Налоговое планирование контрольная работа

Опубликовано: 23.04.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Финансы и кредит

студент (ка) 3 курса направления подготовки 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» заочной (ускоренной) формы обучения

группы ФК(у) 11-12

__л .доц.____________ _____

1. Общегосударственное налоговое планирование, его содержание и роль в управлении финансовой системой государства. Налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Этапы осуществления действий при отработке плановых заданий по налогам

. Расчетно-аналитический метод - приведите примеры

. Налоговые схемы - ЕНВД.

1. Общегосударственное налоговое планирование, его содержание и роль в управлении финансовой системой государства. Налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Этапы осуществления действий при отработке плановых заданий по налогам

налоговый планирование регулирование контроль

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1] . Задача

Российская компания имеет дочернюю компанию на Кипре. По итогам года Кипрская компания выплачивает российской компании дивиденды в размере 100 000 долл. США. Обложение дивидендов на Кипре не производится. Сравнить налоговые платежи российской компании и сделать вывод в следующих случаях:

а) если между Россией и Республикой Кипр отсутствует соглашение об избегании двойного налогообложения;

б) в условиях действующего между Россией и Республикой Кипр соглашения об избегании двойного налогообложения.

а) если между Россией и Республикой Кипр отсутствует соглашение об избегании двойного налогообложения:

В соответствии с пп.1 п.1 ст.309 и с п. 3 ст. 284 НК РФ по доходам в виде дивидендов, полученным иностранной организации от российской организации, применятся ставка налога на прибыль организаций в размере 15%.

000 * 15 / 100 = 15 000 долл.

б) в условиях действующего между Россией и Республикой Кипр соглашения об избегании двойного налогообложения:

Международный договор об избежании двойного налогообложения с республикой Кипр: «Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр» от 05.12.1998. Дата вступления в силу: 17.08.1999г., применяется с 01.01.2000 (письмо МНС РФ от 11.01.2000 № ВГ-6-06/11)

000 * 9 / 100 = 9 000 долл.

3. Расчетно-аналитический метод - приведите примеры

Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

наличие штрафов, пени;

С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

Кобщ. = К2005 + К2006 + . + К2009 / п (количество лет)

Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

Итоговый расчет налога:

Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

- налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

Ставка налога 20%;

x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

4. Налоговые схемы - ЕНВД

Название налоговой схемыМнение МФ РФ и ФНС РФМнение экспертовСложившаяся арбитражная практикаВывод (с указанием своего мнения)Вместо торговых мест можно передавать в пользование земельный участокЭтот способ оптимизации основан на разнице размера базовой доходности п. 3 ст. 346.29 НК РФДанный способ не без рискаПрактики нетПоддерживаю мнение экспертов, способ не без рискаплатить ЕНВД только с площади, занятой под «вмененную» деятельностьПо мнению чиновников, облагается вся торговая площадь, так как распределение метража Налоговый кодекс не предусматриваетДанный способ не без рискаЕсть положительная арбитражная практикаОрганизация или предприниматель вправе его выбрать, хотя не без рискаДля снижения численности выгодно привлекать компании-субподрядчикипривлекая компании-субподрядчики, налогоплательщик может снизить ЕНВД. Данный вывод подтвержден в письме Минфина России от 24.12.07 № 03-11-04/3/508В расчет численности персонала, исходя из которого рассчитывается ЕНВД, не включаются сотрудники компаний - подрядчиков и субподрядчиковАрбитражная практика не требуетсяАбсолютно безопасный и выгодный методЧасть точек оказания услуг оформить на родственных сотрудниковЕсли у предпринимателя несколько точек оказания услуг, то для каждой из этих точек сам предприниматель считается работником (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).Чтобы избежать налоговых потерь, на самого предпринимателя можно оформить только одну точкуАрбитражная практика не требуетсяАбсолютно безопасный и выгодный метод

При оказании услуг по передаче в пользование объектов торговой сети можно сэкономить на ЕНВД, передав вместо торгового места землю. Этот способ оптимизации основан на разнице размера базовой доходности. При оказании услуг по передаче во временное владение или пользование торгового места или объекта нестационарной торговли, площадь которого превышает 5 кв. м, НК РФ устанавливает базовую доходность в размере 1200 руб. с 1 кв. м (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). А при оказании услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков до 10 кв. м для размещения объектов нестационарной торговой сети базовая доходность по каждому участку составляет 5000 руб., свыше 10 кв. м - 1000 руб. с каждого квадратного метра (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Несложный расчет показывает, что если площадь торгового места от 5 кв. м (базовая доходность - 6000 руб.) до 10 кв. м (базовая доходность - 12 000 руб.), выгоднее передать земельный участок до 10 кв. м (базовая доходность - 5000 руб.). При площадях свыше 10 кв. м также выгоднее передать земельный участок вместо нестационарного торгового места. Например, базовая доходность по нестационарному торговому месту в 12 кв. м составляет 14 400 руб. Тогда как по земельному участку этой же площади - 12 000 руб.

Если в магазине одновременно ведется и торговля, переведенная на ЕНВД, и продажа собственных товаров, по которым недопустим «вмененный» налог, возникает вопрос: с какой площади нужно исчислять ЕНВД.

По мнению чиновников, облагается вся торговая площадь, так как распределение метража Налоговый кодекс не предусматривает (письма Минфина России от 22.04.09 № 03-11-06/3/101, от 30.10.08 № 03-11-04/3/492). Такого же мнения придерживаются и некоторые суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 26.06.07 № А55-14864/06-34, Центрального от 18.05.07 № А68-3600/06-130/12-(109/12-05), Северо-Западного от 07.05.07 № А05-9637/2006-19 округов).

Но есть суды, которые поддерживают налогоплательщиков. Они указывают, что сначала нужно определить соотношение вмененной выручки к общей за квартал (то есть за налоговый период по ЕНВД). Далее этот показатель умножается на величину торговой площади. Результат и становится базой для исчисления ЕНВД. Этот алгоритм приведен в постановлении федеральных арбитражных судов Уральского от 03.12.07 № Ф09-9861/07-С3, Западно-Сибирского от 16.01.07 № Ф04-8757/2006(29842-А70-19), Поволжского от 04.08.06 № А55-36110/2005 округов.

Суды ссылаются на то, что для «вмененщика» площадь торгового зала признается показателем базовой доходности (ст. 346.29 НК РФ). Она в свою очередь характеризует условную месячную доходность налогоплательщика (ст. 346.27 НК РФ). То есть сумму, которую он получит от «вмененной» деятельности. Если часть торгового зала в этой деятельности не участвует, то с нее нельзя определять налог. В Налоговом кодексе не сказано, как определить облагаемую площадь, но наиболее обоснован расчет исходя из соотношения выручки. Поэтому организация или предприниматель вправе его выбрать. Неясности Налогового кодекса должны толковаться в их пользу (п. 7 ст. 3 НК РФ).

В расчет численности персонала, исходя из которого рассчитывается ЕНВД, не включаются сотрудники компаний - подрядчиков и субподрядчиков. Следовательно, привлекая подобные организации, налогоплательщик может снизить ЕНВД. Данный вывод подтвержден в письме Минфина России от 24.12.07 № 03-11-04/3/508.

Если у предпринимателя несколько точек оказания услуг, по которым ЕНВД рассчитывается исходя из численности сотрудников, то для каждой из этих точек сам предприниматель считается работником (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Соответственно сумма налога увеличивается.

Чтобы избежать налоговых потерь, на самого предпринимателя можно оформить только одну точку. И дополнительно зарегистрировать предпринимателями по сотруднику с каждой точки (это удобно, если бизнес семейный). По ним уже начисляется ЕНВД, следовательно, налог не возрастет. А у основного предпринимателя официально останется лишь одна точка оказания услуг.

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1, 2 [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. (в редакции от 19.05.2010).

2. Белоусов Д.С. Налоговое право М.: АйПиЭр Медиа, 2011, - 133с.

3. Колчин С.П. Налогообложение: Учебное пособие. - М.: Информационное агентство «ИПБР - БИНФА», 2006. - 159С.

4. Галимзянов Р.Ф. Общие принципы минимизации налогов//Налоги и платежи - 2008. - №6. - с. 45.

. Григорьева О.Л. Налоги и налогообложение. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 185с.

6. Замятин Б.И. Основы государственного налогового менеджмента: Учебное пособие / ГУУ. М., 2004. - 154 с.

7. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России /М.Н. Карасев - М.: ООО «Вершина», 2009. - 224 с.

. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ред. И. А. Майбуров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 550с.

9. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения. Рекомендации по исчислению и уплате налогов М.: Налоговый вестник; 2008, - 352с.

10. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. - М.: ИНФРА-М, 2005, 364 с.

. Никулина Н. Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.

. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент. Администрирование. Планирование. Учет.- М.: ЮНИТИ - ДАНА. - 2007, 381 с.

Теги: Налоговое планирование Контрольная работа Финансы, деньги, кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:54, контрольная работа

Описание

Из содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги.

Содержание

Сущность и принципы налогового планирования…………………. …….4
2 Элементы и этапы налогового планирования……………………………. 7
3 Инструменты налогового планирования…………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список использованных источников и литературы……………………..…….16

Работа состоит из 1 файл

Контрольная работа по налоговому планированию.doc

Министерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

челябинский институт (филиал)

Кафедра «Финансы и банковское дело»

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине «Налоговое планирование»

Выполнил: студентка 3 курса

специальности «Экономика и управление на предприятии»

заочной формы обучения

№ зачетной книжки :ЭзС-09-29

Проверил: С.Е. Романова

1 Сущность и принципы налогового планирования…………………. …….4

2 Элементы и этапы налогового планирования……………………………. 7

3 Инструменты налогового планирования…………………………………..12

Список использованных источников и литературы……………………..…….16

Из содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.

Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.

1 Сущность и принципы налогового планирования

Сущность налогового планирования в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

2 Элементы и этапы налогового планирования

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.

2. Учетная политика - выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создается основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.

Процесс налогового планирования:

Формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения.

Министерство образования Республики Беларусь

Минский институт управления

«Налоговое планирование на предприятии»

Налоговое планирование на предприятии

Список использованных источников

Налоговое планирование на предприятии

Как показывает практика, чаще всего руководство считает, что налогов уплачивается много, и дальше констатации факта дело не идет. В отдельных случаях принимаются весьма рискованные и зачастую незаконные попытки оптимизации налоговой нагрузки, основанные на удачном или не очень удачном опыте коллег по бизнесу. Применение нелегальных схем ухода от налогов характерно для начального этапа становления бизнеса, когда в попытке накопления первоначального капитала «все методы хороши» и собственники бизнеса не задумываются о долгосрочных перспективах. В ситуации если собственнику предприятия есть чем рисковать, возникает вопрос другого плана: «А можно ли создать на предприятии эффективную систему работы с налогами, когда и предприятие будет получать приемлемый уровень рентабельности, и налоговые органы не будут предъявлять претензий к системе уплаты налогов?» Положительный ответ на данный вопрос существует, и связан он с организацией системы налогового планирования на предприятии.

Прежде чем непосредственно приступать к налоговому планированию, следует разобраться в самом понятии, его содержании и составных элементах. Это позволит определить цели и границы применения налогового планирования, предостережет руководство предприятий от чрезмерных ожиданий, от возможностей налогового планирования [5, с.264].

Признаки налогового планирования. Вопрос о признаках налогового планирования является первостепенно важным. Вполне возможно, что предприятие уже занимается налоговым планированием. Как это определить?

Для этого необходимо ответить на вопросы, являющиеся по своей сути тестом на применимость налогового планирования на предприятии.

1. Каковы уровень и структура налоговой нагрузки на предприятии? При осуществлении налогового планирования на предприятии необходимо определить структуру и уровень налоговой нагрузки, знание которого позволяет определить ее оптимальность, что, в свою очередь, является основой для определения необходимости и возможных направлений налогового планирования.

Следует отметить, что справочные показатели являются ориентиром, но не догмой для оценки эффективности налогового планирования на предприятии. В практике встречаются ситуации, когда даже для предприятий одного вида деятельности разность в налоговой нагрузке составляла более 5% выручки и была обусловлена особенностями организации работы предприятия.

Так, помимо вида деятельности, на уровень налоговой нагрузки влияют:

- особенности стратегии сбыта продукции предприятия (работа на экспорт);

- организационная структура предприятия (работа в холдинге или самостоятельно);

- месторасположение предприятия (регионы с льготным режимом налогообложения);

- цели текущей деятельности (получение максимальной прибыли или расширение доли рынка);

- система работы с налоговыми органами (получение разъяснений, оспаривание спорных моментов налоговых проверок) и т.д. [4, с.111].

Многолетний анализ уровня налоговой нагрузки на предприятиях Республики Беларусь выявляет, что в зависимости от вида деятельности налоговая нагрузка находится в различных диапазонах (табл.1).

Таблица 1. Уровень налоговой нагрузки на предприятиях Республики Беларусь

Производство подакцизной продукции

(за исключением ликеро-водочной)

Производство ликероводочной продукции

Важно учитывать, что показатель налоговой нагрузки не должен рассматриваться как самоцель, но при этом должен учитываться на всех стадиях деятельности предприятия.

2. Отслеживается ли на предприятии динамика уровня и структуры налоговой нагрузки, причины ее обусловившие? Отслеживание динамики налоговой нагрузки свидетельствует о том, что предприятие своевременно оценивает влияние изменения налогового законодательства на финансово-экономические показатели деятельности предприятия. При этом предприятие имеет возможность адаптироваться к новому законодательству посредством мероприятий налогового планирования.

Так, с 2003 года в Республике Беларусь отмечается тенденция изменения системы исчисления и уплаты налога на землю (установление кадастровой оценки земель, введение повышающих коэффициентов местных Советов депутатов, ежегодная индексация ставок земельного налога). Перечисленные изменения в налоговом законодательстве привели к росту налоговой нагрузки по налогу на землю до уровня 0,2-1% выручки предприятия. Соответственно, если предприятие своевременно отслеживает динамику структуры налоговой нагрузки, то оно имеет возможность проводить оперативные мероприятия по сокращению налоговой нагрузки по налогу на землю: продажа неиспользуемой земли, передача земли в аренду, лоббирование интересов в местных органах власти об установлении понижающих коэффициентов [4, с.116].

Следовательно, отслеживание динамики налоговой нагрузки позволяет прогнозировать влияние изменения налогового законодательства на уровень налоговой нагрузки предприятий, своевременно оптимизировать затраты предприятия на уплату налогов.

3. Учитывается ли при заключении договоров его влияние на уровень налогообложения? Осуществление налогового планирования означает, что предприятие учитывает сумму уплачиваемых налогов на всех стадиях ведения бизнеса. Так, одним из элементов налогового планирования является оценка влияния заключаемых договоров на уровень налоговой нагрузки предприятия.

Анализ деятельности белорусских предприятий легкой промышленности, широко использовавших давальческие схемы, показал, что уровень налоговой нагрузки у них превышал 20%. При этом порядка 9-12% занимала налоговая нагрузка по платежам из фонда заработной платы. Налоговая нагрузка по НДС по данным предприятиям на 3-5% выше средней нагрузки по организациям отрасли, не использующим давальческие схемы. Указанное обстоятельство связано с тем, что выручкой предприятия в условиях использования давальческих схем является оплата за услуги по переработке сырья, основой которой в легкой промышленности служит фонд заработной платы, без учета стоимости сырья. Таким образом, практически вся стоимость услуги является добавленной стоимостью, облагаемой как НДС, так и платежами из фонда заработной платы (ставки которых составляют порядка 50% с учетом подоходного налога). Выходом из сложившейся ситуации является рациональное сочетание давальческих схем с производством из собственного сырья, в дополнение с использованием экспортных поставок по товарам, произведенным из собственного сырья.

Следовательно, уже на стадии заключения договоров на переработку и реализацию продукции можно учитывать особенности налогового законодательства, позволяющие оптимизировать уровень налоговой нагрузки предприятия.

4. Составляется ли на предприятии график уплаты обязательных платежей для оценки влияния налогообложения на движение денежных потоков? Составление графиков расчета с бюджетом по налогам позволяет избежать начисления пени по задолженности перед бюджетом в случае отсутствия денежных средств на счетах предприятия. Так, зная средний уровень налоговой нагрузки на предприятии и планируемый объем выручки, можно прогнозировать сумму денежных средств, необходимую к перечислению ежемесячно 22-го числа.

Экономия денежных средств на пене является дополнительным источником оборотных средств наряду с оптимальным уровнем налоговой нагрузки.

Значит ли это, что единственной целью налогового планирования является достижение минимальной налоговой нагрузки? Вовсе нет. Налоговое планирование следует рассматривать как комплексную работу организации, направленную на повышение эффективности работы посредством оптимизации уровня налоговой нагрузки.

В этой связи налоговое планирование - это создание таких экономических условий для работы предприятия, при которых налоги «не мешают» работе организации (предприятие уплачивает налоги и при этом имеет приемлемый уровень рентабельности, высокий уровень оплаты труда, имеет средства для инвестирования или получения кредитов) [8, с.39].

Создание экономических условий означает, что предприятие сознательно идет на некоторые ограничения в своей деятельности с целью оптимизации уровня налоговых платежей. Фактически проведение налогового планирования означает достижение максимального экономического эффекта (уровня рентабельности, объема продаж) при оптимальном уровне налогообложения в рамках существующего налогового законодательства. Соответственно, налоговое планирование необходимо в первую очередь предприятиям, ориентированным на легальную деятельность, а не на минимальные налоги любыми средствами. Традиционный подход к налоговому планированию исключительно, с точки зрения только минимальных налогов, не состоятелен. Важна не минимальность, а оптимальность уровня налоговой нагрузки.

Таким образом, приведенное определение налогового планирования предполагает, что в ходе проведения налогового планирования руководство предприятия должно получить ответы на следующие вопросы:

1. Какую сумму налогов и в какие сроки должен уплачивать налогоплательщик?

Этот вопрос означает составление на предприятии графика уплаты обязательных платежей исходя из сроков уплаты налогов, существующего уровня налоговой нагрузки и планируемого уровня выручки организации.

Например, чем выше рентабельность работы предприятия, тем выше налоговая нагрузка по налогу на прибыль. В свою очередь, убыточная работа означает неуплату налогов из прибыли. Но всегда ли убыточная работа является оптимальным вариантом налогового планирования?

Таким образом, приведенное определение налогового планирования предполагает, что в ходе проведения налогового планирования руководство предприятия должно получить ответы на следующие вопросы:

1. Какую сумму налогов и в какие сроки должен уплачивать налогоплательщик? Этот вопрос означает составление на предприятии графика уплаты обязательных платежей исходя из сроков уплаты налогов, существующего уровня налоговой нагрузки и планируемого уровня выручки организации. Например: предприятие знает, что уровень налоговой нагрузки составляет 10%. Выручка организации за месяц -100 млн. руб., соответственно, организации необходимо зарезервировать на счете 22-го числа порядка 10 млн. руб. для своевременности расчетов с бюджетом.

При этом планирование сумм уплачиваемых налогов является и дополнительным источником контроля над правильностью исчисления платежей. Так, если в течение квартала наблюдается значительное (более 5%) отклонение уровня налоговой нагрузки от запланированного уровня, то это может свидетельствовать:

- в случае снижения - об ошибках в исчислении налогов или высокой эффективности налогового планирования;

- в случае увеличения - о необходимости проведения мероприятия налогового планирования.

Также отклонение от планируемого уровня налоговой нагрузки может быть обусловлено изменениями налогового законодательства [9, с.187].

2. Имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи? Данный вопрос налогового планирования является общераспространенным представлением экономистов о месте и роли налогового планирования в регулировании экономической деятельности предприятия. Среди мероприятий, которые необходимо провести с целью определения возможности минимизации платежей, целесообразно выделить следующие:

- сравнительную оценку существующего уровня налоговой нагрузки предприятия со средним значением по республике;

- оценку договорных отношений с точки зрения их влияния на налогообложение;

- оценку организационной структуры работы предприятия с точки зрения подходов налогообложения;

- оценку маркетинговой политики предприятия с точки зрения налогообложения и т.д.

Приведенные направления налогового планирования не являются исчерпывающими. При этом следует отметить, что их применение не должно оказывать отрицательного влияния на результаты работы предприятия. Основная цель налогового планирования - это не минимизация сумм уплаченных налогов, а достижение оптимальных показателей экономической деятельности в рамках существующего законодательства без его нарушения.

3. Как выявить и минимизировать налоговые риски? Вопрос выявления и минимизации налоговых рисков является одним из направлений налогового планирования, который делает схожим налоговое планирование с аудитом. При этом следует отметить существенное отличие между этими двумя направлениями. Аудит проверяет правильность осуществленных сделок, а налоговое планирование определяет возможные проблемы по планируемым сделкам, позволяет прогнозировать ситуацию. Например: если предприятие с целью минимизации уплаты налога на прибыль решит создать ремонтный фонд, то аудит будет оценивать правильность отражения в учете уже совершенных операций, в то время как налоговое планирования будет оценивать влияние этого решения на планируемый уровень налоговой нагрузки [2, с.283].

Следует отметить, что налоговое планирование, в отличие от аудита, рассматривает не только существующие, но и вероятные налоговые риски, связанные как с деятельностью налоговых органов, так и обусловленные недостатками в работе предприятия.

Принципы налогового планирования. Исходя из изложенных целей, становится понятным, что налоговое планирование представляет собой процесс достижения оптимального в данных экономических условиях уровня налоговой нагрузки. Последнее предполагает наличие некоторых принципов и ограничений в организации налогового планирования.

1. Оптимизация, а не минимизация налогов. Разумеется, целью налогового планирования является вопрос не минимизации, а оптимизации уровня налогообложения в его чистом виде. При этом минимальный уровень налоговой нагрузки не всегда будет оптимальным. Необходимо учитывать ограничения, которые устанавливает государство и собственники предприятия.

Без сомнения, налоги платят те, у кого есть имущество и доходы. Поэтому самый простой способ - не иметь имущества и доходов, и тогда никаких налогов платить не нужно. Между тем вряд ли кого-либо устроит указанный вариант минимизации налогов [7, с.403].

2. Минимальное вмешательство в условия деятельности предприятия. Каждая организация является сложным механизмом, состоящим из определенной управленческой структуры. Любое вмешательство в ее деятельность в форме изменения организационной структуры, системы прохождения информации приводят к последствиям в управленческой сфере. Эти последствия нужно просчитывать и учитывать. Указанный принцип основывается на взаимосвязи методов налогового планирования и существующих экономических связей и организационной структуры предприятия, выбор оптимального характера вмешательства в деятельность предприятия .

3. Разумный налоговый риск. Применение схем минимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, как правило, не оправдано. Расходы на споры с налоговыми органами могут превысить экономию на налоге. В практике часто встречаются ситуации, когда необходимо обосновывать расходы, учитываемые в составе затрат при исчислении налога на прибыль. Особенно часто указанная ситуация связана с оказанием консультационных услуг, когда необходимо наличие как акта выполненных работ, так и непосредственно материального результата оказанных работ (отчет, анализ, бизнес-план). Чем более грамотно экономически обоснованы и документально оформлены результаты консультационной работы, тем меньше претензий со стороны налоговых органов. В процессе налогового планирования обычно возникает налоговый риск, который необходимо учитывать. При этом грамотно организованное налоговое планирование предполагает, что налоговый риск прогнозируем и экономически обоснован. В свою очередь, если предприятие не готово пойти на налоговый риск, то налоговое планирование применять не следует. Перечисленные принципы организации налогового планирования носят универсальный характер и применимы в условиях любого законодательства, о чем имеется практический белорусский опыт. При этом эффективность налогового планирования выражается не только в сокращении уровня налоговой нагрузки, но и в снижении размера штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, в повышении рентабельности работы предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. Москва.: Эксмо, 2008. - 496 с.

2. Бондарь Т.Е., Василевская Т.И., Заяц Н.Е., Киреева Е.Ф., Алешкевич И.Н. Налоги и налогообложение. Минск.: Вышэйшая школа, 2008. - 320 с.

3. Братухина О.А. Методология, методика и практика исчисления налогов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007. - 217 с.

4. Заяц Н. Налоги и налогообложение. Минск.: Вышэйшая школа, 2006. - 303 с.

5. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Москва.: КноРус, 2009. - 360 с.

6. Маслова И.А., Попова Л.В., Дрожжина И.А. Практика исчисления налогов. Москва.: Дело и сервис, 2008. - 288 с.

7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Москва.: Инфра-М, 2009. - 520 с.

8. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет. Москва.: Юнити, 2007. - 224 с.

9. Черник Д.Г., Балакин В.В., Кирина Л.С. Налоговое консультирование. Москва.: Экономика, 2009. - 439 с.

10. Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. Москва.: Дашков и К, 2007. - 336 с.

11. Ялбулганов А.А. Финансы и налоги. Очерки теории и политики. Москва.: Статут, 2004. - 618 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Факультет: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Кафедра: ФИНАНСЫ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Дисциплина: Налоговый менеджмент

Налоговое планирование налоговой нагрузки

Исполнитель – Студентка Герасименко И..А. Группа: 454

Руководитель: Куликова Н.Н.

Сдана на проверку «___» __________ 200__г.

1. Теоретические аспекты планирования налоговой нагрузки

1.1 Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки

1.2 Методы оценки налоговой нагрузки

2. Практическая часть

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.

Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.

Налоговое планирование является составной частью финансового управления. Цель формирования эффективной модели налогового планирования в настоящее время ставит перед собой практически каждый налогоплательщик. Такая необходимость диктуется как объективными (существование возможности выбора режима налогообложения, потребность планирования финансовых потоков), так и субъективными (желание плательщиков оптимизировать налоговые платежи) причинами [4, c. 12].

1. Теоретические аспекты планирования налоговой нагрузки

1.1 Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки

Под налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

Таким образом, можно сказать, что налоговая нагрузка – это система абсолютных и относительных показателей влияния государственной налоговой политики на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.

Налоговое планирование является составной частью финансового управления. Цель формирования эффективной модели налогового планирования в настоящее время ставит перед собой практически каждый налогоплательщик. Такая необходимость диктуется как объективными (существование возможности выбора режима налогообложения, потребность планирования финансовых потоков), так и субъективными (желание плательщиков оптимизировать налоговые платежи) причинами.

Налоговое планирование в настоящее время является предметом пристального изучения. Существует множество ее трактовок. В основном все объединяют «налоговое планирование» с «налоговой оптимизацией», предполагая, что «…это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов» [5, c. 5].

Другие считают, что налоговое планирование – это эффективное управление собственными финансовыми ресурсами без привлечения заемного капитала за счет оптимизации налогооблагаемой базы с применением законодательно допустимой возможности уменьшения налоговых обязательств.

Налоговое планирование – это многостадийный процесс, который включает в себя следующие элементы:

выбор налоговых режимов;

формирование и анализ объектов налогообложения;

формирование элементов учетной политики;

анализ налоговых последствий тех или иных сделок и хозяйственных операций;

анализ сложившейся налоговой нагрузки.

Дистанция между существующей и критической налоговой нагрузкой вынуждает налогоплательщиков анализировать действующую систему налогообложения. В этой связи под налоговым планированием следует понимать способ выбора оптимального сочетания инструментов, снижающих налоговую нагрузку в рамках действующего налогового законодательства, учитывая существующие возможности в процессе управления налоговыми платежами.

Практика становления и развития налоговой системы, как в зарубежных странах, так и в России показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих автоматически вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налоговой нагрузки.

Данная зависимость имеет объективные причины существования, среди которых можно выделить две, наиболее значимые:

1) чем меньше сумма налогов, тем больше финансовых ресурсов остается в распоряжении налогоплательщиков;

2) чем ближе к установленному сроку платежа уплачены налоги, тем дольше денежные средства находятся в обороте хозяйствующих субъектов.

Как результат, снижение налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика. Поэтому можно говорить о необходимости анализа уровня налоговой нагрузки в процессе налогового планирования.

В Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния часто применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д.

Если налогоплательщик рассчитывает работать и в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования как одного из способов управления налогами, одним из элементов которой является анализ сложившегося уровня налоговой нагрузки и выявление возможных путей ее оптимизации [3, c. 8].

1.2 Методы оценки налоговой нагрузки

В настоящее время в экономической литературе и на практике авторы используют разные методики определения налоговой нагрузки.

В то же время авторы стремятся унифицировать показатель и сделать его универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных организациях и отраслях экономики, определять как изменение налогов, налоговых ставок и льгот влияет на деятельность хозяйствующего субъекта.

Методика расчета налоговой нагрузки налогоплательщика должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния законодательно установленных обязательных платежей на финансовое состояние предприятия. Методика определения уровня налоговой нагрузки должно учитывать особенности процесса налогообложения, а так же особенности построения налоговой системы. Цель методики определения налоговой нагрузки – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах, в том числе в условиях разных стран.

Необходимо отметить, что для расчета налоговой нагрузки недостаточно иметь только перечень обязательных платежей, которые взимаются на территории того или иного государства. Так как процесс налогообложения осуществляется в рамках отдельных налоговых режимов, каждый из которых характеризуется своим порядком определения уровня налоговых обязательств, то можно говорить о расчете налоговой нагрузки только в рамках отдельных налоговых режимов.

Так же при оценке налоговой нагрузки необходимо учитывать, что не все налоги в конечном итоге ложатся на плечи налогоплательщика. Такие платежи как НДС и акцизы, являясь косвенными налогами, оплачиваются конечными потребителями. При этом налогоплательщик, формируя цену реализации, должен отталкиваться от сложившейся у него себестоимости с учетом заложенного уровня рентабельности. В таком случае косвенные налоги, с учетом существующей методики их расчета, становятся проблемой налогоплательщика только с точки зрения их влияния на его конкурентоспособность – с одной стороны. С другой – при существующей системе уплаты, например НДС, когда одним из элементов налогооблагаемой базы являются суммы полученной предоплаты, косвенные налоги становятся инструментом отвлечения финансовых ресурсов предприятий, что приводит к возникновению дефицита оборотных средств, сказывается на их платежеспособности и рождает необходимость поиска дополнительных источников финансирования.

Такие налоги как ЕСН, ресурсные платежи в пределах лимитов, налоги, связанные с владением или использованием имущества, включаются в себестоимость товаров, работ, услуг, учитываются в процессе формирования цены и в итоге также возмещаются потребителем. Что, как и в случае с косвенными налогами, больше оказывает влияние на конкурентоспособность налогоплательщика, и, при отсутствии реализации, сокращает количество денежных средств, которые можно было бы использовать в целях повышения его ликвидности.

Для определения налоговой нагрузки в организации Департаментом налоговой политики Минфина России разработана методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением суммы всех налогов организации (Нп) к совокупной выручке хозяйствующего субъекта, включая выручку от прочей реализации (В):


(1.1)

Показатель налогового бремени. Рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Методика предложенная М.Н. Крейниной, исходит из сопоставления налога и источника его уплаты. Таким образом, каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свои критерии для оценки тяжести налогового бремени.

Тяжесть налогового бремени (Нн) можно рассчитать по формуле:


, (1.2)

где В – общая выручка организации;

И – издержки, принимаемые для целей налогообложения;

П – бухгалтерская прибыль до налогообложения;

Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении организаций за вычетом обязательных платежей, уплачиваемых за счет нее;

dПч –доля чистой прибыли после уплаты налогов в бухгалтерской прибыли до налогообложения;

(1-dПч) – доля налоговых платежей в общей прибыли организации.

Особенность рассматриваемого метода состоит в том, что он не учитывает косвенные налоги, поскольку они не зависят от величины прибыли организации. Для оценки налогового бремени по НДС и акцизам их предлагается соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса, а сумму налогов с источниками уплаты.

Оригинальный подход к расчету налоговой нагрузки содержится в работах Е.А. Кировой. По мнению автора, следует различать абсолютную и относительную нагрузки.

Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды. В этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи, перечисленные ЕСН, страховая часть пенсионного фонда, а так же недоимка по данным платежам.

Косвенные налоги повышают налоговую нагрузку организаций. Реальным носителем их является конечный потребитель производимой продукции.

Абсолютная налоговая нагрузка не отражает напряженности налоговых обязательств, поэтому автор предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки Нб. Под этим понимается отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, т.е. отношение налогов и страховых взносов (Н), включая недоимку (Нед), к вновь созданной стоимости:


. (1.3)

Источником уплаты налоговых платежей признается добавленная стоимость (ДС). Поэтому при исчислении налоговой нагрузки к добавленной стоимости не учитывается объективное различие доли амортизации в ее объеме. С целью исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки предлагается фискальные изъятия соизмерять с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость определяется расчетным путем – вычетом из добавленной стоимости амортизации.

На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость (ДС) предлагается исчислять следующим образом:

где В – выручка от реализации товаров, продукция, работ, услуг;

МЗ – материальные затраты;

ВД – внереализационные доходы;

ВР – внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);

ОТ – оплата труда;

ОС – отчисления в единый в единый социальный налог;

П – прибыль организаций;

НП – налоговые платежи.

Относительную налоговую нагрузку Е.А. Кирова предлагает определять по формуле


(1.6)

Достоинства методики заключается в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку по конкретным организациям, а также индивидуальным предпринимателям независимо от их отраслевой принадлежности. Налоговые платежи соотносятся с вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов; на формирование величины вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги.

В заключении можно сказать, что налоговая нагрузка – это комплексная характеристика, которая включает:

Количество налогов и других обязательных платежей;

Механизм взимания налогов;

Показатель налоговой нагрузки на предприятии.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя [2, c.149-156].

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Читайте также: