Налоговое право практикум химичева
Опубликовано: 14.05.2024
- формат pdf
- размер 2.97 МБ
- добавлен 22 ноября 2009 г.
Учебно-методический комплекс. Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. — М.: Норма,
2005. — 464 с. — (Серия учебно-методических комплексов).
Издание подготовлено на основе новейшего законодательства и в соответствии с действующими государственными стандартами высшего образования по юридическим специальностям.
В книгу включены учебно-методические материалы, предназначенные как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов: краткий курс учебника, словарь-справочник, вопросы и задания для самоконтроля, планы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных работ, список нормативных актов, специальной литературы и др.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами финансового права.
Содержание.
Методические рекомендации по изучению и преподаванию курса.
Программа курса.
Планы практических (семинарских) занятий.
Вопросы для экзамена.
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и научных докладов.
Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену.
Темы научных докладов и курсовых работ.
Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ.
Список нормативных актов по финансовому праву.
Список основной и дополнительной литературы по финансовому праву.
Список газет и журналов, публикующих материалы по проблемам финансового права.
Учебник: Краткий курс.
Общая часть.
Финансы и финансовая деятельность государства.
Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства.
и муниципальных образований.
Финансовое право как отрасль российского права.
Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения.
Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля.
Особенная часть.
Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов.
Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации.
Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Правовые основы бюджетного процесса.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов.
Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций).
Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий.
Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий.
Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов.
Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
Налоговое право: общие положения.
Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи.
Региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы.
Специальные налоговые режимы.
Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды.
Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) и организации страхового дела.
Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга).
Правовое регулирование организации страхового дела.
Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов.
Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов.
Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.
Правовые основы банковского кредитования, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля.
Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования.
Правовые основы денежного обращения и расчетов.
Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.
Словарь-справочник основных понятий и терминов финансового права.
Учебно-методический комплекс.
М.: 200 5 . — 464 с.
Издание подготовлено на основе новейшего законодательства и в соответствии с действующими государственными стандартами высшего образования по юридическим специальностям. В книгу включены учебно-методические материалы, предназначенные как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной подготовки студентов: краткий курс учебника, словарь-справочник, вопросы и задания для самоконтроля, планы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных работ, список нормативных актов, специальной литературы и др.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами финансового права.
Формат: pdf / zip
Размер: 3 ,02 Мб
СОДЕРЖАНИЕ
Н. И. Химтева. Предисловие 11
Методические рекомендации по изучению и преподаванию курса
Программа курса 14
Планы практических (семинарских) занятий 31
Вопросы для экзамена 40
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ и научных докладов
Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ .48
Методические рекомендации по подготовке к экзамену . 54
Темы научных докладов и курсовых работ 59
Темы выпускных квалификационных (дипломных) работ 64
Список нормативных актов по финансовому праву. . .67
Список основной и дополнительной литературы по финансовому праву 74
Список газет и журналов, публикующих материалы по проблемам финансового права 87
Учебник: Краткий курс
Общая часть
Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства 90
§ 1. Понятие и роль финансов 90
§ 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации 93
§ 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления 98
Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 100
§ 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований 100
§ 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 101
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований 104
§ 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности 107
Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 1.18
§ 1. Понятие, предмет и метод финансового права 118
§ 2. Принципы российского финансового права 122
§ 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 126
§ 4. Система и источники финансового права 129
Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 133
§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм 133
§ 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды 138
§ 3. Субъекты финансового права 141
§ 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений 145
Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля 149
§ 1. Понятие, значение и методы финансового контроля 149
§ 2. Виды финансового контроля 153
§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля 154
§ 4. Аудиторский финансовый контроль 164
Особенная часть
Раздел I. Правовой режим государственных и местных бюджетов и внебюджетных денежных фондов 169
Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 169
§ 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета 169
§ 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения . 172
§ 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 177
§ 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами 179
Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 186
§ 1. Понятие и общая характеристика бюджетной компетенции (прав) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 186
§ 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации . 190
§ 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации 191
§ 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований 194
Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса 198
§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 198
§ 2. Общие правила формирования бюджета 202
§ 3. Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета 205
§ 4. Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета 209
Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов 213
§ 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов 213
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов 214
§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов 216
§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации . . . 220
§ 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций) 224
Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий . 224
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования 224
§ 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права 226
Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий . . 229
§ 1. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 229
§ 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 231
Раздел III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов 235
Глава 12. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов 235
§ 1. Понятие и основы правового регулирования источников государственных и муниципальных доходов 235
§ 2. Система государственных и муниципальных доходов 237
§ 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы 240
Глава 13. Налоговое право: общие положения 244
§ 1. Понятие налогов, их роль и система 244
§ 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники 250
§ 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности 254
§ 4. Ответственность и защита прав налогоплательщиков 260
§ 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит 265
Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 269
§ 1. Федеральные налоги : 269
§ 2. Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней 276
§ 3. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи 281
Глава 15. Региональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы 290
§ 1. Региональные налоги 291
§ 2. Местные налоги и сборы 299
Глава 16. Специальные налоговые режимы 306
§ 1. Вводные положения 306
§ 2. Упрощенная система налогообложения 307
§ 3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности 309
§ 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного товаропроизводителя (единый сельскохозяйственный налог) 311
§ 5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 313
§ 6. Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах 316
Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды 319
§ 1. Общие положения 319
§ 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов 320
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 323
§ 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 326
Раздел IV. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) и организации страхового дела 330
Глава 18. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга) 330
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг. 330
§ 2. Формы государственного и муниципального долга . 333
§ 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита 338
§ 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом 340
§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела 342
Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела 346
§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела 346
§ 2. Виды страхования. Обязательное страхование. 350
§ 3. Обязательное медицинское страхование. 355
§ 4. Обязательное пенсионное страхование. 356
§ 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 358
Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов . 360
Глава 20. Финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов 360
§ 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов. 360
§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов 363
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений 367
Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 370
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты 370
§ 2. Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение. 373
§ 3. Правовое регулирование формирования и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений 375
Раздел VI. Правовые основы банковского кредитования, денежного обращения и расчетов. Основы валютного регулирования и валютного контроля 378
Глава 22. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования 378
§ 1. Понятие, виды и принципы банковского кредитования 378
§ 2. Взаимоотношения Центрального банка РФ (Банка России) с кредитными организациями 382
§ 3. Центральный банк РФ - орган государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций 384
Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов. 390
§ 1. Понятие денежной системы 390
§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации 393
§ 3. Правовые основы обращения наличных денег 394
§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов 396
§ 5. Правила ведения кассовых операций 399
Глава 24. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля 403
§ 1. Понятие валюты и валютных ценностей 403
§ 2. Понятие и содержание валютного регулирования . 407
§ 3. Понятие валютного контроля 412
Словарь-справочник основных понятий и терминов финансового права 418
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "
ISBN: 978-5-468-00216-2
Книги: Финансовое право
ID: 1944702
Описание
Практикум соответствует государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности "Юриспруденция" и предназначен для изучения финансового и налогового права. Рекомендуется к использованию в комплекте с учебником "Финансовое право" под редакцией Н.И.Химичевой (4-е издание, 2008).
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов и всех интересующихся финансовым и налоговым правом.
Видео обзоры (3)
Финансовое, налоговое и таможенное право
Финансовое право. Налоговое право. Бюджетное право
Финансовое право. Практикум. Под редакцией Ашмариной Е.М., Тереховой Е.В.
2 курс. Финансовое и налоговое право РК (лекция) старший преподаватель Богатырева Л.Б
Как изучать финансовое право
Характеристики (4)
Параметр | Значение |
---|---|
Автор(ы) | Химичева Н.И. |
Переплет | 84x108/32 |
Издатель | Норма |
Год издания | 2008 |
Цены на Яндекс.Маркет
Цены (1)
Как купить или где мы находимся +
Цена от 134 руб до 134 руб в 1 магазинах
Минимальные сроки доставки. Промокод 10%: cmp24
Бесплатная доставка от 2 499 ₽
Кэшбэк сервис СкидкаГИД
Купить в соседних городах
- Балашиха
- Долгопрудный
- Домодедово
- Жуковский
- Зеленоград
- Коломна
- Королёв
- Красногорск
- Люберцы
- Мытищи
- Ногинск
- Одинцово
- Октябрьский
- Орехово-Зуево
- Подольск
- Пушкино
- Раменское
- Сергиев Посад
- Серпухов
- Троицк
- Химки
- Щербинка
- Щёлково
- Электросталь
Сервисы для жителей г.Москва
Компания | Предложение |
---|---|
Утконос | заказать еду
«Утконос» – лидер в области интернет-торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.
General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.
Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.
Купить в кредит (7)
Компания | Предложение |
---|---|
Кредитная карта Альфа-Банк | заявка на карту
Беспроцентный период - до 100 дней. Выпуск кредитной карты - бесплатно
Сумма кредита - до 300 000 рублей. Беспроцентный период - до 55 дней!
До 12 месяцев - период рассрочки на покупки у партнеров; 0% - процент на покупки в рассрочку; Бесплатно - оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.
До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.
Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита - от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита - 12 месяцев; Процентная ставка - от 12% годовых; Возраст - от 35 до 85 лет.
ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;
КРЕДИТ НАЛИЧНЫМИ. ВКЛАД "Отличный старт". КРЕДИТНАЯ КАРТА "ДОРОЖНАЯ".
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 272 663
- КНИГИ 639 430
- СЕРИИ 24 291
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 601 423
АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ
БК — Бюджетный кодекс РФ
БМД — Бюллетень международных договоров РФ
БНА — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВК — Воздушный кодекс РФ
ГК — Гражданский кодекс РФ
ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
КЗоТ — Кодекс законов о труде РФ
КоАП — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
НК — Налоговый кодекс РФ
САПП — Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ — Собрание законодательства РФ
СП — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР)
ТК — Таможенный кодекс РФ
УК — Уголовный кодекс РФ
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России последнего десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Финансовое право не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции.
В последние годы наблюдается иная картина. Активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.
Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свободное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;
конституционное закрепление основ местного самоуправления;
действие принципа разделения законодательной и исполнительной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным* принципам и нормам международного права.
Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансового права и регулируемых им общественных отношений, претерпевших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.
Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивающих финансирование общезначимых потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений — развитие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осуществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного регулирования экономики.
Новые явления в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников финансового права — в их состав, помимо нормативных актов федерального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно их компетенции. Одновременно в финансовом праве расширилась база законодательных актов и усилилась их роль в регулировании финансовых отношений, положено начало кодифицированию, о чем свидетельствует принятие части первой Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (последний вводится в действие с 1 января 2000 г.).
Будучи призванным содействовать развитию рыночной экономики, финансовое право вместе с тем содействует ее государственному регулированию, исходя из общегосударственных задач.
Противоречивость социально-экономических и политических процессов в современной России, кризисные ситуации и нестабильность не могли не проявиться негативно на формировании финансового права и уровне его действенности, выполнении им своего предназначения. Ему также сейчас свойственны нестабильность, нередко — несогласованность с нормами других отраслей права, нечеткость некоторых положений, наличие юридических пробелов и другие недостатки, что требует продолжения большой нормотворческой деятельности в данной области.
И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом соответствует новым условиям жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала и укреплении государственных финансов.
Глубокое изучение норм финансового права, понимание механизма их действия стало острой необходимостью прежде всего для юристов независимо от сфер их деятельности, а также и для личного состава и аппарата представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, для каждого предпринимателя и гражданина.
Не ставя своей задачей критический анализ действующих финансово-правовых норм, авторы стремились показать содержание финансового права, его особенности на базе новейшего законодательства, раскрыть закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положение участников соответствующих отношений и тем самым оказать содействие в освоении обширного и сложного правового материала всем его изучающим, в практическом применении финансово-правовых норм, в том числе и в целях защиты своих прав и законных интересов.
§ 3. налоговое право российской федерации, его источники
Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.
Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая категория правовой науки.
Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах: а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.
Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.
Главными источниками налогового права являются федеральные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов).
Положения названного Закона конкретизированы в законодательных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. — Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министерством финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы.
1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.
2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях уточнения объекта налогообложения может быть определена налоговая база (т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика).
3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).
4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.
Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от изменений объекта налогообложения.
Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).
5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить индивидуального характера. Однако в исключительных случаях допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов соответствующего уровня в части, поступающей соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет.
Большую роль в формировании налогового права призван выполнить его важнейший источник — Налоговый кодекс РФ.
Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление в НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. К таким основным началам отнесены следующие:
— обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
— недопустимость дискриминационного характера налогообложения и разного его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных различий между налогоплательщиками;
— недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
— недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, либо препятствующих не запрещенной законом экономической деятельности налогоплательщика;
— недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено;
— необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить;
— толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах.
Читайте также: