Лично зависимые не платящие налоги и не служившие 17 век

Опубликовано: 02.05.2024

В начале ХVII века в России сложились основные сословия общества. На основании государственных законов за всеми ветвями структуры закреплялись права, обязанности и привилегии. Установлению иерархии способствовал ряд постановлений правительства того времени.

Структура сословий

Сословия ХVII века состояли из 5 основных групп, которые имели свои разветвления:

Управляли государством и защищали его от внешних врагов

Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной. Хозяин имел право ее продать

Территория с прикрепленными на ней крестьянами давалась царем за верную службу. Передавалось по наследству, только если сын продолжал службу отца

Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами. Не имели семьи.

Белое (приходские священники)

Наличие своего прихода, где проповедовалось слово Божье

Владели имуществом и землей. Создавали семьи

Работали и платили государству налоги

Изготавливали различные изделия. Занимались предпринимательской деятельностью

Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности

Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством

Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка

Хозяин оказывал им необходимую помощь

Взимались налоги в пользу государства

Служили в войске

Имели жалованье со стороны государства

Охраняли границы страны

Кроме жалованья обладали правом выборного самоуправления

Боярский привилегированный слой общества

Это была высшая знать общества приближенная к государю. Сословие образовывалось в течение длительного времени. Состояло оно из представителей династии Рюриковичей, князей присоединенных к Руси территорий, а также местных бояр. Эти люди составляли верхушку общества. Они заседали в государственной думе, занимали высокие посты в управлении государством, владели вотчинами.

Среди них выделялись окольничие, которые непосредственно контактировали с царем. В их задачу входило:

  • сопровождение государя в поездках;
  • прием послов иностранных держав.

Часто окольничие впоследствии становились воеводами или полководцами.

Именно боярское сословие являлось опорой государства. Оно не только помогало царю руководить страной но возглавляла армии во время войны.

Дворяне – вторая по влиянию группа

Данное сословие окончательно сформировалось именно в начале XVII века, когда было выпущено соответствующее законодательство. К этому времени во дворянстве существовали разряды:

  • стряпчие;
  • стольники;
  • провинциальная знать.

Первые 2 группы пользовались особыми привилегиями.

Владение земельными наделами носило ограниченный характер. Поскольку выдавались они государем за личные заслуги, то дворянский сын обязан был продолжать службу, которую вел его отец.

Духовенство – черное и белое

Духовенство во все времена играла важную роль в государстве. Не стал исключением и XVII век. К его началу произошло формирование 2 видов духовных сословий:

Черное. Было наиболее массовым. По статистическим данным насчитывало до 110 тыс человек. Сюда входили монахи, проживающие в монастырях, которые имели в своей собственности земельные наделы, обрабатываемые крепостными крестьянами. Черному духовенству запрещалось иметь семью.

Белое. Сюда входили приходские священники. Их число насчитывалось около 10 тыс человек. Они имели свой приход и вели мирской образ жизни: владели собственностью и содержали семью.

Во внутренней структуре духовенства наблюдалось расслоение. Выделялись категории:

  • служащие;
  • средняя прослойка;
  • руководящий состав.

К числу руководителей относились архиереи. Их богатство было настолько велико, что соперничало с боярским.

Горожане – посадские граждане

Со стороны городских жителей шло основное поступление налогов, поэтому правящая верхушка была заинтересована в увеличении его численности. Для этого посадское население обкладывалось тягловой данью. Это означало, что в случае ухода городского жителя на другое место поселения доля его налога распределялась среди оставшегося люда.

По степени богатства городские жители делились на категории:

  • богатые;
  • средние;
  • младшие.

Несмотря на существующие раздоры между общинами города в случае появления внешней опасности шло общее объединение. Только единым фронтом можно было обеспечить защиту от врага.

Купцы, как отдельная группа

Купеческое сословие тоже постигла сильная дифференциация. Некоторые из них были настолько богатыми, что входили в число чиновников, управляющими государственными финансами. Так же как и бояре, они владели вотчинами.

Купцы меньшего ранга не занимали постов. Они вели обычную торговлю и платили пошлины.

Крестьяне: крепостные и черносошные

Если городское население составляло 3%, то на долю крестьянства приходилось 90% и разделялось оно на группы:

  1. Крепостные. Прикреплялись к земельным наделам, которые были в собственности бояр, дворян и духовенства.
  2. Черносошные. Имели собственную землю, которая выделялась им со стороны общины. При этом с них требовалась уплата налога.

Крепостные крестьяне были полностью лишены прав. С ними хозяин мог обращаться как с вещью. Допускалась их продажа и дарение.

На них лежало 2 бремени:

  1. Барщина. В течение 5 дней недели требовалась работать на участке помещика.
  2. Оброк. Налог в натуральной форме, который требовалось отдать со своего участка.

Военные люди

Военные люди разделялись на 2 категории:

Стрельцы. Это представители, которые призывались на службу извне. За свое служение они от правительства получали жалованье. Как правило, командирами над ними были дворяне, но иногда и сами стрельцы добивались такой чести за выдающиеся заслуги.

Казаки. Занимались охраной пограничных районов государства. Несмотря на обязательность воинской повинности, казачество имело особые права и свободы. Проживание шло в общине, которая располагалась на собственной земле. Руководство осуществлялось выборными атаманами и старшинами. Назначение их шло на собраниях общины, где каждый казак имел равные права.

Несмотря на большое количество сословий, направленность всех категорий была устремлена на служение государству. Ни для какого класса не было сделано исключений. Это касалось и аристократии. Каким бы богатством не располагали бояре, вся их деятельность состояла в работе на ответственных постах. Именно на них лежала ответственность за благополучие государства.

Посадское население – это сословие, которое сформировалось примерно в XV-XVI вв. в средневековой Руси. Данным термином называлась категория людей, которая проживала в пригородах и занималась торговлей, промыслами и ремеслом. По своему юридическому статусу они формально оставались свободными, так как не были лично зависимыми, как, например, крепостные крестьяне, однако были вынуждены нести в пользу государства ряд повинностей. В данной работе будет дана краткая характеристика этого сословия, которое играло важную роль в социально-экономической жизни страны.

Формирование

Посадское население возникло вместе с развитием городов. Расцвет последних на Руси падает на XVII век – время формирования всероссийского рынка. Именно в этот период, по определению большинства историков, торговля и ремесло начинают играть видную роль в экономической жизни страны.

посадское население

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным земским старостой, кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника – человека, который ведал сбором налогов.

посадское население в 17 веке

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

жизнь посадского населения

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей – от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели сельское хозяйство, да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

жизнь посадского населения в 17 веке

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

 быт посадского населения

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник – широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Повседневная жизнь посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

одежда посадского населения

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя – своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба – простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам – у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки – клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

повседневная жизнь посадского населения

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу – то есть в сторону улицы. Домашняя утварь, в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Бояре и дворяне в России 17 века

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крестьяне 17 века в России

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк. Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.

Красная площадь во второй половине 17 века - Васнецов

Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Время было дикое. Сегодня рядовому неплательщику налогов грозит штраф, а раньше за это можно было и в рабство попасть. Такие дела.

До XVI века

На Руси было много всевозможных налогов, а трехсотлетнее татаро-монгольское иго привело к тому, что их стало ещё больше. Народ платил подати своим князьям, ханским баскакам, монастырям. Чем больше воевала Русь тем больше появлялось новых поборов. А что касается наказаний, то в исторических источниках того времени упоминались битье кнутом и батогами. Но часто неплательщики просто сбегали, и их уже никто не искал. Когда татаро-монголы ввели поголовную дань, налог взимался силой за счет имеющегося имущества, ну а если больше не было ничего, то несостоявшихся плательщиков уводили в рабство.

В целом же, вплоть до XVI века в исторических уголовных документах отсутствовали статьи об ответственности за налоговые преступления - вопросы решались на местах по-разному.

XVI век

Впервые упоминания о наказаниях за неуплату налогов появились в Судебнике 1550 года. Он устанавливал, что, если оброк не платился в указанный срок, то его полагалось платить в двойном размере.

Позже на Земском соборе в 1619 году приняли решение провести перепись "тяглового населения". В то время основным источником пополнения казны были косвенные налоги - таможенные и кабацкие сборы. За них были ответственны головы и целовальники, и если они были уличены в воровстве и корысти, то им грозила смертная казнь.

Тем временем на местах ответственность за взимание сборов в соответствии с установленным окладом нес воевода. При недоборе денег ему грозили "доправление", пеня, опала, ссылка или смертная казнь.

После переписи населения, информация о налогах стала записываться в писцовые книги, налоговые нарушения стали отслеживаться, и вариантов наказаний стало больше.

В Соборном уложении 1649 года появился термин "правеж" - наказание, которому подвергались неплатежеспособные должники и неплательщики. Битье осуществлялось публично у приказа, на торгу. Неплательщика били по икрам тонким гибким прутом - "правежем". Битье кнутом и взыскание налогов в тройном размере устанавливалось для московских чинов, городовых дворян, детей боярских и иноземцев за незаконный провоз под своим прикрытием торговых людей с товарами, с которых нужно было платить пошлины. Если верить документу, то правеж заключался в том, что должника, который не хотел платить, утром, ещё до начала работы приказов, выводили перед приказной избой, обнажали ему икры и били по ним. Процедура длилась целый день, до тех пор, пока судьи не уедут из приказа.

Век XVII и Пётр I

В начале правления Петра I у России появилось множество расходов - страна непрерывно участвовала в войнах, и на это требовалось все больше денег. Повинностей для населения становилось больше - их стало около 30, а следили за неплательщиками налогов крайне сурово. Бюджет испытывал огромный дефицит, и в 1719 году Сенат решил провести перепись населения. За утайку информации, в том числе об имуществе, старостам и выборным людям грозила смертная казнь. Это было необходимо, чтобы заменить подворный налог подушной податью, которая собиралась также со стариков и детей.

При Петре I «правеж» был упразднен в пользу долговых тюрем — туда могли попасть за неуплату налогов, долги кредиторам, невыплату судебных издержек или зарплаты в срок. Заключенные в долговых ямах обычно содержались за счет своих кредиторов и не выходили оттуда, пока не был погашен долг или не заканчивались кормовые деньги.

За неуплату налогов и долгов как неплательщиков, «так и поручиков их» (по откупам, подрядам, государственным недоимкам, частным долгам) указано было отсылать на работу в Петербург, в Адмиралтейство, в галерную работу, а женщин - в прядильный дом и за работу засчитывать долговых денег по 1 руб. в месяц и давать корм наравне с каторжными. За неуплату налогов ссылали в Азов, в Сибирь на строительство городов-крепостей.

По указу от 19 мая 1769 года за недоимку стало отвечать все селение. Старост и выборных забирали под караул и использовали в тяжелой работе без платежа указанных денег вплоть до полной уплаты податей. Это стало называться круговой порукой.


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Политика в России
Социум
Государственные налоги

Все население Российского государства XVI веке можно разделить на привилегированное и непривилегированное. Первые не «тянули тягло», то есть не платили налоги. Вторые должны были платить. К первой категории относились служилые люди и духовенство. Ко второй – торгово-ремесленное население посада, крестьяне и холопы.

Каждая категория населения за исключением холопов имела свои обязанности и права по отношению к государству.

Служилые люди по отечеству должны были нести либо военную, либо гражданскую службу в пользу государства, поэтому они не платили налогов, однако от службы своей они отказаться не могли, это была их обязанность перед государством, она передавалась от отца к сыну. Во времена политической раздробленности служилые люди имели права отъезда к другому князю, но со времен Дмитрия Донского такой отъезд стал ограничиваться. В XVI веке он уже рассматривался как измена.

Для исправного несения службы служилые люди имели право владеть землей с крестьянами: вотчинами (наследственными землями) и поместьями (которые давались государством при условии службы). Служилый человек должен был являться на военный смотр «конно, людно и оружно», то есть на коне, в сопровождении воинов (боевых холопов) и с исправным вооружением.

В высшем органе управления – Боярской думе – заседали думные люди – это бояре, окольничие, думные дворяне. Боярин – высший чин, который мог пожаловать царь, но претендовать на пожалование могли только представители самых знатных фамилий. Выше всех стояли княжеские роды: князья Воротынские, Голицыны, Шуйские, Шаховские, Одоевские, Хованские и др. Когда-то их предки стояли во главе собственных княжеств-уделов, но по мере присоединения их к Москве они переходили на службу к Великому князю московскому и превращались в «служилых» князей. Уделы в 16 веке постепенно исчезали, держали их родственники царя: его братья или дяди. Они также были подчинены царю: не имели право чеканить собственную монету или вести внешнюю политику, но имели свое войско и суд. Помимо княжеских, существовали и старые московские боярские роды: Милославские, Пушкины, Бельские, Романовы. Окольничие и думные дворяне стояли по чину ниже бояр, однако тоже принимали участие в заседаниях Боярской думы.

Отношения между знатными родами регулировались с помощью местничества. Оно было призвано защищать интересы представителей знатных родов при дворе, охраняя их право занимать высшие государственные должности от незнатных выдвиженцев царя. Главный принцип местнической системы заключался в следующем: положение по службе между представителями двух родов должны быть такими, какое было между их отцами, дедами и прадедами. В случае нарушения положения местнические споры разбирал сам царь.

Ниже бояр стояло дворянство. Московские дворяне были привилегированной его частью. Они исполняли придворные обязанности, назначались в приказы, посылались воеводами. Их вотчины располагались в Московском уезде. Городовые дворяне (дети боярские) проживали в других уездах, они обязаны были служить по уездам и городам.

Придворные должности исполняли бояре, окольничие и дворяне. Они помогали царю, обслуживали его нужды, сопровождали его в поездках и на официальных мероприятиях. Высшими придворными должностями были кравчий, конюший, дворецкий, оружничий, постельничий, стряпчий с ключом казначей. Ниже стояли стольники и стряпчие.

Помимо служилых людей по отечеству были служилые люди по прибору, они занимали промежуточное положение между привилегированными и непривилегированными категориями. К ним относились стрельцы, пушкари, казаки, которых набирали из сельских и городских жителей для несения военной службы, им выплачивали жалование и раздавались земли без крестьян. Гражданскую службу в приказах, посольствах и в войсках несли дьяки, а ниже их стояли подьячие. Это нынешние чиновники.

Городом в те времена именовалась огороженная крепостными стенами часть города, то есть «детинец» или «кремль». К городу примыкал посад, где проживало посадское население, занимавшееся торговлей и промыслами. Постепенно и вокруг посадов стали возводить крепостные укрепления. За их границей появлялись слободы – поселения за чертой города, однако и они в дальнейшем могли стать частью города. Простые ремесленники и торговцы должны были выплачивать повинности. Население черных слобод несло тягло государству, посадские, населявшие белые слободы, несли повинности в пользу в пользу частных владельцев и монастырей.

Верхушкой посада были купцы. Купцы, осуществлявшие торговлю с другими странами и наиболее богатые, назвались Гостями. Менее состоятельные входили в гостиную, суконную сотни. Все они были обязаны исполнять обязанности в пользу государства. Например, взимать таможенные и кружечные сборы, оценивать меха. Наконец черные сотни и слободы включали основную массу мелких торговцев и ремесленников. Они также несли повинности в пользу государства.

Крестьяне делились на две категории: черносошные (они несли повинности в пользу государства) и владельческие (жили на дворцовых, монастырских, помещичьих и вотчинных землях и несли повинности в пользу хозяев).

Крестьяне проживали в деревнях, состоявших из 3-5 дворов, и селах, где могло быть несколько десятков дворов. Крестьянские хозяйства объединялись в общину, на общинном сходе, куда собирались домохозяева, решались все основные вопросы: между хозяйствами распределялись земли, размеры повинностей, выбирался староста. Общинников связывала круговая порука: все вместе они отвечали за выплату повинностей, если кто-то не мог тянуть тягло, остальным приходилось платить за него.

Крестьяне должны были платить оброк, обычно он составлял четвертую или пятую часть урожая. Оброк выплачивался как в натуральном виде (зерном, скотиной, продуктами), так и в денежном. Крестьяне также могли работать на земле их владельца, этот вид повинностей назывался барщиной.

В 1570-х гг. опричнина, Ливонская война, эпидемии привели к запустению вотчин и поместий, выжившие крестьяне искали лучшей жизни, покидая своих хозяев. Чтобы служилые люди могли исполнять свои военные обязанности, необходимо было ограничить бегство крестьян. В 1581 г. правительство вводит «заповедные лета», годы, когда крестьянам запрещался переход от одного землевладельца к другому. А в 1597 году был введен 5-летний срок (или «урок», отсюда «урочные лета») - сыска беглых крестьян.

Наконец лично зависимой категорией населения были холопы, их положение было сравнимо с положением рабов. Часть из них была домашней прислугой (это челядь), другие обрабатывали землю хозяина (страдники), третьи управляли господским хозяйством (тиуны, ключники), а четвертые сопровождали своего господина в походах (боевые холопы).

Итак, каждая категория населения должна была выполнять свои обязанности в отношении государства, никто не мог от них отказаться. У каждого была своя задача: служить, работать и молиться.

Читайте также: