Налоговое регулирование банковской деятельности 2020 pdf

Опубликовано: 04.05.2024

Статья в журнале

Цитировать:
Помулев А.А. Банковский сектор России: проблемы и перспективы в условиях новых вызовов // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 127-138. – doi: 10.18334/tek.4.3.110831.

Аннотация:
В статье проанализировано текущее состояние, проблемы и перспективы банковского сектора в условиях пандемии. Рассмотрены основные итоги деятельности банковского сектора за первое полугодие 2020 года, прогнозы относительно итогов деятельности крупнейших банков страны. Автором сделано заключение о том, что состояние сектора нельзя было назвать удовлетворительным и до пандемии. Ситуация с COVID-19 только ухудшило ситуацию и обострило проблемы в экономике. Повышение доли наличных средств в экономике неизбежно приведет к повышению уровня теневых операций, что отразится на качестве активов банковской системы. Активы банковской системы в России работают не эффективно, что подтверждено корреляционно-регрессионным анализом взаимосвязи динамики объемов кредитования с ВВП страны. Рассмотрены причины сложившейся ситуации в банковском секторе, предложены варианты решения проблем.

Ключевые слова: коммерческий банк, эффективность банковского сектора, COVID-19, теневая экономика

JEL-классификация: G21, O17, O11

Глобальные вызовы и угрозы развития аграрного сектора России (Лясников Н.В., Романова Ю.А.) // Продовольственная политика и безопасность. № 2 / 2019

К сожалению, COVID-19 появился, когда мировая и российская экономики уже демонстрировали признаки замедления.


">

Рисунок 1. Динамика ВВП России с 2004 года

Источник: составлено автором с использованием системы Refinitiv Datastream [10].

Снижение деловой активности вследствие ограничений, которые были введены из-за COVID-19, привело к снижению во втором квартале ВВП страны на 8,5% [8]. Пандемия как катализатор продемонстрировала слабые места экономики и финансовой системы. Усиление фискальной нагрузки государства дополнительно спровоцирует уход бизнеса в теневой сектор экономики.

Рост реальных располагаемых доходов населения замедлился (рис. 2).


">

Рисунок 2. Динамика РРД США с 1960 года

Источник: составлено автором с использованием системы Refinitiv Datastream [10].


">

Рисунок 3. Динамика РРД России с 1996 года

Источник: составлено автором с использованием системы Refinitiv Datastream [10].

Домохозяйства и предприятия стали выводить деньги в наличные, что приведет к росту теневых операций, снижению прозрачности финансовых операций, а для кредитных организаций возникнут сложности для объективной оценки рисков при финансировании. Так, по данным лаборатории «СберДанные», в апреле – июне 2020 около 8% выручки компаний оказалось не раскрыто [3].

Состояние банковского сектора в России и до пандемии нельзя было назвать удовлетворительным.

Банки и фирмы на рынках капитала по всему миру мобилизуют и предпринимают шаги, чтобы минимизировать влияние COVID-19 на повседневную деятельность.

Внедряются новые удаленные форматы работы для многих категорий сотрудников.

В 2019 году существенно замедлились темпы прироста активов и объемы кредитования до 2,7% и 1,2% в год соответственно (рис. 4).


Рисунок 4. Годовая динамика активов, кредитов и просроченной задолженности банков

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

Уровень просроченной задолженности корпоративного портфеля (Non Performing Loan PL90+) в 2019 увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,7% и составлял 5,4% (рис. 4).


Рисунок 5. Темп прироста активов банковского сектора (% за месяц)

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

В мае – июне 2020 года темп прироста активов сократился на 2,65% (рис. 5)


Рисунок 6. Темп прироста кредитов, предоставленных нефинансовым организациям

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

В мае – июне 2020 года темп прироста кредитов предприятиям сократился на 1,2 % (рис. 6).


Рисунок 7. Темп прироста кредитов, предоставленных физическим лицам

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

В мае – июне 2020 года темп прироста кредитов физическим лицам сократился на 0,5 % (рис. 7).

Короткие и необеспеченные кредиты оказались самыми уязвимыми кредитными продуктами в условиях пандемии и самоограничений.

Розничные портфели банков, специализировавшихся на них, сократились больше всех.

При этом крупные госбанки показали рост кредитного портфеля, в том числе во многом благодаря стабильному росту в начале года и выдаче льготной ипотеки.


Рисунок 8. Процент просроченной задолженности банковского сектора

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

Просроченная задолженность увеличилась несущественно по причине массовой реструктуризации кредитов заемщиков (рис. 8). Высокая вероятность роста показателя в конце года.

В 2019 году снизился показатель совокупных доходов банковского сектора в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 23%.

В структуре доходов по-прежнему большую долю занимают непроцентные доходы (84% в 2019 году) (рис. 9).

Среди причин снижения показателей эффективности деятельности следует отметить обострение конкуренции со стороны финтех-компаний, ужесточение требований регулятора, ухудшение экономической ситуации.


Рисунок 9. Финансовые итоги банковского сектора

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

В связи с эпидемиологическими факторами результаты 2020 года будут объективно хуже, с учетом необходимости формирования резервов на возможные потери по ссудам (рис. 10).


Рисунок 10. Прогнозные финансовые итоги в ключевых банках России [10].

По данным официальной статистики ЦБ, 58% банковских активов принадлежат государству (общая величина активов – 94,8 трлн руб.).

Из топ-5 банков по величине активов лишь «Альфа-банк» – коммерческий банк (рис. 11).


Рисунок 11. Концентрация активов банковского сектора

Источник: составлено автором по данным Центрального Банка [5].

Куда идут деньги банковского сектора?

Банковская система с активами в 94,8 трлн руб. инвестирует в основной капитал организаций только 1 480 млрд руб. (рис. 12).


Рисунок 12. Инвестиции в основной капитал, профинансированные за счет кредитных средств в России (млрд рублей)

Источник: [1] (Belous, 2019).

В структуре инвестиционных ресурсов по институциональным секторам ключевыми инвесторами выступают нефинансовые корпорации (47,7%). На финансовые организации приходится только 9,3% (рис. 13).


Рисунок 13. Структура инвестиционных ресурсов по институциональным секторам

Источник: [4] (Masakova, 2019).

Финансовые активы банковского сектора неэффективно работают на рост экономики страны. Данный вывод был подтвержден корреляционно-регрессионным анализом двух переменных: объемом корпоративных и частных займов, выданных банковским сектором, и объемом валового внутреннего продукта. Ретроспективная выборка сформирована с 2003 года.

Таким образом, в России коэффициент корреляции между переменными составляет 0,56 (рис. 14). По шкале Чеддока такую силу связи можно описать как умеренную. Однако в других странах, например в США (0,98), Китае (0,9), взаимосвязь переменных определяется как весьма высокая.


Рисунок 14. Взаимосвязь динамики объемов кредитования и ВВП России

Источник: составлено автором с использованием системы Refinitiv Datastream [10].

Среди причин низкой эффективности кредитования реального сектора экономики страны стоит отметить следующие:

• жесткое регулирование со стороны ЦБ;

• снижение эффективности взаимодействия банковских и небанковских институтов на финансовом рынке;

• высокий уровень системных рисков;

• низкий уровень развития долгосрочных инструментов финансирования;

• высокий уровень спекулятивных операций;

• недостаток длинных источников фондирования у финансовых организаций;

• неэффективные бизнес-модели банков;

• теневая экономическая деятельность на всех уровнях экономической системы [2] (Burov, 2019).

Основные мероприятия, которые необходимо осуществлять для решения обозначенных проблем на уровне государства и профессионального сообщества:

• обеспечить гибкое регулирование со стороны ЦБ;

• повысить эффективность взаимодействия банковских и небанковских институтов на финансовом рынке;

• снизить системные рисков на институциональном уровне;

• обеспечить стимулирование банков на формирование долгосрочных источников фондирования;

• развить инструменты проектного финансирования;

• повысить эффективность бизнес-моделей банков за счет современных технологий [7] (Pomulev, 2020);

• обеспечить управление операционными рисками [6] (Pomulev, 2019);

• обеспечить эффективное управление качеством кредитного портфеля в т.ч. за счет проактивной диагностики кредитного портфеля [9] (Pomulev, Kalmykov, 2020).

Подробнее об авторе:

Помулев Александр Александрович
департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, кандидат экономических наук, доцент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
ORCID: 0000-0002-3189-1534


Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором
“слуги бухгалтера
-->
Операции банков 2020

Вернуться назад на Операции банков 2020
Не забываем поделиться:

Основополагающими документами по регулированию вышеназванного направления деятельности коммерческих банков в 2020 году являются:

• 1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
• 2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона № 17 (с последующими изменениями и дополнениями).
• 3. Федеральный закон «О залоге» № 2872-1.
• 4. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ.
• 5. Федеральный закон «О лизинге» № 164-ФЗ.
• 6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ.
• 7. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ.
• 8. Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П (в редакции 144-П).
• 9. Положение ЦБ РФ «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» № 39-П (с последующими изменениями и дополнениями).
• 10. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П (№ 273-Т).
• 11. Рекомендации ЦБ РФ «Методические рекомендации к Положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» № 39-П (№ 285-Т).
• 12. Письмо ЦБ РФ «О применении положений Банка России № 39-П, № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России № 285-Т» № 104-Т.
• 13. Письмо ЦБ РФ «О связанном кредитовании» № 68-Т.
• 14. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» № 254-П.
• 15. Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета кредитных организаций, расположенных на территории РФ» № 205-П (с последующими изменениями и Дополнениями).
• 16. Письмо ЦБ РФ «О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации» № 363-Т.
• 17. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения Банком России депозитных операций с кредитными организациями в валюте РФ» № 203-П (с последующими изменениями и Дополнениями).
• 18. Указание ЦБ РФ «О порядке ведения кредитными организациями бухгалтерского учета депозитных операций, проводимых ЦБ РФ» № 1259-У.

Исходя из содержания перечисленных документов, основываясь на накопленном коммерческими банками опыте в кредитовании реального сектора экономики, а также физических лиц банк должен иметь следующие нормативные документы, регламентирующие кредитный процесс и его организацию (примерный перечень):

• 1) меморандум о кредитной политике банка на 1-2 года;
• 2) положение или регламент о порядке предоставления денежных средств клиентам банка;
• 3) регламент по предоставлению МБК и размещению депозитов в других банках;
• 4) отдельные положения о кредитовании юридических лиц в порядке разовых ссуд, «овердрафта», открытых кредитных линий и т.д.;
• 5) положение о кредитовании физических лиц на потребительские цели, на предпринимательскую деятельность и т.д.;
• 6) положение о залоге, применяемом в банке, и о порядке его оформления;
• 7) положение о порядке выдачи гарантий в пользу третьих лиц;
• 8) положение о порядке учета векселей и вексельном кредитовании заемщиков;
• 9) положение о порядке оценки финансового состояния (платеже- и кредитоспособности) заемщиков, в том числе банков;
• 10) положение о порядке начисления и уплаты процентов за пользование ссудами и отражения их по счетам бухгалтерского учета;
• 11) положение о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
• 12) порядок оформления документов, необходимых для списания безнадежной и не реальной для взыскания ссудной задолженности с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности;
• 13) положение о кредитном отделе и кредитном комитете банка.

Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Рассмотрим содержание основных трех документов из этого списка.

Меморандум о кредитной политике банка должен содержать основные ориентиры банка на текущий год в области кредитования в частности:

- географические регионы размещения средств на кредитном рынке и соотношение между ними;
- желательную концентрацию кредитов в отраслевом разрезе;
- оптимальную структуру кредитов по видам валют;
- приоритеты относительно субъектов кредитования и видов кредитования;
- планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных, проблемных, просроченных, а также ссуд акционеров и инсайдеров;
- предпочтительное обеспечение, в том числе залоговое;
- сочетание кредитов различной степени риска на отчетные даты;
- варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды.

Регламент предоставления денежных средств клиентам банка должен содержать информацию:

• о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиям;
• порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;
• порядке рассмотрения кредитных заявок;
• санкционировании выдачи кредитов (кредитным комитетом филиалов, головного банка, Правлением);
• порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционировании их пролонгации;
• порядке предоставления кредитов, обслуживании долга и погашении кредитов;
• об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.

Регламент по предоставлению межбанковских кредитов и размещению депозитов в других банках должен содержать перечень и характеристику документов, необходимых к предоставлению банками-заемщиками в банк-кредитор для оформления межбанковского кредита; порядок расчета и использования лимитов возможного риска при осуществлении операций на внутреннем межбанковском рынке, порядок расчета и использования лимитов возможного риска по депозитным операциям с банками-нерезидентами; порядок оперативного управления ресурсами банка исходя из политики управления активами и пассивами и ликвидного коммерческого банка, порядок санкционирования выдачи и размещения депозитов в банках-нерезидентах, порядок отражения операций по межбанковскому кредитованию в бухгалтерском учете.

темы

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Загадки

Выше колена, пониже пупка, дырка такая, что влезет рука.

посмотреть ответ

посмотреть ответ
важное
Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.01.2021 2021-01-17

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Рожкова, И. А. Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе / И. А. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 325-326. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77708/ (дата обращения: 20.05.2021).

Банки оказывают существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом. Поскольку банки являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, и их платежеспособность имеет большое общественное значение, следовательно, проблема регулирования банковской деятельности чрезвычайно сложная.

Ключевые слова: экономика, налогообложение, банки, налоговое регулирование, платежеспособность, прибыль, доход.

В системе государственного регулирования экономики важное место занимает банковский сектор. Он оказывает существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом, так как является центром перераспределения капитала. Значительная часть расчетов между организациями идет через банки, осуществляющими большой спектр финансовых операций.

Банки входят в число ключевых элементов экономического регулирования.

В экономике страны в условиях мирового финансового кризиса, где наблюдаются: банкротства предприятий, спад производства, уменьшение прибыли, чрезвычайно актуальным здесь является банковское кредитование реального сектора.

Многие предприятия, которые активно использовали банковские кредиты, сейчас столкнулись с проблемой поиска источника финансирования своей деятельности. Руководители таких организаций оказались в ситуации нехватки денежных средств на развитие и поддержание бизнеса.

Налогообложение оказывает влияние на действия двух сторон, участвующих в кредитных операциях. Это как банки, так и его клиенты. В связи с этим можно выделить два сектора налогового регулирования:

– налоговое стимулирование кредитора;

– налоговое стимулирование заемщика.

Состав расходов на проведение кредитных операций значительно влияет на доходность кредитных операций, которые учитываются при расчете налога на прибыль и на формирование налоговой базы созданных резервов.

В настоящее время одним из средств снижения налоговой нагрузки на кредитные учреждения является формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом называется любая задолженность перед налогоплательщиком, которая возникает в связи с выполнением работ и оказанием услуг, а также реализацией товара [1, c. 31].

Сектор налогового регулирования определяется условиями, где оказались экономические субъекты.

На заинтересованность заемщика в получении кредита через величину предельных процентов влияет налогообложение. Предельные проценты учитываются в составе расходов при пересчете налога на прибыль.

Для стимулирования кредитования банкам реального сектора наиболее актуальными могут быть следующие рекомендации:

– расширить перечень льгот банкам и предприятиям, которые учувствуют в лизинговых операциях;

– предоставить банкам возможность не формировать или относить расходы по формированию резерва на возможные потери по ссудам;

– расширить перечень видов обеспечения, которые учитываются в целях формирования резервов на возможные потери по ссудам;

– освободить от налога проценты, полученные по кредитам, которые выданы приоритетным отраслям;

– предоставить льготную ставку по налогу на прибыль банкам, где доля предоставленных кредитов принадлежит приоритетным отраслям экономики.

Совершенствование налога на прибыль организаций включает в себя введение ограничения по переносу на будущее убытков приобретаемых или поглощаемых компаний, а также изменение отчислений процентов по долговым обязательствам на расходы [2, c. 54].

Можно выделить следующие направления совершенствования действующего механизма налогового регулирования:

  1. Введение единого порядка учета процентов по привлеченным средствам для целей налогообложения. То есть проценты по займам аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
  2. Увеличение прав банков по созданию резервных фондов за счет себестоимости, что позволит банкам активнее проникать на зарубежные рынки и принимать участие в кредитовании реального сектора экономики. Здесь предлагается формализовать порядок создания резервных фондов или увеличить контроль за порядком его формирования.
  3. Установление единого порядка отнесения на себестоимость убытков от купли-продажи валютных контрактов для спекулятивных сделок и убытков от сделок, которые заключена в целях уменьшения риска изменения рыночной цены.

Также можно выделить еще одно усовершенствование налогового регулирования — налоговое администрирование. То есть сюда входит повышение качества налогового администрирования, которое включает устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей и обеспечению эффективного использования инструментов, что противодействует уклонению от уплаты налогов.

Коммерческие банки образуют систему обеспечивающую жизнеспособность национальной экономики. Поскольку коммерческие банки являются и крупными налогоплательщиками, и экономическими субъектами и их платежеспособность имеет большое общественное значение, то проблема налогообложения коммерческих банков чрезвычайно сложная. Поэтому есть необходимость формирования такой системы налогообложения, которая стимулировала бы деятельность банков в увеличении вложений средств в реальный сектор экономики, а также позволила увеличить их доходы, балансовую прибыль и способствовала увеличению суммы уплаченных налогов, которые поступают в бюджеты разных уровней.

  1. Долгов С. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учебное пособие — М: Юристъ, 2017. — 584 с.
  2. Костина Л. С. Перспективы налогообложения организаций финансового сектора экономики России // Вестник университета. — 2018. — № 10.








4 чел. помогло.

Раздел 1 Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора

Тема 1. Налоговое регулирование банковской, страховой и инвестиционной деятельности: необходимость, возможности и границы

1.1 Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики как составная часть государственной налоговой политики

^ 1.2 Цели, задачи, основные направления и методы налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов

^ 1.3 Особенности бухгалтерского учета и отчетности в инвестиционных институтах

1.4 Система налоговых льгот для банков, страховых компаний и фондов

^ 1.5 Ответственность финансовых институтов, в том числе за перечисление налогов

1.6 Исполнение банками, страховыми организациями обязанностей налогового агента

Налоговое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики как составная часть государственной налоговой политики


Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства.

Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы.

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Любое государство использует налоговую политику в качестве регулятора как позитивных, так и особенно негативных явлений рынка. Механизм налогообложения банков, страховых компаний, инвестиционных институтов также должен способствовать оптимизации объемов и направлений деятельности организаций финансового сектора экономики.

Возникновение и формирование налогообложения организаций финансового сектора экономики характеризуется тремя этапами.

^ Первый период (1992-1993 гг.). На этом этапе банковская, страховая и посредническая деятельность рассматривалась как имеющая особенности в налогообложении. По банковской и страховой деятельности имел место налог на доходы, а по другим видам деятельности - налог на прибыль. Доходы бирж, брокерских компаний хотя и облагались налогом на прибыль, но к ним применялась более высокая ставка.

^ Второй период (1994-2000 гг.) характеризуется, прежде всего, распространением на банки и страховые компании налога на прибыль.

С 1 января 1994 года Указом Президента № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 8 мая, 10 сентября 1996 г., 2 апреля, 16 мая 1997 г.) (утратил силу) освобождает от налогообложения прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов (на срок более 3 лет) на цели капитальных вложений в развитие собственной производственной базы.

Однако ставка налога на прибыль для банков и страховых компаний была установлена на более высоком уровне, чем для промышленных предприятий.

Кроме того, по банкам и страховым организациям действовали специальные положения по составу затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль (утвержденные постановлениями Правительства РФ «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями» от 16 мая 1994 г. № 490; «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховой организациими» от 16 мая 1994 г. № 491), поскольку общие Положения «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 г. № 552 не отражали специфику их деятельности. С 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» и Инструкцией ГНС РФ № 37.

^ Третий период начался с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ и продолжается по настоящее время. Наиболее яркие изменения на этом этапе связаны с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. На все организации, относящиеся к финансово-кредитной сфере, распространены общие положения по налогу на прибыль, в том числе уровень налоговой ставки. Однако имеют место отдельные статьи, учитывающие специфику деятельности банков, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов.

1.2 Цели, задачи, основные направления и методы налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций и инвестиционных фондов

Государственное регулирование экономики, прежде всего, определяется воздействием на нее отдельных сегментов, одним из таких сегментов является банковская система, банковская деятельность.

Одним из основных методов государственного воздействия являются налоги и налоговая политика.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Цель налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов заключается в выработке и принятии управленческих решений в области налогообложения организаций финансового сектора экономики.

Налоговое регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов направлено на выполнение следующих задач:

• обеспечить государство финансовыми ресурсами;

• создать условия для регулирования финансового сектора экономики страны;

• сгладить возникающие в процессе рыночных отношений экономические неравенства.

От выбора форм и методов налогового регулирования в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов. Можно выделить следующие формы:

- законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

- налоговое администрирование: работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

- камеральная и выездная налоговая проверка деятельности организаций финансового сектора экономики;

- анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

- обязательные аудиторские проверки.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. Методы налогового регулирования, используемые во всех странах представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методы налогового регулирования

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки


Ни для кого не секрет, что на структурирование и налоговую оптимизацию бизнеса в России немалое влияние оказывает Закон о противодействии легализации № 115-ФЗ. При этом пресловутые «блокировки» счетов, запросы документов и отклонение платежей являются лишь следствием, которое вытекает из квалификации операций компании в качестве подозрительных (сомнительных).

Публикация посвящена предполагаемому изменению критериев, которые используются банками для выявления сомнительных операций.

02.03.2012 Банк России утвердил положение № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов» (далее — положение № 375-П. В соответствии с ним банки обязаны выявлять в деятельности клиентов подозрительные операции, которые могут быть направлены на отмывание преступных доходов.

Положением № 375-П определен пул критериев потенциальной сомнительности операций, которые должны служить триггерами для сотрудников банков при анализе операций клиентов.

С момента публикации положения № 375-П изменялась и совершенствовалась не только деловая практика, но и способы налоговой оптимизации, которые с каждым годом становятся все более продуманными и структурированными, а положение № 375-П, на которое в первую очередь ориентируются банки при разработке правил внутреннего контроля — оставалось практически неизменным.

Первый квартал 2020 г. ознаменовался громкой новостью — Банк России подготовил проект изменений в положение № 375-П, которые изменят классификатор признаков, указывающих на необычный характер операции и как следствие правила банковского контроля.

Проект изменений был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 04/15/03-20/00100461), ему были посвящены ряд публикаций и аналитических материалов.

К нашему удивлению, мартовская редакция изменений в положение не получила дальнейшего развития, и в августе 2020 на портале появился новый проект изменений (04/15/08-20/00106704), который ошибочно не привлек широкого внимания, хотя именно он готовится к принятию в начале 2021 года.

Вопреки расхожему мнению, признаков подозрительных операций в Проекте по сравнению с действующей редакцией не станет больше — 125 признаков в действующей редакции против 101 признака в августовском проекте.

Часть признаков будет исключена, другая будет изложена в новой формулировке, однако наибольший интерес представляют те признаки, которые действующая редакция положения № 375-ранее не содержала.

Рассмотрим некоторые из новых признаков:

«1138 Дистанционное управление с одного устройства (мобильного телефона, ноутбука и т.д.) операциями по счетам юридических лиц, зарегистрированных в разных странах, либо принадлежащих разным собственникам, либо дистанционное управление операциями с одного устройства по счетам, открытым на разных физических лиц, при отсутствии у кредитной организации информации о близком родстве таких физических лиц».

Стоит отметить, что данный признак находится в русле наметившегося тренда последних лет — диджитализации налоговой сферы, которая теперь помимо трансграничного автоматического обмена налоговой информацией будет включать в себя фактическое отслеживание каждой банковской операции, информацию о которой налоговые органы смогут получать от банков и обрабатывать в электронном виде с помощью автоматизированных алгоритмов.

Так, согласно Приказу ФНС России от 31.12.2019 № ММВ-7-2/679@ банки обязаны указывать информацию об IP-адресе, MAC-адресе, номере SIM-карты, номере телефона и (или) иного идентификатора устройства, с которого была совершена операция по счёту.

В первую очередь на признак стоит обратить внимание группам компаний и сторонникам дробления бизнеса, бухгалтерским и консалтинговым компаниям, которые могут использовать один IP-адрес для работы с пулом банк-клиентов.

«1423 Операция по перечислению со счета индивидуального предпринимателя денежных средств на свои счета, открытые ему как физическому лицу, при условии отсутствия по счету (счетам) индивидуального предпринимателя иных операций, связанных с ведением предпринимательской деятельности».

Использования индивидуальных предпринимателей для налоговой оптимизации уже давно вошло в обиход многих компаний, при этом нельзя забывать, что с точки зрения банковского контроля каждый бизнес должен быть полноценным (к примеру, закупка товара — выплата зарплаты — аренда офиса — реализация товара — уплата налогов).

Как только сотрудники банка увидят «дефект» (к примеру, по счету проходит только закупка товаров и их реализация, без каких-либо расходов на обслуживание и содержание штата, офиса и т.п.), предприниматель сразу же получит запрос с просьбой раскрыть свои бизнес-процессы.

Существование индивидуальных предпринимателей с большими доходами и «0» расходами лучше немедленно исключить из цепочек своих контрагентов.

«1428 Снятие клиентом — юридическим лицом денежных средств в наличной форме с корпоративной банковской карты (операции соответствуют признакам, описанным в методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 N 19-МР)».

В последние годы операции по снятию наличных денежных средств вызывали интерес налоговой инспекции, а теперь к этому подключаться еще и банки.

Использование корпоративной карты из удобного средства расчетов и принятия расходов легко может стать миной замедленного действия — не стоит превышать лимиты на снятие наличных, а каждая расходная операция по корпоративной карте должна соотносится с деятельностью компании и быть надлежащим образом оформлена (авансовые отчеты).

«1429 Операция по списанию денежных средств со счета банковской карты клиента — юридического лица или индивидуального предпринимателя в пользу организаций, осуществляющих торговлю товарами и (или) услугами, в том числе за наличный расчет (в частности, продовольственными и непродовольственными товарами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами, табачными изделиями, строительными материалами, туристическими, медицинскими и прочими услугами)».

ЦБ РФ выделяет ряд секторов экономики, в которых аккумулируется большое количество наличных средств, которые могут реализовываться в пользу третьих лиц, операции с описанными в критерии отраслями становятся потенциально опасными.

«1431 Операция по снятию клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем денежных средств в наличной форме с банковского счета для покупки у физических лиц лома черных, цветных или драгоценных металлов в случае, когда доля снятия наличных на указанные цели превышает 30% от общего объема расходов на закупку лома, либо сумма снимаемых наличных денежных средств превышает 3 000 000 рублей в день».

Согласно оценкам экспертов, в отрасли по вторичной переработке металлов крутятся миллиарды рублей, а существенная часть расчетов производится в наличной форме. Отрасль давно находится под пристальным контролем со стороны банков, который почему-то не создает ощутимых результатов, теперь дополнительный «акцент на металлах» поставлен и со стороны ЦБ РФ.

«1508 Операция по возврату займа, выдача которого осуществлялась наличными денежными средствами либо со счета, открытого в другой кредитной организации».

С одной стороны, операции по приему и выдаче займов никоим образом не ограничены законом, однако в контексте банковского контроля зачастую возникают подозрения в отношении займов участникам и директорам, выплаты по которым могут использоваться для уклонения от уплаты НДФЛ.

В данном случае ЦБ БФ предписывает уделять особое внимание займам, внесение которых производилось в наличной форме.

Проблем ведения расчетных счетов компании в разных банках — глобальна, она может привести к появлению проблем с банком не только при выдаче и возврате займов, но и при уплате налогов (в одном банке предприниматель платит налоги, в другом банке принимает платежи от клиентов, при этом второй банк объективно не может увидеть совершение платежей в бюджет в банке номер один и вынужден требовать от компании предоставления разъяснений).

Выделим также некоторые признаки из числа тех, что исключены в новой редакции Проекта и чего отныне не следует опасаться:

«1108 Пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифа комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг».

Теперь совершение операции с более высокой комиссией не будет считаться подозрительной — это право клиента.

«1109 Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики».

Исключение данного признака безусловно следует оценивать положительно — ввиду отсутствия четких критериев он носил весьма субъективный характер и зачастую приводил к злоупотреблениям со стороны банков, создавал неоправданные барьеры и выступал преградой для деловой активности.

«2208 Операции по расходованию денежных средств российскими некоммерческими организациями (в частности, общественными (в том числе политическими партиями) или религиозными организациями (объединениями), фондами), не соответствующие целям, предусмотренным их уставными (учредительными) документами».

Это изменение мы также расцениваем положительно — некоммерческие организации и так находятся под всесторонним контролем со стороны Минюста, дополнительное давление со стороны банков абсолютно излишне.

В заключение отметим, что регулирование в области ПОД/ФТ год от года усложняется, об этом свидетельствует растущее количество актов и разъяснений. Перечень признаков, приведенный в августом проекте, не является закрытым и очевидно, существует целый ряд дополнительных писем ЦБ РФ по отдельным операциями и отраслям, банки имеют право самостоятельно определять иные признаки в правилах внутреннего контроля.

Задачей предпринимателей, бухгалтеров и юристов является заблаговременное ознакомление с предстоящими изменениями и внесение соответствующих корректировок в свои бизнес-процессы, только так возможно не стать объектом для применения ограничительных мер со стороны банков.

Читайте также: