Налоговое право китая история

Опубликовано: 14.05.2024

налогообложение в Китае

На протяжении всей истории в 3 тыс. лет Китай оставался авторитарным государством. История налоговой системы Поднебесной уходит своими корнями в учение Конфуция, жившего в VI веке до нашей эры, который, наблюдая массу злоупотреблений в этой сфере общественной жизни, вывел философскую формулу рационального налогообложения.

История и современность налогообложения в Китае

Налоговая система современного Китая являет собой стройную и гибкую систему регулирования экономических процессов, сочетающую не только объективную необходимость наполнения бюджета и перераспределения общественного продукта, но и специфические особенности страны: влияние партийного руководства на развитие экономики, современные технологии управления, обширный госсектор и, тем не менее, направленность на активное развитие частного сектора.

Главным органом в сфере налогообложения является Государственное налоговое управление КНР, равное по статусу министерству и подотчетное Госсовету КНР. Ведомство, отделения которого имеются по всей стране, контролирует разработку нормативно-правовой документации, начисление и сбор налоговых платежей, составляющих около 95% доходов бюджета государства.

Китайская налоговая система включает более 20 основных видов фискальных платежей, знать о которых необходимо каждому предпринимателю, решившему выйти на рынок страны. Информация о налоговых нормах не помешает и тем, кому необходима проверка поставщика из Китая. Однако мы, в своем небольшом исследовании, остановимся лишь на основных видах государственных фискальных платежей.

Налог на прибыль предприятий

проверка поставщика из Китая
Этот налог начисляется всем предприятиям за исключением индивидуальных предпринимателей и кооперативов. Правовое регулирование налога обеспечено законом «О налоге на прибыль предприятий» и правилами его имплементации.

Резидентам КНР налог начисляется с полной суммы доходов, извлеченных как в Китае, так и вне его. Предприятия, которые не являются резидентами КНР, но ведут работу в этой стране, рассчитывают налог, исходя из своих доходов и пассивных источников в КНР. Процентная ставка для расчета налога на доходы пассивного характера равна 10%. Общеприменительная ставка налога равна 25%, однако, может быть снижена и до 15% в зависимости от типа предприятия, его отраслевой и территориальной принадлежности.

Ряд предприятий сельскохозяйственной направленности и некоммерческие структуры от налога освобождены, а предприятия, инвестирующие средства в инновационные технологии и инфраструктурные проекты, не уплачивают этот налог в течение первых трех лет, после чего на протяжении следующих трех лет уплачивают его с понижающим коэффициентом 0,5. Перед заключением договора с подобными участниками рынка, необходима проверка поставщика из Китая.

Налог вносится в бюджет по месту регистрации компании. Уплата предполагает помесячные или поквартальные авансовые платежи. Годовая декларация представляется до 31 мая последующего года.

Подоходный налог для физических лиц

Налог уплачивается физлицами. Для резидентов КНР в расчет включаются также доходы, получаемые от иностранных источников. Нерезиденты учитывают только доходы, извлеченные в КНР. Ставки и база начисления варьируются в зависимости от источника получения самих доходов. Для работающих по найму используется прогрессивная шкала начисления налога с коэффициентами от 3% до 45%, а база налога рассчитывается путем вычитания из суммы дохода 3,5 тыс. юаней, а для некоторых категорий иностранцев – 4,8 тыс. юаней.

Доходы от личных хозяйств подлежат налогообложению по прогрессивной шкале со ставками от 5% до 35%. База ежегодного исчисления налога основана на формуле: доход минус обоснованные затраты на поддержание деятельности. Кроме того, из разницы вычитается сумма в 42 тыс. юаней.

К доходам от самозанятости применяется коэффициент в 20%. Если сумма дохода превысит 20 тыс. юаней, то ставка вырастет до 30%. При превышении суммы в 50 тыс. юаней, излишек подлежит обложению налогом по ставке в 40%. База исчисления налога определяется как сумма дохода за минусом 20%.

Пассивные доходы физлица от аренды, дивидендов, роялти облагаются налогом в 20%. База налога равна полному объему дохода. Исключение – сумма арендных поступлений, из которой до исчисления налога вычитаются 20%.

Налог на добавленную стоимость

НДС в Китае

НДС в Китае облагаются как организации, так и физлица, занимающиеся продажей товаров, а также выполнением отдельных видов услуг: давальческая обработка сырья, ремонтные работы. Проверка поставщика из Китая обязательно включает анализ выплат по НДС. С 2012 года в стране идет кампания по переводу на обложение НДС всех прочих участников рынка. Сейчас в отдельных провинциях КНР НДС уплачивают предприятия, занимающиеся логистикой, IT, экспертной и консультационной деятельностью, научными исследованиями и рядом других видов работ.

НДС вносится в бюджет по месту регистрации предприятия. Для отдельных случаев существует процедура, когда можно получить разрешение вносить налог по месту продажи товаров, оформив для этого специальное свидетельство.

Развитие налоговой системы Китая

На современном этапе Китай является мировым лидером в привлечении иностранных инвестиций в экономику. Помимо факторов политической стабильности, обеспеченности дешевыми трудовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами, свою роль сыграла и инвестиционно-ориентированная налоговая политика, в основе которой находятся меры налогового стимулирования, направленные исключительно на производственные организации, которые выпускают товары, полуфабрикаты и инновационную продукцию, предполагающие работать в Китае не менее 10 лет. Такие организации освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение двух лет с момента получения первой прибыли, затем в течение последующих трех лет их налогооблагаемая прибыль подлежит уменьшению на 50%.

Аналогичные правила действуют в отношении новых производств, организованных на базе действующих посредством взноса дополнительного капитала, при условии включения проекта (или цели проекта) как приоритетного в Новый промышленный каталог и размере дополнительного капитала или активов не менее 60 млн. долл., (в эквиваленте).

Помимо так называемых налоговых каникул, в Китае широко применяются меры налогового стимулирования зон экономического и технологического развития в виде снижения ставки налога на прибыль до 15%. В этом случае размер фактических инвестиций в расчете не принимается. Иностранному инвестору может быть возвращено до 40% сумм уплаченного налога на прибыль с реинвестированных сумм, если он осуществит реинвестирование в течение пяти лет после получения данной налоговой льготы. При этом налогоплательщик вправе реинвестировать прибыль в году ее получения либо для целей аккумулирования финансовых средств создать фонд предстоящих инвестиций. В случае если иностранный инвестор реинвестировал прибыль в экспортно-ориентированное либо технологически инновационное производство, он имеет право на полное возмещение сумм налога на прибыль, уплаченного ранее в отношении реинвестированных сумм.

Меры налогового стимулирования иностранных инвесторов сопровождаются обязательствами по трудоустройству и профессиональному обучению (переподготовке) местных национальных кадров, что является действенным элементом социального стимулирования экономики.

Россия, несмотря на реализуемые меры по снижению совокупного налогового бремени как для российских, так и для иностранных компаний, в настоящее время проигрывает Китаю в борьбе за иностранных инвесторов: в российском налоговом законодательстве (НК РФ) для них отсутствуют дополнительные специализированные налоговые преимущества, а норма Закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» о налоговых льготах, «дедушкиных оговорках» является декларативной и на практике не действует. Стимулирование же на уровне субъектов Федерации региональной ставки налога на прибыль (снижение в пределах 4%) и налога на имущество организаций (в пределах 2,2%) представляется недостаточным для привлечения в Россию крупных прямых иностранных инвестиций долгосрочного характера. Повсеместно обсуждаемые меры по точечному налоговому стимулированию инноваций в специальных экономических зонах неприемлемы для крупных производств по причине удаленности друг от друга производственной и ресурсно-транспортной баз, что фактически сводит на нет интерес иностранного инвестора к России.

Амортизационная политика Китая, если сравнивать с Россией, представляется более ориентированной на бизнес и обновление основных производственных фондов. Во-первых, в Китае амортизируемым признается имущество сроком полезного использования более двух лет и стоимостью более 2 тыс. китайских юаней (в России срок службы амортизируемого имущества равен 1 году и более). Во-вторых, классификация основных производственных фондов не основана на жесткой регламентации сроков полезного использования в зависимости от кодификационных признаков имущества (даже в пределах амортизационных групп) и проста. Действует всего четыре амортизационные группы:

  • здания, сооружения, жилые дома — не менее 20 лет;
  • поезда, корабли, машины, тяжелое оборудование и иные подобные объекты, используемые в производстве, — не менее 10 лет;
  • электронное оборудование, транспортные средства, мебель, станки и оборудование и иные объекты — не менее пяти лет;
  • иные объекты сроком полезного использования более двух лет — до пяти лет 1 Грибкова Н.Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможности его использования в России // Налоговая политика и практика. 2005. № 7. С. 16-20. .

Налоговой системой Китая предусматривается возможность амортизации (или иными словами, равномерного отнесения на расходы) подготовительных расходов, связанных с организацией нового юридического лица или созданием бизнеса (в течение не менее 5 лет с начала деятельности). В России подобные расходы не подлежат списанию на расходы ни у самой организации, ни у ее учредителей, а полностью покрываются за счет чистой прибыли или собственных средств учредителей представляется, что внедрение аналогичной нормы в российскую практику способствовало бы повышению предпринимательской активности.

В 2004 г. Китай в протекционных целях принял решение о включении в таможенную стоимость импортируемых товаров или технологий, которые облагаются НДС и таможенными пошлинами в момент пересечения таможенной границы, сумм роялти (платы за пользование объектами интеллектуальной собственности и торговыми знаками, лицензиями на разработку и иными подобными правами). Аналогичные таможенные правила применяются и в России. Использование данных мер по защите внутреннего производителя интеллектуальной собственности, на наш взгляд, оправдано в тех странах, где экономика базируется на стимулировании внутреннего производителя инновационной продукции (таких как Китай).

В современных условиях КНР — страна с высокоразвитым рынком технологий практически во всех сферах экономики, один из основных экспортеров высоких технологий в другие страны. В отличие от Китая, в России нет развитой инновационной сферы, несмотря на то, что на протяжении нескольких лет программа стимулирования инноваций широко обсуждается в Правительстве РФ. Поэтому было бы целесообразно для России отказаться от включения данных сумм в таможенную стоимость хотя бы на некоторое время, в течение которого наши специалисты (при условии дополнительного стимулирования российских инноваций) смогли бы создать на базе иностранных технологий свои собственные.

повышение юридических знаний

3000-летняя история Китая подробно описана в различных источниках. Большую часть своей истории Китай был авторитарным государством. Его налоговая политика была разной. Мудрость налоговой политики Китая уходит к Конфуцию (500 век до н. э.). Он заложил основу философии налогообложения, которая доминировала более 2000 лет. Великого мудреца подвигли на рассуждения о налогах столетия злоупотреблений в этой сфере.

Конфуций разработал принципы налоговой справедливости, которые ограничивали полномочия императора. Если император нарушал правила налогообложения, изложенные Конфуцием, он нарушал божественные правила и должен был уйти.

Восстания людей против налогов заканчивались сменой власти.

Конфуцианство определило идеальную налоговую систему: 10-процентный налог, как и библейская десятина или римская decuma.

Правитель никогда не должен был превышать данный предел. Когда страшный Чингис хан покорил Россию, он потребовал налог всего 10%, что было вполне в рамках конфуцианской философии. Конечно, это были 10% на все виды активов, включая людей.

Менкиус (Meng-tse – 372 – 289 до н. э.) был вторым после Конфуция мудрецом. Его книга «Изречения Менкиуса» стала классической. Ее заставляли выучивать наизусть. В ней есть много историй о налогах, которые подтверждали правоту Конфуция.

Вот один из фрагментов книги.

Менкиус ответил: «Давным давно, когда король Wen правил страной в мире, фермеры платили одну девятую своего продукта в виде налогов. На входе в рынки была проверка, но не было налогов. Не было запрета на ловлю рыбы в прудах. Король Wen всегда заботился о четырех классах: вдовы, старики, вдовцы и сироты».

Вот что он говорил по поводу налогов: «Что касается бизнеса,

1) собирай налоги с чистой прибыли, а не с валовой продукции,

2) если есть налог на землю, не устанавливай налог с производства, тогда все купцы мира будут рады владеть акциями на твоем рынке,

3) если в портах есть проверка, но нет налогов, все путешественники мира будут рады приезду в вашу страну»,

4) в случае фермерских рабочих, если ты не облагаешь их налогами, тогда все рабочие мира будут рады работать на ваших полях,

5) если жилища рабочих не облагаются подушным налогом, каждый в мире захочет стать вашим подданным».

Такая налоговая политика обеспечит мир дома и отсутствие врагов в мире. Менкиус писал о священном праве восстания против плохого государства, как это гораздо позже делал Т. Джефферсон. Менкиус говорил, что правительство уполномочено Небесами и должно делать людей счастливыми и состоятельными. Высокими налогами этого не добьешься.

Менкиус разработал систему налогообложения для крестьян. Она основывалась на справедливом распределении земли. 10% должно быть за государством. Каждый квадрат li (около 900 акров или 1,4 квадратных миль) делился на девять частей. Центральный участок был общественным, а восемь вокруг его – для восьми семей. Фермеры вместе обрабатывали общественную землю и сдавали урожай. Это был их налог.

1 2 3
4 9 5
6 7 8

Позже, когда стали появляться крупные землевладельцы, правительство давало в аренду свою землю одному фермеру. В любом случае крестьянин платил только 10%. Конечно, многие императоры не хотели следовать божественной налоговой системе, но мудрецы Китая стояли на ее страже.

К примеру, император Shih Huang-ti в 221 – 207 гг. до н. э. был ярым сторонником строительства великой китайской стены. Для этой стройки он увеличил налоги с 10% до 50% и в качестве налога на рабочую силу заставлял людей работать на строительстве Стены. Случилось налоговое восстание – и император ушел.

После разрушительного правления первого императора, пришло время Ching Ti (157 – 144 до н. э.). Этот император был сторонником принципа laisser faire. Налоги при нем были сокращены до 3%. Его закрома были переполнены, и основной проблемой была порча запасов.

За ним последовал один из наихудших тиранов в китайской истории – Wu Ti (141 – 87 до н. э.). Его аппетиты не знали предела. Госрасходы росли, как на дрожжах. Его жадность сравнима с алчностью французского короля Генри VIII или даже Соломона. Он тратил деньги на огромные строительные проекты и сады. При пустой казне он повысил налоги: на купцов в пять раз, на производителей – в 2,5 раза. Он ввел налоги на перевозки и даже на рукоделие. Когда люди не платили налоги, он конфисковывал их собственность. Более того, он монополизировал рынок соли, железа и алкоголя. Он делился деньгами со стукачами, как сегодня в США. Он начал контролировать цены на зерно, заставляя знать платить золотом. Когда они этого сделать не могли, он лишал их статуса. Практически в течение одного поколения налоговая система Китая была переписана.

Аналогичная ситуация случилась с подоходным налогом в Европе. В XIX веке он составлял 3%, а в XX веке он привычно находился на уровне 50%, доходе до 90%. История Wu Ti имеет счастливый конец. В конце жизни император полностью изменил свою экономическую политику: снизил налоги и сократил расходы.

Китайские историки называют этот период золотым веком частной собственности. Налоговые ставки опять были сокращены до 3%. Даже вторая по величине религия Китая таоизм также основана на философии низких налогов.

Лазарев Т.А.
Российский государственный университет правосудия
студент 3 курса

Анализ истории Китая служит хорошей основой для изучения развития и становления налоговой системы и подтверждает, что понимание налоговых отношений требует учета совокупности исторических, культурных, географических факторов, совокупность которых отражает особенности той или иной налоговой системы.

Как мы знаем, современная КНР является преемницей Китайской Империи, авторитарной в политическом и аграрной в экономическом отношении. Еще Конфуций выработал правило «идеального налога», совокупность всех налогов, уплачиваемых гражданами, не должна составлять более 10% от их дохода. В большинстве Китайские императоры придерживались этого правила, хотя были и те, кто отходил от него, в одном случае это было оправданно строительством Великой Китайской Стены (налоги были увеличены до 50%), а в другом повышение происходило без явных на то причин [1].

Современная налоговая система Китая включает в себя широко распространенные в современном мире налоги: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физических лиц, НДС, а так же традиционные налоги на товары и услуги, ресурсы и собственность.

Правительство Китая стремится к поддержанию баланса между ростом доходов государства, социальной справедливостью и обеспечением стабильного роста экономики. Однако сам рост экономики является приоритетной задачей, так как он позволяет повышать уровень жизни граждан. Китай поставил перед собой амбициозную задачу, с 2010 по 2020 год вдовое увеличить ВВП и доходы граждан [2].

Налоги на душу населения (долларов США)

Налоговые доходы центрального правительства, в % к ВВП

Стоит отметить, что с 1994 года в Китае проводилась налоговая реформа, результатом которой стало формирование доходов центрального правительства за счет косвенных налогов, такая динамика сохранялась до 2009 года, когда их доля достигла 60%.

В настоящее время наибольшую долю поступлений составляет НДС – около 40% от всех налоговых поступлений центрального бюджета. Так же большое значение имеет внутренний налог на потребление, главным образом взимаемый с предметов роскоши, а так же товаров, опасных для жизни и здоровья человека (табак, алкоголь, фейерверки), энергоемких товаров, связанных с потреблением невозобновляемых природных ресурсов.

Вторым по значению является налог на прибыль корпораций, около 35% от всех налоговых поступлений центрального бюджета.

Говоря о местных бюджетах, для них главным источником налоговых поступлений является налог на предпринимательскую деятельность, которых составляет 30% налоговых поступлений местных бюджетов.

В целом же в центральный и местный бюджет поступает практически равные части налогов, 51% и 49% соответственно, что свидетельствует об относительно невысокой централизации общественных финансов [3].

Налоговое администрирование образует параллельно две системы налоговых органов: управление по центральным налогам во главе с Государственным налоговым управлением (SAT), которое является главным налоговым органом КНР и имеет статус министерства, руководит им Госсовет КНР и управление местными налогами, которое находится под управлением SAT и местных правительств [4].

Так же хотелось бы о составе и структуре налоговой системы КНР, которая включает более 20 видов центральный налогов, которые согласно национальной классификации разделены на 7 групп.

Основными прямыми налогами являются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль организаций, косвенными – НДС и налог на предпринимательство.

Стоит отметить ставки подоходного налога, который является прогрессивным от 3% до 45%. Так же необходимо сказать, что в 2012 ставки данного налога были реформированы, снижена минимальная ставка, а так же повышен необлагаемый минимум. Причем в Китае необлагаемый минимум для граждан и иностранцев разный, для последних он выше – 4800 юаней.

Ставка налога после реформы 2012 года

Облагаемая сумма (в месяц) после вычета 3500 юаней (1юань= 9.17 руб)

Введение

Китайская Народная Республика была образована на проходившей с 21 по 30 сентября 1949 г. первой пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая. 29 сентября была принята Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, имевшая характер временной конституции. В ней, в частности, было закреплено, что “налоговая политика государства должна обеспечить нужды революционной войны, удовлетворять нужды восстановления и развития производства и национального строительства. Налоговая система упрощается, и вводится справедливое распределение налогового обложения” . Вскоре, в целях унификации государственной налоговой политики, формирования новой налоговой системы и улучшения налоговой работы, в ноябре 1949 г. в Пекине Центральным народным правительством была созвана общегосударственная конференция по вопросам налоговой работы. Конференция выработала “Основные положения о проведении общегосударственной налоговой политики”, которые были приняты Государственным административным советом КНР (ныне — Государственный совет) 27 января 1950 г.

По сути, это первые налоговые нормы нового государства, во многом изменившиеся впоследствии. Были периоды активной работы над совершенствованием правового регулирования налогообложения. В частности, были приняты Временные правила КНР от 27 апреля 1950 г. “Об организации государственных налоговых органов”, Временное постановление Министерства финансов КНР от 3 августа 1956 г. “О внесении торгово-промышленного налога предприятиями частной промышленности и торговли во время проведения социалистических преобразований” и т. д. Имели место и обратные тенденции. Так, в годы “Культурной революции” (1966—1976) не было принято ни одного нормативно-правового акта по финансовым вопросам, что неудивительно, так как в эту пору в Китае проводилась политика по ограничению “действия права под предлогом его буржуазного происхождения”. С конца 70-х, начала 80-х налоговое право Китая получило свое второе рождение: началась экономическая реформа. Изменилось отношение, как к налогам, так и к вопросам правовой регламентации. Было принято большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты налогообложения. Эта работа была продолжена и в последующие годы. Особенно плодотворной оказалась середина 90-х, когда была начата очередная налоговая реформа. Причем именно акты, принятые в этот период, составляют современную основу правового регулирования налогообложения в Китайской Народной Республике.

За полвека правовое регулирование налогообложения прошло путь от уплаты налогов натурой (ст. 10 Положения КНР от 3 июня 1958 г. “О сельскохозяйственном налоге”) до сложных юридических конструкций, связанных, например, с определением ставки антидемпинговых пошлин на основе размера демпинговой маржи. Работа по совершенствованию нормативной правовой базы идет и сегодня.

Как отмечается в докладе Главного государственного налогового управления КНР, налоговая реформа, начатая в Китае в 1994 г., направлена на совершенствование налогового законодательства, стандартизацию налоговой системы, ужесточение политики уменьшении и освобождения от уплаты налогов, создание равных условий конкуренции, урегулирование несбалансированности в развитии территорий и т. д. Работа проводится в двух основных направлениях. Первым является упорядочение налоговой политики и совершенствование налогового законодательства (совершенствование нормативной базы налогов с оборота, подоходных налогов и местных налогов). Вторым — оздоровление системы и усиление управления взимания налогов (построение системы вертикального подчинения налоговых органов, укрепление контроля за специальными счетами — марками налога на добавленную стоимость, совершенствование координации работы министерств и ведомств по вопросам возврата внешнеторговых налогов, укрепление управления взимания подоходного налога с физических лиц, усиление борьбы против уклонения от уплаты налогов, организация работы по выполнению годовых планов и проведение в жизнь новых налогов). Среди других задач можно отметить стандартизацию налоговой документации, расширение применения электронных средств, усиление контроля за соблюдением сроков, построение системы доведения до населения налоговых актов всех уровней, идентификация налогоплательщиков, повышение профессионального уровня сотрудников налоговых органов, разработка эффективного механизма сельского налогообложения и т. д. Ориентировочно налоговая реформа в Китае должна быть завершена к 2010 г.

Налоговое законодательство

В одном из китайских юридических словарей дано следующее определение понятия: налоговое законодательство — это общее обозначение правовых норм, определяющих права и обязанности, возникающие между государством и налогоплательщиком по вопросам взимания и уплаты сумм налогов; оно является правовой основой взаимоотношений государства с налогоплательщиком.

Налоговое законодательство Китая составляют правовые акты различного уровня, содержащие налоговые нормы. В их роли выступают формально закрепленные государственными органами представительной или исполнительной власти положения, регулирующие отношения, возникающие в налоговой сфере. Систему налогового законодательства Китая составляют законы, решения, временные правила и правила (положения), инструкции, уведомления, а также специальные акты под названием “методы”, в том числе временные. При этом, принимая во внимание специфику китайского языка, в котором, к примеру, один и тот же иероглиф обозначает и налог, и пошлину, и даже сбор, возможны случаи, когда отдельные нормативные правовые акты в переводах называются по-разному. То же справедливо и в отношении общих понятий, например понятия “правовое регулирование” или “налогообложение”.


Законы

Базовым источником правового регулирования налогообложения Китая является конституция. Начиная с первой конституции — Конституции КНР от 20 сентября 1954 г, налоговые нормы являются обязательным элементом основного закона государства. Например, в ст. 102 названной конституции была включена общепринятая норма о том, что граждане Китайской Народной Республики обязаны в соответствии с законом платить налоги. Присутствует подобная норма и в ст.56 ныне действующей Конституции КНР от 4 декабря 1982 г (с изменениями. от 12 апреля 1988 года и 29 марта 1993 года), чем раскрывается два важнейших юридических положения налогового права Китая: всеобщность налогообложения и законность установления налогов.

В этом основном нормативном правовом акте Китая, выступающем базой для развития не только налогового, но и других отраслей права, содержится еще несколько статей, так или иначе связанных с налоговым правом и прежде всего указывающих на органы, уполномоченные принимать законы в том числе и налоговые.
В частности:
в ст. 62 закреплено, что Всекитайское собрание народных представителей принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения;
согласно ст. 67 Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей в период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей вносит частичные дополнения и изменения в законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей;
Государственный совет КНР издает установления по исполнению налоговых законов, нормативные акты временного применения (ст. 89).

Следующий уровень в системе источников налогового законодательства Китая составляют собственно налоговые законы. С учетом изложенного выше их можно определить как обладающие наибольшей юридической силой нормативные правовые акты, принятые в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующие наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.

Тем самым называется еще один вид источников (формальной основы, на которую оно опирается) налогового права Китая: отношения в сфере налогообложения Китая, в противоположность Макао и Тайваню, регламентируются не только национальным законодательством, но и нормами международного права. Та же ситуация и в Гонконге, который, правда, имеет одно соглашение с Соединенными Штатами, касающееся вопросов налогообложения доходов при морских отгрузках.

Основной формой этой составной части налогового законодательства Китая выступают международные договоры. Как правило, они относятся к взаимоотношениям государств по поводу прямых налогов. В настоящее время Китай имеет более двадцати соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе с Австралией, Кувейтом, Норвегией, Румынией и другими государствами.

В качестве примера можно рассмотреть Соглашение между Правительством РФ и Государственным советом КНР “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы” (Пекин, 27 мая 1994 г.). Это соглашение применяется к лицам с постоянным местопребыванием в Китае или России и распространяется на налоги с доходов, каковыми считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

Двойное налогообложение устраняется следующим образом. Если лицо с постоянным местопребыванием в России получает доход из Китая, сумма налога на этот доход, уплачиваемая в Китае, может быть вычтена из российского налога, взимаемого с такого лица. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму российского налога на этот доход, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Аналогичная методика применяется и в случае, если лицо с постоянным местопребыванием в Китае получает доход из России. Однако, если доходы, полученные из России, являются дивидендами, выплачиваемыми компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в России, компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Китае и которая владеет не менее 10% акций в компании, выплачивающей дивиденды, при зачете будет учитываться налог, уплаченный в России компанией, выплачивающей дивиденды, в отношении ее прибыли.

Следующая относительно малочисленная группа источников налогового права Китая — это законы о конкретных налогах. Всего в системе налогового законодательства Китая в настоящее время действует несколько таких нормативных правовых актов, в том числе Закон КНР от 1 июля 1991 г. “О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий”.

По своей структуре такие специальные налоговые законы схожи между собой в части того, что они не имеют подразделения на главы или разделы, а также преамбул. Особенностью названного выше закона является то обстоятельство, что в нем содержится несколько статей, посвященных налоговым деликтам (ст. 22—26).

В частности, в ст. 25 закреплено, что при уклонении от уплаты налога посредством сокрытия или обмана либо при нарушении, несмотря на указание налоговых органов, сроков уплаты налоговых сумм при отягчающих обстоятельствах представители и непосредственно ответственные сотрудники привлекаются к уголовной ответственности, в соответствии с положениями ст. 121 Уголовного кодекса КНР. Аналогичный прием использован в ст. 50 Закона КНР "Об управлении взиманием налогов".

Следует отметить, что такой прием имеет, по крайней мере, один существенный недостаток: положение налогового закона не соответствует нормам других законов в случае внесения в них изменений. Так, в названной статье рассматриваемого закона речь идет о кодексе, принятом 1 июля 1979 г. Однако в настоящее время действует новая редакция этого кодекса от 14 марта 1997 года, и в ней ст. 121 посвящена совсем другим вопросам!

Одновременно этот пример показывает еще один источник законодательства Китая, в котором содержатся нормы, связанные с вопросами налогообложения, — кодексы.

Если согласиться с мнением Шао Ванчена о том, что таможенная пошлина является косвенным налогом8, то помимо уголовного, в контексте рассматриваемого вопроса можно назвать и Таможенный кодекс КНР от 26 января 1987 г. В нем интерес представляет прежде всего гл. 5 “Таможенные пошлины”, в которой закреплены основополагающие правила таможенного обложения, в том числе указаны лица, обязанные платить таможенную пошлину, сроки платежа, база для исчисления, льготы и т. п.

Эти примеры показывают, что правовые нормы, так или иначе регулирующие налоговые правоотношения, могут содержаться не только в общих и специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Причем положения налогового и таможенного законодательства Китая в части налогов, пошлин и сборов довольно тесно переплетены. Правда, некоторое исключение составляют вопросы административной ответственности.

Читайте также: