Может ли налоговая проверить наличие товара

Опубликовано: 30.04.2024

Обычно предприниматели сталкиваются с четырьмя контролирующими органами. Налоговая следит за налогами, Роспотребнадзор за правами потребителей, трудовая инспекция за правами сотрудников, МЧС — за пожарной безопасностью. В этом уроке мы расскажем о налоговой, в следующем — обо всех остальных.


Филипп зашёл в квартиру и положил конверт на стол. От налоговой — неужели он что-то недоплатил? Внутри конверта оказался лист бумаги с заголовком «Повестка о вызове на допрос в налоговую». Перед глазами промелькнуло подземелье, прикованные ноги и человек с раскалённым клеймом. Стоп, дальше сказано: «в связи с проверкой контрагента». Налоговой интересен не он, а его контрагент. Вот только какой из 100?

Филипп включил компьютер и сходил на кухню за чаем. Открыл файлик с финансами и пошёл по списку. Да, есть пара подозрительных типов: один предлагал обналичку, второй хвастался оптимизацией налогов. С половиной он расплачивался со Сбербанка. Блин! Здесь его и прижмут. Надо придумать, почему он получает деньги от физлиц. У него есть неделя. Или вообще ничего не говорить? Не свидетельствовать против себя? Он имеет право по Конституции. Дурацкое чувство, как будто он в бегах от полиции. А может быть, и бояться нечего.

1. Не подготовитесь к проверке, хотя могли

2. У вас найдут нарушения, о которых вы даже не знали

3. Испортите отношения с госорганами

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Предприниматели сталкиваются с налоговой чаще всего. Когда заканчивается срок сдачи отчётов, она подводит итоги года. Больше всего проверок проходит без поездок к налогоплательщикам. Инспекторы анализируют сведения, которые у них уже есть. Это называется камеральной проверкой.

Обычно предприниматели занижают налоги не по ошибке, а специально. Налоговая находит нарушителей без труда. Ей помогают статистика и доступ к банковским выпискам чек или упаковку.

Например, Василий работает парикмахером в Москве. Он задекларировал 300 000 дохода в год. Программа подсказывает инспектору, что другие парикмахеры без сотрудников зарабатывают больше. Инспектор смотрит платежи по расчётному счёту — и видит миллионы. Василий точно получит письмо от налоговой.

Какие именно платежи предприниматель скрывает? Чтобы разобраться, налоговая просит предпринимателей принести в инспекцию документы. Все предприниматели на УСН ведут книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) — её обычно и просят взять с собой. От «Доходов минус расходов» ждут документов, которые подтверждают расходы, например, накладных.

Налоговая контролирует и платежи по патенту. Этот налог рассчитывают на основе показателей, которые зависят от вида бизнеса. Например, в розничной торговле налог зависит от площади торгового зала. Поэтому налоговики просят предпринимателей прийти с договором аренды.

Если предприниматель знает о нарушениях, дожидаться результатов проверки не стоит. Лучше сразу после получения требования доплатить налог и пересдать декларацию. В этом случае можно избежать штрафа. Он большой: 40% от суммы недоплаченного налога.

Встречная проверка

Когда налоговая проверяет компанию, она ищет нарушения разными способами: заходит на сайт компании, пробивает родственников руководителей, общается с другими контролирующими органами. В том числе запрашивает документы у партнёров компании. Это называется встречной проверкой.

Предпринимателей просят прийти или прислать почтой все документы по сделке с партнёром: договоры, накладные, акты и счета-фактуры. Отреагировать стоит в течение 5 дней, иначе оштрафуют. Если документов нет, налоговая всё равно ждёт ответ.

ДОПРОС В НАЛОГОВОЙ

Налоговая может расспросить представителей компании о каком-нибудь нарушении. Для этого компании присылают повестку о допросе свидетеля, и в ней указывают причину проверки.

Самая популярная причина допроса — фиктивные сделки. Компанию подозревают в обналичке денег или незаконном уменьшении НДС. Обычно налоговики спрашивают, как компания выбрала контрагента, в чём заключалась сделка, как контактировали с контрагентом, как получали и где хранили товары.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

При выездной проверке представители налоговой приезжают к предпринимателю. Они имеют право посмотреть все документы, которые связаны с уплатой налогов. Такая проверка стоит дорого: инспекторы тратят время на подготовку, проверку документов и оформление результатов. Поэтому налоговая проверяет меньше 1% предпринимателей, обычно — самых крупных.

К малому бизнесу налоговая приходит редко. Переживать стоит только компаниям, которые активно занимаются обналичкой и уходом от НДС.

Узнать о проверке заранее невозможно. Налоговая не публикует план проверок и не обязана предупреждать предпринимателей. Обычно налоговики приходят внезапно, чтобы компания не успела скрыть нарушения.

Что делать, если пришла выездная проверка

Компании стоит проверить, имеют ли налоговики право проверять компанию. Пусть инспекторы покажут служебные удостоверения и решение о проверке. В решении должны быть указаны те же люди, иначе проверку проводить нельзя. Затем лучше помогать контролёрам, чтобы избежать подозрений.

Запирать дверь перед налоговиками нельзя. Они оформят штраф за «воспрепятствование доступу» по ст. 19.4.1 КоАП и придут снова.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО КОНТРОЛЁРАМ

1. Запрашивать сторонние документы.

Сотрудники налоговой имеют право просматривать только документы, которые связаны с целью проверки. Предприниматель может не показывать остальные документы или даже спрятать на всякий случай.

2. Запрашивать старые документы.

Компании отвечают за нарушения 4 года. Если нарушение произошло раньше, за него нельзя оштрафовать. Компании даже не обязаны хранить документы по сделкам, которые произошли так давно.

3. Уносить оригиналы документов.

В любом случае оригиналы хранятся у предпринимателя. Если сотрудники налоговой захотят взять документы с собой, они сделают фотографии или копии.

Проверка будет длится максимум 2 месяца. Это срок от даты решения о её начале до справки о её результатах. В исключительных случаях проверку продляют: если налогоплательщик затягивает сроки или нашлись нарушения, которые требуют дополнительной проверки.

Как оспорить результаты проверки

Выездная проверка завершается справкой о её результатах. Затем в течение двух месяцев налоговая присылает акт выездной проверки. Если предприниматель согласен с результатами, он просто подписывает акт. Если не согласен — в течение 15 рабочих дней пишет официальное письмо руководителю налоговой. Объясняет, почему доначисления и штрафы должны быть меньше, и прикладывает подтверждающие документы.

Что делать после проверки

Когда компания согласна с актом выездной проверки или не смогла опровергнуть его, остаётся принять требования налоговиков. В акте приведён список нарушений и рекомендаций — лучше им следовать. После проверки налоговики внимательно наблюдают, как компания исправляется и насколько правильно платит налоги. При новых нарушениях возможна проверка в следующем году.

/// СОВЕТЫ ///

Налоговая проверяет всех предпринимателей. Когда вы сдаёте декларацию, она сравнивает вас с другими налогоплательщиками и заглядывает в платежи на расчётном счёте. Если честно платите налоги, проверка пройдёт невидимо.

Налоговая может спросить: почему доходы большие, а налоги маленькие? Ответьте в течение 5 дней. Если вас просят прислать документы — в течение 10 дней. За опоздание штрафуют на 5000 рублей.

Налоговая может вызвать на допрос. Не бойтесь, это не допросы со следаками из сериалов. Просто инспектор считает некоторые сделки фиктивными. Будьте готовы рассказать о них.

К вам вряд ли придёт выездная проверка. Налоговой невыгодно проверять малый бизнес.

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Ссылаясь на протокол осмотра склада в ходе проверки по НДС проверяющие, как правило, пытаются доказать отсутствие на складе товаров, которые по документам налогоплательщика должны там находиться. Отсюда налоговый орган делает один из двух выводов – либо о том, что хозяйственные операции, по которым сумма НДС предъявлена к вычету, в действительности не осуществлялись, либо о том, что налогоплательщик не отразил в своих документах фактическую реализацию приобретенных товаров.
В первом случае налоговый орган уменьшает налогоплательщику сумму НДС к вычету, во втором – увеличивает налоговую базу по НДС на сумму «неучтенной реализации товара».

По каким основаниям можно оспорить выводы налогового органа, основанные на данных осмотра склада?

Отвечая на этот вопрос, проанализируем, в первую очередь, вправе ли налоговый орган в ходе проверки по НДС (камеральной или выездной) в принципе проводить осмотр склада, будет ли протокол осмотра допустимым доказательством?

В обоснование своего права на проведения осмотров складских помещений налогоплательщика в ходе налоговых проверок должностные лица налоговых органов ссылаются на нормы статьи 92 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно п.1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
В соответствии с п.2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Как видно, Закон однозначно предоставляет налоговым органам право на проведение осмотра помещений налогоплательщика (в том числе осмотра склада) в ходе выездной налоговой проверки. Что касается осмотра складского помещения в ходе камеральной налоговой проверки, и в вообще вне рамок выездной налоговой проверки, то существует неясность в толковании п.2 ст. 92 НК РФ. Дозволяет ли указанная норма осматривать вне рамок выездной проверки лишь документы и предметы, либо распространяется также и на помещения налогоплательщика, в том числе склады?Судебная практика не дает однозначного ответа на этот вопрос. В ряде судебных актов содержится позиция, благоприятная для налогоплательщика, согласно которой осмотр помещений налогоплательщика допускается при проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Вне рамок выездной налоговой проверки допускается осмотр исключительно документов и предметов и только при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 92 НК РФ (См., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2011 N А05-6756/2010, Постановления ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу N А55-16704/2008 и от 15.05.2007 по делу N А49-4051/06).
В других случаях, напротив, суд принимает точку зрения налогового органа и считает осмотр помещений вне рамок выездной налоговой проверки правомерным (Например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А33-658/2010, Определением ВАС РФ от 28.02.2011 N ВАС-16960/10 отказано в передаче дела N А33-658/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2006 N Ф08-6211/2006-2733А по делу N А32-5489/2006-11/142).

В настоящее время подготовлен проект постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой налогового Кодекса РФ ", п. 23 которого, в частности, содержит вывод, что в контексте действующего законодательного регулирования, осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
Таким образом, если данное Постановление Пленума ВАС РФ будет принято в вышеприведенной редакции, то суды, руководствуясь позицией Высшего Арбитражного Суда, должны будут оценивать протоколы осмотров складских помещений, полученные в рамках камеральной проверки по НДС, как недопустимые доказательства, полученные с нарушением Закона.

Мы рекомендуем при оспаривании решений принятых по итогам камеральных проверок по НДС, в которых налоговый орган ссылается на данные осмотра склада, приводить доводы о недопустимости таких доказательств, следуя позиции, которой и в настоящее время придерживается ряд судов.

Но при этом целесообразно дополнять эти доводы и иными основаниями, по которым выводы налогового органа могу быть признаны незаконными и необоснованными. По каким еще «формальным» основаниям можно оспорить выводы налогового органа, в обоснование которых он ссылается на протокол осмотра складского помещения?

По смыслу п.4 ст. 101, п.7 ст.101.4 НК РФ и п.3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Закона. Такие доказательства арбитражный суд не признает допустимыми в соответствии со ст. 68 АПК РФ.
Чтобы найти основания признания протокола осмотра склада недопустимым доказательством и лишить налоговый орган возможности ссылаться на него, нужно проанализировать соблюдение налоговым органом всех установленных Законом процедур при проведении осмотра склада и их отражение в документах. Это еще раз подтверждает необходимость для налогоплательщика обращения за квалифицированной юридической помощью в такого рода спорах. Юрист, защищающий интересы налогоплательщика в суде должен хорошо разбираться в «процессуальных» нормах налогового кодекса и том толковании, которое дает этим нормам правоприменительная практика.

Таким «формальным основанием» для признания протокола осмотра недопустимым доказательством может быть, например, нарушение требований к проведению осмотра и составлению протокола, вытекающих из системного толкования норм ст.ст. 92,98,99 НК РФ. Например, осмотр проведен без понятых, либо с участием лишь одного понятого, в качестве понятых участвовали сотрудники налоговой инспекции и т.п. Суды, как правило, признают такие протоколы недопустимыми доказательствами и отвергают основанные на них доводы налогового органа. См, например, Определение ВАС РФ от 10.01.2008 N 17237/07 по делу N А70-1267/29-2007, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2006, 20.09.2006 N Ф03-А51/06-2/3167 по делу N А51-3908/2006-20-131, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.08.2003 N А69-574/03-7-Ф02-2471/03-С1, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2012 по делу N А56-21695/2011, от 06.10.2010 по делу N А56-32406/2010.

Однако имеется и противоположная судебная практика – суд признал допустимым доказательством протокол осмотра, проведенного без понятых (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.08.2003 N Ф08-2701/03-1128А по делу N А63-3367/02-С4). Помимо поиска «формальных оснований» для признания протокола осмотра склада недопустимым доказательством, для налогоплательщика целесообразно обосновать, почему содержащиеся в нем данные фактически не доказывают выводов налогового органа. В ходе проверок по НДС – это, как правило, выводы о фиктивности хозяйственных операций по приобретению товара, либо выводы о фактической реализации приобретенного товара, не отраженной для целей налогового учета.

В каких случаях отсутствие товара на складе, выявленное Инспекцией по данным осмотра склада не доказывает, что товар в действительности не был приобретен, либо, что он был фактически отгружен покупателю в проверяемом периоде?

В ряде случаев целесообразно обратить внимание на дату проведения осмотра складского помещения. Налоговый орган зачастую проводит осмотр склада в ходе проверки по НДС намного позднее окончания проверяемого периода. Поэтому отсутствие товаров на складе на период осмотра не доказывает, что товара не было в проверяемом периоде, либо он был отгружен в нем. Товар мог быть отгружен со склада позднее, его реализация могла быть отражена в последующем налоговом периоде, либо он мог быть передан на комиссию, что вовсе не является реализацией и не увеличивает налоговую базу по НДС.

Однако в этом случае суд может потребовать у налогоплательщика документального подтверждения отгрузки в последующие периоды либо вывоза на комиссию: договоры, товарные накладные, расходные накладные, товаросопроводительные документы и т.п. В других случаях можно ссылаться на то, что проверяющие в ходе проверки по НДС не провели инвентаризацию товара на складе, выводы о том, что на складе отсутствует именно тот, товар, который должен там быть по документам налогоплательщика, носят предположительный характер.Можно найти и иные доводы в обоснование позиции налогоплательщика. Позицию по данному вопросу налогоплательщику необходимо выработать с учетом всей совокупности доказательств, рассматриваемых в ходе налоговой проверки по НДС и судебного разбирательства, такая задача под силу лишь квалифицированным юристам, имеющим в ведении налоговых споров.

Статья 93.1 Налогового кодекса это допускает, но полномочия налогового органа не безграничны

Широкие полномочия налогового органа и их ограничения

Налоговому праву присущ императивный характер норм (т.е. эти нормы не допускают выбора, требуют безусловного исполнения). В этом несложно убедиться, ознакомившись с содержанием ст. 23 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает обязанности налогоплательщиков. Одной из них является обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность такого исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления). Уже из содержания одной этой статьи очевидно наличие расширенных полномочий налогового органа по отношению к налогоплательщикам.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг. Следующим же пунктом указанной статьи допускается истребование документов при рассмотрении материалов налоговой проверки. А далее предусматривается возможность истребования документов (информации) и вовсе вне рамок проверок.

Несмотря на широкие полномочия налогового органа, законодатель предусмотрел и ограничения. Так, в НК РФ установлено, что налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) вне рамок налоговых проверок только при возникновении обоснованной необходимости относительно конкретной сделки и при указании сведений, позволяющих идентифицировать эту сделку.

По нашему мнению, наличие четкого механизма истребования и его оснований благоприятно отразилось бы на правоприменительной практике и уменьшило бы количество негативных последствий, с которыми сталкиваются налогоплательщики после того, как получают такие требования, будучи зачастую не осведомленными о законности истребования, порядке исполнения и последствиях непредоставления документов (информации).

Чтобы определить правомерность истребования налоговым органом документов вне рамок налоговых проверок, следует разобраться в трех аспектах. Рассмотрим каждый из них.

Какой налоговый орган может истребовать документы?

С 2007 г. Министерство финансов придерживается единообразного подхода и неоднократно давало разъяснения в письмах от 6 августа 2019 г. № 03-02-08/59105, от 22 января 2014 г. № 03-02-07/1/2057, от 19 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-190 и от 29 марта 2007 г. № 03-02-07/1-146. Так, ведомство сообщило, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, может направлять поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора или страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Следовательно, истребовать документы (информацию) может как налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иное мероприятие налогового контроля, так и налоговый орган по месту нахождения лица, у которого истребованы документы (информация).

Дополнительно следует отметить, что положения ст. 93.1 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок у последующих организаций, а также запрета на истребование сведений об обстоятельствах финансовой деятельности контрагентов и о должностных лицах, контролирующих от имени контрагента финансовые потоки. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в Определении от 6 августа 2018 г. № 309-КП8-10528 по делу № А60-59810/2017.

Отождествляет ли законодатель документы и информацию?

Из контекста статьи кажется, что понятия эти если не тождественны, то очень схожи. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо проанализировать иные нормы НК РФ и обратиться к другим законодательным актам.

Однозначно можно утверждать, что документ – это надлежащим образом оформленная информация, по форме и содержанию отвечающая тем или иным требованиям, обычно имеющая определенный срок хранения. Следовательно, документ содержит информацию, но информация – не всегда документ. Информация – более широкое понятие по отношению к документу. Можно предположить, что именно по этой причине законодатель в ст. 129.1 НК РФ предусматривает ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (а не за непредоставление документов).

Применение ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ, ввиду отсутствия единообразия в терминологии не могло не стать причиной судебного прецедента. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2013 г. № 11890/12 было установлено, что неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания решения налогового органа в части привлечения к ответственности недействительным.

Из анализа ст. 93.1 НК РФ становится ясно, что законодатель все-таки разграничил понятия «документы» и «информация»: в п. 1, 3–5 говорится о документах и информации, а в п. 2, устанавливающем порядок истребования сведений о конкретных сделках вне рамок налоговых проверок, упоминается только о предоставлении информации. Таким образом, вне рамок налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только информацию. Соответственно, понятия «документы» и «информация» не тождественны.

Что значит обоснованная необходимость?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к правоприменительной практике. Особого внимания заслуживает Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 октября 2020 г. по делу № А40-211149/18-115-4949.

Кратко – о сути дела: ООО «Артек» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налогового органа о представлении документов (информации) на основании ст. 31 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Судами было установлено, что налоговый орган запросил документы (информацию) за период с 2015 по 2017 г. При этом в отношении налогоплательщика не проводилась выездная проверка, т.е. требование о предоставлении документов за три налоговых периода не связано с налоговой проверкой заявителя. Также судами не установлено, в отношении какой сделки или в отношении какого контрагента заявителя запрошена информация.

После длительного рассмотрения дела суд кассационной инстанции направил его на новое рассмотрение, результатом которого и явилось указанное выше решение Арбитражного суда г. Москвы. Арбитражный суд Московского округа, отменяя судебные акты, указал, что в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность представить документы (информацию) возложена на общество законно и налоговому органу действительно необходимо было их получить.

Отсюда можно сделать вывод, что обоснованная необходимость включает следующие составляющие:

  • мероприятие налогового контроля, в ходе которого требуются запрашиваемые документы (информация);
  • указание контрагента или конкретной сделки.

Представители юридической науки справедливо отмечают, что при указании контрагента, сведения о котором запрашивает налоговый орган, должна проводиться налоговая проверка 1 . Если налоговый орган указывает на совершение конкретной сделки, направляя требование о предоставлении документов (информации), действия налогового органа правомерны. Причины определения периода, к которому относятся истребуемые документы, не влияют на правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки относительно конкретной сделки (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Отметим, что, несмотря на длительное применение ст. 93.1 НК РФ, единообразия правоприменительной практики не выработано. Так, некоторые суды занимают позицию, согласно которой для налогового органа не имеет значения обоснованность. Например, отсутствие в оспариваемом требовании указания на проведение мероприятия налогового контроля и причин для истребования документов не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены ст. 93.1 НК РФ (Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2020 г. по делу № А45-15387/2020).

Таким образом, применение п. 2 ст. 93.1 НК РФ само по себе безоговорочно не возлагает обязанности на налогоплательщика. Более того, применение этого пункта налоговым органом для целей, не указанных в НК РФ, является заведомым превышением им своих полномочий.

1 Брызгалин А.В., Анфёрова О.В. Представление информации по запросу налогового органа // Налоги и финансовое право. – 2015. – № 5. – С. 102–105.


Под какие проверки чаще попадают предприниматели? И чем грозит контроль? Начнем с самой распространенной формы проверок, актуальных для ИП.

Камералка — проверка по умолчанию

Все декларации (расчеты) в ФНС подпадают под камеральную налоговую проверку. Это значит, если вы ИП на УСН, ОСНО или ЕСХН — это ваш случай.

На патенте, как известно, декларация не сдается. Но ПСН, как правило, совмещают с общим или упрощенным режимом, поэтому совсем без камералок не обойтись. Даже если вы сдали нулевые декларации, их будут проверять. Скажете — а чего там смотреть-то? Одни нули?

Налоговая прошерстит расчетные счета ИП и если какая-то сделка вызовет вопрос, инспекторы потребуют пояснения у самого ИП, а лучше — сразу сделают запросы в соответствующие ведомства. Например, если вскроется какая-то сомнительная операция с недвижимостью — в Росреестр. Это уже так называемая углубленная камеральная проверка .

В рамках такой проверки налоговая легко выявляет случаи, когда ИП безвозмездно получил какое-то бизнес-имущество, но соответствующий внереализационный доход в декларацию не включил. Как итог — доначисления по итогам камералки, вместе с пенями и штрафами. Недавний кейс с такой ситуацией — постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 № 13АП-32125/2020 .

Анализируя выписки по расчетному счету, налоговая изучает основания платежей. Если выяснится, что ИП провел операцию в учете по «левому» основанию, когда в платежке написано совсем другое, вопросы неминуемы. Например, платежи под грифом «оплата за услуги» очень трудно выставить постфактум займом. Если это и был заем, попахивает схемой, а это значит, налоговая может записать все суммы в выручку, как это видим в определении Верховного суда РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-22056 .

Если никаких деклараций патентщик не сдает, периодически его расчетный счет налоговики тоже проверяют . Точно заинтересуются объемом выручки, если доходы приближаются к пороговым значениям. Например, если выручка патентщика составила 59,7 млн. руб. из 60 млн. разрешенных. Также пристально смотрят на назначение платежей.

Как видите, налоговой не надо никуда ни выезжать, ни приходить, чтобы накопать кучу косяков в деятельности предпринимателя.

Фонды тоже камералят отчетность, которую вы им сдаете. Под контроль фондов попадают все ИП с наемным персоналом.

Выездная проверка — квинтэссенция контроля

Для камеральной проверки не нужно какое либо специальное решение. Такая проверка начинается по умолчанию в ответ на тот или иной отчет от ИП.

Получить выездную проверку, по одному или сразу нескольким налогам, еще надо умудриться. Проводится она по решению руководителя инспекции или его заместителя. Как правило — на территории, в помещении налогоплательщика.

Риски выездной можно оценить самостоятельно по ряду формальных критериев. Это среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки. В начале мая ФНС разместила свежие данные — за прошедший 2020 год. Смотрите цифры на подсайте « Контрольная работа » в разделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» . Там же — показатели рентабельности продаж и активов. Все данные представлены по видам экономической деятельности.

Отклонение уровня налоговой нагрузки от ее среднего уровня в конкретной отрасли — один из критериев самостоятельной оценки налоговых рисков. Если в значениях большой разброс или резкие скачки в любую сторону, риск выездной проверки значительно увеличивается.

Основное внимание традиционно к НДС, возможному дроблению бизнеса и зарплатным налогам.

Надо ли бояться выездной проверки от ФНС «маленьким» ИП, с незначительным оборотом? Вряд ли. При условии, что предприниматель — добросовестный: платит все положенные налоги в срок и вовремя отчитывается. И тут встает самый острый вопрос — каких предпринимателей считать «маленькими»? В каждом регионе свои ориентиры и мерки. Нигде они, конечно, в открытом доступе не прописаны.

Имеет значение сумма налогов, которую можно доначислить. Если с ИП нечего взять, доначисления будут смешными (читай: проверка — нерезультативной), то и вероятность выездной проверки стремится к нулю.

В первые два года почти все ИП могут работать спокойно. Дело в том, что на выезде инспекторы вправе проверить период, не превышающий три календарных года, предшествующих тому, в котором вынесли решение о проверке. При этом обычно смотрят сразу два или три года. Поэтому если ИП — новичок, ревизоры точно к нему придут не сразу.

Тонкий момент: сейчас всё больше выездных проверок проводится в отношении физлиц без статуса ИП. Это бывает, когда налоговая видит в деятельности «физика» признаки предпринимательства. Например, построил нежилое помещение и продал его. Или систематически сдает нежилые помещения в аренду. Показательный кейс — определение Верховного Суда РФ от 28.01.2021 № 309-ЭС20-22246 , которое попало в Обзор ФНС — п. 7 письма от 06.04.2021 № БВ-4-7/4549.

ИП-работодатели могут столкнуться с выездными проверками ФСС и ПФР. Зачастую фонды кооперируются с ИФНС и наступают вместе. Поэтому если от ФНС проверка маловероятна, то и фонды вряд ли заинтересуются конкретным ИП-работодателем.

Внеплановую выездную проверку от фонда ждите, если в фонд поступила жалоба от работника.

Встречная проверка — когда проверяют не вас

Такого понятия, как «встречная проверка», в НК нет. Это один из видов иных мероприятий налогового контроля. Проводится «встречка» в рамках выездной или камеральной проверки вашего контрагента. Или контрагента вашего контрагента. То есть это уже второе звено, если идти по цепочке контрагентов. Могут быть и более отдаленные звенья.

Суть — документы проверяемого контрагента налоговая сверяет с вашими, чтобы убедиться в реальности сделки.

Ваша задача при «встречке» — представить документы по требованию налоговиков в обозначенный ими срок. Это 5 или 10 рабочих дней — зависит от вида проверки. Игнорировать требование не стоит, хоть проверяют и не лично вас. За нарушение срока — штраф минимум 10 000 руб. А если к ответственности по статье 126 НК (непредставление сведений) прибавят штраф по статье 129.1 НК (несообщение сведений), будет 15 000 руб.

Большой риск встречных проверок возникает, если ИП работает с сомнительными поставщиками или покупателями. Поэтому на этапе переговоров важно проверять своего контрагента, чтобы избежать отношений с проблемными.

Неналоговые проверки ушли на каникулы

Проверки от ФНС и фондов никто не отменял. А вот плановые проверки малого бизнеса , которые раз в 3 года проводят Роспотребнадзор, МЧС, Роскомнадзор, трудовая инспекция и другие подобные органы госконтроля, — приостановили на весь 2021 год (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). Но, как всегда, не без исключений.

Освобождение не распространяется на самые опасные сферы деятельности, а также лицензируемые и социально значимые, например, здравоохранение, образование. Также будут проверять тех, кто ранее уже грубо нарушал закон.

Проверить, подпадаете ли вы под плановые НЕналоговые проверки в 2021 году, можно на сайте Генпрокуратуры .

Внимание: с ВНЕплановой НЕналоговой проверкой ревизоры могут нагрянуть к ИП, работающему в любой сфере, по первой жалобе.

Читайте также: