Налог на экологию в руз

Опубликовано: 24.04.2024

Марина Крицкая

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Базовые ставки компенсационных выплат за размещение отходов и загрязнение окружающей природной среды, а также обновленный порядок расчетов утверждены постановлением Кабинета Министров от 11.10.2018 г. № 820 .

Новый порядок начнет действовать с 1 января следующего года, прежний – с этой же даты теряет силу.

Напомним, компенсацию за загрязнение окружающей среды (далее – ОС) и размещение отходов платят:

  • юридические лица, которые осуществляют выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещают отходы на территории республики;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в коммунальные канализационные сети городов и других населенных пунктов.

Бюджетные организации указанную компенсацию не платят, но уплачивают компенсационные выплаты по источникам доходов, полученным от не основной деятельности, если она оказывает негативное воздействие на ОС. В категорию «бюджетных организаций» при этом входят те, которые финансируются исключительно из средств госбюджета.

Как исчисляется сумма компенсационных выплат

Согласно новому порядку базовые ставки компенсационных выплат за загрязнение ОС и размещение отходов применяются в коэффициентах от МРЗП . Установлены базовые ставки за:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с указанием коэффициентов к МРЗП и вида загрязняющего вещества;
  • выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании 1 тн моторного топлива (за исключением индивидуального транспорта);
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности и в коммунальные канализационные сети;
  • размещение отходов (токсичных/нетоксичных).

Сумма выплат будет исчисляться в зависимости от того, к какой категории риска (воздействия на ОС) относится деятельность организации I, II, III или IV (перечни видов деятельности по категориям – здесь ).

Для организаций I и II категорий сумма будет определяться по следующей формуле:

П = (Мн * R * МРЗП) + (Мсн * R * МРЗП * Ккр),

П – сумма компенсационной выплаты, в сумах;

Мн – масса выброса, сброса загрязняющих веществ в ОС и размещения отходов в пределах утвержденных экологических нормативов, в тн или кг;

Мсн – масса выброса, сброса загрязняющих веществ и размещения отходов свыше утвержденных экологических нормативов, в тн или кг;

R – базовая ставка за одну тонну выбросов, сбросов и размещения отходов в коэффициентах от МРЗП (указаны в приложениях к акту);

МРЗП – минимальный размер заработной платы, в сумах;

Ккр – коэффициент кратности при превышении (снижении) утвержденных экологических нормативов выбросов, сбросов и размещения отходов.

Субъекты III и IV категорий производят расчеты по вышеуказанной формуле и сдают их в установленный срок (см. ниже), а если пропускают эти сроки (или по собственному выбору) – платят в фиксированном размере: 4 и 2 МРЗП в год соответственно.

Как выплачивать компенсацию

Субъекты I и II категорий производят авансовые компенсационные выплаты ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Сумма исчисляется исходя из фактической среднемесячной массы нормативных и сверхнормативных выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов по данным предыдущего квартала.

Субъекты III и IV категорий осуществляют выплаты один раз в год до 25-го января года, следующего за отчетным. Оплата осуществляются по месту образования выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов.

Выплаты направляются на соответствующий транзитный казначейский лицевой счет органа экологии и охраны ОС, который затем перечисляет данные средства в Фонд экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Госкомэкологии. Поступившие средства распределяются следующим образом: 74% – в Фонд, 26% – в республиканский бюджет. Сейчас соотношение составляет 50% / 50%.

При просрочке выплат взимается пеня в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый просроченный день, но не свыше 50% от общей суммы задолженности.

Куда и в какие сроки подавать расчеты

Расчет суммы компенсационных выплат составляется субъектами по утвержденной форме в 2-х экземплярах. Оба представляются для сверки и согласования в органы экологии и охраны ОС по месту размещения субъекта. Один экземпляр сдается, а другой остается в организации.

Расчеты подаются в органы экологии субъектами:

  • I и II категории – 1 раз в квартал до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
  • III и IV категории – 1 раз в год 15-го января года, следующего за отчетным.

Расчеты могут сдаваться непосредственно через почту или в электронной форме (с подтверждением ЭЦП).

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступает в силу 1.01.2019 г.

Ленара Хикматова.

Экономные потребители всегда будут в плюсе. Колонка Фархода Файзуллаева о передовом опыте налогообложения, которое учит жителей беречь климат.

Даже при наличии неоспоримых доказательств изменения климата и его крайне негативных последствиях для жизни людей многие не верят в этот факт и отрицают все, что с ним связано. Но и те, кто знает об изменении климата, не хотят тратить свои деньги на борьбу с этим изменением.

Эту реальность можно наблюдать повсеместно. Например, в Канаде, согласно опросу Форума публичной политики, 74% жителей считают, что существует необходимость в уменьшении выбросов углекислого газа в атмосферу. При этом только 36% готовы тратить на это свои деньги. На выборах в федеральный парламент Канады во второй раз подряд выиграла Либеральная партия во главе с Джастином Трюдо, главным обещанием которого было увеличение налога на выбросы углерода.

Под статьями в СМИ об этом налоге можно встретить немало злых комментаторов, которые проклинают Трюдо, его правительство и налог на углероды. Большинство комментаторов видят данный налог как социалистический, попытку «взять и распределить».

Эксперты объясняют такой негатив против налога на углекислые выбросы страхом перед изменениями. Этот налог продвигается левыми и левоцентристкими партиями, а правые консервативные партии, хотя они и согласны с фактом изменения климата, выступают против данного налога, поскольку это противоречит правой идеологии: «минимум налогов и государственного аппарата». Но даже консерваторы готовы вводить новый налог, хотя это и противоречит их идеологии, т. к. они понимают, что налог на углероды является главным инструментом для уменьшения количества выбросов.

Смысл налога в следующем: дать четкий сигнал домохозяйствам и компаниям, которые выбрасывают большие объемы углекислого газа, что чем больше они сократят свои выбросы, тем больше будет сумма возврата. Тем самым налог поощряет тратить меньше топлива, например, ездить на работу на общественном транспорте.

Так же и с бизнесом: если предприятия не перейдут на более экономичные бизнес-процессы, то их товар будет становиться дороже, чем у тех компаний, которые, наоборот, получают благодаря сокращению выбросов дополнительную сумму от государства в виде возвратов.

Экономисты против выбросов

В июне 2017 года в США был создан Совет по климатическому лидерству. Туда вошли четыре бывших главы Федеральной резервной системы (Алан Гринспен, Пол Волкер и другие), несколько лауреатов Нобелевской премии, такие ученые как Стивен Хокинг, мировые нефтегазовые гиганты, транснациональные корпорации. Костяк совета составляют экономисты, в отличие от других подобных организаций, где в основном состоят ученые.

В документе, названном «Заявление экономистов» и опубликованном в Wall Street Journal, члены совета заявляют:

Налог на углероды является самым эффективным способом уменьшения количества выбросов в атмосферу.

Налог на углероды должен увеличиваться каждый год, пока не будет достигнут необходимый уровень снижения выбросов.

Единый налог на углероды заменит потребность в сложном регулировании выбросов в атмосферу.

Чтобы предотвратить утечку выбросов за границу, необходимо установить четкие трансграничные правила.

Весь собранный налог должен быть возвращен американцам в виде единовременной платы. В таком случае большинство американских семей, включая самые уязвимые, получат больше возврата, чем заплатят в виде налогов и повышения цен на товары и услуги.

Согласно подсчетам, введение данного налога в США с 2021 года наполовину снизит выбросы углекислого газа к 2035 году по сравнению с уровнем 2005 года, что существенно лучше, чем взятые Штатами обязательства.

Как обстоят дела в Канаде?

Канадское правительство во главе с Джастином Трюдо в 2018 году приняло закон об установке цены за тонну выбросов углекислых газов в атмосферу. Согласно документу, с 2019 года за каждую тонну выбросов СО2 в атмосферу потребители будут платить 20 канадских долларов. Эта сумма будет расти на 10 долларов ежегодно до 2022 года.

Некоторые юрисдикции ввели похожий налог или другие программы для уменьшения выбросов в атмосферу еще до принятия федерального закона. Например, провинция Британская Колумбия ввела налог на углероды в 2008 году — первой в Северной Америке. За 10 лет между 2007 и 2016 годами реальный ВРП провинции вырос на 19%, а выбросы углекислого газа уменьшились на 3,7%.

В Альберте

Альберта является самой углеродоемкой провинцией Канады из-за большой нефтегазовой отрасли. В 2016 году выбросы в атмосферу равнялись 263 мегатоннам CO2-эквивалента, тогда как в соседней Британской Колумбии, которая ввела налог на выбросы еще в 2008 году, этот показатель равнялся 60 тоннам — при большем количестве населения.

После 40 лет господства Прогрессивно-консервативной партии Альберты в 2015 году выборы выиграла левоцентристкая Новая демократическая партия (NDP) во главе с Рейчел Нотли. Новое правительство ввело налог на углероды с 2017 года в размере 20 долларов за тонну углекислого газа.

Данный налог напрямую ложился на плечи потребителей в виде надбавки к потребляемому топливу. В 2018 году надбавка на бензин составляла 6,73 канадских центов за литр при средней цене в 1 доллар за литр или 1,517 доллара за гигаджоуль (26,4 куб. м) природного газа. Примерно так же облагались налогом и авиакеросин, дизель, пропан и другие виды топлива.

Сама идея налога на углероды подразумевала, что правительства не будут зарабатывать на нем. Правительство Альберты возвращало определенную сумму потребителям в соответствии с их доходами и количеством членов семьи. Другая часть собранной суммы тратилась на субсидии на установку энергосберегающих устройств. Например, после покупки умного термостата, замены окон на двух- или трехкамерные, замены старого водонагревателя на проточный потребителям полагались субсидии.

В 2019 году в правительство Альберты вернулись консерваторы и первым же законом отменили данный налог. Это было преподано так, будто все проблемы с нефтегазовым сектором решатся после отмены налога. Хотя выбросы при добыче нефти и газа не облагались данным налогом.

Согласно федеральному закону, с 2018 года все провинции Канады должны иметь налог на выбросы, который соответствует требованиям Оттавы. Так как в Альберте соответствующий налог был отменен, следуя федеральному закону, в провинции с 2020 года налог был введен вновь. Теперь налог собирается и администрируется федеральным правительством.

Отличие вновь введенного налога от предыдущего в том, что федеральный налог не предполагает субсидий и 90% всей суммы собранных налогов возвращается обратно населению.

Члены американского Совета по климатическому лидерству заявляют, что налог на углероды должен быть доходно-нейтральным и быть возвращен потребителям в виде единоразовой платы. Точно так и поступает правительство Канады. Каждый год весной, при сдаче декларации, все резиденты Канады получат возврат, сумма которого меняется только с размером семьи, но не зависит от фактических доходов.

Например, семья в Альберте из четырех человек получит 888 долларов за 15 месяцев (с 1 января 2020 по 1 апреля 2021 года) в качестве единоразовой платы в апреле 2020 года. Наша семья из двух взрослых и троих детей получит ровно 999 канадских долларов.

Я посчитал для себя. У нас дом в 200 кв. м и мы иммигранты из Узбекистана, что означает, что мы держим дом в тепле. У нас термостат установлен на 22,5 градуса, тогда как коренные жители держат температуру дома около 19−20 градусов. За 15 месяцев мы тратим около 3400 куб. м газа на обогрев дома и воды. Также мы с женой на двоих тратим примерно 3840 литров бензина за этот же период.

По моим подсчетам, мы заплатим примерно 200 долларов налогов за выбросы при использовании природного газа (5,87 цента за куб. м) и 255 долларов за выбросы при использовании бензина (6,63 цента за литр).

Выше я писал, что сумма возврата нашей семье будет равна 999 долларам за 15 месяцев. Так вот, мы остаемся в плюсе. Заплатим налогов на 455 долларов, а получим 999. Все потому, что мы тратим топлива меньше, чем большинство жителей Альберты. Мы едем на работу в общественном транспорте, и у нас экономичные автомобили.

В проигрыше остаются, например, владельцы огромных пикапов, которые на них едут на работу, или фермеры, использующие устаревшие технологии, — они платят больше налога на углероды, чем получают обратно в виде возвратов.

Согласно подсчетам правительства, во всех провинциях среднестатистические потребители будут в плюсе, получат больше возвратов, чем уплаченный налог, и эта разница будет только расти. Так, в Онтарио средний потребитель получит на 82 доллара больше, чем заплатил в 2019 году, и на 133 доллара больше в 2022 году. В Саскачеване цифра будет равна 295 долларам в этом году и 473 — в 2022-м. среднестатистический потребитель почти всегда остается в плюсе из-за крупных загрязнителей.

Так и должен работать этот налог: поощрять тех, кто меньше загрязняет, и наказывать тех, кто загрязняет больше.

Что в Узбекистане?

Мне кажется, что в Узбекистане на изменение климата не обращают должного внимания. Эта проблема может стать катастрофой для страны. Нужно бить тревогу.

Назовите меня алармистом, и я соглашусь. Надо бить во все колокола и принять срочные меры для борьбы с надвигающейся катастрофой. Изменение климата для Узбекистана связано с водообеспеченностью, а эта проблема всё острее с каждым годом.

За последние 15 лет среднегодовой уровень обеспечения водой 1 гектара земли сократился в 19 раз — с 3048 до 158,9 куб. м — эти данные приведены в указе президента об эффективном использовании земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве. Но кажется, что в планах правительства лишь адаптация к последствиям, но не борьба с причиной.

Введение налога на углероды требует некоторых усилий. Во-первых, население устало от налогов и других обязательных платежей. НДС, налог на регистрацию телефонов, обязательные отчисления в разные палаты и ассоциации. Поэтому необходима долгосрочная кампания по образованию людей в вопросах изменения климата и возвратах, которые предполагает введение налога.

Также необходима полная прозрачность при администрировании. Абсолютно весь собранный налог, кроме расходов на администрирование, должен быть возвращен потребителям, а не потрачен на нужды государства.

В целом, нам необходим всеобъемлющий план. Необходимы и закон о борьбе с изменением климата, и долгосрочная национальная стратегия адаптации и снижения воздействия на климат. Все меры должны идти в унисон, скоординировано во всех отраслях, и корректировать их нужно вовремя, потому что климат меняется стремительно.

Время половинчатых мер прошло. Нам следует бороться с изменением климата так же системно и всеобъемлюще, как уделяется внимание образованию, медицине или борьбе с коррупцией.

Нам надо бить тревогу, а не обсуждать Грету Тунберг. Хорошая она или плохая — без разницы, нам от этого не тепло и не холодно. А вот фермеры и жители сёл уже чувствуют последствия изменения климата, поэтому необходимо действовать.

Фарход Файзуллаев живет в Канадском городе Калгари с 2016 года, работает в сфере цифрового маркетинга. Он был одним из учредителей интернет-издания Daryo в 2012 году и других проектов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.


Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.

Законодательство РУз

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

о порядке исчисления и уплаты

налога на экологию

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 1996 года "О мерах по углублению налоговой реформы в связи с государственным бюджетом Республики Узбекистан на 1997 год" и постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 1996 года N 469 "О прогнозе основных показателей социально-экономического развития и государственного бюджета Республики Узбекистан на 1997 год" и определяет порядок исчисления и уплаты налога на экологию.

2. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ЭКОЛОГИЮ

2.1. Плательщиками налога на экологию являются предприятия всех форм собственности, производящие продукцию (работы, услуги) или реализующие товары на территории Республики Узбекистан, включая филиалы и иные обособленные подразделения предприятий, объединений и организаций, не являющиеся юридическими лицами, но имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банка. В дальнейшем - "предприятия".

2.2. Плательщиками налога на экологию не являются:

- малые предприятия всех форм собственности, являющиеся плательщиками единого налога на доход.

3. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

3.1. Объектом налогообложения являются:

а) для предприятий, занимающихся производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, - производственная себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);

б) для предприятий торговли и общественного питания, снабженческо-сбытовых, посреднических, заготовительных организаций - расходы периода.

3.2. Производственная себестоимость продукции (работ, услуг), а также расходы по реализации товара определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным Министерством финансов Республики Узбекистан 27 января 1995 года и зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 марта 1995 года за N 130, с последующими изменениями и дополнениями, а также положениями о составе затрат, разработанными отдельными министерствами и ведомствами с учетом их отраслевых особенностей и утвержденными Министерством финансов и Государственным налоговым комитетам Республики Узбекистан.

4. СТАВКИ НАЛОГА НА ЭКОЛОГИЮ

4.1. Ставка налога на экологию установлена в размере 1 процента от объекта обложения.

5. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ЭКОЛОГИЮ

5.1. Предприятия, освобожденные от уплаты всех видов налогов в бюджет в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, освобождаются и от уплаты налога на экологию до истечения срока льгот.

6. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ

6.1. В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога на экологию в бюджет исходя из предполагаемых затрат на соответствующий квартал и установленной ставки налога на основании представляемых до 5 числа первого месяца текущего квартала налоговым органам справок по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

6.2. Авансовые взносы налога на экологию плательщиками производятся не позднее 20 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы.

6.3. Сельскохозяйственные предприятия авансовые платежи налога на экологию вносят в бюджет два раза в год равными долями: 15 сентября и 15 декабря исходя из расчетной суммы предполагаемых затрат на год, и установленной ставки налога.

По окончании отчетного года предприятия исчисляют сумму налога исходя из фактических затрат на год.

6.4. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на экологию нарастающим итогом с начала года исходя из фактических затрат и ставки налога на экологию по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции. Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

6.5. Суммы налога на экологию, исчисленные самими плательщиками исходя из фактических затрат, вносятся ими в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

6.6. Излишне внесенные суммы налога на экологию засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления в установленном порядке.

6.7. Налог на экологию зачисляется в республиканский бюджет в раздел 16 "Налог на экологию".

6.8. Налог на экологию относится на расходы периода и не включается в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

6.9. Бухгалтерский учет расчетов юридических лиц с бюджетом по налогу на экологию ведется на счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на экологию".

6.10. Сумма начисленного налога на экологию отражается:

на предприятиях, производящих продукцию (работы, услуги), по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и по дебету счета 26 "Расходы периода" в соответствующем субсчете;

на предприятиях торговли и общественного питания снабженческо-сбытовых, посреднических и заготовительных организациях по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и по дебету счета 81 "Начисленные и уплаченные налоги".

6.11. Уплаченная сумма налога отражается по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

7.1. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц.

7.2. 3а нарушение налогового законодательства плательщики и их должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Министерство финансов предложило заменить различные экологические платежи, такие как за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологические и утилизационные сборы одним единым налогом. Что это будет за налог и как с ним работать?

Определения экологического налога в НК РФ еще нет, однако уже разработан проект, по которому с 2020 г. в России может появиться еще один налог, который будет заменять различные экологические платежи. Сейчас эти платежи и называют экологическим налогом.

По мнению Минфина РФ, данная плата обладает признаками налога и должна быть включена в НК РФ. Отметим, что в ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи относятся к доходам федерального бюджета. Данный сбор уплачивают производители или импортеры товаров, которые подлежат утилизации после потери ими необходимых потребительских свойств.

Плательщиками нового налога будут признаваться все, кто осуществляет хозяйственную или иную деятельность, причиняющую вред окружающей среде. Сюда относятся не только юридические, но и физические лица. Освобождать от уплаты налога будут две категории плательщиков:

  1. те плательщики, у которых производство будет признаваться объектом 4 категории, т.е. не наносит или наносит не значительный вред окружающей среды;
  2. те организации, в ходе деятельности которых образуются лишь твердые коммунальные отходы. К ним относят биологический мусор, целлюлозу, отходы от нефтепродуктов.

Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку и, конечно, утилизацию изделия или единицы его массы. Налоговой базой может стать масса выбросов и сбросов веществ в атмосферу, водные объекты, массу образованных отходов производства и потребления.

Новый налог позволит увеличить поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат бюджета на охрану окружающей среды. Проект экономического налога предусматривает, что налоговым периодом будет год, так же и отчетным. Подавать декларацию будут по истечении календарного года в ФНС по месту нахождения организации, а уплату не позднее 1 марта следующего года за налоговым периодом.

Так же проект предусматривает возможность уменьшения налога за счет расходов понесенных при проведении мероприятий, которые реально уменьшают негативное воздействие на окружающую среду. Для этого необходимо будет документально подтвердить расходы и эффективность мероприятия, после чего принять налоговый вычет. Величину ставок в первый год планируют установить в сравнении со ставками за негативное воздействие на окружающую среду, однако Министерство финансов сразу оговаривает, что ставки будут впоследствии учитывать инфляцию в стране.

Таким образом, между экономическим налогом и сбором есть следующие различия:

  1. Налог будет регулироваться НК РФ, а сборы общим налоговым законодательством, а также Постановлениями Правительства.
  2. Первое будет относится к доходам бюджета от налогов, а второе является неналоговым сбором.
  3. Поступления средств от налога будет расходоваться на разные цели, а в случае со сбором они использовались в конкретных целях.
Стоит отметить что во многих станах ЕАЭС экономический налог давно существует и является эффективным.

На данный момент экологический налог является лишь проектом и ранее чем с 1 января 2020 г. он не вступит в силу. Однако ввод нового налога позволит увеличить поступления в бюджет РФ за счет улучшения качества администрирования: ведь если экологические платежи станут налогом у организаций появится в первую очередь налоговая, а также административная и уголовная ответственность. В планах правительства поступления от налога будут идти на улучшение экологической ситуации в стране.

Также на данный момент существует проект Министерства природных ресурсов и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые ставки с 1 января 2019 г. При этом, если в действующем постановлении ставки сбора установлены для 36 групп товаров, то в новом документе ставки определены для 54 групп товаров и упаковки. Размеры новых ставок установлены в интервале от 3055 до 40 650 руб.

Читайте также: