Налоговое право институт финансового права

Опубликовано: 27.04.2024


Налог на прибыль


НДС


Налоги


НДФЛ


Налог на имущество юрлиц


Налог на имущество физлиц


Налог на землю


Транспортный налог


Акцизы, НДПИ


Страховые взносы


Отчетность


УСН


Индивидуальные предприниматели


Затраты на производство


Капитал


Основные средства


Нематериальные активы


Денежные средства


Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты


ККТ


Производственные запасы


Учетная политика


Внутренний контроль


ВЭД


Кадровый учет


Финансовые результаты


Декларацию нужно заполнять по новой форме


Программу льготного кредитования на сохранение занятости хотят перезапустить


Новые реквизиты кассового чека 2021


Какую пенсию получит ИП, который платит страховые взносы «за себя»?


Понятие и особенности налоговых правонарушений


Понятие и основные формы реализации налогового права


Учет налогоплательщиков. Мониторинг и оперативный налоговый контроль


Изучаем налогообложение


О главном


Вечно нужное

Заметок в базе: 4302
Комментариев: 178

Налоговое право, как подотрасль финансового права: предмет и метод, институты

Автор: Методический материал

Налоговое право, как подотрасль финансового права: предмет и метод, институты.

НП (налоговое право) – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе:

1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен.

2. НП – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли.

3. НП – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет НП – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные).

Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений.

Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

Метод НП – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

Признаки метода НП:
1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. НП имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм.Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности.Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.

5. Сочетание разрешительного и обще дозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, обще дозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Налоговое право- институт финансового права, регулирующий отношения в сфере налоговой деятельности

Предмет налогового права-

налоговые отношения государствен­ных налоговых органов, налого­плательщиков и налоговых предста­вителей по установлению, изменению и изъятию у налогоплательщиков части их дохода в бюджет

J

Налоговые правоотношения-

общественные, экономические, политические и иные отношения, урегулированные нормами налогового права

Объекты налогового права- доходы (прибыль), стоимость товаров, деятельность, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество, передача имущества, добавленная стоимость, другие объекты

Субъекты налогового права:

а)государственные налоговые
органы (инспекции);

в) налоговые представители
(налоговые агенты)



2. Проблемы власти, коррупции и преступности в современной России

Приход к власти в России демократически нацеленного содружест­ва партийных и общественных течений так и не смог стабилизировать экономическое положение. А как следствие такой нестабильности — рост преступности, распространение ее во все более широкие сферы дея­тельности. Если при развитой экономике мы говорим о рынках сбыта, то при развитой преступности мы говорим о борьбе за сферы влияния.

Таким образом, ускорилась монополизация преступной деятель­ности, активировалось сращивание преступности в уголовном смыс­ле с органами власти и экономическими структурами. Складывается ситуация, когда преступность может стать неуправляемой и полно­стью выйдет из-под контроля.

Характерны в этом случае попытки государственных органов ус­покоить общественное мнение принимаемыми мерами. Особенно это проявляется в принятии Закона России о милиции, Закона об опера­тивно-розыскной деятельности, новых уголовно-процессуальных и уголовных кодексов России. Однако достаточно странным выглядит это направление борьбы с преступностью на фоне дальнейшего из­вращения гуманности. Гуманность почему-то понимается как лояль-но-сентементальное отношение к преступникам, а не гуманное от­ношение к обществу, к интересам большинства.

Оценивая современное состояние преступности, резкий рост уголовной преступности, перспективы дальнейшего ухудшения кри­миногенной обстановки на фоне слабой экономики, нестабильности правовых институтов, неопределенности правовой политики государ­ства, все в большей степени убеждаешься, что существующие власт­ные структуры обеспокоены не действительным состоянием дел, а решением проблем раздела власти.

Коррупция в системе органов государственной власти, дальней­шее сращивание уголовной преступности с властью угрожает сущест­вующим властным структурам тем, что демократы, избравшие своим лозунгом политику, направленную на защиту личности и экономиче­ское возрождение, могут быть заменены ставленниками мафиозных структур. Это опасно не только для структур органов демократиче­ской власти, но угрожает всей системе государственности.

Понятно, что преступность не может быть возведена в полной мере в степень государственной политики, но обеспечить неприкос­новенность преступных организаций от правового воздействия, обес­печить защиту преступных явлений законными способами, при раз­витии коррупции - вполне реальная перспектива.

Оценивая политику последних десятилетий с позиций борьбы с преступностью, необходимо сделать следующие выводы:

1. Уголовно-правовая политика и практика уголовного преследо­вания за преступления характерны для любого государственного уст­ройства, вне зависимости от формы государственного правления и методов обеспечения государственной власти.

2. Смена этапов экономического развития общества влечет за со­бой смену государственно-политической надстройки, а присвоение государственной власти группой лиц, объединенных родовыми, эко­номическими, идеологическими или иными признаками, влечет дей­ствия по закреплению этой власти с использованием экономических, идеологических и правовых методов, вплоть до военного террора и физического уничтожения противников.

3. Власть как признак государственности обеспечивает свою
безопасность, применяя формы убеждения (политического, фило­
софского, идеологического и духовного), формы реального экономи­
ческого, практического воздействия через проведение экономических
реформ с практическим улучшением уровня жизни и формы принуж­
дения через государственно-правовые институты власти (армию, по­
лицейски-тюремный аппарат, суд).

4. Власть, укрепляя свои позиции, вне зависимости от формы го­сударственного устройства, стремится обеспечить для себя статус за­конности, для чего изменяет или приспосабливает уже наработанные государственно-правовые нормы. Не меняя сути конституционных правовых норм, но меняя способы их применения и круг лиц, для ко­торых выполнение конституционных и правовых норм становится необязательным, властные структуры приспосабливают нормы права для своих, узко кастовых интересов.

5. В период смены государственно-политических надстроек ос­новными задачами правовой политики являются задачи по укрепле­нию власти, в первую очередь путем террора, преследования и подав­ления идейных противников; политическая борьба занимает первое место, времени для борьбы с уголовной преступностью нет.

6. Преступность, при смене государственно-политических струк­тур, определяется, в первую очередь, как деяния, опасные для госу­дарственно-политической системы, а уже затем в понятие преступно­сти входит ее опасность для прав, интересов и свобод личности, т.е. на первое место выдвигаются задачи политической, идеологической борьбы, а борьба с уголовной преступностью отходит на второй план.

7. Чем больше сомнений у групп лиц, обеспечивших себе захват власти, тем в большей степени эти лица используют методы подавле-

ния соперников, в первую очередь насильственные, развивая тем са­мым государственные структуры однобоко, так как политическая борьба требует тем больших затрат, чем слабее власть.

8. Стремление удержаться у власти любой ценой порождает про­
тиворечия между властью и обществом, которым эта власть управля­
ет, внося тем самым элементы гражданской нестабильности, перерас­
тающие в гражданскую войну.

9. Гражданская нестабильность, отражая политическую неста­бильность, на фоне экономических проблем вызывает волну уголов­ной преступности как формы защиты части населения от экономиче­ских, политических потрясений, как метод создания запасов эконо­мического капитала, способного обеспечить существование при лю­бой государственно-политической системе правления. Именно это происходит сейчас в виде наращивания капиталов теневой и пре­ступной экономики, в виде создания экономического благополучия любым, в первую очередь преступным, путем.

10. Только в условиях равенства экономических и государствен­но-политических интересов общества и личности, в условиях стаби­лизации государственно-политических отношений возможно приня­тие действительно эффективных мер по борьбе с преступностью в общепринятом понимании этого общественного явления.

11. Преступность как общественное явление только тогда будет признана общественно опасной, когда ее состояние будет угрожать существующей государственно-политической системе.

Таким образом, преступность как общественное явление, вне за­висимости от ее понимания, только как политическая преступность или преступность уголовная, характерна для любой формы государст­венно-политического устройства, при этом чем в большей мере пре­ступность угрожает самой государственно-политической системе, тем в большей степени осуществляется и борьба с этой преступностью, но тоталитарно-коммунистический режим в первую очередь обеспечи­вал борьбу с политической преступностью.

В борьбе с преступностью органы власти применяют как методы убеждения, так и методы принуждения, а в зависимости от постав­ленных целей эти методы облекаются в законы.

Уголовная преступность в своем развитии может стать настолько опасной, что начинает влиять и на процесс смены власти, при этом есть две формы такой смены: замена власти на коррумпированные структуры, объединяющие институты власти с преступными органи­зациями; и замена власти на иную, в связи с неспособностью преж­ней власти обеспечить безопасность общества.

Под термином «налоговое право» понимаются:

> подотрасль науки финансового права;

Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?

Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:

> по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

> возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;

> возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

> возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

> возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;

> возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права:

> имеют имущественный характер;

> направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

> обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

Основные методы налогового права:

– метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

– метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).

– диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

1.1. Место института налогового права в системе финансового права

Для отрасли финансового права характерен полный набор институтов, который обеспечивает все стороны и элементы юридического режима движения государственных денежных средств. Необходимо, естественно, учитывать, что институты финансового права предполагают цельное регулирование, однако только в рамках отрасли и носят специализированный характер по отношению к определенной группе правовых норм.

Массив нормативных актов не является основным критерием отрасли права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства, с учетом изменения его качественных характеристик, вероятнее всего приведет к формированию подотрасли налогового права. При этом важно определить место налогового права как элемента финансового права.

Если исходить из определения отрасли права, то это прежде всего относительно замкнутая часть системы права, которая включает совокупность норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере деятельности людей, отличающаяся принципиальным своеобразием. Именно замкнутой частью системы права выступает финансовое право, тогда как налоговое право нельзя рассматривать как обособленную часть системы права: как специфическую — да, но не более.

Нормы налогового права обусловлены публичной, т. е. обще-определяющей для страны деятельностью, а именно деятельностью по взиманию налоговых платежей для общегосударственных потребностей, для содержания государственных органов и их материально-финансового обеспечения. Это относится не только к деятельности органов власти, но и к органам, которые осуществляют ее в соответствии с Конституцией Украины и установленным разграничением компетенции в данной области. В ходе этой деятельности формируется система бюджетов, которая сосредоточивает средства для потребностей общего значения.

2 М.П. Кучсрявенко "

__ ОБЩАЯ ЧАСТЬ _ _ _

Такой же публичный характер имеет и деятельность органов местного самоуправления по взиманию налоговых платежей. Она направлена на удовлетворение местных интересов, которые имеют общее значение для данной территории, обеспечивает формирование муниципальных средств в этих целях. Следовательно, публичный характер имеют и нормы права, регулирующие отношения по установлению налогов органами местного самоуправления и их взиманию в местные бюджеты. Соответственно все эти отношения являются властно-имущественными.

Налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета. Сложный характер института налогового права означает определенную иерархическую структуру. Эта структура включает самостоятельные институты налогообложения (институт налогообложения физических лиц; институт местных налогов и сборов; институт налоговой ответственности и другие).

Таким образом, налоговое право:

1) выступает как институт предметный, т. е. посвященный строго определенному предмету - разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, уплаты и взыскания налогов и сборов, их изменения и отмены;

2) регулирует общественные отношения по установлению, взиманию и взысканию налоговых платежей, их изменению и отмене; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопрос установления и взыскания неналоговых платежей и других государственных сборов;

3) устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов и сборов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства;

4) выступает как сложный институт, который охватывает совокупность своеобразных финансово-правовых норм. Эта специфика предусматривает анализ отношений, которые охватывают движение денежных средств от плательщиков в соответствующие фонды (бюджеты) в форме налоговых платежей.

Иными словами, если предмет финансового права охватывает отношения, связанные с движением государственных денежных средств, то налоговое право выделяет только отношения по

Глава 1. Институт налогового права

однонаправленому движению денежных средств снизу вверх — от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов.

Специфичен и метод правового регулирования, который имеет ярко выраженный императивный характер.

Взаимодействуя со всеми институтами финансового права (особенности механизма налогообложения характерны и для регулирования банковской деятельности, и для страхования, и для рынка ценных бумаг), налоговое право тесно связано с некоторыми из них1. Прежде всего с бюджетным правом (поскольку именно налоги составляют основу поступлений доходной части бюджета, и трудно представить механизм государственных доходов без налоговых платежей); с институтом финансового контроля (который включает совокупность норм, регулирующих деятельность налоговых органов). Кроме того, ряд органов финансового контроля осуществляет свои полномочия через налоговые администрации и другие налоговые органы.

1.2. Содержание и особенности института налогового права

Налоговое право включает довольно широкую совокупность финансово-правовых норм, объединенных в определенную систему. Эта система разбита на группы, которые характеризуются специфическими особенностями, логической структурой. Таким образом система налогового права представляет собой объективную совокупность финансово-правовых норм, которые обусловливают внутреннее строение налогового права, содержание и особенность расположения его институтов. Определенная специфика отношений, регулируемых налоговым правом, позволяет выделить его в самостоятельный финансово-правовой институт, в чем Н.И. Химичева видит перспективы дальнейшего развития2.

Юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты. Формирование отрасли может охватывать несколько ступеней (институт — сложный институт — подотрасль — отрасль). Налоговое право занимает четко выраженное промежуточное положение. С одной стороны, в него входят

, См. подробнее: Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. - М., 1997. - С.44. См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. - М.,1995. -

институты более узкой группы отношений (институт местных налогов и сборов, налогообложения юридических лиц и т.д.), с другой стороны, сложный институт налогового права является одним из элементов, образующих цельную отрасль финансового права.

Итак, сложный институт налогового права представляет собой отграниченный комплекс юридических норм, обеспечивающих цельное регулирование разновидности отношений, связанных с поступлением в бюджеты налогов и сборов. Налоговое право представляет собой относительно самостоятельный сектор финансового права и занимает автономное положение по отношению к другим институтам этой отрасли. Относительная отграниченность его заключается в регулировании определенного, весьма специфического вида общественных отношений. Замкнутость, отграниченность его менее выражена, чем в отраслях, поскольку только во взаимодействии с иными институтами осуществляется общее регулирование отношений, составляющих предмет финансового права. Поэтому только в сочетании с другими институтами налоговое право обеспечивает общее отраслевое регулирование.

Сложному институту налогового права присущи определенные признаки.

1) Однородность фактического содержания, предполагающая регулирование строго определенной разновидности отношений, связанных с движением денег в форме налогов и сборов в бюджет.

2) Единство норм, образующих налоговое право. Они составляют единую систему, которая определяется однородным фактическим содержанием. Этот институт обеспечивает регулирование данной разновидности финансовых отношений, что не исключает специализации юридических норм внутри института.

3) Законодательная обособленность, означающая внешне обособленное закрепление основных положений института в нормах, его образующих. Вполне вероятно появление в ближайшее время единого кодифицированного акта, отграничивающего налоговое право, — Налогового кодекса.

Взаимодействие с другими институтами финансового права предполагает определенные отношения субординации. Самостоятельные подразделения внутри налогового права свидетельствуют о сложном характере этого института. Внутренняя органи-

Глава 1 Инститмп налогового права

зация института налогового права, характер охватываемого им нормативного материала предполагает наличие определенной структуры этого института. Естественно, что структура института налогового права определяется многими деталями, однако она подчинена ряду общих принципов. К ним относятся:

1. Наличие комплекса равных предписаний. В институте налогового права существует комплекс однопорядковых нормативных положений, регулирующих относительно однородные отношения. Это система норм, определяющих налогообложение юридических лиц, отношения, регулирующие налогообложение физических лиц, и т.д. При этом необходимо отличать комплекс норм от ассоциации норм, которая возглавляется одной генеральной нормой с последующей ее конкретизацией1.

2. Разностороннее влияние налоговых норм на регулируемые отношения, обеспечивающие единый подход, что и увязывает их в сложный институт.

3. Объединение всех норм института налогового права устойчивыми закономерными связями, которые выражены в общих предписаниях. В качестве таких связей выделяются принципы налогового права, принципы налогообложения, имеющие законодательное закрепление. Они пронизывают и юридическую конструкцию по каждому отдельному институту налогового права. Дифференцированность нормативного материала, его взаимосвязь определяется связью элементов. Это предполагает определенную логику рассмотрения некоторых групп отношений. Например, анализ отдельного налогового механизма осуществляется в определенной последовательности: плательщик, объект налогообложения, ставка налога, льготы при налогообложении и т.д.

1.3. Связь налогового права с другими отраслями права

Будучи составной частью финансового права, налоговое право тесно связано и с самостоятельными отраслями права. Как и финансовое право в целом, наиболее тесно налоговое связано с государственным и административным правом. Государственное (конституционное) право стало в свое время основой для форми-

См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 124.

рования как отрасли финансового права в целом, так и непосредственно института налогового права.

Налоговые правоотношения, которые предусматривают в качестве обязательного субъекта государство, связаны со многими сторонами его функционирования. Конституционное право, которое имеет базовое значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и относительно налогового права. Так, например, Конституция Украины устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства1. Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Конституции, согласно которой законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. Кроме того, некоторые нормы конституционного права одновременно входят в состав налогового права. Так, Конституция содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым нормам обратной силы.

Взаимодействие налогового права и административного права проявляется в установлении ответственности за нарушение налогового законодательства. Охранительная функция налогового права обусловлена тем, что административная ответственность обеспечивает выполнение плательщиками налогов их обязанностей. Например, ответственность за нарушение налогового законодательства, урегулированная Законом Украины «О Государственной налоговой службе в Украине»2, содержит вместе с финансовыми и систему административных санкций. При этом применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.

Особый интерес вызывает соотношение налогового и гражданского права. Хотя налоговое право является публичной от-ралью, между ним и гражданским правом существует тесней-

См.: Конституция Укра'ши // BWOMOCTI Верховно! Ради Укра'ши. - 1996. -№ 30,.-Ст. 141.

См.: Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» -'/ Ведомости Верховной Рады Украины. - 1994. - №15. - Ст. 89.

Глава I. Институт налогового права

шая связь. Налоговое и гражданское право связаны настолько тесно, что дают основания одним видеть в налоговом праве приложение к гражданскому праву, а другим — утверждать что гражданское право должно быть подчинено налоговому праву. Однако подобное толкование взаимосвязи налогового и гражданского права способно лишь увести от сути дела. Налоговое право охватывает регулирование'хозяйственых процессов, как и гражданское, но в совершенно иных аспектах, иными методами. Такие категории гражданского права, как доход, имущество, потребление (расходование), затраты и многое другое используются в налоговом праве, где они формируются и институци-онализируются.

К имущественным отношениям, основанным на административном или другом властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное размежевание чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не следует забывать и о возможных исключениях, когда те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.

Связь налогового и уголовного права имеет двойственную природу. С одной стороны, отдельные нормы уголовного права направлены на защиту тех объектов, которые являются объектами регулирования налоговым правом. С другой стороны, квалификация некоторых преступлений невозможна без применения категорий налогового права и норм налогового законодательства.

Достаточно активно применяются нормативные акты международного права, которые регулируют налогообложение. Так, договора (конвенции, соглашения) об устранении двойного налогообложения связывают Украину со многими государствами (Великобританией, Польшей и другими). Особенностью подобных переплетений налогового и международного права является высшая юридическая сила международных договоров по сравнению с законами.

Необходимо при этом провести размежевание между системой налогового права и системой налогового законодательства. Если

первая представляет собой совокупность отношений, которые регулируются налоговым правом, то система налогового законодательства __ внешнее выражение налоговых правоотношений, своеобразное осознание их обществом на данном этапе, закрепленное с помощью имеющихся в его распоряжении нормативных рычагов. Системы налогового права и законодательства соотносятся как специфические философские категории содержания и формы.

1. Место института налогового права в системе финансового права.

2. Особенности института налогового права.

3. Характер института налогового права.

4. Соотношение института налогового права с другими институтами финансового права и отраслями права.

Содержание и задачи определенного вида общественных правоотношений определяют и формируют правовую форму этого правоотношения, которая характеризуется однородностью и системностью предмета и метода достижения поставленных целей и задач. Философское понятие системы определяет ее как совокупность элементов, которые состоят в отношениях и связях друг с другом, образующую их целостность и единство. В системе правоотношений эти элементы выражаются в правовой форме, охватывающей однородную совокупность норм, институтов и отраслей, объединенных, исходя из содержания регулируемых отношений.

Если отрасль права — это совокупность норм, регулирующих определенные виды общественных отношений, которые по своему экономико-правовому и социальному содержанию требуют обособленного, самостоятельного регулирования, то правовой институт — это подраздел (группа) юридических норм внутри отрасли.

Отрасль финансового права — это относительно замкнутая часть системы права, которая включает совокупность норм, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере правового режима движения государственных денежных средств. Для отрасли финансового права характерен ряд институтов, обеспечивающих всесторонность правового регулирования и конкретизацию предмета отношений, складывающихся внутри отрасли финансового права. Отрасль финансового права включает в себя институт финансов предприятий и организаций, институт бюджетного права, тесно связанный с ними институт налогового права и другие.

Отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по распределению и использованию финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью реализации его задач, в своей совокупности образуют единую систему финансовых отношений, которая является предметом регулирования финансового права. Отношения же в сфере налогообложения являются неотъемлемой и ведущей частью финансового права, поскольку возникают в процессе и обусловлены деятельностью государства по планомерному формированию этих централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Если предмет финансового права охватывает отношения, связанные с разносторонним движением денежных ресурсов, то налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх — от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов.

Институт налогового права представляется как сложная совокупность финансово-правовых норм, устанавливающих права и обязанности государства и налогоплательщиков, порядок погашения налоговых обязательств, процесс налогового контроля и применение мер ответственности и регулирующих общественные отношения по установлению, взиманию и взысканию налоговых платежей, их изменению и отмене.

Отрасль финансового права образуется с помощью финансово-правовых норм опосредованно, т.е. в начале — институт, далее — подотрасль и как результат отрасль. Возникновение любого института или отрасли права обусловлено спецификой регулируемых ими общественных отношений. И хотя финансовое право рассматривается как отрасль права, но процесс формирования происходит через становление и развитие его составных институтов. В современный период процесс развития налогового законодательства позволяет говорить об установившемся сложном институте или уже развивающейся подотрасли налогового права, в системе правового регулирования финансовых отношений, поскольку включает относительно самостоятельные институты налогообложения — институт местных налогов и сборов, институт налоговой обязанности, институт налогообложения физических лиц и др.

Сложная структура института налогового права характерна как иерархической организацией внутренней структуры, так и рядом общих принципов. Например, содержание института налогового права пронизано общими юридическими началами — нормами-принципами, прямо определенными в тексте закона, объединенная устойчивыми связями с другими институтами, система норм регулирующих относительно однородные отношения.

Налоговое право вступает в тесную взаимосвязь, как с другими институтами финансового права, так и с отдельными отраслями права в зависимости от характера правоотношений и их отраслевой связи.

Читайте также: