

  • простота расчета;
  • легкость ведения отчетности;
  • минимальный пакет документов, необходимый для предоставления в налоговую;
  • отменяются налоги: на прибыль, подоходный, НДС, на имущество (только для ИП).

Патентная система налогообложения

Данный спецрежим предусмотрен только для индивидуальных предпринимателей. Обязательное условие – средняя численность всех сотрудников (по всем видам деятельности) за отчетный налоговый период не более 15 человек.

Перечень видов деятельности, подлежащих применению патентной системы, утверждается субъектами РФ на территориях, относящихся к их юрисдикции.

Патент можно приобрести на период от 1 до 12 месяцев.

Датой начала применения патентной системы считается дата выдачи патента.

Величина налога для плательщика ПСН не зависит от фактического дохода от бизнеса: она определяется, исходя из установленного законодательно потенциально возможного дохода для данного вида предпринимательства.

Переход на ПСН освобождает ИП от уплаты налогов с доходов, заработанных деятельностью, что ведется на основании патента: налога на имущество, налога с доходов, НДС.

Единый сельскохозяйственный налог

Если представитель малого бизнеса занят в сельском хозяйстве: занимается растение- или животноводством, выращивает рыбу, занимается лесным хозяйством, тогда ЕСХН – оптимальный выбор для него.

Участник этого режима платит всего 6% от разницы между доходами и расходами.

Сельскохозяйственным производителем считается юрлицо или предприниматель, у которого объем поступлений от реализации данной продукции в структуре всей выручки превышает 70%.

Преимуществом ЕСХН является возможность не платить следующие налоги:

  • подоходный;
  • на прибыль;
  • на имущество;
  • НДС.

Налоговые льготы для малого бизнеса: Видео


Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства ведется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Специально созданные государственные организации защищают интересы малого предпринимательства и следят за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности; упрощает порядок регистрации и форм отчетности [1].

Целями государственной политики регулирования малого предпринимательства являются:

1) снижение безработицы;

2) развитие инвестиционных процессов;

3) финансирование разработок инновационной продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство [2].

Наиболее распространены такие формы государственной поддержки, как:

– установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства на законодательном уровне;

– включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам [3].

Государственное содействие развития малого предпринимательства в России ведется по следующим направлениям:

1) создание государственных и негосударственных источников финансирования малого бизнеса;

2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;

6) создание долгосрочных целевых программ государственной поддержки малого бизнеса;

7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, напрямую для малых предприятий не установлено.

В настоящее время в России действуют две системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общий режим и специальные режимы налогообложения.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса.

Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах: [4]

– в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;

– в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.

На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные режимы налогообложения:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

3) упрощенная система налогообложения;

4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основная цель этих режимов – упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства:

– специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей [5];

– важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участники рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;

– любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности [6].

Специальные налоговые режимы могут применяться не всеми категориями налогоплательщиков, существуют ограничения на их применение, такие как осуществляемый вид деятельности, численность работников, состав и размер доходов и др.

С момента введения, т.е. в течение последних 10 лет, специальные налоговые режимы дорабатывались и редактировались с учетом практики их применения с целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы «теневого» бизнеса, а также для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Совершенствование таких специальных налоговых режимов, как ЕСХН и УСНО, позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить темпы развития производства и инвестиционной деятельности, увеличить занятость населения.

Упрощение налогообложения и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренное специальными налоговыми режимами, привело к снижению издержек, связанных с необходимостью ведения соответствующего учета, повышению эффективности налогового администрирования. Указанные преимущества специальных налоговых режимов вызвали в последние годы существенное увеличение количества налогоплательщиков, которые их применяют.

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности.

Согласно представленным в основных направлениях налоговой политики РФ на перспективу направления развития налоговой системы в целом ее структура не будет меняться кардинально. В 2016 г. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются прежними т.е. создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы иметь перспективы развития малого бизнеса в стране, для начала требуется создать специальные условия налогообложения и налоговые льготы для малых предприятий, так как в НК РФ это не предусмотрено.

Малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства [7].

Однако для того, чтобы малое предпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров, прямых инвестиций и создания условий для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно совершенствовать процесс управления модернизацией на всех этапах производства и т.п. [8].

Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого предпринимательства. Проходит анализ налоговой политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства и выделяются цели налогового регулирования субъектов малого предпринимательства в современных условиях, также рассматриваются современные режимы налогообложения. В статье обозначены существующие и наиболее актуальные проблемы малого предпринимательства, которые указывают на необходимость существования специальных налоговых режимов для данных субъектов экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое регулирование, специальные налоговые режимы.

Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства является наиболее эффективным и важным методом государственного регулирования малого предпринимательства, так как состояние малого предпринимательства значительно зависит от налогообложения.
Важной частью экономической политики государства является эффективная налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства. Налоговая политика является как экономическим, так и административным рычагом воздействия государства на развитие данного сектора.
Рассмотрение налогообложения как средства регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства требует анализа элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства [3, с. 17].
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов малого предпринимательства является Налоговой кодекс Российской Федерации.
Каждое государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит перед собой разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования малого предпринимательства в России следует отнести:
-вывод из тени субъектов малого предпринимательства.
-стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в экономику [5, с. 41.].
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства основано на общих принципах налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе. Налоговое законодательство России с одной стороны характеризуется обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, то есть нестабильностью [6, с. 11].
Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов малого предпринимательства. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы.
Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная политика государства нацелена на максимальное наполнение бюджета за счет налогов и сборов.
При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе. При реализации регулирующей политики происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики.
Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Обычно используется для стимулирования деятельности слабых и нестабильных субъектов экономики.
При выборе проведения той или иной политики налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства необходимо, помнить, что, на сектор малого предпринимательства влияют факторы, ограничивающих его деятельность.
Фискальная политика редко проводится в отношении субъектов малого предпринимательства. Так как данный сектор играет важную роль в экономике страны, то государство заинтересованно в его развитии. Так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на субъекты малого предпринимательства, то они лишаются возможности формировать необходимые оборотные средства.
Государство проводит регулирующую или стимулирующую политику в отношении субъектов малого предпринимательства в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. С помощью регулирования налоговых ставок государство не ставит цель увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет страны, а оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства. Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции.
Важный аспект налогового регулирования субъектов малого предпринимательства — налоговое администрирование. Под налоговым администрированием понимается деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование предполагает организацию сборов налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщик.
Налоговое администрирование включает процедуру регистрации, приема и обработки отчетов, контроль над поступлением налогов и сборов, различные виды проверок, анализ эффективности налогового администрирования на всех уровнях управления. Оно должно решать проблемы обременительных для субъектов малого предпринимательства административных барьеров. А также проблему упрощения всех административных процедур. Решить данную проблему предлагается посредством специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
Малые и средние предприятия неустойчивы относительно крупных предприятий. Для выравнивания условий деятельности крупных, средних и малых предприятий необходимо предоставлять субъектам малого предпринимательства налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов.
К тому же, практика показывает, что использования общего налогового режима в отношении малого предпринимательства способствует скрытию доходов или уходу данного сектора в «тень». Зарубежная практика показывает, что при использовании льготных режимов налогообложения в отношении субъектов МСП в большинстве стран удается вывести из тени большую часть малых и средних предприятий.
Таким образом, как показано, специальные налоговые режимы являются необходимой мерой и направлены на поддержку малого предпринимательства и, фактически, на облегчение налогового администрирования.
В связи с этим, в настоящее время для субъектов малых предприятий России действуют два вида режимов налогообложения:
-общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе и для субъектов МСП;
-специальные режимы, введенные для субъектов малого предпринимательства [4, с. 20].
При общей системе налогообложения предприниматель уплачивает налоги и сборы в зависимости от сферы деятельности.
Специальным налоговым режимом в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы заменяют часть налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения.
В России первые попытки создания специальных налоговых режимов можно отнести к концу восьмидесятых годов ХХ века, так как в этот период происходит отделение субъектов малого предпринимательства от остальных субъектов экономики. Тогда вводились налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, но фактически предприниматели отмечали сложность ведения учета и считали налоговые льготы недостаточными для формирования средств, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентоспособности их предприятий.
В результате различных изменений и уточнений начиная с 2002 года в Налоговом кодексе действует раздел о специальных налоговых режимах. Введение специальных налоговых режимов преследовало следующие цели: стимулирование субъектов малого предпринимательства, упрощение ведения учета субъектами малого, вывод из тени субъектов данного сектора, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но главной целью введения специальных налоговых режимов было снижение налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.
Введение специальных налоговых режимов действительно снизило налоговую нагрузку с данного сектора, упростило налоговое администрирование и поспособствовало его развитию и выходу из тени некоторых субъектов малого предпринимательства.
Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации выделены специальные налоговые режимы, предназначенные для субъектов малого предпринимательства: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентная система налогообложения.
Проведенный нами выше анализ позволяет сделать вывод, что государство оказывает реальную поддержку малого предпринимательства с помощью налогового регулирования путем введения специальных налоговых режимов.
По-видимому, можно с большой долей уверенности констатировать, что для государства на современном этапе не является главной целью увеличить налоговые поступления в бюджет за счет субъектов малого предпринимательства. Сейчас главной целью государственной политики в области налогообложения малого предпринимательства является поддержка данных субъектов путем предоставления налоговых льгот. Также показано, что специальные налоговые режимы значительно снижают налоговую нагрузку с субъектов малого предпринимательства, тем самым, предоставляя им возможность развиваться. А это, несомненно, оказывает положительное влияние на экономику страны в целом.
Список литературы
1. Бахчеев Е.С. Теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономикс. — 2017. — №6.
2. Гончаренко С.И. Аспекты и проблематика налогового регулирования субъектов малого предпринимательства // Современные финансовые отношений: проблемы и перспективы развития. — 2017.
3. Джамиева М.А. Проблемы и пути оптимизации системы налогообложения субъектов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. — 2017. — №3-2.
4. Иризепова М.Ш. Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса // Налоги и налогообложение. — 2015. — №2.
5. Суркова Р.А. Актуальные проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни. — 2017.
6. Терентьева М.В. Совершенствование налогообложения на предприятиях малого бизнеса // Современное развитие малого бизнеса. — 2014. — №4.
7. Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. — 2016. — №1.

Основы и способы функционирования малых предприятий в РФ. Характеристика налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход как инструменты снижения налоговой нагрузки.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.12.2012
Размер файла 91,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Налоговое регулирование малого предпринимательства в РФ»

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы преобразований фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

Социальная ориентация экономики, преимущественное развитие сферы услуг обуславливают необходимость создания и развития малого предпринимательства как наиболее рациональной и эффективной формы хозяйства, соответствующей специфике деятельности этой сферы. Здесь резко возрастает значение малого предпринимательства. Соответственно должно увеличиться число малых предприятий.

Малые формы предпринимательства в нынешних российских условиях имеют существенные преимущества по сравнению с крупными предприятиями. Малое предпринимательство позволяет эффективно использовать имеющиеся в данном регионе и привлекать со стороны капиталы, материально - технические ресурсы и рабочую силу для развития производства, оперативно осуществлять структурные преобразования производства с учетом конъюнктуры рынка, своевременно и в кратчайшие сроки осваивать и внедрять в производство новейшие достижения науки и техники.

В Республике Дагестан развитие малого предпринимательства имеет особенно важное значение, что обусловлено спецификой развития региональной экономики. Наличие в экономике незаполненных ниш, неспособность крупного производства приспосабливаться к потребностям рыночной экономики, отсутствие государственных финансовых возможностей поддержки сложившегося производственного сектора, наличие большого количества высококвалифицированного незанятого населения, сложившиеся веками народные производства и промыслы и ряд других условий предполагают необходимость активного развития малого предпринимательства. Однако потенциал малого бизнеса в республике задействован все еще недостаточно: не выработаны концептуальные подходы к разработке основ его функционирования и политики поддержки с учетом специфики региона и отраслей экономики.

Цель данной работы заключается в изучении механизмов поддержки и развития малого предпринимательства и разработка основных направлений совершенствования организация поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. изучить сущность малого предпринимательства: его преимущества и определенные недостатки, роль малого предпринимательства в рыночной экономике, основные экономические показатели деятельности малых предприятий, проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности, основные направления государственной поддержки малого предпринимательства;

2. изучить организационно-правовые формы деятельности малого предпринимательства и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства;

3. проанализировать современное состояние и тенденции развития малого предпринимательства в РФ;

4. исследовать ход реализации программ развития малого предпринимательства;

5. определить направления совершенствования механизма поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

Объектом исследования в работе являются предприятия малого бизнеса РФ.

Предметом исследования является совершенствование механизмов поддержки и развития малого предпринимательства в РФ.

Информационная база. Широкий спектр вопросов государственной поддержки малого предпринимательства рассмотрен в научных трудах современных ученых: Баженова Ю.К., Воронина С.Н., Вольского А.С., Старостина Ю.Л., Ясина Е.Н. и др.

Теоретической основой исследования проблемам предпринимательства в условиях рыночного хозяйствования посвящены работы ученых-экономистов Алиева В.Г., Ахмедуева А.Ш., Гамидовой M.С., Мудуева Ш.С., Магомедова М.А., Сулейманова Н.М., Шабанова М.Г., Колыванова В.Ю: и др.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из наименований. Основное содержание работы изложено на 43 страницах.

Во введении обоснована актуальность исследования, формулируются цели и ключевые задачи исследования, определяются предмет, объект исследования, теоретические и методические основы, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы налогового регулирования субъектов малого предпринимательства» рассматриваются вопросы становления и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Во второй главе «Анализ и оценка эффективности применения специальных налоговых режимов малыми предприятия» раскрывается механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства (общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный налог для отдельных видов деятельности).

И в третьей «Совершенствование механизма налогового регулирования малого предпринимательства» представляет собой наибольший интерес с практической точки зрения. В ней нашли свое отражение вопросы совершенствования налогообложения малого предпринимательства.

В заключении даются резюмирующиеся выводы по всей работе.

4. Общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Состав налогов и сборов может меняться по решению соответствующих органов.

К общегосударственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

1. Налог на добавленную стоимость

1. НДС - ставка налога 20%; по продовольственным товарам - 10%; получатель налога - федеральный - 75%, местный - 25%; объект налогообложения - обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг, импортируемые товары. Сроки уплаты налога: квартальный - до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Составление расчетов по НДС производится отдельно за каждый отчетный период - месяц или квартал.

3. Подоходный налог с банков

4. Подоходный налог со страховой деятельности

Фонд социального страхования - ставка 5,4%; получатель налога федеральный; объект налогообложения - начисленная оплата труда по всем основаниям; уплачивается в день получения заработной платы.

5. Налог с биржевой деятельности

6. Налог на операции с ценными бумагами

7. Таможенная пошлина

8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий

Налог на прибыль - ставка 30% и 36%; объект налогообложения - валовая прибыль; сроки уплаты налога: квартальный - в 5-тидневный срок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой - в 10-тидневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.

9. Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения. Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года номер 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями). Методические разъяснения норм Закона содержатся в Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 29 июня 1995 года номер 35 «По применению Закон а Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».

10. Налоги и платежи за использование природных ресурсов

11. Налоги на транспортные средства

Транспортный налог - ставка 1%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения - начисленная оплата труда; уплачивается в срок получения заработной платы.

12. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.

Плательщики налога - физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории РФ на основании свидетельства о праве на наследство или договора дарения, нотариально удостоверенных. Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества. Их перечень после принятия Закона был расширен. Итак, к объектам налогообложения отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и дом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся на вкладах в учреждениях банков и других кредитных организациях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, имущественные и земельные доли (паи), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Закон различает налогообложение имущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядке дарения. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, - 80-кратной минимальной месячной оплаты труда. С превышающей части стоимости налог и взимается.

К республиканским налогам и налогам, национально-государственным и административно-территориальных образований относятся:

1. Налог на имущество предприятий

Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет по месту нахождения плательщика налога;

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.95 №39-ФЗ с 01.04.95 отменены отчисления (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

3. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество - ставка 2%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения - основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты; сроки уплаты налога: квартальный - в 5-тидневный срок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой - в 10-тидневный срок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Согласно инструкции Госналогслужбы от 08.06.95 №33 «О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2%. Размеры ставок налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными органами субъектов Российской Федерации.

2. Земельный налог

Земельный налог - уплачивается до 15 сентября и 15 ноября равными долями по установленной ставке; объект налогообложения - площадь земельного участка; получатель налога - местный бюджет.

3. Сбор за право торговли

Устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти: местными Советами народных депутатов. Уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

4. Налог на рекламу

Налог на рекламу - ставка налога 5%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения - стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы (без НДС); сроки уплаты налога - при сдаче бухгалтерской отчетности.

5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 процентов суммы сделки;

6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками

Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, физических лиц - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, - половины установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый день торговли.

7. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 процентов стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0.1% от суммы сделки)

Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1 процента суммы сделки.

Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

- по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

- по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

- по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);

- по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

1) кадастровый (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Так ой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации:

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Читайте также: