Налоговое планирование в строительной организации

Опубликовано: 18.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве имеет немало особенностей. Ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы дает Елена Севодина — кандидат экономических наук, ведущий аудитор ООО«ИНТЕЛИС — аудит».

Кто ты, строитель?

Фирмы, которые действуют в этой сфере, могут быть инвесторами, заказчиками, подрядчиками.

В ПБУ 2/94 дано определение застройщика. Им является фирма, которая обеспечивает на принадлежащей ей земле строительство, реконструкцию, капремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях ведется в соответствии с нормативными документами и «Учетной политикой», разработанной каждой организацией для внутреннего пользования. При создании такого документа необходимо учесть специфику отрасли и самого предприятия, которое может выступать как в роли застройщика (заказчика), так и в роли подрядчика (генподрядчика, субподрядчика).

Особенность № 1: обособленные подразделения

В соответствии с требованиями Налогового кодекса организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения каждого такого подразделения. Также фирмы в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса обязаны сообщать в инспекцию о создании или закрытии обособленного подразделения в течение одного месяца. Указанное сообщение представляется в налоговую службу по месту нахождения организации.

Если в структуре организации есть обособленные подразделения, то приходится решать следующие организационные вопросы:

  • определение специфики учета хозяйственных операций в этих подразделениях;
  • определение лиц, ответственных за составление первичной учетной документации по операциям, осуществленным в данных подразделениях;
  • установление порядка и сроков передачи первичной учетной документации в бухгалтерию головной организации для их своевременного отражения в учете.
В налоговом учете необходимо определить порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, уплачиваемому по месту нахождения каждого подразделения. А в учетной политике необходимо закрепить, какой показатель — численность работников или расходы на оплату их труда — будет участвовать в расчете доли прибыли каждого подразделения.

Особенность № 2: оформление «первички»

  • КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат»;
  • КС-6а «Журнал учета выполненных работ»;
  • КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения»;
  • КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений»;
  • КС-10 «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений»;
  • КС-17 «Акт о приостановлении строительства»;
  • КС-18 «Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству».
Постановление определяет порядок заполнения стандартных форм. Однако у строительной организации может возникнуть потребность в разработке собственных форм первичной учетной документации по отдельным операциям. В этом случае самостоятельно разработанные документы должны быть оформлены в качестве приложения к учетной политике организации. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»):

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Особенность № 3: инвентаризация

Показательным здесь является эпизод, имевший место в одной строительной организации, когда акт инвентаризации материалов был подписан 1 января одним лицом, при этом имущество, перечисленное в документе, находилось в обособленных подразделениях, которые находись в разных городах, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Это явная оплошность. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом 1 января является нерабочим днем, и проведение инвентаризации в этот день должно было быть оформлено приказом о привлечении работников к работе в выходной день с соответствующей оплатой или предоставлением иного дня отдыха. Все это необходимо оформить набором приказов.

Во-вторых, согласно такому документу выходит, что сотрудник, подписавший акт, в один и тот же день провел опись имущества в разных городах. Проделать такое явно затруднительно, а подобная неточность грозит тем, что акт может быть признан недействительным, потому что в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49, наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера.

Особенность № 4: учет основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» фирмы вправе установить для принятия к учету основных средств лимит стоимости в пределах не более 20 000 руб. Объекты стоимостью менее установленного лимита будут учитываться в составе материально-производственных запасов.

Поступление от поставщика объекта стоимостью более 20 000 руб. (или иного установленного организацией лимита) должно быть отражено следующей проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При вводе объекта в эксплуатацию и составлении «Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» по унифицированной форме № ОС-1:

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если лимит в учетной политике не будет установлен, то все объекты, отвечающие условиям, предусмотренным пунктом 4 ПБУ 6/01, в том числе и объекты стоимостью до 10 000 руб., должны в бухгалтерском учете отражаться в составе основных средств и списываться на затраты не в момент ввода в эксплуатацию, а в течение срока полезного использования.

Объект стоимостью менее установленного лимита принимается к учету бухгалтерской проводкой:

Дебет 10 «Материал» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

При передаче в эксплуатацию и оформлении «Требования-накладной» типовая форма № М-11, накладной (форма № М-15) или иного документа, самостоятельно разработанного организацией:

Дебет 20Кредит 10 — списанные материалы, отпущенные в производство.

В результате организация имеет возможность уменьшить налоговую базу по налогу на имущество. Так, например, по объекту стоимостью 20 000 руб. и сроком его полезного использования 4 года сумма экономии по налогу на имущество в результате учета его в составе МПЗ составит 880 руб., или 4,4 процента от стоимости основного средства.

Особенность № 5: расходы на НИР и ОКР

Если конструкторская документация носит индивидуальный характер, то ее стоимость включается в инвентарную цену объекта строительства. Но если она носит типовой характер и может быть использована позже при строительстве других объектов, то учет затрат на ее создание или приобретение необходимо вести в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Расходы на осуществление таких работ собственными силами или на основе договора с исполнителем отражаются в учете проводкой

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Кт 10, 70, 69 и т.д.).

По завершении работ их стоимость подлежит учету на счете 04 «Нематериальные активы» обособленно.

Дебет 04 Кредит 08 — принят к учету НМА.

При этом организация обязана определить срок полезного использования данного актива, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход), и этот срок не должен превышать пяти лет. При этом списание расходов в бухгалтерском учете может осуществляться или равномерно — линейным способом — или пропорционально объему продукции, работ или услуг. Выбор варианта должен быть закреплен в учетной политике.

В учете списание НИР и ОКР будет отражено проводкой:

Дебет 20 Кредит 04 — начислена амортизация по объекту нематериальных активов.

Счет 05 «Амортизация нематериальных активов» при этом не используется.

В налоговом учете расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки включаются равномерно в состав прочих расходов в течение одного года. Это можно сделать при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и при реализации товаров, а также выполнении работ и оказании услуг с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие исследования завершены (ст. 262 НК).

При заключении договора с исполнителем на выполнение проектных работ следует обратить внимание на оформление документа, подтверждающего факт сдачи результата работ заказчику. Многие фирмы допускают ошибку, оформляя в этом случае «Акт о выполнении услуг». В действительности здесь результатом НИР и ОКР является работа, продукты которой имеют материальное выражение. Факт передачи исполнителем заказчику результатов работ должен быть оформлен «Актом приемки-сдачи выполненных работ» с указанием характеристики отчета или документации, содержащей материалы исследований и т.п.

Особенность № 6: учет расходов

Строительные фирмы, выполняющие работы по договору подряда, при организации бухгалтерского учета должны руководствоваться требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). В соответствии с данным документом подрядчик осуществляет учет затрат по каждому объекту с начала выполнения договора на строительство до времени его завершения и передачи застройщику. До момента сдачи заказчику всего построенного объекта указанные затраты отражаются в составе незавершенного производства.

Если строительная организация выступает в качестве застройщика, то учет затрат, связанных со строительством, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании строительства и оформления прав на объект недвижимости стоимость объекта списывается проводкой

Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Когда организация является инвестором и планирует в дальнейшем реализовать построенный объект, то учет расходов по его возведению ведется на счете 20 «Основное производство». По окончании строительства стоимость объекта списывается на счет 43 «Готовая продукция», а его реализация отражается в общеустановленном порядке.

У подрядчиков или субподрядчиков учет таких расходов должен быть организован на счете 20 «Основное производство» в разрезе каждого заказчика и возводимого объекта. На данных аналитических счетах, открытых к счету 20 «Основное производство», будут отражаться прямые затраты, непосредственно связанные с выполнением договора. В соответствии с пунктом 11 ПБУ 2/94 данные затраты могут быть связаны с использованием в процессе строительства материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.

У подрядчика до момента заключения договора на строительство с заказчиком могут возникать расходы, связанные с его заключением. Например, подрядчик мог принимать участие в тендере и т.п. В случае, если эти расходы могут быть выделены, и существует уверенность, что договор будет заключен, их можно до заключения договора учитывать в составе расходов будущих периодов — на счете 97. После заключения договора указанные расходы могут быть списаны по графе.

Дебет 20 Кредит 97 — списаны расходы будущих периодов.

В то же время пункт 12 ПБУ 2/94 допускает, что данные расходы могут учитываться как текущие в том отчетном периоде, в котором они были произведены. В этом случае их следует отразить по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Выбор одного из возможных вариантов должен быть закреплен в учетной политике. Там же следует определить и порядок формирования и распределения прямых расходов на остаток незавершенного производства. Указанный порядок организация вправе установить самостоятельно (ст. 318 НК).

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Специфика управленческого учета и бюджетирования в строительных компаниях объясняется такими особенностями отрасли, как продолжительность и уникальность проектов, многочисленные стадии согласования проекта, необходимость составления смет и т. д. Поэтому процесс формирования бюджета строительства должен быть связан с проектно-сметной деятельностью. Это отражается в первую очередь на составе статей бюджета и методике их планирования.

Финансовые директора, переходящие в строительные компании из других отраслей, часто сталкиваются с непривычным способом ведения бизнеса. Среди особенностей строительной отрасли, оказывающих влияние на финансовое управление, можно выделить следующие:

  • высокая степень государственного регулирования отрасли (см. врезку «Строительная компания и государство»). Процесс получения разрешений на строительство зданий в столице, например, может занять несколько лет, а расходы на получение такого разрешения непредсказуемы;
  • продолжительность инвестиционного цикла. От момента начала строительства здания до подписания акта госкомиссии о его приемке может пройти до 10 лет;
  • уникальность строительных проектов. Несмотря на наличие так называемых «типовых проектов» зданий и сооружений, каждый проект должен разрабатываться индивидуально, в том числе с учетом геофизических особенностей места строительства;
  • составление проектно-сметной документации обязательно для каждого строительного проекта, а от грамотного составления сметы на этапе проектирования в конечном итоге зависит финансовый результат проекта;
  • организационная структура. Большинство крупных российских строительных компаний представляют собой вертикально и горизонтально интегрированные структуры, состоящие из инвестиционной компании, генподрядной организации, проектного бюро, а также некоторых производств, например бетонного. Функции управления холдингом (такие как планирование, координация, стратегический контроль) обычно выполняет управляющая компания (часто она также играет роль инвестора в проектах строительства);
  • консервативность персонала. Многие крупные российские строительные компании были (а иногда и до сих пор являются) предприятиями с преимущественно государственным капиталом и консервативными управляющими. Это значительно затрудняет внедрение новых методик управления и поддерживающих их информационных систем;
  • низкая квалификация персонала. Попытки внедрить различные управленческие технологии, например бюджетирование, могут закончиться неудачей из-за отсутствия у начальника стройки (владельца бюджета) понимания назначения и сути бюджетирования, а также из-за невозможности вследствие этого использовать составленный им бюджет для принятия управленческих решений.

Перечисленные особенности повышают риски при реализации строительных проектов. Снизить эти риски можно путем создания эффективной системы управления внутри компании, в частности внедрения системы управленческого учета и бюджетирования.

Порядок составления бюджетов

Как правило, финансовая структура строительных компаний повторяет организационную, то есть центрами ответственности являются выделенные подразделения или юридические лица. В управляющей компании, а также внутри центров прибыли могут выделяться центры ответственности более низкого уровня.

Доходы и расходы инвестиционно-строительных компаний связаны с реализацией строительных проектов, поэтому основой бюджета компании в целом являются бюджеты таких проектов, представляющие собой совокупность бюджетов подразделений, занятых в проекте.

Строительная компания и государство
(на примере Москвы)

Государственное регулирование строительной отрасли проявляется в следующем.
1. На определенные виды строительных работ требуются лицензии Госстроя России, Гостехнадзора, Главэнергонадзора, для получения которых необходимо потратить время и соблюсти ряд формальностей.
2. Перед началом производства работ по проекту необходимо получить разрешение на строительство — документ, который удостоверяет право компании на застройку (новое строительство или реконструкция, см. ст. 62 Градостроительного кодекса РФ, распоряжение Мэра Москвы от 11.04.2000 № 378-РМ). Без него нельзя сдать объект в эксплуатацию, и он будет считаться самовольной постройкой.
В Москве такой документ выдает префектура, а если оформлены земельно-правовые отношения, то Москомархитектуры. Кроме того, существуют разрешение на строительно-монтажные работы (выдает ИГАСН), ордер на производство земляных работ (ОАТИ).
3. При производстве строительных работ в обязательном порядке необходимо применять технологические нормы — так называемые СНиПы (Строительные нормы и правила), а также соблюдать санитарные и пожарные требования и технику безопасности.
4. В ходе реализации строительного проекта многочисленные государственные организации (ИГАСН, Мосстройсертификация, органы технадзора) осуществляют надзор за технологией строительства.
5. Для ввода объекта строительства в эксплуатацию и оформления права собственности на него необходимо получить акт Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Таким образом, в строительстве параллельно осуществляются два вида бюджетирования — проектное и по бизнесу в целом. Для целей бизнеса бюджеты проектов независимо от сроков их реализации должны разбиваться на месячные, квартальные и годовые с учетом частоты сравнения плановых и фактических данных, требуемой для целей управления. При этом на этапе оценки проекта его бюджет рекомендуется формировать по схеме «сверху — вниз», то есть анализировать, рассчитывать финансовый результат и составлять такой документ, который в будущем будет законом для компании.

Операционные бюджеты, необходимые для контроля реализации проектов, составляются в зависимости от условий конкретных договоров, заключенных с подрядчиками и поставщиками, по схеме «снизу — вверх». На этом этапе процесс должен быть организован так, чтобы бюджеты, утвержденные по схеме «сверху — вниз», не противоречили тем, которые будут формироваться по схеме «снизу — вверх». Фактические данные об исполнении операционных бюджетов по проектам получают исходя из подписанных актов о приемке работ, поэтому важно организовать своевременное подписание и учет таких актов. Аналогичным образом — по мере подписания договоров с покупателями о продаже квартир — признается и выручка строительной компании.

При бюджетировании в производстве или торговле ключевым моментом является определение ограничительных внешних факторов — емкости рынка, объема поставок, поведения покупателей и спроса. Затем на основе анализа этих факторов составляется бюджет продаж, за которым следуют бюджеты производства, коммерческих расходов, заработной платы, управленческих расходов и т. д. В связи со спецификой строительной отрасли (значительные сроки реализации проекта, технологические особенности строительства) первичным в отрасли является бюджет строительства (или проект производства работ — ППР). По сути, этот бюджет представляет собой смету расходов строительного проекта без подробной детализации по видам работ. Цикл строительства не зависит от плана продаж, и построение процесса бюджетирования в строительстве на основе бюджета продаж невозможно (см. рисунок). Скорее наоборот — поскольку цены на квартиры в готовом доме значительно выше, чем на этапе строительства, необходимо продавать ровно столько квартир, сколько средств требуется на финансирование строительных работ на каждом этапе.

Строительные компании об организации бюджетирования

В марте-апреле 2005 года компания «МАГ КОНСАЛТИНГ» провела исследование среди компаний строительной отрасли, посвященное организации бюджетного процесса.
В ходе проекта были опрошены порядка 40 компаний из Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, работающих на этом рынке от трех до десяти лет и с количеством сотрудников от 15 до 1000 человек.
Оказалось, что система планирования или ее отдельные элементы (составление сметы, ППР) в том или ином виде есть у 51% опрошенных компаний. Еще 25% рассчитывают внедрить бюджетное управление в обозримом будущем. И только 24% компаний отметили, что широко используют бюджетирование в повседневной работе. Кроме того, само понятие «бюджетирование» для строителей весьма расплывчато. Полноценное бюджетное управление, то есть ситуация, когда бюджеты и результаты их исполнения являются основой для принятия управленческих решений, имеет место не более чем в 10% компаний. 47% опрошенных вообще не используют бюджеты для принятия управленческих решений. Еще 45% планируют только движение денежных средств, упуская из виду начисленные доходы и расходы по конкретному проекту, а также такие показатели, как маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т. д. Это приводит к появлению неожиданных «дыр» в бюджетах и необходимости «незапланированного» поиска больших объемов средств на продолжение финансирования проектов.
Ограниченное использование механизмов бюджетного управления ведет к тому, что в подавляющем большинстве строительных компаний (62%) управленческие решения принимаются на основе интуиции и данных предыдущих периодов, и только 38% используют анализ исполнения бюджетов. Среди причин отказа от бюджетирования назывались:
  • дефицит времени (40% опрошенных);
  • отсутствие квалифицированных кадров (30%);
  • отсутствие видимой необходимости (65%).

    Кроме того, респонденты отметили нежелание руководства компаний передавать свои полномочия владельцам бюджетов (а также боязнь принимать такие полномочия со стороны самих владельцев) и низкое качество планирования — расхождения плановых и фактических значений в строительных компаниях зачастую достигают 150%.

Процесс формирования бюджета строительства должен быть связан с проектно-сметной документацией. Это отражается в первую очередь на составе статей бюджета и методике их планирования. Также необходимо учитывать, что в реализации каждого проекта будут участвовать несколько центров ответственности (ЦО) компании, поэтому при планировании доходов и расходов различных центров необходимо учитывать их взаимосвязь. Разнопрофильность строительных холдингов приводит к тому, что у разных компаний в рамках холдинга состав бюджетов может различаться.


Рисунок. Взаимосвязь бюджетных форм строительной компании

Так, у генподрядчика основным будет бюджет производства, напоминающий строительную смету, а у инвестиционной компании — бюджет финансовых вложений.

Особенности управленческого учета

Количество аналитических признаков, используемых в строительной компании для целей управленческого учета, обычно выше, чем у производственных или торговых компаний аналогичного размера. Для целей управления необходимы аналитики по направлениям деятельности, проектам, видам расходов и доходов, договорам, участкам (вплоть до отдельного корпуса) и их руководителям и т. д.

Разнесение затрат

В реализации проекта крупной строительной организации участвуют все или почти все ее подразделения (инвестиционная компания, проектное бюро, генподрядчики и т. д.). В целях повышения качества управленческого учета для всех этих компаний необходимо разработать единый аналитический справочник «Классификатор затрат». Кроме того, чтобы наиболее точно оценить результаты каждого строительного проекта, необходимо разработать механизм разнесения косвенных затрат по проектам. Основная сложность заключается в определении процедуры и базы для разнесения. Выручка строительной компании поступает неравномерно, поэтому чаще всего основной базой распределения косвенных затрат являются прямые затраты. Также в качестве базы для распределения косвенных затрат используют построенные метры, материальные затраты и т. д.

Консолидация отчетности

При попытке создать единую систему управленческого учета и отчетности в разнопрофильной строительной компании неизбежно приходится сталкиваться с проблемой консолидации бюджетов разных направлений деятельности (центров ответственности). Дело осложняется большим количеством внутрифирменных операций. В качестве решения этой проблемы можно предложить следующий метод, использованный одной из строительных компаний.

Холдинг имеет несколько направлений деятельности — строительство, управление недвижимостью и производство бетона на собственном заводе. Операции внутри холдинга для целей управленческого учета делятся на операции, осуществляемые внутри одного направления, для другого направления и для внешних пользователей. При регистрации каждой операции в системе управленческого учета ей присваивается соответствующий признак. При консолидации отчетности на уровне направления деятельности исключаются операции с признаком «внутри направления», а при консолидации отчетности на уровне холдинга — операции «внутри направления» и «между направлениями». Для упрощения процедуры консолидации все ЦО используют единые бюджетные формы, например БДР, который делится на блоки в соответствии с финансовой структурой компании. Каждый ЦО заполняет в бюджете тот блок, который непосредственно относится к его деятельности, затем бюджеты консолидируются финансовым отделом управляющей компании путем простого построчного сложения данных соответствующих бюджетов с исключением внутренних операций. На уровне холдинга консолидируются только финансовые бюджеты: БДР, БДДС и прогнозный баланс.

Специфика отрасли

Финансовыми директорами строительных компаний чаще всего становятся специалисты, уже имеющие опыт работы в этой отрасли, — бывшие главные бухгалтеры или директора по развитию. Но в последнее время предприятиям отрасли не хватает квалифицированных кадров, поэтому появились прецеденты, когда финансовое управление крупной строительной компании возглавляет профессионал из другой отрасли, которому зачастую приходится сталкиваться с абсолютно новыми для себя проблемами.

Актуальность налогового планирования для компаний, инвестирующих в строительство, связана, прежде всего, с отсутствием в налоговом законодательстве конкретных норм по налогообложению огромного разнообразия ситуаций, возникающих в процессе строительства. Данное обстоятельство часто порождает споры между налоговыми органами и налогоплательщиками и, как следствие, приводит к фактическому удорожанию проекта на суммы налоговых претензий. Налоговое моделирование деятельности инвестора позволит минимизировать риск налоговых претензий и, следовательно, ускорить окупаемость инвестиций в проект.

Под налоговым планированием в контексте настоящей статьи рассматриваются оптимальные методики налогообложения, на практике применяемые компаниями-инвесторами строительства. Налоговое планирование позволяет закрепить в налоговой учетной политике оптимальные методы учета операций в рамках:

- одновременного инвестирования в строительство разнородных объектов;

- различных обременений, связанных с разрешением на осуществление строительства;

- поэтапного ввода в эксплуатацию отдельных частей единого объекта инвестирования.

Налоговое планирование при одновременном инвестировании в строительство разнородных объектов

Рассмотрим практические приемы налогового планирования деятельности инвестора, одновременно реализующего два проекта на соседних земельных участках: строительство бизнес-парка (далее - БП) и жилого комплекса (далее - ЖК) с нежилыми помещениями. При этом:

- инвестор осуществляет функции заказчика-застройщика (п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ); п. 3 ст. 4 Федерального Закона от 25.02.1999г. № 39-ФЗ);

- финансирование строительства жилых помещений осуществляется на основании договоров на участие в долевом строительстве (далее – ДДУ), заключенных с физическими лицами в порядке, установленном Законом № 214-ФЗ, а также путем привлечения собственных и заемных средств;

- после получения разрешения на ввод ЖК в эксплуатацию, реализация жилых и нежилых помещений осуществляется на основании договоров купли-продажи (далее - ДКП);

- часть внеплощадочных инженерных сетей (здесь и далее под внеплощадочными сетями понимаем сети, расположенные за внешней границей застраиваемого земельного участка), предназначенных для функционирования БП и ЖК, являются общими: теплосети, сети водопровода, электрические сети, сети канализации;

- в соответствии с условиями заключаемых ДДУ стоимость услуг застройщика включена в цену договоров и подлежит перечислению инвестору в составе средств на финансирование строительства;

- строительство осуществляется на земельных участках, принадлежащих инвестору на праве собственности;

- ЖК вводится в эксплуатацию раньше БП.

Налог на прибыль.

Учет поступления денежных средств дольщиков

Получаемые инвестором в рамках ДДУ денежные средства являются средствами целевого финансирования. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ такие денежные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Учет поступивших денежных средств дольщиков осуществляется инвестором обособленно.

При этом такие средства считаются использованными целевым образом, если они направлены на покрытие расходов, предусмотренных в закрытом перечне, установленном п. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ, например, на уплату процентов по целевому кредиту, привлеченному на строительство (Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-03-06/1/17302).

Во избежание налоговых споров рекомендуется максимально подробно прописывать в ДДУ возможные направления целевого расходования поступивших от дольщиков средств. Например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 13.05.2014 N Ф07-2575/2014 по делу N А26-3816/2013 инвестору было отказано в праве учесть проценты по целевому займу, привлеченному на строительство, в составе налоговых расходов. Мотивировано данное решение было тем, что расходы в виде процентов по займам не были предусмотрены ни в ДДУ, ни в проектно-сметной и разрешительной документации.

Целевое использование средств дольщиков подтверждается в момент подписания инвестором и участником долевого строительства передаточного акта.

Доходы от участия в долевом строительстве и порядок их признания

Доходом инвестора от участия в долевом строительстве является выручка от оказания услуг застройщика, определяемая как разница между ценой договора и затратами на строительство помещений, подлежащих передаче по ДДУ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ до подписания передаточного акта стоимость услуг застройщика в виде вознаграждения в составе денежных средств, поступающих инвестору от каждого участника долевого строительства, признается предварительной оплатой товаров (работ, услуг) и не учитывается при определении налоговой базы.

Согласно позиции Минфина, выручка инвестора признается в составе налоговых доходов на дату оформления разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию (Письмо Минфина России от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31306).

В то же время суды признают право инвесторов устанавливать в налоговой учетной политике момент определения финансового результата по ДДУ для целей налогообложения. Так, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.07.2015 N Ф09-5159/15 по делу N А60-37827/2014 подтверждено право налогоплательщика определять налоговый доход в отношении строительства ЖК на дату подписания последнего передаточного акта с участником долевого строительства. Именно такой подход к определению даты признания налогового дохода чаще всего используется инвесторами.

Учет затрат на инженерные сети, в том числе, подлежащие передаче ресурсоснабжающим организациям в качестве реконструируемых или вновь построенных объектов (обременения инвестора)

Учет затрат на инженерные сети зависит от вида сетей:

- затраты на внутриплощадочные сети БП (здесь и далее под внутриплощадочными сетями понимаются инженерные сети, расположенные в границах застраиваемого земельного участка) включаются в первоначальную стоимость БП (п. 1 ст. 257 НК РФ, пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ);

- затраты на внутриплощадочные сети ЖК будут формировать себестоимость жилых и нежилых помещений, подлежащих передаче по ДДУ (реализации по ДКП) или первоначальную стоимость амортизируемых объектов – в части помещений, остающихся в собственности инвестора для дальнейшего использования;

- затраты на внеплощадочные сети, остающиеся в собственности инвестора для обеспечения функционирования БП, будут формировать стоимость соответствующих отдельных объектов амортизируемого имущества инвестора;

- затраты на внеплощадочные сети, подлежащие передаче ресурсоснабжающим организациям, как и затраты на реконструкцию уже существующих сетей, принадлежащих таким организациям (далее – обременения), будут учитываться, соответственно, в первоначальной стоимости или себестоимости тех объектов, для функционирования которых они предусмотрены проектной документацией, т.е. БП или ЖК.

Учитывая, что затраты на обременения являются для инвестора обязательным условием реализации инвестиционного проекта, такие расходы являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответственно, пункт 16 статьи 270 НК РФ, запрещающий налоговый учет расходов на безвозмездную передачу имущества третьим лицам, в данной ситуации не применяется. Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 05.07.2016 N 03-03-РЗ/39299 и поддерживается арбитражными судами (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2012 по делу N А56-40046/2011, ФАС Московского округа от 01.02.2013 по делу N А40-11126/12-107-53).

Так как внеплощадочные инженерные сети в рассматриваемом примере используются и БП, и ЖК, затраты на строительство таких сетей необходимо распределить между БП и ЖК.

Порядок распределения таких затрат между объектами инвестирования устанавливается учетной налоговой политикой. Например, данные расходы можно распределить между объектами пропорционально рассчитанному потреблению ресурса/заложенной мощности соответствующей сети по данным проектной документации на соответствующий объект.

Формирование первоначальной налоговой стоимости объектов строительства

В налоговой учетной политике инвесторов чаще всего указывается, что первоначальная стоимость амортизируемого имущества формируется в регистре бухгалтерского учета «Вложения во внеоборотные активы» на счете бухгалтерского учета 08.03 «Строительство объектов основных средств». В таком случае на указанном счете необходимо организовать подробную аналитику затрат на строительство.

Пример аналитики к счету 08.03:

- Общие расходы по двум проектам;

- НДС-ЖК (для отражения сумм НДС, не принимаемых к вычету, а включаемых в стоимость построенного жилья на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 и пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ);

- прочие объекты амортизируемого имущества БП (в разрезе каждого объекта строительства).

Расчет налоговой себестоимости помещений в ЖК

Для корректного определения налогового результата инвестиционного проекта в налоговой учетной политике инвестора необходимо установить дату (чаще всего выбирается дата оформления разрешения на ввод объекта в экплуатацию), на которую:

  • прекращаются амортизационные отчисления по временным объектам, учитываемым в составе амортизируемого имущества в периоде строительства согласно п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ;
  • стоимость земельных участков, которые по условиям ДДУ являются общедолевой собственностью (пп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ), подлежит включению в себестоимость ЖК;
  • затраты, собранные по аналитике «Общие расходы по двум проектам», подлежат разделению между ЖК и БП.

Законодательно порядок распределения общих расходов между инвестиционными проектами, реализуемыми на смежных участках, не установлен, поэтому выбранный инвестором порядок распределения таких расходов нужно закрепить в налоговой учетной политике.

Для разделения общих строительных расходов между объектами используют проектную площадь еще не введенного в эксплуатацию БП и фактическую площадь ЖК по данным разрешения на ввод в эксплуатацию.

Пример 1 (Распределение общих строительных расходов между проектами)

Площадь ЖК по данным разрешения на ввод в эксплуатацию равна 107 530 м2, проектная площадь БП составляет 252 000 м2.

Сумма общих расходов на строительство, сформированная в учете по состоянию на дату разрешения на ввод, составила 1 257 млн руб.

Для определения суммы общих расходов на строительство, подлежащих включению в себестоимость ЖК, можно использовать формулу:

1 257 млн руб. * К-т общих расходов ЖК, где

К-т общих расходов ЖК определяется следующим образом:

107 530 м2 / (107 530 м2 + 252 000 м2) = 0,3.

Соответственно, сумма общих расходов, приходящаяся на строительство ЖК, составляет 377,1 млн руб. (1 257 млн руб. * 0,3).

Полученная сумма (377,1 млн руб.) включается в налоговую стоимость ЖК.

Оставшаяся сумма общих расходов на строительство в размере 879,9 млн руб. (1 257 млн руб. – 377,1 млн руб.) подлежит включению в налоговую стоимость БП.

Для распределения между проектами общих управленческих и иных аналогичных расходов, целесообразно воспользоваться методом, основанном на сравнении прямых затрат на строительство каждого объекта. Само собой разумеется, что способ распределения общих управленческих расходов между налоговой стоимостью проектов нужно также закрепить в налоговой учетной политике.

Пример 2 (Распределение общих управленческих расходов между проектами)

Величина управленческих затрат в сумме общих расходов по двум проектам составила 0,343 млн руб.

Сумма прямых затрат на дату разрешения на ввод ЖК составила:

- на строительство ЖК (аналитика ЖК к счету 08.3 – см. выше): 876 млн руб.;

- на строительство БП (аналитика БП к счету 08.3): 671 млн руб.

Для определения суммы общих управленческих расходов, подлежащих включению в себестоимость ЖК, можно использовать формулу:

0,343 млн руб. * Кт прямых расходов ЖК, где

Кт прямых расходов ЖК определяется следующим образом:

876 млн руб. / (876 млн руб. + 671 млн руб.) = 0,56.

Соответственно, сумма общих управленческих расходов, приходящаяся на строительство ЖК, составляет 0,192 млн руб. (0,343 млн руб. * 0,56).

Оставшаяся сумма общих управленческих расходов в размере 0,151 млн руб. (0,343 млн руб. – 0,192 млн руб.) подлежит включению в налоговую стоимость БП.

Особенности формирования налогового результата по проекту ЖК

Для определения фактических затрат на создание амортизируемого имущества, финансового результата от деятельности застройщика по ДДУ или дохода от реализации отдельных помещений в ЖК по договорам купли-продажи в учетной политике для целей налогообложения устанавливается, что:

- датой завершения основных общестроительных работ по строительству ЖК признается дата подписания инвестором и Генеральным подрядчиком Акта приемки законченного строительством объекта. Данное условие необходимо, так как получение разрешение на ввод ЖК в эксплуатацию чаще всего не означает окончания строительных работ и отсутствия дальнейших затрат инвестора на строительство;

- себестоимость 1 м2 площади ЖК для помещений, подлежащих передаче по ДДУ, определяется как стоимость строительства ЖК по данным аналитики ЖК к счету 08.3, деленная на площадь ЖК по данным разрешения на ввод.

Пример 3 (формирование налогового результата по проекту ЖК)

Продолжим примеры 1 и 2, соответственно:

- площадь ЖК по данным разрешения на ввод составляет 107 530 м2;

- прямые налоговые расходы на строительство ЖК составили 876 млн руб.;

- часть общих расходов на строительство, приходящаяся на ЖК, составила 377,1 млн руб.;

- часть общих управленческих расходов, приходящаяся на ЖК, составила 0,192 млн руб.

Таким образом, налоговая себестоимость 1 м2 площади ЖК составила 11 655 руб. (377,1 млн руб. + 0,192 млн руб. + 876 млн руб.) / 107 530 м2 * 1 000 000.

Допустим, передаче по ДДУ подлежит 60 квартир общей площадью 8 400 м2.

Тогда налоговые расходы инвестора по договорам ДДУ составят 97,9 млн руб. (11 655 руб. * 8 400 м2).

Предположим, что поступления средств по ДДУ составили 100 млн руб.

В таком случае налоговый результат инвестора от оказание услуг застройщика по ДДУ составит 2,1 млн руб. (100 млн руб. – 97,9 млн руб.).

Данная сумма включается в налоговую выручку по налогу на прибыль и не подлежит обложению НДС на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Налоговая стоимость 1 м2 площади ЖК для помещений, подлежащих продаже по ДКП или учету в качестве амортизируемого имущества инвестора определяется следующим образом.

Допустим, после выбытия помещений по ДДУ:

- сумма оставшихся затрат на строительство ЖК равна 1 155,392 млн руб. (377,1+ 0,192 + 876 – 97,9);

- остаток площадей ЖК после передачи части площадей по ДДУ составил 99 130 м2 (107 530 - 8 400);

- после передачи площадей по ДДУ инвестор понес затраты на проведение общестроительных работ в сумме 11 млн руб.

Если, к примеру, инвестор продает по ДКП квартиру площадью 220 м2, то налоговая себестоимость такой квартиры составит 2,588 млн руб.:

(1 155,392 млн руб. + 11 млн руб.) / 99 130 м2 * 220 м2 * 1 000 000.

Налоговый учет расходов на строительство Бизнес-Парка

Затраты на строительство БП формируют первоначальную стоимость амортизируемого имущества до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и фактической готовности объекта к эксплуатации.

Затраты на строительство отдельных объектов (объекты благоустройства, пропускные пункты и т.п.) по проекту БП формируют первоначальную стоимость таких объектов до момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию и полной готовности к эксплуатации БП. Обусловлено это тем, что эксплуатация таких объектов не будет приносить инвестору доход до начала эксплуатации самого БП (п.1 ст.256 НК РФ).

На дату получения разрешения на ввод БП в эксплуатацию первоначальная стоимость как БП, так и каждого отдельного объекта учета будет равна сумме прямых налоговых затрат на строительство и сумме общих затрат на строительство БП в части, приходящейся на соответствующий объект.

Пример 4 (формирование налоговой стоимости БП и отдельных объектов в рамках проекта БП)

Продолжим примеры 1 и 2, соответственно:

- сумма прямых налоговых расходов на строительство БП составляет 671 млн руб.;

- сумма общих расходов на строительство, приходящаяся на БП, составляет 879,9 млн руб.;

- сумма общих управленческих расходов, приходящаяся на БП, составляет 0,151 млн руб.

- сумма общих расходов, приходящаяся на БП, составляет 880,051 млн руб. (879,9 + 0,151).

Таблица формирования налоговой стоимости объектов БП и самого БП

Сумма прямых затрат, млн руб.

Доля прямых затрат каждого объекта в общей сумме прямых затрат

Главная страница » Блог » Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве. Основные отличия от других сфер деятельности.

Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве довольно сильно отличаются от многих других сфер деятельности. Перед тем, как инвестировать средства в строительство или открывать собственное строительное предприятие, стоит подробнее узнать обо всех особенностях учета.

Особенности бухгалтерского учета в строительстве

Вот только несколько основных отличий бухучета в строительной сфере:

  • Объект может быть включен в состав основных средств только после окончания строительства и регистрации в соответствующих органах. До получения свидетельства о государственной регистрации права собственности объект следует учитывать на специальном субсчете счета 01.
  • Существуют особенности учета затрат. Затраты делятся на несколько элементов: накладные затраты, материалы, зарплата специалистов, работа оборудования, механизмов и машин.
  • При возведении зданий и сооружений используются специальные документы для того, чтобы отражать этапы и результаты стройки. В пример можно привести спецсправку о стоимости строительства по форме КС-3.

Бухгалтерский учет у подрядчика

Ведение учета строительной деятельности организаций закреплено в ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/94, ПБУ по учету инвестиций. Как мы уже указывали выше, все затраты в строительной компании необходимо дробить на элементы.

Для отражения строительных затрат в бухучете применяют счет бухучета 20 «Основное производство». По его дебету отражаются следующие затраты:

  • на зарплату персонала стройфирмы по кредиту 70 «Расчеты по оплате труда»;
  • на материалы с одновременным отражением затрат по кредиту счета 10 «Материальные запасы»;
  • по расчетам с поставщиками по кредиту счета 60.

При поэтапной приемке следует использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенному производству», формируя проводку Дт 46 Кт 90 — отражена незавершенная реализация производства.

Бухгалтерский учет у заказчика

Отличительной особенностью учета для заказчика заключается в том, что возведение объекта для заказчика является вложением средств во внеоборотные активы. Вести учет нужно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с применением специального субсчета 3 «Строительство объектов ОС».

Рассмотрим пару примеров!

Подписывается акт выполненных работ (КС-2), отражающем затраты на подрядные работы. Заказчику необходимо составить следующую запись:

По дебету счета 08-3 по кредиту 60 «Расчеты с подрядчиком» на сумму акта КС-2.

Если подрядчик предъявил налог на добавленную стоимость, то составляется запись:

Дебет 19 «НДС» Кредит 60 в сумме выставленного налогового обязательства.

По завершению строительства затраты, отраженные в дебете счета 08-3, подлежат перенесению в дебет счета 01 «Основные средства».

Налогообложение в строительстве

Согласно п.5 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не учитываются расходы по приобретению и/или созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Первоначальная стоимость основного средства определяется суммой следующих расходов:

  • на приобретение;
  • на сооружение;
  • на изготовление;
  • на доставку;
  • на доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Не входят сюда налог на добавленную стоимость и акцизы.

Расходы, сформировавшие первоначальную стоимость строительства объекта, в целях налогообложения прибыли будут учитываться путем начисления амортизации, исчисленной в соответствии с положениями ст. 256-259.3 НК РФ.

Важно понимать! Расходы заказчика, связанные с наличием в контакте дополнительных обременений (к примеру, создание инженерных сетей для передачи в собственность муниципалитету) также формируют первоначальную стоимость объекта строительства.

Налог на прибыль у заказчика

К средствам целевого финансирования, не учитываемым в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относится имущество, полученное в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и/или инвесторов.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов/расходов, полученных/произведенных в рамках целевого финансирования. Если подобный учет не ведется, то средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Соответственно, средства инвесторов, полученные организацией-застройщиком в рамках договора целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Точно так же и расходы, произведенные заказчиком-застройщиком в рамках целевого финансирования в ходе строительства, в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

Используемое не по целевому назначению имущество, полученное в рамках целевого финансирования, признается внереализационными доходами.

Если организация–застройщик получает от инвесторов денежные средства в иностранной валюте, у нее возникают курсовые разницы! При этом доходы/расходы в виде положительных/отрицательных курсовых разниц, возникающих при переоценке валютных ценностей в виде полученных средств целевого финансирования, учитываются организацией-застройщиком в составе доходов, которые подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций (расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций).

Как организовать учет перед началом работ?

Лучший способ избежать ошибок и дальнейших проблем с налоговой и другими органами — обратиться в бухгалтерскую компанию, имеющую большой опыт работ. Именно такой является компания “ПРОГРАММЫ 93”.

Почему нас выбирают?

  • Вы сотрудничаете не с одним специалистом, а с целой командой. Вы не зависите от одного человека и получаете многоуровневый контроль качества работ.
  • В нашей компании работают не только профессиональные бухгалтера, но и юристы.
  • У нас есть доступ к актуальной информации о всех изменениях в законодательстве.
  • Большой опыт работ c системой налогообложения в строительстве позволяет заранее предугадывать возможные ошибки и проблемы.
  • Мы изыскиваем возможности для сокращения налоговых выплат.

Позвоните по номеру, указанному на сайте или заполните форму обратной связи, чтобы мы могли сориентировать вас по стоимости налогового и бухгалтерского учета и рассказать как начать сотрудничество!





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!

Читайте также: